Рабочая программа "Коррекция нарушений речи"
рабочая программа по логопедии на тему

Борисова Татьяна Васильевна

Рабочая программа "Коррекция нарушений устной и письменной речи" на 2014-2015 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_skorrektir.doc343.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 163
Центрального района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДАЮ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Коррекция нарушений устной и письменной речи»

Составитель: Т.В.Борисова

учитель-логопед высшей

квалификационной категории

Санкт-Петербург

2014

Пояснительная записка

 

В соответствии с «Конвенцией о правах ребёнка» и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» каждому ребёнку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учётом его индивидуальных особенностей.

На основании диагностических методик (Волковой Л.С., Левиной Р.Е., Хватцева М.Е., Ковшикова В.А.), направленных на выявление речевых процессов у детей от 6 до 10 лет, был сделан вывод, что у младших школьников низок уровень речевого развития.

У 75% нарушено звукопроизношение.

У 90% низкий уровень активного и пассивного словаря.

У 80% нарушены или не до конца сформированы фонематические процессы.

У 20% школьников имеются специфические ошибки чтения и письма (дислексия и дисграфия).

У 90% низкий уровень развития общей моторики.

Анализ медицинских карт показал. Что 70% детей выставлен диагноз СДВГ, ППЦНС. ОНР разного уровня со стёртой формой дизартрии у 65%, с ЗПР – у 15%.

Рабочая программа по коррекции устной и письменной речи разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной образовательной программы по русскому языку, программы по русскому языку для 1-4 классов Канакиной В.П.. ГорецкогоВ.Г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Корректировка программы была произведена на основе

  • обследования устной и письменной речи учащихся начальных классов логопедом школы,,
  • на основе рекомендаций психолого-педагогического обследования  по оптимизации процесса уровня точности внимания и скорости переработки информации учащимися начальных классов 163 школы (2013-2014 учебного года),
  • рекомендаций психолога центра «Развитие»,
  • анализа итоговых работ, проведённых в 4-ой четверти в начальных классах в соответствии с письмом Комитета по образованию «О мониторинге реализации ФГОС начального общего образования» от 14.02.2012 г. № 01-16-469/12-0-0, методических рекомендаций педагогам.

Содержание коррекционной работы учителя-логопеда направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

В результате исследования речи, чтения, письма учащихся начальных классов школы № 163 было выявлено 44 ученика нуждающихся в помощи логопеда. На основании обследования были сформированы восемь групп и шесть учащихся получают индивидуальную помощь. Семь человек нуждаются в коррекции устной речи, все они выпускники речевых детских садов. Остальные учащиеся нуждаются в коррекции письменной речи.

Общая причина нарушений письма – недостаточность развития понимания разнообразных соотношений элементов данной языковой системы. Такими элементами являются фонемы.

Недостаточность фонематического анализа особенно сказывается в случаях оппозиционных звуков, приводит к замене одних букв другими (это иногда наблюдается и в норме), к пропускам одного из таких смежных звуков(свело – сверло, лапа - лампа). Многие ошибки происходят под влиянием наиболее сильных в том или ином отношении слуховых раздражителей, исходящих от одного из звуков слова. Часто это ударный слог, с соответствующей буквы начинается механическое складывание букв – бухштабирование (шбка – пушка, катус – рука). Недифференцированность слуховых восприятий звукового состава слова ведёт и к необычным искажениям фраз (карека – скоро будет ёлка).

Содержание материала логопедических занятий с детьми, страдающими данным видом дисграфии, должно опережать изучение соответствующего материала на уроках. Задача логопеда – закрепить тот уровень звукового анализа и синтеза, с которым учащийся пришёл на логопедические занятия, а затем постепенно подвести его к усвоению более сложных форм анализа и синтеза.

Целями коррекционной работы учителя-логопеда в начальной школе являются:

  • коррекция нарушений устной и письменной речи;
  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
  • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Общая характеристика курса

Программа направлена на реализацию средствами коррекции основных образовательных задач:

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуникативных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения языка:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Календарно-тематическое планирование

по коррекции фонетико-фонематических нарушений.

(аналогично проводится работа по коррекции ротацизма, ламбдацизма)

Литература:

  • Логопедия : учебник для студ. дефектологич. фак-ов пед. вузов / ред. Л.С. Волкова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 704 с. - (Коррекционная педагогика);
  • Фотекова, Татьяна Анатольевна .

Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников / Т.А. Фотекова. - М. : АРКТИ, 2000. - 56 с. : ил. - (Б-ка практикующего логопеда).

  • Богомолова А.И. «Логопедические занятия для детей дошкольного возраста». С-Пб, 2004 г.

Количество часов - 60 ч, Количество часов в неделю – 2 ч.

Обследование речи учащихся: первые 2 недели сентября и последние 2 недели мая.

Планируемые результаты:

  • чистая устная речь;
  • познавательные УУД - формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
  • регулятивные УУД - волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию. Умение учиться и способность к организации своей деятельности Оценивание результатов своей работы на уроке и работы своих товарищей;
  • коммуникативные УУД - потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог;
  • личностные УУД - Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.

Психолого-педагогическая характеристика группы:

  • недоразвитие восприятия, фонематического слуха, звуко-буквенного анализа и синтеза;
  • несформированность фонематических представлений;
  • нарушения артикуляторной моторики;
  • развитие памяти не соответствует возрасту;
  • концентрация внимания снижена;
  • низкая адаптация к школе.

№№

п/п

Колич. часов

Содержание работы

Коррекция фонетико-фонематической стороны речи

Лексическая тема

I

8

Обследование учащихся и формирование группы. Исследование психомоторных функций, уровня подготовки к школе.

Изучение возможностей общей и речевой моторики в игровой деятельности, сформи-рованности слухо-различительных функций.

Знакомство с кабинетом и привитие санитарно-гигиенических навыков

1.

2

Развитие психических  функций.

Школа

2.

1

Развитие дыхания и голоса.

Выработка правильной воздушной струи; произнесение звукосочетаний и - э - о - у - а - ы   и др., стихов, потешек  с движением рук.

3.

1

Развитие общей артикуляторной моторики.

4.

4

Развитие специальной для каждого звука артикуля-торной моторики.

Формирование элементарного фонематического анализа.

Игрушки

II

3

Развитие мелкой моторики.

Повторение определённых манипуляций ладо-нями и пальцами. Развитие умения обводить трафареты и др.

Загадки и стихотворения из «Пальчиковой гимнастики»

III

17

Формирование аналитико-синтетической деятель-ности учащихся и их звукопроизношения.

1.

1

Звук и буква  Аа

Дети рисуют и лепят

2.

1

Звук и буква  Уу

3.

1

Звук и буква  Оо

4.

1

Звук и буква  Мм

5.

7

Постановка и коррекция звука  [с]

Специальная артикуляторная гимнастика для звука  [с]. Включение [с] в слоги, слова по традиционной схеме.

а)

1

развитие речеслухового анализатора;

работа над синтезом.

на фоне слогов  ам, ет, сам  подъём руки, на фоне слова: [с] – хлопок.

Столовая

б)

1

развитие фонематического восприятия;

работа над синтезом.

определение места звука в слове, какой по счёту звук, какие звуки рядом (впереди, после).

в)

1

развитие фонематического анализа и синтеза

1 звук [н], 2 звука [о], 3 звука [с] - что это за слово? Определяется словами.

г)

1

развитие фонематических представлений.

работа по картинкам.

№№

п/п

Колич. часов

Содержание работы

Коррекция фонетико-фонематической стороны речи

Лексическая тема

д)

3

развитие речедвигательного анализатора:

- Первая серия упражнений на распластывание языка:

1. Жевать язык губами «пя-пя-пя», язык становится мягким, упругим.

2. Жевать язык зубами «тя-тя-тя», язык массируется.

3. Петь звук «и-и-и». Внимание фиксируется на том, что боковые края языка касаются верхних зубов.

4. Жевать боковые края языка.

- Вторая серия упражнений. Упражнения для языка:

1. «Горочка» за нижними зубами - «Киска сердится».

2. «Мостик» построить-разрушить (то «с», то «а»).

3. Язык трубочкой.

- Третья серия упражнений для выработки централь-ной воздушной струи:

1. Язык трубочкой – выдохнуть ветер.

2. Различные виды дутья на высунутый плоский язык. Используются колпачки, пузырики, ватка на кисточке и т.д.

3. Дутьё через свёрнутый желобочком язык (струя сильная, холодная).

4. Дутьё через язык мостиком.

5. Дутьё на ватку или вертушку через звук [ф].

- Четвёртая серия упражнений даётся, если у ребёнка слабо развита мускулатура губ:

1. Улыбочка – трубочка.

2. Рот открыт – «а».

3. Чередование движений от «а» к «и», от «и» к «у» и обратно.

4. Плавный переход «иаоу» и обратно.

На первом этапе работы со звуком – звук не произносится.

Виды работ «а – д» проходят через все занятия.

1 занятие – 20-25 мин., последнее занятие – 3-5 мин.

№№

п/п

Колич. часов

Содержание работы

Коррекция фонетико-фонематической стороны речи

Лексическая тема

6.

1

Постановка звука [с]:

а) мостик за нижними зубами;

б) дутьё.

Домашние животные

7.

1

Закрепление звука в слоге:

а) в прямых   а,  ы,  э,  о,  у;

б) в обратных с буквой: ас, ис, яс;

в) со стечением: ст, ск, сп, св, сл.

сначала – шёпотом,

потом – отрывисто,

в норме.

Дикие животные

8.

1

Закрепление звука в слове.

Идёт параллельно со слогом.

Начинается с обратных слогов  оса;

- прямые слоги: сад, сам, сыр;

- двусложные: сами, сани, сало, сахар;

- двусложные в безударном положении: сарай, салют, салат, сапог;

- трёхсложные слова;

- слог на конце слова: лиса, чудеса;

- слог в середине слова: посадка, массаж. Отрабатываем  со-…;

- слова со стечением.

Работа над вопросами:

Кто это?

Что это?

9.

1

Закрепление звука во фразе, идёт параллельно со словом.

10.

1

Закрепление звука в тексте.

11.

1

Закрепление звука в самостоятельной речи.

IV

3

Произносительная дифференциация, если есть другие звуки.

1.

1

Смягчение.

Детёныши животных

2.

1

Постановка и коррекция звука [с’]

3.

1

Произносительная дифференциация [с] - [с’]

V

2

Постановка и коррекция звука [з]

Фрукты и ягоды

VI

3

Произносительная дифференциация [з] - [з’] - [с] - [с’]

Овощи

№№

п/п

Колич. часов

Содержание работы

Коррекция фонетико-фонематической стороны речи

Лексическая тема

VII

5

Постановка и коррекция звука [ц]

Сад, огород

1.

2

Постановка от обратных слогов

ат + с

звук [с] звучит как можно короче (сдуть бумажку с языка).

от + с

от + с

2.

2

Отрабатываются прямые слоги.

3.

1

Дифференциация звуков [ц] - [т] - [с]

VIII

6

Постановка и коррекция звука [ш].

1.

а)

б)

в)

1

Нормальная артикуляция:

губы слегка вытянуты вперёд в форму 4-угольной воронки, зубы сближены на расстояние 1,0 – 1,5 мм, язык – кончик и передняя часть подняты по направ-лению границы между альвеолами и твёрдым нёбом. Задняя часть поднята, боковые края плотно прижа-ты к боковым зубам = чашечка. Мягкое нёбо поднято, голосовые связки разомкнуты, не вибрируют.

развитие речеслухового анализатора (по схеме);

развитие речедвигательного анализатора (гимнастика);

постановка звука:

- «чашечка» за верхними зубами;

- рот открыт, чтобы были видны все зубы;

- губы воронкой;

- подуть на предмет, контролируя рукой тёплый ветерок  .

Упражнения для губ:

  1. «зайчик» - подъём верхней губы;
  2. опускание нижней губы;
  3. чередование;
  4. «воротики»;
  5. чередование – «воротики» - успокоить ротик.

Упражнения для языка:

  1. на распластывание;
  2. подъём передней части языка:

а) положить язык на верхнюю губу, оторвав от нижней;

б) «поздороваться» с носиком;

в) «облизать варенье» широким языком;

г) кончиком языка посчитать верхние и нижние зубы;

д) «мостики» - язык то за нижними, то за верхними зубами;

е) «чашечка» снаружи;

ж) «чашечка» то снаружи, то внутри;

з) выработка центральной воздушной струи.

№№

п/п

Колич. часов

Содержание работы

Коррекция фонетико-фонематической стороны речи

Лексическая тема

2.

1

Закрепление звука [ш] в слогах :

а)

в прямых слогах

а          сначала шёпотом,

ы         отрывая гласную, 

э          присоединяя гласную

о          к согласной голосом.

у

Формирование фонематического восприятия.

б)

в обратных слогах, берём все 10 гласных.

в)

со стечением   шт,  шк,  шл.

3.

1

Закрепление звука в словах :

шар, шапка, шарик, шахматисты, Маша, лошадка,

аш – ваш, наш, карандаш,

иш – катишь, тишь,

ыш – камыш, малыш,

шт – штаны, [штобы], штык,

шк – школа, пешка, бабушка.

4.

1

Закрепление звука во фразе.

«Шапка да шубка – вот наш Мишутка»;

«Наша Даша маленькая, у неё шубка аленькая»;

«Два брюшка, четыре ушка, а зовут её – подушка».

5.

1

Закрепление в тексте.

«Что за игрушки у нашей Танюшки: подушки, хлопушки, кошки, мартышки, даже штанишки сшиты для мишки».

6.

1

Произносительная дифференциация [с] - [ш].

Саша, шерсть, машинист, шесть.

Саша тяпкой шишку сшиб.

IX

4

Постановка и коррекция звука [ж]

Времена года

1.

1

Постановка звука [ж]

2.

1

Закрепление звука [ж]

а) в прямых слогах

3.

1

б) в обратных слогах звука [ж], в словах и во фразах

№№

п/п

Колич. часов

Содержание работы

Коррекция фонетико-фонематической стороны речи

Лексическая тема

4.

1

Дифференциация [ш] - [ж] - [с] - [з]

X

2

Постановка и коррекция звука [щ]

Ферма

1.

1

Постановка звука [щ]

2.

1

Дифференциация звука [щ]

XI

3

Постановка и коррекция звука [ч]

Насекомые

1.

1

Подготовительные упражнения, уточнение артикуляции

2.

2

Закрепление звука [ч]

а) в обратных слогах

б) в прямых слогах

XII

4

Дифференциация свистящих, шипящих и аффрикатов:

[ч] – [ц]

[ч] – [щ]

[ц] – [ч] – [щ]

[ш] – [ж] – [с] – [з] – [щ] – [ц] – [ч]

Развитие фонематических представлений.

Улица

Календарно-тематическое планирование

по коррекции нарушений письменной речи и фонематической дислексии.

Литература:

  • Логопедия : учебник для студ. дефектологич. фак-ов пед. вузов / ред. Л.С. Волкова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 704 с. - (Коррекционная педагогика);
  • Лалаева, Раиса Ивановна .

Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников : Учеб. пособ. / Р.И. Лалаева. - СПб. : СОЮЗ, 2003. - 221 с. : рис

Количество часов - 60 ч, Количество часов в неделю – 2 ч.

Обследование состояния навыков письма и чтения учащихся: первые 2 недели сентября.

Планируемые результаты:

  • Значительное снижение ошибок при чтении и письме;
  • познавательные УУД - формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
  • регулятивные УУД - волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию. Умение учиться и способность к организации своей деятельности Оценивание результатов своей работы на уроке и работы своих товарищей;
  • коммуникативные УУД - потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог;
  • личностные УУД - Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.

Психолого-педагогическая характеристика группы:

  • не развиты графические навыки;
  • низкий темп освоения школьных навыков и умений;
  • отстаёт в развитии вербально-логическое мышление и произвольное зрительное внимание;
  • нарушен фонематический анализ и синтез.

№№

п/п

Колич. часов

Содержание материала

Лексическая тема

Словарь

Планируемые результаты коррекции

15

I

Развитие кинестетических ощущений при различении звуков

    Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её.

    Различать устную, письмен-ную речь и речь про себя.

1.

2

и - у

Комнатные растения

Фиалка, ирис, фикус, примула, гладиолус, кактус, календула.

2.

2

а - и

Улица

Витрина, дети, магазин, киоск, машина, улица, черепица, липа.

3.

2

о - у

Осень в парке

Клумба, пруд, утки, кусты, голуби, воробьи, вороны, гладиолусы, туман, август, лужа, дуб, лужок.

4.

1

э

Аэро -

Аэропорт, аэробика, аэродром, аэроплан.

5.

1

м - л

Магазин

Молоко, колбаса, масло, булка, мандарины, яблоки, хурма, изюм.

6.

2

с - т

Школа

Стол, стул, парта, доска, тетрадь, костюм, класс, стена, стенд, рисовать, писать.

7.

2

ж - д

8.

2

ш - т

Одежда, обувь

Шорты, штаны, шаль, кашне, шапка, пальто, шуба, рубашка, платок, трусы, туфли, домашние тапочки.

9.

1

н - л

№№

п/п

Колич. часов

Содержание материала

Лексическая тема

Словарь

Планируемые результаты коррекции

30

II

Слухопроизносительная дифференциация звуков

    Отличать диалогическую речь от монологической.

    Использовать в речи диалог и монолог. Участвовать в учебном диалоге.

    Соблюдать в речи правила речевого этикета, оценивать свою речь на предмет её вежли-вости и доброжелательности по отношению к собеседнику.

1.

2

в - ф

Кафе. Выставка.

Кофе, зефир, конфеты, картофель-фри, суфле.

2.

2

з - с

Как животные и птицы готовятся к зиме.

Лес, заяц, лиса, сойка, сорока, барсук.

3.

2

ж - ш

4.

2

б - п

Пасека. Бэмби.

Пчёлы, поле, пчеловод, подсолнух..

5.

2

г - к

Ферма.

Гуси, куры, козы, утки, кони, коровы.

6.

2

д - т

Транспорт. Дорога.

Трамвай, троллейбус, автобус, такси. Железная дорога, аэродром, самолёт, поезда, ракета, космодром.

7.

2

с - ш

Красная Шапочка.

Сказка, лукошко, бабушка, избушка, лес, сороки, шишки, морошка, брусника.

8.

2

з - ж

Лужок.

Насекомые: жук, стрекоза. Жаба, жаворонок, жужжать, звонкий.

9.

2

ц - т

Сад, огород.

Нарцисс,

10.

2

ц - с

11.

2

ч - ть

Весна.

12.

2

ч - ш

Забота о малышах.

Машенька, Дашенька, Мишенька ..., читать, чистит, починить, расчесать, шуметь.

13.

2

ч - щ

Луг.

Порхающая бабочка, ящерица, пчела, поющий чиж, гуща, роща, кочка.

14.

2

ц - ч

Почта.

15.

2

р - л

Кукольный театр.

"Буратино": папа Карло, Карабас Барабас, Артемон, Арлекин, Тортилла, Пьеро, Дуремар.

№№

п/п

Колич. часов

Содержание материала

Лексическая тема

Словарь

Планируемые результаты коррекции

10

III

    Понятие мягкости-твёр-дости согласного звука

1.

2

р -р'

Поход.

Рюкзак, костёр, ребята, привал, рыба, раки.

2.

2

л - л'

Животные и детёныши.

Лиса - лисята, лев - львята, олень - оленёнок, лягушка - лягушонок, лось - лосёнок.

3.

2

м - м'

4.

2

в - в'

Весна.

Верба, ветер, ветка, вяз, трава, листва, воздух.

5.

2

п - п'

5

IV

1.

1

    Формирование навыка чтения прямого откры-того слога с ориентировкой на последующую гласную.

   Отличать текст от других записей по его признакам. Осмысленно читать текст. Определять тему и главную мысль текста.

   Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к задан-ному тексту.

   Составлять текст по заданной теме.

   Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче.

   Передавать устно содержание прочитанного текста-образца или составленного текста.

   Создавать устный и письмен-ный текст в соответствии с пос-тавленной коммуникативной задачей.

2.

1

    Формирование навыка чтения закрытого слога.

3.

1

    Формирование навыка чтения слога со стечением согласных.

4.

2

    Автоматизация навыка чтения.

Календарно-тематическое планирование

по коррекции сложной дисграфии, обусловленной ОНР

(IV уровень речевого развития).

Литература:

  • Логопедия : учебник для студ. дефектологич. фак-ов пед. вузов / ред. Л.С. Волкова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 704 с. - (Коррекционная педагогика);
  • Ефименкова, Людмила Николаевна .

Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов : Пособие для логопеда / Л.Н. Ефименкова. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 336 с. : ил. - (Коррекционная педагогика);

  • Селиверстов, Владимир Ильич .

История логопедии : Медико-педагогические основы: Учеб. пособие для студ. вузов / В.И. Селиверстов ; МОСУ. - М. : Академический Проект, 2004. - 384 с. - (Gaudeamus).

  • Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и преодоление их у младших школьников. М., 2005 г.
  • Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. М., 2004 г.

Количество часов - 60 ч, Количество часов в неделю – 2 ч.

Обследование состояния письменной речи учащихся: первые 2 недели сентября.

Планируемые результаты:

  • Значительное снижение ошибок при чтении и письме;
  • познавательные УУД - формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
  • регулятивные УУД - волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию. Умение учиться и способность к организации своей деятельности Оценивание результатов своей работы на уроке и работы своих товарищей;
  • коммуникативные УУД - потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог;
  • личностные УУД - формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.

Психолого-педагогическая характеристика группы:

  • слабо сформированы пространственно-временные представления;
  • затруднено словообразование и словоизменение;
  • нарушен языковой анализ единиц речи.

№№

п/п

Этапы работы

Кол-во часов

Виды работ

Планируемые результаты коррекции

1.

Анализ текста на предложения.

10

Прослушивание текстов и раскладывание картинок в нужной последовательности.

    Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения.

    Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Составлять предложения из слов. Составлять (устно и письменно) ответы на вопросы.

    Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения. Писать слова в пред-ложении раздельно

1.1.

С опорой на вспомогательные средства – таблицы, картинки, схемы.

6

Составление предложения по картинке.

1.2.

В речевом плане.

2

Составление схемы придуманного предложения.

1.3.

В умственном плане.

2

Запись предложения под нужной схемой:

а) графически;

б) целиком.

2.0.

Анализ предложений на слова.

20

2.1.

Составление схемы по картинке и прослушанному тексту.

4

    Используем метод альтернативных во-просов в сочетании с картинкой.

    Составление графической схемы пред-ложения, схемы деления предложения на слова.

    Запись предложения под схемой.

2.2.

Работа над предложениями с опорой на вспомогательные средства обучения. Использование графических схем.

8

2.3.

Работа с предложением в речевом плане, без опоры на вспомогательные средства обучения.

2

2.4.

Распространение предложений:

- с опорой;

- без опоры.

2

2

2.5.

Анализ предложения во внутреннем плане.

2

№№

п/п

Этапы работы

Кол-во часов

Виды работ

Планируемые результаты коррекции

3.0.

Анализ слова.

27

3.1.

Анализ односложного слова _о_ с опорой на вспомогательные средства обучения.

1

Выделение гласных, согласных из абсолютного начала или абсолютного конца слова.

    Составление схем, подбор своих примеров к схемам.

    Графические диктанты, расшифровка схем.

Деление слов на слоги с мячом; шагая.

3.2.

Анализ односложного слова _о_ в речевом плане.

1

3.3.

Анализ односложного слова _о_ в умст-венном плане.

1

3.4.

Анализ двусложного слова  с опорой на вспомогательные средства обучения.

1

3.5.

«Музыка» слова (ударение).

Тренировка в делении на слоги.

3

    Определять количество в слове слогов. Клас-сифицировать слова по количеству в них слогов.

    Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения.

    Различать ударные и безударные слоги.

    Наблюдать над разноместностью и подвиж-ностью русского ударения. Составлять прос-тейшие слогоударные модели слов. Находить слова по заданной модели.

    Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова.

    Определять значение слова по толковому словарю. Объяснять лексическое значение слова. Находить в тексте незнакомые слова.

    В течение всего периода работы над словом используем слова из словаря для данного класса, группируя их по темам.

    Анализировать речевые высказывания с ис-пользованием в них языковых средств.

3.6.

Анализ и синтез двусложных слов _ о _ о в речевом плане.

1

3.7.

Анализ и синтез двусложных слов _ о _ о в умственном плане.

1

3.8.

Анализ трёхсложных слов _ о _ о _ о   с опорой на вспомогательные средства обучения.

2

3.9.

Анализ    и    синтез    трёхсложных    слов _ о _ о _ о    в речевом плане.

1

3.10.

Анализ    и    синтез    трёхсложных    слов _ о _ о _ о    в умственном плане.

1

3.11.

Анализ и синтез двусложных слов со стечением согласных _ _ о _ о, _ _ о _ _ о, _ о _ _ о  с опорой на вспомогательные средства обучения.

3

3.12.

Анализ и синтез двусложных слов со стечением согласных _ _ о _ о, _ _ о _ _ о, _ о _ _ о  в речевом плане.

1

3.13.

Анализ и синтез двусложных слов со стечением согласных _ _ о _ о, _ _ о _ _ о, _ о _ _ о  во внутреннем плане.

1

№№

п/п

Этапы работы

Кол-во часов

Виды работ

Планируемые результаты коррекции

3.14.

Анализ односложных слов со стечением согласных _ _ о_, _ о _ _, _ _ о _ _ с опорой на вспомогательные средства обучения.

2

Не забываем правило: «Сколько в слове гласных, столько и слогов».

3.15.

Анализ односложных слов со стечением согласных _ _ о_, _ о _ _, _ _ о _ _  в речевом плане.

1

3.16.

Анализ односложных слов со стечением согласных _ _ о_, _ о _ _, _ _ о _ _  во внутреннем плане.

1

3.17.

Анализ и синтез больших трёхсложных слов со стечением согласных

 _ о _ _ о _ о, _ _ о _ о_ о, _ _ о _ _ о _ о,              _ _ о _ _ о _ _ о с опорой на вспомогатель-ные средства обучения.

3

3.18.

Анализ и синтез больших трёхсложных слов со стечением согласных

 _ о _ _ о _ о, _ _ о _ о_ о,   _ _ о _ _ о _ о, _ _ о _ _ о _ _ о   в речевом плане.

1

3.19.

Анализ и синтез больших трёхсложных слов со стечением согласных

_ о _ _ о _ о, _ _ о _ о_ о, _ _ о _ _ о _ о,              _ _ о _ _ о _ _ о во внутреннем плане.

1

№№

п/п

Этапы работы

Кол-во часов

Виды работ

Планируемые результаты коррекции

4.0.

Анализ слога. Работа с буквой.

3

Поэтапно, в соответствии с пунктом 3.

    Различать звуки и буквы.

    Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуко-вое и буквенное обозначения слова. Наблюдать модели слов (звуковые и буквенные), анализиро-вать их.

    Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите. Называть буквы правильно и рас-полагать их в алфавитном порядке.

    Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают.

    Определять положение заданной буквы в ал-авите: ближе к концу, к середине, к началу, на-зывать соседние буквы по отношению к задан-ной.

4.1.

Формирование устойчивых речезрительных функций на согласные буквы.

3

УМК:

А.И.Богомолова. Логопедическое пособие для занятий с детьми. СПб. «Библиополис» 1994.

М.Ю.Полникова. Дидактическая тетрадь по русскому языку. 1 – 4 класс. СПб. СМИО Пресс. 2010.

Л.Н.Ефименкова. Дидактический материал по коррекции письменной речи. 1,2,3 выпуск. г.Кимры. «Книголюб». 2003.

Л.Н.Ефименкова. Пособие для логопеда «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». М. «Владос». 2003.

И.Н.Садовникова. «Нарушение письменной речи у младших школьников». М. «Просвещение». 2003.

М.Б.Успенский, Л.П.Успенская. «Правильно, складно, красиво учимся мы говорить». СПб. «Специальная литература». 2004.

Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы

Методическое пособие

Книга для учителя «Работа с трудными словами в начальной школе»

Сборник диктантов и самостоятельных работ

Раздаточный материал

Авторские и лицензионные компьютерные программы для коррекции нарушений устной и письменной речи.

Сайт «Начальная школа»:

http:// 1-4. ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционного обучения младших школьников с нарушениями речи для группы учащихся, имеющих ошибки дисорфографического характера (3-4 класс)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МОСКВЫСЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ  Государственное бюджетное учреждение гимназия №1573...

Рабочая программа реализации здоровьесберегающих технологий на коррекционных логопедических занятиях с учащимися начальной школы, имеющих нарушения речи.

Департамент образования г. МосквыСеверо-восточное окружное управление образованияГосударственное бюджетное образовательное учреждениеЦентр Образования № 1490Утверждаю:Директор ГБОУ ЦО № 1490...

Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса с тяжелыми нарушениями речи

Грамотное письмо, четко и образно сформулированные мысли -показатель культурного уровня человека. Безграмотно составленные документы, деловые письма и другие бумаги часто служат камнем преткновения в ...

Пояснительная записка к рабочей программе " Коллективное творчество детей с нарушениями речи"

СоставительВоспитатель ГБОУ Школа №2124 СП28 И.Н.СазоноваВысшая квалификационная категория Пояснительная записка к рабочей программеКоллективное творчество детей с нарушением речи.Развитие у дете...

Рабочая программа по развитию речи. Класс 3 «В» (с тяжелыми нарушениями речи).

Рабочая программа по предмету «Развитие речи» на 2016-2017 учебный год.Данный тип программы выбран для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом возрастных особенностей детей.. Рабочая пр...

Рабочая программа по курсу: "Коррекция устной и письменной речи обучающихся с тяжелыми нарушениями речи", вариант 5.2. 1 класс

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекция устной и письменной речи обучающихся с задержкой психического развития» 1 класса разработана в соответствии с требованиями федерального го...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Исправление речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях логопункта»

Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамма...