Учебная программа по Коррекции фонетико-фонематического нарушения речи для 2 класса
рабочая программа по логопедии (2 класс) по теме
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Коррекция нарушений фонетико-фонематического недоразвития речи» для 2 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе образовательной программы «Произношение».
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:
• развитие артикуляционной моторики обучающихся и коррекция недостатков произношения звуков у детей с нарушением подвижности или строения артикуляционного аппарата (продолжение работы, начатой в подготовительном и 1-ом классах);
• коррекция недостатков произношения звуков у вновь поступивших обучающихся;
• закрепление умения обучающихся различать на слух и в произношении твёрдые и мягкие, глухие и звонкие, свистящие и шипящие согласные звуки, аффрикаты;
• формирование навыка четкого, слитного, с правильной постановкой ударения произношения трёх-пятисложных слов, состоящих из открытых и закрытых слогов, а также со стечением двух-трёх согласных в составе слога;
• преодоление затруднений, связанных с произношением слов сложного слогового состава и ритмической структуры речи;
• закрепление в устной речи форм словоизменения и словообразования.
Решаемые задачи позволяют достичь цель курса — воспитание у младших школьников четкой, внятной, выразительной речи.
Воспитание чёткой, внятной, выразительной речи осуществляется на подгрупповых логопедических занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ffn_1.docx | 53.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет образования и науки администрации города Новокузнецка
Отдела образования по Кузнецкому району
муниципальное казённое образовательное учреждение
«Специальная школа №30»
УТВЕРЖДАЮ: Программа рекомендована к работе
Директор МКОУ педагогическим советом школы
«Специальная Школа № 30» Протокол №__ от 29.08.2014г.
____________ Л.Р.Чаузова
Приказ №___от 29.08.2014 Программа обсуждена на
Методическом совете школы
Протокол № __ от 27.08.2014г
КОРРЕКЦИЯ ФОНЕТИКО – ФОНЕМАТИЧЕСКОГО
из раздела учебного плана на 2014 – 2015 учебный год
(Составлена на основе рабочей учебной программы
по произношению для 2 класса)
Составитель программы:
Бобичева Л.С.
Новокузнецк, 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Коррекция нарушений фонетико-фонематического недоразвития речи» для 2 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе образовательной программы «Произношение».
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:
• развитие артикуляционной моторики обучающихся и коррекция недостатков произношения звуков у детей с нарушением подвижности или строения артикуляционного аппарата (продолжение работы, начатой в подготовительном и 1-ом классах);
• коррекция недостатков произношения звуков у вновь поступивших обучающихся;
• закрепление умения обучающихся различать на слух и в произношении твёрдые и мягкие, глухие и звонкие, свистящие и шипящие согласные звуки, аффрикаты;
• формирование навыка четкого, слитного, с правильной постановкой ударения произношения трёх-пятисложных слов, состоящих из открытых и закрытых слогов, а также со стечением двух-трёх согласных в составе слога;
• преодоление затруднений, связанных с произношением слов сложного слогового состава и ритмической структуры речи;
• закрепление в устной речи форм словоизменения и словообразования.
Решаемые задачи позволяют достичь цель курса — воспитание у младших школьников четкой, внятной, выразительной речи.
Воспитание чёткой, внятной, выразительной речи осуществляется на подгрупповых логопедических занятиях.
Общая характеристика учебного предмета, курса
В школе V вида обучаются дети с грубо выраженным общим недоразвитием речи (алалией, афазией, дизартрией, ринолалией и дислалией, сопровождающейся дисграфией и дислексией).
Общее недоразвитие речи у детей проявляется в позднем её развитии, поэтому характеризуется недоразвитием всех её компонентов, касающихся как смысловой, так и звуковой стороны. Речь характеризуется бедностью словарного запаса. Используемые слова в большинстве случаев произносятся искаженно и употребляются не всегда верно, часто наблюдаются замены одного слова другим вследствие неправильного понимания его значения. Обучающиеся при построении предложений нарушают нормы согласования и управления. Затруднения в практическом овладении грамматическими закономерностями языка ограничивают понимание устной речи и читаемого текста. Также наблюдаются грубые нарушения в произношении звуков и слоговой структуры слов. Отсюда недостаточная готовность к овладению звуковым анализом и синтезом слов, что приводит в процессе обучения к дисграфическим ошибкам. Всё вышесказанное ограничивает общение младших школьников; разговорная речь оказывается бедной, малословной, тесно связанной с конкретной ситуацией.
Указанные отклонения в развитии речи детей требуют специальной работы по их преодолению. На занятиях по «Коррекции ФФН» на основе коррекционных упражнений формируется правильное усвоение звуковой структуры слова, произношение и восприятие звуков, а также навык звукового анализа.
Организация воспитательно-образовательного процесса данного курса включает также коррекцию мыслительной деятельности, коррекцию развития личности, позволяет в комплексе решать образовательные, коррекционно-развивающие и воспитательные задачи.
Решение коррекционных задач осуществляется через:
- проведение артикуляционной гимнастики (развитие ощущений, артикуляционного праксиса и моторики артикуляционного аппарата),
- проведение дыхательной гимнастики,
- проговаривание (индивидуальное, в парах, хоровое; выработка четкого произношения слов и предложений),
- проведение звуко-буквенного анализа терминов и слов сложной слоговой структуры;
- включение в урок заданий, способствующих коррекции и развитию психических процессов обучающихся (анализ, синтез, построение логических цепочек, установление причинно-следственных связей),
- выполнение заданий, направленных на развитие зрительного, слухового, тактильного анализаторов,
- опору на жизненный опыт обучающихся,
- соблюдение двигательного режима (динамические паузы, пальчиковые гимнастики).
Начиная со 2-го класса речевой материал на всех уроках значительно усложняется, в связи с чем у обучающихся, имеющих сложные формы нарушения, вновь обнаруживаются произносительные трудности.
В письменных работах детей обнаруживаются дисграфические ошибки, возникновение которых объясняется недостаточным различением фонем, нарушением слоговой структуры слова; многочисленные ошибки, связанные с трудностями выбора падежа существительных и прилагательных. Поэтому основными направлениями логопедической работы являются:
1. Закрепление и доработка навыка правильного произношения усвоенных ранее звуков и дальнейшее формирование навыка произнесения слов, словосочетаний и связных текстов, так как для всех обучающихся (как имеющих моторную недостаточность, так и не имеющих нарушений функции артикуляционного аппарата) характерна нечёткая артикуляция в речевом потоке. Дальнейшее развитие фонематического восприятия, работа над выразительностью речи, дикцией, словесным логическим ударением.
2. Постоянная тренировка и совершенствование произносительной стороны речи у детей, имеющих нарушения в строении артикуляционного аппарата.
При проведении занятий с данной категорией детей необходимо предусматривать упражнения, направленные на развитие подвижности артикуляционного аппарата; отработку четкого произнесения гласных звуков, постоянную тренировку отработанных согласных звуков в различных сочетаниях; систематическую коррекцию дефектных звуков и работу над внятностью речи; упражнения, устраняющие назальный оттенок речи.
3. Преодоление недостатков речи и письма.
При работе над устранением дисграфии необходимо придерживаться следующих этапов: уточнение артикуляции звуков, смешиваемых в письме; дифференциация смешиваемых звуков после отработки их отчетливого произнесения; закрепление соответствующих графем; дифференциация смешиваемых букв (в письменной форме); упражнения в письме и чтении слов и предложений, включающих отработанные звуки.
4. Преодоление аграмматизма.
На каждого ученика школы ежегодно оформляется речевая карта, в которую заносятся результаты обследования ребенка на начало учебного года. Обследование всех обучающихся класса проводится учителем-логопедом в течение первых двух недель сентября. На протяжении учебного года в речевую карту вносятся краткие записи о том, над какими дефектами речевого развития работал учитель с учеником в течение года, и результаты данной работы.
Основная задача индивидуальных логопедических занятий — работа над звуковой стороной речи, т.е. комплекс подготовительных упражнений, коррекция звукопроизношения, слоговой структуры слова; развитие фонематического восприятия.
Во 2-ом классе индивидуальные занятия используются большей частью для закрепления навыков правильного произношения у школьников с выраженными нарушениями работы артикуляционного аппарата и для интенсивной постановки звуков у вновь поступивших обучающихся. Выделяются также следующие задачи: преодоление затруднений, связанных с произношением слов сложного слогового состава и ритмической структуры речи; устранение индивидуальных отклонении в письме и чтении.
Заканчивается работа над дифференциацией звуков по разным признакам: по способу артикуляции, твердости-мягкости, наличию-отсутствию вибрации голосовых складок; берётся сразу несколько звуков, наиболее сложных для различения: [щ] - [ч] - [т'], [ц] - [щ] - [ч], мя – мья и т. д.
В тесной связи с усвоением звуков речи и развитием слухового восприятия программа предусматривает обучение детей произношению слов постепенно усложняющейся звуко-слоговой структуры.
Работа по данным направлениям на занятиях по коррекции фонетико-фонематического недоразвития осуществляется параллельно.
Во 2-ом классе определение содержания логопедической работы основывается на состоянии речевого развития обучающихся данного класса, каждого ученика в отдельности, результатах логопедического обследования детей в начале учебного года.
Основными видами контроля являются:
1. стартовый (предварительный) контроль. Осуществляется в начале учебного года (или перед изучением новых крупных разделов). Носит диагностический характер. Цель стартового контроля: зафиксировать начальный уровень подготовки ученика, имеющиеся у него знания, умения и универсальные учебные действия, связанные с предстоящей деятельностью;
2. промежуточный, тематический контроль (урока, темы, раздела, курса); проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом;
3. итоговый контроль; предполагает комплексную проверку образовательных результатов в конце учебных четвертей и учебного года.
Формы контроля:
1. стартовые диагностические работы на начало учебного года;
2. письменные и устные работы;
3. комплексные диагностические и контрольные работы;
4. тематические проверочные (контрольные) работы;
5. самоанализ и самооценка (в устной форме);
Описание места учебного предмета в учебном плане
Настоящая программа составлена на 64 часа в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год и является программой начального уровня обучения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты
• Этические нормы поведения (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия обучающихся при выполнении совместных заданий;
• Сотрудничество со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами работы в паре, со взрослыми;
• Выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
• Психологические предпосылки к обучению: устойчивость внимания, наблюдательность (особенно к языковым явлениям), способность к запоминанию, переключению внимания, навыки и приёмы самоконтроля формируются на примере выполнения заданий:
- выучи наизусть;
- запомни поговорки;
- выучи стихотворение;
- запомни пословицы;
- отгадай загадки;
- повтори по памяти;
- продолжи по речевому образцу;
- переставь буквы по речевому образцу.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
• Умение самостоятельно организовывать свое рабочее место.
• Умение адекватно воспринимать инструкции учителя-логопеда формируется на примере выполнения заданий:
- выполни инструкции;
- слушай и повторяй;
- произнеси по-разному: сначала громко, затем – тихо.
• Умение понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем - логопедом, формируется на примере выполнения заданий:
- подумай и скажи, что обозначают эти знаки;
- читай слова, назови их общую часть;
- подумай и скажи: чем эти буквы похожи и чем различаются?;
- прочитай, исключи лишнее слово;
- произнеси пары слов, подумай: чем отличаются слова в парах?;
- слушай, сравнивай, повторяй.
• Умение осуществлять контроль за ходом своей деятельности формируется на примере выполнения заданий:
- ответь на вопросы с использованием речевого образца;
- продолжи по речевому образцу;
- переставь буквы по речевому образцу;
- читай, вставляй пропущенные слова;
- тебе помогут слова-подсказки.
• Умение самостоятельно осуществлять контроль выполненной работы в форме сличения своей работы с заданным эталоном и вносить необходимые исправления в свою работу (если она расходится с образцом) формируется на примере выполнения следующих заданий:
- выполни по образцу;
- подбери рифму по речевому образцу;
- вставь пропущенное слово по речевому образцу.
1. Умение применять знания в новых ситуациях формируется на примере выполнения заданий:
- подумай и скажи, что обозначают эти знаки;
- перескажи близко к тексту, используя схемы.
• Умение оценивать задание по параметрам (легко выполнять/возникли сложности при выполнении) формируется на примере выполнения следующих заданий:
- составь словосочетание;
- сравни;
- прочитай; исключи лишнее слово;
- подбери слова к каждой схеме;
- отгадай загадки;
- повтори по памяти.
Познавательные УУД
• Умение понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем формируется на примере:
- работы с условными обозначениями звуков в схеме звукового состава слова;
- чтения текстов
• Умение использовать при выполнении задания иллюстративный материал как план (при составлении рассказа), иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, формируется на примере выполнения задания:
- перескажи близко к тексту, используя схемы;
- повтори по памяти.
1.Умение с направляющей помощью учителя-логопеда анализировать объекты (слова, словосочетания, предложения) с выделением отличительных признаков, формируется на примере выполнения заданий:
- читай слова, назови их общую часть;
- подумай и скажи: чем эти буквы похожи и чем различаются?;
- подбери слова к каждой схеме;
- назови первый звук в словах; чем похожи эти звуки?;
- определи место звука в словах;
- вставь пропущенные буквы.
2.Умение проводить сравнение объектов (звуков, слов) по заданным критериям формируется на примере заданий:
- подумай и скажи: чем эти буквы похожи и чем различаются?;
- сравни звуки чем они похожи? Чем различаются?;
- произнеси пары слов; чем отличаются слова в парах?;
- прочитай; исключи лишнее слово;
- слушай, сравнивай, повторяй.
3.умение группировать объекты (звуки, слова) на основе существенных признаков формируется на примере выполнения заданий:
- подбери слова к каждой схеме;
- назови слова сначала со звуком з, затем со звуком з´.
4.Умение составлять устные связные высказывания с элементами творчества формируется на примере выполнения заданий:
- составь рассказ, используя слова - подсказки.
Коммуникативные УУД
5.Умение внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия, формируется на примере выполнения заданий:
- слушай и повторяй;
- ответь на вопросы.
6.Умение подчинять свои действия инструкции и замечаниям учителя-логопеда формируется на примере выполнения заданий:
- выполни инструкции;
- слушай и повторяй.
7.Умение понимать и принимать учебную задачу, поставленную в вербальной форме, формируется на примере выполнения заданий:
- произнеси по-разному: сначала громко, затем – тихо;
- назови слова сначала со звуком з, затем со звуком з´.
8.Умение соблюдать правила речевого этикета при общении, формируется на примере чтения тестов и диалогов.
9.Умение отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием, с адекватным использованием усвоенной терминологии формируется на примере выполнения заданий:
- ответь на вопросы (с использованием речевого образца);
- сравни звуки р и л: чем они похожи; чем различаются?;
- составь предложения со словосочетаниями;
- назови первый звук в словах; чем похожи эти звуки?.
• Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий (с направляющей помощью учителя-логопеда), приходить к общему решению.
• Умение читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное.
Содержание учебного предмета, курса
Индивидуальные занятия
I. Обследование обучающихся.
II. Преодоление индивидуальных речевых нарушений обучающихся (в течение учебного года).
Развитие речевой моторики и коррекция недостатков произношення звуков у детей с нарушением подвижности или строения артикуляционного аппарата (продолжение работы, начатой в подготовительном и 1-ом классах).
Коррекция недостатков произношения звуков у вновь поступивших обучающихся.
Закрепление правильного произношения и дифференцнации звуков. Преодоление трудностей, связанных с произношением слов сложного слогового состава.
Подгрупповые занятия (64 ч)
I. Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия.
1. Закрепление правильного, четкого произношения гласных звуков; мягких согласных звуков [п'], [б'], [т'], [д'], [к'], [г'], [ф'], [в'], [н'], [м'], [j'], [с'], [з'].
2. Дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков, выделение из слов доступной сложности мягких и твёрдых согласных звуков.
3. Правильное произнесение звука [j] в положении после гласного (красная, красное) и после разделительного мягкого знака (бельё). Четкое произнесение и различение на слух сочетаний типа тя-тья, ле-лье.
4. Повторение артикуляции звуков [ж], [ш], [ч], [щ], [ц].
5. Дифференциация звуков [ш] - [ж] - [с] - [з];
[щ] - [ч] - [т'];
[ц] - [щ] - [ч];
[щ] - [ч] - [с´] - [с];
[р] - [л].
6. Дифференциация звонких и глухих согласных звуков.
II. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова.
1. Усвоение произношения различных сочетаний звуков и слогов.
Произнесение рядов гласных звуков типа аиуаиуаиу..., уоэауоэауоэа…
Произнесение слоговых сочетаний с мягкими согласными звуками: ми-ме-мя-мю, све-сви-свя-свю, вле-кле-мле-пле, мя-ня-вя-ря.
Произнесение слоговых сочетании с мягкими и твёрдыми согласными звуками: ста-стя-ста-стя, та-ат-тя-атъ, кра-кря-кла-кля.
Произнесение слоговых сочетаний, включающих звук [j]: пя-пья, пья-пъе-пью, пья-вью-лья.
Произнесение слоговых сочетаний, включающих оппозиционные звуки: ша-са-за-жа, шва-жва-зва-сва, саш-шас, чя – ща-тя-ся, сяша-чаща-цача.
Произнесение слоговых рядов с чередованием ударных и неударных слогов (упражнения проводятся в быстром темпе), с чередованием согласных и гласных звуков с изменением последовательности: сасошусасошу..., татянататана..., тятанатятана; с разным ударением тата´, та´тата, та´тата.
2. Формирование навыков произношения слов и предложений.
Четкое, слитное, с правильной постановкой ударения произношение трёх-пятисложных слов, состоящих из открытых и закрытых слогов (почтальон, перепорхнуть, однозначное, двузначное), со стечением двух-трёх согласных в составе слога (строительство, кладовщица, птичница, удовольствие, пластмассовый).
Выделение ударного слога в словах, состоящих из трёх - пяти слогов.
Смысловое ударение (замок - замок).
Подвижность ударения. Перенос ударения с одного слога на другой при образовании грамматических форм (город - города, куплю - купишь, прошу - просишь).
Правильное, плавное произнесение слов с приставками (надстройка, подставка, сбрасывать).
Слитное произнесение предлогов с существительными и прилагательными (в гнезде, под крышей, в дремучем лесу и т.п.).
III. Формирование навыков связной речи.
Составление предложений на определенную тему, по картинке; устных небольших рассказов по личным наблюдениям, по вопросам учителя, по серии сюжетных картин.
Построение, четкое и слитное произнесение простых и распространённых предложений из слов указанной сложности с соблюдением правильной интонации и ударения.
Логическое ударение.
Интонация: повествовательная, вопросительная, восклицательная.
Работа над четкостью, плавностью и выразительностью речи на материале небольших рассказов и стихотворений.
Ответы на вопросы по прочитанным текстам.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Предметные результаты
Второклассник научится:
1.Правильно произносить отработанные на логопедических занятиях звуки в самостоятельной речи.
2.Дифференцировать на слух и в произношении звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, свистящие и шипящие звуки, аффрикаты.
3.Правильно произносить различные сочетания звуков и слогов: рядов гласных звуков, слоговых сочетаний (с мягкими согласными звуками, с мягкими и твёрдыми согласными звуками, включающих звук [j], оппозиционные звуки, с чередованием ударных и неударных слогов).
4.Чётко, слитно, с правильной постановкой ударения произносить трёх-пятисложные слова, состоящих из открытых и закрытых слогов, со стечением двух-трёх согласных звуков в составе слова.
5.Выделять ударный слог в словах, состоящих из трёх - пяти слогов.
6.Анализировать звуко-слоговую структуру слов из 3-5 слогов со стечением согласных звуков в составе слова.
7.Составлять, четко и слитно произносить простые и распространённые предложения из слов указанной сложности с соблюдением правильной интонации и ударения.
8.Воспроизводить интонационно верно, с соблюдением пауз, логических ударений предложения и тексты.
9.Находить, сравнивать, классифицировать и характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, часть речи.
10.Иметь представление о значимости речи в жизни людей.
Второклассник получит возможность научиться:
1.Составлять предложения на определенную тему, по картинке; устные небольшие рассказы по личным наблюдениям, по вопросам учителя-логопеда, по серии сюжетных картин.
2.Иметь позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Личностные результаты
• Положительное отношение к школе и учебной деятельности.
• Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.
• Этические нормы поведения (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия обучающихся при выполнении совместных заданий.
• Выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.
• Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
• Психологические предпосылки к обучению: устойчивость внимания, наблюдательность (особенно к языковым явлениям), способность к запоминанию, переключению внимания, навыки и приёмы самоконтроля.
• Знание и выполнение правил личной гигиены на занятиях по коррекции фонетико-фонематического недоразвития.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Второклассник научится:
• Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
• Адекватно воспринимать инструкции учителя-логопеда.
• Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем - логопедом.
• Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя-логопеда).
• Определять пути и средства достижения учебной цели.
• С направляющей помощью учителя-логопеда планировать учебную задачу путём установления причинно-следственных последовательностей.
• Выделять главное в учебном материале с помощью учителя - логопеда.
• Осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения пользоваться образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля).
• Осуществлять контроль выполненной работы в форме сличения своей работы с заданным эталоном и вносить необходимые исправления в свою работу, если она расходится с образцом.
• Оценивать задание по следующим параметрам: легко выполнять/ возникли сложности при выполнении.
• Оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
• Работать в определённом темпе.
Второклассник получит возможность научиться:
• Проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм).
• Понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Познавательные УУД
Второклассник научится:
• Самостоятельно понимать и толковать условные знаки и символы, используемые для передачи информации.
• Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
• Анализировать объекты (звуки, слова, словосочетания, предложения) с выделением отличительных признаков.
• Проводить сравнение и классификацию объектов (звуков, слов) по заданным критериям.
• Группировать объекты (звуки, слова) на основе существенных признаков.
• Целенаправленно слушать учителя-логопеда (одноклассников), решая познавательную задачу.
• Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.
Второклассник получит возможность научиться:
• Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
• Находить и выделять под руководством учителя-логопеда необходимую информацию из текстов, иллюстраций.
• Использовать при выполнении задания иллюстративный материал как план (при составлении рассказа), иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий.
Коммуникативные УУД
Второклассник научится:
• Внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия.
• Подчинять свои действия инструкции и замечаниям учителя-логопеда.
• Понимать и принимать учебную задачу, поставленную в вербальной форме.
• Целенаправленно (в соответствии с заданием) выполнять учебные действия.
• Соблюдать правила речевого этикета при общении (обращение, просьба).
• Отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием, с адекватным использованием усвоенной терминологии.
• Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
• Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, приходить к общему решению (с направляющей помощью учителя - логопеда).
• Владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии полученной инструкции.
• Обращаться к учителю или товарищу по группе за разъяснением.
• Адекватно реагировать на контроль и оценку со стороны учителя-логопеда.
Второклассник получит возможность научиться:
• Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий (с направляющей помощью учителя-логопеда), корректно сообщать товарищу об ошибках.
• Включаться в диалог с учителем-логопедом и сверстниками.
• Пояснять инструкцию, учебную задачу с использованием нужной терминологии.
• Составлять устные связные высказывания с элементами творчества.
Жизненная компетенция
1. Соблюдение правил личной гигиены на занятиях по коррекции фонетико-фонематического недоразвития.
2. Употребление вежливых слов («здравствуйте», «до свидания», «извини, пожалуйста»).
3. Вести диалог, используя речевые формы выражения просьбы, вопроса и т.д. (с направляющей помощью учителя-логопеда).
4. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.
Календарно – тематическое планирование логопедических занятий по коррекции фонетико – фонематического недоразвития во 2 классе.
(64 часа – 2 часа в неделю)
№ п/п |
Тема занятия | Дата |
1 | Гласные звуки [А], [О],[У],[Ы],[Э]. | 15.09.14 |
2 | Дифференциация парных гласных в слогах. | 17.09.14 |
3 | Дифференциация парных гласных в словах. | 22.09.14 |
4 | Мягкие согласные звуки в начале слова. | 24.09.14 |
5 | Согласный звук [j]. | 29.09.14 |
6 | Гласные звуки, обозначающие мягкость согласных. | 01.10.14 |
7 | Обозначение мягкости согласных с помощью “Ь”. | 06.10.14 |
8 | Место ударного гласного звука в словах различной слоговой структуры. | 08.10.14 |
9 | Дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков в начале слова. | 13.10.14 |
10 | Дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков в середине слова. | 15.10.14 |
11 | Дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков в конце слова. | 20.10.14 |
12 | Определение позиции фонемы в словах различной слоговой структуры. | 22.10.14 |
13 | Звуки [С]-[З]. Сходство и различие по звуковым, слуховым и двигательным параметрам. | 27.10.14 |
14 | Выделение звуков [С]-[З] на фоне слога и слова. | 29.10.14 |
15 | Образование и изменение слов со звуками [С]-[З]. | 10.11.14 |
16 | Звук [j] после гласных. | 12.11.14 |
17 | Звук [j] после разделительного мягкого знака. | 17.11.14 |
18 | Определение позиции фонемы в словах различной слоговой структуры. | 19.11.14 |
19 | Слуховая дифференциация звуков [Ш]-[Ж]. Выделение звуков на фоне слога. | 24.11.14 |
20 | Слуховая дифференциация звуков [Ш]-[Ж]. Выделение звуков на фоне слова. | 26.11.14 |
21 | Фонематический анализ и синтез слов с различной слоговой структурой, содержащих звуки [Ш]-[Ж]. | 01.12.14 |
22 | Определение позиции фонемы в словах различной слоговой структуры. | 03.12.14 |
23 | Слуховая дифференциация звуков [Ч]-[Щ]. Выделение звуков на фоне слога. | 08.12.14 |
24 | Слуховая дифференциация звуков [Ч]-[Щ]. Выделение звуков на фоне слова. | 10.12.14 |
25 | Звуковой анализ и синтез слов с различной слоговой структурой, содержащих звуки [Ч]-[Щ]. | 15.12.14 |
26 | Звуки [Г]-[К]. Сходство и различие по звуковым, слуховым и двигательным параметрам. | 17.12.14 |
27 | Выделение звуков [Г]-[К] на фоне слога. | 22.12.14 |
28 | Выделение звуков [Г]-[К] на фоне слова. | 24.12.14 |
29 | Образование и изменение слов со звуками [Г]-[К]. Слова-паронимы. | 12.01.15 |
30 | Фонематический анализ слов с различной слоговой структурой, содержащих звуки [Г]-[К]. | 14.01.15 |
31 | Определение позиции фонемы в словах различной слоговой структуры. | 19.01.15 |
32 | Звуки [Ш]-[Щ]. Сходство и различие по звуковым, слуховым и двигательным параметрам. | 21.01.15 |
33 | Выделение звуков [Ш]-[Щ] на фоне слога. | 02.02.15 |
34 | Выделение звуков [Ш]-[Щ] на фоне слова. | 04.02.15 |
35 | Анализ слов с различной слоговой структурой, содержащих звуки [Ш]-[Щ]. | 09.02.15 |
36 | Определение позиции фонемы в словах различной сл.стр. | 11.02.15 |
37 | Дифференциация [Ч]-[Щ]. Выделение звуков на фоне слова. | 16.02.15 |
38 | Выделение звуков [Ч]-[Щ] на фоне слога. | 25.02.15 |
39 | Выделение звуков [Ч]-[Щ] на фоне предложений. | 02.03.15 |
40 | Анализ слов с различной слоговой структурой, содержащих звуки [Ч]-[Щ]. | 04.03.15 |
41 | Определение позиции фонемы в словах различной слоговой структуры. | 11.03.15 |
42 | Звуки [В]-[Ф]. Сходство и различие по звуковым, слуховым и двигательным параметрам. | 16.03.15 |
43 | Выделение звуков [В]-[Ф] на фоне слога и слова. | 18.03.15 |
44 | Анализ слов с различной слоговой структурой, содержащих звуки [В]-[Ф]. | 01.04.15 |
45 | Определение позиции фонемы в словах различной слоговой структуры. | 06.04.15 |
46 | Звуки [Б]-[П]. Сходство и различие по звуковым, слуховым и двигательным параметрам. | 08.04.15 |
47 | Выделение звуков [Б]-[П] на фоне слога и слова. | 13.04.15 |
48 | Звуки [С]-[Ц]. Сходство и различие. | 15.04.15 |
49 | Выделение звуков [С]-[Ц] на фоне слога и слова. | 20.04.15 |
50 | Анализ и синтез слов со звуками [С]-[Ц]. | 22.04.15 |
51 | Определение позиции фонемы в словах различной слоговой структуры. | 27.04.15 |
52 | Звуки [Д]-[Т]. Сходство и различие. | |
53 | Выделение звуков [Д]-[Т] на фоне слога и слова. | 18.05.15 |
54 | Анализ и синтез слов со звуками [Д]-[Т]. | 20.05.15 |
55 | Определение позиции фонемы в словах различной слоговой структуры. | 25.05.15 |
56 | Слова со звуком [j] в середине и в конце слова. | 27.05.15 |
57 | Звуки [Д]-[Т]. Сходство и различие. | |
58 | Звуки [Л]-[Л’]. Сходство и различие. | |
59 | Дифференциация [Л]-[Л’]. Повторение. | |
60 | Дифференциация [Р]-[Р’]. Повторение. | |
61 | Звуки [Р]-[Р’]. Сходство и различие. | |
62 | Различение [Ш]-[С]-[Ж]. Повторение. | |
63 | Различение [Ж]-[З]-[Ш]. Повторение. | |
64 | Различение [Ч]-[С’]-[Т’]. Повторение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников.
Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников на логопункте образовательноо учреждения, 1 класс....
Учебная программа по Коррекции письма и чтения для 2 класса
Пояснительная запискаРабочая программа по предмету «Коррекция письма и чтения» для 2 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начальног...
Учебная программа по Коррекции темпа, ритма и плавности речи для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по курсу «Коррекция темпа, ритма и плавности речи» для 2 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарт...
ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НАРУШЕНИЯ РЕЧИ для занятий с обучающимися начальных классов (1-2 классы)
Рабочая программа составлена на основе методических разработок М.Е. Евлампиева, М.В. Черенковой, Т.Г. Ланиной по нейропсихологической коррекции нарушений онтогенеза общего и речевого развития детей в ...
Аннотация на коррекционную программу по предупреждению и коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи (для учащихся 1-2 классов)
Цель программы: предупреждение неуспеваемости, обусловленной ФФНР, ФНР; создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ...
Аннотация к рабочей программе по курсу «Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи»
В аннотации указаны: нормативно-правовое основание разработки рабочей программы, список используемой литературы, цели и задачи курса, срок реализации программы, место в учебном плане и план...
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ
В ДАННОЙ ПРОГРАММЕ ПРЕДСТАВЛЕН МАТЕРИАЛ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ...