План-конспект урока по литературному чтению "Звук [и]. БУКВЫ И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Лит. чтение
Тема урока: Звук [и]. БУКВЫ И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И
(«Букварь», с. 41)
Ход урока
I. Организационный момент.
Эмоциональный настрой на урок:
Речевая разминка.
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Работа с инвариантной частью букваря.
1. - Я вам сейчас прочитаю отрывок из сказки, а вы внимательно послушайте и угадайте название этой сказки. (Чтение учителем отрывка, «Спутник букваря», с. 41)
- Итак, как называется эта сказка? (На доске иллюстрация)
- Куда улетела стрела Ивана-царевича? (На болото.)
- Кто ее поднял? (Лягушка.)
- Один из главных героев - Иван-царевич.
- Произнесем его имя по слогам. (И-ван.)
- Покажите на пальчиках, сколько в слове слогов.
2. Выделение звука [и].
- Назовите первый звук в слове ([и]).
- Какой это звук? (Гласный).
- Как докажите?
- А какие еще звуки бывают? (Согласные тв, согл. мягк.).
- Как вы думаете, гласный [и] какой буквой будем обозначать на письме? (И, и, показ печатных букв).
3. Знакомство с печатными и письменными буквами И, и. (На доске табличка).
- Первое испытание «Отгадай загадку».
Остроносая старушка
Узоры вышивает, весь мир одевает,
Что сошьёт - не надевает. (Иголка)
(На доске картинки иголок)
- Сравним схемы слов. (Работа с интерактивной доской)
На калитку посмотри:
Чем она не буква «И»?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
- Кто живет в этом тереме? (Гласные).
- Какие гласные на нижнем этаже? А на верхнем?
- Посмотрите на ленту букв, в каком ряду расположена буква и? (В нижнем).
- Что вы знаете про гласные нижнего ряда?
- Итак, что мы сейчас узнали про звук [и]? (Он гласный, делает согласный звук мягким).
- Молодцы, хорошо преодолели 1-ое испытание.
- В русском языке есть слова, которые имеют несколько значений. У слова иголки тоже много значений. (На доске картинки)
Есть иголки у ежа.
И, конечно, у ерша.
У сосны и ёлки
Тоже есть иголки.
Это швейная игла.
Всем одежду шьёт она.
Физкультминутка «Листики»
- Следующее испытание.
- Работа по букварю с. 41.
- Прочитаем столбики слогов (1,2).
- Чтение слогов с твердыми согласными звуками.
- Чтение слогов с мягкими согласными звуками.
(Работа с интерактивной доской)
- Чтение столбиков слов.
- Объяснение значения слова лианы. (На доске картинка)
Лианы — вьющиеся и ползучие растения в тропических лесах; своими ветвями они обвивают стволы и ветви других растений.
- В каком слове все согласные звуки мягкие? (Лилии.)
- Какой общий слог в словах четвертого столбика? (Ли.)
- Какой общий звук в словах пятого столбика? ([и].)
(Выключить доску)
- Буква И обозначает звук [и] и показывает мягкость предшествующего согласного.
- Молодцы, ребята, успешно преодолели 2 – ое препятствие.
Минутка отдыха
Зарядка для глаз
- Иван-царевич приготовил для вас следующее испытание
- Работа по букварю
- Распределение предметов на две группы.
- Две группы: игрушки и школьные принадлежности.
- Пары предметов: кубики и пирамидка, книга и треугольник.
(- Назовите мягкие согласные звуки в названиях этих предметов:
кубики - [б’], [к’]; книга - [н’]; пирамидка - [п’], [м’]; треугольник- [р’], [л’], [н’]) . – При наличии времени.
- Чтение и анализ предложения: Ира и Нина малы, но умны.
- Дополнение предложения словом книги. (На доске схема предложения)
У Ирины и Нины книги. (Анализ предложения).
- Буква и может быть как частью слова, так и целым словом.
- Составьте предложения со словом и. (Ответы детей.)
- Скажите, что мы еще сейчас узнали про букву и?
- Молодцы!
IV. Работа с букварем.
1. Работа с пословицей.
Учитель читает пословицу: «Испокон века книга растит человека».
V. Работа в тетради (с. 21). (При наличии времени)
1. Выполнение задания по образцу. Дифференцированное задание.
• В буквенную схему слова впишите буквы, обозначающие гласные звуки.
• Пропущенные буквы не читающие дети отмечают точками.
• Читающие дети вписывают в схему слова.
- Молодцы, ребята, успешно преодолели все препятствия. Иван-царевич в подарок вам приготовил игру: «Поймай звук [и]».
(Учитель называет слова, а дети хлопают в ладоши, если в слове есть звук [и]: гиря, письмо, рамка, ирис, абрикос, слон, нитки, иголка, лампа, пила, паук, рак, три).
VI. Итог урока. Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2 классе "Школа России" "Обозначение мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака."
Урок для специального коррекционного класса детей 7 вида...
Урок обучения грамоте. Тема урока: "Звук [и]. БУКВЫ И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И".
Урок-сказка разработан для 1 класса по ФГОС. Программа "Планета Знаний". Конспект урока содержит разнообразный занимательный материал, что повышает познавательный интерес обучающихся к изучаемому мате...
Конспект урока по русскому языку "Обозначение мягкости согласных на письме буквами. Работа с текстом."
Тема: Обозначение мягкости согласных на письме буквами.Работа с текстом. Цели: 1) Совершенствовать умение учеников обозначать мягкость согласного гласными и мягким...
Отзыв на открытый урок обучения грамоте (литературного чтения) в 1 В классе на тему: «Звук [и]. Буквы И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И»
Отзывна открытый урок обучения грамоте (литературного чтения) в 1 В классена тему: «Звук [и]. Буквы И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И»...
Урок для учащихся 3 класса по теме "Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю, я"
Урок для учащихся 3 класса по теме "Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю, я"...
Обозначение мягкости согласных на письме буквой "ь"
Презентация логопедического занятия на тему : "Обозначение мягкости согласных на письме буквой "ь""...