Нарушение письма и чтения, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием.
рабочая программа по логопедии на тему

Морозова Татьяна Игоревна

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ Г МОСКВЫ

 

 

Государственное бюджетное учреждение гимназия №1573

 

                                                                   

 

«Утверждаю»

                                                                                                                                                                                                          

                   Директор ГБОУ гимназия №1573 Антипов А.С.___________

 

 

 

 

 

                                              от___________________            20   года   

 

 

 

Рабочая программа коррекционного обучения младших школьников с нарушениями речи.

 

           Группа учащихся с фонетико-фонетическим недоразвитием

 

Нарушение письма и чтения, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием.

 

Количество часов в неделю: 1

Общее количество часов: 34

Составлена по книге И. Н. Садовниковой

 

«Нарушения письменной речи у младших школьников».

 

                          Срок реализации: 2013-2014 учебный год

 

 

Учитель-логопед:  Морозова Татьяна Игоревна

 

 

                                               Москва 2013 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1 часть: Пояснительная записка.

2 часть: Содержание программы.

3 часть: Методическое обеспечение.

 

 

 

1 часть

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

         Данная рабочая программа коррекционного обучения младших школьников с нарушениями речи разработана с учетом:

1. Диагностических данных учащихся.

2. На основе государственной программы, одобренной МО РФ.

          - C.В.Иванов. «Русский язык», 2-3 класс. М., Начальная школа 21 века

«Вентана-Граф», 2012г

         - Е.В.Мазанова. «Коррекция оптической дисграфии», М., «Гном и Д». 2006 г.

         - Е.В.Морозова. «Коррекция аграмматической дисграфии», М., «Гном и Д». 2006 г.

         - Е.В.Мазанова. «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза». М., «Гном и Д». 2006 г.

         - Т.Г.Рамзаева. «Русский язык» 1-2 класс в 2-х частях. М., «Дрофа». 2008 г. (одобрено МО РФ).

 

 

Цель: - коррекция и восполнение пробелов звуковой  стороны речи;

         - развитие фонематических процессов;

         - уточнение артикуляции;

         - дифференциация звуков;

         - звуко-буквенный анализ слова;

         - звуковой анализ слова.

         - дифференциация понятий «слог», «слово», «предложение».

 

Краткая характеристика учащихся с фонетико-фонематическим недоразвитием

 

         Фонетико-фонематическое недоразвитие - это нарушение речи, при котором нарушено восприятие звуков и страдает их различение на слух. Кроме того, имеет место нарушение произношения, допускаются замены и смешение звуков.

         Ребенок допускает в речи смешение и замены звуков, хотя в изоляции может произносить отдельные звуки правильно.

         При данном нарушении речи у ребенка возникают трудности при овладении процессом письма и чтения:

- замены букв;

- пропуски букв;

- искажения букв на письме (по начертанию);

- пропуски слогов;

- пропуски слов;

- монотонность чтения, неправильное ударение, искажения слов.

         Лексический запас в пределах возрастной нормы. Грамматический строй речи практически в норме.

 

 

 

 

 

Психофизические (неречевые) особенности детей с ФФН

 

         Как правило, в анамнезе упоминается небольшая задержка речевого развития. Имеет место физическая ослабленность детей (нарушение остроты зрения, ЛОР-заболевания, нарушение осанки). У детей нарушены процессы возбуждения и торможения.

         Дети имеют низкую работоспособность, быстро утомляются. Одни дети возбудимы, другие заторможены. Требуется постоянный контроль и организация деятельности. Дети эмоционально неустойчивые, подвержены периодам спада и подъема в учебной деятельности.

         Основные трудности в учебе – русский язык и чтение. Во время занятий нужно постоянно менять виды деятельности, использовать наглядные пособия, схемы, игры и связывать их с темой урока.

 

2 часть

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Форма и режим занятий: Занятия с детьми, имеющими ФФН рекомендовано проводить 2-3 раза в неделю в группе по 4-6 человек. Продолжительность занятия в группе ФФН – 45 мин.

 

Ожидаемый результат

 

         - Устранение недостатков звукопроизношения.

         - Формирование знаний звукового анализа и синтеза слова.

         - Устранение специфических ошибок на письме (пропуски и замены букв, искажение слов).

         - Улучшение навыков чтения.

         - Совершенствование и развитие высших психических функций (памяти, внимания, восприятия, логического мышления).

         - Развитие интереса к языковым явлениям.

         - Развитие и поддержание интереса к учебной деятельности.

         - Совершенствование учебных умений и навыков.

         - Коррекция личности ребенка.

         - Повышение уровня успеваемости.

         - Мотививация ребёнка на успешность коррекционного обучения.

Способы проверки знаний, умений и навыков учащихся

- тесты;

- слуховые диктанты;

- графические диктанты;

- проверочные работы.

- успеваемость учащихся.

 

Прогнозируемые результаты:

По окончании курса занятий  в группе ФФН учащиеся могут:

1. Правильно произносить звуки.

2. Знать артикуляционные различия звуков.

3. Уметь выделять нужные звуки в речи и различать их на письме

4. Различать звуки по твёрдости- мягкости и глухости-звонкости.

5. Владеть навыками фонематического анализа и синтеза.

6. Улучшить и систематизировать свои знания по русскому

языку и использовать их в учебной деятельности.

7. Значительно повысить свою собственную самооценку.

 

 
 

  По окончании курса логопедических занятий учащиеся могут:

 

Знать  Артикуляционные и акустические различия между звуками,

правильное положение органов артикуляции, правила переноса

 

Уметь        правильно различать и писать буквы в словах, давать характеристику звуков, выделять и правильно обозначать твердые и мягкие

согласные звуки, гласные звуки, ставить ударение в словах, делить слова на слоги, правильно переносить слова.

 

Владеть      правильной артикуляцией, правильным написанием букв,

знанием об акустических и артикуляционных особенностях звуков,

звуко-буквенным  анализом и синтезом.

 

Тематическое планирование.  Группа детей с ФФН

 

п.п

Тема

Кол.

часов

Учебные

термины и понятия

Направления коррекционной

работы

1

Звуки и буквы

1

Звук. Буква.

Гласные Согласные

Формирование зрительного,

кинестстического и акустического образа буквы

2

Гласные звуки

Дифференц-я     [а]-[я]

Дифференц-я   [о]-[ё]

Дифференц-я   [у]-[ю]

 

6

2

2

2

 

 

 

 

Гласные 1 ряда

Гласные 2 ряда

Твёрдый согласный звук

Мягкий согласный звук.Ударение.Звук.

Схема слова

Уточнение артикуляции гласных.

Формирование умения выделять гласные звуки из потока речи  по акустическим признакам

Закрепление навыков в письменной речи.

3

Согласные звуки

Дифференц-я   [п]-[б]

Дифференц-я   [т]-[д]

Дифференц-я  [ к]-[г]

Дифференц-я   [в]-[ф]

Дифференц-я   [с]-[з]

Дифференц-я [ ш]-[ж]

Дифференц-я  [ч]-[ц]

Дифференц-я  [л]-[р]

Дифференц-я  [с]-[ш]

13

2

2

2

1

 

2

1

1

1

1

Согласные звуки Звонкие согласные.

Глухие согласные.

Парные согласные.

Мягкий согласный Твёрдый согласный

Формирование правильных артикуляционных и акустических навыков.

Формирование умения  правильно различать звуки в устной и письменной речи

4

Мягкий знак

Ь  на конце слова

Ь  в середине слова

Разделительный Ь

3

1

1

1

Звук.Буква.Мягкий знак.Ударение.

Мягкий согласный.

Твёрдый согласный.

Гласный.

Формирование представления  о правильном написании

Ь в словах.

Закрепление полученных навыков на письме.

5

Слоговой анализ и синтез

1- сложные слова

2-сложные слова

3- сложные слова

Слоги со стеч-ем согласных

2

Звук.Буква.Слог.

Твёрдые согласные

Мягкие согласные

Гласные звуки.

Гласные 1 ряда.

Гласные 2 ряда

Формирование навыков слогового анализа и синтеза.

Звуко- буквенный анализ

Слов.

6

Правила переноса слов

2

Звук.Буква.Слог.

Слово.

Форм. навыка прав. переноса слов.

 

 

34час

 

 

 

 

 

Календарное планирование занятий с группой ФФН

 

п.п

Тема

Кол-во

часов

Сроки изучения

Месяц, неделя

№ урока

1

Звуки и буквы

1

Сентябрь, 3неделя

1

2

Гласные звуки

6

Октябрь, 1неделя

Октябрь, 2 неделя

Октябрь, 3 неделя

Октябрь, 4 неделя

Октябрь, 5 неделя

Ноябрь 3 неделя

1

2

3

4

5

6

3

Согласные звуки

13

Ноябрь, 4 неделя

Ноябрь  5 неделя

Декабрь 1 неделя

Декабрь 2 неделя

Декабрь 3неделя

Январь 4неделя

Январь 5 неделя

Февраль 1 неделя

Февраль 2 неделя

Февраль 3 неделя

Февраль 4 неделя

Март 1 неделя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

4

Мягкий знак

3

 Март 2 неделя

Март 3 неделя

Апрель  1 неделя

1

2

3

5

Слоговой анализ и синтез

2

Апрель 2 неделя       

Апрель 3 неделя               

 

1

2

6

Правила переноса

2

Апрель 4 неделя

Май 2 неделя

1

2

 

 

34часа

 

 

 

 

 

3 часть

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

         1.И.Н.Садовникова. «Нарушение письменной речи у младших школьников». М., Владос, 2000 г.

         2. Е.В.Мазанова. «Коррекция оптической дисграфии». М., 2006 г., «Гном и Д» (Одобрено МО РФ).

         3. Е.В.Мазанова. «Коррекция акустической дисграфии». М., 2006 г. «Гном и Д» (Одобрено МО РФ).

         4. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. «Обучаем писать и читать без ошибок». М., Аркти, 2007 г.

         5. А.В.Ястребова. «Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы». М., Просвещение. 1985 г.

         6.ФГОСы II поколения Примерная программа по русскому языку

М, «Просвещение», 2011г.

 

 

ФФН, 1 класс, Тематический план

п/п

Тема

Кол-во

часов

Учебная

терминология

Направления коррекционно-логопедич.

работы

1

Дифференциация гласных [а]-[я]

«А» в словах и слогах.

«Я» в слогах, словах.

Дифференциация[а]-[я] в слогах, словах.

Дифференциация[а]-[я]

в словах и предл-ях.

5

 

1

1

1

 

2

Буквы, звуки.

Гласные звуки.Слоги.

Ударение.

Слово.

Предложение.

Учить внимательно слушать инструкцию.

Сравнивать и различать

звуки по артикуляции и на письме

Формировать навыки самоконтроля

2.

Дифференциация гласных [о]-[ё]

«О» в слогах и словах.

«Ё» в слогах и словах.

Дифференциация[о]-[ё] в слогах, словах.

Дифференциация[о]-[ё] в словах и предл-ях.

5

 

1

1

1

 

2

Звуки и буквы.

Слог. Слово.

Предложение.

Артикуляция.

Гласные звуки.

Схема слова.

Умение правильно и чётко произносить звуки. Формирование фонетического

анализа и синтеза

Развитие мелкой моторики рук

3.

Дифференциация гласных [у]-[ю]

«У» в слогах, словах.

«Ю» в слогах, словах.

Дифференц-я [у]-[ю] в слогах, словах.

Дифференц-я [у]-[ю] в словах и предл-ях.

5

 

1

1

1

 

2

Буквы печатные и прописные.

Заглавная буква.

Схема слова.

Схема предложения.

Умение различать предложение как единицу речи и слово, как единицу предложения.

Сравнение звуков по артикуляции

4.

Дифференциация гласных[ы]-[и].

«ы» в слогах, словах.

«И» в слогах, словах.

Дифференц-я [ы]-[и] в слогах и словах

Дифференциация [ы]-[и]в словах и предл-ях.

5

 

1

1

1

 

2

Слово. Слог. Звук. Буква.

Схема слова. Схема предложения

Формирование навыков

фонетического и

фонематического анализа и синтеза.

Развитие мелкой моторики рук.

5.

Дифференциация гласных ё-ю

«Ё» в слогах и словах.

«Ю» в слогах и словах

Дифференц-я ё-ю в слогах и словах.

Дифференциация ё-ю

в словах и предложениях.

5

 

1

1

1

 

2

Слово. Слог.

Звук.Буква.

Звуко-буквенный

анализ.

Схема слова.

 

Учить использовать

Учебную терминологию при ответах на вопросы.

Развитие мыслительных процессов.

6.

Мягкий знак

Мягкий знак в середине слова .

Мягкий знак в конце слова.

Разделительный мягкий знак

3

1

 

1

 

1

Буква.Звук.

Заглавная буква.

Схема слова.

Звуко-буквенный анализ.

Учить различать звуки

по твёрдости- мягкости.

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия

7.

Дифференциация звуков  П-Б

Звуки п-пь в слогах, словах.

Звуки п-пь в словах предложениях.

Звуки б-бь в слогах, словах.

Звуки б-бь в словах и предложениях.

Дифференциация п-б

в слогах и словах.

Дифференциация п-б

в словах, предложениях.

6

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

Звуки. Буква заглавная и строчная.

Схема слова.

Схема предложения.

Звуко-буквенный

анализ.

Правописание

парных согласных на конце слова

Различение звуков по

твёрдости-мягкости и глухости- звонкости.

Развитие слухового и зрительного восприятия.

Развитие мыслительных процессов.

8.

Дифференциация звуков Т-Д

Звуки т-ть в слогах,

словах.

Звуки т-ть в словах и предложениях.

Звуки д-дь в слогах, словах.

Звуки д-дь в словах и предложениях.

Дифференциация т-д

в слогах, словах.

Дифференциация т-д

в словах.предложениях

6

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

Звуко-буквенный анализ.

Слоговой анализ.

Правописание парных согласных на конце слова

Различение звуков по

твёрдости-мягкости и глухости-звонкости.

Развитие слухового и зрительного восприятия.

Развитие мелкой моторики рук.

9.

Дифференциация звуков К-Г

Звуки к-кь в слогах,

словах.

Дифференциация к-кь

в словах и предл-ях

Дифференциация звуков г-гь в слогах, словах.

Звуки г-гь в словах и предложениях.

Дифференциация к-г

в слогах, словах.

Дифференциация к-г в

словах и предл-ях                 

6

 

1

 

1

 

1

 

 

1

 

1

 

1

Звуко-буквенный и слоговой анализ.

Слоговой анализ и синтез.

Правописание

Парных согласных на конце слова

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.

 

 

 

Различение звуков по глухости-звонкости и твёрдости- мягкости.

Развитие мыслительных процессов.

10.

Дифференциация звуков В-Ф.

Звуки в-вь в слогах, словах.

Звуки в-вь словах и предл-ях.

Звуки ф-фь в слогах,

словах.

Звуки ф-фь в словах и предложениях.

Дифференциация В-Ф

6

 

1

 

1

 

1

 

1

 

2

Звуко-буквенный анализ.

Слоговой анализ и синтез.

Различение звуков по твёрдости- мягкости, глухости-звонкости.

Развитие слухового и зрительного восприятия.

Развитие мелкой моторики рук.

11.

Дифференциация звуков С-З

Звуки с-сь в слогах,

словах.

Звуки с-сь в словах и предложениях.

Звуки з-зь в словах и

предложениях.

Звуки з-зь в словах и

предложениях

Дифферециация С-З

 

6

 

1

 

1

 

1

 

1

 

2

Звуко-буквенный

анализ.

Слоговой анализ и синтез.

Правописание парных согласных на конце слова.

Различение звуков  по

твёрдости- мягкости,

глухости-звонкости.

Развитие зрительного и слухового восприятия.

Развитие мелкой моторики рук.

Развитие мыслительных процессов.

12.

Дифференциация звуков Ш-Ж

Звук Ш в слогах, словах.

Звук Ш в словах, предложениях.

Звук Ж в слогах, словах.

Звук Ж в словах и предложениях

Дифференциация Ш-Ж

в словах и предл-ях

6

 

1

 

1

 

1

 

1

 

2

Звуко-буквенный анализ и синтез слов.

Звуковой анализ и синтез слов.

Правописание

ЖИ, ШИ.

Парные согл-е

на конце слова.

Различение звуков по глухости-звонкости.

Развитие зрительного и слухового восприятия.

Развитие мыслительных процессов.

Развитие мелкой моторики рук

13.

Дифференциация звуков Л-Р

Звуки л-ль в слогах и словах.

Звуки л-ль в словах и

предложениях.

Звуки р-рь в слогах,

словах.

 Звуки р-рь в слогах и предложениях

Дифференциация Л-Р

в словах и предл-ях

6

 

1

 

1

 

1

 

1

 

2

Звуко-буквенный и слоговой анализ слов.

Схема слова и схема предл-я.

Артикуляционные различия звуков.

Развитие фонетического

слуха и фонематического восприятия.

Развитие мыслительных процессов.

14.

Дифференциация

звуков С-Ш

Различение С-Ш в слогах, словах.

Различение С-Ш в словах и предл-ях.

4

 

2

 

2

Звуковой и звуко- буквенный анализ.

Работа на уровне слога, слова, и предложения.

Артикуляционные различия звуков.

Развитие фонетического слуха и фонематического восприятия.

Развитие мыслительных процессов.

Развитие мелкой моторики  рук.

15.

Дифференциация звуков Ж-З

Различение Ж-З в слогах, словах.

Различение Ж-З в словах и предл-ях.

4

 

2

 

2

Звуковой и звуко-буквенный анализ.

Работа на уровне слога, слова, и предложения.

Артикуляционные различия звуков.

Развитие фонетического слуха и фонематического восприятия.

Развитие мыслительных процессов.

Развитие мелкой моторики рук.

16.

Дифференциация звуков Ч-Ц

Различение Ч-Ц в слогах, словах.

Различение Ч-Ц в словах и предложениях

4

 

2

 

2

Звуковой и звуко-буквенный анализ.

Работа науровне слого слова и предложения.

Артикуляционные различия звуков.

Развитие фонематического

Слуха фонематического

воспрятия.

Развитие мыслительных

процессов.

Развитие мелкой моторики рук.

Количество часов: 76 часов.

Теория: 30                   Практика: 46

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soglasovano.3.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ Г МОСКВЫ

Государственное бюджетное учреждение гимназия №1573

 

                                                                       

«Утверждаю»

                                                         

        Директор ГБОУ гимназия №1573 Антипов А.С.___________

                                              от___________________            20   года    

Рабочая программа коррекционного обучения младших школьников с нарушениями речи.

           Группа учащихся с фонетико-фонетическим недоразвитием

Нарушение письма и чтения, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием.

Количество часов в неделю: 1

Общее количество часов: 34

Составлена по книге И. Н. Садовниковой

 

«Нарушения письменной речи у младших школьников».

                          Срок реализации: 2013-2014 учебный год

Учитель-логопед:  Морозова Татьяна Игоревна

                                               Москва 2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1 часть: Пояснительная записка.

2 часть: Содержание программы.

3 часть: Методическое обеспечение.

1 часть

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Данная рабочая программа коррекционного обучения младших школьников с нарушениями речи разработана с учетом:

1. Диагностических данных учащихся.

2. На основе государственной программы, одобренной МО РФ.

          - C.В.Иванов. «Русский язык», 2-3 класс. М., Начальная школа 21 века

«Вентана-Граф», 2012г

        - Е.В.Мазанова. «Коррекция оптической дисграфии», М., «Гном и Д». 2006 г.

        - Е.В.Морозова. «Коррекция аграмматической дисграфии», М., «Гном и Д». 2006 г.

        - Е.В.Мазанова. «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза». М., «Гном и Д». 2006 г.

        - Т.Г.Рамзаева. «Русский язык» 1-2 класс в 2-х частях. М., «Дрофа». 2008 г. (одобрено МО РФ).

Цель: - коррекция и восполнение пробелов звуковой  стороны речи;

        - развитие фонематических процессов;

        - уточнение артикуляции;

        - дифференциация звуков;

        - звуко-буквенный анализ слова;

        - звуковой анализ слова.

         - дифференциация понятий «слог», «слово», «предложение».

Краткая характеристика учащихся с фонетико-фонематическим недоразвитием

        Фонетико-фонематическое недоразвитие - это нарушение речи, при котором нарушено восприятие звуков и страдает их различение на слух. Кроме того, имеет место нарушение произношения, допускаются замены и смешение звуков.

        Ребенок допускает в речи смешение и замены звуков, хотя в изоляции может произносить отдельные звуки правильно.

        При данном нарушении речи у ребенка возникают трудности при овладении процессом письма и чтения:

- замены букв;

- пропуски букв;

- искажения букв на письме (по начертанию);

- пропуски слогов;

- пропуски слов;

- монотонность чтения, неправильное ударение, искажения слов.

        Лексический запас в пределах возрастной нормы. Грамматический строй речи практически в норме.

Психофизические (неречевые) особенности детей с ФФН

        Как правило, в анамнезе упоминается небольшая задержка речевого развития. Имеет место физическая ослабленность детей (нарушение остроты зрения, ЛОР-заболевания, нарушение осанки). У детей нарушены процессы возбуждения и торможения.

        Дети имеют низкую работоспособность, быстро утомляются. Одни дети возбудимы, другие заторможены. Требуется постоянный контроль и организация деятельности. Дети эмоционально неустойчивые, подвержены периодам спада и подъема в учебной деятельности.

        Основные трудности в учебе – русский язык и чтение. Во время занятий нужно постоянно менять виды деятельности, использовать наглядные пособия, схемы, игры и связывать их с темой урока.

2 часть

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Форма и режим занятий: Занятия с детьми, имеющими ФФН рекомендовано проводить 2-3 раза в неделю в группе по 4-6 человек. Продолжительность занятия в группе ФФН – 45 мин.

Ожидаемый результат

        - Устранение недостатков звукопроизношения.

        - Формирование знаний звукового анализа и синтеза слова.

        - Устранение специфических ошибок на письме (пропуски и замены букв, искажение слов).

        - Улучшение навыков чтения.

        - Совершенствование и развитие высших психических функций (памяти, внимания, восприятия, логического мышления).

        - Развитие интереса к языковым явлениям.

        - Развитие и поддержание интереса к учебной деятельности.

        - Совершенствование учебных умений и навыков.

        - Коррекция личности ребенка.

        - Повышение уровня успеваемости.

         - Мотививация ребёнка на успешность коррекционного обучения.

Способы проверки знаний, умений и навыков учащихся

- тесты;

- слуховые диктанты;

- графические диктанты;

- проверочные работы.

- успеваемость учащихся.

Прогнозируемые результаты:

По окончании курса занятий  в группе ФФН учащиеся могут:

1. Правильно произносить звуки.

2. Знать артикуляционные различия звуков.

3. Уметь выделять нужные звуки в речи и различать их на письме

4. Различать звуки по твёрдости- мягкости и глухости-звонкости.

5. Владеть навыками фонематического анализа и синтеза.

6. Улучшить и систематизировать свои знания по русскому

языку и использовать их в учебной деятельности.

7. Значительно повысить свою собственную самооценку.

 

  По окончании курса логопедических занятий учащиеся могут:

Знать  Артикуляционные и акустические различия между звуками,

правильное положение органов артикуляции, правила переноса

Уметь        правильно различать и писать буквы в словах, давать характеристику звуков, выделять и правильно обозначать твердые и мягкие

согласные звуки, гласные звуки, ставить ударение в словах, делить слова на слоги, правильно переносить слова. 

Владеть      правильной артикуляцией, правильным написанием букв,

знанием об акустических и артикуляционных особенностях звуков,

звуко-буквенным  анализом и синтезом.

Тематическое планирование.  Группа детей с ФФН

п.п

Тема

Кол.

часов

Учебные

термины и понятия

Направления коррекционной

работы

1

Звуки и буквы

1

Звук. Буква.

Гласные Согласные

Формирование зрительного,

кинестстического и акустического образа буквы

2

Гласные звуки

Дифференц-я     [а]-[я]

Дифференц-я   [о]-[ё]

Дифференц-я   [у]-[ю]

 

6

2

2

2

Гласные 1 ряда

Гласные 2 ряда

Твёрдый согласный звук

Мягкий согласный звук.Ударение.Звук.

Схема слова

Уточнение артикуляции гласных.

Формирование умения выделять гласные звуки из потока речи  по акустическим признакам

Закрепление навыков в письменной речи.

3

Согласные звуки

Дифференц-я   [п]-[б]

Дифференц-я   [т]-[д]

Дифференц-я  [ к]-[г]

Дифференц-я   [в]-[ф]

Дифференц-я   [с]-[з]

Дифференц-я [ ш]-[ж]

Дифференц-я  [ч]-[ц]

Дифференц-я  [л]-[р]

Дифференц-я  [с]-[ш]

13

2

2

2

1

2

1

1

1

1

Согласные звуки Звонкие согласные.

Глухие согласные.

Парные согласные.

Мягкий согласный Твёрдый согласный

Формирование правильных артикуляционных и акустических навыков.

Формирование умения  правильно различать звуки в устной и письменной речи

4

Мягкий знак

Ь  на конце слова

Ь  в середине слова

Разделительный Ь

3

1

1

1

Звук.Буква.Мягкий знак.Ударение.

Мягкий согласный.

Твёрдый согласный.

Гласный.

Формирование представления  о правильном написании

Ь в словах.

Закрепление полученных навыков на письме.

5

Слоговой анализ и синтез

1- сложные слова

2-сложные слова

3- сложные слова

Слоги со стеч-ем согласных

2

Звук.Буква.Слог.

Твёрдые согласные

Мягкие согласные

Гласные звуки.

Гласные 1 ряда.

Гласные 2 ряда

Формирование навыков слогового анализа и синтеза.

Звуко- буквенный анализ

Слов.

6

Правила переноса слов

2

Звук.Буква.Слог.

Слово.

Форм. навыка прав. переноса слов.

34час

Календарное планирование занятий с группой ФФН

п.п

Тема

Кол-во

часов

Сроки изучения

Месяц, неделя

№ урока

1

Звуки и буквы

1

Сентябрь, 3неделя

1

2

Гласные звуки

6

Октябрь, 1неделя

Октябрь, 2 неделя

Октябрь, 3 неделя

Октябрь, 4 неделя

Октябрь, 5 неделя

Ноябрь 3 неделя

1

2

3

4

5

6

3

Согласные звуки

13

Ноябрь, 4 неделя

Ноябрь  5 неделя

Декабрь 1 неделя

Декабрь 2 неделя

Декабрь 3неделя

Январь 4неделя

Январь 5 неделя

Февраль 1 неделя

Февраль 2 неделя

Февраль 3 неделя

Февраль 4 неделя

Март 1 неделя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

4

Мягкий знак

3

 Март 2 неделя

Март 3 неделя

Апрель  1 неделя

1

2

3

5

Слоговой анализ и синтез

2

Апрель 2 неделя        

Апрель 3 неделя                

1

2

6

Правила переноса

2

Апрель 4 неделя

Май 2 неделя

1

2

34часа

3 часть

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

         1.И.Н.Садовникова. «Нарушение письменной речи у младших школьников». М., Владос, 2000 г.

        2. Е.В.Мазанова. «Коррекция оптической дисграфии». М., 2006 г., «Гном и Д» (Одобрено МО РФ).

        3. Е.В.Мазанова. «Коррекция акустической дисграфии». М., 2006 г. «Гном и Д» (Одобрено МО РФ).

        4. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. «Обучаем писать и читать без ошибок». М., Аркти, 2007 г.

        5. А.В.Ястребова. «Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы». М., Просвещение. 1985 г.

         6.ФГОСы II поколения Примерная программа по русскому языку

М, «Просвещение», 2011г.

ФФН, 1 класс, Тематический план

п/п

Тема

Кол-во

часов

Учебная

терминология

Направления коррекционно-логопедич.

работы

1

Дифференциация гласных [а]-[я]

«А» в словах и слогах.

«Я» в слогах, словах.

Дифференциация[а]-[я] в слогах, словах.

Дифференциация[а]-[я]

в словах и предл-ях.

5

1

1

1

2

Буквы, звуки.

Гласные звуки.Слоги.

Ударение.

Слово.

Предложение.

Учить внимательно слушать инструкцию.

Сравнивать и различать

звуки по артикуляции и на письме

Формировать навыки самоконтроля

2.

Дифференциация гласных [о]-[ё]

«О» в слогах и словах.

«Ё» в слогах и словах.

Дифференциация[о]-[ё] в слогах, словах.

Дифференциация[о]-[ё] в словах и предл-ях.

5

1

1

1

2

Звуки и буквы.

Слог. Слово.

Предложение.

Артикуляция.

Гласные звуки.

Схема слова.

Умение правильно и чётко произносить звуки. Формирование фонетического

анализа и синтеза

Развитие мелкой моторики рук

3.

Дифференциация гласных [у]-[ю]

«У» в слогах, словах.

«Ю» в слогах, словах.

Дифференц-я [у]-[ю] в слогах, словах.

Дифференц-я [у]-[ю] в словах и предл-ях.

5

1

1

1

2

Буквы печатные и прописные.

Заглавная буква.

Схема слова.

Схема предложения.

Умение различать предложение как единицу речи и слово, как единицу предложения.

Сравнение звуков по артикуляции

4.

Дифференциация гласных[ы]-[и].

«ы» в слогах, словах.

«И» в слогах, словах.

Дифференц-я [ы]-[и] в слогах и словах

Дифференциация [ы]-[и]в словах и предл-ях.

5

1

1

1

2

Слово. Слог. Звук. Буква.

Схема слова. Схема предложения

Формирование навыков

фонетического и

фонематического анализа и синтеза.

Развитие мелкой моторики рук.

5.

Дифференциация гласных ё-ю

«Ё» в слогах и словах.

«Ю» в слогах и словах

Дифференц-я ё-ю в слогах и словах.

Дифференциация ё-ю

в словах и предложениях.

5

1

1

1

2

Слово. Слог.

Звук.Буква.

Звуко-буквенный

анализ.

Схема слова.

Учить использовать

Учебную терминологию при ответах на вопросы.

Развитие мыслительных процессов.

6.

Мягкий знак

Мягкий знак в середине слова .

Мягкий знак в конце слова.

Разделительный мягкий знак

3

1

1

1

Буква.Звук.

Заглавная буква.

Схема слова.

Звуко-буквенный анализ.

Учить различать звуки

по твёрдости- мягкости.

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия

7.

Дифференциация звуков  П-Б

Звуки п-пь в слогах, словах.

Звуки п-пь в словах предложениях.

Звуки б-бь в слогах, словах.

Звуки б-бь в словах и предложениях.

Дифференциация п-б

в слогах и словах.

Дифференциация п-б

в словах, предложениях.

6

1

1

1

1

1

1

Звуки. Буква заглавная и строчная.

Схема слова.

Схема предложения.

Звуко-буквенный

анализ.

Правописание

парных согласных на конце слова

Различение звуков по

твёрдости-мягкости и глухости- звонкости.

Развитие слухового и зрительного восприятия.

Развитие мыслительных процессов.

8.

Дифференциация звуков Т-Д

Звуки т-ть в слогах,

словах.

Звуки т-ть в словах и предложениях.

Звуки д-дь в слогах, словах.

Звуки д-дь в словах и предложениях.

Дифференциация т-д

в слогах, словах.

Дифференциация т-д

в словах.предложениях

6

1

1

1

1

1

1

Звуко-буквенный анализ.

Слоговой анализ.

Правописание парных согласных на конце слова

Различение звуков по

твёрдости-мягкости и глухости-звонкости.

Развитие слухового и зрительного восприятия.

Развитие мелкой моторики рук.

9.

Дифференциация звуков К-Г

Звуки к-кь в слогах,

словах.

Дифференциация к-кь

в словах и предл-ях

Дифференциация звуков г-гь в слогах, словах.

Звуки г-гь в словах и предложениях.

Дифференциация к-г

в слогах, словах.

Дифференциация к-г в

словах и предл-ях                  

6

1

1

1

1

1

1

Звуко-буквенный и слоговой анализ.

Слоговой анализ и синтез.

Правописание

Парных согласных на конце слова

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.

Различение звуков по глухости-звонкости и твёрдости- мягкости.

Развитие мыслительных процессов.

10.

Дифференциация звуков В-Ф.

Звуки в-вь в слогах, словах.

Звуки в-вь словах и предл-ях.

Звуки ф-фь в слогах,

словах.

Звуки ф-фь в словах и предложениях.

Дифференциация В-Ф

6

1

1

1

1

2

Звуко-буквенный анализ.

Слоговой анализ и синтез.

Различение звуков по твёрдости- мягкости, глухости-звонкости.

Развитие слухового и зрительного восприятия.

Развитие мелкой моторики рук.

11.

Дифференциация звуков С-З

Звуки с-сь в слогах,

словах.

Звуки с-сь в словах и предложениях.

Звуки з-зь в словах и

предложениях.

Звуки з-зь в словах и

предложениях

Дифферециация С-З

6

1

1

1

1

2

Звуко-буквенный

анализ.

Слоговой анализ и синтез.

Правописание парных согласных на конце слова.

Различение звуков  по

твёрдости- мягкости,

глухости-звонкости.

Развитие зрительного и слухового восприятия.

Развитие мелкой моторики рук.

Развитие мыслительных процессов.

12.

Дифференциация звуков Ш-Ж

Звук Ш в слогах, словах.

Звук Ш в словах, предложениях.

Звук Ж в слогах, словах.

Звук Ж в словах и предложениях

Дифференциация Ш-Ж

в словах и предл-ях

6

1

1

1

1

2

Звуко-буквенный анализ и синтез слов.

Звуковой анализ и синтез слов.

Правописание

ЖИ, ШИ.

Парные согл-е

на конце слова.

Различение звуков по глухости-звонкости.

Развитие зрительного и слухового восприятия.

Развитие мыслительных процессов.

Развитие мелкой моторики рук

13.

Дифференциация звуков Л-Р

Звуки л-ль в слогах и словах.

Звуки л-ль в словах и

предложениях.

Звуки р-рь в слогах,

словах.

 Звуки р-рь в слогах и предложениях

Дифференциация Л-Р

в словах и предл-ях

6

1

1

1

1

2

Звуко-буквенный и слоговой анализ слов.

Схема слова и схема предл-я.

Артикуляционные различия звуков.

Развитие фонетического

слуха и фонематического восприятия.

Развитие мыслительных процессов.

14.

Дифференциация

звуков С-Ш

Различение С-Ш в слогах, словах.

Различение С-Ш в словах и предл-ях.

4

2

2

Звуковой и звуко- буквенный анализ.

Работа на уровне слога, слова, и предложения.

Артикуляционные различия звуков.

Развитие фонетического слуха и фонематического восприятия.

Развитие мыслительных процессов.

Развитие мелкой моторики  рук.

15.

Дифференциация звуков Ж-З

Различение Ж-З в слогах, словах.

Различение Ж-З в словах и предл-ях.

4

2

2

Звуковой и звуко-буквенный анализ.

Работа на уровне слога, слова, и предложения.

Артикуляционные различия звуков.

Развитие фонетического слуха и фонематического восприятия.

Развитие мыслительных процессов.

Развитие мелкой моторики рук.

16.

Дифференциация звуков Ч-Ц

Различение Ч-Ц в слогах, словах.

Различение Ч-Ц в словах и предложениях

4

2

2

Звуковой и звуко-буквенный анализ.

Работа науровне слого слова и предложения.

Артикуляционные различия звуков.

Развитие фонематического

Слуха фонематического

воспрятия.

Развитие мыслительных

процессов.

Развитие мелкой моторики рук.

Количество часов: 76 часов.

Теория: 30        Практика: 46


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нарушение письма и чтения у детей.

Материал можно использовать на информационных стендах для родителей...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ.          В настоящее время является общепризнанным, что между недо...

Рабочая программа по коррекции письменной речи, обусловленная фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Рабочая программа по коррекции нарушения чтения и письма, обусловленная фонетико-фонематическим недоразвитием речи младших школьников....

Рабочая программа по теме "Нарушение письма и чтения, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием."

Коррекция нарушений речи обучающихся требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения предусмотрены часы логопедич...

Календарно тематическое планирование по коррекции нарушения письма и чтения у детей с нерезко - выраженным общим недоразвитием речи

Календарно тематическое планирование коррекционной работы с обучающимся  2 класса по коррекция нарушения письма и чтения у детей с нерезко - выраженным общим недоразвитием речи.  ...

Адаптированная образовательная программа Рабочая программа по предупреждению нарушений письма и чтения у учащихся 1-го дополнительного класса, имеющих логопедическое заключение «ТНР, общее недоразвитие речи, на фоне задержки психического развития» вариа

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного Стандарта общего образования детей с ОВЗ и разработана с учетом нормативных правовых актов международного, феде...

Использование нейропсихологических приемов в работе учителя-логопеда при коррекции нарушения письма и чтения у младших школьников с системным недоразвитием речи.

Использование нейропсихологических приемов в работе учителя-логопеда при коррекции нарушения письма и чтения у младших школьников  с системным недоразвитием речи....