Методические рекомендации логопеда Загряниной Ф.И. к планированию логопедических занятий при системном недоразвитии речи у детей с ОВЗ
методическая разработка по логопедии по теме

Загрянина Фаина Ивановна

1. Расширение речевого общения, повышение речевого импульса.

 

2. Восприятие инициативной речи, конструирование речи по ситуации.

3. Игровая деятельность в речевом сопровождении (сопряженно, отраженно, спонтанно)

4. Введение в доступную речевую среду в форме комбинирования индивидуальных и групповых занятий.

5. Личностная коррекция при включении учащихся  в инсценировки, драматизации, праздники.

6. Систематическое наблюдение динамики в ходе логопедических занятий.  Консультация с врачом.

7. Организация фронтальных занятий по типу нарушения (по возрастным уровням)

8. Консультативная работа с родителями, расширенный Школьный консилиум по  сигналам педагогов, семьи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_logopeda_zagryaninoy_f.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации логопеда Загряниной Ф.И.              к планированию логопедических занятий при системном недоразвитии речи у детей с ОВЗ

1. Расширение речевого общения, повышение речевого импульса.

1.1 Создание адекватной речевой среды, конструирование условий познания.

1.2 Выявление особенностей психологического контакта, особенностей условий речевых проявлений, создания речевых высказываний.

1.3 Планирование индивидуальных занятий по типу общения и характеру восприятия.

1.4 Организация полноценного контакта при постоянном подкреплении импульса за счет проговаривания с логопедом речевого сопровождения всех этапов занятий, педагогом - всех видов учебной, обслуживающей, игровой, доступной трудовой деятельности.

1.5 Подтверждение минимальной речевой динамики по ситуации, по факту речи с  привлечением имеющегося багажа импрессивной, экспрессивной речи (даже в искаженном объеме).

2. Восприятие инициативной речи, конструирование речи по ситуации.

2.1 Создание игровых ситуаций, поддержание интереса к игре, обязательное участие каждого ребенка в игре, уточнение представлений и понятий о содержании игры, о распределении ролей, степени участия и речевого оформления.

2.2 Дифференцированный выбор ситуаций, требующих речи, побуждающих к речевому контакту, к  эмоциональной окраске  всех проявлений психических функций (внимание, ощущение, восприятие, память, мышление, речь, двигательная сфера).

2.3 Планирование тематических игр, способствующих  усвоению и закреплению  учебных навыков, по принципам специальной программы с оперативным изменением сроков изучения:

а) опережающее знакомство

б)  параллельные закрепления

в) обобщающие понятия

г) дифференцированное закрепление с учетом речевого багажа.

3. Игровая деятельность в речевом сопровождении (сопряженно, отраженно, спонтанно)

3.1 Создание моделей познания на доступном уровне – фактор активизации познавательной деятельности.

3.2 Дифференцированный подход в определении объема требований, сложностей заданий, последовательности этапов в формировании фразы на  материале имеющегося словаря. Из запаса представлений и понятий о ближайшем окружении, с расширением имеющегося багажа путем логического конструирования.

3.3 Наблюдения наиболее доступных конструкций фразы в непринужденном общении, прослеживание употребления словаря по ситуации, вне заданной ситуации, по воображению,  по представлению, по следам образца взрослого, в спонтанных высказываниях.

3.4  Дифференциация словаря, обобщение понятий.

4. Введение в доступную речевую среду в форме комбинирования индивидуальных и групповых занятий.

4.1 Составление  аргументированного расписания с учетом личностных предпосылок, форм речевого общения с условным прогнозированием динамики диалога (параллельная коррекция всех компонентов речи).

4.2 Определение основных направлений коррекционной логопедической работы по степени поражения речевых копмонентов (фонетика, словарь, грамматика, просодика речи).

4.3 Преобладающее внимание к ведущему симптому речевого диагноза, мешающего полноценному речевому контакту.

4.4 Обязательная система психогимнастики с целью раскрепощения эмоций, создания фона уверенного самовыражения в игре, движения под музыку, творческое участие в игре по инициативе ребенка, в выполнении посильных поручений с обязательной фиксацией итогов, в коллективных мероприятиях действенного, созерцательного, вербального планов.

5. Личностная коррекция при включении учащихся  в инсценировки, драматизации, праздники.

5.1  Снятие психологической изоляции.

5.2  Постепенное воспитание уверенности в общении.

5.3  Стимуляция регулярных контактов общего и речевого плана.

5.4 Создание благоприятных условий с целью профилактики психологических  срывов, фиксации мутизма (ранний детский аутизм).

5.5 Последовательное чередование усложняющихся игр с доступным речевым сопровождением, с конкретизацией типов движений, диапазона, ориентаций в пространстве, в последовательности движений и сочетание речевого сопровождения с типом движений.

5.6 Практиковать взаимозаменяющие комплексы движений при полной речевой изоляции. При грубых моторных нарушениях артикуляционного аппарата, как фактор выявления багажа понимания и основы «внутренней речи».

 

6. Систематическое наблюдение динамики в ходе логопедических занятий.  Консультация с врачом.

6.1. Выявление характерных особенностей пораженных  функций речи, учет преобладающего коррекционного влияния на сохранные зоны, на реальные факторы, стимулирующие речь (сугубо индивидуально).

6.2  Рабочие консультации практически не говорящих детей у психиатра школы, с целью опережающего наблюдения в плане неврологического лечения, создания базы поведения при грубых формах поражения функций личностного плана.

6.3 Проведение консультаций для родителей по организации среды общения, исключающей речевую изоляцию, речевой запрет, излишнее речевое проявление, влекущее истощение и потери интереса к речи.

7. Организация фронтальных занятий по типу нарушения (по возрастным уровням)

7.1  Постоянное сотрудничество с педагогами классов (начальная школа с 2-6-ые включительно) с целью воспитания элементарных навыков звука, буквенного анализа в совершенствовании фонематического восприятия на базе обучения грамоте, при уточнении связи  звук-буква.

7.2  Знакомство с единицами речи в доступной последовательности:

а) фраза с объективным содержанием

б) словарь и конструирование фраз

в) слово и его состав (слово и слоги)

г) уточнение понятий о звуках

д) дифференциация звуков из усвоенных групп (произносимых)

е) тонкая дифференциация звуков по признаку глухости-звонкости,

твердости-мягкости, гласных I, II, ряда аффрикатов, соноров.

7.3  Предупреждение агнозий в письме и чтении.

8. Консультативная работа с родителями, расширенный Школьный консилиум по  сигналам педагогов, семьи.

8.1 Информация по итогам обследования речевого развития (летний период и новый набор 2-6-ые классы).

8.2  Выступление в родительском клубе «Семь Я» по темам:

а)«Речевые нарушения у детей с ОВЗ »

б)«Роль семьи  в речевом развитии ребенка со сложностями познавательной деятельности»

в) «Требование взрослых к роли ребенка при речевой изоляции»

г) Тематика расширения словарного запаса на базе ближайшего окружения,  в связи с потребностями ребенка

д) «Особенности взросления ребенка, динамика речи - как показатель общего развития»

е) «Система работы по закреплению речевых навыков в условиях семьи»

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации логопеда родителям школьников с системным недоразвитием речи (СНР)

Краткие рекомендации учителя-логопеда родителям с системным недоразвитием речи (СНР).Представляю основные моменты....

Рабочая программа учебного курса логопедических занятий «Преодоление общего недоразвития речи»

Модифицированная рабочая программа учебного курса логопедических занятия «Преодоление общего недоразвития речи» для 1 класса составлена в соответствии ...

Инновационные технологии, используемые на логопедических занятиях с обучающимися с системным недоразвитием речи

Логопедические занятия с использованием инновационных технологий становятся неотъемлемой частью коррекционно-развивающего процесса и являются одним из важных результатов деятельности в практике работы...

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по формированию лексико-грамматических представлений у детей с системным недоразвитием речи легкой степени, обусловленным умеренной (глубокой) умственной отсталостью

Коррекционно-развивающее занятие на формирование лексико-грамматического строя речи предназначено для детей младшего школьного возраста с системным недоразвитием речи средней степени, обусловленным ум...

Рабочая программа по коррекции дисграфии, обусловленной системным недоразвитием речи. Для детей с интеллектуальной недостаточностью

Рабочая программа по коррекции дисграфии, обусловленной системным недоразвитием речи. Для детей с интеллектуальной недостаточностью...