Рабочая программа реализации здоровьесберегающих технологий на коррекционных логопедических занятиях с учащимися начальной школы, имеющих нарушения речи.
рабочая программа по логопедии на тему
Департамент образования г. Москвы
Северо-восточное окружное управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Центр Образования № 1490
Утверждаю:
Директор ГБОУ ЦО № 1490
Сухих В.Ф.
Рабочая программа реализации здоровьесберегающих технологий на коррекционных логопедических занятиях с учащимися начальной школы, имеющих нарушения речи
На 20../ 20.. учебный год
Учитель-логопед Морозова Т.И.
Пояснительная записка.
Здоровьеберегающие технологии позволяют решить вопросы укрепления и сохранения здоровья ребёнка в процессе обучения, и включает в себя направлении: профилактика, коррекция и реабилитация (Холмогорова Н.В.).
Здоровьесберегающие технологии учитывают состояние здоровья каждого ребёнка и позволяют выстроить систему обучения детей индивидуализировано. Организовать учебный процесс следует таким браом, чтобы усвоение лечебного материала позволяло ребёнку обучаться без вреда для здоровья. Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых нарушений, но и личности детей в целом. Среди учащихся с нарушениями речи высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данной категорией детей, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрительных нарушений, логоритмику.
Общая характеристика учащихся, зачисленных на логопедические занятия.
На логопедические занятия зачисляются учащиеся 1-4 классов, испытывающие стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие несформированности как звуковой стороны речи - произношение, фонематические процессы, - так и лексико-грамматической стороны речи, а также психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
Такие учащиеся часто имеют выраженные отклонения не только в звукопроизношении, но и в дифференциации звуков, испытывают значительные затруднения в восприятии на слух близких звуков, определении их акустического (например: звонкие и глухие звуки) и артикуляционного (например: свистящие-шипящие звуки) сходства и различия. Это осложняет формирование устойчивых представлений о звуковом составе слова.
Как отмечается при логопедическом обследовании, у детей с нарушениями речи, как правило, неправильная постановка дыхания (преимущественно ключичный тип дыхания) и неверная голосоподача.
Недостаточность развития общей и мелкой моторики.
Наряду с нарушениями дыхания и произношения звуков, у данной категории учащихся имеется недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка. Как следствие их особенностей в речевом развитии, часто имеет место заниженная самооценка, негативный эмоциональный фон и отрицательное отношение к учебной деятельности. Такие дети подвержены простудным заболеваниям и различным нарушениям со стороны опорно-двигательной системы, имеют различные хронические заболевания.
Психологические особенности.
1. Неустойчивое внимание
2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
3. Недостаточное развитие способности к переключению.
4. Слабое развитие словесно-логического мышления
5. Недостаточная способность к запоминанию.
6. Недостаточный уровень развития самоконтроля.
7.Недостаточность познавательного процесса.
Цель применения здоровьесберегащих технологий в коррекционной работе: создание здоровой среды для обучения, формирование положительного эмоционального настроя учащихся в процессе обучения, повышения уровня успеваемости.
Следует отметить, что здоровьесберегающие технологии применяются учителем-логопедом на каждом занятии. Оздоровительно-коррекционная работа на логопедических занятиях проводится только в игровой форме.
Основные направления работы:
Наименование технологии | Цель использования | Частота применения |
Дыхательная гимнастика | Установить правильное дыхание и как подготовка к правильному звукопроизношению. Профилактика ОРЗ. | на каждом занятии |
Артикуляционная гимнастика | Главная задача - выработать точность, силу, темп, переключаемость движений. | на каждом индивиду-альном занятии, на групповых занятиях по автоматизации поставленных звуков, по звуко-буквенному анализу |
Физкультминутки | Снятие мышечного и эмоционального на- пряжения. | на каждом занятии |
Самомассаж | Снятие мышечного напряжения, стимуляция речевых зон. | на занятиях по звукопостановке и автоматизации поставленных звуков |
Пальчиковые игры | Стимуляция развития речи и повышение работоспособности коры головного мозга. | на каждом занятии |
Ритмическая гимнастика | Снятие мышечного и эмоционального напряжения, стимуляция речевой деятельности. | на занятиях по развитию фонематического восприятия и слогового анализа и синтеза |
Кинезиологические упражнения (развивающие межполушарное взаимодействие) | Стимуляция мыслительных процессов, снятие стресса. | на каждом занятии |
Создание положительной эмоциональной атмосферы. | Создание положительного настроя на учебную деятельность, снятие эмоционального напряжения. | на каждом занятии |
Повышение самооценки учащихся с трудностями в обучении | Снятие эмоционального напряжения. | на каждом занятии |
Релаксация | Снятие эмоциональ-ного возбуждения у учащихся, их успокоения после учебного дня. | на каждом занятии |
Гимнастика для глаз
| Снятие мышечного напряжения глазных мышц. | периодически, при значительных зрительных нагрузках |
Игры
| Объяснение в доступной форме учебного материала (помоги,подскажи,исправь, найди, выведи из лабиринта, наведи порядок | на каждом занятии |
Пособия, схемы, пиктограммы
| Зрительные и наглядные опоры для усвоения учебной терминологии | на каждом занятии |
ИКТ
| Облегчение усвоения учебного материала с помощью обучающих компьютерных игр | На групповых занятиях |
Аудиоаппаратура
| Аудирование. Отработка правильного произношения на материале сказок,стихов,рассказов | На групповых занятиях |
TV,DVD
Изобразительное искусство | Просмотры отрывков из детских фильмов и мультфильмов с целью демонстрации модели правильного речевого поведения и правильной речи
Развитие творческих способностей, развитие мелкой моторики и психологическая диагностика | На групповых занятиях
На групповых занятиях |
Форма работы – групповые занятия
· Продолжительность занятий – 45 мин.
· Занятия проводятся: групповые – 3 раза в неделю.
Ожидаемый результат от применения здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях:
· Положительный эмоциональный настрой ребенка на учебу
· Выработка правильной осанки
· Снятие мышечного и психического напряжения.
· Установка правильного дыхания и голосоподачи
· Развитие произвольного внимания, памяти, мышления
· Развитие межполушарного взаимодействия
· Повышение уровня успеваемости
· Формирование трудолюбия, упорства в достижении хороших результатов.
Литература:
1. Каралашвили, Е.А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.
2. Коноваленко, СВ. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 - 14 лет. - М: Гном-Пресс, Новая школа, 1998.
3. Краузе, Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. - СПб.: Корона, 2004.
4. Узорова, О.В., Нефедова, Е.А. Физкультурные минутки. - М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», ЗАО НПП «Ермак», 2004.
5. Пожиленко Е.И. «Психологическая гимнастика»,С-П,Каро,2007
6. Горохова И. «Формирование правильного произношения детей 5-7 лет»,С-П,Каро,2011
7. Федорович Л.Ф. «Оптимизация логопедической работы с младшими школьниками в массовой школе»,научно-методический журнал «Школьный логопед»,№ 1,2012
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tekhnologii.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования г. Москвы
Северо-восточное окружное управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Центр Образования № 1490
Утверждаю:
Директор ГБОУ ЦО № 1490
Сухих В.Ф.
Рабочая программа реализации здоровьесберегающих технологий на коррекционных логопедических занятиях с учащимися начальной школы, имеющих нарушения речи
На 20../ 20.. учебный год
Учитель-логопед Морозова Т.И.
Пояснительная записка.
Здоровьеберегающие технологии позволяют решить вопросы укрепления и сохранения здоровья ребёнка в процессе обучения, и включает в себя направлении: профилактика, коррекция и реабилитация (Холмогорова Н.В.).
Здоровьесберегающие технологии учитывают состояние здоровья каждого ребёнка и позволяют выстроить систему обучения детей индивидуализировано. Организовать учебный процесс следует таким браом, чтобы усвоение лечебного материала позволяло ребёнку обучаться без вреда для здоровья. Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых нарушений, но и личности детей в целом. Среди учащихся с нарушениями речи высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данной категорией детей, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрительных нарушений, логоритмику.
Общая характеристика учащихся, зачисленных на логопедические занятия.
На логопедические занятия зачисляются учащиеся 1-4 классов, испытывающие стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие несформированности как звуковой стороны речи - произношение, фонематические процессы, - так и лексико-грамматической стороны речи, а также психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
Такие учащиеся часто имеют выраженные отклонения не только в звукопроизношении, но и в дифференциации звуков, испытывают значительные затруднения в восприятии на слух близких звуков, определении их акустического (например: звонкие и глухие звуки) и артикуляционного (например: свистящие-шипящие звуки) сходства и различия. Это осложняет формирование устойчивых представлений о звуковом составе слова.
Как отмечается при логопедическом обследовании, у детей с нарушениями речи, как правило, неправильная постановка дыхания (преимущественно ключичный тип дыхания) и неверная голосоподача.
Недостаточность развития общей и мелкой моторики.
Наряду с нарушениями дыхания и произношения звуков, у данной категории учащихся имеется недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка. Как следствие их особенностей в речевом развитии, часто имеет место заниженная самооценка, негативный эмоциональный фон и отрицательное отношение к учебной деятельности. Такие дети подвержены простудным заболеваниям и различным нарушениям со стороны опорно-двигательной системы, имеют различные хронические заболевания.
Психологические особенности.
1. Неустойчивое внимание
2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
3. Недостаточное развитие способности к переключению.
4. Слабое развитие словесно-логического мышления
5. Недостаточная способность к запоминанию.
6. Недостаточный уровень развития самоконтроля.
7.Недостаточность познавательного процесса.
Цель применения здоровьесберегащих технологий в коррекционной работе: создание здоровой среды для обучения, формирование положительного эмоционального настроя учащихся в процессе обучения, повышения уровня успеваемости.
Следует отметить, что здоровьесберегающие технологии применяются учителем-логопедом на каждом занятии. Оздоровительно-коррекционная работа на логопедических занятиях проводится только в игровой форме.
Основные направления работы:
Наименование технологии | Цель использования | Частота применения |
Дыхательная гимнастика | Установить правильное дыхание и как подготовка к правильному звукопроизношению. Профилактика ОРЗ. | на каждом занятии |
Артикуляционная гимнастика | Главная задача - выработать точность, силу, темп, переключаемость движений. | на каждом индивиду-альном занятии, на групповых занятиях по автоматизации поставленных звуков, по звуко-буквенному анализу |
Физкультминутки | Снятие мышечного и эмоционального на- пряжения. | на каждом занятии |
Самомассаж | Снятие мышечного напряжения, стимуляция речевых зон. | на занятиях по звукопостановке и автоматизации поставленных звуков |
Пальчиковые игры | Стимуляция развития речи и повышение работоспособности коры головного мозга. | на каждом занятии |
Ритмическая гимнастика | Снятие мышечного и эмоционального напряжения, стимуляция речевой деятельности. | на занятиях по развитию фонематического восприятия и слогового анализа и синтеза |
Кинезиологические упражнения (развивающие межполушарное взаимодействие) | Стимуляция мыслительных процессов, снятие стресса. | на каждом занятии |
Создание положительной эмоциональной атмосферы. | Создание положительного настроя на учебную деятельность, снятие эмоционального напряжения. | на каждом занятии |
Повышение самооценки учащихся с трудностями в обучении | Снятие эмоционального напряжения. | на каждом занятии |
Релаксация | Снятие эмоциональ-ного возбуждения у учащихся, их успокоения после учебного дня. | на каждом занятии |
Гимнастика для глаз | Снятие мышечного напряжения глазных мышц. | периодически, при значительных зрительных нагрузках |
Игры | Объяснение в доступной форме учебного материала (помоги,подскажи,исправь, найди, выведи из лабиринта, наведи порядок | на каждом занятии |
Пособия, схемы, пиктограммы | Зрительные и наглядные опоры для усвоения учебной терминологии | на каждом занятии |
ИКТ | Облегчение усвоения учебного материала с помощью обучающих компьютерных игр | На групповых занятиях |
Аудиоаппаратура | Аудирование. Отработка правильного произношения на материале сказок,стихов,рассказов | На групповых занятиях |
TV,DVD Изобразительное искусство | Просмотры отрывков из детских фильмов и мультфильмов с целью демонстрации модели правильного речевого поведения и правильной речи Развитие творческих способностей, развитие мелкой моторики и психологическая диагностика | На групповых занятиях На групповых занятиях |
Форма работы – групповые занятия
- Продолжительность занятий – 45 мин.
- Занятия проводятся: групповые – 3 раза в неделю.
Ожидаемый результат от применения здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях:
- Положительный эмоциональный настрой ребенка на учебу
- Выработка правильной осанки
- Снятие мышечного и психического напряжения.
- Установка правильного дыхания и голосоподачи
- Развитие произвольного внимания, памяти, мышления
- Развитие межполушарного взаимодействия
- Повышение уровня успеваемости
- Формирование трудолюбия, упорства в достижении хороших результатов.
Литература:
1. Каралашвили, Е.А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.
2. Коноваленко, СВ. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 - 14 лет. - М: Гном-Пресс, Новая школа, 1998.
3. Краузе, Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. - СПб.: Корона, 2004.
4. Узорова, О.В., Нефедова, Е.А. Физкультурные минутки. - М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», ЗАО НПП «Ермак», 2004.
5. Пожиленко Е.И. «Психологическая гимнастика»,С-П,Каро,2007
6. Горохова И. «Формирование правильного произношения детей 5-7 лет»,С-П,Каро,2011
7. Федорович Л.Ф. «Оптимизация логопедической работы с младшими школьниками в массовой школе»,научно-методический журнал «Школьный логопед»,№ 1,2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология использования персонального компьютера на коррекционно – развивающих занятиях с учащимися начальной школы ( 3 класс фонетико фонематическое недоразвитие речи формированию грамотного письма).
опыт с применением персонального компьютера на логопедических занятиях...
«Использование здоровьесберегающих технологий для формирования здорового образа жизни учащихся начальной школы».
Особенности здоровьесберегающих технологий, используемые мною в начальной школе, позволяют решить одну из самых актульных задач современного образования-формирование здорового образа жизни младш...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР), 4 класс (ФГОС)»
Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР), 4 класс (ФГОС)» является модифицированной и разрабатывалась на основе требований ...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование "Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР), 1 класс (ФГОС)"
laquo;Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с ЗПР, первый класс» является модифицированной. При разработке программы были использованы нормативные документы и методические рекомендации...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование "Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 2 класса (с интеллектуальной недостаточностью)"
Рабочая Программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 2 класса (с интеллектуальной недостаточностью)» разработана и составлена на основе нормативно-правовых документов:- Федера...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование "Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР), 3 класс (ФГОС)"
laquo;Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР) третьего класса (ФГОС)» является модифицированной. При разработке программы были использованы ...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование " Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 4 класса (с интеллектуальной недостаточностью)"
Программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 4 класса (с интеллектуальной недостаточностью)» является модифицированной. Рабочая Программа разработана и составлена на основе но...