Рабочая программа "Коррекция нарушений речи"
рабочая программа по логопедии на тему
Рабочая программа "Коррекция нарушений устной и письменной речи" на 2014-2015 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_skorrektir.doc | 343.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 163
Центрального района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО | УТВЕРЖДАЮ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Коррекция нарушений устной и письменной речи»
Составитель: Т.В.Борисова
учитель-логопед высшей
квалификационной категории
Санкт-Петербург
2014
Пояснительная записка
В соответствии с «Конвенцией о правах ребёнка» и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» каждому ребёнку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учётом его индивидуальных особенностей.
На основании диагностических методик (Волковой Л.С., Левиной Р.Е., Хватцева М.Е., Ковшикова В.А.), направленных на выявление речевых процессов у детей от 6 до 10 лет, был сделан вывод, что у младших школьников низок уровень речевого развития.
У 75% нарушено звукопроизношение.
У 90% низкий уровень активного и пассивного словаря.
У 80% нарушены или не до конца сформированы фонематические процессы.
У 20% школьников имеются специфические ошибки чтения и письма (дислексия и дисграфия).
У 90% низкий уровень развития общей моторики.
Анализ медицинских карт показал. Что 70% детей выставлен диагноз СДВГ, ППЦНС. ОНР разного уровня со стёртой формой дизартрии у 65%, с ЗПР – у 15%.
Рабочая программа по коррекции устной и письменной речи разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной образовательной программы по русскому языку, программы по русскому языку для 1-4 классов Канакиной В.П.. ГорецкогоВ.Г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Корректировка программы была произведена на основе
- обследования устной и письменной речи учащихся начальных классов логопедом школы,,
- на основе рекомендаций психолого-педагогического обследования по оптимизации процесса уровня точности внимания и скорости переработки информации учащимися начальных классов 163 школы (2013-2014 учебного года),
- рекомендаций психолога центра «Развитие»,
- анализа итоговых работ, проведённых в 4-ой четверти в начальных классах в соответствии с письмом Комитета по образованию «О мониторинге реализации ФГОС начального общего образования» от 14.02.2012 г. № 01-16-469/12-0-0, методических рекомендаций педагогам.
Содержание коррекционной работы учителя-логопеда направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
В результате исследования речи, чтения, письма учащихся начальных классов школы № 163 было выявлено 44 ученика нуждающихся в помощи логопеда. На основании обследования были сформированы восемь групп и шесть учащихся получают индивидуальную помощь. Семь человек нуждаются в коррекции устной речи, все они выпускники речевых детских садов. Остальные учащиеся нуждаются в коррекции письменной речи.
Общая причина нарушений письма – недостаточность развития понимания разнообразных соотношений элементов данной языковой системы. Такими элементами являются фонемы.
Недостаточность фонематического анализа особенно сказывается в случаях оппозиционных звуков, приводит к замене одних букв другими (это иногда наблюдается и в норме), к пропускам одного из таких смежных звуков(свело – сверло, лапа - лампа). Многие ошибки происходят под влиянием наиболее сильных в том или ином отношении слуховых раздражителей, исходящих от одного из звуков слова. Часто это ударный слог, с соответствующей буквы начинается механическое складывание букв – бухштабирование (шбка – пушка, катус – рука). Недифференцированность слуховых восприятий звукового состава слова ведёт и к необычным искажениям фраз (карека – скоро будет ёлка).
Содержание материала логопедических занятий с детьми, страдающими данным видом дисграфии, должно опережать изучение соответствующего материала на уроках. Задача логопеда – закрепить тот уровень звукового анализа и синтеза, с которым учащийся пришёл на логопедические занятия, а затем постепенно подвести его к усвоению более сложных форм анализа и синтеза.
Целями коррекционной работы учителя-логопеда в начальной школе являются:
- коррекция нарушений устной и письменной речи;
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Общая характеристика курса
Программа направлена на реализацию средствами коррекции основных образовательных задач:
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения языка:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Календарно-тематическое планирование
по коррекции фонетико-фонематических нарушений.
(аналогично проводится работа по коррекции ротацизма, ламбдацизма)
Литература:
- Логопедия : учебник для студ. дефектологич. фак-ов пед. вузов / ред. Л.С. Волкова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 704 с. - (Коррекционная педагогика);
- Фотекова, Татьяна Анатольевна .
Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников / Т.А. Фотекова. - М. : АРКТИ, 2000. - 56 с. : ил. - (Б-ка практикующего логопеда).
- Богомолова А.И. «Логопедические занятия для детей дошкольного возраста». С-Пб, 2004 г.
Количество часов - 60 ч, Количество часов в неделю – 2 ч.
Обследование речи учащихся: первые 2 недели сентября и последние 2 недели мая.
Планируемые результаты:
- чистая устная речь;
- познавательные УУД - формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
- регулятивные УУД - волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Умение учиться и способность к организации своей деятельности Оценивание результатов своей работы на уроке и работы своих товарищей;
- коммуникативные УУД - потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог;
- личностные УУД - Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.
Психолого-педагогическая характеристика группы:
- недоразвитие восприятия, фонематического слуха, звуко-буквенного анализа и синтеза;
- несформированность фонематических представлений;
- нарушения артикуляторной моторики;
- развитие памяти не соответствует возрасту;
- концентрация внимания снижена;
- низкая адаптация к школе.
№№ п/п | Колич. часов | Содержание работы | Коррекция фонетико-фонематической стороны речи | Лексическая тема |
I | 8 | Обследование учащихся и формирование группы. Исследование психомоторных функций, уровня подготовки к школе. | Изучение возможностей общей и речевой моторики в игровой деятельности, сформи-рованности слухо-различительных функций. | Знакомство с кабинетом и привитие санитарно-гигиенических навыков |
1. | 2 | Развитие психических функций. | Школа | |
2. | 1 | Развитие дыхания и голоса. | Выработка правильной воздушной струи; произнесение звукосочетаний и - э - о - у - а - ы и др., стихов, потешек с движением рук. | |
3. | 1 | Развитие общей артикуляторной моторики. | ||
4. | 4 | Развитие специальной для каждого звука артикуля-торной моторики. | Формирование элементарного фонематического анализа. | Игрушки |
II | 3 | Развитие мелкой моторики. | Повторение определённых манипуляций ладо-нями и пальцами. Развитие умения обводить трафареты и др. | Загадки и стихотворения из «Пальчиковой гимнастики» |
III | 17 | Формирование аналитико-синтетической деятель-ности учащихся и их звукопроизношения. | ||
1. | 1 | Звук и буква Аа | Дети рисуют и лепят | |
2. | 1 | Звук и буква Уу | ||
3. | 1 | Звук и буква Оо | ||
4. | 1 | Звук и буква Мм | ||
5. | 7 | Постановка и коррекция звука [с] | Специальная артикуляторная гимнастика для звука [с]. Включение [с] в слоги, слова по традиционной схеме. | |
а) | 1 | развитие речеслухового анализатора; работа над синтезом. | на фоне слогов ам, ет, сам подъём руки, на фоне слова: [с] – хлопок. | Столовая |
б) | 1 | развитие фонематического восприятия; работа над синтезом. | определение места звука в слове, какой по счёту звук, какие звуки рядом (впереди, после). | |
в) | 1 | развитие фонематического анализа и синтеза | 1 звук [н], 2 звука [о], 3 звука [с] - что это за слово? Определяется словами. | |
г) | 1 | развитие фонематических представлений. | работа по картинкам. |
№№ п/п | Колич. часов | Содержание работы | Коррекция фонетико-фонематической стороны речи | Лексическая тема |
д) | 3 | развитие речедвигательного анализатора: - Первая серия упражнений на распластывание языка: 1. Жевать язык губами «пя-пя-пя», язык становится мягким, упругим. 2. Жевать язык зубами «тя-тя-тя», язык массируется. 3. Петь звук «и-и-и». Внимание фиксируется на том, что боковые края языка касаются верхних зубов. 4. Жевать боковые края языка. - Вторая серия упражнений. Упражнения для языка: 1. «Горочка» за нижними зубами - «Киска сердится». 2. «Мостик» построить-разрушить (то «с», то «а»). 3. Язык трубочкой. - Третья серия упражнений для выработки централь-ной воздушной струи: 1. Язык трубочкой – выдохнуть ветер. 2. Различные виды дутья на высунутый плоский язык. Используются колпачки, пузырики, ватка на кисточке и т.д. 3. Дутьё через свёрнутый желобочком язык (струя сильная, холодная). 4. Дутьё через язык мостиком. 5. Дутьё на ватку или вертушку через звук [ф]. - Четвёртая серия упражнений даётся, если у ребёнка слабо развита мускулатура губ: 1. Улыбочка – трубочка. 2. Рот открыт – «а». 3. Чередование движений от «а» к «и», от «и» к «у» и обратно. 4. Плавный переход «иаоу» и обратно. На первом этапе работы со звуком – звук не произносится. Виды работ «а – д» проходят через все занятия. 1 занятие – 20-25 мин., последнее занятие – 3-5 мин. |
№№ п/п | Колич. часов | Содержание работы | Коррекция фонетико-фонематической стороны речи | Лексическая тема |
6. | 1 | Постановка звука [с]: а) мостик за нижними зубами; б) дутьё. | Домашние животные | |
7. | 1 | Закрепление звука в слоге: а) в прямых а, ы, э, о, у; б) в обратных с буквой: ас, ис, яс; в) со стечением: ст, ск, сп, св, сл. | сначала – шёпотом, потом – отрывисто, в норме. | Дикие животные |
8. | 1 | Закрепление звука в слове. Идёт параллельно со слогом. Начинается с обратных слогов оса; - прямые слоги: сад, сам, сыр; - двусложные: сами, сани, сало, сахар; - двусложные в безударном положении: сарай, салют, салат, сапог; - трёхсложные слова; - слог на конце слова: лиса, чудеса; - слог в середине слова: посадка, массаж. Отрабатываем со-…; - слова со стечением. | Работа над вопросами: Кто это? Что это? | |
9. | 1 | Закрепление звука во фразе, идёт параллельно со словом. | ||
10. | 1 | Закрепление звука в тексте. | ||
11. | 1 | Закрепление звука в самостоятельной речи. | ||
IV | 3 | Произносительная дифференциация, если есть другие звуки. | ||
1. | 1 | Смягчение. | Детёныши животных | |
2. | 1 | Постановка и коррекция звука [с’] | ||
3. | 1 | Произносительная дифференциация [с] - [с’] | ||
V | 2 | Постановка и коррекция звука [з] | Фрукты и ягоды | |
VI | 3 | Произносительная дифференциация [з] - [з’] - [с] - [с’] | Овощи |
№№ п/п | Колич. часов | Содержание работы | Коррекция фонетико-фонематической стороны речи | Лексическая тема | |
VII | 5 | Постановка и коррекция звука [ц] | Сад, огород | ||
1. | 2 | Постановка от обратных слогов | |||
ат + с | звук [с] звучит как можно короче (сдуть бумажку с языка). | ||||
от + с | |||||
от + с | |||||
2. | 2 | Отрабатываются прямые слоги. | |||
3. | 1 | Дифференциация звуков [ц] - [т] - [с] | |||
VIII | 6 | Постановка и коррекция звука [ш]. | |||
1. а) б) в) | 1 | Нормальная артикуляция: губы слегка вытянуты вперёд в форму 4-угольной воронки, зубы сближены на расстояние 1,0 – 1,5 мм, язык – кончик и передняя часть подняты по направ-лению границы между альвеолами и твёрдым нёбом. Задняя часть поднята, боковые края плотно прижа-ты к боковым зубам = чашечка. Мягкое нёбо поднято, голосовые связки разомкнуты, не вибрируют. развитие речеслухового анализатора (по схеме); развитие речедвигательного анализатора (гимнастика); постановка звука: - «чашечка» за верхними зубами; - рот открыт, чтобы были видны все зубы; - губы воронкой; - подуть на предмет, контролируя рукой тёплый ветерок . | Упражнения для губ:
Упражнения для языка:
а) положить язык на верхнюю губу, оторвав от нижней; б) «поздороваться» с носиком; в) «облизать варенье» широким языком; г) кончиком языка посчитать верхние и нижние зубы; д) «мостики» - язык то за нижними, то за верхними зубами; е) «чашечка» снаружи; ж) «чашечка» то снаружи, то внутри; з) выработка центральной воздушной струи. |
№№ п/п | Колич. часов | Содержание работы | Коррекция фонетико-фонематической стороны речи | Лексическая тема |
2. | 1 | Закрепление звука [ш] в слогах : | ||
а) | в прямых слогах а сначала шёпотом, ы отрывая гласную, э присоединяя гласную о к согласной голосом. у | Формирование фонематического восприятия. | ||
б) | в обратных слогах, берём все 10 гласных. | |||
в) | со стечением шт, шк, шл. | |||
3. | 1 | Закрепление звука в словах : шар, шапка, шарик, шахматисты, Маша, лошадка, аш – ваш, наш, карандаш, иш – катишь, тишь, ыш – камыш, малыш, шт – штаны, [штобы], штык, шк – школа, пешка, бабушка. | ||
4. | 1 | Закрепление звука во фразе. «Шапка да шубка – вот наш Мишутка»; «Наша Даша маленькая, у неё шубка аленькая»; «Два брюшка, четыре ушка, а зовут её – подушка». | ||
5. | 1 | Закрепление в тексте. «Что за игрушки у нашей Танюшки: подушки, хлопушки, кошки, мартышки, даже штанишки сшиты для мишки». | ||
6. | 1 | Произносительная дифференциация [с] - [ш]. Саша, шерсть, машинист, шесть. Саша тяпкой шишку сшиб. | ||
IX | 4 | Постановка и коррекция звука [ж] | Времена года | |
1. | 1 | Постановка звука [ж] | ||
2. | 1 | Закрепление звука [ж] а) в прямых слогах | ||
3. | 1 | б) в обратных слогах звука [ж], в словах и во фразах |
№№ п/п | Колич. часов | Содержание работы | Коррекция фонетико-фонематической стороны речи | Лексическая тема |
4. | 1 | Дифференциация [ш] - [ж] - [с] - [з] | ||
X | 2 | Постановка и коррекция звука [щ] | Ферма | |
1. | 1 | Постановка звука [щ] | ||
2. | 1 | Дифференциация звука [щ] | ||
XI | 3 | Постановка и коррекция звука [ч] | Насекомые | |
1. | 1 | Подготовительные упражнения, уточнение артикуляции | ||
2. | 2 | Закрепление звука [ч] а) в обратных слогах б) в прямых слогах | ||
XII | 4 | Дифференциация свистящих, шипящих и аффрикатов: [ч] – [ц] [ч] – [щ] [ц] – [ч] – [щ] [ш] – [ж] – [с] – [з] – [щ] – [ц] – [ч] | Развитие фонематических представлений. | Улица |
Календарно-тематическое планирование
по коррекции нарушений письменной речи и фонематической дислексии.
Литература:
- Логопедия : учебник для студ. дефектологич. фак-ов пед. вузов / ред. Л.С. Волкова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 704 с. - (Коррекционная педагогика);
- Лалаева, Раиса Ивановна .
Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников : Учеб. пособ. / Р.И. Лалаева. - СПб. : СОЮЗ, 2003. - 221 с. : рис
Количество часов - 60 ч, Количество часов в неделю – 2 ч.
Обследование состояния навыков письма и чтения учащихся: первые 2 недели сентября.
Планируемые результаты:
- Значительное снижение ошибок при чтении и письме;
- познавательные УУД - формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
- регулятивные УУД - волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Умение учиться и способность к организации своей деятельности Оценивание результатов своей работы на уроке и работы своих товарищей;
- коммуникативные УУД - потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог;
- личностные УУД - Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.
Психолого-педагогическая характеристика группы:
- не развиты графические навыки;
- низкий темп освоения школьных навыков и умений;
- отстаёт в развитии вербально-логическое мышление и произвольное зрительное внимание;
- нарушен фонематический анализ и синтез.
№№ п/п | Колич. часов | Содержание материала | Лексическая тема | Словарь | Планируемые результаты коррекции |
15 | I | ||||
Развитие кинестетических ощущений при различении звуков | Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её. Различать устную, письмен-ную речь и речь про себя. | ||||
1. | 2 | и - у | Комнатные растения | Фиалка, ирис, фикус, примула, гладиолус, кактус, календула. | |
2. | 2 | а - и | Улица | Витрина, дети, магазин, киоск, машина, улица, черепица, липа. | |
3. | 2 | о - у | Осень в парке | Клумба, пруд, утки, кусты, голуби, воробьи, вороны, гладиолусы, туман, август, лужа, дуб, лужок. | |
4. | 1 | э | Аэро - | Аэропорт, аэробика, аэродром, аэроплан. | |
5. | 1 | м - л | Магазин | Молоко, колбаса, масло, булка, мандарины, яблоки, хурма, изюм. | |
6. | 2 | с - т | Школа | Стол, стул, парта, доска, тетрадь, костюм, класс, стена, стенд, рисовать, писать. | |
7. | 2 | ж - д | |||
8. | 2 | ш - т | Одежда, обувь | Шорты, штаны, шаль, кашне, шапка, пальто, шуба, рубашка, платок, трусы, туфли, домашние тапочки. | |
9. | 1 | н - л |
№№ п/п | Колич. часов | Содержание материала | Лексическая тема | Словарь | Планируемые результаты коррекции |
30 | II | ||||
Слухопроизносительная дифференциация звуков | Отличать диалогическую речь от монологической. Использовать в речи диалог и монолог. Участвовать в учебном диалоге. Соблюдать в речи правила речевого этикета, оценивать свою речь на предмет её вежли-вости и доброжелательности по отношению к собеседнику. | ||||
1. | 2 | в - ф | Кафе. Выставка. | Кофе, зефир, конфеты, картофель-фри, суфле. | |
2. | 2 | з - с | Как животные и птицы готовятся к зиме. | Лес, заяц, лиса, сойка, сорока, барсук. | |
3. | 2 | ж - ш | |||
4. | 2 | б - п | Пасека. Бэмби. | Пчёлы, поле, пчеловод, подсолнух.. | |
5. | 2 | г - к | Ферма. | Гуси, куры, козы, утки, кони, коровы. | |
6. | 2 | д - т | Транспорт. Дорога. | Трамвай, троллейбус, автобус, такси. Железная дорога, аэродром, самолёт, поезда, ракета, космодром. | |
7. | 2 | с - ш | Красная Шапочка. | Сказка, лукошко, бабушка, избушка, лес, сороки, шишки, морошка, брусника. | |
8. | 2 | з - ж | Лужок. | Насекомые: жук, стрекоза. Жаба, жаворонок, жужжать, звонкий. | |
9. | 2 | ц - т | Сад, огород. | Нарцисс, | |
10. | 2 | ц - с | |||
11. | 2 | ч - ть | Весна. | ||
12. | 2 | ч - ш | Забота о малышах. | Машенька, Дашенька, Мишенька ..., читать, чистит, починить, расчесать, шуметь. | |
13. | 2 | ч - щ | Луг. | Порхающая бабочка, ящерица, пчела, поющий чиж, гуща, роща, кочка. | |
14. | 2 | ц - ч | Почта. | ||
15. | 2 | р - л | Кукольный театр. | "Буратино": папа Карло, Карабас Барабас, Артемон, Арлекин, Тортилла, Пьеро, Дуремар. |
№№ п/п | Колич. часов | Содержание материала | Лексическая тема | Словарь | Планируемые результаты коррекции |
10 | III | ||||
Понятие мягкости-твёр-дости согласного звука | |||||
1. | 2 | р -р' | Поход. | Рюкзак, костёр, ребята, привал, рыба, раки. | |
2. | 2 | л - л' | Животные и детёныши. | Лиса - лисята, лев - львята, олень - оленёнок, лягушка - лягушонок, лось - лосёнок. | |
3. | 2 | м - м' | |||
4. | 2 | в - в' | Весна. | Верба, ветер, ветка, вяз, трава, листва, воздух. | |
5. | 2 | п - п' | |||
5 | IV | ||||
1. | 1 | Формирование навыка чтения прямого откры-того слога с ориентировкой на последующую гласную. | Отличать текст от других записей по его признакам. Осмысленно читать текст. Определять тему и главную мысль текста. Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к задан-ному тексту. Составлять текст по заданной теме. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче. Передавать устно содержание прочитанного текста-образца или составленного текста. Создавать устный и письмен-ный текст в соответствии с пос-тавленной коммуникативной задачей. | ||
2. | 1 | Формирование навыка чтения закрытого слога. | |||
3. | 1 | Формирование навыка чтения слога со стечением согласных. | |||
4. | 2 | Автоматизация навыка чтения. |
Календарно-тематическое планирование
по коррекции сложной дисграфии, обусловленной ОНР
(IV уровень речевого развития).
Литература:
- Логопедия : учебник для студ. дефектологич. фак-ов пед. вузов / ред. Л.С. Волкова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 704 с. - (Коррекционная педагогика);
- Ефименкова, Людмила Николаевна .
Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов : Пособие для логопеда / Л.Н. Ефименкова. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 336 с. : ил. - (Коррекционная педагогика);
- Селиверстов, Владимир Ильич .
История логопедии : Медико-педагогические основы: Учеб. пособие для студ. вузов / В.И. Селиверстов ; МОСУ. - М. : Академический Проект, 2004. - 384 с. - (Gaudeamus).
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и преодоление их у младших школьников. М., 2005 г.
- Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. М., 2004 г.
Количество часов - 60 ч, Количество часов в неделю – 2 ч.
Обследование состояния письменной речи учащихся: первые 2 недели сентября.
Планируемые результаты:
- Значительное снижение ошибок при чтении и письме;
- познавательные УУД - формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
- регулятивные УУД - волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Умение учиться и способность к организации своей деятельности Оценивание результатов своей работы на уроке и работы своих товарищей;
- коммуникативные УУД - потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог;
- личностные УУД - формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.
Психолого-педагогическая характеристика группы:
- слабо сформированы пространственно-временные представления;
- затруднено словообразование и словоизменение;
- нарушен языковой анализ единиц речи.
№№ п/п | Этапы работы | Кол-во часов | Виды работ | Планируемые результаты коррекции |
1. | Анализ текста на предложения. | 10 | Прослушивание текстов и раскладывание картинок в нужной последовательности. | Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Составлять предложения из слов. Составлять (устно и письменно) ответы на вопросы. Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения. Писать слова в пред-ложении раздельно |
1.1. | С опорой на вспомогательные средства – таблицы, картинки, схемы. | 6 | Составление предложения по картинке. | |
1.2. | В речевом плане. | 2 | Составление схемы придуманного предложения. | |
1.3. | В умственном плане. | 2 | Запись предложения под нужной схемой: а) графически; б) целиком. | |
2.0. | Анализ предложений на слова. | 20 | ||
2.1. | Составление схемы по картинке и прослушанному тексту. | 4 | Используем метод альтернативных во-просов в сочетании с картинкой. Составление графической схемы пред-ложения, схемы деления предложения на слова. Запись предложения под схемой. | |
2.2. | Работа над предложениями с опорой на вспомогательные средства обучения. Использование графических схем. | 8 | ||
2.3. | Работа с предложением в речевом плане, без опоры на вспомогательные средства обучения. | 2 | ||
2.4. | Распространение предложений: - с опорой; - без опоры. | 2 2 | ||
2.5. | Анализ предложения во внутреннем плане. | 2 |
№№ п/п | Этапы работы | Кол-во часов | Виды работ | Планируемые результаты коррекции |
3.0. | Анализ слова. | 27 | ||
3.1. | Анализ односложного слова _о_ с опорой на вспомогательные средства обучения. | 1 | Выделение гласных, согласных из абсолютного начала или абсолютного конца слова. Составление схем, подбор своих примеров к схемам. Графические диктанты, расшифровка схем. Деление слов на слоги с мячом; шагая. | |
3.2. | Анализ односложного слова _о_ в речевом плане. | 1 | ||
3.3. | Анализ односложного слова _о_ в умст-венном плане. | 1 | ||
3.4. | Анализ двусложного слова с опорой на вспомогательные средства обучения. | 1 | ||
3.5. | «Музыка» слова (ударение). Тренировка в делении на слоги. | 3 | Определять количество в слове слогов. Клас-сифицировать слова по количеству в них слогов. Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения. Различать ударные и безударные слоги. Наблюдать над разноместностью и подвиж-ностью русского ударения. Составлять прос-тейшие слогоударные модели слов. Находить слова по заданной модели. Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова. Определять значение слова по толковому словарю. Объяснять лексическое значение слова. Находить в тексте незнакомые слова. В течение всего периода работы над словом используем слова из словаря для данного класса, группируя их по темам. Анализировать речевые высказывания с ис-пользованием в них языковых средств. | |
3.6. | Анализ и синтез двусложных слов _ о _ о в речевом плане. | 1 | ||
3.7. | Анализ и синтез двусложных слов _ о _ о в умственном плане. | 1 | ||
3.8. | Анализ трёхсложных слов _ о _ о _ о с опорой на вспомогательные средства обучения. | 2 | ||
3.9. | Анализ и синтез трёхсложных слов _ о _ о _ о в речевом плане. | 1 | ||
3.10. | Анализ и синтез трёхсложных слов _ о _ о _ о в умственном плане. | 1 | ||
3.11. | Анализ и синтез двусложных слов со стечением согласных _ _ о _ о, _ _ о _ _ о, _ о _ _ о с опорой на вспомогательные средства обучения. | 3 | ||
3.12. | Анализ и синтез двусложных слов со стечением согласных _ _ о _ о, _ _ о _ _ о, _ о _ _ о в речевом плане. | 1 | ||
3.13. | Анализ и синтез двусложных слов со стечением согласных _ _ о _ о, _ _ о _ _ о, _ о _ _ о во внутреннем плане. | 1 |
№№ п/п | Этапы работы | Кол-во часов | Виды работ | Планируемые результаты коррекции |
3.14. | Анализ односложных слов со стечением согласных _ _ о_, _ о _ _, _ _ о _ _ с опорой на вспомогательные средства обучения. | 2 | Не забываем правило: «Сколько в слове гласных, столько и слогов». | |
3.15. | Анализ односложных слов со стечением согласных _ _ о_, _ о _ _, _ _ о _ _ в речевом плане. | 1 | ||
3.16. | Анализ односложных слов со стечением согласных _ _ о_, _ о _ _, _ _ о _ _ во внутреннем плане. | 1 | ||
3.17. | Анализ и синтез больших трёхсложных слов со стечением согласных _ о _ _ о _ о, _ _ о _ о_ о, _ _ о _ _ о _ о, _ _ о _ _ о _ _ о с опорой на вспомогатель-ные средства обучения. | 3 | ||
3.18. | Анализ и синтез больших трёхсложных слов со стечением согласных _ о _ _ о _ о, _ _ о _ о_ о, _ _ о _ _ о _ о, _ _ о _ _ о _ _ о в речевом плане. | 1 | ||
3.19. | Анализ и синтез больших трёхсложных слов со стечением согласных _ о _ _ о _ о, _ _ о _ о_ о, _ _ о _ _ о _ о, _ _ о _ _ о _ _ о во внутреннем плане. | 1 |
№№ п/п | Этапы работы | Кол-во часов | Виды работ | Планируемые результаты коррекции |
4.0. | Анализ слога. Работа с буквой. | 3 | Поэтапно, в соответствии с пунктом 3. | Различать звуки и буквы. Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуко-вое и буквенное обозначения слова. Наблюдать модели слов (звуковые и буквенные), анализиро-вать их. Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите. Называть буквы правильно и рас-полагать их в алфавитном порядке. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают. Определять положение заданной буквы в ал-авите: ближе к концу, к середине, к началу, на-зывать соседние буквы по отношению к задан-ной. |
4.1. | Формирование устойчивых речезрительных функций на согласные буквы. | 3 |
УМК:
А.И.Богомолова. Логопедическое пособие для занятий с детьми. СПб. «Библиополис» 1994.
М.Ю.Полникова. Дидактическая тетрадь по русскому языку. 1 – 4 класс. СПб. СМИО Пресс. 2010.
Л.Н.Ефименкова. Дидактический материал по коррекции письменной речи. 1,2,3 выпуск. г.Кимры. «Книголюб». 2003.
Л.Н.Ефименкова. Пособие для логопеда «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». М. «Владос». 2003.
И.Н.Садовникова. «Нарушение письменной речи у младших школьников». М. «Просвещение». 2003.
М.Б.Успенский, Л.П.Успенская. «Правильно, складно, красиво учимся мы говорить». СПб. «Специальная литература». 2004.
Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы
Методическое пособие
Книга для учителя «Работа с трудными словами в начальной школе»
Сборник диктантов и самостоятельных работ
Раздаточный материал
Авторские и лицензионные компьютерные программы для коррекции нарушений устной и письменной речи.
Сайт «Начальная школа»:
http:// 1-4. ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционного обучения младших школьников с нарушениями речи для группы учащихся, имеющих ошибки дисорфографического характера (3-4 класс)
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МОСКВЫСЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Государственное бюджетное учреждение гимназия №1573...
Рабочая программа реализации здоровьесберегающих технологий на коррекционных логопедических занятиях с учащимися начальной школы, имеющих нарушения речи.
Департамент образования г. МосквыСеверо-восточное окружное управление образованияГосударственное бюджетное образовательное учреждениеЦентр Образования № 1490Утверждаю:Директор ГБОУ ЦО № 1490...
Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса с тяжелыми нарушениями речи
Грамотное письмо, четко и образно сформулированные мысли -показатель культурного уровня человека. Безграмотно составленные документы, деловые письма и другие бумаги часто служат камнем преткновения в ...
Пояснительная записка к рабочей программе " Коллективное творчество детей с нарушениями речи"
СоставительВоспитатель ГБОУ Школа №2124 СП28 И.Н.СазоноваВысшая квалификационная категория Пояснительная записка к рабочей программеКоллективное творчество детей с нарушением речи.Развитие у дете...
Рабочая программа по развитию речи. Класс 3 «В» (с тяжелыми нарушениями речи).
Рабочая программа по предмету «Развитие речи» на 2016-2017 учебный год.Данный тип программы выбран для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом возрастных особенностей детей.. Рабочая пр...
Рабочая программа по курсу: "Коррекция устной и письменной речи обучающихся с тяжелыми нарушениями речи", вариант 5.2. 1 класс
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекция устной и письменной речи обучающихся с задержкой психического развития» 1 класса разработана в соответствии с требованиями федерального го...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Исправление речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях логопункта»
Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамма...