Технологическая карта коррекционной непосредственно - образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию "Составление рассказа с опорой на собственный опыт"
методическая разработка по логопедии (2, 3 класс) на тему
Технологическая карта коррекционного занятия по развитию связной речи у детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
коррекционной непосредственно - образовательной деятельности
по познавательно - речевому развитию
учителя - логопеда первой квалификационной категории Жук Инны Анатольевны
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района
«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Белоярский»
Класс: 2-г (специальный коррекционный класс)
Тема: Составление рассказа по собственному опыту «Моя кукла» по плану, составленному совместно с логопедом, с использованием опорных слов.
Цель: Развитие связной речи детей 7-9 лет с ОВЗ опираясь на собственный опыт.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, художественное творчество.
Форма организации: групповая.
Задачи: Коррекционно - образовательные:
- Развивать умение составлять небольшие рассказы по собственному опыту по плану с использованием опорных слов.
- Формировать навык развернутого ответа на вопросы фразой.
- Уточнять, расширять и активизировать словарь детей по различным лексическим темам.
- Формировать умение в процессе рассказывания контролировать последовательность, громкость и внятность изложения с опорой на схему.
- Закреплять умение слышать, запоминать и выполнять инструкцию.
- Уточнять знания детей по краеведческому материалу.
Коррекционно - развивающие:
- Воздействовать на активизацию и развитие ряда психических процессов (речемыслительную деятельность, память, внимание, воображение).
- Развивать умение составлять схему предстоящего рассказа совместно со сверстниками и с помощью взрослого.
- Развивать мелкую и общую моторику.
Коррекционно - воспитательные:
- Способствовать снятию речевого негативизма, воспитывать у детей потребность в речевом общении, формировать адекватную оценку своих возможностей.
- Воспитывать любовь к родному краю, к природе, толерантность.
Предварительная работа: знакомство со схемами, посещение ЦНТ в г. Белоярский, знакомство с бытом, промыслами, традициями коренных народов Югры. Изготовление на мастер-классе «куклы-Акань».
Необходимое оборудование: столы, стулья по количеству детей, «кукла-Акань» сделанная каждым ребёнком, план-схема рассказа, интерактивная доска, компьютер с доступом в сеть интернет, слова напечатанные на отдельных листочках (для каждого ребёнка), смайлики для рефлексии….
Этап, его продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности | Формируемые умения (УУД) | Результат |
I. Психологический настрой, 1 мин. | Создание атмосферы психологической безопасности: эмоциональная поддержка обучающихся. | Приветствие. Эмоциональная поддержка детей. | Приветствие. | Приветствие. | Коммуникативные: Планируют сотрудничество с учителем и со сверстниками. | Психологическая готовность. |
II. Вводно-организационный, 1 мин. | Сконцентрировать внимание детей, настроить на предстоящую деятельность. | Установление зрительного и эмоционального контакта. Обсуждение с детьми деятельности направленной на реализацию совместного проекта. | Все дети группы усаживаются за столы, проверяют готовность к работе, рассматривают индивидуальное оборудование. | Привлечение детей к обсуждению совместной работы. | Личностные: понимают значение знаний для человека, имеют желание учиться. Коммуникативные: учатся слушать и понимать других, вести беседу. | Формальная готовность к предстоящей деятельности, концентрация произвольного внимания. Устные ответы детей. |
III. Мотивационно -побудительный, 1 мин. | Вызвать у детей интерес, желание помочь, побудить к предстоящей деятельности. | Создание проблемной ситуации, требующей разрешения: «Мы уже очень многое сделали для того, чтобы выполнить наш проект. На прошедших мероприятиях вы многое узнали о крае, в котором живёте, о людях и их жизни, играли в игры, в которые играли дети народов севера и даже сами сделали куклу-оберег. Сегодня мы с вами будем учиться рассказывать о том, что делали своими руками. Чтобы потом рассказать Ольге Анатольевне, родителям и друзьям». | Осознают и принимают поставленную задачу, предлагают пути решения. | Создание проблемной ситуации. Приемы активизации речемыслительной деятельности детей для её решения.
| Личностные: Проявление интереса к изучаемому материалу. Коммуникативные: Планируют сотрудничество с учителем и со сверстниками. | У детей появилось желание действовать – с помощью логопеда составить план предстоящего рассказа. Создать рассказ о своём труде, о том, что сделано своими руками. Устные ответы детей. |
IV. Основной. 1. Разгадывание кроссворда. Уточнение знаний о Югре. 4 мин. | Формировать умение выполнять инструкцию, удерживая её в памяти. Развивать навык чтения вслух, способность внимательно слушать сверстника. Избегать переутомления детей, избегать гиподинамии за счет передвижения по кабинету. Уточнять и закреплять в словаре детей краеведческие понятия. | Помогает ребенку прочесть задание, правильно подобрать ответ, заполнить поле. Привлекает внимание детей. | Все дети группы внимательно слушают сверстников, помогают найти верный ответ. По очереди заполняют поле кроссворда. Учатся взаимовыручке, быть толерантными. | Использование здоровьесберегающей технологии. Работа с компьютером. Для поддержания интереса, к работе каждый ребёнок получил возможность участвовать в общем деле. Обсуждение ответа, умение договариваться со сверстниками. Дети могли использовать ранее полученные знания и личный опыт. | Познавательные: владение навыком осмысленного чтения, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, принятие и сохранение учебной задачи, осуществление поиска средств её решения. Личностные: Проявление познавательного интереса к изучаемому материалу. Коммуникативные: Работа в коллективе, учатся уважать права сверстников, толерантному отношению друг к другу, взаимопомощи. | Дети читали задания, старались помочь одноклассникам в выборе верного ответа, опираясь на ранее полученные знания. Обогащали словарный запас. Меняли вид деятельности. |
2. Беседа о жизни, быте, обычаях коренных народов Севера. 4 мин. | Уточнение знаний детей, полученных в ходе работы над совместным проектом. Формировать умение работать вместе, воспитание желания помогать одноклассникам, умение работать сообща. | Ведёт беседу. Оказывает помощь детям в подборе слов и построении предложений. | Отвечают на вопросы. Принимают активное участие в обсуждении, дополняют ответы друг друга. Тренируются в построении предложений различной структуры. Учатся уважать мнение других детей. | Беседа. Совместные ответы на вопросы. Групповая работа. | Познавательные: структурирование знаний, анализ, синтез, обобщение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, осуществление поиска средств её решения. Личностные: Проявление познавательного интереса к изучаемому материалу, стремятся к получению новых знаний. Коммуникативные: Работа в коллективе, учатся уважать права сверстников, взаимопомощи. Формулируют своё мнение и учитывают мнение других. | Дети уточнили и обобщили знания о малой родине, жизни и быте коренных народов. Составляли предложения различной структуры. Поупражнялись в подборе слов, для составления предложений. |
3. Просмотр презентации о куклах-акань. Обогащение и уточнение знаний детей о культуре народа ханты. 2 мин. | Развивать зрительную память. Формировать умение выполнять заранее полученную инструкцию, удерживая её в памяти. Развивать способность внимательно наблюдать и запоминать информацию. Избегать переутомления детей за счет смены деятельности. Использовать информационно-компьютерные технологии. | Привлекает внимание детей. Даёт установку ребенку на запоминание информации. Дополняет знания детей. | Все дети группы внимательно просматривают презентацию, воспринимают и стараются запомнить информацию. Один ребёнок представляет информацию. Делятся ранее полученными впечатлениями, комментируют и дополняют высказывания сверстников. | Для поддержания интереса детей к работе используются информационно-компьютерные технологии. | Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи. Коммуникативные: выражение своих мыслей, формулирование своего мнения. | Дети увидели продемонстрированную презентацию. Постарались запомнить информацию. Смогли сменить вид деятельности. Участвовали в сборе материала для составления рассказа. Учились слушать своего товарища, уважительно относиться друг к другу. |
4. Словарная работа. 2 мин. | Уточнять и обогащать словарный запас обучающихся. Учить пользоваться словарём. | Привлекает внимание детей. Помогает освоить умение пользоваться словарём. Объясняет. | Находят новую информацию, учатся пользоваться словарём. Совершенствуют навык чтения вслух. Осмысливают значение нового слова. Подбирают однокоренные слова. | Работа со словарём. Индивидуальная. | Личностные: Проявление познавательного интереса к изучаемому материалу, стремление к получению новых знаний. Коммуникативные: Учатся уважать мнение других. | Дети познакомились с новым словом. Узнали его значение. Пользовались словарём. Подбирали однокоренные слова к новому слову. |
5. Составление плана рассказа совместно с логопедом. 5 мин. | Составить совместно с логопедом план для составления рассказа по собственному опыту. Формировать умение планировать свои действия. Познакомить детей с планом предстоящего рассказа. | Объяснение. Подведение детей к разрешению проблемной ситуации. Логопед заполняет план, по которому дети будут составлять рассказ. | Дети, сидя за столами, совместно с логопедом составляют план для будущего рассказа. Принимают активное участие в предложении и выборе наиболее точных формулировок для записи пунктов плана. | Совместное составление плана рассказа. Групповая работа. | Познавательные: структурирование знаний и личного опыта, анализ, синтез, обобщение. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, осуществление поиска средств её решения. Коммуникативные: Работа в коллективе, учатся уважать мнение сверстников, взаимопомощи. Формулируют своё мнение и учитывают мнение других. | Дети совместно с логопедом составили план рассказа. Определили последовательность частей рассказа. |
6. Динамическая Пауза. Национальная хантыйская игра 2 мин. | Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости. Формировать умение действовать по правилам. | Проведение национальной игры. | Вспоминают правила игры. Участвуют в подвижной игре.
| Использование здоровьесберегающей технологии. Формирование регулятивных УУД. | Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи. | У детей снялось эмоциональное и физическое напряжение, они отдохнули, получили новый игровой опыт. |
7. Работа по подбору опорных слов для составления рассказа в соответствии с планом, с опорой на зрительный ряд (по фотографиям) 4 мин. | Формировать умение выполнять полученную инструкцию, удерживая её в памяти. Развивать способность подбирать синонимы, составлять предложения различной структуры, уместно использовать выбранные слова. Закреплять в памяти детей синонимический словарь. Избегать переутомления. | Помогает вспомнить инструкцию детям, выполняющим задание, правильно подбирать слова и выстраивать связные высказывания.. Привлекает внимание детей. | Все дети выбирают слова из предложенных или предлагают свои для описания своей работы по пунктам плана. Составляют связные высказывания. Учатся строить предложения различной структуры, уместно используют подобранные слова. | Индивидуальная работа по подбору слов и построению предложений под руководством и с помощью взрослого. | Познавательные: структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, осуществление поиска средств её решения, планирование учебных действий. Личностные: Проявление познавательного интереса к изучаемому материалу. Коммуникативные: учатся уважать права сверстников, учитывать их мнение , взаимопомощи | Дети подобрали слова для построения связных высказываний. Развивали умение использовать данные слова в устной речи. Учились быть внимательными слушателями, уважать своих одноклассников. |
8. Самостоятельное составление рассказа по готовому плану. 2-3 мин. | Организация практической работы. Оказание необходимой помощи и эмоциональной поддержки. Составление связного рассказа по плану. | Объяснение. Подведение детей к составлению самостоятельного рассказа по плану. Индивидуальная помощь детям. | Сидя за столами, самостоятельно обдумывают и составляют рассказ, с помощью логопеда по плану с опорой на зрительный ряд. | Самостоятельная работа по составлению рассказа, подготовка к демонстрации своей работы. | Познавательные: структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, построение логической цепи рассуждения, развитие творческих способностей. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, осуществление поиска средств её решения планирование учебных действий, определение наиболее эффективных способов достижения результата. Личностные: Проявление познавательного интереса к изучаемому материалу. Коммуникативные: учатся уважать права сверстников, учитывать их мнение, слушать других людей, осуществляют использование речевых средств для решения коммуникационных задач. | Дети по составленному плану и с использованием опорных слов самостоятельно составили рассказ, опираясь на собственный опыт. Поупражнялись в подборе слов и составлении предложений. |
9. Представление своей творческой работы. Рассказы детей. 5-7 мин. | Формировать умение публичного выступления перед одноклассниками. Развивать связную речь детей. Способствовать развитию анализа и синтеза мыслительных операций. | Объяснение. Подведение детей к разрешению проблемной ситуации: «Как составить рассказ по плану, опираясь на собственный опыт». | Дети рассказывают самостоятельно составленный по плану рассказ. Демонстрируют свою поделку. | Стимулирующая помощь. Развитие коммуникативных УУД. | Регулятивные: осуществление контроля, коррекции, волевой саморегуляции, принятие и сохранение учебной задачи, осуществление поиска средств её решения планирование учебных действий. Коммуникативные: слушать других людей, учитывать их мнение, осуществляют использование речевых средств для решения коммуникационных задач. | Дети поупражнялись в установлении порядковых связей между явлениями действительности, Узнали, что всё целое имеет части. Поупражнялись в составлении рассказа по плану, составленному совместно со взрослым. |
V. Заключительный этап. 1.Рефлексия, 1 мин. | Получить обратную связь. | Подведение итогов НОД | Высказываются по поводу выполненных заданий. | Беседа. Фронтальная, индивидуальная работа. | Познавательные: ориентирование в своей системе знаний. Регулятивные: оценивание собственной деятельности на занятии. | Каждый ребенок осознал себя как участника познавательного, творческого процесса. |
2.Самооценка деятельности. 1 мин. | Формирование элементарных навыков самооценки | Объяснение. | Выбирают поощрение за деятельность, в зависимости от самооценки. | Предложить детям самим выбрать поощрение: конфеты разного размера (маленькая, средняя, большая). | Познавательные: ориентирование в своей системе знаний. Регулятивные: оценивание собственной деятельности на занятии. Коммуникативные: осуществляют использование речевых средств . | Каждый ребёнок попробовал оценить себя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно-образовательная деятельность по познавательно- речевому развитию "Прогулка по городу"
конспект занятия по формированию элементарных математических представлений...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ (мультимедийное оборудование, презентация). На тему: «Путешествие в осенний лес» в средней группе. (Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие »).
Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ (мультимедийное оборудование, презентация).На тему: «Путешествие в осенний лес» в средней группе.(Образоват...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ ((мультимедийное оборудование, презентация). На тему: «Зимующие птицы родного края»» в подготовительной группе. (Образовательная область «Познавательное развитие», «Речевое разв
Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ ((мультимедийное оборудование, презентация). На тему: «Зимующие птицы родного края»» в подготовительной гру...
План-конспект коррекционной НОД по познавательно-речевому развитию. Составление рассказа с опорой на собственный опыт "Моя кукла".
Коррекционное занятие по развитию связной речи детей с ОВЗ 7-9 лет. Составление рассказа "Моя кукла" по коллективно составленному плану и опорным словам, опираясь на собственный опыт....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию
Тема: « вода» для детей второй младшей группы...
Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по освоению образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», «Музыка», детей подготовительной к школе группы дошкольных образовательных учреждений.
Тема: «Необычное путешествие» Цель: создание условий для проявления детской самостоятельности и инициативности в процессе музыкальной деятельности. Задачи: Развивать творческую активность в музыка...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Растим читателя» для детей старшей группы «Волшебный мир сказок»
Участие в областном конкурсе методических материалов «Растим читателя», направленных на реализацию региональной образовательной технологии «РROчтение»...