План-конспект коррекционной НОД по познавательно-речевому развитию. Составление рассказа с опорой на собственный опыт "Моя кукла".
план-конспект занятия по логопедии (2, 3, 4 класс) на тему

Жук Инна Анатольевна

Коррекционное занятие по развитию связной речи детей с ОВЗ 7-9 лет. Составление рассказа "Моя кукла" по коллективно составленному плану и опорным словам, опираясь на собственный опыт.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:   Составление рассказа по собственному опыту «Моя кукла» по плану, составленному совместно с логопедом, с использованием опорных слов.

Цель:  Развитие связной речи  детей 7-9 лет с ОВЗ, опираясь на собственный опыт.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, художественное творчество.

Форма организации: групповая. 

Задачи:  Коррекционно - образовательные:  

  • Развивать умение составлять рассказы по плану с использованием опорных слов, опираясь на собственный опыт.
  • Формировать навык развернутого ответа на вопросы фразой.
  • Уточнять, расширять и активизировать словарь детей по различным лексическим темам.
  • Формировать умение в процессе рассказывания контролировать последовательность, громкость и внятность изложения.
  • Закреплять умение слышать, запоминать  и выполнять инструкцию.
  • Уточнять знания детей по краеведческому материалу.

Коррекционно - развивающие: 

  • Воздействовать на активизацию и развитие ряда психических процессов (речемыслительную деятельность, память, внимание, воображение).
  • Развивать умение составлять план предстоящего рассказа совместно со сверстниками и с помощью взрослого.
  • Развивать мелкую и общую моторику.

Коррекционно - воспитательные:

  • Способствовать снятию речевого негативизма, воспитывать у детей потребность в речевом общении, формировать адекватную оценку своих возможностей.
  • Воспитывать любовь к родному краю, к природе, толерантность.

Предварительная работа: посещение ЦНТ в г. Белоярский, посещение этнографического музея в селе Казым, знакомство с бытом, промыслами, традициями коренных народов Югры. Изготовление на мастер-классе «куклы-Акань».

Необходимое оборудование: столы, стулья по количеству детей, «кукла-Акань» сделанная каждым ребёнком, план-схема рассказа, интерактивная доска, компьютер с доступом в сеть интернет, слова на отдельных листах.

Ход занятия:

  1. Психологический настрой.

Здравствуйте, ребята. Очень  рада видеть вас вновь, я встречаю вас улыбкой. Давайте улыбнёмся друг другу и будем сегодня работать с хорошим настроением. А чтобы вам было ещё веселее работать, давайте скажем друг другу комплименты.

- Что такое комплименты? (ответы детей) Дети говорят комплименты. Согласна  со всем сказанным. Я уверена, у вас всё получиться.

  1. Организационный момент.

Прежде всего,  давайте вспомним о нашей общей работе:

Мы уже очень многое сделали для того, чтобы выполнить наш проект.

- О чём наш проект? Напомните, что мы уже сделали для того, чтобы его реализовать?

На прошедших мероприятиях вы многое узнали о крае, в котором живёте, о людях и их жизни, играли в игры, в которые играли дети народов севера и даже сами сделали куклу-оберег.  Сегодня мы с вами будем учиться рассказывать о том, что делали сами. Чтобы потом рассказать знакомым, родителям и друзьям.

  1. Разгадывание кроссворда. Уточнение знаний о Югре.

Давайте для начала посмотрим, что вы знаете о нашем крае и разгадаем кроссворд. Дети выходят к доске, вытягивают лист с заданием, читают вслух, отгадывают, впечатывают ответ в кроссворде онлайн.

Решение кроссворда: http://onlinetestpad.com/ru-ru/Crossword/003090/Default.aspx

Молодцы, вы справились со всеми заданиями. Очень рада, что вы так много уже знаете о своей родине и о людях, которые здесь живут.

  1.  Беседа о жизни, быте, обычаях коренных народов Севера.

- Кто из вас родился в Югре? Скажите, как можно назвать людей, которые живут у нас в Югре? (В Москве – москвичи, в Новгороде – новгородцы, в Тюмени – тюменцы, в Омске – омичи, а в Югре – (югорчане)  мальчика мы назовём (югорчанин), а девочку? (югорчанка).

- В каком городе мы живем? Значит как нас ещё можно назвать? (белоярцы)

-  Ребята, давайте вспомним, что вы знаете о жилище северных народов?

-  Какими промыслами занимаются коренные жители нашего края?

- Я знаю, что среди вас тоже есть коренные жители. Есть ли у вас в семье какие-нибудь традиции? Какие национальные праздники есть у народов ханты и манси?

В ответах кроссворда есть название национальной игрушки, кто подскажет,  как она называется?

  1. Просмотр презентации о куклах-акань. Обогащение и уточнение знаний детей о культуре народа ханты.
  1. Представление презентации ребёнком. Вагатов Коля.
  2.  Беседа. Уточнение знаний по теме:

- Какие бывают куклы-акань?

- Из чего их делают?

- Почему эта кукла делается без лица?

  1. Словарная работа.

Кукла-акань – это оберег. Ребята как вы думаете, что такое оберег?

Совместная работа со словарём. «Оберег» от слова «Берегиня» - это богиня, которая защищала.

 - Подберите однокоренные слова к слову «оберег».

- Как вы думаете, для чего нужны обереги?

7. Составление плана рассказа совместно с логопедом.

Мы о многом с вами поговорили, а теперь давайте перейдём к составлению рассказа. Ребята, каким должен быть рассказ?  Чтобы вам было легко составить рассказ, и чтобы слушателям было его интересно слушать,  мы составим план. А чтобы было легко работать по плану, мы сделаем себе подсказки.

(на слайде  вперемешку фотографии похода на мастер-класс и выполнение куклы-акань)

- Ребята, посмотрите внимательно на наш фотоотчёт и подумайте, с чего можно начать свой рассказ?

1. Поход в центр народного творчества.  

- Куда мы ходили на экскурсию?

- Почему вы захотели сделать куклу-акань?

(Выкладывается нужная фотография)

(2 предложения)

2. Как я делал куклу-акань.

- Что вам понадобилось для изготовления куклы?

-Как вы её делали? Сначала… затем…

(Выкладываются фотографии-подсказки)

(4-6 предложений).

3. Какая получилась поделка?

(Выкладывается нужная фотография)

(2 предложения)

4. Для кого я сделал куклу-оберег?

(1-2 предложения).

8.  Динамическая пауза. Национальная хантыйская игра «Кар кам ёш».

9. Работа по подбору опорных слов для составления рассказа в соответствии с планом.  (На доске напечатанные слова)

План у нас уже есть фотографии-подсказки тоже, чтобы наш рассказ был грамотным и красивым давайте найдём слова-помощники, которые помогут нам составить красивые и грамотные предложения.

Давайте вспомним, как мы шли на экскурсию. Можно подсмотреть на фотографию. Выберите из слов на доске те, которые подходят, чтобы составить предложение-ответ. 1.(дружно, вразвалку,  парами, беспорядочно, аккуратно)

2.(старательно, аккуратно, неряшливо, как попало, небрежно, внимательно, дружно)

3.(красивая, плохая, страшная, аккуратная, нарядная, неряшливая)

Дети выбирают подходящие слова, составляют предложения, говорят их вслух. Выбранные слова-подсказки прикрепляются на доске.

10. Самостоятельное составление рассказа по готовому плану.

Самостоятельная работа детей по составлению рассказа.

11. Представление своей творческой работы. Рассказы детей.

Дети выходят к доске со своей куклой-акань, показывают её одноклассникам, рассказывают рассказ.

12. Заключительный этап.  Рефлексия. Самооценка деятельности.

- Ребята, вам понравились рассказы одноклассников?

- Скажите, что казалось вам самым сложным при составлении рассказа?

- Как вы думаете,  интересно будет услышать ваш рассказ родителям или друзьям?

На сегодня мы заканчиваем, но впереди  нас ожидает ещё большая работа над нашим проектом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 4 классе коррекционной школы II вида по теме "Составление рассказа по картинкам".

Этот урок рекомендован для работы в коррекционных школах  I I вида на уроке развития речи в 3, 4 классах....

Технологическая карта коррекционной непосредственно - образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию "Составление рассказа с опорой на собственный опыт"

Технологическая карта коррекционного занятия по развитию связной речи у детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС....

План-конспект открытого коррекционно-развивающего логопедического занятия по теме: "Коррекция нарушения звукового и языкового анализа и синтеза. Лексическая тема "Школа", 1 класс.

Материал содержит подробный план конспект открытого коррекционно-логопедического занятия по теме: "Коррекция нарушения звукового и языкового анализа и синтеза. Лексическая тема "Школа",...

План - конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме "Большая буква в именах собственных"

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе составлена по ФГОС....

План - конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия на тему "Цвет и форма"

План - конспект включает в себя технлогическую карту урока с индивидуальными заданиями...

Групповое логопедическое занятие по развитию связной речи у младших школьников с ФФНР и ОНР "Обучение составлению рассказа с опорой на картинку"

Данное логопедическое занятие направлено на развитие связной речи у детей младшего школьного возраста с различными речевыми нарушениями (ФФНР, ОНР и НВОНР). Одновременно идет отработка поставленного з...