Рекомендации логопеда родителям школьников с системным недоразвитием речи (СНР)
консультация по логопедии на тему
Краткие рекомендации учителя-логопеда родителям с системным недоразвитием речи (СНР).
Представляю основные моменты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_korrekts_rab_so_shkolnikami_snr.docx | 17.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации логопеда родителям школьников с системным недоразвитием речи (СНР)
Обогащать и активизировать словарный запас детей.
Детям предлагается запомнить, как называются их игрушки, части тела, предметы одежды, предметы туалета, предметы домашнего обихода, с которыми ребенок ежедневно соприкасается, отдельные названия предметов и явлений окружающей его жизни, названия животных... Работа над формированием словаря осуществляется путем рассматривания тематических картинок, обыгрывании различных действий, происходящих на них, описании предметов и др.
Формирование грамматического строя речи.
Дети обучаются выражать связь между словами с помощью окончаний с правильным их оформлением. С помощью вопросов взрослый исправляет порядок слов в предложении, следит за тем, чтобы ребенок не опускал глагола и употреблял его в нужной форме, согласуя в числе и лице с существительным.
Правильное употребление частей речи в числе, роде, падеже. (Игра с мячом «Один – много» (чайник – чайники), "Чего не стало?", "Какой?, Какая?, Какое?", уменьшительно-ласкательные слова, словообразование существительных, прилагательных, глаголов; однокоренные слова и тд.
правильного употребления предлогов и предложных конструкций: составление предложений с предлогами («поставь карандаш в стаканчик», «положи мяч под стул»); «Что перепутал художник?», составление предложений с пространственными предлогами по схемам.
Формирование высших психических функций
Ребенка нужно учить пользоваться критериями анализа и сравнения, выделять и называть свойства объектов, различать наглядные и функциональные, главные и второстепенные признаки, определять общее в разном и отличное в подобном. (Сравни предметы, картинки; назови одним словом, «4-ый лишний»). Устанавливать причинно-следственные связки и делать выводы! Развивать память («Чего не стало?», «Послушай и повтори слова (разложи слова,картинки), как я.
Формирование звукопроизношения, мелкой моторики
Работа над развитием просодической стороны речи включает в себя развитие дыхания, передача основных видов интонации.
Усложняя работу над слоговой структурой слов, в отрабатываемые слова вводится стечения согласных звуков. Вводятся специальные артикуляционные упражнения для постановки звуков.
Формирование, коррекция звукопроизношения осуществляется по обычной для всех детей схеме: постановка звука, автоматизация его в слогах, словах, предложениях, и дифференциация.
Развитие мелкой моторики осуществляется с помощью пальчиковых игр, упражнений, кукольного театра, массажа, самомассажа ладоней и др. В процессе работы по развитию ручной моторики можно использовать приемы, описанные в работах О.С. Бот, М.М. Кольцовой, В.В. Коноваленко, В.В. Цвынтарного и др. Кинезиологические упражнения такие, как «Колечко», «Скрещивающееся движение», «Перекрестное марширование», «Ухо-нос», «Кулак-ребро-ладонь». Работать ножницами, глиной, пластилином.
Формирование фонематического восприятия и слуха
Узнавание речевых и неречевых звуков
Различение слов, близких по звуковому составу. Дифференциация слогов (са-за,ба-па), фонем (б-п,в-ф,к-г).
Развитие навыков звукового анализа (какой первый, последний звук в слове?, где стоит звук в слове (начало,середина,конец),назови первый,второй,третий.. звук в слове; собери слово из букв, слогов)
Формирование умения уточнять и сопоставлять звуки в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.
Формирование умение различать на слух, в произношении и на письме смешиваемые звуки.
Формирование связной речи.
Формирование связной речи проводится в следующей последовательности: пересказ с опорой на серию сюжетных картинок; пересказ по сюжетной картинке; пересказ без опоры на наглядность; пересказ на основе деформированного текста; рассказ по серии сюжетных картинок; рассказ по сюжетной картинке; самостоятельный рассказ.
На формирование монологической речи: например, игра «Рассказываем поочередно» (цель: формировать умение составлять описательный рассказ об игрушке по образцу (образец дается поэтапно); преобразование предложений (ребенку предлагаются два простых предложения, из которых нужно сделать одно сложное, используя союзы а, но, и, когда); педагог демонстрирует ребенку сюжетные картинки и предлагает составить предложения по их сюжету (цель: составление простых и сложных предложений по сюжетным и предметным картинкам); работа с серией сюжетных картин (цель: обучение составлять связный рассказ по серии сюжетных картин).
Письменная речь
Закрепление умения самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты. Зрительные диктанты состоят из отдельных слов. Слоговая структура постепенно усложняется (Например, МАК-РАК-ЛАК-БАК, СТУЛ-СТОЛ-СТОН).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА «Профилактика аграмматической дисграфии и дислексии у младших школьников с системным недоразвитием речи средней степени».
В настоящее время отмечается стойкая тенденция к увеличению количества поступающих в коррекционную школу VIII вида учащихся вторых-третьих классов, имеющих значительное недоразвитие грамматического ст...
Методические рекомендации логопеда Загряниной Ф.И. к планированию логопедических занятий при системном недоразвитии речи у детей с ОВЗ
1. Расширение речевого общения, повышение речевого импульса. 2. Восприятие инициативной речи, конструирование речи по ситуации.3. Игровая деятельность в речевом сопровождении (сопряженно, отражен...
Моделирование связной речи у детей с системным недоразвитием речи приемами мнемотехники
Моделирование связной речи у детей с системным недоразвитием речи приемами мнемотехники...
Мультфильмы как средство развития лексической стороны речи у младших школьников с системным недоразвитием речи
Данная статья предназначена для учителей-логопедов работающих в детских садах и школах, учителей начальных классов, а также студентов педагогических колледжей и ВУЗов.В настоящее время младшие школьни...
Речевая игра для формирования лексико-грамматического строя речи у обучающихся с СНР (системным недоразвитием речи).
Цель игры:Закрепить навык обучающихся правильного употребления местоимений “он, она, они, оно”;Закрепить и сформировать навык обучающихся дифференцировать существительные по категории рода...
Нейропсихологический подход как здоровьесберегающая технология при коррекции нарушений процессов чтения и письма у младших школьников с системным недоразвитием речи
Нейропсихологический подход как здоровьесберегающая технология при коррекции нарушений процессов чтения и письма у младших школьников с системным недоразвитием речи....
Использование нейропсихологических приемов в работе учителя-логопеда при коррекции нарушения письма и чтения у младших школьников с системным недоразвитием речи.
Использование нейропсихологических приемов в работе учителя-логопеда при коррекции нарушения письма и чтения у младших школьников с системным недоразвитием речи....