Рабочая программа "Коррекция нарушений чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи для обучающихся 2 класса общеобразовательной школы"
календарно-тематическое планирование по логопедии (2 класс)
Предлагаемая рабочая программа предназначена для обучающихся с логопедическим заключением «Нарушение формирования процессов чтения и письма» (2 класс), «Дисграфия», «Дислексия», «Дизорфография» (3-4 класс). Работа по программе может проводиться как в коррекционных, так и в общеобразовательных классах начальной школы, где есть дети с нарушениями речи.
Сроки коррекционной работы определяются степенью тяжести нарушения речи; комплектование групп – схожестью нарушений речевого развития. Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Последовательность изучения тем и количество часов, предусмотренные программой, являются примерными и определяются конкретным составом группы. Количество необходимых занятий по одной теме может меняться, как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от степени тяжести нарушения, и определяется логопедом в данной группе детей на основании объективных данных по усвоению темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа логопедических занятий | 82.86 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО на заседании Педагогического совета Протокол от 30.08. 2024 г. № 1. | УТВЕРЖДАЮ: Директор школы___________А.А. Юферева
Приказ от 30. 08. 2024 г. № 01-13-144 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Коррекция нарушений чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи для обучающихся 2 класса общеобразовательной школы Родники 2024г.
Программа коррекционно-развивающего обучения составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательно стандарта, программно-методических рекомендаций: - Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопед. - М.: Просвещение, 1991. — 239 с. - Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с. - Коржаева Е. Е. Логопедическая работа с младшими школьниками с ЗПР. - М.: Сфера, 2011. — 64 с. — (Библиотека логопеда). - Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов, педагогов доп. образования, воспитателей и родителей / О.А. Ишимова, О.А. Бондарчук. – М.: Просвещение, 2012. – 2012. – 176.: ил. – (Работам по новым стандартам). - Лебедева П.Д. Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития: Пособие для учителей и логопедов. - СПб.: КАРО, 2004. - Логинова Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития. : Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой . — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.- 208 с. - Мазанова Е. В. Методические рекомендации учителям–логопедам школьных логопунктов по организации коррекционной работы. Методическое пособие для учителей-логопедов. – М.: Просвещение, 2005. – 82 с. - Программа по логопедии для работы с обучающимися начальных классов общеобразовательных школ/ авт.-сост. А.Л.Антонышева, А.В. Севрюгина. – Ярославль: ГОАУ ДОД ЯО ЦДЮ, ИЦ «Пионер», 2015. – 100 с. Предлагаемая рабочая программа предназначена для обучающихся с логопедическим заключением «Нарушение формирования процессов чтения и письма» (2 класс), «Дисграфия», «Дислексия», «Дизорфография» (3-4 класс). Работа по программе может проводиться как в коррекционных, так и в общеобразовательных классах начальной школы, где есть дети с нарушениями речи. Сроки коррекционной работы определяются степенью тяжести нарушения речи; комплектование групп – схожестью нарушений речевого развития. Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Последовательность изучения тем и количество часов, предусмотренные программой, являются примерными и определяются конкретным составом группы. Количество необходимых занятий по одной теме может меняться, как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от степени тяжести нарушения, и определяется логопедом в данной группе детей на основании объективных данных по усвоению темы. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Цель программы: предупредить неуспеваемость, обусловленную различными нарушениями устной и письменной речи. В программе решаются следующие задачи: 2 класс:
|
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Программа составлена для реализации коррекционного курса устной и письменной речи обучающихся. Ключевая идея курса заключается в повышении качества образования.
Обучение по коррекционной программе дает возможность сформировать у обучающихся познавательную мотивацию к изучению родного языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Одно из принципиальных требований программы, соблюдение которого способствует оптимизации корригирующего обучения – коммуникативная направленность всего комплекса коррекционно-развивающего воздействия.
Коррекция нарушений речи обучающихся требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения предусмотрены часы логопедических занятий. Дети с ОВЗ принимаются на коррекционные занятия на основании рекомендаций ПМПК.
Программа реализуется при подгрупповой форме работы (не более 5-6 человек в каждой группе). Подгруппы комплектуются с учетом возраста и характера нарушений.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.
В структуру занятия может входить:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
- работа над предложением, текстом;
- обогащение и активизация словарного запаса.
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.
В программе предусмотрены следующие виды контроля: логопедическое обследование, направленное на выявление особенностей речевого развития обучающихся; мониторинг динамики речевого развития обучающихся, их успешности в освоении АООП образования с последующим заполнением речевых карт, карт динамики речевого развития. Для этих целей проводятся:
- индивидуально организованное обследование,
- сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы),
- наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,
- изучение работ ребенка (тетради).
В программе коррекционное занятие состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть направлена на получение учащимися знаний в области фонетики, лексики, морфологии, грамматики. Практическая часть способствует переводу полученных знаний в речевые умения и навыки по применению и осмысленному использованию речевых средств с учетом требований ситуации и контекста; организация и систематическое наблюдение за разнообразными языковыми явлениями, реализация речевых средств на основе развития мыслительных операций – анализа, синтеза, сравнения, обобщения, сопоставления, психических процессов – восприятия, внимания, памяти.
- МЕСТО КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с данной рабочей программой коррекционные занятия проводятся 2 раза в неделю. Программа подгрупповых занятий рассчитана на 68 занятий во 2-4 классах. Продолжительность коррекционных занятий составляет 40 минут (1 урок). При необходимости могут проводиться индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения, продолжительностью 15 – 20 минут, 1-3 раза в неделю, в соответствии с индивидуальным планом работы, составленным на каждого обучающегося.
Результативность, динамика обучения детей отслеживается по итогам проведения итоговых диагностических обследований (диктант, списывание, устное изложение).
- ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным, предметным результатам освоения программы обучающимися.
Предметные результаты:
- сформированность фонетико-фонематического и лексико-грамматического компонентов речевой системы;
- сформированность навыков правильного и грамотного чтения и письма;
- актуализация уже имеющихся речеязыковых знаний, умения их использовать в устном общении, при восприятии и создании письменного текста.
Личностные действия обеспечивают целостно-смысловую ориентацию обучающихся.
- Формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю, осознание своей идентичности и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- Оценить поступки, в том числе неоднозначные, как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе:
- общечеловеческих ценностей и российских ценностей, уважения к труду, культуре;
- важности исполнения роли «хорошего ученика», важности учебы и познания нового;
- важности бережного отношения к здоровью и природе;
- важности различения «красивого» и «некрасивого», потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного»;
- важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества.
- Учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями.
Метапредметными результатами обучения является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- составлять план и определить последовательность действий;
- выделить главное, существенное в учебном материале, наметить пути и средства достижения учебной цели;
– внести необходимые изменения в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
– выделить и осознать учащимся то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценить качество и уровень усвоения;
- осуществлять контроль за ходом своей деятельности;
- работать в определенном темпе (быстро и качественно писать, производить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.)
Коммуникативные УУД:
- внимательно слушать и слышать учителя - логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям и замечаниям (т.е. занять позицию ученика);
- понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
- свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
- целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя – логопеда;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания;
- отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
- употреблять усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
- обращаться к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;
- подводить итоги занятия;
- соблюдать речевой этикет при общении (обращение, просьба, диалог).
- строить монологическое высказывание;
- слушать собеседника.
Познавательные УУД (общеучебные):
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- найти и выделить необходимую информацию;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- выбрать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
- контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- осуществлять смысловое чтение.
Реализация программы способствует выравниванию в соответствии с возрастными требованиями состояния развития речевой системы (устной и письменной), а также психофизических процессов у детей с нарушениями речи, что необходимо для их всестороннего гармоничного развития, достаточного восстановления коммуникативной функции языка и успеваемости в общеобразовательной школе.
- СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
2 класс
Предложение и слово (9 ч)
Предложение. Состав предложения Слово. Слово как часть предложения. Анализ предложения. Главные члены предложения. Слова, обозначающие предмет. Слова, обозначающие действие предмета. Дифференциация слов, обозначающих предметы и действия предметов. Слова, обозначающие признак предмета. Изменение слов-признаков по родам. Распространение простого двусоставного предложения определением.
Слогообразующая роль гласного. Ударение (12 ч)
Слогообразующая роль гласных звуков. Слоговой анализ и синтез слов. Изменение значения слова при перестановке слогов в слове. Слог. Деление слов на слоги. Перенос слов. Составление слов из слогов. Ударение. Место ударения в слове. Смыслоразличительная роль ударения. Безударные гласные в корне слова. Проверка безударных гласных в корне слова. Правописание безударной гласной в корне слова. Проверочная работа по теме «Слоговой анализ и синтез».
Твердые и мягкие согласные звуки и буквы (10 ч)
Смыслоразличительная роль мягкого знака в конце слова. Смыслоразличительная роль мягкого знака в середине слова. Разделительный мягкий знак. Обозначение мягкости согласных буквой я. Дифференциация а-я. Обозначение мягкости согласных буквой ё. Дифференциация о-ё. Обозначение мягкости согласных буквой ю. Дифференциация у-ю. Обозначение мягкости согласных буквой е. Обозначение мягкости согласных буквой и. Дифференциация ы-и Дифференциация ю-е. Твердые и мягкие согласные звуки. Закрепление. Проверочная работа (тест).
Глухие и звонкие согласные звуки. Парные согласные (6 ч)
Дифференциация [б], [б`]—[п], [п`]. Дифференциация [в], [в`]—[ф], [ф`]. Дифференциация [г], [г`]—[к], [к`]. Дифференциация [д], [д`]—[т], [т`]. Дифференциация [з], [з`]—[с], [с`]. Дифференциация [ж]—[ш].
Свистящие и шипящие звуки, аффрикаты (8 ч)
Дифференциация [с]-[ш]. Дифференциация [з]-[ж]. Дифференциация [с]-[ц]. Дифференциация [ч]— [ш]. Дифференциация [ч]— [щ]. Дифференциация [ч]-[ц]. Дифференциация [ч]-[ц]. Дифференциация [ч]-[т`]. Дифференциация [ч]-[т`].
Предлоги (12 ч)
Практическое знакомство с предлогами. Предлоги в, на, с (со), из, по, к, за, из-за, над, под, из-под. Закрепление предлогов. Составление предложений из данных слов с предлогами.
Связная речь (9 ч)
Деление сплошного текста на отдельные предложения. Составление связного текста из данных предложений. Составление связного текста из деформированных предложений. Составление связного текста из предложений с пропущенными предлогами. Составление связного текста из неполных предложений. Составление связного текста по вопросам. Устное изложение содержания рассказов. Составление связного текста по опорным словам. Выборочное выписывание из текста по заданию.
Проверка знаний, умений и навыков (2 ч)
Итоговый контроль проводится в форме зрительного и слухового диктантов, теста.
- КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
2 класс
N п/п | Тема занятия | Содержание коррекционной работы | Предполага-емые сроки проведения. Дата проведения | |
9 | Предложение и слово | Сентябрь-октябрь | ||
1 | Предложение. Состав предложения | Различать предложение и слово. Сопоставлять интонационное оформление предложений. Составлять предложения из набора слов. Вставлять в предложение пропущенное слово. | ||
2 | Слово. Слово как часть предложения | Определять лексическое значение слов. Составлять предложения из набора слов, по картинкам. Определять последовательность и количество слов в предложениях. Различать (по значению и вопросам) одушевленные и неодушевленные имена существительные. | ||
3 | Анализ предложения. Главные члены предложения | Составлять предложения из набора слов, по картинкам. Определять последовательность и количество слов в предложениях. Определять главных членов предложения. Задавать вопросы к главным словам. Согласовывать в числе и роде главные члены предложения. Применять правила обозначения границ предложения на письме. | ||
4 | Слова, обозначающие предмет | Распределять слова по группам. Сравнивать предметы, выделять основные признаки. Выделять общий признак группы слов. Группировать предметы с учетом общих признаков. Подбирать обобщающие слова. Ставить вопросы к словам-предметам. Составлять предложения, используя данные слова. Исключать лишний предмет, не соответствующий общему признаку. | ||
5 | Слова, обозначающие действие предмета | Знакомиться с признаки слов-действий. Группировать слова по заданному признаку (отвечают на вопрос что делает?). Задавать вопрос к словам-действиям. Определять по действиям предмет. Сравнивать действия, выделять основные признаки. | ||
6 | Дифференциация слов, обозначающих предметы и действия предметов | Группировать слова по заданному признаку (отвечают на вопрос кто? что? или что делает?). Выделять общий признак группы слов. Различать (по значению и вопросам) слова-предметы и слова-действия. Задавать вопросы к словам-предметам и словам-действиям. Выделять из ряда слов слова по заданному признаку. Составлять предложения, используя слова-предметы и слова-действия. | ||
7 | Слова, обозначающие признак предмета | Группировать слова по заданному признаку (отвечают на вопрос какой? какая? какое? и обозначают цвет, вкус, размер, форму). Задавать вопросы к словам-предметам и словам-признакам. Согласовывать слова-предметы и слова-признаки в роде и числе. Составлять предложения с использованием слов-признаков. Подбирать слова-предметы к данным признакам. Подбирать антонимы к словам признакам. Выделять из ряда слов слова по заданному признаку | ||
8 | Изменение слов-признаков по родам | Согласовывать слова-предметы и слова-признаки в роде. Подбирать слова-предметы к данным признакам. Задавать вопросы к словам-признакам. Подбирать антонимы к словам признакам. | ||
9 | Распространение простого двусоставного предложения определением | Согласовывать слова-предметы и слова-признаки в роде и числе. Подбирать слова-предметы к данным признакам. Составлять простое двусоставное предложение, дополняя его определением. | ||
12 | Слогообразующая роль гласного. Ударение | Октябрь-ноябрь | ||
10(1) | Слогообразующая роль гласных звуков | Анализировать слоговой состав слова. Выделять гласные из ряда слогов, слов. Соотносить количество слогов с количеством гласных. Определять количество слогов в слове с опорой на гласные звуки. | ||
11(2) | Слоговой анализ и синтез слов | Определять количество и последовательность слогов в слове. Составлять слова из слогов. Определять количество слогов в слове с опорой на гласные звуки. Воспроизводить ритмический рисунок слова. Подбирать слова, состоящие из одного, двух, трех слогов. Выделять первый, последний слог в слове. | ||
12(3) | Слоговой анализ и синтез. Изменение значения слова при перестановке слогов в слове | Анализировать слоговой состав слова Составлять слова из слогов. Определять количество и последовательность слогов в слове. Наблюдать изменения значения слова при перестановке слогов. | ||
13(4) | Слог. Деление слов на слоги | Делить слова на слоги. Добавлять пропущенный слог, анализировать значение слов. Выделять из слов последние слоги, составлять из них слова. Составлять слова из слогов, данных в разбивку. | ||
14(5) | Перенос слов | Сопоставлять различия деления слов на слоги и для переноса. Уточнять правила переноса слов. Использовать правила переноса слов. Осуществлять самоконтроль при выполнении заданий, связанных с использованием правил переноса. | ||
15(6) | Составление слов из слогов | Образовывать слова путем перестановки слогов. Определять количество и последовательность слогов в слове. Делить слова на слоги, применять правила переноса слов. Сопоставлять различия деления слов на слоги и для переноса. Наблюдать изменение значения слова при перестановке слогов. | ||
16(7) | Ударение. Место ударения в слове | Соотносить слово с его ритмическим рисунком. Выделять голосом ударный гласный звук в слове. Определять количество слогов в слове с опорой на гласный звук. Выделять ударный гласный и ударный слог в слове. Наблюдать различие между словами, различающихся местом ударения, устанавливать различие в значении слов. | ||
17(8) | Смыслоразличительная роль ударения | |||
18(9) | Безударная гласная в корне слова | Наблюдать, сопоставлять, сравнивать написание ударных и безударных гласных в корне слова. Знакомиться с понятием «орфограмма». Выбирать проверочное слово из ряда родственных. Объяснять способ проверки безударных гласных в корне слова. Наблюдать за словами, сходными по звучанию, но разными по написанию. | ||
19(10) | Проверка безударных гласных в корне | |||
20(11) | Правописание безударной гласной в корне | Отрабатывать умение применять правило обозначения безударных гласных в корне. Подбирать проверочные слова к словам с орфограммой. Находить слова с безударными гласными в корне, подбирать и записывать проверочное слово. | ||
21(12) | Проверочная работа по теме «Слоговой анализ и синтез» | Правильно выполнять задания логопеда. Осуществлять самоконтроль при выполнении заданий. Записывать под диктовку, слова, предложения. Контролировать правильность и аккуратность собственных записей. | ||
10 | Твердые и мягкие согласные звуки и буквы | Ноябрь-декабрь | ||
22(1) | Смыслоразличительная роль мягкого знака в конце слова | Различать на слух твердые и мягкие согласные и обозначать мягкость согласных мягким знаком. Анализировать пары слов с мягким знаком и без (мел-мель, ел-ель и др.), наблюдать за изменением значения этих слов. Оценивать правильность выполнения заданий. | ||
23(2) | Смыслоразличительная роль мягкого знака в середине слова | |||
24(3) | Разделительный мягкий знак | Характеризовать функции мягкого знака. Анализировать пары слов с разделительным мягким знаком и без, наблюдать за изменением значения этих слов. Находить в тексте слово по заданным характеристикам (с разделительным мягким знаком). Применять правила правописания разделительного ь. | ||
25(4) | Обозначение мягкости согласных буквой я. Дифференциация а-я | Находить слова, в которых буква я обозначает мягкость предыдущего согласного. Анализировать пары слов (мал-мял, вол-вёл, выл-вил), наблюдать за изменением значения этих слов. Находить слова по заданному основанию (с гласными Я, Ё, Е, И, обозначающим мягкость согласного). Производить звуковой анализ по заданным признакам. Различать твердые и мягкие согласные звуки. Соотносить количество звуков и букв в словах. Осуществлять самоконтроль при определении функции букв Я, Ё, Е, И, находить слова, в которых эти буквы не обозначают мягкость предыдущего согласного. | ||
26(5) | Обозначение мягкости согласных буквой ё. Дифференциация о-ё | |||
27(6) | Обозначение мягкости согласных буквой ю. Дифференциация у-ю | |||
28(7) | Обозначение мягкости согласных буквой е. Дифференциация ю-е | |||
29(8) | Обозначение мягкости согласных буквой и. Дифференциация ы-и | |||
30(9) | Твердые и мягкие согласные звуки. Закрепление | Определять наличие твердого и мягкого согласного звука. Использовать различные способы обозначения мягкости согласных звуков и закреплять их на письме. Применять правила обозначения мягких согласных на письме. Сравнивать слоговой состав слов при выборе способа обозначения мягкости согласных. | ||
3110) | Проверочная работа (тест) | Применять полученные знания в самостоятельной деятельности. Контролировать правильность и аккуратность собственных записей. | ||
6 | Глухие и звонкие согласные звуки. Парные согласные | Январь-февраль | ||
32(1) | Дифференциация [б], [б`]—[п], [п`] | Уточнять и сравнивать артикуляцию и характеристику согласных звуков. Соотносить звуки с буквами. Различать согласные звуки устно и на письме. Проводить звуковой анализ слов. Объяснять различие в звукобуквенном составе слов. Анализировать пары слов, наблюдать за изменением значения слов (гол-кол, пруд-прут и др.) Определять место заданного звука в слове. | ||
33(2) | Дифференциация [в], [в`]—[ф], [ф`] | |||
34(3) | Дифференциация [г], [г`]—[к], [к`] | |||
35(4) | Дифференциация [д], [д`]—[т], [т`] | |||
36(5) | Дифференциация [з], [з`]—[с], [с`] | |||
37(6) | Дифференциация [ж]—[ш] | |||
8 | Свистящие и шипящие звуки, аффрикаты | Февраль-март | ||
38(1) | Дифференциация [с]-[ш] | Уточнять и сравнивать артикуляцию и характеристику согласных звуков. Соотносить звуки с буквами. Различать согласные звуки устно и на письме. Проводить звуковой анализ слов. Объяснять различие в звукобуквенном составе слов. Анализировать пары слов, наблюдать за изменением значения слов (мышка-миска, цвет-свет и др.) Определять место заданного звука в слове. | ||
39(2) | Дифференциация [з]-[ж] | |||
40(3) | Дифференциация [с]-[ц] | |||
41(4) | Дифференциация [ч]— [ш] | Уточнять и сравнивать артикуляцию и характеристику согласных звуков. Соотносить звуки с буквами. Различать согласные звуки устно и на письме. Проводить звуковой анализ слов. Объяснять различие в звукобуквенном составе слов. Определять место заданного звука в слове. Использовать правила написания сочетаний ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧН, ЧК. | ||
42(5) | Дифференциация [ч]— [щ] | |||
43(6) | Дифференциация [ч]-[ц] | |||
44(7) | Дифференциация [ч]-[т`] | |||
45(8) | Дифференциация [ч]-[т`] | |||
12 | Предлоги | Март-апрель | ||
46(1) | Практическое знакомство с предлогами | Объяснять значение предлогов речи. Составлять предложения с предлогами по картинкам, с использованием схем. | ||
47(2) | Предлоги в, на | Определять значение конкретных предлогов. Использовать их при составлении словосочетаний, предложений. Находить и фиксировать предлоги в предложении и словосочетании. Использовать правила написания предлогов со словами. Правильно употреблять предлоги в устной речи и на письме. | ||
48(3) | Предлог с (со) | |||
49(4) | Предлог из | |||
50(5) | Предлог по | |||
51(6) | Предлог к | |||
52(7) | Предлог за | |||
53(8) | Предлог из-за | |||
54(9) | Предлоги над, под | |||
55(10) | Предлог из-под | |||
56(11) | Составление предложений из данных слов с предлогами | Различать предлоги по значению. Находить и фиксировать предлоги в предложении. Использовать правила написания предлогов со словами. Правильно употреблять предлоги в устной речи и на письме. | ||
57 (12) | Закрепление темы «Предлоги» |
9 | Связная речь | Апрель-май | ||||
58(1) | Деление сплошного текста на отдельные предложения | Выделять предложения из текста. Определять границы предложения. Применять правила написания предложений. | ||||
59(2) | Составление связного текста из данных предложений | Располагать предложения в правильной последовательности для получения связного рассказа. Применять правила написания предложений. Озаглавливать текст. | ||||
60(3) | Составление связного текста из деформированных предложений | Составлять связный текст из деформированных предложений. Располагать в правильной последовательности слова в предложении. Дополнять предложения подходящими по смыслу предлогами для получения связного рассказа. Грамматически правильно оформлять предложения. Устанавливать связь и последовательность предложений в тексте. Озаглавливать текст. | ||||
61(4) | Составление связного текста из предложений с пропущенными предлогами | |||||
62(5) | Составление связного текста из неполных предложений | Дополнять предложения подходящими по смыслу словами для получения связного рассказа. Грамматически правильно оформлять предложения. Устанавливать связь и последовательность предложений в тексте. Озаглавливать текст. | ||||
63(6) | Составление связного текста по вопросам | Составлять связный текст путем ответа на вопросы. Устанавливать связь и последовательность предложений в тексте. Записывать связный рассказ. Определять тему рассказа. | ||||
64(7) | Устное изложение содержания рассказов | Осуществлять пересказ текста после самостоятельного прочтения, прочтения учителем-логопедом. Грамматически правильно оформлять высказывания. | ||||
65(8) | Составление связного текста по опорным словам | Составлять связный текст по опорным словам. Устанавливать связь и последовательность предложений в тексте. Записывать связный рассказ. Определять тему рассказа. | ||||
66(9) | Выборочное выписывание из текста по заданию | Выписывать из текста слова, предложения, отрывки по заданию логопеда. | ||||
2 | Проверка знаний, умений и навыков | Май | ||||
67(1) | Итоговая проверочная работа. Слуховой и зрительный диктант | Записывать под диктовку слова, предложения, текст. Осуществлять безошибочное списывание с образца. Контролировать правильность и аккуратность собственных записей. | ||||
68(2) | Итоговая проверочная работа. Тест | Правильно выполнять задания по изученным темам. Контролировать правильность и аккуратность собственных записей. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно-методический комплекс
Диагностика состояния устной и письменной речи
Исследование устной речи:
- Азова О.И. Диагностический комплект. Логопедическое обследование младших школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 98 с.
- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 279 с.
- Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития. – М.: ГНОМ и Д, 2005. – 80 с.
- Смирнова И.А. Диагностика нарушений развития речи. – СПб.: 2007. – 192 с.
- Смиронова И.А. Логопедическиий альбом для обследования звукопроизношения. Наглядно-методическое пособие . - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 67 с.
- Смиронова И.А. Логопедическиий альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи. Наглядно-методическое пособие . - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 56 с.
- Смиронова И.А. Логопедическиий альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи. Наглядно-методическое пособие. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, ИД Карапуз, ТЦ Сфера, 2006. - 52 с
- Смиронова И.А. Логопедическиий альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения. Наглядно-методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 51 с.
- Фотекова Т.А. Тестовая методика экспресс-диагностики устной речи младших школьников. – М., 2000.
Исследование письменной речи:
- Азова О.И. Диагностика письменной речи у младших школьников. – М., 2011.
- Азова О.И. Обследование младших школьников с дизорфографией. – М.: РУДН, 2007. – 53 с.
- Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций. – М.: Издательский дом «Академия», 2003. – 32 с.
- Смиронова И.А. Логопедический альбом для обследования способности к чтению и письму. Наглядно-методическое пособие. - СПб.: ТЦ Сфера, 2008. – 65 с.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
2 КЛАСС:
Обучающиеся должны знать:
- гласные и согласные звуки и буквы, их признаки;
- различия звонких - глухих, твердых - мягких согласных;
- различия звуков основных групп (свистящие, шипящие, соноры);
- различия ударных и безударных гласных;
- правила переноса слов;
- структуру предложения.
Обучающиеся должны уметь:
- правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет, его признак, действие;
- делить слова на слоги, пользоваться правилами переноса слов;
- различать звуки, имеющие акустико-артикуляционные сходства;
- парные согласные;
- обозначать на письме мягкость согласных гласными буквами второго ряда и буквой ь, писать слова с разделительным мягким знаком;
- различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
- писать раздельно предлоги со словами;
- правильно записывать предложения: употреблять прописную букву в начале предложения, ставить точку, восклицательный тли вопросительный знак в конце предложения;
- составлять предложения по картинкам и опорным словам;
- составлять и анализировать простые распространенные предложения;
- писать большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названиях городов, деревень, стран;
- точно и четко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания;
- свободно участвовать в диалоге, самостоятельно и грамотно задавать вопросы и точно отвечать на заданные вопросы;
- составлять рассказ по серии сюжетных картинок, по отдельным словам с соблюдением логической последовательности делить текст на предложения, предложения (с предлогами) на слова.
Динамика развития письменной речи
Особенности овладения письмом обучающимися
Типы ошибок | Виды ошибок | Учебный год | |||||||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||||||
I п/год. | II п/год. | I п/год. | II п/год. | I п/год. | II п/год. | I п/год. | II п/год. | ||
Без ошибок /с 1 ошибкой | |||||||||
Ошибки звукового состава слова | замены согласных | ||||||||
замены гласных | |||||||||
пропуски гласных | |||||||||
пропуски согласных | |||||||||
пропуски слогов и частей слова | |||||||||
Перестановки, персеверации, антиципации | |||||||||
добавления | |||||||||
раздельное написание частей слова | |||||||||
контаминации | |||||||||
замена фонем по звуковому сходству | |||||||||
Лексико-грамматические ошибки | нарушение согласования | ||||||||
ошибки в окончании | |||||||||
замена слов по звуковому сходству | |||||||||
замена по семантическому сходству | |||||||||
пропуски слов | |||||||||
лишнее слово, повторы слов | |||||||||
слитное написание слов | |||||||||
Графические ошибки | замена букв по количеству элементов | ||||||||
замена букв по пространственному расположению | |||||||||
зеркальное письмо букв | |||||||||
общее искажение букв, слов | |||||||||
Ошибки на правила правописания | правописание жи/ши, ча/ща, чу/щу | ||||||||
большая буква в начале предложения, в именах и кличках животных | |||||||||
знаки препинания | |||||||||
правописание мягких согласных | |||||||||
правописание безударной гласной в корне слова | |||||||||
правописание парной согласной | |||||||||
правописание чк/чн | |||||||||
другие ошибки на правила правописания | |||||||||
Затрудняются писать на слух | |||||||||
Списывание |
Особенности овладения чтением обучающимися
Параметры | Учебный год | ||||||||||||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||||||||||
I п/год. | II п/год. | I п/год. | II п/год. | I п/год. | II п/год. | I п/год. | II п/год. | ||||||
Способ чтения | |||||||||||||
побуквенное | |||||||||||||
отрывистое слоговое | |||||||||||||
плавное слоговое | |||||||||||||
плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов | |||||||||||||
чтение целыми словами и группами слов | |||||||||||||
Правильность чтения: | |||||||||||||
I. Правильное (безошибочное) | |||||||||||||
II. Виды ошибок | |||||||||||||
ошибки в окончаниях | |||||||||||||
замены слов на основе смыслового сходства | |||||||||||||
замены слов на основе оптического сходства | |||||||||||||
ошибки в постановке ударения | |||||||||||||
пропуски букв | |||||||||||||
антиципации букв | |||||||||||||
персеверации букв | |||||||||||||
смешение оптически сходных букв | |||||||||||||
добавление звуков | |||||||||||||
реверсии букв и слогов | |||||||||||||
пропуски слогов | |||||||||||||
пропуски слов | |||||||||||||
перестановки слов | |||||||||||||
повторы частей или целых слов | |||||||||||||
пропуски и повторы строк | |||||||||||||
аграмматизмы | |||||||||||||
ошибки интонационного обозначения границ предложения | |||||||||||||
III. Понимание прочитанного | |||||||||||||
понимает полностью | |||||||||||||
понимает частично | |||||||||||||
не понимает |
Карта динамики речевого развития
Параметры | Учебный год | |||||||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |||||
I п/год. | II п/год. | I п/год. | II п/год. | I п/год. | II п/год. | I п/год. | II п/год. | |
Связная речь | ||||||||
Уровень самостоятельности повествования | ||||||||
Типы используемых предложений | ||||||||
Аграмматизмы | ||||||||
Устная речь | ||||||||
Общее звучание речи: | ||||||||
- темп | ||||||||
- плавность | ||||||||
- четкость | ||||||||
- логические ударения | ||||||||
Звуковая сторона речи | ||||||||
Артикуляционный аппарат: | ||||||||
- строение | ||||||||
- двигательная функция | ||||||||
Отсутствие, смешение, замена звуков | ||||||||
Искажение произношения | ||||||||
Слоговая структура | ||||||||
Звуковой анализ и синтез | ||||||||
Словарный запас | ||||||||
Пассивный словарь | ||||||||
Активный словарь | ||||||||
Грамматический строй речи | ||||||||
Словоизменение | ||||||||
Словообразование | ||||||||
Синтаксис (построение предложений) | ||||||||
Письмо | ||||||||
Общая и мелкая моторика | ||||||||
Графика | ||||||||
Наличие специфических ошибок | ||||||||
Наличие неспецифических ошибок | ||||||||
Чтение | ||||||||
Способ чтения | ||||||||
Понимание прочитанного |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР.
План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР....
Особенности формирования лексического строя речи обучающихся с нарушением процесса письма, обусловленным общим недоразвитием речи III - IV уровня
В методической разработке предлагаются направления работы по развитию лексики с обучающимися 1 класса и перспективное планирование логопедических занятий с обучающимися 3 класса....
Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 3 класса с нарушением процесса письма, обусловленным общим недоразвитием речи III - IV уровня
Коррекционная работа на лексическом уровне. Логопедическое занятие разработано в соответствии с требованиями ФГОС (2011)...
Учет особенностей формирования грамматического строя обучающихся с нарушением письма, обусловленным общим недоразвитием речи III - IV уровня
Коррекционная работа на синтаксическом уровне с обучающимися 3 класса. Для формирования категорий числа, рода и согласования существительных, прилагательных и глаголов в числе и роде...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий с обучающимися, имеющими нарушение чтения и письма, обусловленное фонематическим недоразвитием речи для 2 класса
Рабочая программа разработана на основе:Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; инструктивно...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий с обучающимися, имеющими нарушение чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи для 3 класса
Пояснительная записка Настоящая программа разработана на основе:1. Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопед...
Рабочая программа логопедических занятий по коррекции нарушений чтения и письма, обусловленных НВОНР для 2 класса
Рабочая программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты, содержание программы, тематическое планирование, контрольно-измерительные материалы...