Использование нейропсихологических приемов в работе учителя-логопеда при коррекции нарушения письма и чтения у младших школьников с системным недоразвитием речи.
материал по логопедии
Использование нейропсихологических приемов в работе
учителя-логопеда при коррекции нарушения письма и чтения у младших школьников с системным недоразвитием речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_neyropsihologicheskih_priemov.docx | 25.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование нейропсихологических приемов в работе
учителя-логопеда при коррекции нарушения письма и чтения у младших школьников с системным недоразвитием речи.
Логопедическая работа в коррекционной школе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) занимает важное место в процессе развития умственно отсталого ребенка.
За последние годы среди школьников увеличился процент детей с системным недоразвитием речи.
Нарушение речи у данной категории учащихся носит системный характер. Они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико- грамматическую стороны речи и как следствие наблюдается не только нарушения устной речи, но и трудности в овладении чтения и письма.
Расстройства чтения и письма характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов.
Трудности в овладении чтения и письма отрицательное влияние на психическое развитие ребенка и эффективность его обучения.
Своевременная и целенаправленная коррекционная работа способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации обучающихся.
В коррекционной работе я использую разнообразные методы и приемы, в том числе нейропсихологические.
Нейропсихология – наука о мозговой организации высших психических функций человека.
Целью использования в логопедической работе является создание условий для развития и коррекции процессов чтения и письма за счет формирования слаженной, скоординированной деятельности различных структур мозга.
Методологической основой нейропсихологического направления является учение Л.С. Выготского и А.Р. Лурия о системном строении высших психических функций, которое нацелено на изучение структурных компонентов, входящих в состав психических функций, как сложных функциональных систем.
Функциональными компонентами письма и чтения являются: операции по переработке слуховой, кинестетической, зрительной и зрительно-пространственной информации; организация движений и речи, программирование и контроль деятельности, избирательная активация. Все отделы головного мозга, по А. Р. Лурия, условно разделены на три блока.
- Энергетический блок.
- Блок приёма, переработки и хранения информации.
- Блок программирования, регуляции и контроля.
При недостаточном развитии одного из трёх блоков у ребёнка могут возникнуть трудности в обучении, формировании устной и письменной речи.
Первый блок — энергетический блок, поддерживающий тонус, необходимый для нормальной работы коры больших полушарий головного мозга. Если недостаточно развит этот блок, отвечающий за активацию мозга , то ребенок быстро утомляется, начинает зевать, перестает воспринимать информацию, начинает вертеться, ронять карандаши и ручки, отвлекаться и мешать другим. На письме и чтении увеличивается количество ошибок, и они становятся более грубыми.
На занятиях ежедневно используются физминутки, дыхательные упражнения, самомассаж (су-джок, точечный массаж), речедвигательные упражнения, глазодвигательные упражнения, нейроартикуляционная гимнастика.
Второй блок — блок приема, переработки и хранения информации.
Недостаточная сформированность этого блока ведет к проблемам с памятью, трудностям пространственной ориентировки, ошибкам фонематического и зрительного восприятия.
По левополушарному типу наблюдаются такие ошибки , как:
- смешения букв, обозначающих сходные по акустико-артикуляционным признакам звуки: парные звонкие и глухие, мягкие и твердые согласные, свистящие и шипящие, аффрикаты и их компоненты;
- недостаточная сформированность фонематического восприятия;
- ошибки обозначения границ слов.
Левополушарные гностические нарушения сказываются на состоянии всех компонентов речи - наличие дефектов звукопроизношения, искажений звуко – слоговой структуры сложных слов, бедности словарного запаса.
Нарушения переработки информации По правополушарному типу:
- Выделяют ошибки, связанные с трудностями переработки зрительно-пространственной информации:
- смешения зрительно похожих и близких по написанию букв т-п, х-ж;
- устойчивая зеркальность при письме букв 3, Е, Э, С;
- смешения букв д-б, д-в, К-Н.
Пространственные нарушения проявляются следующими видами ошибок:
- нахождение и соблюдение строки,
- колебания наклона,
- размера букв,
- трудности запоминания букв и их искажение.
Примерный перечень игр и упражнений:
Тактильные и кинестетические процессы:
«Рисуем буквы на спине, ладони», «Волшебный мешочек»,
«Распознай буквы получишь слово» и др.
Зрительный гнозис:
«Разрезные буквы, слова», «Дорисуй буквы до целого»,
«Письмо в воздухе» (левой , правой рукой по очереди, одновременно двумя),
«Правильное зеркало», «Забавные буквы»,
« Волшебный диктант» , «Сыщики», «Исправь ошибки» и др.
Пространственные и квазипространственные представления: Квазипоостранственное представлении (представления о пространственных и пространственно- временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов). Начинаем с введения в работу предлогов, затем переходим к сравнительным словесным инструкциям.
«Графический диктант», «Нарисуй предлог», «Логические задачки» , «Непослушный ученик» и др.
Графические способности (рисование одной и двумя руками)
Развитие памяти:
- «Перевод из тактильной в зрительную модальность». Ощупать и нарисовать Возьмите объемные фигуры различной формы или вырежьте из наждачной или бархатной бумаги звездочку, крут, квадрат, треугольник, буквы и цифры. Нарисуйте такие же фигурки и буквы на листе бумаги в произвольном порядке. Ребенку предлагается с закрытыми глазами ощупать (как правой, так и левой рукой) фигурку или букву, а затем, открыв глаза, выбрать ее из нарисованных на листе. Другой вариант — то же, но ребенку надо нарисовать эталон.
- «Перевод из тактильной в слухоречевую модальность». Ощупать и назвать Ребенку предлагается с закрытыми глазами ощупать (как правой, так и левой рукой) букву, предмет или фигурку, а затем назвать ее или выбрать соответствующий звук из прослушиваемого ряда аудиозаписи.
- «Перевод из зрительной в тактильную модальность». Ребенок на ощупь находит показанные ему фигурки, предметы или буквы.
- «Перевод из зрительной в слухо-речевую модальность». Ребенок называете фигуры, предметы или буквы, показанные ему.
- «Перевод из слуховой в зрительную модальность». Воспроизводится определенный звук речи, звук, издаваемый каким-либо животным, или звук работы какого-либо прибора, механизма, вида транспорта (можно использовать: аудиозапись). Ребенку предлагается найти соответствующее изображение на карточках или нарисовать самостоятельно опознанный источник звука.
- «Перевод из слуховой в тактильную модальность». произносит отдельный звук речи, называет предмет или фактуру материала. Ребенок должен найти на ощупь соответственно букву, предмет или материал.
Третий блок — блок программирования, регуляции и контроля деятельности.
Он расположен в передних отделах больших полушарий. Наиболее существенной его частью являются лобные доли, которые отвечает за планирование, контроль и регуляцию наиболее сложных форм поведения и деятельности. К нарушениям чтения и письма, вызванные регуляторными трудностями. относятся персеверации элементов букв (и- ш, п – т), букв , слогов, обусловленных невозможностью вовремя остановить начатое движение; ошибки, связанные с упрощением двигательной программы – пропуски букв и слогов. В письме под диктовку и даже при списывании у учащихся имеется большое количество ошибок обозначения границ слова и предложения; неспособности применить выученное правило в задании.
Примерный перечень игр и упражнений:
мнемотаблицы, таблице шульте, собери слово, шифровка, перевертыши
Хочу отметить, что система упражнений с нейрокоррекционным воздействием я использую во время коррекционно-развивающей деятельности на всех этапах как элемент занятия, от момента выполнения подготовительных упражнений до профилактики и коррекции нарушений процессов чтения и письма.
Таким образом можно сделать вывод:
Нейропсихологическая коррекция позволяет получить положительный результат не только в познавательном развитии, в развитии регулятивных функций, но и способствует коммуникативному развитию и более успешной коррекции нарушения письма и чтения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно тематическое планирование по коррекции нарушения письма и чтения у детей с нерезко - выраженным общим недоразвитием речи
Календарно тематическое планирование коррекционной работы с обучающимся 2 класса по коррекция нарушения письма и чтения у детей с нерезко - выраженным общим недоразвитием речи. ...
конспект "КОМПЛЕКСНОЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ."
Тема: Словарные слова....
презентация на тему "Своевременное выявление и коррекция нарушений письма и чтения"
В данной презентации представленны причины возникновения дисграфии и дислексии, и их виды...
Логопедическая технология коррекции нарушения письма и чтения у обучающихся начальной школы. Конспект занятия "Предложение"
Дать понятие ученикам о предложении....
Методические рекомендации по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи
Данный материал содержит методические рекомендации по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи...
Работа логопеда с учащимися начальной школы по профилактике и коррекции нарушений письма и чтения
Данная презентация знакомит учителей с нарушениями устной и письменной речи обучающихся, влиянием этих нарушений на дальнейшее обучение....
Коррекция нарушений употребления падежных окончаний существительных детьми с общим недоразвитием речи.
Общее недоразвитие речи характеризуется отставанием в сроках усвоения языка и патологическим усвоением норм языка.Дети с ОНР совершают специфические замены окончаний одного падежа на оконч...