Психолого-педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе
материал (1 класс)

Миронова Марина Николаевна

Первые дни ребенка в школе сопряжены с более или менее продолжительной адаптацией. Его психика в этот период испытывает определенную нагрузку, т.к. резко изменяется образ жизни, увеличиваются и качественно усложняются требования, предъявляемые со стороны учителя и родителей. В связи с этим возможно возникновение определенных адаптационных затруднений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.docx26.71 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогический анализ

особенностей адаптации первоклассников к школе

/выступление на МО учителей начальных классов/

Миронова М.Н., учитель начальных классов

МОАУ "Моготская СОШ"

 Тындинского района Амурской области

Первые дни ребенка в школе сопряжены с более или менее продолжительной адаптацией. Его психика в этот период испытывает определенную нагрузку, т.к. резко изменяется образ жизни, увеличиваются и качественно усложняются требования, предъявляемые со стороны учителя и родителей. В связи с этим возможно возникновение определенных адаптационных затруднений.

        В последнее время увеличивается количество детей, которые уже в начальной школе не справляются с учебной программой. Они требуют к себе особого внимания со стороны педагога и психолога, т.к. хроническое отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии учащихся.

        Нам учителям начальной школы важно вовремя выявить у своих учеников определенные адаптационные затруднения, чтобы в дальнейшем скорректировать свою работу с детьми на уроке. Современные психологи предлагают различные методики определения уровня  дезадаптации первоклассников. Поскольку в нашей школе нет психолога, выявлением уровня дезадаптации занимаемся мы учителя. Поэтому меня заинтересовал опросник дезадаптации, предложенный Л.М. Ковалевой и Н.Н. Тарасенко, адресованный учителям начальной школы, который помогает систематизировать представления о ребенке, начинающем учиться в школе. Этот опросник понятен и прост для анализа адаптации первоклассников не только психологам, но и обычным учителям. Он состоит из 46 нижеследующих утверждений, 45 из которых касаются возможных вариантов поведения ребенка в школе, а один – участие родителей в воспитании.

1. Родители совершенно устранились от воспитания, почти не бывают в школе.

2. При поступлении в школу ребенок не владел элементарными учебными навыками (не умел считать, не знал буквы и т.п.).

3. Ученик  не знает многое из того, что известно большинству детей его возраста, например, дни недели, времена года, сказки и т.п.

4. У первоклассника плохо развиты мелкие мышцы рук: он испытывает трудности при письме, у него получаются неравномерные буквы и т.п.

5. Ученик пишет правой рукой, но со слов родителей является переученным левшой.

6. Первоклассник пишет левой рукой.

7. Часто ученик бесцельно двигает руками.

8. Первоклассник часто моргает.

9. Ребенок сосет палец или ручку.

10. Ученик иногда заикается.

11. Первоклассник грызет ногти.

12. У ребенка хрупкое телосложение, маленький рост.

13.  Ребенок явно "домашний", нуждается в доброжелательной атмосфере, любит, когда его гладят, обнимают.

14. Ученик очень любит играть, играет даже на уроках.

15. Такое впечатление, что ребенок младше других детей, хотя по возрасту он их ровесник.

16. Речь первоклассника инфантильная, напоминает речь 4-5-летнего ребенка.

17. Ученик чрезмерно беспокоен на уроках.

18. Ребенок быстро примиряется с неудачами..

19. Первоклассник любит шумные, подвижные игры на переменах.

20. Ученик не может долго сосредоточиться на одном задании, всегда старается сделать побыстрее, не заботясь о качестве.

21. После интересной игры, физкультурной паузы ребенка невозможно настроить на серьезную работу.

22. Ученик долго переживает неудачи.

23. При неожиданном вопросе учителя ребенок часто теряется. Если дать время на обдумывание, то он может ответить хорошо.

24. Первоклассник очень долго выполняет любое задание.

25. Домашние задания ребенок выполняет гораздо лучше классных (разница очень существенная, больше, чем у других детей).

26. Ученик очень долго перестраивается с одной деятельности на другую.

27. Ребенок часто не может повторить за учителем самый простой материал, при этом демонстрирует отличную память, когда речь идет об интересующих его вещах (например, знает марки машин, но не может повторить простое правило).

28. Первоклассник требует к себе постоянного внимания со стороны учителя. Почти всё делает только после персонального обращения "Пиши!" и т.п.

29. Ученик допускает много ошибок при списывании.

30. Чтобы отвлечь ребенка от задания, достаточно малейшей причины: скрипнула дверь, что-то упало и т.д.

31. Первоклассник приносит в школу игрушки и играет на уроках.

32. Ученик никогда ничего не сделает сверх положенного минимума: не стремится узнать что-то, рассказать.

33. Родители жалуются, что с трудом усаживают ребенка за уроки.

34. Такое впечатление, что на уроках ученику плохо, он оживает только на переменах.

35. К выполнению заданий ученик не любит прилагать никаких усилий, если что-то не получается, бросает, ищет каких-то оправданий, например, болит рука, живот, голова и т.п.

36. У ребенка не совсем здоровый вид (худенький, бледный).

37. К концу урока первоклассник работает хуже, часто отвлекается, сидит с отсутствующим видом.

38. Если что-то не получается, то ребенок раздражается, плачет.

39. Ученик плохо работает в условиях ограниченного времени. Если его торопить, может совсем "отключиться", бросить работу.

40. Первоклассник часто жалуется на усталость, головную боль.

41. Ребенок почти никогда не отвечает правильно, если вопрос поставлен нестандартно и требует сообразительности.

42. Ответы ученика становятся лучше, если есть опора на какие-то внешние объекты (считает пальцы и т.п.).

43. После объяснения учителя не может выполнить аналогичное задание.

44. Ребенок затрудняется применять ранее усвоенные понятия, навыки при объяснении учителем нового материала.

45. Первоклассник часто отвечает не по существу, не может выделить главное.

46. Такое впечатление, что ученику трудно понять объяснение, так как основные навыки, понятия у него не сформированы.

        При работе с опросником по данной методике учитель должен на бланке ответов вычеркнуть номера, в которых описаны фрагменты поведения, характерные для конкретного ребенка

        Бланк разделен вертикальной линией. Если вычеркнутый номер находится слева от линии, то при обработке он дает 1 балл, если справа – 2 балла. Максимальная сумма баллов – 70. Подсчитав, какую сумму баллов набрал ученик, можно определить его коэффициент дезадаптации: К = n / 70 . 100, где n – количество баллов, набранных первоклассником.

        Анализ полученных результатов позволяет интерпретировать значения коэффициентов следующим образом:

  • показатель 14% является нормальным;

Такие дети легко включаются в школьную жизнь. Эти первоклассники, как правило, из благополучных семей, где родители уделяют много внимания их развитию, беседуют о школе, формируя положительную мотивацию к обучению. Они хорошо подготовлены к школе, обладают широким кругом познавательных интересов, легко вступают в коммуникативные отношения с учителем и сверстниками, с удовольствием отвечают на уроках. Такие качества с первых же дней учебы позволили им ощутить свои успехи, что еще больше повысило учебную мотивацию.

  • показатель от 15 до 30% свидетельствует о средней степени дезадаптации;

Такие дети отличаются неравномерностью развития, т.е. при достаточно высоких показателях развития мышления страдает произвольность поведения. Эти ученики инфантильны, на уроках часто отвлекаются, поэтому не успевают вовремя выполнить задание или правильно ответить, требуют к себе постоянного внимания со стороны учителя, почти все делают после неоднократного персонального обращения: "Пиши, работай…". Также в эту группу попадают первоклассники, которые не посещали до школы детский сад. Они тяжело привыкают к новому окружению, режиму, требованиям. Учитель должен стараться быть к этим детям максимально доброжелательным, тактичным (Анечка, Ванечка…). В эту группу также входят ученики с плохим развитием мелкой моторики. Им рекомендовано заниматься пальчиковой гимнастикой, массажем пальцев и рук, пластилином, штриховкой и т.п. Кроме того, сюда относятся первоклассники с нарушением интеллектуальной деятельности. Такие ученики прилагают много усилий к достижению успеха, а поэтому у них снижена учебная мотивация.

  • показатель свыше 30% указывает на серьезную степень дезадаптации;

Эту группу детей можно назвать "группой риска", у них наблюдаются множественные нарушения в различных сочетаниях. Особенно характерно следующее сочетание факторов: недостаточная произвольность психических функций (НП); гиперкинетический синдром, чрезмерная расторможенность (ГС); низкая мотивация (НМ); низкая интеллектуальная деятельность (НИД). При таком сочетании факторов процесс обучения проходит особенно тяжело, т.к. этих первоклассников привлекают только интересующие их вещи, а простой учебный материал не воспринимается. Они очень шумно ведут себя на уроках и переменах, делают всё быстро и как попало, с большим трудом переключаются с одного вида деятельности на другой или вовсе не переключаются, легко примиряются с неудачами, не любят прилагать никаких усилий, чтобы хорошо выполнить задание. Такие ученики почти никогда не отвечают на вопросы, требующие сообразительности, они считают на пальцах, не умеют выделять главного, существенного, также затрудняются применять ранее усвоенные правила и понятия при объяснении нового материала.

  • если коэффициент свыше 40%, то такие ученики, как правило, нуждаются в консультации психоневролога.

В бланке ответов номера утверждений сгруппированы по факторам поведения, указанным справа:

РО – родительское отношение;

НГШ – неготовность к школе;

Л – леворукость;

НС – невротические симптомы;

И – инфантилизм;

 ГС – гиперкинетический синдром,  чрезмерная расторможенность;

     ИНС – инертной нервной системы;

НП – недостаточная произвольность психических функций;

НМ – низкая мотивация учебной деятельности;

АС – астенический синдром;

НИД – нарушения интеллектуальной деятельности.

Такое построение бланка дает возможность быстро сориентироваться, определить, какой фактор (или группа факторов) лежит в основе дезадаптации.

БЛАНК  ОТВЕТОВ

                     1 балл                              2 балла

1

РО

2

3  4

НГШ

5  6

Л

7  8  9

10   11

НС

12  13  14

15  16

И

17  18  19

20  21

ГС

22  23

24  25  26

ИНС

27

28  29  30

НП

31  32  33

34  35

НМ

36

37  38  39  40

АС

41  42

43  44  45  46

НИД

Необходимо отметить, что данная методика позволяет учителю выявить уровень дезадаптации ребенка к школе, отследить факторы, лежащие в ее основе,  более эффективно и своевременно спланировать дальнейшую работу с первоклассниками и их родителями.  Также результаты обследования могут быть положены в основу более углубленного обследования ребят специалистами.

Использованная литература

        П.Н. Лосев, С.В. Дейс  "Психолого-педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе"// Начальная школа. – 2005. – № 8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ.

Очень лёгкий и удобный в использовании.Рекомендую....

Статья "Особенности адаптации первоклассников к школе"

В статье говорится о том, с  какими трудностями встречается первоклассник и его родители и как их преодолеть...

Доклад:"Особенности адаптации первоклассников к школе."

laquo;Школьная адаптация» - приспособление ребенка к первичному учебному коллективу (классу), нормам поведения и взаимоотношений в новом коллективе....

Доклад "Психолого – педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе".

Психолого – педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе....

Организация эффективных психолого-педагогических условий для успешной адаптации первоклассников с ОВЗ в школе

Процесс приспосабливания ребенка к школе очень многогранен и требует постоянного контроля и коррекции со стороны взрослых....