Конспект группового логопедического занятия для детей 2-го класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Тема: "Дифференциация согласных Ш-Ж в словах, предложениях"
план-конспект занятия (логопедия, 2 класс) по теме

Цель:   Учить дифференцировать звуки и буквы Ш-Ж в словах, фразах, тексте.

Развивать пространственную ориентировку, вырабатывать быстроту зрительных реакций, учить определять и называть количество слогов в словах, место звука в словах, развивать навык звуко-слогового анализа слов; учить преобразованию слов, развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

Работать над развитием правильности и осознанности чтения.

               Учить работать в группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект группового логопедического занятия для детей 2-го класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Тема: "Дифференциация согласных Ш-Ж в словах, предложениях"

Цель:

Учить дифференцировать звуки и буквы Ш-Ж в словах, фразах, тексте.

Развивать пространственную ориентировку, вырабатывать быстроту зрительных реакций, учить определять и называть количество слогов в словах, место звука в словах, развивать навык звуко-слогового анализа слов; учить преобразованию слов, развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

Работать над развитием правильности и осознанности чтения.

Учить работать в группе.

Оборудование:         Изображение Пушистика, буквы Ш и Ж (запись на доске) деформированные слова, таблицы с буквами, словами, индивидуальные карточки с текстом.

Ход занятия

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! К нам на занятие пришел гость, а чтобы узнать его имя, вы должны выполнить следующее задание. Будьте внимательны.

(На доску вывешивается таблица с буквами).  Приложение 1

Справа от первой буквы находится буква Н, а слева - Е,

 (ребята ищут букву, учитель записывает ее на доску)

Сверху этой буквы находится буква С, снизу – М и т.д.

На доске записаны угаданные буквы в виде слогов: ТИК ШИС ПУ

-Ребята, вам надо переставить слоги местами, чтобы получилось имя нашего гостя. (Пушистик)

На доску вывешивается картинка с изображением Пушистика   Приложение 2

- К нам на урок пришел Пушистик. Он принес много заданий.

II. Графический диктант.

- Первое задание – это графический диктант.

2 клетки вправо, 1 вниз, 3 вправо, 2 вниз, 3 влево, 10 вниз, 2 влево, 6 вниз, 2 влево, 6 вверх, 2 влево, 6 вниз, 2 влево, 7 вверх, 1 влево, 4 вниз, 1 влево, 5 вверх, 2 вправо, 1 вверх, 6 вправо, 10 вверх.

- Кто у вас получился? (Жираф)

- Назовите 1-й звук в слове жираф.

- Дайте характеристику этого звука. (Согласный, шипящий, твердый, звонкий, парный).

- Назовите парный звук для звука Ж.

- Дайте характеристику звука Ш.

- Чем похожи эти звуки, чем отличаются?

- Сравните буквы Ш и Ж (запись на доске).

- Из каких элементов состоит каждая буква?

- Вы догадались, над какой темой будем работать?

III. Сообщение темы и целей урока

- Сегодня мы с вами будем работать над темой: “Дифференциация парных согласных

Ш-Ж”. Будем учиться различать звуки Ш, Ж на слух и при произношении, и буквы Ш, Ж при письме и чтении.

IV. Дифференциация Ж-Ш в словах

1. -Пушистик бежал, слоги растерял. За Пушистиком пойдите, слоги в слово соберите.

(На доске карточки с написанными слогами в неправильном порядке )

ШИ МА НА,             ЗО ЖЕ ЛЕ,       НА ШИ ТИ,    Е ВОТ НО ЖИ, ЦА ЖИ ЛУ

Дети отгадывают слова, правильное слово размещают на доске в таблице, соответственно инструкции учителя:

- Поставь свое слово в правый верхний угол, левый нижний, в центр и т.д.

После того, как все слова будут размещены в таблице, просим учащихся запомнить расположение слов.

- Напишите слова по памяти в своей таблице.

 (У каждого ребенка на столе карточка с пустой таблицей).

__________________________________                                   ______________________________

____________________________

_________________________________                                       ______________________________

2. - Пушистик принес карточки со словами. Сейчас я вам буду на очень короткое время показывать слова, а вы постарайтесь их прочитать и запомнить.

Поочередно показываем карточки со словами ребятам, на 1 секунду, они называют прочитанные слова:

Луша

Саша

сажа

лужа

мажет

кошка

жираф

машет

шорох

- Кто был внимательный? Вспомните слова, которые отличаются только одним звуком Ж или Ш.

Дети называют слова, учитель записывает их на доске парами. Ребята объясняют значение каждого слова.

- Ребята, обратите внимание, что при изменении всего одной буквы или звука слово приобретает совсем иное значение.

- Запишите эти слова. Букву Ш подчеркните одной чертой, букву Ж двумя.

V. Дифференциация Ж-Ш в словосочетаниях.

На доске записаны слова в 2 столбика.

шапка

шерстяной

шкаф

кожаная

жилет

пушистый

картошка

домашнее

снежок

жареная

животное

книжный

- Прочитайте слова из первого столбика, на какие вопросы они отвечают?

 К какой части речи они относятся?

- Прочитайте слова из второго столбика, задайте к ним вопросы.

 К какой части речи они относятся?

- Пушистик предлагает вам соединить слова из первого и второго столбиков так, чтобы получилось словосочетание. В одном из слов должна быть буква Ж, а в другом Ш.

Дети по одному выходят к доске и составляют словосочетания. После хором их читаем.

После прочтения закрываем имена существительные, дети записывают словосочетания по памяти.

- Подчеркните буквы Ш и Ж., определите место звуков в слове.

VI. Физминутка.

1. По сухой лесной дорожке -

Топ-топ-топ - топочут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ёжик.

(Дети делают мелкие шажки. Ноги слегка согнуты в коленях.)

Ищет ягодки, грибочки

Для сыночка и для дочки. (Дети наклоняются, “собирают” ягоды, грибы.)

Если подкрадется волк –

Превратится ёж в клубок.

(Приседают, прячут головку.)

Ощетинит ёж иголки-

Не достанется он волку.

Ёж не тронет никого,

Но и ты не тронь его.

(Встают и продолжают топать по дорожке)

2. Упражнения для глаз:

- Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть, повторить 5 раз;

- Посмотреть в правый верхний угол, в нижний левый, в правый нижний и т.д.

- Закрыть глаза и нарисовать глазками 8.

VII. Работа с текстом.

На столе у ребят лежат карточки с текстом:

Где же приятель?

Медве…онок отправился бродить по полянке. Вдруг он остановился. Перед ним сидела боль…ая лягу…ка. Она только очнулась от зимней спячки. Медве…онок протянул к ней пу…истую лапу. Лягу…ка сделала в сторону боль…ой пры…ок. Ми…ка принял это за игру. Он то…е сделал скачок. Так они добрались до лу…и. Лягу…ка прыгнула в воду. Медве…онок сунул лапу в воду, отдернул, потряс ею. Он с удивлением посмотрел куда девался его новый приятель.

- Пушистик вам принес текст, но некоторые буквы потерялись

- Вставьте пропущенные буквы Ш или Ж.

- Назовите слова со звуком Ш, а теперь со звуком Ж.

- Букву Ж обведите кружком, букву Ш зачеркните.

- Прочитайте получившийся рассказ.

- А теперь попробуйте пересказать его по плану.

План

1. Кого встретил медвежонок?

2. Как медвежонок стал играть с лягушкой.

3. Куда исчезла лягушка?

VIII. Итог

- Какие звуки и буквы мы сегодня учились различать?

- Чем отличаются эти звуки?

- Пушистику очень понравилось как вы занимались.

 А вам понравились задания Пушистика?

- А сейчас отметьте прищепкой ту эмоцию, которая соответствует вашему настроению.

Приложение 1        

Б

Ш

Б

Я

Ф

Л

У

П

К

Я

Ц

Ь

О

Ж

О

К

Ч

А

Ш

О

М

С

З

Г

Ш

Х

Е

Т

Н

Я

Б

Е

А

Э

Д

У

П

Р

Ё

Д

В

Я

Ы

Н

С

Л

О

В

Ю

Щ

Г

И

И

С

Н

Ч

Д

Л

С

З

М

Ш

К

П


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект группового логопедического занятия для детей, имеющих ОНР III уровня на тему «Цветы»

Это конспект группового логопедического занятия на тему "Цветы"...

Конспект группового логопедического занятия по коррекции смешанной дисграфии во 2 классе. Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.

Занятие разработано с учетом требований ФГОС. На данном занятии, помимо  традиционных коррекционных методов и приемов работы, применялись интерактивные компьютерные технологии (мультимедийно...

Конспект группового логопедического занятия по теме «Предлоги» (2 класс)

Тема: Предлоги.Цели:1.      Образовательные:·         уточнить представления о роли предлогов;·...

Серия конспектов логопедических занятий с группой обучающихся 3 класса, имеющих нарушения письменной речи. Тема: «Дифференциация звуков [ч] – [щ] изолировано, в словах и словосочетаниях, в предложениях и тексте»

Цель: дифференциация звуков [ч] – [щ] и соответствующих им букв на материале слогов,  изолированных звуков и отдельных букв, дифференциация звуков [ч] – [щ] и соответствующих им букв ...

Конспект логопедического занятия для учащихся 2-го класса c фонетико - фонематическим нарушением речи. Тема: "Дифференциация звуков С-З"

Конспект логопедического занятия для учащихся 2-го класса c фонетико - фонематическим нарушением речи.Тема: "Дифференциация звуков С-З"Логопедическое занятие по развитию у учащихся умения...