Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях реализации ФГОС
статья на тему

Забелина Оксана Вячеславовна

В данной статье отмечены основные виды одаренности и направление работы педагога при раскрытии и развитии таланта обучающихся младшего школьного возраста, рассказывается об особенностях психолого-педагогической работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей

в условиях реализации ФГОС

Введение в школы нового Федерального государственного образовательного стандарта требует осуществления ряда мероприятий, которые позволят сохранить физическое и психическое здоровье детей. Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования. Уже сейчас в школах происходят инновационные преобразования в разработке и внедрении новых технологий обучения и воспитания, которые касаются и развития системы работы с одаренными детьми.

Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

В современной образовательной практике, наряду с формированием знаний и умений, в число приоритетных, включены цели, связанные с общим личностным развитием и сохранением психологического здоровья учащихся. Существенное значение в их достижении имеет психолого-педагогическое сопровождение обучаемых.

Отечественные и зарубежные исследования свидетельствуют о том, что за период обучения в начальной школе 30% одаренных детей снижают показатели интеллектуального и творческого развития. В связи с этим можно утверждать, что проблема «частичного затрагивания» в школьном обучении подлинных возможностей  одаренных младших школьников по-прежнему остается актуальной.

Какие же новые знания, умения, навыки нужны педагогу для эффективной работы в «новой» школе? По моему мнению, учителю, который делает упор на получение качественных знаний, необходимо работать в двух конкретных направлениях. Первое направление — коррекционная работа с теми, кто не справляется с объемами, нагрузками, сложным содержанием обучения. Второе направление — повышение своей профессиональной компетентности в вопросах психологии и педагогики; освоение современных психолого-педагогических технологий, обеспечивающих эффективное усвоение и понимание учебного материала.

Я считаю, что в образовательном учреждении  необходимо создать психолого-педагогические условия, при которых возможно  развитие у одаренных школьников мотивационных, интеллектуальных и творческих возможностей. В своей педагогической деятельности я выделяю следующие основные идеи работы с одаренными детьми:

•        способны все дети, только эти способности различны по своему спектру и характеру проявления;

•        одаренность -  это лишь  внутренние проявления особенностей ребенка, внешние ее проявления возможны при высокой мотивации собственных достижений и при наличии необходимых условий;

•        в основе развития любой одаренности лежит мышление;

•        основной идеей работы по выявлению и развитию одаренных детей является объединение усилий педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.

На мой взгляд, главная цель работы  педагога с обучающимися, имеющими признаки одаренности – создание условий для выявления одаренных детей в начальной школе, оказание психолого-педагогической поддержки процесса  социализации одаренных детей, создание условий для развития потенциала каждого одаренного младшего школьника.

        Современные трактовки одаренности позволили мне выделить следующие ее виды:

1. Интеллектуальная одаренность (предметно-академическая, научно-исследовательская, научно-техническая, проектно-инновационная);

2. Коммуникативная одаренность (организационно-лидерская, ораторская);

3. Художественно-творческая одаренность (литературно-поэтическая, хореографическая, сценическая, музыкальная, изобразительная);

4.   Спортивная одаренность (общефизическая, отдельный вид спорта).

Такая классификация различных видов одаренности позволяет предположить, что каждый ребенок одарен в какой либо области. И развитие одаренности зависит от условий, созданных для ребенка и в семье, и в школе. Очень многое зависит от внимательности, чуткости, грамотности педагога.

Принципы моей педагогической деятельности в работе с одаренными детьми: принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; принцип индивидуализации и дифференциации обучения; принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества и, самый главный - принцип возрастания роли внеурочной деятельности.

К сожалению, любой урок имеет определенные рамки, а, следовательно, далеко не каждый ученик может проявить и раскрыть за это время свои способности. Именно поэтому огромную роль в выявлении и развитии одаренности имеет внеурочная деятельность.

По первому направлению — интеллектуальная одаренность — дети под моим руководством ведут исследовательскую деятельность в рамках программы внеурочной деятельности «Я – исследователь», участвуют в предметных олимпиадах муниципального и районного уровня, конкурсах «Кенгуру», «Русский медвежонок» и др. Ежегодно проводятся  предметные недели в школе, к участию в которых вовлекаются почти все ученики. Это и выпуск газет, кроссвордов, различные состязания между классами. Следует отметить, что всему этому предшествовала серьезная подготовительная работа, психологическая подготовка. Это, прежде всего, обучение навыкам саморегуляции, уверенного поведения и ориентации в новых социальных ситуациях, т. е. выработка такого качества как адаптивность.  

По второму направлению — коммуникативная одаренность — проводим в классе выборы актива, выбираем совет класса, командира класса. Причем в течение года лидеры могут меняться, чтобы все желающие смогли попробовать свои силы. Так же развиваем ораторские способности — читаем сообщения и  доклады, защищаем проекты (программы внеурочной деятельности «Азбука добра», «Разговор о правильном питании»).

По третьему направлению — художественно-творческая одаренность — принимаем с классом участие в школьных, районных, областных конкурсах рисунков и поделок, подготовке номеров к праздникам (готовим танцевально-хореографические и вокальные номера), проводим конкурсы чтецов. Каждый ребенок после уроков может выбирать себе дело по душе.

По четвертому направлению — спортивная одаренность — участвуем в спортивных соревнованиях, принимаем активное участие в днях здоровья.

В заключении хочется сказать, что наше время — время перемен. И становится очень актуальным то, что, выйдя из стен школы в большой мир, молодые современные люди должны быть адаптированы к этому миру, а мы, педагоги, должны им в этом помочь. Человек может прожить всю свою жизнь и даже не подозревать о тех возможностях, которые заложены в него природой. Он может не раскрыться в семье, а может не раскрыться в школе. Моя задача как педагога помочь ребятам найти и понять себя. Ведь одаренность — это и исключение, и правило,  и каждый человек одарен.

От всей души желаю всем учителям творчества в работе, такого творчества о котором написал Торренс: «Творчество — это копать глубоко, смотреть в оба, слышать запахи, смотреть сквозь, протягивать руки в завтрашний день, слушать кошку и петь  в собственном ключе». И помните, ребенок - не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую надо зажечь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения

Статья. Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения...

«Формы работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения»

В работе с одаренными детьми необходимо учитывать психологические особенности.Ю.З. Гильбух отмечал, что одаренные дети — это дети, выделяющиеся из среды сверстников высоким умственным развитием....

Работа с одаренными учениками в условиях реализации ФГОС.

Теоритеческая часть работы с одаренными детьми в начальной школе....

Цикл занятий «Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей в рамках реализации ФГОС» . «Маленький гений»

Создать условия для выявления поддержки и интеллектуального развития одаренных детей...