Рабочая программа коррекционного обучения младших школьников с нарушениями речи для группы учащихся, имеющих ошибки дисорфографического характера (3-4 класс)
рабочая программа по логопедии на тему

Морозова Татьяна Игоревна

 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МОСКВЫ

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 

 Государственное бюджетное учреждение гимназия №1573                                         

 

«УТВЕРЖДАЮ»

 

Директор ГБОУ гимназия №1573 Антипов А.С.__________________

 

Зам.директора ГБОУ гимназия №1573, подразделение №2

                                                                   Сухих В.Ф.___________________                                                         

                                         

                                              от _____________________________     20    года

   

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа коррекционного  обучения младших школьников

с нарушениями речи.

 

Группа учащихся с нарушением письма, допускающие  ошибки

дисорфографического характера.

                                                          ( 3-4 класс).

 

 

 

 

Срок реализации: 2013-2014 учебный год.

 

                                     Учитель-логопед Морозова Т.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва.2013г.

 

 

1 ЧАСТЬ

Пояснительная записка.

 

За основу данной рабочей программы  автором положены:

1. Диагностические данных учащихся 3-4 классов,

2.Анализ учебников по русскому языку3-4 классов под редакцией С.В.  Иванова и Т.Г. Рамзаевой.

3. Книги А.Г.Зикеева «Формирование сложных речевых конструкций у детей с нарушениями речи. Работа над сложными предложениями.

4. Р.Н.Бунеев,Е.В.Бунеева.

 

 Автором программы даётся психолого- педагогическая характеристика учащихся с дисорфографией, предлагается учебно- тематическое и календарное планирование,  прогноз результатов обучения, способы проверки ЗУН учащихся, в процессе обучения, форма и режим занятий.

Также имеется список литературы. используемый при составлении рабочей программы и литература, рекомендуемая учащимся для занятий.

 

 

Дисорфография - это трудности усвоения ребёнком правил орфографии неумение их практического применения на письме. Из-за этого у детей

возникают ошибки на письме. Следует различать дисграфию и дисорфографию.

Дисграфия – это возникновение специфических ошибок на письме (замены букв, пропуски букв, слогов, искажения слов, искажение написания букв).

Дисграфия – это трудности усвоения правил орфографии.

 

Причины дисорфографии.

1.Наследственные факторы (наличие трудностей в обучении русскому языку у кого-либо из членов семьи)

2.Недостаточная сформированность всех сторон речи ребёнка( произношение, различение звуков, недостаточная сформированность лексико-грамматической стороны речи).

3 Задержка речевого развития ребёнка.

4.Леворукость.

5. Соматическая ослабленность

6. Нарушение соотношения процессов возбуждения и торможения.

7. Проблемы развития мелкой моторики.

8. Слишком раннее обучение в школе.

 

Некоторые дети.имеющие в прошлом нарушения устной и письменной речи после прохождения курса логопедических занятий  нуждаются в продолжений занятий по преодолению дисорфографии.

 

 

 

2 ЧАСТЬ

 

Форма и режим занятий.

Занятия проводятся в небольших группах по 4-6 человек, 2-3 раза в неделю. Продолжительность занятий – 1час.

Курс занятий: в течение учебного года 90 часов.

 

                                         Способы проверки знаний учащихся.

 

- проверочные работы

- тесты

-диктанты.

 

                                                  Ожидаемый результат.

1.Овладение правилами русского языка.

2. Улучшение качества письменной речи.

3. Повышение уровня успеваемости на уроках русского языка.

4.Возрастание познавательной активности и интереса к учебной деятельности.

5.Повышение личностной самооценки учащихся.

6. Развитие интереса к языковым явлениям.

7. Возрастание активности на уроке.

 

 

                    После окончания курса занятий ученик может:

 

Знать: правила орфографии и исключения из правил, орфограммы

 

 

Уметь: писать правильно и без ошибок, правильно применять правила , пользоваться словарем

 

 

Владеть: грамотным письмом чтением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планирование занятий(тематическое).Дисорфография

 

Тема

Кол-во

часов

Учебная терминология

1.

Фонетика

 

Гласные звуки

(гласные 1ряда и 2ряда)

 

Согласные звуки

 

Парные согласные

(глухие и звонкие)

 

Фонетический разбор

10

 

2

 

 

 

3

 

2

 

 

3

Звуки. Буквы. Слоги. Ударение.

Слог ударный. Слог безударный.

Гласный звук. Согласный звук.

Твёрдый согласный,

Мягкий согласный.

Звуко - буквенный анализ и синтез.

2.

Деление слов на слоги.

Правила переноса слов

2

 

2

Слово. Слог. Ударение. Перенос слов

3.

Орфограммы

 

Правописание

ЖИ-ШИ.

 

Правописание

ЧА-ЩА и ЧУ-ЩУ.

 

 Правописание О-Е

после шипящих.

 

Безударные гласные в корне слова.

 

Сомнительные согласные в конце слова

 

Непроизносимые согласные.

 

Заглавная буква в именах собственных

14

 

 

2

 

2

 

 

2

 

 

2

 

 

2

 

 

 

2

 

 

2

Слово. Орфограмма .Правило.

Правописание.

Безударные гласные.

Сомнительные согласные.

Непроизносимые согласные.

Заглавная буква.

Имена собственные.

 

4.

Состав слова

 

Корень слова и

родственные слова.

 

Однокоренные слова.

 

Сложные слова.

 

Безударная гласная в корне слова.

 

Приставка.

 

Приставка и

предлог.

 

Образование имен

сущ. с помощью приставок.

 

Образование глаголов с помощью приставок.

 

Суффикс.(онок,ёнок,

тель, ист, чик. щик,

ищ,чн,чк)

 

15

 

1

 

 

1

 

 

2

 

2

 

 

 

 

2

 

 

2

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

Слово. Часть слова.

Словообразование.

5.

Изучаем падежи.

Им.падеж.

Род.падеж

Дательный падеж.

Винительный падеж

Творит.падеж

Предложный падеж.

11

1

2

2

2

2

2

 

 Словоизменение.

Вспомогательные вопросы.

Окончание имен существительных.

Окончание имён прилагательных.

6.

Имя существительное.

 

Одушевл и неодуш.

 

Собств. и  нарицател

 

Сущ. мн.числа.

Слова иностр.                        происх-я.                 1

 

 Род им.сущ.           2

 

Склонение имён    сущ-х                     2

 

 

10

 

 

1

 

2

 

2

 

7

Имя прилагательное

Качественные прил.

Относительные прил-е.

Притяжательные прилагательные.

Словообразование.

Измен-е прил-х по падежам.

Словосочетание

(сущ +прил)

10

 

1

1

 

1

 

2

3

 

2

 

8

Глагол.

Время глагола.

 

Спряжение глагола

Вид глагола

Правописание

 -тся и –ться

«Не» с глаголами

Словообразование

12

2

 

2

1

2

1

2

2

 

9

Имя числительное

Простое числ.

Составное числ.

Порядковое числительное

 

3

1

1

1

 

10

Предложение

Простое и сложное.

Сложноподч.предл.

Сложносочиненное

предл-е.

Однородные члены

Повеств.предл-я

Воскл. предл-я

Вопр.предл-я

12

1

2

2

 

2

1

1

1

Предложение. Члены предложения.

Союзы. Знаки препинания. Точка.

Запятая. Вопросительный знак.

Восклицательный знак.

 

 

Прямая речь

2

 

 

 

72 ч

 

 

                                                                                                    

 

 

 

 

 

3 ЧАСТЬ

Методическое обеспечение.

 

1. РН Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина. Учебник русского языка.

М, «Баллас» 2009( Одобрено МО РФ)

2. Е.В.Мазанова. Коррекция аграмматической дисграфии.М, «Гном и Д», 2007г,

3. Е.Н.Российская. « Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей». М., «Айрис-пресс», 2007г.

4.И.Н.Садовникова. «Нарушения письменной речи у младших школьников и их преодоление. М.,»Владос» 1997г

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon disorfografiya.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МОСКВЫ

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 Государственное бюджетное учреждение гимназия №1573                                                  

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГБОУ гимназия №1573 Антипов А.С.__________________

Зам.директора ГБОУ гимназия №1573, подразделение №2

                                                                   Сухих В.Ф.___________________                                                          

        

                                              от _____________________________     20    года

   

Рабочая программа коррекционного  обучения младших школьников

с нарушениями речи.

Группа учащихся с нарушением письма, допускающие  ошибки

дисорфографического характера.

                                                          ( 3-4 класс).

Срок реализации: 2013-2014 учебный год.

                                     Учитель-логопед Морозова Т.И.

Москва.2013г.

1 ЧАСТЬ

Пояснительная записка.

За основу данной рабочей программы  автором положены:

1. Диагностические данных учащихся 3-4 классов,

2.Анализ учебников по русскому языку3-4 классов под редакцией С.В.  Иванова и Т.Г. Рамзаевой.

3. Книги А.Г.Зикеева «Формирование сложных речевых конструкций у детей с нарушениями речи. Работа над сложными предложениями.

4. Р.Н.Бунеев,Е.В.Бунеева.

 Автором программы даётся психолого- педагогическая характеристика учащихся с дисорфографией, предлагается учебно- тематическое и календарное планирование,  прогноз результатов обучения, способы проверки ЗУН учащихся, в процессе обучения, форма и режим занятий.

Также имеется список литературы. используемый при составлении рабочей программы и литература, рекомендуемая учащимся для занятий.

Дисорфография - это трудности усвоения ребёнком правил орфографии неумение их практического применения на письме. Из-за этого у детей

возникают ошибки на письме. Следует различать дисграфию и дисорфографию.

Дисграфия – это возникновение специфических ошибок на письме (замены букв, пропуски букв, слогов, искажения слов, искажение написания букв).

Дисграфия – это трудности усвоения правил орфографии.

Причины дисорфографии.

1.Наследственные факторы (наличие трудностей в обучении русскому языку у кого-либо из членов семьи)

2.Недостаточная сформированность всех сторон речи ребёнка( произношение, различение звуков, недостаточная сформированность лексико-грамматической стороны речи).

3 Задержка речевого развития ребёнка.

4.Леворукость.

5. Соматическая ослабленность

6. Нарушение соотношения процессов возбуждения и торможения.

7. Проблемы развития мелкой моторики.

8. Слишком раннее обучение в школе.

Некоторые дети.имеющие в прошлом нарушения устной и письменной речи после прохождения курса логопедических занятий  нуждаются в продолжений занятий по преодолению дисорфографии.

2 ЧАСТЬ

Форма и режим занятий.

Занятия проводятся в небольших группах по 4-6 человек, 2-3 раза в неделю. Продолжительность занятий – 1час.

Курс занятий: в течение учебного года 90 часов.

                                         Способы проверки знаний учащихся.

- проверочные работы

- тесты

-диктанты.

        Ожидаемый результат.

1.Овладение правилами русского языка.

2. Улучшение качества письменной речи.

3. Повышение уровня успеваемости на уроках русского языка.

4.Возрастание познавательной активности и интереса к учебной деятельности.

5.Повышение личностной самооценки учащихся.

6. Развитие интереса к языковым явлениям.

7. Возрастание активности на уроке.

                    После окончания курса занятий ученик может:

Знать: правила орфографии и исключения из правил, орфограммы

Уметь: писать правильно и без ошибок, правильно применять правила , пользоваться словарем

Владеть: грамотным письмом чтением.

Планирование занятий(тематическое).Дисорфография

Тема

Кол-во

часов

Учебная терминология

1.

Фонетика

Гласные звуки

(гласные 1ряда и 2ряда)

Согласные звуки

Парные согласные

(глухие и звонкие)

Фонетический разбор

10

2

3

2

3

Звуки. Буквы. Слоги. Ударение.

Слог ударный. Слог безударный.

Гласный звук. Согласный звук.

Твёрдый согласный,

Мягкий согласный.

Звуко - буквенный анализ и синтез.

2.

Деление слов на слоги.

Правила переноса слов

2

2

Слово. Слог. Ударение. Перенос слов

3.

Орфограммы

Правописание

ЖИ-ШИ.

Правописание

ЧА-ЩА и ЧУ-ЩУ.

 Правописание О-Е

после шипящих.

Безударные гласные в корне слова.

Сомнительные согласные в конце слова

Непроизносимые согласные.

Заглавная буква в именах собственных

14

2

2

2

2

2

2

2

Слово. Орфограмма .Правило.

Правописание.

Безударные гласные.

Сомнительные согласные.

Непроизносимые согласные.

Заглавная буква.

Имена собственные.

4.

Состав слова

Корень слова и

родственные слова.

Однокоренные слова.

Сложные слова.

Безударная гласная в корне слова.

Приставка.

Приставка и

предлог.

Образование имен

сущ. с помощью приставок.

Образование глаголов с помощью приставок.

Суффикс.(онок,ёнок,

тель, ист, чик. щик,

ищ,чн,чк)

15

1

1

2

2

2

2

2

3

Слово. Часть слова.

Словообразование.

5.

Изучаем падежи.

Им.падеж.

Род.падеж

Дательный падеж.

Винительный падеж

Творит.падеж

Предложный падеж.

11

1

2

2

2

2

2

 Словоизменение.

Вспомогательные вопросы.

Окончание имен существительных.

Окончание имён прилагательных.

6.

Имя существительное.

Одушевл и неодуш.

Собств. и  нарицател

Сущ. мн.числа.

Слова иностр.                        происх-я.                 1

 Род им.сущ.        2

Склонение имён    сущ-х                     2

10

1

2

2

7

Имя прилагательное

Качественные прил.

Относительные прил-е.

Притяжательные прилагательные.

Словообразование.

Измен-е прил-х по падежам.

Словосочетание

(сущ +прил)

10

1

1

1

2

3

2

8

Глагол.

Время глагола.

Спряжение глагола

Вид глагола

Правописание

 -тся и –ться

«Не» с глаголами

Словообразование

12

2

2

1

2

1

2

2

9

Имя числительное

Простое числ.

Составное числ.

Порядковое числительное

3

1

1

1

10

Предложение

Простое и сложное.

Сложноподч.предл.

Сложносочиненное

предл-е.

Однородные члены

Повеств.предл-я

Воскл. предл-я

Вопр.предл-я

12

1

2

2

2

1

1

1

Предложение. Члены предложения.

Союзы. Знаки препинания. Точка.

Запятая. Вопросительный знак.

Восклицательный знак.

Прямая речь

2

72 ч

        

3 ЧАСТЬ

Методическое обеспечение.

1. РН Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина. Учебник русского языка.

М, «Баллас» 2009( Одобрено МО РФ)

2. Е.В.Мазанова. Коррекция аграмматической дисграфии.М, «Гном и Д», 2007г,

3. Е.Н.Российская. « Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей». М., «Айрис-пресс», 2007г.

4.И.Н.Садовникова. «Нарушения письменной речи у младших школьников и их преодоление. М.,»Владос» 1997г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию пространственных ориентировок у младших школьников с нарушением речи на коррекционно-развивающих занятиях

Особенности проведения занятия по развитию пространственных представлений у детей, обучающихся в речевых классах общеобразовательных школ....

Коррекционное обучение младших школьников с нарушениями речи.

                                                      ...

Коррекционное обучение младших школьников с нарушениями речи.

                                                      ...

Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в освоении младшими школьниками с нарушениями речи ООП НОО

Учитель начальных классов – это проводник детей в мире знаний, человек, который оказывает подавляющее влияние на ребенка, на его духовное и интеллектуальное развитие. Если рассматривать роль учителя н...

Рабочая программа коррекционного обучения младших школьников с нарушениями речи.

Нарушение письма и чтения, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием....

Развитие зрительно-пространственных функций в структуре преодоления дисграфических нарушений у младших школьников с нарушениями речи

В презентации представлен теоретический материал о наиболее частотных ошибках на письме у детей с нарушениями речи, виды заданий и упражнений по развитию зрительно-пространственных функций, которые по...

Взаимодействие логопеда и учителя начальных классов в освоении младшими школьниками с нарушениями речи ООП НОО

             Учитель начальных классов – это проводник детей в мире знаний, человек, который оказывает подавляющее влияние на ребенка, на его духовное и...