Мультфильмы как средство развития лексической стороны речи у младших школьников с системным недоразвитием речи
статья (3 класс)

Самосват Валерия Сергеевна

Данная статья предназначена для учителей-логопедов работающих в детских садах и школах, учителей начальных классов, а также студентов педагогических колледжей и ВУЗов.

В настоящее время младшие школьники с недостатками речевого развития составляют едва ли не самую многочисленную группу детей с нарушениями в развитии. Из всех речевых патологий одним из наиболее часто встречающихся расстройств, является общее недоразвитие речи (ОНР), рассматривая детей с речевыми отклонениями в развитии, определяют особую группу детей с проявлениями системной несформированности всех языковых структур (фонетики, грамматики, лексики), которую и обозначили термином «общее недоразвитие речи».

Общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития) – это умеренные отклонения в формировании различных сторон речи, касающиеся, главным образом, сложных лексических и грамматических единиц. Характеризуется наличием развернутой фразы, но речь аграмматична, звукопроизношение плохо дифференцировано, фонематические процессы отстают от нормы. Уровень речевого развития устанавливается с помощью логопедической диагностики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_08.docx17.21 КБ

Предварительный просмотр:

Данная статья предназначена для учителей-логопедов работающих в детских садах и школах, учителей начальных классов, а также студентов педагогических колледжей и ВУЗов.

В настоящее время младшие школьники с недостатками речевого развития составляют едва ли не самую многочисленную группу детей с нарушениями в развитии. Из всех речевых патологий одним из наиболее часто встречающихся расстройств, является общее недоразвитие речи (ОНР), рассматривая детей с речевыми отклонениями в развитии, определяют особую группу детей с проявлениями системной несформированности всех языковых структур (фонетики, грамматики, лексики), которую и обозначили термином «общее недоразвитие речи».

Общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития) – это умеренные отклонения в формировании различных сторон речи, касающиеся, главным образом, сложных лексических и грамматических единиц. Характеризуется наличием развернутой фразы, но речь аграмматична, звукопроизношение плохо дифференцировано, фонематические процессы отстают от нормы. Уровень речевого развития устанавливается с помощью логопедической диагностики.

Нарушения формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря.

В практике коррекционной работы недостаточно используются современные средства для устранения недостатков в развитии речи детей. Одним из таких современных средств являются мультфильмы, которые логопеды затрудняются применять как средство развития лексической стороны речи у младших школьников с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития).

В связи с этим возникает вопрос: как организовать процесс использования мультфильмов для развития лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)?

Все дети без исключения любят смотреть мультфильмы, в настоящее время благодаря современным технологиям количество и популярность мультфильмов значительно увеличилось. Через мультфильм можно выразить любые фантазии и идеи человека. В настоящее время мультфильмы рассматривают, как основное средство для занятия свободного времени ребенка, и он носит только развлекательный характер.

Благодаря огромным выразительным возможностям, мультфильм расширяет кругозор ребенка, за счет чего происходит накопление жизненного опыта, активизируются познавательные процессы, развивается речь, совершенствуются коммуникативные навыки. И так как, мультфильм выстроен на доступном для понимания ребёнка сказочном сюжете, богат яркой образностью, музыкальностью, лаконичностью, динамичностью, может быть использован как наглядный метод воздействия на ребёнка, значительно повышающий учебную мотивацию.

Мультфильмы могут быть использованы на логопедических занятиях в качестве наглядного материала в зависимости от поставленной цели. Сопереживание любимым героям побуждает детей говорить о своих чувствах и чувствах персонажей, тем самым создавая условия, при которых ребенок использует приобретенные ранее знания и словарь. Для практического ознакомления детей с использованием в речи существительных, работая по просмотренному сюжету, задаются вопросы «кто это?», «что это?».

Обращая внимание детей на действия героев, предметы, активный словарный запас пополняется не только названиями предметов, но и определением их состояний, признаков, действий людей и животных, местоимениями и предлогами и др., а так же за счет изменения слова, овладения его различными формами. Их применение будет облегчать изучение разных лексических тем.

Демонстрация фрагмента мультфильма стимулирует дальнейшую работу ребенка и помогает ему в работе над новым материалом. Удобство демонстрации мультфильма заключается в том, что при затруднении в ответе на заданный вопрос, логопед, задавая наводящие вопросы, может стимулировать ребенка вспомнить увиденное и ответить на задаваемый вопрос. В случае если все же ребенок затрудняется ответить, есть возможность повторить необходимый фрагмент.

Использование мультфильмов в логопедической работе не вызывает особых трудностей. Для занятия подбирается мультфильм, в котором наиболее ярко и четко прослеживается заданная лексическая тема. Мультфильм можно демонстрировать как полостью, так и фрагментарно, его можно просмотреть заранее, перед занятием, если мультфильм занимает длительное время, а на занятии использовать нужные фрагменты. Желательно выбирать мультфильм короткий по продолжительности, чтобы продемонстрировать его полностью, либо выбирать фрагмент, законченный по смыслу, или «вырезать» необходимый фрагмент из всего мультфильма.

Так как логопед работает в тесной связи с родителями, можно попросить просмотреть необходимый мультфильм дома, перед занятием. А на занятии использовать только нужный фрагмент. При проведении занятия работа проводится следующим образом: перед началом занятия подобранный мультфильм останавливался на нужном фрагменте, а после его просмотра в нужном месте мультфильм останавливался. На линейки времени отображается нужный отрывок, который можно просматривать при необходимости повторно. Для фиксирования на экране нужного персонажа, мы заранее отмечаем время фрагмента и с помощью курсора находим его.

Предварительная работа с использованием мультфильма помогает сократить время работы на занятии. Например, работа с мультфильмом «Гадкий утенок». Необходимый фрагмент для работы «Птичий двор» его начало - 6:22 мин. окончание - 9:17 мин. Просмотр всего фрагмента занял 2:95 мин. Использование мультфильмов на логопедическом занятии вызывает у детей большой интерес. При работе над лексической темой «Домашние птицы» просмотр мультфильма «Гадкий утенок» был использован для закрепления темы, где закреплялись названия частей птиц, название птенцов, питание, окрас птиц и т.д.

Использование мультфильмов на логопедических занятиях позволяет активизировать речь детей, включать эмоциональное переживание героям для стимулирования ребенка ответить на заданный вопрос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА «Профилактика аграмматической дисграфии и дислексии у младших школьников с системным недоразвитием речи средней степени».

В настоящее время отмечается стойкая тенденция к увеличению количества поступающих в коррекционную школу VIII вида учащихся вторых-третьих классов, имеющих значительное недоразвитие грамматического ст...

Доклад "Повышение эффективности урока через применение дидактических игр для развития лексической стороны речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья".

В докладе коротко описывается как можно повысить эффективность урока, примененяя  различные виды дидактических игр для развития лексической стороны речи у младших школьников с ограниченными ...

Особенности лексической стороны речи у младших школьников с семантической дислексией

Ключевые слова: лексическая сторона речи, семантическая дислексия, младшие школьники.В процессе школьного обучения дети сталкиваются с трудностями в овладении навыками чтения и письма. При наличии сто...

Система изобразительной наглядности как средство формирования лексического компонента речи у младших школьников с амблиопией и косоглазием.

Значимость достаточного уровня развития лексики для становления  успешного обучения в школе и для развития познавательной деятельности ребёнка со зрительной патологией, а также неразработанность ...

«Сборник логопедических игр «Речевичок» на развитие лексической стороны речи обучающегося младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Проблема нарушения лексико-семантической сферы языка является одной из основных проблем в современной логопедии. Это связано с тем, что овладение лексическим компонентом речи очень важно и для развити...

Нейропсихологический подход как здоровьесберегающая технология при коррекции нарушений процессов чтения и письма у младших школьников с системным недоразвитием речи

Нейропсихологический подход как  здоровьесберегающая технология при коррекции нарушений процессов чтения и письма у младших школьников с системным недоразвитием речи....

Использование нейропсихологических приемов в работе учителя-логопеда при коррекции нарушения письма и чтения у младших школьников с системным недоразвитием речи.

Использование нейропсихологических приемов в работе учителя-логопеда при коррекции нарушения письма и чтения у младших школьников  с системным недоразвитием речи....