План-конспект открытого коррекционно-развивающего логопедического занятия по теме: "Коррекция нарушения звукового и языкового анализа и синтеза. Лексическая тема "Школа", 1 класс.
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему
Материал содержит подробный план конспект открытого коррекционно-логопедического занятия по теме: "Коррекция нарушения звукового и языкового анализа и синтеза. Лексическая тема "Школа", проведённого в феврале 2017 года с группой учащихся 1 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx | 19.09 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого коррекционно-развивающего логопедического занятия по теме: «Коррекция нарушения звукового и языкового анализа и синтеза. Лексическая тема: Школьные принадлежности», 1 класс.
Подготовила учитель-логопед Каменко Л.Н.
Цель занятия: 1. Коррекцинно-образовательная: дифференцировать понятия звук и буква, гласный и согласный звук, слово и предложение; формировать и расширять у детей семантическое поле понятия «школьные принадлежности».
2. Коррекционно-развивающая: формировать навыки звукового и языкового анализа и синтеза; развивать произвольное внимание, слуховую и зрительную память; формировать умение анализировать и делать выводы; развивать умение работать по заданному плану, удерживая алгоритм действий.
3. Коррекционно-воспитательная: воспитывать аккуратность в работе, последовательность в действиях, самостоятельность.
4. Коррекционно-коммуникативная: формирование умения полно, открыто и грамотно выражать свои мысли, формировать и высказывать суждение, соблюдать нормы речевого общения, эмоционально реагировать на слова учителя и товарищей;
5. Коррекционно-регулятивные: учиться осуществлять контроль за своей деятельностью; ставить, принимать и сохранять учебную задачу, оценивать процесс и результаты действий.
Этапы занятия | Виды заданий | Деятельность специалиста | Деятельность ученика | Какие задачи решались в ходе выполнения заданий |
I.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) | Беседа. | Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Звуки с буквами пришли И порядок навели. -Проверим готовность к занятию. | Приветствуют учителя-логопеда. Организуют рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей на столе. | Учить проявлять эмоциональную отзывчивость на слова учителя. |
II.Объявление темы занятия и постановка учебной задачи | Разгадывание загадки. Определение темы урока. | - На занятие к нам действительно придут звуки и буквы, а вот о чём мы будем говорить на этом занятии вы поймёте, если разгадаете загадку: Стоит дом: Кто в него войдёт, Тот ум приобретёт Так о чём мы сегодня будем говорить? Что это? | Разгадывают загадку. Отвечают учителю. - Школа. | Учить определять слово по характерным признакам предмета. Учить внимательно слушать задание учителя, анализировать, делать выводы. |
III.Закрепление знаний и способов действий | Звуковой анализ слова по числовому ряду. | -Слово «школа» состоит из звуков. Сколько звуков в этом слове? Назови их по порядку. Какие две группы звуков вы знаете? - Назови гласные звуки слова, назови согласные. - Какой звук 3й? 5й? - Запишите это слово в тетрадь. Из чего состоит записанное слово? Чем буквы отличаются от звуков? | Осуществляют звуковой анализ слова. Различают гласные и согласные звуки, звуки и буквы. - Пять звуков. [ш к о л а]. Гласные и согласные. Гласные [о а]. Согласные [ш к л]. - Из букв. - Звуки мы говорим и слышим, а буквы мы пишем. | Закреплять умение дифференцировать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, определять количество и последовательность звуков в слове. Развивать произвольное внимание и слуховую память. |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. | Расширение словарного запаса Звуковой анализ слов и отображение данного вида анализа в звуковых схемах Физкультминутка. | - Мы говорим сегодня о школе. Каждому школьнику для занятий необходимы школьные принадлежности. Какие школьные принадлежности вы знаете? - Сегодня мы будем с вами шифровальщиками и будем учиться записывать слова с помощью знаков. 1 В первый столбик слова записываем буквами гласных звуков, а вместо согласных _(прочерк). 2 Во второй столбик – слова записываем буквами согласных звуков, а вместо гласных .(точка) . 3 В третий столбик слово записываем буквами. Логопед выполняет задание на доске, а дети – в тетрадях. Для работы берутся слова: краски, ручка, ластик, ранец, карандаш, ножницы, линейка. - Ручки вверх мы поднимаем, А затем их опускаем. Чтоб затем быстрей, быстрей Хлопать было веселей. - Встаньте. Я называю звуки. Если они гласные, то хлопните в ладоши над головой, если согласные – внизу за спиной. - А – К – Г – О – Ы – С – Л – И – Ч – Т – Ф – Э – У – В… | Вспоминают и называют слова из лексической группы «школьные принадлежности». - Портфель, пенал, краски, кисти, карандаш, ручка, линейка, ластик, дневник, ранец, ластик, ножницы.
Слушают объяснение учителя и усваивают необходимую информацию для выполнения задания. Записывают звуко-буквенные схемы слов в соответствии с инструкцией учителя. _ _ а_ _и, кр . ск ., краски; _ у_ _ а, р .чк ., ручка; _ а_ _ и_, л . ст . к, ластик; _а_е_, р . н . ц, ранец; _а_а_ _ а _, к . р . нд . ш, карандаш; _о_ _и_ы, н . жн . ц ., ножницы; _и_е_ _а, л . н . йк . , линейка. Внимательно слушают учителя и выполняют движения по его инструкции. Активно участвуют в физкультминутке. | Учить подбирать и запоминать видовые понятия к обобщенному понятию. Учить работать по предложенному плану, удерживая алгоритм действий. Способствовать развитию навыка звукового и звуко-буквенного анализа и синтеза. Учить графически отображать результаты анализа данных видов. |
Осуществлять профилактику утомления. Правильно выполнять движения. Правильно дифференцировать гласные и согласные звуки. | ||||
V. Закрепление знаний и способов действий | Выбор предложения, соответствующего схеме. Составление предложения по заданию учителя. Игра «Снежный ком» | - Сегодня мы говорили о школьных принадлежностях. Все эти предметы нужны тому, кто учится, т.е. ученику. Из фраз, записанных на доске выберем предложение, соответствующее схеме. |____ ____. На доске написано: Ваня Морозов ученик. хороший ученик Ученик рисует. -Почему вы выбрали именно это предложение? Объясните. - Сколько слов в предложении? Назовите первое слово, второе. - Сегодня мы будем играть в игру «Снежный ком». Когда мы катаем ком из снега, ком становится всё больше и больше. Тоже самое мы будем делать с предложением. Мы будем добавлять слова к нашему предложению, и оно будет становиться больше и точнее выражать мысль. Дети добавляют к предложению по одному слову. При затруднении логопед помогает с помощью вопросов. Каждый раз на доске появляется новая схема. Схема последнего предложения заносится в тетрадь и дополняется записью слов только согласными буквами. | Выбирают предложение, соответствующее схеме. Обосновывают свой выбор. Повторяют признаки предложения. Определяют место слова в предложении. - Ученик рисует. Это предложение, т.к. содержит законченную мысль. В этом предложении два слова, как и на схеме. Первое слово – ученик, слово написано с большой буквы. Второе слово – рисует. - Что рисует ученик? - Ученик рисует портрет. |___ ___ ___. - Чей портрет рисует ученик? - Ученик рисует портрет мамы. |___ ___ ___ ___. - Чем рисует портрет ученик? - Ученик рисует портрет мамы красками. |__ ___ ___ ___ ___ . |_ ч_н_к р_с__т п_ртр_т м_м_ кр_ск_м_. | Корректировать недостатки языкового анализа и синтеза. Совершенствовать умение определять количество слов и место слова в предложении. Развивать умение высказать своё суждение. Корректировать недостатки языкового анализа и синтеза. Способствовать развитию речи. Учить распространять предложение, уточнять его смысл по вопросам логопеда и в соответствии с графическими схемами. |
VI.Рефлексия учебной деятельности. | Беседа | - Что новое узнали и научились делать на занятии? - Что было легко? - Что трудно? - Что понравилось? - Чем хотели бы заняться на следующем занятии? | Отвечают на вопросы логопеда. Анализируют свою деятельность. | Учить открыто осмысливать и оценивать свою деятельность на уроке, формировать самоконтроль. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза для 2 класса
Данное занятие проводится на заключительном этапе коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза....
Специфические ошибки письменной речи, связанные с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза
Основные направления логопедической работы по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа у младших школьников...
Логопедическое занятие-игра "Пираты ищут клад" (закрепление навыков языкового анализа и синтеза на уровне слова, предложения).
Игровая деятельность - необходимая стихия для детей. Школьники подсознательно участвуют в коррекционном процессе. Использованные упражнения:1) "Зашифрованные слова". Разгадывание слов с опорой на цифр...
Методическая разработка: Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения процессов языкового анализа и синтеза в 3 класса «Сказки Пушкина»
Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения процессов языкового анализа и синтеза в 3 класса «Сказки Пушкина» .Закрепление навыков языкового анал...
Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза для учащихся 3-х классов.
Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза для учащихся 3-х классов....
Конспект логопедического занятия по профилактике дисграфии на основе недоразвития языкового анализа и синтеза с обучающимися 2 класса
Конспект открытого логопедического занятия с учениками 2 го класса.Интересный по форме, содержанию, приёмам...
Конспект логопедического занятия по профилактике и коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. (1-2 класс) на тему "Весна".
Конспект урока составлен по материалам книги Ю.Е. Розовой и Т.В.Коробченко "Преодоление дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза". К уроку есть приложение с карточками и през...