Учебная программа по Коррекции фонетико-фонематического нарушения речи для 2 класса
рабочая программа по логопедии (2 класс) по теме

Любовь Сергеевна Бобичева

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Коррекция нарушений фонетико-фонематического недоразвития речи» для 2 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе образовательной программы «Произношение».

 

Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:

• развитие артикуляционной моторики обучающихся и коррекция недостатков произношения звуков у детей с нарушением подвижности или строения артикуляционного аппарата (продолжение работы, начатой в подготовительном и 1-ом  классах);

• коррекция недостатков произношения звуков у вновь поступивших обучающихся;

• закрепление умения обучающихся  различать на слух и в произношении твёрдые и мягкие, глухие и звонкие, свистящие и шипящие согласные звуки, аффрикаты;

• формирование навыка  четкого, слитного, с правильной постановкой ударения произношения трёх-пятисложных слов, состоящих из открытых и закрытых слогов, а также со стечением двух-трёх согласных в составе слога;

• преодоление затруднений, связанных с произношением слов сложного слогового состава  и ритмической структуры речи;

• закрепление в устной речи форм словоизменения и словообразования.

               Решаемые задачи позволяют достичь цель курса — воспитание у младших школьников четкой, внятной, выразительной речи.

Воспитание чёткой, внятной, выразительной речи осуществляется на подгрупповых логопедических занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ffn_1.docx53.05 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет образования и науки администрации города Новокузнецка

Отдела образования по Кузнецкому району

муниципальное казённое образовательное учреждение

«Специальная школа №30»

УТВЕРЖДАЮ:                                                             Программа рекомендована к работе

Директор МКОУ                                                           педагогическим советом школы

«Специальная Школа  № 30»                                      Протокол №__ от 29.08.2014г.

____________     Л.Р.Чаузова

Приказ №___от 29.08.2014                                          Программа обсуждена на

                                                                                        Методическом совете школы

                                                                                        Протокол № __ от 27.08.2014г

КОРРЕКЦИЯ ФОНЕТИКО – ФОНЕМАТИЧЕСКОГО

НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

из раздела учебного плана на 2014 – 2015 учебный год

(Составлена на основе рабочей учебной программы

по произношению для 2 класса)

Составитель программы:

Бобичева Л.С.

Новокузнецк, 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Коррекция нарушений фонетико-фонематического недоразвития речи» для 2 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе образовательной программы «Произношение».

Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:

•        развитие артикуляционной моторики обучающихся и коррекция недостатков произношения звуков у детей с нарушением подвижности или строения артикуляционного аппарата (продолжение работы, начатой в подготовительном и 1-ом  классах);

•        коррекция недостатков произношения звуков у вновь поступивших обучающихся;

•        закрепление умения обучающихся  различать на слух и в произношении твёрдые и мягкие, глухие и звонкие, свистящие и шипящие согласные звуки, аффрикаты;

•        формирование навыка  четкого, слитного, с правильной постановкой ударения произношения трёх-пятисложных слов, состоящих из открытых и закрытых слогов, а также со стечением двух-трёх согласных в составе слога;

•        преодоление затруднений, связанных с произношением слов сложного слогового состава  и ритмической структуры речи;

•        закрепление в устной речи форм словоизменения и словообразования.

                Решаемые задачи позволяют достичь цель курса — воспитание у младших школьников четкой, внятной, выразительной речи.

Воспитание чёткой, внятной, выразительной речи осуществляется на подгрупповых логопедических занятиях.

Общая характеристика учебного предмета, курса

В школе  V вида обучаются дети с грубо выраженным общим недоразвитием речи (алалией, афазией, дизартрией, ринолалией и дислалией, сопровождающейся дисграфией и дислексией).

Общее недоразвитие речи у детей проявляется в позднем её развитии, поэтому характеризуется недоразвитием всех её компонентов, касающихся как смысловой, так и звуковой стороны. Речь характеризуется бедностью словарного запаса. Используемые слова в большинстве случаев произносятся искаженно и употребляются не всегда верно, часто наблюдаются замены одного слова другим вследствие неправильного понимания его значения. Обучающиеся при построении предложений нарушают нормы согласования и управления. Затруднения в практическом овладении грамматическими закономерностями языка ограничивают понимание устной речи и читаемого текста. Также наблюдаются грубые нарушения в произношении звуков и слоговой структуры слов. Отсюда недостаточная готовность к овладению звуковым анализом и синтезом слов, что приводит в процессе обучения к дисграфическим  ошибкам. Всё вышесказанное ограничивает общение младших школьников; разговорная речь оказывается бедной, малословной, тесно связанной с конкретной  ситуацией.

Указанные отклонения в развитии речи детей требуют специальной работы по их преодолению. На занятиях по «Коррекции ФФН» на основе коррекционных упражнений формируется правильное усвоение звуковой структуры слова, произношение и восприятие звуков, а также  навык звукового анализа.

Организация воспитательно-образовательного  процесса данного курса включает также коррекцию мыслительной деятельности, коррекцию развития личности, позволяет в комплексе решать образовательные, коррекционно-развивающие и воспитательные задачи.

Решение коррекционных задач осуществляется через:

  • проведение артикуляционной гимнастики (развитие ощущений, артикуляционного праксиса и моторики артикуляционного аппарата),
  • проведение дыхательной гимнастики,
  • проговаривание (индивидуальное, в парах, хоровое; выработка четкого произношения слов и предложений),
  • проведение звуко-буквенного анализа терминов и слов сложной слоговой структуры;
  • включение в урок заданий, способствующих коррекции и развитию психических процессов обучающихся (анализ, синтез, построение логических цепочек, установление причинно-следственных связей),
  • выполнение заданий, направленных на развитие зрительного, слухового, тактильного анализаторов,
  • опору на жизненный опыт обучающихся,
  • соблюдение двигательного режима (динамические паузы, пальчиковые гимнастики).

Начиная со 2-го класса речевой материал на всех уроках значительно усложняется, в связи с чем у обучающихся, имеющих сложные формы нарушения, вновь обнаруживаются произносительные трудности.

В письменных работах детей обнаруживаются дисграфические ошибки, возникновение которых объясняется недостаточным различением фонем, нарушением слоговой структуры слова; многочисленные ошибки, связанные с трудностями выбора  падежа существительных и прилагательных. Поэтому основными направлениями логопедической работы являются:

1.  Закрепление и доработка навыка правильного произношения усвоенных ранее звуков и дальнейшее формирование навыка произнесения слов, словосочетаний и связных текстов, так как для всех обучающихся (как имеющих моторную недостаточность, так и не имеющих нарушений функции артикуляционного аппарата) характерна нечёткая артикуляция в речевом потоке. Дальнейшее развитие фонематического восприятия, работа над выразительностью речи,  дикцией, словесным логическим ударением.

2. Постоянная тренировка и совершенствование произносительной стороны речи у детей, имеющих нарушения в строении артикуляционного аппарата.

При проведении занятий с данной категорией детей необходимо предусматривать упражнения, направленные на развитие подвижности артикуляционного аппарата; отработку четкого произнесения гласных звуков, постоянную тренировку отработанных согласных звуков в различных сочетаниях; систематическую коррекцию дефектных звуков и работу над внятностью речи; упражнения, устраняющие назальный  оттенок речи.          

3. Преодоление недостатков речи и письма.            

При работе над устранением дисграфии  необходимо придерживаться следующих этапов: уточнение артикуляции  звуков, смешиваемых в письме; дифференциация смешиваемых звуков после отработки их отчетливого произнесения; закрепление соответствующих графем; дифференциация смешиваемых букв  (в письменной форме); упражнения в письме и чтении слов и предложений, включающих отработанные звуки.

4. Преодоление аграмматизма.

На каждого ученика школы ежегодно оформляется речевая карта, в которую  заносятся результаты обследования ребенка на начало учебного года. Обследование всех обучающихся класса проводится учителем-логопедом в течение первых двух недель  сентября. На протяжении учебного года в речевую карту вносятся краткие записи о том, над какими дефектами речевого развития работал учитель с учеником в течение года, и результаты данной работы.

Основная задача индивидуальных логопедических занятий — работа над звуковой стороной речи, т.е. комплекс подготовительных упражнений, коррекция звукопроизношения, слоговой структуры слова; развитие фонематического восприятия.

Во 2-ом классе индивидуальные занятия используются  большей частью для закрепления навыков правильного произношения у школьников с выраженными нарушениями работы артикуляционного аппарата и для интенсивной постановки звуков у вновь поступивших обучающихся. Выделяются также следующие задачи: преодоление затруднений, связанных с произношением слов сложного слогового состава  и ритмической структуры речи; устранение индивидуальных отклонении в письме и чтении.

Заканчивается работа над дифференциацией звуков по разным признакам: по способу артикуляции, твердости-мягкости, наличию-отсутствию вибрации голосовых складок; берётся сразу несколько звуков, наиболее сложных для различения: [щ] - [ч] - [т'], [ц] - [щ] - [ч], мя – мья  и т. д.

В тесной связи с усвоением звуков речи и развитием слухового восприятия программа предусматривает обучение детей произношению  слов постепенно усложняющейся звуко-слоговой структуры.

Работа по данным направлениям на занятиях по коррекции фонетико-фонематического недоразвития осуществляется параллельно.    

Во 2-ом классе определение содержания логопедической работы основывается на состоянии речевого развития обучающихся данного класса, каждого ученика в отдельности, результатах логопедического  обследования детей в начале учебного года.

Основными видами контроля являются:

1.        стартовый (предварительный) контроль. Осуществляется в начале учебного года (или перед изучением новых крупных разделов). Носит диагностический характер. Цель стартового контроля: зафиксировать начальный уровень подготовки ученика, имеющиеся у него знания, умения и универсальные учебные действия, связанные с предстоящей деятельностью;

2.        промежуточный, тематический контроль (урока, темы, раздела, курса); проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом;

3.        итоговый контроль; предполагает комплексную проверку образовательных результатов в конце учебных четвертей и учебного года.

Формы контроля:

1.        стартовые диагностические работы на начало учебного года;

2.        письменные и устные работы;

3.        комплексные диагностические и контрольные работы;

4.        тематические проверочные (контрольные) работы;

5.        самоанализ и самооценка (в устной форме);

Описание места учебного предмета в учебном плане

Настоящая программа составлена на 64 часа в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год и является программой начального уровня обучения.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные результаты

•        Этические нормы поведения (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия обучающихся при выполнении совместных заданий;

•        Сотрудничество со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами работы в паре, со взрослыми;

•        Выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

•        Психологические предпосылки к обучению:  устойчивость внимания, наблюдательность (особенно к языковым явлениям), способность к запоминанию, переключению внимания, навыки и приёмы самоконтроля формируются на примере выполнения заданий:

-  выучи наизусть;

-  запомни поговорки;

-  выучи стихотворение;

-  запомни пословицы;

-  отгадай загадки;

-  повтори по памяти;

-  продолжи по речевому образцу;

-  переставь буквы по речевому образцу.

Метапредметные  результаты

Регулятивные  УУД

•        Умение самостоятельно  организовывать свое рабочее место.

•        Умение адекватно воспринимать инструкции учителя-логопеда формируется  на примере выполнения заданий:

-  выполни инструкции;

-  слушай и повторяй;

-  произнеси по-разному: сначала громко, затем – тихо.

•        Умение понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем - логопедом,   формируется на примере выполнения заданий:

-  подумай  и скажи, что  обозначают эти знаки;

-  читай слова, назови их общую часть;

-  подумай и скажи: чем эти буквы похожи и чем различаются?;

-  прочитай,  исключи лишнее слово;

-  произнеси пары слов, подумай: чем отличаются слова в парах?;

-  слушай, сравнивай, повторяй.

•        Умение осуществлять контроль за ходом своей деятельности формируется на примере выполнения заданий:

-  ответь на вопросы  с использованием речевого образца;

-  продолжи по речевому образцу;

-  переставь буквы по речевому образцу;

-  читай, вставляй пропущенные слова;

-  тебе помогут слова-подсказки.

•        Умение самостоятельно осуществлять контроль выполненной работы в форме сличения своей работы с заданным эталоном  и  вносить необходимые исправления в свою работу (если она расходится с образцом) формируется на примере выполнения следующих заданий:

-  выполни по образцу;

-  подбери рифму по речевому образцу;

-  вставь пропущенное слово по речевому образцу.

1.        Умение  применять знания в новых ситуациях формируется на примере выполнения заданий:

-  подумай  и скажи, что  обозначают эти знаки;

-  перескажи близко к тексту, используя схемы.

•        Умение оценивать задание по параметрам (легко выполнять/возникли сложности при выполнении) формируется на примере выполнения следующих заданий:

- составь словосочетание;

- сравни;

- прочитай; исключи лишнее слово;

- подбери слова к каждой схеме;

- отгадай загадки;

- повтори по памяти.

Познавательные  УУД

•        Умение понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем  формируется на примере:

- работы с условными обозначениями звуков в схеме звукового состава слова;

- чтения текстов

•        Умение использовать при выполнении задания иллюстративный материал как план (при составлении рассказа), иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, формируется на примере выполнения задания:

-  перескажи близко к тексту, используя схемы;

-  повтори по памяти.

1.Умение с направляющей помощью учителя-логопеда  анализировать объекты (слова, словосочетания, предложения) с выделением отличительных признаков, формируется на примере выполнения заданий:

- читай слова, назови их общую часть;

- подумай и скажи: чем эти буквы похожи и чем различаются?;

- подбери слова к каждой схеме;

- назови первый звук в словах; чем похожи эти звуки?;

- определи место звука в словах;

- вставь пропущенные буквы.

2.Умение проводить сравнение объектов (звуков, слов) по заданным критериям формируется на примере заданий:

- подумай и скажи: чем эти буквы похожи и чем различаются?;

- сравни звуки чем они похожи? Чем различаются?;

- произнеси пары слов; чем отличаются слова в парах?;

- прочитай; исключи лишнее слово;

- слушай, сравнивай, повторяй.

3.умение группировать объекты (звуки, слова)  на основе существенных признаков формируется на примере выполнения заданий:

- подбери слова к каждой схеме;

- назови слова сначала со звуком з, затем со звуком з´.

4.Умение  составлять устные связные высказывания с элементами творчества формируется на примере выполнения заданий:

- составь рассказ, используя слова - подсказки.

Коммуникативные УУД

5.Умение внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия, формируется на примере выполнения заданий:

-  слушай и повторяй;

-  ответь на вопросы.

6.Умение подчинять свои действия инструкции и замечаниям учителя-логопеда формируется на примере выполнения заданий:

-  выполни инструкции;

-  слушай и повторяй.

7.Умение понимать и принимать учебную задачу, поставленную в вербальной форме,  формируется на примере выполнения заданий:

- произнеси по-разному: сначала громко, затем – тихо;

- назови слова сначала со звуком з, затем со звуком з´.

8.Умение соблюдать правила речевого этикета при общении, формируется на примере чтения тестов и диалогов.

9.Умение отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием, с адекватным использованием усвоенной терминологии формируется на примере выполнения заданий:

-  ответь на вопросы (с использованием речевого образца);

-  сравни звуки р и л: чем они похожи; чем различаются?;

-  составь предложения со словосочетаниями;

-  назови первый звук в словах; чем похожи эти звуки?.

•        Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий (с направляющей  помощью учителя-логопеда), приходить к общему решению.

•        Умение читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное.

Содержание учебного предмета, курса

Индивидуальные занятия

I.      Обследование обучающихся.

II. Преодоление индивидуальных речевых нарушений обучающихся                       (в течение учебного  года).

Развитие речевой моторики и коррекция недостатков произношення звуков у детей с нарушением подвижности или строения артикуляционного аппарата (продолжение работы, начатой в подготовительном и 1-ом классах).

Коррекция недостатков произношения звуков у вновь поступивших обучающихся.

Закрепление правильного произношения и дифференцнации звуков. Преодоление трудностей, связанных с произношением слов сложного слогового состава.

Подгрупповые занятия  (64 ч)

I. Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия.

1.  Закрепление правильного, четкого    произношения    гласных  звуков; мягких согласных звуков  [п'], [б'], [т'], [д'], [к'], [г'], [ф'], [в'], [н'], [м'], [j'],  [с'],  [з'].

2.  Дифференциация твёрдых  и мягких согласных звуков,  выделение из слов доступной сложности мягких и твёрдых согласных  звуков.

3.  Правильное произнесение звука [j] в положении после гласного (красная, красное) и после разделительного мягкого знака (бельё). Четкое произнесение и различение на слух сочетаний типа тя-тья, ле-лье.                                      

4.  Повторение  артикуляции  звуков [ж],  [ш],  [ч],  [щ],  [ц].

5.  Дифференциация звуков   [ш] - [ж] - [с] - [з];  

[щ] - [ч] - [т'];  

[ц] - [щ] - [ч];  

[щ] - [ч] - [с´] - [с];

[р] - [л].

6. Дифференциация звонких и глухих согласных  звуков.

II. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова.

1. Усвоение произношения различных сочетаний звуков и слогов.

 Произнесение    рядов    гласных    звуков    типа   аиуаиуаиу..., уоэауоэауоэа…

Произнесение  слоговых сочетаний с мягкими согласными звуками: ми-ме-мя-мю, све-сви-свя-свю, вле-кле-мле-пле, мя-ня-вя-ря.

Произнесение  слоговых сочетании с мягкими и твёрдыми  согласными звуками:   ста-стя-ста-стя, та-ат-тя-атъ, кра-кря-кла-кля.

Произнесение    слоговых   сочетаний,   включающих    звук [j]: пя-пья, пья-пъе-пью, пья-вью-лья.

Произнесение слоговых сочетаний, включающих оппозиционные звуки: ша-са-за-жа, шва-жва-зва-сва, саш-шас, чя – ща-тя-ся, сяша-чаща-цача.

Произнесение слоговых рядов с чередованием  ударных и неударных слогов (упражнения проводятся в быстром темпе), с чередованием согласных и гласных звуков с изменением последовательности: сасошусасошу..., татянататана..., тятанатятана; с разным ударением тата´, та´тата, та´тата.

2. Формирование навыков произношения слов и предложений.

Четкое, слитное, с правильной постановкой ударения произношение трёх-пятисложных слов, состоящих из открытых и закрытых слогов (почтальон, перепорхнуть, однозначное, двузначное), со стечением двух-трёх согласных в составе слога (строительство, кладовщица, птичница, удовольствие, пластмассовый).

Выделение ударного слога в словах, состоящих из трёх - пяти слогов.

Смысловое ударение (замок - замок).

Подвижность ударения. Перенос ударения с одного слога на другой при образовании грамматических форм (город - города, куплю - купишь, прошу - просишь).

Правильное, плавное произнесение слов с приставками (надстройка, подставка, сбрасывать).

Слитное произнесение предлогов с существительными и прилагательными (в гнезде, под крышей, в дремучем лесу и т.п.).

III. Формирование навыков связной речи.

Составление предложений на определенную тему, по картинке; устных небольших рассказов по личным наблюдениям, по вопросам учителя, по серии сюжетных картин.

Построение, четкое и слитное произнесение простых и распространённых предложений из слов указанной сложности с соблюдением правильной интонации и ударения.

Логическое ударение.

Интонация:     повествовательная,     вопросительная,     восклицательная.

Работа  над четкостью, плавностью и выразительностью речи на материале небольших рассказов и стихотворений.

Ответы на вопросы по прочитанным текстам.

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Предметные результаты

Второклассник  научится:

1.Правильно произносить отработанные на логопедических занятиях звуки в самостоятельной речи.

2.Дифференцировать на слух и в произношении звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, свистящие и шипящие звуки, аффрикаты.

3.Правильно произносить различные сочетания звуков и слогов: рядов  гласных звуков, слоговых сочетаний (с мягкими согласными звуками, с мягкими и твёрдыми  согласными звуками, включающих    звук [j], оппозиционные звуки, с чередованием  ударных и неударных слогов).

4.Чётко, слитно, с правильной постановкой ударения произносить трёх-пятисложные слова, состоящих из открытых и закрытых слогов, со стечением двух-трёх согласных звуков  в составе  слова.

5.Выделять ударный слог в словах, состоящих из трёх - пяти слогов.

6.Анализировать звуко-слоговую структуру слов из 3-5 слогов со стечением согласных звуков в составе  слова.

7.Составлять, четко и слитно произносить простые и распространённые предложения из слов указанной сложности с соблюдением правильной интонации и ударения.

8.Воспроизводить интонационно верно, с соблюдением пауз, логических ударений предложения и тексты.

9.Находить, сравнивать, классифицировать и характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, часть речи.

10.Иметь представление о значимости речи в жизни людей.

Второклассник получит возможность научиться:

1.Составлять предложения на определенную тему, по картинке; устные небольшие  рассказы по личным наблюдениям, по вопросам учителя-логопеда, по серии сюжетных картин.

2.Иметь позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

Личностные результаты

•        Положительное отношение к школе и учебной деятельности.

•        Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

•        Этические нормы поведения (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия обучающихся при выполнении совместных заданий.

•        Выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.

•        Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

•        Психологические предпосылки к обучению:  устойчивость внимания, наблюдательность (особенно к языковым явлениям), способность к запоминанию, переключению внимания, навыки и приёмы самоконтроля.

•        Знание и  выполнение правил личной гигиены на занятиях по коррекции фонетико-фонематического недоразвития.

Метапредметные  результаты

Регулятивные  УУД

Второклассник  научится:

•        Самостоятельно  организовывать свое рабочее место.

•        Адекватно воспринимать инструкции учителя-логопеда.

•        Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем - логопедом.

•        Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя-логопеда).

•        Определять пути и средства достижения учебной цели.

•        С направляющей помощью учителя-логопеда  планировать учебную задачу путём установления причинно-следственных последовательностей.

•        Выделять главное в учебном материале с помощью учителя - логопеда.

•        Осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения пользоваться образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля).

•        Осуществлять контроль выполненной работы в форме сличения своей работы с заданным эталоном  и  вносить необходимые исправления в свою работу, если она расходится с образцом.

•        Оценивать задание по следующим параметрам: легко выполнять/ возникли сложности при выполнении.

•        Оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

•        Работать в определённом темпе.

Второклассник получит возможность научиться:

•        Проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм).

•        Понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Познавательные  УУД

Второклассник  научится:

•        Самостоятельно понимать и толковать условные знаки и символы, используемые для передачи информации.

•        Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

•        Анализировать объекты (звуки, слова, словосочетания, предложения) с выделением отличительных признаков.

•        Проводить сравнение и классификацию объектов (звуков, слов) по заданным критериям.

•        Группировать объекты (звуки, слова)  на основе существенных признаков.

•        Целенаправленно слушать учителя-логопеда (одноклассников), решая познавательную задачу.

•        Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

Второклассник получит возможность научиться:

•        Наблюдать и делать самостоятельные  простые выводы.

•        Находить и выделять под руководством учителя-логопеда необходимую информацию из текстов, иллюстраций.

•        Использовать при выполнении задания иллюстративный материал как план (при составлении рассказа), иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий.

Коммуникативные УУД

Второклассник научится:

•        Внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия.

•        Подчинять свои действия инструкции и замечаниям учителя-логопеда.

•        Понимать и принимать учебную задачу, поставленную в вербальной форме.

•        Целенаправленно (в соответствии с заданием) выполнять учебные действия.

•        Соблюдать правила речевого этикета при общении (обращение, просьба).

•        Отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием, с адекватным использованием усвоенной терминологии.

•        Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

•        Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, приходить к общему решению (с направляющей помощью учителя - логопеда).

•        Владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии полученной инструкции.

•        Обращаться к учителю или товарищу по группе за разъяснением.

•        Адекватно реагировать на контроль и оценку со стороны учителя-логопеда.

Второклассник получит возможность научиться:

•        Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий (с направляющей  помощью учителя-логопеда), корректно сообщать товарищу об ошибках.

•        Включаться в диалог с учителем-логопедом и сверстниками.

•        Пояснять инструкцию, учебную задачу с использованием нужной терминологии.

•        Составлять устные связные высказывания с элементами творчества.

Жизненная  компетенция

1.        Соблюдение правил личной гигиены на занятиях по коррекции фонетико-фонематического недоразвития.

2.        Употребление вежливых слов («здравствуйте», «до свидания», «извини, пожалуйста»).

3.        Вести диалог, используя речевые формы выражения просьбы, вопроса и т.д. (с  направляющей  помощью учителя-логопеда).

4.        Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.

Календарно – тематическое планирование логопедических занятий по коррекции фонетико – фонематического недоразвития во 2 классе.

(64 часа – 2 часа в неделю)

№ п/п

        

                             Тема  занятия

Дата

1

Гласные звуки [А], [О],[У],[Ы],[Э].

15.09.14

2

Дифференциация парных гласных в слогах.

17.09.14

3

Дифференциация парных гласных в словах.

22.09.14

4

Мягкие согласные звуки в начале слова.

24.09.14

5

Согласный звук [j].

29.09.14

6

Гласные звуки, обозначающие мягкость согласных.

01.10.14

7

Обозначение мягкости согласных с помощью “Ь”.

06.10.14

8

Место ударного гласного звука в словах различной слоговой структуры.

08.10.14

9

Дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков в начале слова.

13.10.14

10

Дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков в середине слова.

15.10.14

11

Дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков в конце слова.

20.10.14

12

Определение позиции фонемы в словах различной слоговой структуры.

22.10.14

13

Звуки [С]-[З]. Сходство и различие по звуковым, слуховым и двигательным параметрам.

27.10.14

14

Выделение звуков [С]-[З] на фоне слога и слова.

29.10.14

15

Образование и изменение слов со звуками [С]-[З].

10.11.14

16

Звук [j] после гласных.

12.11.14

17

Звук [j] после разделительного мягкого знака.

17.11.14

18

Определение позиции фонемы в словах различной слоговой структуры.

19.11.14

19

Слуховая дифференциация звуков [Ш]-[Ж]. Выделение звуков на фоне слога.

24.11.14

20

Слуховая дифференциация звуков [Ш]-[Ж]. Выделение звуков на фоне слова.

26.11.14

21

Фонематический анализ и синтез слов с различной слоговой структурой, содержащих звуки [Ш]-[Ж].

01.12.14

22

Определение позиции фонемы в словах различной слоговой структуры.

03.12.14

23

Слуховая дифференциация звуков [Ч]-[Щ]. Выделение звуков на фоне слога.

08.12.14

24

Слуховая дифференциация звуков [Ч]-[Щ]. Выделение звуков на фоне слова.

10.12.14

25

Звуковой анализ и синтез слов с различной слоговой структурой, содержащих звуки [Ч]-[Щ].

15.12.14

26

Звуки [Г]-[К]. Сходство и различие по звуковым, слуховым и двигательным параметрам.

17.12.14

27

Выделение звуков [Г]-[К] на фоне слога.

22.12.14

28

Выделение звуков [Г]-[К] на фоне слова.

24.12.14

29

Образование и изменение слов со звуками [Г]-[К]. Слова-паронимы.

12.01.15

30

Фонематический анализ слов с различной слоговой структурой, содержащих звуки [Г]-[К].

14.01.15

31

Определение позиции фонемы в словах различной слоговой структуры.

19.01.15

32

Звуки [Ш]-[Щ]. Сходство и различие по звуковым, слуховым и двигательным параметрам.

21.01.15

33

Выделение звуков [Ш]-[Щ] на фоне слога.

02.02.15

34

Выделение звуков [Ш]-[Щ] на фоне слова.

04.02.15

35

Анализ слов с различной слоговой структурой, содержащих звуки [Ш]-[Щ].

09.02.15

36

Определение позиции фонемы в словах различной сл.стр.

11.02.15

37

Дифференциация [Ч]-[Щ]. Выделение звуков на фоне слова.

16.02.15

38

Выделение звуков [Ч]-[Щ] на фоне слога.

25.02.15

39

Выделение звуков [Ч]-[Щ] на фоне предложений.

02.03.15

40

Анализ слов с различной слоговой структурой, содержащих звуки     [Ч]-[Щ].  

04.03.15

41

Определение позиции фонемы в словах различной слоговой структуры.

11.03.15

42

Звуки [В]-[Ф]. Сходство и различие по звуковым, слуховым и двигательным параметрам.

16.03.15

43

Выделение звуков [В]-[Ф] на фоне слога и слова.

18.03.15

44

Анализ слов с различной слоговой структурой, содержащих звуки [В]-[Ф].

01.04.15

45

Определение позиции фонемы в словах различной слоговой структуры.

06.04.15

46

Звуки [Б]-[П]. Сходство и различие по звуковым, слуховым и двигательным параметрам.

08.04.15

47

Выделение звуков [Б]-[П] на фоне слога и слова.

13.04.15

48

Звуки [С]-[Ц]. Сходство и различие.

15.04.15

49

Выделение звуков [С]-[Ц] на фоне слога и слова.

20.04.15

50

Анализ и синтез  слов со звуками [С]-[Ц].

22.04.15

51

Определение позиции фонемы в словах различной слоговой структуры.

27.04.15

52

Звуки [Д]-[Т]. Сходство и различие.

53

 Выделение звуков [Д]-[Т] на фоне слога и слова.

18.05.15

54

 Анализ и синтез  слов со звуками [Д]-[Т].

20.05.15

55

Определение позиции фонемы в словах различной слоговой структуры.

25.05.15

56

Слова со звуком [j] в середине и в конце слова.

27.05.15

57

Звуки [Д]-[Т]. Сходство и различие.

58

 Звуки [Л]-[Л’]. Сходство и различие.

59

 Дифференциация [Л]-[Л’]. Повторение.

60

Дифференциация [Р]-[Р’]. Повторение.

61

Звуки [Р]-[Р’]. Сходство и различие.

62

Различение [Ш]-[С]-[Ж]. Повторение.

63

Различение [Ж]-[З]-[Ш]. Повторение.

64

Различение [Ч]-[С’]-[Т’]. Повторение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников.

Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи  у младших школьников на логопункте образовательноо учреждения, 1 класс....

Учебная программа по Коррекции письма и чтения для 2 класса

Пояснительная запискаРабочая программа по предмету «Коррекция письма и чтения» для 2 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начальног...

Учебная программа по Коррекции темпа, ритма и плавности речи для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по курсу «Коррекция темпа, ритма и плавности речи» для 2 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарт...

ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НАРУШЕНИЯ РЕЧИ для занятий с обучающимися начальных классов (1-2 классы)

Рабочая программа составлена на основе методических разработок М.Е. Евлампиева, М.В. Черенковой, Т.Г. Ланиной по нейропсихологической коррекции нарушений онтогенеза общего и речевого развития детей в ...

Аннотация на коррекционную программу по предупреждению и коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи (для учащихся 1-2 классов)

Цель программы: предупреждение неуспеваемости, обусловленной ФФНР, ФНР; создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ...

Аннотация к рабочей программе по курсу «Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи»

В аннотации указаны:  нормативно-правовое основание разработки рабочей программы, список используемой литературы, цели и задачи курса, срок реализации программы, место в учебном плане и план...

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ

В ДАННОЙ ПРОГРАММЕ ПРЕДСТАВЛЕН МАТЕРИАЛ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ...