Рабочая программа "Коррекция нарушений чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи для обучающихся 3 класса общеобразовательной школы"
рабочая программа по логопедии (3 класс)
- Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи.
- Расширение словарного запаса путем усвоения смысловых эмоциональных оттенков речи.
- Закрепление навыков звукобуквенного анализа с установлением соотношения между буквами и звуками в слове.
- Расширение и уточнение словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет умения активно пользоваться различными способами словообразования.
- Подготовить к усвоению морфологического состава слова.
- Развитие навыков построения связного высказывания, отбора языковых средств, адекватных смысловой концепции, точное формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания.
Программа носит коррекционно-развивающий характер, предусматривает развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), формирование навыков самоконтроля деятельности.
Работа по коррекции речи реализуется вне зависимости от видов нарушения письменной речи. Она осуществляется с детьми, речь которых не соответствует школьным требованиям, которые не справляются с программой по русскому языку и допускают большое количество ошибок в письме и чтении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа 3 класс логопедические занятия | 57.89 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО на заседании Педагогического совета Протокол от 30.08. 2024 г. № 1. | УТВЕРЖДАЮ: Директор школы___________А.А. Юферева
Приказ от 30. 08. 2024 г. № 01-13-144 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Коррекция нарушений чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи для обучающихся 3 класса общеобразовательной школы Родники 2024г. |
3 класс
- Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи.
- Расширение словарного запаса путем усвоения смысловых эмоциональных оттенков речи.
- Закрепление навыков звукобуквенного анализа с установлением соотношения между буквами и звуками в слове.
- Расширение и уточнение словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет умения активно пользоваться различными способами словообразования.
- Подготовить к усвоению морфологического состава слова.
- Развитие навыков построения связного высказывания, отбора языковых средств, адекватных смысловой концепции, точное формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания.
Программа носит коррекционно-развивающий характер, предусматривает развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), формирование навыков самоконтроля деятельности.
Работа по коррекции речи реализуется вне зависимости от видов нарушения письменной речи. Она осуществляется с детьми, речь которых не соответствует школьным требованиям, которые не справляются с программой по русскому языку и допускают большое количество ошибок в письме и чтении.
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Программа составлена для реализации коррекционного курса устной и письменной речи обучающихся. Ключевая идея курса заключается в повышении качества образования.
Обучение по коррекционной программе дает возможность сформировать у обучающихся познавательную мотивацию к изучению родного языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Одно из принципиальных требований программы, соблюдение которого способствует оптимизации корригирующего обучения – коммуникативная направленность всего комплекса коррекционно-развивающего воздействия.
Коррекция нарушений речи обучающихся требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения предусмотрены часы логопедических занятий. Дети с ОВЗ принимаются на коррекционные занятия на основании рекомендаций ПМПК.
Программа реализуется при подгрупповой форме работы (не более 5-6 человек в каждой группе). Подгруппы комплектуются с учетом возраста и характера нарушений.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.
В структуру занятия может входить:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
- работа над предложением, текстом;
- обогащение и активизация словарного запаса.
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.
В программе предусмотрены следующие виды контроля: логопедическое обследование, направленное на выявление особенностей речевого развития обучающихся; мониторинг динамики речевого развития обучающихся, их успешности в освоении АООП образования с последующим заполнением речевых карт, карт динамики речевого развития. Для этих целей проводятся:
- индивидуально организованное обследование,
- сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы),
- наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,
- изучение работ ребенка (тетради).
В программе коррекционное занятие состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть направлена на получение учащимися знаний в области фонетики, лексики, морфологии, грамматики. Практическая часть способствует переводу полученных знаний в речевые умения и навыки по применению и осмысленному использованию речевых средств с учетом требований ситуации и контекста; организация и систематическое наблюдение за разнообразными языковыми явлениями, реализация речевых средств на основе развития мыслительных операций – анализа, синтеза, сравнения, обобщения, сопоставления, психических процессов – восприятия, внимания, памяти.
- МЕСТО КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с данной рабочей программой коррекционные занятия проводятся 2 раза в неделю. Программа подгрупповых занятий рассчитана на 68 занятий во 2-4 классах. Продолжительность коррекционных занятий составляет 40 минут (1 урок). При необходимости могут проводиться индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения, продолжительностью 15 – 20 минут, 1-3 раза в неделю, в соответствии с индивидуальным планом работы, составленным на каждого обучающегося.
Результативность, динамика обучения детей отслеживается по итогам проведения итоговых диагностических обследований (диктант, списывание, устное изложение).
- ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным, предметным результатам освоения программы обучающимися.
Предметные результаты:
- сформированность фонетико-фонематического и лексико-грамматического компонентов речевой системы;
- сформированность навыков правильного и грамотного чтения и письма;
- актуализация уже имеющихся речеязыковых знаний, умения их использовать в устном общении, при восприятии и создании письменного текста.
Личностные действия обеспечивают целостно-смысловую ориентацию обучающихся.
- Формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю, осознание своей идентичности и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- Оценить поступки, в том числе неоднозначные, как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе:
- общечеловеческих ценностей и российских ценностей, уважения к труду, культуре;
- важности исполнения роли «хорошего ученика», важности учебы и познания нового;
- важности бережного отношения к здоровью и природе;
- важности различения «красивого» и «некрасивого», потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного»;
- важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества.
- Учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями.
Метапредметными результатами обучения является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- составлять план и определить последовательность действий;
- выделить главное, существенное в учебном материале, наметить пути и средства достижения учебной цели;
– внести необходимые изменения в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
– выделить и осознать учащимся то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценить качество и уровень усвоения;
- осуществлять контроль за ходом своей деятельности;
- работать в определенном темпе (быстро и качественно писать, производить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.)
Коммуникативные УУД:
- внимательно слушать и слышать учителя - логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям и замечаниям (т.е. занять позицию ученика);
- понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
- свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
- целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя – логопеда;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания;
- отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
- употреблять усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
- обращаться к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;
- подводить итоги занятия;
- соблюдать речевой этикет при общении (обращение, просьба, диалог).
- строить монологическое высказывание;
- слушать собеседника.
Познавательные УУД (общеучебные):
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- найти и выделить необходимую информацию;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- выбрать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
- контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- осуществлять смысловое чтение.
Реализация программы способствует выравниванию в соответствии с возрастными требованиями состояния развития речевой системы (устной и письменной), а также психофизических процессов у детей с нарушениями речи, что необходимо для их всестороннего гармоничного развития, достаточного восстановления коммуникативной функции языка и успеваемости в общеобразовательной школе.
- СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
3 класс
Согласные звуки и буквы (8 ч)
Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака. Мягкий знак в конце слова. Мягкий знак в середине слова. Разделительный мягкий знак. Обозначение мягкости согласных с помощью гласных. Непарные твердые согласные звуки [ж], [ш], [ц]. Непарные мягкие согласные звуки [ч], [щ], [й]. Оглушение звонких согласных в конце слова. Оглушение звонких согласных в середине слова.
Предложение (5 ч)
Предложение. Главные члены предложения. Интонационная законченность предложения. Повествовательные предложения. Вопросительные предложения. Восклицательные предложения.
Морфологический состав слова (18 ч)
Корень как главная часть слова. Родственные слова. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Безударные гласные в корне слова. Правописание безударных гласных в корне слова. Составление словосочетаний и предложений с родственными словами. Омонимы. Использование их в речи. Однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Сложные слова. Составление словосочетаний и предложений со сложными словами. Приставка. Префиксальный способ образования слов. Многозначные приставки. Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. Окончание. Состав слова. Проверочная работа по теме «Состав слова».
Предлоги и приставки (4 ч)
Предлоги. Правописание и дифференциация предлогов и приставок. Соотнесение предлогов и глагольных приставок. Не с глаголами.
Словообразование (9 ч)
Антонимы. Использование антонимов в речи. Подбор антонимов к словам различных частей речи. Синонимы. Использование синонимов в речи. Грамматическая сочетаемость синонимов. Подбор синонимов к словам различных частей речи. Многозначные слова. Использование многозначных слов в речи Прямое и переносное значение многозначных слов.
Связная речь (21 ч)
Составление сложносочиненных предложений. Составление сложноподчиненных предложений. Текст. Выделение признаков связного текста. Тема текста. Основная мысль текста. Деление сплошного текста на отдельные предложения. Составление связного текста из данных предложений. Редактирование текста. Грамматическое оформление текста с повторяющимися словами. Составление связного текста из деформированных предложений. Составление связного текста из предложений с пропущенными предлогами. Составление связного текста по вопросам. Составление рассказа по данному началу. Составление рассказа по его концу. Выборочное выписывание из текста по заданию. Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки текста-повествования. Схема построения повествовательного текста. Текст-описание. Характерные признаки текста-описания. Схема построения описательного текста. Текст-рассуждение. Характерные признаки текста-рассуждения. Схема построения рассуждения. Деление сплошного текста на абзацы. Составление связного текста из данных абзацев. Составление рассказа по материалам наблюдений.
Проверка знаний, умений и навыков (3 ч)
Итоговая проверочная работа. Зрительный диктант. Слуховой диктант. Изложение. Тест.
- КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
3 класс
N п/п | Тема занятия | Характеристика деятельности обучающихся | Предполага-емые сроки проведения. Дата проведения |
8 | Согласные звуки и буквы | Сентябрь | |
1 | Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака. Мягкий знак в конце слова | Различать на слух твердые и мягкие согласные. Обозначать мягкость согласных мягким знаком. Анализировать пары слов с мягким знаком и без, наблюдать различие в лексическом значении слов. Соотносить количество звуков и букв в слове. | |
2 | Мягкий знак в середине слова | ||
3 | Разделительный мягкий знак | Характеризовать функции мягкого знака. Анализировать пары слов с разделительным мягким знаком и без. Наблюдать различие в лексическом значении слов. Соотносить количество звуков и букв в слове. Соотнесение количества звуков и букв в слове. Уточнять правила правописания разделительного мягкого знака. | |
4 | Обозначение мягкости согласных с помощью гласных | Различать мягкие и твердые согласные и правильно обозначать их на письме. Устанавливать позиции в слове, в которых буквы Е, Ё, Я, Ю обозначают два звука Осуществлять самоконтроль при определении функции букв Ё, Ю, Я, находить слова, в которых эти буквы не обозначают мягкость Проводить анализ по заданным признакам. Анализировать пары слов, наблюдать за изменением лексического значения. Объяснять функцию букв гласных звуков как показателей мягкости предыдущего согласного. | |
5 | Непарные твердые согласные звуки [ж], [ш], [ц] | Применять правила написания слов с непарными твердыми согласными [ж], [ш], [ц], правила написания сочетаний жи-ши. Упражняться в написании слов с непарными твердыми согласными [ж], [ш], [ц]. Осуществлять анализ слов с непарными твердыми согласными. | |
6 | Непарные мягкие согласные звуки [ч], [щ], [й] | Применять правила написания слов с непарными мягкими согласными [ч], [щ], [й], правила написания сочетаний ча-ща, чу-щу. Упражняться в написании слов с непарными мягкими согласными [ч], [щ], [й]. Осуществлять анализ слов с непарными мягкими согласными. | |
7 | Оглушение звонких согласных в конце слова | Применять правила написания слов со звонким согласным в конце и в середине слова. Упражняться в подборе проверочных слов. Осуществлять анализ слов. | |
8 | Оглушение звонких согласных в середине слова | ||
5 | Предложение | Октябрь | |
9(1) | Предложение. Главные члены предложения | Составлять предложения из набора слов. Определять последовательность слов в предложении. Применять правила написания предложений. Использовать алгоритм нахождения главных членов. Находить и графически обозначать грамматическую основу в предложении. Знакомиться с однородными главными членами предложения. | |
10(2) | Интонационная законченность предложения | Составлять предложения из набора слов, выбирать необходимые знаки препинания в конце предложений. Различать различные виды интонации. Применять правила обозначения границ предложения на письме. | |
11(3) | Повествовательные предложения | ||
12(4) | Вопросительные предложения | ||
13(5) | Восклицательные предложения | ||
18 | Морфологический состав слова | Октябрь-декабрь | |
14(1) | Корень как главная часть слова. Образование однокоренных слов | Находить общую часть в группах слов. Уточнить понятия «корень», «однокоренные слова». Наблюдать за словами с омонимичными корнями. Выделять единый корень в серии слов. Образовывать однокоренные слова, относящиеся к различным частям речи. Составлять словосочетания и предложения с однокоренными словами. Находить однокоренные слова в тексте. Графически обозначать корень слова. | |
15(2) | Родственные слова | Подбирать однокоренные и родственные слова. Различать родственные слова и формы одного и того же слова. Устанавливать различие родственных слов и слов с омонимичными корнями. Упражняться в подборе родственных слов. Составлять словосочетания и предложения с однокоренными словами. Группировать слова по значениям. Определять значения слов. Графически обозначать корень слова. | |
16(3) | Дифференциация однокоренных и родственных слов | ||
17(4) | Безударные гласные в корне слова | Упражняться в подборе родственных слов. Использовать правило обозначения безударных гласных в корне слова. Подбирать проверочные слова. Составлять словосочетания и предложения с однокоренными словами. Графически обозначать корень слова. | |
18(5) | Правописание безударной гласной в корне слова | ||
19(6) | Составление словосочетаний и предложений с родственными словами | Подбирать однокоренные и родственные слова. Упражняться в составлении словосочетаний и предложений с использованием однокоренных и родственных слов. Графически обозначать корень слова. | |
20(7) | Омонимы. Использование их в речи | Различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, определять их отличительные признаки. Наблюдать за словами, сходными по звучанию. Подбирать однокоренные слова, слова с омонимичными корнями. Определять лексическое значение слов. Упражняться в составлении предложений. Графически обозначать корень слова. | |
21(8) | Однокоренные слова и слова с омонимичными корнями | ||
22(9) | Сложные слова | Наблюдать за способами словообразования сложных слов. Выделять соединительную гласную о (е) в середине слова. Определять лексическое значение сложных слов. Составлять словосочетания и предложения со сложными словами . Графически обозначать корень слова. | |
23(10) | Составление словосочетаний и предложений со сложными словами | Упражняться в составлении словосочетаний и предложений с использованием сложных слов. Применять способы образования сложных слов и объяснять их лексическое значение. Графически обозначать корень слова. | |
24(11) | Приставка. Ее роль в изменении значения слова | Знакомиться с приставкой как частью слова. Выделять и отмечать приставки в предложенных рядах слов. Различать слова с приставками и слова, корень которых начинаются со сходных звукосочетаний. Графически обозначать приставки. Объяснять смыслоразличительную роль приставки. Применять правила правописания приставок. | |
25(12) | Префиксальный способ образования слов | Объяснять значение приставок. Подбирать родственные слова с различными приставками. Анализировать значение слов. Графически обозначать приставки и корни. Образовывать слова с помощью приставок. Подбирать слова, противоположные по значению. Применять правила правописания приставок. Составлять словосочетания и предложения с новыми словами. | |
26(13) | Многозначные приставки | ||
27(14) | Суффикс | Знакомиться с суффиксом как частью слова. Наблюдать за образованием новых слов и выделять суффиксы, с помощь которых они образованы (суффиксы профессий, уменьшительно-ласкательные суффиксы, суффиксы увеличения, прилагательных и глаголов). Находить суффиксы в словах и графически их выделять. Объяснять значение слов, образованных с помощью разных суффиксов. Находить и исправлять ошибки в разборе слова. | |
28(15) | Суффиксальный способ образования слов | ||
29(16) | Окончание | Знакомиться с изменяемой частью слова – окончанием. Графически обозначать окончания. Изменять слова по числам, родам, падежам. | |
30(17) | Состав слова | Находить слова в соответствии с данной морфемной схемой. Наблюдать за словами, образованными приставочно-суффиксальным способом, определять способ образования слов. Конструировать слова в соответствии с заданной моделью. Уточнять значение слов. Восстанавливать деформированные слова. | |
31(18) | Проверочная работа по теме «Состав слова» | Правильно выполнять задания по изученным темам. Контролировать правильность и аккуратность собственных записей. | |
4 | Предлоги и приставки | Январь | |
32(1) | Предлоги | Различать предлоги по значению. Находить и фиксировать предлоги в предложении. Использовать правила написания предлогов со словами. Правильно употреблять предлоги на письме. Составлять словосочетания и предложения с использованием предлогов. Применять правила написания предлогов со словами, приставок. Различать предлоги и приставки. Наблюдать за сходными по произношению предлогами и приставками. Различать слова с приставками и слова с предлогами, которые начинаются со сходных звукосочетаний (доплыть до берега). Графически обозначать предлоги и приставки. | |
33(2) | Правописание и дифференциация предлогов и приставок | ||
34(3) | Соотнесение предлогов и глагольных приставок | ||
35(4) | Не с глаголами | Применять правила написания не с глаголами. | |
9 | Словообразование | Февраль-март | |
36(1) | Антонимы | Наблюдать за словами, имеющими противоположное значение. Находить антонимы в текстах. Подбирать антонимы к предложенным словам. Выбирать из ряда слов антонимы. Подбирать антонимы к разным значениям многозначного слова. Использовать антонимы в речи | |
37(2) | Использование антонимов в речи | ||
38(3) | Подбор антонимов к словам различных частей речи | ||
39(4) | Синонимы. Грамматическая сочетаемость синонимов | Наблюдать за сходством в значении синонимов. Выбирать из ряда слов синонимы. Самостоятельно подбирать синонимы к словам. Находить в тексте повторы слов и заменять их синонимами. Выбирать из пары синонимов слово, подходящее к заданному предложению. Находить синонимы в тексте и формулировать их общее значение. | |
40(5) | Подбор синонимов к словам различных частей речи | ||
41(6) | Использование синонимов в речи | ||
42(7) | Многозначные слова | Знакомиться с многозначными словами. Составлять предложения с использованием многозначных слов. Опознавать слова в переносном значении. Обобщать и систематизировать знания о многозначных словах. Подбирать антонимы и синонимы к многозначным словам. Объяснять значение выражений с многозначными словами с переносным значением. | |
43(8) | Использование многозначных слов в речи | ||
44(9) | Прямое и переносное значение многозначных слов |
21 | Связная речь | Апрель-май | ||
45(1) | Составление сложносочиненных предложений | Наблюдать за предложениями с несколькими грамматическими основами. Знакомиться с понятиями «сложное предложение», «сложносочиненное предложение». Находить в тексте сложносочиненные предложения. Упражняться в самостоятельном составлении сложносочиненных предложений из двух простых с использованием союзов И, А, НО. Графически обозначать грамматические основы предложений. Выделять простые предложения в составе сложносочиненного предложения. | ||
46(2) | Составление сложноподчиненных предложений | Знакомиться с понятием «сложноподчиненное предложение». Находить в тексте сложные предложения с союзами ПОТОМУ ЧТО, ЧТОБЫ. Задавать вопросы от главной части сложноподчиненного предложения к зависимой. Находить, анализировать, исправлять смысловые, лексические, логические и грамматические ошибки в предложении. Выявлять причинно-следственные связи в сложноподчиненных предложениях. Конструировать сложноподчиненные предложения. | ||
47(3) | Текст. Выделение признаков связного текста. Тема текста | Выделять признаки текста, определять тему текста. Устанавливать связь предложений в тексте. | ||
48(4) | Основная мысль текста | Называть признаки текста. Понимать содержание текстов. Определять темы текста, основную мысль. Подбирать заголовки к текстам. | ||
49(5) | Деление сплошного текста на отдельные предложения | Выделять предложения из текста. Обозначать границы предложения. Оформлять предложения, используя правила. Понимать содержание текстов. Определять темы текста, основную мысль. Подбирать заголовки к текстам. | ||
50(6) | Составление связного текста из данных предложений | Располагать предложения в правильной последовательности для получения связного рассказа. Определять темы текста, основную мысль, озаглавливать текст. Оформлять предложения, используя правила. | ||
51(7) | Редактирование текста | Находить лишние предложения, слова, не соответствующие теме. Находить логические ошибки в предложениях. Редактировать простые предложения с повторяющимися словами. Конструировать сложноподчиненные предложений. | ||
52(8) | Составление связного текста из деформированных предложений | Устанавливать связь слов в предложении. Составлять предложения, располагая слова в правильной логической последовательности. Составлять связный текст из деформированных предложений. Дополнять предложения подходящими по смыслу словами, предлогами для получения связного рассказа. Грамматически правильно оформлять предложения. Устанавливать связность и последовательность предложений в тексте. Определять тему, основную мысль текста. Озаглавливать текст. | ||
53(9) | Составление связного текста из предложений с пропущенными предлогами | |||
5410) | Составление связного текста по вопросам | Составлять связный текст путем ответа на вопросы. Записывать связный рассказ. Анализировать составленные тексты. Определять тему, основную мысль текста. | ||
55(11) | Составление рассказа по данному началу | Дополнять рассказ предложениями. Устанавливать последовательность передачи событий. Определять тему, основную мысль текста. Озаглавливать текст. | ||
56(12) | Составление рассказа по его концу | |||
57(13) | Выборочное выписывание из текста по заданию | Выписывать из текста слова, предложения, отрывки по заданию логопеда. | ||
58(14) | Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки текста-повествования | Знакомиться с характеристиками текста-повествования. Определять последовательность частей. Делить текст на части. Определять тему и главную мысль текста и его частей. Составлять план связного высказывания. Составлять повествовательный текст с опорой на план. | ||
59(15) | Схема построения повествовательного текста | |||
60(16) | Текст-описание. Характерные признаки текста-описания | Знакомиться с характеристиками текста-описания. Определять последовательность частей. Составлять план текста. Определять тему и главную мысль текста и его частей. Составлять описательный текст. | ||
61(17) | Схема построения описательного текста | |||
62(18) | Текст-рассуждение. Характерные признаки текста-рассуждения | Знакомиться с характеристиками текста-рассуждения. Определять последовательность частей. Составлять план текста. Конструировать сложноподчиненные предложения. Осуществлять смысловой анализ составляющих частей предложения. Анализировать текст. | ||
63(19) | Схема построения рассуждения | |||
64(20) | Деление сплошного текста на абзацы. Составление связного текста из данных абзацев | Делить текст на части, определять главную мысль каждой части текста, озаглавливать ее. Составлять план. Располагать абзацы в правильной последовательности для получения связного рассказа. Определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст. | ||
65(21) | Составление рассказа по материалам наблюдений | Грамматически правильно оформлять предложения. Редактировать, анализировать составленный текст. Обсуждать тему рассказа, основную мысль сочинения. | ||
3 | Проверка знаний, умений и навыков | Май | ||
66(1) | Итоговая проверочная работа. Зрительный диктант. Слуховой диктант. | Записывать под диктовку слова, предложения, текст. Осуществлять безошибочное списывание с образца. Контролировать правильность и аккуратность собственных записей | ||
67(2) | Изложение | Письменно излагать содержание прочитанного . Применять ранее изученные правила. Грамматически правильно оформлять предложения, правильно согласовывая слова. Контролировать правильность и аккуратность собственных записей.6 | ||
68(3) | Тест | Правильно выполнять задания по изученным темам. Контролировать правильность и аккуратность собственных записей. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно-методический комплекс
Диагностика состояния устной и письменной речи
Исследование устной речи:
- Азова О.И. Диагностический комплект. Логопедическое обследование младших школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 98 с.
- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 279 с.
- Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития. – М.: ГНОМ и Д, 2005. – 80 с.
- Смирнова И.А. Диагностика нарушений развития речи. – СПб.: 2007. – 192 с.
- Смиронова И.А. Логопедическиий альбом для обследования звукопроизношения. Наглядно-методическое пособие . - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 67 с.
- Смиронова И.А. Логопедическиий альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи. Наглядно-методическое пособие . - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 56 с.
- Смиронова И.А. Логопедическиий альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи. Наглядно-методическое пособие. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, ИД Карапуз, ТЦ Сфера, 2006. - 52 с
- Смиронова И.А. Логопедическиий альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения. Наглядно-методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 51 с.
- Фотекова Т.А. Тестовая методика экспресс-диагностики устной речи младших школьников. – М., 2000.
Исследование письменной речи:
- Азова О.И. Диагностика письменной речи у младших школьников. – М., 2011.
- Азова О.И. Обследование младших школьников с дизорфографией. – М.: РУДН, 2007. – 53 с.
- Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций. – М.: Издательский дом «Академия», 2003. – 32 с.
- Смиронова И.А. Логопедический альбом для обследования способности к чтению и письму. Наглядно-методическое пособие. - СПб.: ТЦ Сфера, 2008. – 65 с.
3 КЛАСС
Обучающиеся должны знать:
- слоговой анализ и синтез слов;
- правила переноса слов;
- различия ударных и безударных гласных, твердых и мягких, звонких и глухих согласных;
- морфологический состав слова: корень, окончание, приставку, суффикс;
- предложения: повествовательные, вопросительные, восклицательные;
- термины «единственное» и «множественное число», «антонимы», «синонимы», «сложные слова», «многозначные слова», «однокоренные слова», «родственные слова».
Обучающиеся должны уметь:
- производить фонетический разбор, различать гласные и согласные, ударные и безударные гласные, твердые и мягкие, глухие и звонкие, свистящие и шипящие согласные;
- обозначать на письме мягкие согласные звуки гласными буквами и мягким знаком; писать слова с разделительным мягким знаком;
- пользоваться различными способами словообразования;
- владеть первичными навыками усвоения морфологического состава слова;
- использовать в речи различные конструкции предложений;
- строить связное высказывание, устанавливать логику (связность, последовательность);
- точно и четко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР.
План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР....
Особенности формирования лексического строя речи обучающихся с нарушением процесса письма, обусловленным общим недоразвитием речи III - IV уровня
В методической разработке предлагаются направления работы по развитию лексики с обучающимися 1 класса и перспективное планирование логопедических занятий с обучающимися 3 класса....
Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 3 класса с нарушением процесса письма, обусловленным общим недоразвитием речи III - IV уровня
Коррекционная работа на лексическом уровне. Логопедическое занятие разработано в соответствии с требованиями ФГОС (2011)...
Учет особенностей формирования грамматического строя обучающихся с нарушением письма, обусловленным общим недоразвитием речи III - IV уровня
Коррекционная работа на синтаксическом уровне с обучающимися 3 класса. Для формирования категорий числа, рода и согласования существительных, прилагательных и глаголов в числе и роде...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий с обучающимися, имеющими нарушение чтения и письма, обусловленное фонематическим недоразвитием речи для 2 класса
Рабочая программа разработана на основе:Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; инструктивно...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий с обучающимися, имеющими нарушение чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи для 3 класса
Пояснительная записка Настоящая программа разработана на основе:1. Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопед...
Рабочая программа "Коррекция нарушений чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи для обучающихся 2 класса общеобразовательной школы"
Предлагаемая рабочая программа предназначена для обучающихся с логопедическим заключением «Нарушение формирования процессов чтения и письма» (2 класс), «Дисграфия», «Дисл...