Игротерапия как психолого-педагогическая технология обучения детей с особыми образовательными потребностями в классах КРО.
статья по теме

Дёмина Евгения Леонидовна


           Сегодня успешное функционирование образовательного учреждения становится немыслимым без квалифицированной коррекционно-развивающей работы с особой категорией учащихся — детьми с задержкой психического развития. Планируя эту работу, психолог (учитель) опирается на основную ведущую деятельность младших школьников — учебную.

Но к моменту поступления в школу (по данным Л. В Кузнецовой, 1984 г.) у одной трети детей, имеющих отклонения в развитии, доминируют игровые мотивы.
      Возникает проблема: ребенок еще не перерос пик игровой деятельности, а ему уже нужно адаптироваться к другой — учебной.

Такие дети встречают большие трудности в усвоении общеобразовательной программы, имеют слабо развитый интеллектуально-творческий потенциал.

К тому же, работая в классе выравнивания, педагог сталкивается с проблемой отсутствия целостной системы игровых занятий, приемов и методов, способствующих успешной реализации не только образовательных, но и развивающих задач урока.

Ввиду особенностей психофизических возможностей и интересов детей с ЗПР эффективно использование различного рода игр, ведь именно в игровую деятельность дети легко вовлекаются.

В ходе использования предлагаемой системы игр повышается интерес к обучению, снижается утомляемость, положительно налаживаются личностные взаимоотношения, возрастает количество детей, способных в среднем звене обучаться по программе массовой школы.

Игровая деятельность детей с нарушениями в развитии выполняет следующие функции:

·                    обучающая (помогает в овладении знаниями);

·                    диагностическая (выявляет отклонения и изменения в развитии, помогает детям в самопознании);

·                    терапевтическая (помогает преодолевать трудности и вносит позитивные изменения в личностные показатели);

·                    коммуникативная (помогает освоить диалектику общения);

·                    занимательная (доставляет удовольствие, пробуждает интерес).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igroterapiya_kak_psikhologo.docx547.54 КБ

Предварительный просмотр:

Игротерапия как психолого-педагогическая технология обучения детей с особыми образовательными потребностями в классах КРО. 

Самая любимая и всепоглощающая
      деятельность ребенка — это игра.
      3 Фрейд.
 


           Сегодня успешное функционирование образовательного учреждения становится немыслимым без квалифицированной коррекционно-развивающей работы с особой категорией учащихся — детьми с задержкой психического развития. Планируя эту работу, психолог (учитель) опирается на основную ведущую деятельность младших школьников — учебную.

Но к моменту поступления в школу (по данным Л. В Кузнецовой, 1984 г.) у одной трети детей, имеющих отклонения в развитии, доминируют игровые мотивы.
      Возникает проблема: ребенок еще не перерос пик игровой деятельности, а ему уже нужно адаптироваться к другой — учебной.

Такие дети встречают большие трудности в усвоении общеобразовательной программы, имеют слабо развитый интеллектуально-творческий потенциал.

К тому же, работая в классе выравнивания, педагог сталкивается с проблемой отсутствия целостной системы игровых занятий, приемов и методов, способствующих успешной реализации не только образовательных, но и развивающих задач урока.

Ввиду особенностей психофизических возможностей и интересов детей с ЗПР эффективно использование различного рода игр, ведь именно в игровую деятельность дети легко вовлекаются.

В ходе использования предлагаемой системы игр повышается интерес к обучению, снижается утомляемость, положительно налаживаются личностные взаимоотношения, возрастает количество детей, способных в среднем звене обучаться по программе массовой школы.

Игровая деятельность детей с нарушениями в развитии выполняет следующие функции:

  • обучающая (помогает в овладении знаниями);
  • диагностическая (выявляет отклонения и изменения в развитии, помогает детям в самопознании);
  • терапевтическая (помогает преодолевать трудности и вносит позитивные изменения в личностные показатели);
  • коммуникативная (помогает освоить диалектику общения);
  • занимательная (доставляет удовольствие, пробуждает интерес).

По результатам обследования логопедом, психологом ПМПк вначале учебного года детей, обучающихся в классах КРО.

1. Детей, готовых к обучению по традиционной программе, не было.

2. Часть детей (9 человек) отличалась незрелостью эмоционально-волевой сферы, преобладанием игровых интересов, быстрой утомляемостью при мыслительной работе.

3. 9 человек — это дети с неспособностью к концентрации внимания, со сниженной памятью и замедленным темпом мыслительной деятельности, с повышенной чувствительностью.

4. 7 учеников, у которых  не сформированы двигательные функции, речь, нерешительность, боязливость, замедленность и пониженная переключаемость психических процессов.

Но эти дети имеют резервы развития, способны принимать помощь, усваивать принципы действий и осуществлять их перенос.

Наблюдения за развитием учащихся с 1 по 2 классы, в процесс обучения которых была включена система игр, позволяют сделать вывод о том, что дети с удовольствием идут в школу, имеют хороший уровень общего развития, умеют и желают включаться в разнообразного рода деятельность; улучшается показатель их психофизического развития.
     Для использования данной системы игр психологу (учителю) требуется подобрать материал, изготовить наглядные и демонстрационные пособия, отслеживать результаты по индивидуальным дневникам наблюдений.  

Применение системы игр возможно учителями начальных классов, классов системы КРО, психологам при условии:

систематического использования,

целенаправленности в сочетании с обычными дидактическими задачами;

творческого и индивидуального подхода к личности учащегося.

Педагогическая деятельность основывается на следующих принципах:

1. Принцип системности коррекционно-развивающих задач. Не только коррекция отклонений и их предупреждение, но и создание условий для реализации возможностей учащихся (Нужно учитывать, что личность развивается разносторонне и неравномерно).

2. Принцип единства диагностики и коррекции. Коррекционно-развивающее обучение требует знания данных об учащихся и контроля динамики коррекции.

3. Принцип учета возрастных и психологических особенностей. Путь развития каждого ребенка индивидуален. В пределах возраста можно наметит и программу оптимизации развития ребенка с нарушениями интеллекта, с несформированной эмоционально-волевой сферой.

4. Деятельностный принцип коррекции.

Исходным моментом для достижения положительного результата является организация активной деятельности учащихся.

5. Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности.

Способы и средства, методы и приемы должны логически и последовательно применяться в совокупности.

6. Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения.

Успех коррекционной работы невозможен без сотрудничества с родителями, сверстниками, другими взрослыми, т. е. ближайшим окружением в деятельности и общении.

Руководствуясь данными принципами, можно определить главную цель психолого-педагогической деятельности — помочь ребенку с задержкой психического развития реабилитации и адаптации к обучению в массовой школе

Данная цель реализуется через выполнение следующих задач:
1. Формирование учебной деятельности, развитие ученика как субъекта этой деятельности в социально-нравственном плане.

2. Повышение уровня общего развития, обогащение кругозора детей, коррекция индивидуальных отклонений.

3. Развитие психофизических функций.

4 Создание условий для успешного воспитания и обучения детей, имеющих нарушения в развитии, через систему игр.

Система игр в обучении и воспитании детей, имеющих отклонения в развитии.
      Работая с такими детьми и применяя предложенную систему игр, необходимо придерживаться следующих условий:

выявление особенностей психического развития каждого учащегося;

индивидуальный подход при обнаружении первых трудностей;

игровые элементы и занятия разнообразны, эмоционально и наглядно насыщены;

умеренный объем заданий, щадящий режим учебной нагрузки;

общеукрепляющее лечение, помощь психиатра, психоневролога, психолога, логопеда;

использование имеющихся сильных сторон личности;

сотрудничество с семьей и организация совместной деятельности со взрослыми;

терпение, спокойный тон, доверие;

не переходить к изучению нового, пока не усвоено пройденное;

не спешить ставить неудовлетворительную оценку;

не сравнивать ребенка с другими;

похвала в малейшем прогрессе;

предоставление возможности хоть в чем-то реализовать себя;

найти причину трудностей и объяснить ребенку, как их преодолеть;

воспитывать, обучать и даже любить мальчиков и девочек по-разному.

Процесс обучения должен опираться не только на уже сформировавшиеся психические функции, но и на потенциальные возможности, то есть на зону ближайшего развития.

Наибольшее внимание отводится игре как коррекционной форме обучения в классе выравнивания на индивидуальных или групповых занятиях. Основную долю составляют логопедические и психологические игры.

Деление на группы игр нестрогое. Одна и та же игра может быть направлена на коррекцию каких-то нарушений и в тоже время выполнять дидактическую задачу, развивать память (мышление, внимание).


     
     
 
     
      Дети очень любят такие уроки, ведь для их возраста характерны яркость

непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы.

Даже неуверенные учащиеся с удовольствием берут на себя те или иные роли, тем самым вовлекаясь в учебную деятельность и преодолевая личностные психофизические отклонения.

Дети учатся работать в группах, с увлечением идут к конечное результату игры, развивая свою познавательную активность.

От 1 к 4 классу урок-игра усложняется.


     КОРРЕКЦИОННЫЕ ИГРЫ
     

С помощью коррекционных игр удается реализовать основные направлении

коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии:

1 Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

2. Развитие основных мыслительных операций.

3 Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

4. Развитие зрительно-пространственных представлений, слухового внимания и памяти.

5. Совершенствование движений и сенсомоторного развития

6. Коррекция нарушений в эмоционально-личностной сфере.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

Цели: углубление и закрепление урочного материала, совершенствование определенных познавательных способностей.

По характеру используемого материала используется такие виды игр:

Предметные

Настольно-печатные и логические

Словесные

с геометрическими фигурами;

с кубиками, коробками;

с игрушками;

со счетными палочками

с игровым полем;

с маршрутом; лабиринты;

раскраски;

 лото

викторины, шарады; задачи-шутки; анаграммы;

кроссворды;

чайнворды;

 «Доскажи словечко»;

«Отвечай-ка»

С 1 по 2 класс осуществляется плавный переход от игры с предметами (на основе наглядно-действенного мышления) к словесным формам (с опорой на наглядно-образное мышление).

Дети удовлетворены успехом по окончании игры, в процессе которой решается учебная задача, при условии индивидуального подбора каждой игры к отдельно взятому учащемуся.
      Особенно детям нравятся игры с препятствиями (маршрутные). Справляясь с одной, они желают поменяться с товарищем, чтобы еще раз «почувствовать победу». Тем самым дети самоутверждаются и преодолевают постепенно психофизические и интеллектуальные отклонения.

ИГРЫ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
      

Цели

Виды

Развитие ручной моторики

Пальчиковые игры — без речевого содержания;

стихотворные

Развитие ритма и дыхания

Игры на восприятие и воспроизведение ударов, на развитие выдоха

Развитие речевого дыхания и голоса

Игры на звукоподражание, диалоги, инсценировки

Развитие слухового восприятия и внимания

Звуковые и речевые игры (с инструментами, хлопками)

      Особенно много внимания уделяется этим играм в 1 классе в период обучения грамоте.
      В дальнейшем эти игры используются на уроках чтения на этапе настроя, на уроках русского языка при подготовке рук к письму, на всех уроках в минутки отдыха.
     

ИГРЫ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ.

Цели

Виды

Развитие лексики

Игры на классификацию предметов

 Игры на обогащение словаря (типа «Дополни», «Опиши»)

Формирование грамматического строя речи

Игры на формирование структуры предложения

 Игры на развитие навыков словоизменения и словообразования

Игры на развитие связной речи

      Данные игры помогают формировать представления об окружающей действительности и познавательную деятельность. Детям нравятся игры с фишками, картинками, мячиком в группах (за «круглым столом», в мастерской Незнайки).
          
      ИГРЫ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА.
      Данные игры используются с первых дней обучения детей на уроках письма и обучения грамоте.

           
     
 
     
     
      Система игр подвижна, вариативна, способствует укреплению нервной системы, повышению мыслительной деятельности детей.

Применяется в работе с отдельной группой учащихся на индивидуально-групповых занятиях, во время перемен и физкультминуток.

ИГРЫ НА КОРРЕКЦИЮ НЕДОСТАТКОВ ПАМЯ1И И МЫШЛЕНИЯ.
      Детям нравятся такие игры, где присутствует дух соревнования, где нужно угадать предмет или другого участника, стремятся принять участие в той или иной игре несколько раз до успешного результата. Эти игры применимы на любом уроке и могут содержать обучающий материал.


     
     
 
     
      ИГРЫ, ПЕРЕКЛЮЧАЮЩИЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ ВНИМАНИЕ.

Условия успешного переключения внимания:

1.Завершенность каждого этапа и вида деятельности.

2.Кратковременность занятий одним видом деятельности.

3.Своевременность снятия умственного напряжения.

4.Эмоциональность, занимательность, красочность предлагаемой деятельности.

5.Дети легко включаются в игры с хлопками, сигналами, движениями.

Такие игры проводятся на каждом занятии, что позволяет увеличить его эффективность, приучает детей к организованности, способствует лучшему усвоению разнообразного учебного материала.

Важна роль этих игр в профилактике сколиоза и близорукости, а также в уточнении и расширении знаний об окружающем.

Возможности игры неисчерпаемы, и это предполагает пополнение и совершенствование системы игр для воспитания и обучения детей с задержкой психического развития, которые должны стать социально и интеллектуально зрелыми гражданами общества.


     
     
     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инклюзивное обучение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе

Доклад на районом методическом объединении учителей начальных классов...

Индивидуально-дифференцированный подход в обучении детей с особыми образовательными потребностями

Понятие «дети с особыми образовательными потребностями» охватывает всех обучающихся, чьи образовательные проблемы выходят за границы общепринятой нормы. Общепринятый термин «дети с особыми образ...

Использование информационно - коммуникативных технологий и технологий обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Статья об использовании информационно-коммуникативных технологий для детей с особыми образовательными потребностями, о личном опыте использования ИКТ на уроках в начальной школе....

Психолого–педагогическая диагностика одарённости как условие учёта особых образовательных потребностей обучающихся

Работа с одаренными детьми является одной из приоритетных задач современной системы образования. Создание условий для выявления и развития одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей...

форсайт-центра «Организация обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной организации»

форсайт-центра «Организация обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной организации»...

Методические разработки: "Разработка индивидуального плана обучения для детей с особыми образовательными потребностями на психолого-педагогическом консилиуме в образовательной организации

Данный материал будет полезен учителям общеобразовательных школ в работе по сопровождению детей с ОВЗ и детей с особыми образовательными потребностями....

Многообразие педагогических подходов при обучении детей с особыми образовательными потребностями в рамках реализации ФГОС

В данной статье предлагаются рекомендации по проведению диагностики и  созданию специальных условий обучения детей с особыми образовательными потребностями....