Программно – методическое обеспечение коррекционно – развивающей деятельности учителя – логопеда с обучающимися 1-го класса с фонетико – фонематическими нарушениями
методическая разработка по логопедии (1 класс) на тему
Программно – методическое обеспечение
коррекционно – развивающей деятельности
учителя – логопеда с обучающимися 1-го класса
с фонетико – фонематическими нарушениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_ffn_1klass.doc | 245.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение
«Научно – методический информационный центр»
Программно – методическое обеспечение
коррекционно – развивающей деятельности
учителя – логопеда с обучающимися 1-го класса
с фонетико – фонематическими нарушениями
Белгород 2014
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана на основе:
- Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М., 1996.
- Программы «Коррекционно-развивающее обучение учащихся 1-х классов с ФФНР». Дорофеева, Л.В. Семенюта. Л А. Маленьких. (Коррекция нарушений речи у младших школьников / Авт.-сост. СЕ. Дорофеева, Л.В. Семенюта. Л А. Маленьких. — М.: ТЦ Сфера, 2011. . (Библиотека Логопеда). (3)).
- Л.Н.Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» М-2010;
- Л.Н.Ефименкова, Г.Г.Мисаренко «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте» ТЦ Сфера, 2012.
- Е.В.Мазанова «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза» М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.;
- Е.В.Мазанова «Коррекция оптической дисграфии» М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
В условиях реализации программы на нее отведено 60 часов (2 часа в неделю). Программа направлена на восполнение пробелов в звуковом и лексико-грамматическом строе речи.
Цель программы: освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами. Устранить недостатки устной и предупреждение нарушения письменной речи у младших школьников.
Задачи программы:
- формировать полноценные представления о звукобуквенном составе слова;
- формировать навыки анализа и синтеза звукослогового состава слова;
- различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
- определять ударные и безударные гласные;
- подбирать слова на заданный звук;
- сравнивать слова со сходными звуками;
- определять в словах место и последовательность звука; гласных и согласных звуков;
- определять количество звуков и слогов в словах;
- развивать пространственно-временные представления;
- развивать психологические предпосылки к обучению;
- развивать коммуникативную готовность к обучению.
УУД:
Личностные:
- положительно относиться к коррекционным занятиям, понимая их необходимость для того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности;
- фонетически и интонационно правильно оформлять свою речь;
- самостоятельно оценивать собственную деятельность.
Регулятивные:
- определять цель деятельности на занятии с помощью учителя-логопеда;
- выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
- учиться корректировать и оценивать выполненные задания.
Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные:
- осуществлять учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками;
- самостоятельно или при помощи учителя-логопеда формулировать свою точку зрения;
- выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Ведущая технология, ее цели и задачи:
Используется технология коррекционно-развивающего обучения, целью которой является: научить детей использовать полученные знания в самостоятельной речи, в письменных работах.
Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной форсированности речевых навыков (умение четко, в соответствии с нормой, произносить все звуки речи, различать их на слух, выделять из слова; наличие достаточного словарного запаса и полной форсированности грамматического строя; умение связно высказываться по темам, доступным пониманию ребенка) и психологических предпосылок к овладению учебной деятельностью.
Звукопроизношение и фонематическое восприятие.
Сохранней всего бывает состояние звукопроизношения. Чаще всего встречается искажение сонорных звуков, а также сигматизмы. У части детей могут сохранятся проявления инфантильной речи по типу Легкого физиологического косноязычия. Наблюдаются затруднения при произнесении трудных по звуко-слоговой структуре слов. Типична неустойчивость этих расстройств, их тесная зависимость от утомления. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков требует у этих детей продолжительного времени.
Ученики допускают ошибки при звукобуквенном и слоговом анализе слова (самая характерная ошибка - при проведении звукового анализа является 'подмена его слоговым анализом; т.е. они не выделяют стоящие рядом гласные звуки или выделяют сонорные звуки как самостоятельный слог).
Словарный запас.
Поступающие в первый класс дети рассматриваемой группы обладает бедным и малодифференцированным словарным запасом. Они смешивают названий сходных предметов, неуверенно пользуются словами-обобщениями. Обнаруживают не дифференцированность глагольного и прилагательного словаря: дети этой категории затрудняются актуализировать достаточное количество слов по определенной тематике.
Грамматический строй и связная речь.
В устной речи первоклассников с фонематическими нарушениями нет такого количества аграмматизмов, как у детей с общим недоразвитием речи. Они в основном правильно изменяют имена существительные по падежам, согласовывают прилагательные и глаголы с существительными в роде и числе. Но это кажущееся отсутствие ошибок связано, в первую очередь, с тем, что в речи детей мало прилагательных, безударные гласные произносятся неотчетливо, а самое главное, речь ограничивается бытовой тематикой, знакомой ребенку. При попытках же пересказа текста, составления рассказа по картинке количество ошибок в грамматическом оформлении фразы резко возрастает. Выявляются ошибки не только в управлении, но и в согласовании. Характерней ошибкой является опускание предлога, наблюдается и смешение предлогов.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:
а) недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
б) трудности овладения учебными понятиями, терминами;
в) трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы.
Основные методы работы на занятии - методы обучения в группе:
- игровые,
- наглядно - демонстрационные,
- словесные.
Принципы логопедической работы:
- наглядность,
- доступность,
- системность,
- комплексность,
- принцип развития,
- онтогенетический принцип.
Формы организации деятельности учащихся:
- групповая;
- работа в парах;
- индивидуальная.
Учебно-тематический план
(1 класс ФФН)
№ п\п | Наименование раздела | Часы учебного времени | |
По плану | Фактически | ||
Дифференциация гласных 1-2 ряда | 15 | ||
Парные согласные | 23 | ||
Непарные согласные | 16 | ||
Мягкий и твердый знаки | 6 | ||
Всего: | 60 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате прохождения программы, обучающиеся должны:
знать:
- гласные и согласные звуки и буквы;
- определения понятий: звук, буква, слог, слово, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная, безударный слог;
- различать между собой: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги, слова;
- дифференцировать звуки.
уметь:
- владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне;
- различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
- определять ударные и безударные гласные, слоги;
- производить звукобуквенный разбор слогов и слов;
- подбирать слова на заданный звук;
- сравнивать слова со сходными звуками;
- определять в словах место и последовательность звука; гласных и согласных звуков;
- определять количество звуков и слогов в словах;
- производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов;
- восстанавливать предложения с заданными звуками.
Календарно-тематическое планирование
для 1 класса группы фонетико-фонематическое недоразвитие речи
№ п/п | Кол-во | Наименование раздела и тем | Дата проведения | |
План | Факт | |||
I | Дифференциация гласных 1-2 ряда | |||
1 | 1 | Речь (функция речи). Понятие о звуках. | ||
2 | 1 | Буквы. Отличие букв и звуков. | ||
3 | 1 | Гласные звуки [а][о][у] | ||
4 | 1 | Гласные звуки [ы][э] | ||
5 | 1 | Гласная буква Я | ||
6 | 1 | Дифференциация гласных А-Я | ||
7 | 1 | Гласная буква Ё | ||
8 | 1 | Дифференциация гласных О-Ё | ||
9 | 1 | Гласная буква Ю | ||
10 | 1 | Дифференциация гласных У-Ю | ||
11 | 1 | Гласная буква И | ||
12 | 1 | Дифференциация гласных Ы-И | ||
13 | 1 | Гласная буква Е | ||
14 | 1 | Дифференциация гласных Э-Е | ||
15 | 1 | Контрольное занятие по разделу дифференциация гласных 1-2 ряда | ||
II | Парные согласные | |||
16 | 1 | Согласные | ||
17 | 1 | Дифференциация гласных и согласных (упражнение на анализ и синтез) | ||
18 | 1 | Дифференциация гласных и согласных (упражнение на анализ и синтез) | ||
19 | 1 | Звонкие и глухие согласные | ||
20 | 1 | Звуки [б]-[б`]. Буква Б | ||
21 | 1 | Звуки [п]-[п`]. Буква П | ||
22 | 1 | Звуки [б]-[п]. Буквы Б-П | ||
23 | 1 | Звуки [в]-[в`]. Буква В | ||
24 | 1 | Звуки [ф]-[ф`]. Буква Ф | ||
25 | 1 | Звуки [в]-[ф]. Буквы В-Ф | ||
26 | 1 | Звуки [г]-[г`]. Буква Г | ||
27 | 1 | Звуки [к]-[к`]. Буква К | ||
28 | 1 | Звуки [к]-[г]. Буквы К-Г | ||
29 | 1 | Звуки [д]-[д`]. Буква Д | ||
30 | 1 | Звуки [т]-[т`]. Буква Т | ||
31 | 1 | Звуки [д]-[т]. Буквы Д-Т | ||
32 | 1 | Звуки [с]-[с`]. Буква С | ||
33 | 1 | Звуки [з]-[з`]. Буква З | ||
34 | 1 | Звуки [с]-[з]. Буквы С-З | ||
35 | 1 | Звук [ж]. Буква Ж | ||
36 | 1 | Звук [ш]. Буква Ш | ||
37 | 1 | Звуки [ж]-[ш]. Буквы Ж-Ш | ||
38 | 1 | Контрольное занятие по разделу парные согласные | ||
III | Непарные согласные | |||
39 | 1 | Звуки [с]-[ш]. Буквы С-Ш | ||
40 | 1 | Звуки [с]-[ш]. Буквы С-Ш | ||
41 | 1 | Звуки [з]-[ж]. Буквы З-Ж | ||
42 | 1 | Звуки [з]-[ж]. Буквы З-Ж | ||
43 | 1 | Звуки [ц]. Буква Ц | ||
44 | 1 | Звуки [с]-[ц]. Буквы С-Ц | ||
45 | 1 | Звуки [ч]. Буква Ч | ||
46 | 1 | Звуки [ч]-[ц]. Буквы Ч-Ц | ||
47 | 1 | Звуки [щ]. Буквы Щ | ||
48 | 1 | Звуки [ч]-[щ]. Буквы Ч-Щ | ||
49 | 1 | Звуки [ч]-[щ]. Буквы Ч-Щ | ||
50 | 1 | Звуки [р]-[р’]. Буквы Р | ||
51 | 1 | Звуки [л]-[л’]. Буквы Л | ||
52 | 1 | Звуки [р]-[л]. Буквы Р-Л | ||
53 | 1 | Звуки [л’]-[й]. Буквы Л-Й | ||
54 | 1 | Контрольное занятие по разделу непарные согласные | ||
VI | Мягкий и твердый знаки | |||
55 | 1 | Мягкий знак в конце слова | ||
56 | 1 | Мягкий знак в середине слова | ||
57 | 1 | Разделительный мягкий знак | ||
58 | 1 | Разделительный твёрдый знак | ||
59 | 1 | Контрольное занятие по разделу мягкий и твердый знаки | ||
60 | 1 | Итоговое занятие |
Содержание программы
для 1 класса группы фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Данная программа рассчитана на 60 часов, с 15 сентября по 15 мая. Она включает в себя 4 раздела: дифференциация гласных 1-2 ряда, парные согласные, непарные согласные, твердый и мягкий знаки. При изучении каждого используется различный речевой материал: детские рифмовки, считалки, чистоговорки, стихи, игры и задания на развитие логики и мышления.
- Дифференциация гласных 1- 2 ряда (15 часов)
Знакомство с гласными звуками и буквами. Выделение гласных звуков в словах (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова, определение последовательности и количества звуков в слове. Работа над ритмической стороной речи. Знакомство со слогообразующей ролью гласных.
2. Парные согласные (23 часов)
Знакомство с согласными звуками и буквами. Выделение согласных звуков в словах (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова, определение последовательности и количества звуков в слове, определение места звука в слове относительно других звуков. Дифференциация звуков, слогов и слов со звонкими и глухими согласными. Дифференциация звонких и глухих согласных в словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение согласных звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.
3. Дифференциация свистящих, шипящих, аффрикатов и сонорных звуков (16 часов)
Знакомство с аффрикатами и сонорами. Закрепление знаний о свистящих и шипящих звуках. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация свистящих и шипящих звуков в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Дифференциация сонорных звуков в слогах, словах, в словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, фонематического слуха, внимания, анализа и синтеза.
- Мягкие и твердые знаки (6 часов)
Знакомство с мягким и твердым знаками и их функциями. Развитие слуховой дифференциации мягких и твердых согласных, навыков звукобуквенного анализа и синтеза, зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координации движений.
Формы и средства контроля
Поурочный контроль ведется в виде устного опроса учащихся по основным направлениям изученного материала. Тематический контроль проходит в конце каждого раздела, который направлен на обобщение полученных знаний и выявление уровня усвоения пройденного материала.
В конце изучения программы учащимся дается контрольное списывание текста и работа с ним. Целью, которого является выявление уровня полученных знаний, умений и навыков. В завершении дается качественная оценка полученных результатов и дальнейшие рекомендации.
Перечень учебно-методических средств обучения
- «Логопедические занятия в начальной школе» (методическое пособие) Черошникова Г.С. –Иркутск,2001 - 113 с.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Выпуск 1 - М.: Книголюб, 2003. - 144 с. - (Дидактический материал по коррекционной письменной речи)
- Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Часть 3 М.: Книголюб, 2008. - 144 с. - (Дидактический материал по коррекционной письменной речи)
- Козырева Л. М. Знакомимся с гласными звуками. Ярославль, 2006.
- Козырева Л. М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие. Ярославль, 1999.
- Козырева Л. М Загадки звуков, букв, слогов. — Ярославль, 2006.
- Мазанова Е. В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения анализа и синтеза/Е. В. Мазанова. – М: Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 48 стр
- Мазанова Е. В. Учусь работать с текстом. Конспекты занятий по коррекции дисграфии на почве нарушения анализа и синтеза/ Е. В. Мазанова. – М: Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 117 стр.
- Мазанова Е. В.Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда/Е. В. Мазанова. – М: Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 88 стр.
- . Мазанова Е. В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты
- Мазанова Е. В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь №1. – М.: ООО «Аквариум-Принт», 2006. – 56 стр. ил.
- Мазанова Е. В. Логопедия. Преодоление нарушения письма: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь №2. – М.: ООО «Аквариум-Принт», 2006. – 80 стр. ил.
- Мазанова Е. В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза, и аграмматическая дисграфия: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь №3. – М.: ООО «Аквариум-Принт», 2006. – 56 стр. ил.
- Мазанова Е. В. Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь №4. – М.: ООО «Аквариум-Принт», 2006. – 40 стр. ил.
- Мазанова Е. В. Логопедия. Оптическая дисграфия: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь №5. – М.: ООО «Аквариум-Принт», 2006. – 72 стр. Ил.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Муниципальная средняя общеобразовательная школа
№ ___ г. Белгорода»
«Рассмотрено на МО» Руководитель МО __________ Протокол № 5 от «___» июня 201__ г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № ___ г.Белгорода» _________ «___» августа 201__ г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № ___ г.Белгорода» __________ Приказ № ________ от «___» августа 201__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно-развивающих занятий
с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи
1 класс
201__/201__ учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая справка о результативности коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда
В справке представлен аналитический материал о результативности коррекционно -развивающей деятельности учителя-логопеда ОУ....
Программно-методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими особенности здоровья.
Программно-методическое обеспечениекоррекционно-развивающей работы с детьми,имеющими особенности здоровья....
Конспект открытого занятия совместной коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога с группой обучающихся 2 класса
Конспект этого совместного занятия может пригодится разным специалистам. Занятие представляет собой совместную работу таких специалистов как учителя-логопеда и педагога-психолога с одной и той же груп...
«Использование современных компьютерных технологий в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда»
В данной статье освещены актуальные вопросы использования компьютерных технологий в работе учетеля-логопеда....
Справка о результатах диагностической и коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимися МАОУ, включая детей с ограниченными возможностями здоровья
О результатах диагностической и коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимися МАОУ, включая детей с ограниченными возможностями здоровья...
Анализ коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда за 2019-2020 учебный год
Анализ коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопедаза 2019-2020 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 4 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА...