Конспект логопедического занятия для учащихся 2-го класса c фонетико - фонематическим нарушением речи. Тема: "Дифференциация звуков С-З"
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)
Конспект логопедического занятия для учащихся 2-го класса c фонетико - фонематическим нарушением речи.
Тема: "Дифференциация звуков С-З"
Логопедическое занятие по развитию у учащихся умения дифференцировать звуки [С] - [З] в составе слов, словосочетаний, предложений.
Задачи логопедического занятия:
1. Закреплять слуховые образы дифференцируемых звуков.
2. Развивать слуховое внимание, слуховую память.
3. Развивать фонематические процессы.
4. Расширять и обогащать лексическую сторону речи.
5. Закреплять навык связной речи.
6. Воспитывать навык сотрудничества, инициативность, самостоятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_zvukov_s-z.docx | 246.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия для учащихся 2-го класса c фонетико - фонематическим нарушением речи.
Тема: "Дифференциация звуков С-З"
Предмет (направленность): логопедия
Возраст детей: 2 класс
Место проведения: класс
Учитель-логопед: Пиманова А.А.
Цель: Дифференцировать звуки [С] - [З] в составе слов, словосочетаний, предложений.
Задачи:
1. Закреплять слуховые образы дифференцируемых звуков.
2. Развивать слуховое внимание, слуховую память.
3. Развивать фонематические процессы.
4. Расширять и обогащать лексическую сторону речи.
5. Закреплять навык связной речи.
6. Воспитывать навык сотрудничества, инициативность, самостоятельность.
Оборудование: индивидуальные зеркала на каждого ученика, картинки - символы звуков занятия, плакат с ребусом, предметные картинки, индивидуальные листы со схемами слов на каждого ученика, карточки с деформированными предложениями на каждого ученика, открытки для подведения итогов занятия на каждого ученика.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Основная часть. Введение в тему занятия.
Л: Ребята, послушайте стихотворения - загадки.
«Скатерть», «Стол», «Салфетка», «Слон», «Стул», «Сапожник» и «Салон», «Сон», «Соната» и «Страна», «Скалы», «Стать», «Стакан», «Струна». Что за звук - «холодный ветер» Встретился нам в строчках этих? (Звук «с») | «Заяц», «Зонтик», «Золотой», «Зуб», «Загадка», даже «Зной» Звук слова объединяет, Кто из вас его узнает? (Звук «з») |
Л: Как вы думаете, какие звуки мы будем учиться различать сегодня на уроке?
1. Характеристика звуков. Установление сходства и различия - повторение.
Л: Давайте вспомним характеристику данных звуков. Произнесите перед зеркалом звуки [С] и [З].
Л: Одинаковая ли артикуляция у этих звуков? / Дети отвечают.
Л: Чем отличаются эти звуки? / Ответы детей.
Дети отвечают. Звук [С] согласный, твердый, глухой. Звук [З] согласный, твердый, звонкий.
Л: Посмотрите, на доске картинки - символы звуков занятия. Какая картинка - символ звука [С], звука [З]. Выберите букву, которой вы обозначите каждый звук.
[С] [З]
2. Дифференциация звуков С - З в словах.
Л: Ребята, мы сегодня отправимся в музей живой природы, название которого вы сможете узнать, расшифровав ребус.(Назови слово, определив указанный звук в картинке - ЗООПАРК).
1 | 2 | 3 | 3 | 2 | 1 | 4 |
Л: Правильно, это зоопарк. Кого мы можем там увидеть? (Ответы детей)
Л: Посмотрите на картинки (зубр, слон, заяц, собака, лиса, коза, сова, фазан, свинья, свиристель, сойка, зорро). Назовите, кто на них изображён. /Дети отвечают и прикрепляют картинки к доске. Если название неизвестно, то логопед называет животное и рассказывает о нём.
Л: Кого мы не увидим в зоопарке? Почему? / Дети: Собака, свинья, коза - домашние животные, они не живут в зоопарке.
Л: На какие группы можно разделить эти слова? /Дети: Слова со звуком «С», слова со звуком «З»
Л: Подберите к картинке-символу картинки с этим звуком. Объясните ваш выбор./Дети работают у доски
3. Развитие фонематического анализа.
Л: А теперь мы с вами поиграем в игру «Хлопни - топни». Я буду называть обитателей зоопарка, если в слове звук «С» - хлопните в ладоши 1 раз, если звук «З» - топните 1 раз.(Слова: слон, коза, сова, косуля, зубр, собака, бизон, лиса, сокол, дикобраз)
Л: Молодцы!
Л: Д/и «Найди место буквы». Сейчас работаем в тетради (Раздаются листы со схемами слов). Я называю жителей зоопарка, а вы вписываете в схему слова нужную букву (в начало, середину или конец слова).
Л: Давайте проверим, как вы работали. Объясните, почему выбрали и записали буквы. Оцените, как вы выполнили это задание.
Физкультминутка.
Мы читали и писали и немножечко устали. – (шагаем на месте)
Физкультминутку проведем и все вместе отдохнем.
Руки в стороны возьмите и на пояс опустите. –(руки в стороны)
Шаг на месте — раз, два, три!
Плечи шире разверни.
Проведем одну игру:
все присядем, скажем "у". -( присели)
быстро встанем, скажем "а!" ( встали)
Нам пора уж за дела. (сесть на место)
4. Развитие лексико-грамматической стороны речи.
Л: Но у каждого животного есть детёныши. Давайте мы правильно их назовём. Д/и с мячом «Кто у кого?»
У свиньи - поросёнок, у козы - козлёнок, у лисы - лисёнок, у зубрихи - зубрёнок, у зайчихи - зайчонок, у слонихи - слонёнок и т.д.
Л: Молодцы!
III. Дифференциация звуков “С” - “З” в словах, предложениях.
1. Развитие слухового внимания.
Л: Я вам буду читать рифмованные строчки. Прослушайте и запишите в тетрадь пары слов, которые отличаются только одной буквой.
На столе лежала . айка,
А по лесу бегал . айка.
Распустились утром ро . ы,
На цветах сверкают ро . ы.
Щиплет травушку ко . а,
Косит травушку ко . а
А пушистая ли..а
Пробежала мигом,
Ли..а - девочка краса,
Очень любит книги.
(Дети записывают в тетрадь пары слов: сайка - зайка, розы - росы, коза - коса, лиса - Лиза)
Л: Назовите, какие пары слов у вас получились. Есть ли слово, которое вам незнакомо? Что такое сайка?
2. Развитие связной речи.
Л: Перед вами карточки с предложениями, в которых слова перепутались местами.
- Вставьте в слова пропущенные буквы.
- Составьте и запишите предложения в тетрадь.
Живут, ...оопарке, ра...ные, в, ...вери. Бегает, хитрая, клетке, ли…а, по. …тоит, .убр, ограды, у. Ветке, …ова, берё…овой, на, …пит, пё…трая. Головой, …лон, большой, качает, …тарый. Хру…тит , пуши…тый, морковкой, …аяц. |
Л: Прочитайте получившиеся предложения. Сравните предложения с образцом на обратной стороне карточки. Оцените свою работу.
IV. Подведение итогов занятия.
Л: Ребята, что нового вы узнали на уроке? Каких обитателей зоопарка вы запомнили?
Я раздаю всем открытки, если вам понравился урок, нарисуйте на открытке улыбку, если не понравился - капельку.
Л: Вы молодцы! Наш урок окончен. Всем спасибо. Вы можете быть свободны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия для учащихся 2-х классов "Дифференциация звуков У и Ю"
Открытое логопедическое занятие проводилось с группой детей второго класса, имеющие логопедическое заключение "Нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием речи"....
Конспект группового логопедического занятия для детей 2-го класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Тема: "Дифференциация согласных Ш-Ж в словах, предложениях"
Цель: Учить дифференцировать звуки и буквы Ш-Ж в словах, фразах, тексте.Развивать пространственную ориентировку, вырабатывать быстроту зрительных реакций, учить определять и называть колич...
ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НАРУШЕНИЯ РЕЧИ для занятий с обучающимися начальных классов (1-2 классы)
Рабочая программа составлена на основе методических разработок М.Е. Евлампиева, М.В. Черенковой, Т.Г. Ланиной по нейропсихологической коррекции нарушений онтогенеза общего и речевого развития детей в ...
Конспект логопедического занятия для учеников 2-3 класса с нарушениями письменной речи, обусловленных недостаточностью фонематического распознавания
Предлагается конспект логопедического занятия для учителей-логопедов, работающих с учащимися 2-3 класов с ФФН....
Серия конспектов логопедических занятий с группой обучающихся 3 класса, имеющих нарушения письменной речи. Тема: «Дифференциация звуков [ч] – [щ] изолировано, в словах и словосочетаниях, в предложениях и тексте»
Цель: дифференциация звуков [ч] – [щ] и соответствующих им букв на материале слогов, изолированных звуков и отдельных букв, дифференциация звуков [ч] – [щ] и соответствующих им букв ...
Индивидуальный образовательный маршрут учащегося 1-го класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, со стёртой дизартрией.
Стертая форма дизартрии – одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста.При минимальных ...
Рабочая программа "Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1-го класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи"
Реализация идей нового проекта современной модели образования невозможна без устранения причин затруднений, возникающих у определенной части детей в процессе усвоения школьной программы, поэтому в усл...