Конспект группового логопедического занятия Тема: «Дифференциация букв и звуков [А – О] в слогах, словах и предложениях»
план-конспект по логопедии
Представляю вашему вниманию конспект группового занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект группового логопедического занятия | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор статьи: учитель логопед Алмазова Альбина Сергеевна
Конспект группового логопедического занятия
Тема: «Дифференциация букв и звуков [А – О] в слогах, словах и предложениях»
Цель: выработка умения дифференцировать буквы и звуки [А – О] в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: учить дифференцировать гласные звуки [А – О] по их артикуляционным, акустическим и графическим признакам в слогах, словах, предложении; продолжать вырабатывать умение давать характеристику звукам [А – О]; продолжать учить составлять распространенные предложения; формировать умение давать грамматически правильный и полный ответ.
Коррекционно-развивающие: подготовить органы артикуляции к артикуляционному укладу звуков [А – О]; продолжать вырабатывать и закреплять кинестетические ощущения от произнесения этих звуков (развитие артикуляционной моторики); развитие мелкой моторики; развитие фонематического слуха; активизация словаря.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать языковую наблюдательность, внимание к речи своей и окружающих; формировать положительную учебную мотивацию.
Оборудование:
Индивидуальные зеркала; картинки с артикуляционными упражнениями; таблица с обозначением акустической характеристики звуков; картинки для упражнения: «На что похожи буквы?»; картинки с буквами А, О, разрезные картинки, индивидуальные карточки.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
Собрались все дети в круг, (логопед и дети встают в круг)
Я-твой друг, и ты-мой друг! (логопед показывает рукой на себя, потом на детей)
Крепко за руки возьмемся (беремся за руки)
И друг другу улыбнемся! (улыбаемся друг другу)
– Первым займет свое место, кто узнает звук по моим губам: (А, О, У, А)
– Какие звуки вы назвали?
– Какие гласные вы еще знаете?
– Соберите разрезные картинки (слон, коза, баран, лось), и вы узнаете, с какими гласными звуками мы будем работать на занятии.
II. Артикуляционная гимнастика.
- Сядьте ровно, плечи расправьте.
- Положите руки на стол, чтобы они не мешали.
- Смотрите на себя в зеркало.
- Делаем упражнения:
1) Общие упражнения:
1. «Удивились – рассердились» (чередуем до 5 раз).
2. «Надули щеки – сдули щеки» (чередуем до 5 раз).
3. «Трубочка – улыбочка» (чередуем до 5 раз).
4. «Построили заборчик – убрали» (чередуем до 5 раз).
5. «Лопаточка - иголочка» (чередуем до 5 раз).
6. «Качели» - дотягиваемся языком попеременно до верхних и нижних зубов (язычок за зубками): «Верх – вниз, вверх – вниз…»
- Молодцы, отдохните.
2) Специальные упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат к произнесению звуков [А – О]:
1. – «Опускаем и поднимаем нижнюю челюсть» - свободно: опускаем – поднимаем, опускаем – поднимаем…(5 – 10 раз).
2. – «Опускаем и поднимаем нижнюю челюсть» - с преодолением сопротивления рук: опускаем – поднимаем, опускаем – поднимаем…(5 – 10 раз).
3. – «Вытягиваем губы узкой воронкой» - как будто свистим (5 – 10 раз).
III. Введение в тему занятия.
- Назовите картинку, выделить гласные звуки.
- Какие гласные повторяются? (А-О)
- Где можно встретить всех этих животных вместе? ( В зоопарке)
- Как вы думаете, какая тема нашего занятия?
- Сегодня мы будем работать со звуками и буквами А, О, в слогах и словах, предложениях.
IV. Артикуляторно-акустическая характеристика звуков [А – О].
- Когда мы произносим звук [А], в каком положении находятся губки: смотрите на себя в зеркало и произносите этот звук.
- В каком положении губки? (Широко открыты. Нижняя челюсть опускается, как можно ниже.)
- А в каком положении язычок? (Упирается в нижние зубки.)
- А зубки? (Их видно, они обнажены)
- Когда мы произносим звук [О], в каком положении находятся губки: смотри на себя в зеркало и произноси этот звук.
- В каком положении губки? (Сомкнуты, выдвинуты вперед, округлены; в виде рупора.)
- А в каком положении язычок? (Упирается в нижние зубки.)
- А зубки? (Их не видно.)
- Звуки [А - О] ] - гласные (т.к. при произнесении звука воздух не встречает преграду).
V. Сравнительная характеристика звуков [А – О].
- Как ты думаешь, чем эти звуки похожи? (Язычок упирается в нижние зубки; еще оба звука гласные.)
- А чем же они отличаются? (При произнесении звука [А] губы широко открыты; зубы слегка обнажены; а при произнесении звука [О] губы сомкнуты, выдвинуты вперед, слегка приоткрыты; зубы не видны.)
VI. Упражнение на развитие фонематического слуха.
- Приготовьте свои ушки, ладошки и ножки и проверим вашу внимательность.
Игра «Топ-Хлоп» на звук А– топ ножкой, на звук О –хлоп в ладоши.
А-О-АА-О-АМ-МО-ТО-ОП-АС ЛОСЬ, КАБАН, СЛОН, ЕНОТ, БАРСУК
– Итак, вы доказали, что очень внимательные. А вот еще одно задание: распределите животных в две группы.
Упражнение: распределить картинки животных в две группы (ЖИРАФ, ЛИСА, КАБАН, ВОЛК, СЛОН, НОСОРОГ, БАРАН, ЛОСЬ)
- Назовите животных со звуком А – барсук, лиса, кабан.
- Назовите животных со звуком О – волк, слон.
- В названии какого животного слышим звуки О-А? ( носорог).
VII. Связь буквы со звуком.
- Какой буквой на письме обозначается звук [А]? (Буквой А.)
- Какой буквой на письме обозначается звук [О]? (Буквой О.)
- На что похожа буква А? (Показываются картинки, читаются стихи.)
- Послушайте и посмотрите:
Вот два столба наискосок,
А между ними – поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
- А как ты думаешь, на что еще похожа буква А? (На крышу домика, … .)
- На что похожа буква О?
- Послушайте и посмотрите:
В старом дереве дупло
Ну совсем как буква «О».
Посмотри на колесо
И увидишь букву «О».
- А как вы думаете, на что еще похожа буква О? (На лимон, апельсин, бублик… .)
- Чем похожи, и чем отличаются буква А, и буква О на письме? (Круглым элементом – похожи; отличаются тем, что у буквы А есть еще палочка).
VIII. Работа на индивидуальных карточках.
- Найдите и зачеркните букву А красным карандашом, букву О – синим карандашом.
IX. Слоговой анализ.
- Предлагаю вам определить место животного и узнать кто, за кем стоит. Для этого вам нужно разделить названия животных на слоги и определить место звуков О-А (КАБАН, ВОЛК, ЛИСА, СЛОН, ЖИРАФ).
- Первым стоит животное в названии, которого 2 слога и две гласные А. (кабан)
- После кабана стоит животное в названии которого 1 слог, звук О находится после звука В. (волк)
- Третьим стоит животное в названии которого 2 слога, звук А находится после звука С. (лиса)
- После лисы стоит животное в названии которого 1 слог, звук О стоит между звуками Л, Н. (слон)
- Ну и последним стоит животное в названии которого 2 слога, звук А во втором слоге. (жираф)
– Молодцы, ребята.
X. Работа со словом.
- Предлагаю вам поиграть в игру «Волшебный мешок». Для этого необходимо нащупать букву, назвать ее и достать из мешочка. Буквы: (Н, О, С, О, Р, О, Г)
- Соберите из данных букв слово.
- Прочитайте слово и найдите слова, которые прячутся в этом слове.
- Из каких двух слов состоит слово носорог?
- Это слово состоит из двух слов: нос, рог, о – соединительная гласная.
XI. Работа над предложением.
– Ребята, а теперь поработаем с предложениями. Послушайте внимательно, все ли правильно?
Серый волк живет в Африке.
Слон охотится на зайца.
У жирафа короткая шея.
У лисы колючий хвост.
– Молодцы.
XI. Итог занятия.
- Какие звуки мы сегодня с вами различали?
- Чем эти звуки похожи?
- Чем отличаются?
- Чем похожи буквы А и О на письме?
- Чем эти буквы отличаются?
- Звук [А] – согласный? (нет)
- Звук о [О] – гласный? (да).
- У буквы А – два элемента? (да)
- Буква О – состоит из трех элементов? (нет)
Отмечается работа детей на занятии.
- Спасибо за работу на занятии. До свидания!
Библиографический список
1. Лопухина И. С. «550 занимательных упражнений для развития речи». Пособие для логопедов и родителей. – М., Аквариум, 2005 - 384с.
2. Садовникова И. Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших щкольников»: Владос, 2004.
3. Ефименкова Л. Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». Москва: Национальный книжный центр, 2015. - 319 с.
4. https://orechi.ru/razvitie-rechi/artikulyatsionnaya-gimnastika
5. https://logoped-online.by/kartinki-so-zvukami/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Дифференциация звуков [ш-ж] в слогах, словах и предложениях" логопедическое занятие
Логопедическое групповое занятие для обучающихся 1 специального (коррекционного) класса 7 вида....
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: "Автоматизация звука [з] изолированно, в слогах, словах"
Конспект индивидуального логопедического занятия для обучающихся 1,2 классов с умственной отсталостью по теме: "Автоматизация звука [з] изолированно, в слогах, словах"...
Конспект группового логопедического занятия "Дифференциация [Т] - [Д] в слогах, словах, предложениях"
Конспект группового логопедического занятия "Дифференциация [Т] - [Д] в слогах, словах, предложениях". 2 класс....
Конспект группового логопедического занятия "Дифференциация [С] - [Ш] в слогах, словах, предложениях"
Конспект группового логопедического занятия "Дифференциация [С] - [Ш] в слогах, словах, предложениях"2 класс...
Конспект логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [С] – [Ш] в слогах, словах и предложениях»
Представленный материал будет полезен логопедам с работе по дифференциации звуков [С] - [Ш]....
Конспект логопедического занятия для учащихся 1 класса Тема: Дифференциация букв и звуков [к] – [т] в слогах, словах, предложениях
Тема: Дифференциация букв и звуков [к] – [т] в слогах, словах, предложенияхЦель: Учить дифференцировать звуки и буквы [к] – [т] в слогах, словах, предложениях.Оборудование:Раздаточны...
Групповое занятие " Дифференциация звуков Ч-Ц в слогах,словах и предложениях".
Конспект группового логопедического занятия во 2 - 3 классах на тему " Дифференциация звуков Ч- Ц в слогах,словах и предложениях"....