Использование нейропсихологических приемов в работе учителя-логопеда при коррекции нарушения письма и чтения у младших школьников с системным недоразвитием речи.
материал по логопедии

Демиденко Татьяна Валерьевна

Использование нейропсихологических приемов в работе

учителя-логопеда при коррекции нарушения письма и чтения у младших школьников  с системным недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_neyropsihologicheskih_priemov.docx25.05 КБ

Предварительный просмотр:

Использование нейропсихологических приемов в работе

учителя-логопеда при коррекции нарушения письма и чтения у младших школьников  с системным недоразвитием речи.

   Логопедическая работа в коррекционной школе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) занимает важное место в процессе развития умственно отсталого ребенка.

        За последние годы среди школьников увеличился процент детей с системным недоразвитием речи.

    Нарушение речи  у данной категории учащихся носит системный характер. Они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико- грамматическую стороны речи и как следствие наблюдается не только нарушения  устной речи, но и   трудности в овладении чтения и письма.

   Расстройства чтения и письма характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов.  

   Трудности в овладении чтения и письма отрицательное влияние на психическое развитие ребенка и эффективность его обучения.

 Своевременная и целенаправленная  коррекционная работа  способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации обучающихся.

     

 В  коррекционной работе я использую разнообразные методы и приемы, в том числе нейропсихологические.

    Нейропсихология – наука о мозговой организации высших психических функций человека.

       Целью использования в логопедической работе является  создание условий для развития и коррекции процессов чтения и письма за счет формирования слаженной, скоординированной деятельности различных структур мозга.

        Методологической основой нейропсихологического направления   является учение Л.С. Выготского и А.Р. Лурия о системном строении высших психических функций, которое нацелено на изучение структурных компонентов, входящих в состав психических функций, как сложных функциональных систем.

            Функциональными компонентами письма и чтения являются: операции по переработке слуховой, кинестетической, зрительной и зрительно-пространственной информации;  организация движений и речи, программирование и контроль деятельности, избирательная активация.           Все отделы головного мозга, по А. Р. Лурия, условно разделены на три блока.  

  • Энергетический блок.
  • Блок приёма, переработки и хранения информации.
  • Блок программирования, регуляции и контроля.

  При недостаточном развитии одного из трёх блоков у ребёнка могут возникнуть трудности в обучении, формировании устной и письменной речи.

Первый блок — энергетический блок поддерживающий тонус, необходимый для нормальной работы коры больших полушарий головного мозга.         Если недостаточно развит этот блок, отвечающий за активацию мозга , то ребенок быстро утомляется, начинает  зевать,  перестает воспринимать информацию, начинает вертеться, ронять карандаши и ручки, отвлекаться и мешать другим.  На письме и чтении  увеличивается количество ошибок,  и они становятся более грубыми.  

     На занятиях ежедневно используются   физминутки, дыхательные упражнения, самомассаж (су-джок, точечный массаж), речедвигательные упражнения, глазодвигательные упражнения, нейроартикуляционная гимнастика.

Второй блок —   блок  приема, переработки и хранения информации.

        Недостаточная сформированность этого блока ведет к проблемам с памятью, трудностям пространственной ориентировки, ошибкам фонематического и зрительного восприятия.

По левополушарному типу  наблюдаются такие ошибки , как:

  • смешения букв, обозначающих сходные по акустико-артикуляционным признакам звуки: парные звонкие и глухие, мягкие и твердые согласные, свистящие и шипящие, аффрикаты и их компоненты;
  •         недостаточная сформированность фонематического восприятия; 
  •  ошибки обозначения границ слов. 

       

      Левополушарные гностические нарушения сказываются на состоянии всех компонентов  речи - наличие дефектов звукопроизношения, искажений звуко – слоговой структуры сложных слов,  бедности словарного запаса. 

Нарушения переработки информации По правополушарному типу:

  • Выделяют ошибки, связанные с трудностями переработки зрительно-пространственной информации:
  •  смешения зрительно похожих и близких по написанию букв т-п, х-ж;
  •  устойчивая зеркальность при письме букв 3, Е, Э, С;
  • смешения букв д-б, д-в, К-Н.        

Пространственные нарушения проявляются следующими видами ошибок:

  • нахождение и соблюдение строки,
  •  колебания наклона,
  • размера букв,
  • трудности запоминания букв и их искажение.

        

Примерный перечень игр и упражнений:

Тактильные и кинестетические процессы:

«Рисуем буквы на спине, ладони»,    «Волшебный мешочек»,                                                                                                                        

«Распознай буквы получишь слово» и др.              

Зрительный гнозис:

 «Разрезные буквы, слова»,  «Дорисуй буквы до целого»,

«Письмо в воздухе» (левой , правой рукой по очереди,  одновременно двумя),

«Правильное зеркало», «Забавные буквы»,

« Волшебный диктант» ,  «Сыщики», «Исправь  ошибки» и др.      

Пространственные и квазипространственные представления: Квазипоостранственное представлении (представления о пространственных и пространственно- временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов). Начинаем с введения в работу предлогов, затем переходим к сравнительным словесным инструкциям.                                   

«Графический диктант», «Нарисуй предлог»,                                                                              «Логические задачки» , «Непослушный ученик» и др.                          

                                                               

Графические способности (рисование одной и двумя руками)

Развитие памяти:

-  «Перевод из тактильной в зрительную модальность». Ощупать и нарисовать  Возьмите объемные фигуры различной формы или вырежьте из наждачной или бархатной бумаги звездочку, крут, квадрат, треугольник, буквы и цифры. Нарисуйте такие же фигурки и буквы на листе бумаги в произвольном порядке. Ребенку предлагается с закрытыми глазами ощупать (как правой, так и левой рукой) фигурку или букву, а затем, открыв глаза, выбрать ее из нарисованных на листе. Другой вариант  то же, но ребенку надо нарисовать эталон.

-  «Перевод из тактильной в слухоречевую модальность». Ощупать и назвать  Ребенку предлагается с закрытыми глазами ощупать (как правой, так и левой рукой) букву, предмет или фигурку, а затем назвать ее или выбрать соответствующий звук из прослушиваемого ряда аудиозаписи.

 -  «Перевод из зрительной в тактильную модальность». Ребенок на ощупь находит показанные ему фигурки, предметы или буквы.

- «Перевод из зрительной в слухо-речевую модальность». Ребенок называете фигуры, предметы или буквы, показанные ему.

- «Перевод из слуховой в зрительную модальность». Воспроизводится определенный звук речи, звук, издаваемый каким-либо животным, или звук работы какого-либо прибора, механизма, вида транспорта (можно использовать: аудиозапись). Ребенку предлагается найти соответствующее изображение на карточках или нарисовать самостоятельно опознанный источник звука.

-   «Перевод из слуховой в тактильную модальность». произносит отдельный звук речи, называет предмет или фактуру материала. Ребенок должен найти на ощупь соответственно букву, предмет или материал.

Третий блок — блок программирования, регуляции и контроля деятельности.

              Он расположен в передних отделах больших полушарий. Наиболее существенной его частью являются лобные доли, которые отвечает за планирование, контроль и регуляцию наиболее сложных форм поведения и деятельности.     К нарушениям чтения и  письма, вызванные регуляторными трудностями.  относятся  персеверации элементов букв (и- ш, п – т), букв , слогов, обусловленных невозможностью вовремя остановить начатое движение; ошибки, связанные с упрощением двигательной программы – пропуски букв и слогов. В письме под диктовку и даже при списывании у учащихся имеется большое количество ошибок обозначения границ слова и предложения; неспособности применить выученное правило в задании.

 

Примерный перечень игр и упражнений:

 мнемотаблицы, таблице шульте, собери слово, шифровка, перевертыши

 Хочу отметить, что система упражнений с нейрокоррекционным воздействием я использую во время коррекционно-развивающей деятельности на всех этапах как элемент занятия, от момента выполнения подготовительных упражнений до профилактики и  коррекции нарушений процессов  чтения и  письма.

Таким образом можно сделать вывод:

     Нейропсихологическая коррекция  позволяет получить положительный результат не только в познавательном развитии, в развитии регулятивных  функций, но и  способствует коммуникативному развитию и более успешной коррекции нарушения письма и чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно тематическое планирование по коррекции нарушения письма и чтения у детей с нерезко - выраженным общим недоразвитием речи

Календарно тематическое планирование коррекционной работы с обучающимся  2 класса по коррекция нарушения письма и чтения у детей с нерезко - выраженным общим недоразвитием речи.  ...

презентация на тему "Своевременное выявление и коррекция нарушений письма и чтения"

В данной презентации представленны причины возникновения дисграфии и дислексии, и их виды...

Методические рекомендации по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи

Данный материал содержит методические рекомендации по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи...

Работа логопеда с учащимися начальной школы по профилактике и коррекции нарушений письма и чтения

Данная презентация знакомит учителей с нарушениями устной и письменной речи обучающихся,  влиянием этих нарушений на дальнейшее обучение....

Коррекция нарушений употребления падежных окончаний существительных детьми с общим недоразвитием речи.

Общее недоразвитие речи характеризуется отставанием в сроках усвоения языка и  патологическим  усвоением норм языка.Дети с ОНР совершают специфические замены окончаний одного падежа на оконч...