Конспект группового логопедического занятия для детей 2-го класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Тема: "Дифференциация согласных Ш-Ж в словах, предложениях"
план-конспект занятия (логопедия, 2 класс) по теме
Цель: Учить дифференцировать звуки и буквы Ш-Ж в словах, фразах, тексте.
Развивать пространственную ориентировку, вырабатывать быстроту зрительных реакций, учить определять и называть количество слогов в словах, место звука в словах, развивать навык звуко-слогового анализа слов; учить преобразованию слов, развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.
Работать над развитием правильности и осознанности чтения.
Учить работать в группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект группового логопедического занятия для детей 2-го класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Тема: "Дифференциация согласных Ш-Ж в словах, предложениях"
Цель:
Учить дифференцировать звуки и буквы Ш-Ж в словах, фразах, тексте.
Развивать пространственную ориентировку, вырабатывать быстроту зрительных реакций, учить определять и называть количество слогов в словах, место звука в словах, развивать навык звуко-слогового анализа слов; учить преобразованию слов, развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.
Работать над развитием правильности и осознанности чтения.
Учить работать в группе.
Оборудование: Изображение Пушистика, буквы Ш и Ж (запись на доске) деформированные слова, таблицы с буквами, словами, индивидуальные карточки с текстом.
Ход занятия
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! К нам на занятие пришел гость, а чтобы узнать его имя, вы должны выполнить следующее задание. Будьте внимательны.
(На доску вывешивается таблица с буквами). Приложение 1
Справа от первой буквы находится буква Н, а слева - Е,
(ребята ищут букву, учитель записывает ее на доску)
Сверху этой буквы находится буква С, снизу – М и т.д.
На доске записаны угаданные буквы в виде слогов: ТИК ШИС ПУ
-Ребята, вам надо переставить слоги местами, чтобы получилось имя нашего гостя. (Пушистик)
На доску вывешивается картинка с изображением Пушистика Приложение 2
- К нам на урок пришел Пушистик. Он принес много заданий.
II. Графический диктант.
- Первое задание – это графический диктант.
2 клетки вправо, 1 вниз, 3 вправо, 2 вниз, 3 влево, 10 вниз, 2 влево, 6 вниз, 2 влево, 6 вверх, 2 влево, 6 вниз, 2 влево, 7 вверх, 1 влево, 4 вниз, 1 влево, 5 вверх, 2 вправо, 1 вверх, 6 вправо, 10 вверх.
- Кто у вас получился? (Жираф)
- Назовите 1-й звук в слове жираф.
- Дайте характеристику этого звука. (Согласный, шипящий, твердый, звонкий, парный).
- Назовите парный звук для звука Ж.
- Дайте характеристику звука Ш.
- Чем похожи эти звуки, чем отличаются?
- Сравните буквы Ш и Ж (запись на доске).
- Из каких элементов состоит каждая буква?
- Вы догадались, над какой темой будем работать?
III. Сообщение темы и целей урока
- Сегодня мы с вами будем работать над темой: “Дифференциация парных согласных
Ш-Ж”. Будем учиться различать звуки Ш, Ж на слух и при произношении, и буквы Ш, Ж при письме и чтении.
IV. Дифференциация Ж-Ш в словах
1. -Пушистик бежал, слоги растерял. За Пушистиком пойдите, слоги в слово соберите.
(На доске карточки с написанными слогами в неправильном порядке )
ШИ МА НА, ЗО ЖЕ ЛЕ, НА ШИ ТИ, Е ВОТ НО ЖИ, ЦА ЖИ ЛУ
Дети отгадывают слова, правильное слово размещают на доске в таблице, соответственно инструкции учителя:
- Поставь свое слово в правый верхний угол, левый нижний, в центр и т.д.
После того, как все слова будут размещены в таблице, просим учащихся запомнить расположение слов.
- Напишите слова по памяти в своей таблице.
(У каждого ребенка на столе карточка с пустой таблицей).
__________________________________ ______________________________ ____________________________ _________________________________ ______________________________ |
2. - Пушистик принес карточки со словами. Сейчас я вам буду на очень короткое время показывать слова, а вы постарайтесь их прочитать и запомнить.
Поочередно показываем карточки со словами ребятам, на 1 секунду, они называют прочитанные слова:
Луша | Саша | сажа | лужа | мажет | кошка | жираф | машет | шорох |
- Кто был внимательный? Вспомните слова, которые отличаются только одним звуком Ж или Ш.
Дети называют слова, учитель записывает их на доске парами. Ребята объясняют значение каждого слова.
- Ребята, обратите внимание, что при изменении всего одной буквы или звука слово приобретает совсем иное значение.
- Запишите эти слова. Букву Ш подчеркните одной чертой, букву Ж двумя.
V. Дифференциация Ж-Ш в словосочетаниях.
На доске записаны слова в 2 столбика.
шапка | шерстяной |
шкаф | кожаная |
жилет | пушистый |
картошка | домашнее |
снежок | жареная |
животное | книжный |
- Прочитайте слова из первого столбика, на какие вопросы они отвечают?
К какой части речи они относятся?
- Прочитайте слова из второго столбика, задайте к ним вопросы.
К какой части речи они относятся?
- Пушистик предлагает вам соединить слова из первого и второго столбиков так, чтобы получилось словосочетание. В одном из слов должна быть буква Ж, а в другом Ш.
Дети по одному выходят к доске и составляют словосочетания. После хором их читаем.
После прочтения закрываем имена существительные, дети записывают словосочетания по памяти.
- Подчеркните буквы Ш и Ж., определите место звуков в слове.
VI. Физминутка.
1. По сухой лесной дорожке -
Топ-топ-топ - топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ёжик.
(Дети делают мелкие шажки. Ноги слегка согнуты в коленях.)
Ищет ягодки, грибочки
Для сыночка и для дочки. (Дети наклоняются, “собирают” ягоды, грибы.)
Если подкрадется волк –
Превратится ёж в клубок.
(Приседают, прячут головку.)
Ощетинит ёж иголки-
Не достанется он волку.
Ёж не тронет никого,
Но и ты не тронь его.
(Встают и продолжают топать по дорожке)
2. Упражнения для глаз:
- Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть, повторить 5 раз;
- Посмотреть в правый верхний угол, в нижний левый, в правый нижний и т.д.
- Закрыть глаза и нарисовать глазками 8.
VII. Работа с текстом.
На столе у ребят лежат карточки с текстом:
Где же приятель?
Медве…онок отправился бродить по полянке. Вдруг он остановился. Перед ним сидела боль…ая лягу…ка. Она только очнулась от зимней спячки. Медве…онок протянул к ней пу…истую лапу. Лягу…ка сделала в сторону боль…ой пры…ок. Ми…ка принял это за игру. Он то…е сделал скачок. Так они добрались до лу…и. Лягу…ка прыгнула в воду. Медве…онок сунул лапу в воду, отдернул, потряс ею. Он с удивлением посмотрел куда девался его новый приятель.
- Пушистик вам принес текст, но некоторые буквы потерялись
- Вставьте пропущенные буквы Ш или Ж.
- Назовите слова со звуком Ш, а теперь со звуком Ж.
- Букву Ж обведите кружком, букву Ш зачеркните.
- Прочитайте получившийся рассказ.
- А теперь попробуйте пересказать его по плану.
План
1. Кого встретил медвежонок?
2. Как медвежонок стал играть с лягушкой.
3. Куда исчезла лягушка?
VIII. Итог
- Какие звуки и буквы мы сегодня учились различать?
- Чем отличаются эти звуки?
- Пушистику очень понравилось как вы занимались.
А вам понравились задания Пушистика?
- А сейчас отметьте прищепкой ту эмоцию, которая соответствует вашему настроению.
Приложение 1
Б | Ш | Б | Я | Ф | Л | У | П |
К | Я | Ц | Ь | О | Ж | О | К |
Ч | А | Ш | О | М | С | З | Г |
Ш | Х | Е | Т | Н | Я | Б | Е |
А | Э | Д | У | П | Р | Ё | Д |
В | Я | Ы | Н | С | Л | О | В |
Ю | Щ | Г | И | И | С | Н | Ч |
Д | Л | С | З | М | Ш | К | П |
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/02/28/s47259866.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/08/picture-682939-1444311778.jpg)
Конспект группового логопедического занятия для детей, имеющих ОНР III уровня на тему «Цветы»
Это конспект группового логопедического занятия на тему "Цветы"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/08/picture-846800-1478628489.jpg)
Конспект группового логопедического занятия по коррекции смешанной дисграфии во 2 классе. Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.
Занятие разработано с учетом требований ФГОС. На данном занятии, помимо традиционных коррекционных методов и приемов работы, применялись интерактивные компьютерные технологии (мультимедийно...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/18/picture-971519-1521393051.jpg)
Конспект группового логопедического занятия по теме «Предлоги» (2 класс)
Тема: Предлоги.Цели:1. Образовательные:· уточнить представления о роли предлогов;·...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/01/picture-911945-1491051129.jpg)
Серия конспектов логопедических занятий с группой обучающихся 3 класса, имеющих нарушения письменной речи. Тема: «Дифференциация звуков [ч] – [щ] изолировано, в словах и словосочетаниях, в предложениях и тексте»
Цель: дифференциация звуков [ч] – [щ] и соответствующих им букв на материале слогов, изолированных звуков и отдельных букв, дифференциация звуков [ч] – [щ] и соответствующих им букв ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/09/picture-455526-1402330911.jpg)
Конспект логопедического занятия для учащихся 2-го класса c фонетико - фонематическим нарушением речи. Тема: "Дифференциация звуков С-З"
Конспект логопедического занятия для учащихся 2-го класса c фонетико - фонематическим нарушением речи.Тема: "Дифференциация звуков С-З"Логопедическое занятие по развитию у учащихся умения...
Конспект группового логопедического занятия Тема: «Дифференциация букв и звуков [А – О] в слогах, словах и предложениях»
Представляю вашему вниманию конспект группового занятия....