Нарушение письма и чтения, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием.
рабочая программа по логопедии на тему
СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ Г МОСКВЫ
Государственное бюджетное учреждение гимназия №1573
«Утверждаю»
Директор ГБОУ гимназия №1573 Антипов А.С.___________
от___________________ 20 года
Рабочая программа коррекционного обучения младших школьников с нарушениями речи.
Группа учащихся с фонетико-фонетическим недоразвитием
Нарушение письма и чтения, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием.
Количество часов в неделю: 1
Общее количество часов: 34
Составлена по книге И. Н. Садовниковой
«Нарушения письменной речи у младших школьников».
Срок реализации: 2013-2014 учебный год
Учитель-логопед: Морозова Татьяна Игоревна
Москва 2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1 часть: Пояснительная записка.
2 часть: Содержание программы.
3 часть: Методическое обеспечение.
1 часть
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа коррекционного обучения младших школьников с нарушениями речи разработана с учетом:
1. Диагностических данных учащихся.
2. На основе государственной программы, одобренной МО РФ.
- C.В.Иванов. «Русский язык», 2-3 класс. М., Начальная школа 21 века
«Вентана-Граф», 2012г
- Е.В.Мазанова. «Коррекция оптической дисграфии», М., «Гном и Д». 2006 г.
- Е.В.Морозова. «Коррекция аграмматической дисграфии», М., «Гном и Д». 2006 г.
- Е.В.Мазанова. «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза». М., «Гном и Д». 2006 г.
- Т.Г.Рамзаева. «Русский язык» 1-2 класс в 2-х частях. М., «Дрофа». 2008 г. (одобрено МО РФ).
Цель: - коррекция и восполнение пробелов звуковой стороны речи;
- развитие фонематических процессов;
- уточнение артикуляции;
- дифференциация звуков;
- звуко-буквенный анализ слова;
- звуковой анализ слова.
- дифференциация понятий «слог», «слово», «предложение».
Краткая характеристика учащихся с фонетико-фонематическим недоразвитием
Фонетико-фонематическое недоразвитие - это нарушение речи, при котором нарушено восприятие звуков и страдает их различение на слух. Кроме того, имеет место нарушение произношения, допускаются замены и смешение звуков.
Ребенок допускает в речи смешение и замены звуков, хотя в изоляции может произносить отдельные звуки правильно.
При данном нарушении речи у ребенка возникают трудности при овладении процессом письма и чтения:
- замены букв;
- пропуски букв;
- искажения букв на письме (по начертанию);
- пропуски слогов;
- пропуски слов;
- монотонность чтения, неправильное ударение, искажения слов.
Лексический запас в пределах возрастной нормы. Грамматический строй речи практически в норме.
Психофизические (неречевые) особенности детей с ФФН
Как правило, в анамнезе упоминается небольшая задержка речевого развития. Имеет место физическая ослабленность детей (нарушение остроты зрения, ЛОР-заболевания, нарушение осанки). У детей нарушены процессы возбуждения и торможения.
Дети имеют низкую работоспособность, быстро утомляются. Одни дети возбудимы, другие заторможены. Требуется постоянный контроль и организация деятельности. Дети эмоционально неустойчивые, подвержены периодам спада и подъема в учебной деятельности.
Основные трудности в учебе – русский язык и чтение. Во время занятий нужно постоянно менять виды деятельности, использовать наглядные пособия, схемы, игры и связывать их с темой урока.
2 часть
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Форма и режим занятий: Занятия с детьми, имеющими ФФН рекомендовано проводить 2-3 раза в неделю в группе по 4-6 человек. Продолжительность занятия в группе ФФН – 45 мин.
Ожидаемый результат
- Устранение недостатков звукопроизношения.
- Формирование знаний звукового анализа и синтеза слова.
- Устранение специфических ошибок на письме (пропуски и замены букв, искажение слов).
- Улучшение навыков чтения.
- Совершенствование и развитие высших психических функций (памяти, внимания, восприятия, логического мышления).
- Развитие интереса к языковым явлениям.
- Развитие и поддержание интереса к учебной деятельности.
- Совершенствование учебных умений и навыков.
- Коррекция личности ребенка.
- Повышение уровня успеваемости.
- Мотививация ребёнка на успешность коррекционного обучения.
Способы проверки знаний, умений и навыков учащихся
- тесты;
- слуховые диктанты;
- графические диктанты;
- проверочные работы.
- успеваемость учащихся.
Прогнозируемые результаты:
По окончании курса занятий в группе ФФН учащиеся могут:
1. Правильно произносить звуки.
2. Знать артикуляционные различия звуков.
3. Уметь выделять нужные звуки в речи и различать их на письме
4. Различать звуки по твёрдости- мягкости и глухости-звонкости.
5. Владеть навыками фонематического анализа и синтеза.
6. Улучшить и систематизировать свои знания по русскому
языку и использовать их в учебной деятельности.
7. Значительно повысить свою собственную самооценку.
По окончании курса логопедических занятий учащиеся могут:
Знать Артикуляционные и акустические различия между звуками,
правильное положение органов артикуляции, правила переноса
Уметь правильно различать и писать буквы в словах, давать характеристику звуков, выделять и правильно обозначать твердые и мягкие
согласные звуки, гласные звуки, ставить ударение в словах, делить слова на слоги, правильно переносить слова.
Владеть правильной артикуляцией, правильным написанием букв,
знанием об акустических и артикуляционных особенностях звуков,
звуко-буквенным анализом и синтезом.
Тематическое планирование. Группа детей с ФФН
№ п.п | Тема | Кол. часов | Учебные термины и понятия | Направления коррекционной работы |
1 | Звуки и буквы | 1 | Звук. Буква. Гласные Согласные | Формирование зрительного, кинестстического и акустического образа буквы |
2 | Гласные звуки Дифференц-я [а]-[я] Дифференц-я [о]-[ё] Дифференц-я [у]-[ю]
| 6 2 2 2
| Гласные 1 ряда Гласные 2 ряда Твёрдый согласный звук Мягкий согласный звук.Ударение.Звук. Схема слова | Уточнение артикуляции гласных. Формирование умения выделять гласные звуки из потока речи по акустическим признакам Закрепление навыков в письменной речи. |
3 | Согласные звуки Дифференц-я [п]-[б] Дифференц-я [т]-[д] Дифференц-я [ к]-[г] Дифференц-я [в]-[ф] Дифференц-я [с]-[з] Дифференц-я [ ш]-[ж] Дифференц-я [ч]-[ц] Дифференц-я [л]-[р] Дифференц-я [с]-[ш] | 13 2 2 2 1
2 1 1 1 1 | Согласные звуки Звонкие согласные. Глухие согласные. Парные согласные. Мягкий согласный Твёрдый согласный | Формирование правильных артикуляционных и акустических навыков. Формирование умения правильно различать звуки в устной и письменной речи |
4 | Мягкий знак Ь на конце слова Ь в середине слова Разделительный Ь | 3 1 1 1 | Звук.Буква.Мягкий знак.Ударение. Мягкий согласный. Твёрдый согласный. Гласный. | Формирование представления о правильном написании Ь в словах. Закрепление полученных навыков на письме. |
5 | Слоговой анализ и синтез 1- сложные слова 2-сложные слова 3- сложные слова Слоги со стеч-ем согласных | 2 | Звук.Буква.Слог. Твёрдые согласные Мягкие согласные Гласные звуки. Гласные 1 ряда. Гласные 2 ряда | Формирование навыков слогового анализа и синтеза. Звуко- буквенный анализ Слов. |
6 | Правила переноса слов | 2 | Звук.Буква.Слог. Слово. | Форм. навыка прав. переноса слов. |
|
| 34час |
|
|
Календарное планирование занятий с группой ФФН
№ п.п | Тема | Кол-во часов | Сроки изучения Месяц, неделя | № урока |
1 | Звуки и буквы | 1 | Сентябрь, 3неделя | 1 |
2 | Гласные звуки | 6 | Октябрь, 1неделя Октябрь, 2 неделя Октябрь, 3 неделя Октябрь, 4 неделя Октябрь, 5 неделя Ноябрь 3 неделя | 1 2 3 4 5 6 |
3 | Согласные звуки | 13 | Ноябрь, 4 неделя Ноябрь 5 неделя Декабрь 1 неделя Декабрь 2 неделя Декабрь 3неделя Январь 4неделя Январь 5 неделя Февраль 1 неделя Февраль 2 неделя Февраль 3 неделя Февраль 4 неделя Март 1 неделя | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 |
4 | Мягкий знак | 3 | Март 2 неделя Март 3 неделя Апрель 1 неделя | 1 2 3 |
5 | Слоговой анализ и синтез | 2 | Апрель 2 неделя Апрель 3 неделя
| 1 2 |
6 | Правила переноса | 2 | Апрель 4 неделя Май 2 неделя | 1 2 |
|
| 34часа |
|
|
3 часть
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.И.Н.Садовникова. «Нарушение письменной речи у младших школьников». М., Владос, 2000 г.
2. Е.В.Мазанова. «Коррекция оптической дисграфии». М., 2006 г., «Гном и Д» (Одобрено МО РФ).
3. Е.В.Мазанова. «Коррекция акустической дисграфии». М., 2006 г. «Гном и Д» (Одобрено МО РФ).
4. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. «Обучаем писать и читать без ошибок». М., Аркти, 2007 г.
5. А.В.Ястребова. «Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы». М., Просвещение. 1985 г.
6.ФГОСы II поколения Примерная программа по русскому языку
М, «Просвещение», 2011г.
ФФН, 1 класс, Тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Учебная терминология | Направления коррекционно-логопедич. работы |
1 | Дифференциация гласных [а]-[я] «А» в словах и слогах. «Я» в слогах, словах. Дифференциация[а]-[я] в слогах, словах. Дифференциация[а]-[я] в словах и предл-ях. | 5
1 1 1
2 | Буквы, звуки. Гласные звуки.Слоги. Ударение. Слово. Предложение. | Учить внимательно слушать инструкцию. Сравнивать и различать звуки по артикуляции и на письме Формировать навыки самоконтроля |
2. | Дифференциация гласных [о]-[ё] «О» в слогах и словах. «Ё» в слогах и словах. Дифференциация[о]-[ё] в слогах, словах. Дифференциация[о]-[ё] в словах и предл-ях. | 5
1 1 1
2 | Звуки и буквы. Слог. Слово. Предложение. Артикуляция. Гласные звуки. Схема слова. | Умение правильно и чётко произносить звуки. Формирование фонетического анализа и синтеза Развитие мелкой моторики рук |
3. | Дифференциация гласных [у]-[ю] «У» в слогах, словах. «Ю» в слогах, словах. Дифференц-я [у]-[ю] в слогах, словах. Дифференц-я [у]-[ю] в словах и предл-ях. | 5
1 1 1
2 | Буквы печатные и прописные. Заглавная буква. Схема слова. Схема предложения. | Умение различать предложение как единицу речи и слово, как единицу предложения. Сравнение звуков по артикуляции |
4. | Дифференциация гласных[ы]-[и]. «ы» в слогах, словах. «И» в слогах, словах. Дифференц-я [ы]-[и] в слогах и словах Дифференциация [ы]-[и]в словах и предл-ях. | 5
1 1 1
2 | Слово. Слог. Звук. Буква. Схема слова. Схема предложения | Формирование навыков фонетического и фонематического анализа и синтеза. Развитие мелкой моторики рук. |
5. | Дифференциация гласных ё-ю «Ё» в слогах и словах. «Ю» в слогах и словах Дифференц-я ё-ю в слогах и словах. Дифференциация ё-ю в словах и предложениях. | 5
1 1 1
2 | Слово. Слог. Звук.Буква. Звуко-буквенный анализ. Схема слова.
| Учить использовать Учебную терминологию при ответах на вопросы. Развитие мыслительных процессов. |
6. | Мягкий знак Мягкий знак в середине слова . Мягкий знак в конце слова. Разделительный мягкий знак | 3 1
1
1 | Буква.Звук. Заглавная буква. Схема слова. Звуко-буквенный анализ. | Учить различать звуки по твёрдости- мягкости. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия |
7. | Дифференциация звуков П-Б Звуки п-пь в слогах, словах. Звуки п-пь в словах предложениях. Звуки б-бь в слогах, словах. Звуки б-бь в словах и предложениях. Дифференциация п-б в слогах и словах. Дифференциация п-б в словах, предложениях. | 6 1
1
1
1
1
1 | Звуки. Буква заглавная и строчная. Схема слова. Схема предложения. Звуко-буквенный анализ. Правописание парных согласных на конце слова | Различение звуков по твёрдости-мягкости и глухости- звонкости. Развитие слухового и зрительного восприятия. Развитие мыслительных процессов. |
8. | Дифференциация звуков Т-Д Звуки т-ть в слогах, словах. Звуки т-ть в словах и предложениях. Звуки д-дь в слогах, словах. Звуки д-дь в словах и предложениях. Дифференциация т-д в слогах, словах. Дифференциация т-д в словах.предложениях | 6
1
1
1
1
1
1 | Звуко-буквенный анализ. Слоговой анализ. Правописание парных согласных на конце слова | Различение звуков по твёрдости-мягкости и глухости-звонкости. Развитие слухового и зрительного восприятия. Развитие мелкой моторики рук. |
9. | Дифференциация звуков К-Г Звуки к-кь в слогах, словах. Дифференциация к-кь в словах и предл-ях Дифференциация звуков г-гь в слогах, словах. Звуки г-гь в словах и предложениях. Дифференциация к-г в слогах, словах. Дифференциация к-г в словах и предл-ях | 6
1
1
1
1
1
1 | Звуко-буквенный и слоговой анализ. Слоговой анализ и синтез. Правописание Парных согласных на конце слова | Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.
Различение звуков по глухости-звонкости и твёрдости- мягкости. Развитие мыслительных процессов. |
10. | Дифференциация звуков В-Ф. Звуки в-вь в слогах, словах. Звуки в-вь словах и предл-ях. Звуки ф-фь в слогах, словах. Звуки ф-фь в словах и предложениях. Дифференциация В-Ф | 6
1
1
1
1
2 | Звуко-буквенный анализ. Слоговой анализ и синтез. | Различение звуков по твёрдости- мягкости, глухости-звонкости. Развитие слухового и зрительного восприятия. Развитие мелкой моторики рук. |
11. | Дифференциация звуков С-З Звуки с-сь в слогах, словах. Звуки с-сь в словах и предложениях. Звуки з-зь в словах и предложениях. Звуки з-зь в словах и предложениях Дифферециация С-З
| 6
1
1
1
1
2 | Звуко-буквенный анализ. Слоговой анализ и синтез. Правописание парных согласных на конце слова. | Различение звуков по твёрдости- мягкости, глухости-звонкости. Развитие зрительного и слухового восприятия. Развитие мелкой моторики рук. Развитие мыслительных процессов. |
12. | Дифференциация звуков Ш-Ж Звук Ш в слогах, словах. Звук Ш в словах, предложениях. Звук Ж в слогах, словах. Звук Ж в словах и предложениях Дифференциация Ш-Ж в словах и предл-ях | 6
1
1
1
1
2 | Звуко-буквенный анализ и синтез слов. Звуковой анализ и синтез слов. Правописание ЖИ, ШИ. Парные согл-е на конце слова. | Различение звуков по глухости-звонкости. Развитие зрительного и слухового восприятия. Развитие мыслительных процессов. Развитие мелкой моторики рук |
13. | Дифференциация звуков Л-Р Звуки л-ль в слогах и словах. Звуки л-ль в словах и предложениях. Звуки р-рь в слогах, словах. Звуки р-рь в слогах и предложениях Дифференциация Л-Р в словах и предл-ях | 6
1
1
1
1
2 | Звуко-буквенный и слоговой анализ слов. Схема слова и схема предл-я. | Артикуляционные различия звуков. Развитие фонетического слуха и фонематического восприятия. Развитие мыслительных процессов. |
14. | Дифференциация звуков С-Ш Различение С-Ш в слогах, словах. Различение С-Ш в словах и предл-ях. | 4
2
2 | Звуковой и звуко- буквенный анализ. Работа на уровне слога, слова, и предложения. | Артикуляционные различия звуков. Развитие фонетического слуха и фонематического восприятия. Развитие мыслительных процессов. Развитие мелкой моторики рук. |
15. | Дифференциация звуков Ж-З Различение Ж-З в слогах, словах. Различение Ж-З в словах и предл-ях. | 4
2
2 | Звуковой и звуко-буквенный анализ. Работа на уровне слога, слова, и предложения. | Артикуляционные различия звуков. Развитие фонетического слуха и фонематического восприятия. Развитие мыслительных процессов. Развитие мелкой моторики рук. |
16. | Дифференциация звуков Ч-Ц Различение Ч-Ц в слогах, словах. Различение Ч-Ц в словах и предложениях | 4
2
2 | Звуковой и звуко-буквенный анализ. Работа науровне слого слова и предложения. | Артикуляционные различия звуков. Развитие фонематического Слуха фонематического воспрятия. Развитие мыслительных процессов. Развитие мелкой моторики рук. |
Количество часов: 76 часов.
Теория: 30 Практика: 46
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soglasovano.3.doc | 133.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ Г МОСКВЫ
Государственное бюджетное учреждение гимназия №1573
«Утверждаю»
Директор ГБОУ гимназия №1573 Антипов А.С.___________
от___________________ 20 года
Рабочая программа коррекционного обучения младших школьников с нарушениями речи.
Группа учащихся с фонетико-фонетическим недоразвитием
Нарушение письма и чтения, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием.
Количество часов в неделю: 1
Общее количество часов: 34
Составлена по книге И. Н. Садовниковой
«Нарушения письменной речи у младших школьников».
Срок реализации: 2013-2014 учебный год
Учитель-логопед: Морозова Татьяна Игоревна
Москва 2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1 часть: Пояснительная записка.
2 часть: Содержание программы.
3 часть: Методическое обеспечение.
1 часть
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа коррекционного обучения младших школьников с нарушениями речи разработана с учетом:
1. Диагностических данных учащихся.
2. На основе государственной программы, одобренной МО РФ.
- C.В.Иванов. «Русский язык», 2-3 класс. М., Начальная школа 21 века
«Вентана-Граф», 2012г
- Е.В.Мазанова. «Коррекция оптической дисграфии», М., «Гном и Д». 2006 г.
- Е.В.Морозова. «Коррекция аграмматической дисграфии», М., «Гном и Д». 2006 г.
- Е.В.Мазанова. «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза». М., «Гном и Д». 2006 г.
- Т.Г.Рамзаева. «Русский язык» 1-2 класс в 2-х частях. М., «Дрофа». 2008 г. (одобрено МО РФ).
Цель: - коррекция и восполнение пробелов звуковой стороны речи;
- развитие фонематических процессов;
- уточнение артикуляции;
- дифференциация звуков;
- звуко-буквенный анализ слова;
- звуковой анализ слова.
- дифференциация понятий «слог», «слово», «предложение».
Краткая характеристика учащихся с фонетико-фонематическим недоразвитием
Фонетико-фонематическое недоразвитие - это нарушение речи, при котором нарушено восприятие звуков и страдает их различение на слух. Кроме того, имеет место нарушение произношения, допускаются замены и смешение звуков.
Ребенок допускает в речи смешение и замены звуков, хотя в изоляции может произносить отдельные звуки правильно.
При данном нарушении речи у ребенка возникают трудности при овладении процессом письма и чтения:
- замены букв;
- пропуски букв;
- искажения букв на письме (по начертанию);
- пропуски слогов;
- пропуски слов;
- монотонность чтения, неправильное ударение, искажения слов.
Лексический запас в пределах возрастной нормы. Грамматический строй речи практически в норме.
Психофизические (неречевые) особенности детей с ФФН
Как правило, в анамнезе упоминается небольшая задержка речевого развития. Имеет место физическая ослабленность детей (нарушение остроты зрения, ЛОР-заболевания, нарушение осанки). У детей нарушены процессы возбуждения и торможения.
Дети имеют низкую работоспособность, быстро утомляются. Одни дети возбудимы, другие заторможены. Требуется постоянный контроль и организация деятельности. Дети эмоционально неустойчивые, подвержены периодам спада и подъема в учебной деятельности.
Основные трудности в учебе – русский язык и чтение. Во время занятий нужно постоянно менять виды деятельности, использовать наглядные пособия, схемы, игры и связывать их с темой урока.
2 часть
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Форма и режим занятий: Занятия с детьми, имеющими ФФН рекомендовано проводить 2-3 раза в неделю в группе по 4-6 человек. Продолжительность занятия в группе ФФН – 45 мин.
Ожидаемый результат
- Устранение недостатков звукопроизношения.
- Формирование знаний звукового анализа и синтеза слова.
- Устранение специфических ошибок на письме (пропуски и замены букв, искажение слов).
- Улучшение навыков чтения.
- Совершенствование и развитие высших психических функций (памяти, внимания, восприятия, логического мышления).
- Развитие интереса к языковым явлениям.
- Развитие и поддержание интереса к учебной деятельности.
- Совершенствование учебных умений и навыков.
- Коррекция личности ребенка.
- Повышение уровня успеваемости.
- Мотививация ребёнка на успешность коррекционного обучения.
Способы проверки знаний, умений и навыков учащихся
- тесты;
- слуховые диктанты;
- графические диктанты;
- проверочные работы.
- успеваемость учащихся.
Прогнозируемые результаты:
По окончании курса занятий в группе ФФН учащиеся могут:
1. Правильно произносить звуки.
2. Знать артикуляционные различия звуков.
3. Уметь выделять нужные звуки в речи и различать их на письме
4. Различать звуки по твёрдости- мягкости и глухости-звонкости.
5. Владеть навыками фонематического анализа и синтеза.
6. Улучшить и систематизировать свои знания по русскому
языку и использовать их в учебной деятельности.
7. Значительно повысить свою собственную самооценку.
По окончании курса логопедических занятий учащиеся могут:
Знать Артикуляционные и акустические различия между звуками,
правильное положение органов артикуляции, правила переноса
Уметь правильно различать и писать буквы в словах, давать характеристику звуков, выделять и правильно обозначать твердые и мягкие
согласные звуки, гласные звуки, ставить ударение в словах, делить слова на слоги, правильно переносить слова.
Владеть правильной артикуляцией, правильным написанием букв,
знанием об акустических и артикуляционных особенностях звуков,
звуко-буквенным анализом и синтезом.
Тематическое планирование. Группа детей с ФФН
№ п.п | Тема | Кол. часов | Учебные термины и понятия | Направления коррекционной работы |
1 | Звуки и буквы | 1 | Звук. Буква. Гласные Согласные | Формирование зрительного, кинестстического и акустического образа буквы |
2 | Гласные звуки Дифференц-я [а]-[я] Дифференц-я [о]-[ё] Дифференц-я [у]-[ю]
| 6 2 2 2 | Гласные 1 ряда Гласные 2 ряда Твёрдый согласный звук Мягкий согласный звук.Ударение.Звук. Схема слова | Уточнение артикуляции гласных. Формирование умения выделять гласные звуки из потока речи по акустическим признакам Закрепление навыков в письменной речи. |
3 | Согласные звуки Дифференц-я [п]-[б] Дифференц-я [т]-[д] Дифференц-я [ к]-[г] Дифференц-я [в]-[ф] Дифференц-я [с]-[з] Дифференц-я [ ш]-[ж] Дифференц-я [ч]-[ц] Дифференц-я [л]-[р] Дифференц-я [с]-[ш] | 13 2 2 2 1 2 1 1 1 1 | Согласные звуки Звонкие согласные. Глухие согласные. Парные согласные. Мягкий согласный Твёрдый согласный | Формирование правильных артикуляционных и акустических навыков. Формирование умения правильно различать звуки в устной и письменной речи |
4 | Мягкий знак Ь на конце слова Ь в середине слова Разделительный Ь | 3 1 1 1 | Звук.Буква.Мягкий знак.Ударение. Мягкий согласный. Твёрдый согласный. Гласный. | Формирование представления о правильном написании Ь в словах. Закрепление полученных навыков на письме. |
5 | Слоговой анализ и синтез 1- сложные слова 2-сложные слова 3- сложные слова Слоги со стеч-ем согласных | 2 | Звук.Буква.Слог. Твёрдые согласные Мягкие согласные Гласные звуки. Гласные 1 ряда. Гласные 2 ряда | Формирование навыков слогового анализа и синтеза. Звуко- буквенный анализ Слов. |
6 | Правила переноса слов | 2 | Звук.Буква.Слог. Слово. | Форм. навыка прав. переноса слов. |
34час |
Календарное планирование занятий с группой ФФН
№ п.п | Тема | Кол-во часов | Сроки изучения Месяц, неделя | № урока |
1 | Звуки и буквы | 1 | Сентябрь, 3неделя | 1 |
2 | Гласные звуки | 6 | Октябрь, 1неделя Октябрь, 2 неделя Октябрь, 3 неделя Октябрь, 4 неделя Октябрь, 5 неделя Ноябрь 3 неделя | 1 2 3 4 5 6 |
3 | Согласные звуки | 13 | Ноябрь, 4 неделя Ноябрь 5 неделя Декабрь 1 неделя Декабрь 2 неделя Декабрь 3неделя Январь 4неделя Январь 5 неделя Февраль 1 неделя Февраль 2 неделя Февраль 3 неделя Февраль 4 неделя Март 1 неделя | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 |
4 | Мягкий знак | 3 | Март 2 неделя Март 3 неделя Апрель 1 неделя | 1 2 3 |
5 | Слоговой анализ и синтез | 2 | Апрель 2 неделя Апрель 3 неделя | 1 2 |
6 | Правила переноса | 2 | Апрель 4 неделя Май 2 неделя | 1 2 |
34часа |
3 часть
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.И.Н.Садовникова. «Нарушение письменной речи у младших школьников». М., Владос, 2000 г.
2. Е.В.Мазанова. «Коррекция оптической дисграфии». М., 2006 г., «Гном и Д» (Одобрено МО РФ).
3. Е.В.Мазанова. «Коррекция акустической дисграфии». М., 2006 г. «Гном и Д» (Одобрено МО РФ).
4. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. «Обучаем писать и читать без ошибок». М., Аркти, 2007 г.
5. А.В.Ястребова. «Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы». М., Просвещение. 1985 г.
6.ФГОСы II поколения Примерная программа по русскому языку
М, «Просвещение», 2011г.
ФФН, 1 класс, Тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Учебная терминология | Направления коррекционно-логопедич. работы |
1 | Дифференциация гласных [а]-[я] «А» в словах и слогах. «Я» в слогах, словах. Дифференциация[а]-[я] в слогах, словах. Дифференциация[а]-[я] в словах и предл-ях. | 5 1 1 1 2 | Буквы, звуки. Гласные звуки.Слоги. Ударение. Слово. Предложение. | Учить внимательно слушать инструкцию. Сравнивать и различать звуки по артикуляции и на письме Формировать навыки самоконтроля |
2. | Дифференциация гласных [о]-[ё] «О» в слогах и словах. «Ё» в слогах и словах. Дифференциация[о]-[ё] в слогах, словах. Дифференциация[о]-[ё] в словах и предл-ях. | 5 1 1 1 2 | Звуки и буквы. Слог. Слово. Предложение. Артикуляция. Гласные звуки. Схема слова. | Умение правильно и чётко произносить звуки. Формирование фонетического анализа и синтеза Развитие мелкой моторики рук |
3. | Дифференциация гласных [у]-[ю] «У» в слогах, словах. «Ю» в слогах, словах. Дифференц-я [у]-[ю] в слогах, словах. Дифференц-я [у]-[ю] в словах и предл-ях. | 5 1 1 1 2 | Буквы печатные и прописные. Заглавная буква. Схема слова. Схема предложения. | Умение различать предложение как единицу речи и слово, как единицу предложения. Сравнение звуков по артикуляции |
4. | Дифференциация гласных[ы]-[и]. «ы» в слогах, словах. «И» в слогах, словах. Дифференц-я [ы]-[и] в слогах и словах Дифференциация [ы]-[и]в словах и предл-ях. | 5 1 1 1 2 | Слово. Слог. Звук. Буква. Схема слова. Схема предложения | Формирование навыков фонетического и фонематического анализа и синтеза. Развитие мелкой моторики рук. |
5. | Дифференциация гласных ё-ю «Ё» в слогах и словах. «Ю» в слогах и словах Дифференц-я ё-ю в слогах и словах. Дифференциация ё-ю в словах и предложениях. | 5 1 1 1 2 | Слово. Слог. Звук.Буква. Звуко-буквенный анализ. Схема слова. | Учить использовать Учебную терминологию при ответах на вопросы. Развитие мыслительных процессов. |
6. | Мягкий знак Мягкий знак в середине слова . Мягкий знак в конце слова. Разделительный мягкий знак | 3 1 1 1 | Буква.Звук. Заглавная буква. Схема слова. Звуко-буквенный анализ. | Учить различать звуки по твёрдости- мягкости. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия |
7. | Дифференциация звуков П-Б Звуки п-пь в слогах, словах. Звуки п-пь в словах предложениях. Звуки б-бь в слогах, словах. Звуки б-бь в словах и предложениях. Дифференциация п-б в слогах и словах. Дифференциация п-б в словах, предложениях. | 6 1 1 1 1 1 1 | Звуки. Буква заглавная и строчная. Схема слова. Схема предложения. Звуко-буквенный анализ. Правописание парных согласных на конце слова | Различение звуков по твёрдости-мягкости и глухости- звонкости. Развитие слухового и зрительного восприятия. Развитие мыслительных процессов. |
8. | Дифференциация звуков Т-Д Звуки т-ть в слогах, словах. Звуки т-ть в словах и предложениях. Звуки д-дь в слогах, словах. Звуки д-дь в словах и предложениях. Дифференциация т-д в слогах, словах. Дифференциация т-д в словах.предложениях | 6 1 1 1 1 1 1 | Звуко-буквенный анализ. Слоговой анализ. Правописание парных согласных на конце слова | Различение звуков по твёрдости-мягкости и глухости-звонкости. Развитие слухового и зрительного восприятия. Развитие мелкой моторики рук. |
9. | Дифференциация звуков К-Г Звуки к-кь в слогах, словах. Дифференциация к-кь в словах и предл-ях Дифференциация звуков г-гь в слогах, словах. Звуки г-гь в словах и предложениях. Дифференциация к-г в слогах, словах. Дифференциация к-г в словах и предл-ях | 6 1 1 1 1 1 1 | Звуко-буквенный и слоговой анализ. Слоговой анализ и синтез. Правописание Парных согласных на конце слова | Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. Различение звуков по глухости-звонкости и твёрдости- мягкости. Развитие мыслительных процессов. |
10. | Дифференциация звуков В-Ф. Звуки в-вь в слогах, словах. Звуки в-вь словах и предл-ях. Звуки ф-фь в слогах, словах. Звуки ф-фь в словах и предложениях. Дифференциация В-Ф | 6 1 1 1 1 2 | Звуко-буквенный анализ. Слоговой анализ и синтез. | Различение звуков по твёрдости- мягкости, глухости-звонкости. Развитие слухового и зрительного восприятия. Развитие мелкой моторики рук. |
11. | Дифференциация звуков С-З Звуки с-сь в слогах, словах. Звуки с-сь в словах и предложениях. Звуки з-зь в словах и предложениях. Звуки з-зь в словах и предложениях Дифферециация С-З | 6 1 1 1 1 2 | Звуко-буквенный анализ. Слоговой анализ и синтез. Правописание парных согласных на конце слова. | Различение звуков по твёрдости- мягкости, глухости-звонкости. Развитие зрительного и слухового восприятия. Развитие мелкой моторики рук. Развитие мыслительных процессов. |
12. | Дифференциация звуков Ш-Ж Звук Ш в слогах, словах. Звук Ш в словах, предложениях. Звук Ж в слогах, словах. Звук Ж в словах и предложениях Дифференциация Ш-Ж в словах и предл-ях | 6 1 1 1 1 2 | Звуко-буквенный анализ и синтез слов. Звуковой анализ и синтез слов. Правописание ЖИ, ШИ. Парные согл-е на конце слова. | Различение звуков по глухости-звонкости. Развитие зрительного и слухового восприятия. Развитие мыслительных процессов. Развитие мелкой моторики рук |
13. | Дифференциация звуков Л-Р Звуки л-ль в слогах и словах. Звуки л-ль в словах и предложениях. Звуки р-рь в слогах, словах. Звуки р-рь в слогах и предложениях Дифференциация Л-Р в словах и предл-ях | 6 1 1 1 1 2 | Звуко-буквенный и слоговой анализ слов. Схема слова и схема предл-я. | Артикуляционные различия звуков. Развитие фонетического слуха и фонематического восприятия. Развитие мыслительных процессов. |
14. | Дифференциация звуков С-Ш Различение С-Ш в слогах, словах. Различение С-Ш в словах и предл-ях. | 4 2 2 | Звуковой и звуко- буквенный анализ. Работа на уровне слога, слова, и предложения. | Артикуляционные различия звуков. Развитие фонетического слуха и фонематического восприятия. Развитие мыслительных процессов. Развитие мелкой моторики рук. |
15. | Дифференциация звуков Ж-З Различение Ж-З в слогах, словах. Различение Ж-З в словах и предл-ях. | 4 2 2 | Звуковой и звуко-буквенный анализ. Работа на уровне слога, слова, и предложения. | Артикуляционные различия звуков. Развитие фонетического слуха и фонематического восприятия. Развитие мыслительных процессов. Развитие мелкой моторики рук. |
16. | Дифференциация звуков Ч-Ц Различение Ч-Ц в слогах, словах. Различение Ч-Ц в словах и предложениях | 4 2 2 | Звуковой и звуко-буквенный анализ. Работа науровне слого слова и предложения. | Артикуляционные различия звуков. Развитие фонематического Слуха фонематического воспрятия. Развитие мыслительных процессов. Развитие мелкой моторики рук. |
Количество часов: 76 часов.
Теория: 30 Практика: 46
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нарушение письма и чтения у детей.
Материал можно использовать на информационных стендах для родителей...
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ. В настоящее время является общепризнанным, что между недо...
Рабочая программа по коррекции письменной речи, обусловленная фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Рабочая программа по коррекции нарушения чтения и письма, обусловленная фонетико-фонематическим недоразвитием речи младших школьников....
Рабочая программа по теме "Нарушение письма и чтения, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием."
Коррекция нарушений речи обучающихся требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения предусмотрены часы логопедич...
Календарно тематическое планирование по коррекции нарушения письма и чтения у детей с нерезко - выраженным общим недоразвитием речи
Календарно тематическое планирование коррекционной работы с обучающимся 2 класса по коррекция нарушения письма и чтения у детей с нерезко - выраженным общим недоразвитием речи. ...
Адаптированная образовательная программа Рабочая программа по предупреждению нарушений письма и чтения у учащихся 1-го дополнительного класса, имеющих логопедическое заключение «ТНР, общее недоразвитие речи, на фоне задержки психического развития» вариа
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного Стандарта общего образования детей с ОВЗ и разработана с учетом нормативных правовых актов международного, феде...
Использование нейропсихологических приемов в работе учителя-логопеда при коррекции нарушения письма и чтения у младших школьников с системным недоразвитием речи.
Использование нейропсихологических приемов в работе учителя-логопеда при коррекции нарушения письма и чтения у младших школьников с системным недоразвитием речи....