Рабочая программа коррекционного обучения младших школьников с нарушениями речи для группы учащихся, имеющих ошибки дисорфографического характера (3-4 класс)
рабочая программа по логопедии на тему
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МОСКВЫ
СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Государственное бюджетное учреждение гимназия №1573
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБОУ гимназия №1573 Антипов А.С.__________________
Зам.директора ГБОУ гимназия №1573, подразделение №2
Сухих В.Ф.___________________
от _____________________________ 20 года
Рабочая программа коррекционного обучения младших школьников
с нарушениями речи.
Группа учащихся с нарушением письма, допускающие ошибки
дисорфографического характера.
( 3-4 класс).
Срок реализации: 2013-2014 учебный год.
Учитель-логопед Морозова Т.И.
Москва.2013г.
1 ЧАСТЬ
Пояснительная записка.
За основу данной рабочей программы автором положены:
1. Диагностические данных учащихся 3-4 классов,
2.Анализ учебников по русскому языку3-4 классов под редакцией С.В. Иванова и Т.Г. Рамзаевой.
3. Книги А.Г.Зикеева «Формирование сложных речевых конструкций у детей с нарушениями речи. Работа над сложными предложениями.
4. Р.Н.Бунеев,Е.В.Бунеева.
Автором программы даётся психолого- педагогическая характеристика учащихся с дисорфографией, предлагается учебно- тематическое и календарное планирование, прогноз результатов обучения, способы проверки ЗУН учащихся, в процессе обучения, форма и режим занятий.
Также имеется список литературы. используемый при составлении рабочей программы и литература, рекомендуемая учащимся для занятий.
Дисорфография - это трудности усвоения ребёнком правил орфографии неумение их практического применения на письме. Из-за этого у детей
возникают ошибки на письме. Следует различать дисграфию и дисорфографию.
Дисграфия – это возникновение специфических ошибок на письме (замены букв, пропуски букв, слогов, искажения слов, искажение написания букв).
Дисграфия – это трудности усвоения правил орфографии.
Причины дисорфографии.
1.Наследственные факторы (наличие трудностей в обучении русскому языку у кого-либо из членов семьи)
2.Недостаточная сформированность всех сторон речи ребёнка( произношение, различение звуков, недостаточная сформированность лексико-грамматической стороны речи).
3 Задержка речевого развития ребёнка.
4.Леворукость.
5. Соматическая ослабленность
6. Нарушение соотношения процессов возбуждения и торможения.
7. Проблемы развития мелкой моторики.
8. Слишком раннее обучение в школе.
Некоторые дети.имеющие в прошлом нарушения устной и письменной речи после прохождения курса логопедических занятий нуждаются в продолжений занятий по преодолению дисорфографии.
2 ЧАСТЬ
Форма и режим занятий.
Занятия проводятся в небольших группах по 4-6 человек, 2-3 раза в неделю. Продолжительность занятий – 1час.
Курс занятий: в течение учебного года 90 часов.
Способы проверки знаний учащихся.
- проверочные работы
- тесты
-диктанты.
Ожидаемый результат.
1.Овладение правилами русского языка.
2. Улучшение качества письменной речи.
3. Повышение уровня успеваемости на уроках русского языка.
4.Возрастание познавательной активности и интереса к учебной деятельности.
5.Повышение личностной самооценки учащихся.
6. Развитие интереса к языковым явлениям.
7. Возрастание активности на уроке.
После окончания курса занятий ученик может:
Знать: правила орфографии и исключения из правил, орфограммы
Уметь: писать правильно и без ошибок, правильно применять правила , пользоваться словарем
Владеть: грамотным письмом чтением.
Планирование занятий(тематическое).Дисорфография
№ | Тема | Кол-во часов | Учебная терминология |
1. | Фонетика
Гласные звуки (гласные 1ряда и 2ряда)
Согласные звуки
Парные согласные (глухие и звонкие)
Фонетический разбор | 10
2
3
2
3 | Звуки. Буквы. Слоги. Ударение. Слог ударный. Слог безударный. Гласный звук. Согласный звук. Твёрдый согласный, Мягкий согласный. Звуко - буквенный анализ и синтез. |
2. | Деление слов на слоги. Правила переноса слов | 2
2 | Слово. Слог. Ударение. Перенос слов |
3. | Орфограммы
Правописание ЖИ-ШИ.
Правописание ЧА-ЩА и ЧУ-ЩУ.
Правописание О-Е после шипящих.
Безударные гласные в корне слова.
Сомнительные согласные в конце слова
Непроизносимые согласные.
Заглавная буква в именах собственных | 14
2
2
2
2
2
2
2 | Слово. Орфограмма .Правило. Правописание. Безударные гласные. Сомнительные согласные. Непроизносимые согласные. Заглавная буква. Имена собственные.
|
4. | Состав слова
Корень слова и родственные слова.
Однокоренные слова.
Сложные слова.
Безударная гласная в корне слова.
Приставка.
Приставка и предлог.
Образование имен сущ. с помощью приставок.
Образование глаголов с помощью приставок.
Суффикс.(онок,ёнок, тель, ист, чик. щик, ищ,чн,чк)
| 15
1
1
2
2
2
2
2
3 |
Слово. Часть слова. Словообразование. |
5. | Изучаем падежи. Им.падеж. Род.падеж Дательный падеж. Винительный падеж Творит.падеж Предложный падеж. | 11 1 2 2 2 2 2 |
Словоизменение. Вспомогательные вопросы. Окончание имен существительных. Окончание имён прилагательных. |
6. | Имя существительное.
Одушевл и неодуш.
Собств. и нарицател
Сущ. мн.числа. Слова иностр. происх-я. 1
Род им.сущ. 2
Склонение имён сущ-х 2
| 10
1
2
2 |
|
7 | Имя прилагательное Качественные прил. Относительные прил-е. Притяжательные прилагательные. Словообразование. Измен-е прил-х по падежам. Словосочетание (сущ +прил) | 10
1 1
1
2 3
2 |
|
8 | Глагол. Время глагола.
Спряжение глагола Вид глагола Правописание -тся и –ться «Не» с глаголами Словообразование | 12 2
2 1 2 1 2 2 |
|
9 | Имя числительное Простое числ. Составное числ. Порядковое числительное
| 3 1 1 1 |
|
10 | Предложение Простое и сложное. Сложноподч.предл. Сложносочиненное предл-е. Однородные члены Повеств.предл-я Воскл. предл-я Вопр.предл-я | 12 1 2 2
2 1 1 1 | Предложение. Члены предложения. Союзы. Знаки препинания. Точка. Запятая. Вопросительный знак. Восклицательный знак.
|
| Прямая речь | 2 |
|
|
| 72 ч |
|
3 ЧАСТЬ
Методическое обеспечение.
1. РН Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина. Учебник русского языка.
М, «Баллас» 2009( Одобрено МО РФ)
2. Е.В.Мазанова. Коррекция аграмматической дисграфии.М, «Гном и Д», 2007г,
3. Е.Н.Российская. « Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей». М., «Айрис-пресс», 2007г.
4.И.Н.Садовникова. «Нарушения письменной речи у младших школьников и их преодоление. М.,»Владос» 1997г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
disorfografiya.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МОСКВЫ
СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Государственное бюджетное учреждение гимназия №1573
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБОУ гимназия №1573 Антипов А.С.__________________
Зам.директора ГБОУ гимназия №1573, подразделение №2
Сухих В.Ф.___________________
от _____________________________ 20 года
Рабочая программа коррекционного обучения младших школьников
с нарушениями речи.
Группа учащихся с нарушением письма, допускающие ошибки
дисорфографического характера.
( 3-4 класс).
Срок реализации: 2013-2014 учебный год.
Учитель-логопед Морозова Т.И.
Москва.2013г.
1 ЧАСТЬ
Пояснительная записка.
За основу данной рабочей программы автором положены:
1. Диагностические данных учащихся 3-4 классов,
2.Анализ учебников по русскому языку3-4 классов под редакцией С.В. Иванова и Т.Г. Рамзаевой.
3. Книги А.Г.Зикеева «Формирование сложных речевых конструкций у детей с нарушениями речи. Работа над сложными предложениями.
4. Р.Н.Бунеев,Е.В.Бунеева.
Автором программы даётся психолого- педагогическая характеристика учащихся с дисорфографией, предлагается учебно- тематическое и календарное планирование, прогноз результатов обучения, способы проверки ЗУН учащихся, в процессе обучения, форма и режим занятий.
Также имеется список литературы. используемый при составлении рабочей программы и литература, рекомендуемая учащимся для занятий.
Дисорфография - это трудности усвоения ребёнком правил орфографии неумение их практического применения на письме. Из-за этого у детей
возникают ошибки на письме. Следует различать дисграфию и дисорфографию.
Дисграфия – это возникновение специфических ошибок на письме (замены букв, пропуски букв, слогов, искажения слов, искажение написания букв).
Дисграфия – это трудности усвоения правил орфографии.
Причины дисорфографии.
1.Наследственные факторы (наличие трудностей в обучении русскому языку у кого-либо из членов семьи)
2.Недостаточная сформированность всех сторон речи ребёнка( произношение, различение звуков, недостаточная сформированность лексико-грамматической стороны речи).
3 Задержка речевого развития ребёнка.
4.Леворукость.
5. Соматическая ослабленность
6. Нарушение соотношения процессов возбуждения и торможения.
7. Проблемы развития мелкой моторики.
8. Слишком раннее обучение в школе.
Некоторые дети.имеющие в прошлом нарушения устной и письменной речи после прохождения курса логопедических занятий нуждаются в продолжений занятий по преодолению дисорфографии.
2 ЧАСТЬ
Форма и режим занятий.
Занятия проводятся в небольших группах по 4-6 человек, 2-3 раза в неделю. Продолжительность занятий – 1час.
Курс занятий: в течение учебного года 90 часов.
Способы проверки знаний учащихся.
- проверочные работы
- тесты
-диктанты.
Ожидаемый результат.
1.Овладение правилами русского языка.
2. Улучшение качества письменной речи.
3. Повышение уровня успеваемости на уроках русского языка.
4.Возрастание познавательной активности и интереса к учебной деятельности.
5.Повышение личностной самооценки учащихся.
6. Развитие интереса к языковым явлениям.
7. Возрастание активности на уроке.
После окончания курса занятий ученик может:
Знать: правила орфографии и исключения из правил, орфограммы
Уметь: писать правильно и без ошибок, правильно применять правила , пользоваться словарем
Владеть: грамотным письмом чтением.
Планирование занятий(тематическое).Дисорфография
№ | Тема | Кол-во часов | Учебная терминология |
1. | Фонетика Гласные звуки (гласные 1ряда и 2ряда) Согласные звуки Парные согласные (глухие и звонкие) Фонетический разбор | 10 2 3 2 3 | Звуки. Буквы. Слоги. Ударение. Слог ударный. Слог безударный. Гласный звук. Согласный звук. Твёрдый согласный, Мягкий согласный. Звуко - буквенный анализ и синтез. |
2. | Деление слов на слоги. Правила переноса слов | 2 2 | Слово. Слог. Ударение. Перенос слов |
3. | Орфограммы Правописание ЖИ-ШИ. Правописание ЧА-ЩА и ЧУ-ЩУ. Правописание О-Е после шипящих. Безударные гласные в корне слова. Сомнительные согласные в конце слова Непроизносимые согласные. Заглавная буква в именах собственных | 14 2 2 2 2 2 2 2 | Слово. Орфограмма .Правило. Правописание. Безударные гласные. Сомнительные согласные. Непроизносимые согласные. Заглавная буква. Имена собственные. |
4. | Состав слова Корень слова и родственные слова. Однокоренные слова. Сложные слова. Безударная гласная в корне слова. Приставка. Приставка и предлог. Образование имен сущ. с помощью приставок. Образование глаголов с помощью приставок. Суффикс.(онок,ёнок, тель, ист, чик. щик, ищ,чн,чк) | 15 1 1 2 2 2 2 2 3 | Слово. Часть слова. Словообразование. |
5. | Изучаем падежи. Им.падеж. Род.падеж Дательный падеж. Винительный падеж Творит.падеж Предложный падеж. | 11 1 2 2 2 2 2 | Словоизменение. Вспомогательные вопросы. Окончание имен существительных. Окончание имён прилагательных. |
6. | Имя существительное. Одушевл и неодуш. Собств. и нарицател Сущ. мн.числа. Слова иностр. происх-я. 1 Род им.сущ. 2 Склонение имён сущ-х 2 | 10 1 2 2 | |
7 | Имя прилагательное Качественные прил. Относительные прил-е. Притяжательные прилагательные. Словообразование. Измен-е прил-х по падежам. Словосочетание (сущ +прил) | 10 1 1 1 2 3 2 | |
8 | Глагол. Время глагола. Спряжение глагола Вид глагола Правописание -тся и –ться «Не» с глаголами Словообразование | 12 2 2 1 2 1 2 2 | |
9 | Имя числительное Простое числ. Составное числ. Порядковое числительное | 3 1 1 1 | |
10 | Предложение Простое и сложное. Сложноподч.предл. Сложносочиненное предл-е. Однородные члены Повеств.предл-я Воскл. предл-я Вопр.предл-я | 12 1 2 2 2 1 1 1 | Предложение. Члены предложения. Союзы. Знаки препинания. Точка. Запятая. Вопросительный знак. Восклицательный знак. |
Прямая речь | 2 | ||
72 ч |
3 ЧАСТЬ
Методическое обеспечение.
1. РН Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина. Учебник русского языка.
М, «Баллас» 2009( Одобрено МО РФ)
2. Е.В.Мазанова. Коррекция аграмматической дисграфии.М, «Гном и Д», 2007г,
3. Е.Н.Российская. « Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей». М., «Айрис-пресс», 2007г.
4.И.Н.Садовникова. «Нарушения письменной речи у младших школьников и их преодоление. М.,»Владос» 1997г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по развитию пространственных ориентировок у младших школьников с нарушением речи на коррекционно-развивающих занятиях
Особенности проведения занятия по развитию пространственных представлений у детей, обучающихся в речевых классах общеобразовательных школ....
Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в освоении младшими школьниками с нарушениями речи ООП НОО
Учитель начальных классов – это проводник детей в мире знаний, человек, который оказывает подавляющее влияние на ребенка, на его духовное и интеллектуальное развитие. Если рассматривать роль учителя н...
Рабочая программа коррекционного обучения младших школьников с нарушениями речи.
Нарушение письма и чтения, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием....
Развитие зрительно-пространственных функций в структуре преодоления дисграфических нарушений у младших школьников с нарушениями речи
В презентации представлен теоретический материал о наиболее частотных ошибках на письме у детей с нарушениями речи, виды заданий и упражнений по развитию зрительно-пространственных функций, которые по...
Взаимодействие логопеда и учителя начальных классов в освоении младшими школьниками с нарушениями речи ООП НОО
Учитель начальных классов – это проводник детей в мире знаний, человек, который оказывает подавляющее влияние на ребенка, на его духовное и...