Психолого-педагогические особенности детей при стертой дизартрии
статья по логопедии по теме

Поташинская Марина Викторовна

Контингент детей начальной школы, страдающих речевыми нарушениями, представлен главным образом детьми с остаточными проявлениями органического поражения центральной нервной системы.

Своевременное выявление причин, приводящих к неуспеваемости детей в начальных классах, и соответствующая коррекционная работа могут уменьшить вероятность перерастания неуспехов в обучении в хроническую неуспеваемость.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические особенности детей при стертой  дизартрии

Поташинская М.В., учитель-логопед высшей  квалификационной категории

Нарушения речи многообразны. Они имеют различную выраженность и зависят от причины и структуры дефекта.

Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений речи является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. У детей с дизартрией отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.

Дизартрия может наблюдаться как в тяжелой форме, так и в легкой форме. Дети с тяжелой формой дизартрии получают логопедическую и врачебную помощь в специальных учреждениях для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Менее выраженные формы дизартрии могут наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств, перенесших легкую асфиксию или родовую травму или имеющих в анамнезе влияние других нерезко выраженных неблагоприятных воздействий во время внутриутробного развития или в период родов.

В этих случаях легкие (стертые) формы дизартрии сочетаются с другими признаками минимальной мозговой дисфункции. (Л.Т. Журба и Е.М. Мастюкова).

Причины появления стойкой речевой и психологической патологии у детей - см. Приложение № 1.

Неврологические синдромы, сопутствующие речевому недоразвитию – см. Приложение № 2.

У детей со стертой формой дизартрии наряду с дефектами звукопроизношения, имеются нарушения интонационной выразительности речи, процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения. При этом наиболее сохранной является имитация вопросительной и повествовательной интонации.

Нарушения произношения проявляются следующим образом:

  • нарушение звукопроизношения, характеризуется одинаковым видом искажений различных групп звуков;

  • нарушения звукопроизношения, характеризуются различным видом искажений звуков;
  • искажение и отсутствие различных групп звуков;
  • искажения и замены различных групп звуков.

Распространенность нарушений произношения различных групп звуков у детей со стертой формой дизартрии характеризуется определенными особенностями, которые обусловлены сложным взаимодействием речеслухового и речедвигательного анализаторов.

По мнению многих авторов, нарушения звукопроизносительной  стороны речи у детей со стертой дизартрией выражаются в искажениях и в смешениях, в заменах и в пропусках звуков.

При этом характерным является упрощение артикуляции, когда сложные звуки заменяются более простыми по своим артикуляторно-акустическим признакам (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова).

Дети со стертыми формами дизартрии не выделяются резко среди своих сверстников, даже не всегда сразу обращают на себя внимание.  Однако у них имеются некоторые особенности.

Моторика  детей отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, они неловки в навыках самообслуживания, отстают от сверстников по ловкости и точности движений.

Для таких детей характерны затруднения при выполнении физических упражнений и танцах, испытывают трудности в изобразительной деятельности. Про этих детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут четко, точно выполнять различные двигательные упражнения, им трудно удерживать равновесие (поэтому они не любят физкультуру).

Нарушения моторики у детей требуют дополнительных занятий. Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется использование разнообразных форм и приемов обучения.

Обучение таких детей должно проводиться по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом, психологом, учителем, необходимы также консультации врача-психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре.

Эта форма дизартрии встречается наиболее часто среди детей общеобразовательной школы. Так, у учащихся наряду с недостаточностью звукопроизносительной стороны речи наблюдаются обычно нерезко

выраженные нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы, легкие двигательные расстройства и замедленное формирование ряда высших корковых расстройств. Для многих детей характерно замедленное формирование пространственно-временных представлений, оптико-пространственного гнозиса, фонематического анализа, конструктивного праксиса. (Е.М. Мастюкова)

Перечисленные особенности препятствуют полноценной учебной деятельности и ведут к стойкой неуспеваемости. Поэтому необходимо своевременно выявлять таких детей  и как можно раньше оказывать им соответствующую помощь.

В практике сочетание речевого недоразвития с рядом неврологических синдромов встречается намного чаще, однако, общее недоразвитие речи школьников не обязательно бывает осложнено какими-либо нарушениями нервно-психической деятельности.

При сочетании дизартрии с речевым недоразвитием осуществляется комплексная система логопедического воздействия, включающая фонетическую работу, развитие фонематического слуха, работу над словарем, грамматическим строем, а также специальные мероприятия, направленные на предупреждение или коррекцию нарушений письменной речи.  (Л.С. Волкова.)

Таким образом, основные симптомы стертой дизартрии – нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи – определяются характером и степенью выраженности проявлений артикуляционных, дыхательных и голосовых расстройств. В структуре дефекта при дизартрии наряду с речевыми выделяют и неречевые нарушения.

Ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышают шансы на успех.  

Коррекция нарушений речи при стертой дизартрии у детей необходима в сочетании со стимуляцией развития всех ее сторон, сенсорных и психических функций, осуществляя тем самым формирование речи как целостной психической деятельности.

Система оказания помощи детям с этой патологией (ст. дизартрией) определяется комплексом проблем, стоящих перед этими детьми. Каждая из них имеет свою специфику, но есть и общие принципы, на которых должен основываться весь комплекс мероприятий. Поэтому помощь должна быть комплексной и проводиться группой специалистов.

Приложение № 1.

Причинами появления стойкой речевой и психологической патологии у детей могут быть

различные вредности

(имевшие место в период внутриутробного развития,

во время родов или в первые годы жизни ребенка)

  1. наследственные факторы (умственная отсталость, психические заболевания, резкое нарушение обмена веществ, гормональные расстройства у родителей);

  1. осложнения беременности (вирусные заболевания, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности, частые угрозы выкидыша, ушибы живота, продолжительные стрессы, курение матери, употребление алкоголя, наркотических средств);

  1. особенности родов (стремительные или затяжные роды, осложнения акушерского вмешательства – щипцы, кесарево сечение, вакуум и пр.,- приведшие к травмам мозга, асфиксии плода);

  1. постнатальные  (послеродовые) факторы в период до двух лет (менингиты и менингоэнцефалиты, дизентерия, пневмония и другие заболевания, резко ослабляющие организм ребенка, частые отиты, сотрясения мозга и ушибы мозга, некоторые виды отравлений);

  1.  влияние среды общения (длительные психотравмирующие ситуации, серьезные психические травмы, двуязычия в семье, социально-бытовая запущенность, неправильное воспитание).

Перинатальные   факторы травматичнее постнатальных (послеродовых),

так как действуют на менее сформированные клетки мозга.

Приложение № 2.

Неврологические синдромы, сопутствующие речевому недоразвитию:

  1. Гипертензионно-гидроцефальный синдром – синдром повышенного внутричерепного давления, при котором место увеличения размеров головы, выступающие лобные бугры, расширение венозной сети в области висков. Проявляется синдром в нарушении умственной работоспособности, произвольной деятельности и поведении детей. Для таких детей характерны быстрая утомляемость и пресыщаемость любым видом деятельности, повышенная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность. В некоторых случаях при данном синдроме дети плохо переносят жару, духоту, езду на транспорте, часто жалуются на головные боли и головокружение.

  1. Церебрастенический синдром, появляющийся в виде повышенной нервно-психической истощаемости и эмоциональной неустойчивости. У таких детей выражены нарушения активного внимания, памяти и восприятия учебного материала. В одних случаях синдром сочетается с повышенной возбудимостью и двигательным беспокойством, в других – с проблемами вялости, пассивности, заторможенности.

  1. Синдром двигательных расстройств, характеризующиеся изменением мышечного тонуса в виде легких геми - и монопарезов, парезов мышц языка либо его тремора и насильственных движений, а также проявлений спастического напряжения отдельных мышц. Нарушения артикуляционной моторики у таких детей носят стойкий характер и нередко диагностируется как стертые формы псевдобульбарной дизартрии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающее адаптационное занятие «Собираемся в дорогу» (классный час в 4 классе, учитель: Залещенок Г.А.) Цель психолого-педагогического занятия: подготовка детей к переходу из начального звена в среднее звено школы, успешная адаптация.

Развивающее адаптационное  занятие«Собираемся в дорогу»(классный час в 4 классе)Цель психолого-педагогического занятия: подготовка детей к переходу из начального  звена в среднее звено...

Психолого-педагогическая помощь одарённым детям

Как выявить одарённость у детей, умение подбирать для таких учащихся материал для работы на уроках. Помощь родителям одарённых детей...

Игротерапия как психолого-педагогическая технология обучения детей с особыми образовательными потребностями в классах КРО.

Сегодня успешное функционирование образовательного учреждения становится немыслимым без квалифицированной коррекционно-развивающей работы с...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ – СРЕДСТВО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ

В данной статье говорится, что основным средством психолого-педагогического сопровождения одарённых детей в нашей гимназии является построение индивидуального образовательного маршрута для каждого уче...

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях реализации ФГОС

В данной статье отмечены основные виды одаренности и направление работы педагога при раскрытии и развитии таланта обучающихся младшего школьного возраста, рассказывается об особенностях психолого-педа...

Психолого-педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе

Первые дни ребенка в школе сопряжены с более или менее продолжительной адаптацией. Его психика в этот период испытывает определенную нагрузку, т.к. резко изменяется образ жизни, увеличиваются и качест...


 

Комментарии

ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА ЯЦЕНКО

Марина Викторовна, мне как психологу интересна эта информация и пригодится в моей педагогической копилке.

Поташинская Марина Викторовна

Спасибо за комментарий Татьяна Викторовна! Я очень рада, что мой практический опыт Вам пригодился и поможет в работе с детьми.