РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Исправление речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях логопункта»
методическая разработка
Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а также его социализации.
В основе создания программы использован опыт работы на дошкольном логопункте, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства образования РФ, научно-методическими рекомендациями, в частности, программы «Программа обучения и воспитания детей с фонетико – фонематическим недоразвитием» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, «Программа воспитания и обучения детей с Ффн речи»Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_uchitelya_logopeda.docx | 78.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования «Город Архангельск»
«Детский сад общеразвивающего вида №103 «Золотой ключик»
Принято: Утверждаю:
на педагогическом совете Заведующий МБДОУ Детского сада № 103
Протокол № _______________________ Л.П. Дринова
от «_____» _____________2020 г. «____» ____________________2020 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Исправление речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях логопункта»
Срок реализации программы
на 2020 /2021 учебный год
Автор составитель: Якубенко Н.М.,
учитель - логопед
высшая квалификационная категория
г. Архангельск, 2020 г.
Содержание учебной образовательной программы
- Целевой раздел программы
1.1. Пояснительная записка…………………………………………………….
1.2. Цель, задачи программы…………………………………………………
1.3.Принципы, обеспечивающие успешность коррекционно-развивающей деятельности в работе с детьми с речевыми нарушениями…………………..
1.4. Характеристика речи детей с фонетическим недоразвитием……………
- Характеристика речи детей с фонетико - фонематическим недоразвитием……………………………………………………………….
- Содержательный раздел программы
2.1. Особенности организации деятельности логопеда по коррекции речевых нарушений в условиях дошкольного логопункта………………………….
- Формы и средства организации образовательной деятельности…………
2.3. Содержание логопедической работы в логопункте по преодолению ФН у детей старшей группы……………………………………………………….
2.4. Содержание логопедической работы в логопункте по преодолению ФН и ФФН у детей подготовительной группы…………………………………
- Взаимодействие логопеда и воспитателей………………………………
- Работа с родителями ………………………………………………………
Организационный раздел программы
3.1. График работы учителя – логопеда
3.2. Циклограмма деятельности учителя – логопеда
3.3. Расписание специально организованной деятельности учителя – логопеда
3.4. Предметно – пространственная среда
Приложение № 1 Документация учителя – логопеда
Приложение № 2 Речевая карта
Приложение № 3 Кружок «В мире предлогов»
Приложение № 4 Список детей, занимающихся на логопункте
Приложение № 5 Литература
1. Целевой раздел программы
1.1.Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным Законом РФ от 29.12.2012, № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»; с Приказом Министерства образования и науки России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» начало действия документа 01.01.2014г.; с Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013, №2014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»; СанПин2.4.1 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Образовательной программой муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад общеразвивающего вида № 103 «Золотой ключик»; Основной образовательной программой дошкольного образования « ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М: МОЗАИКА – СИНТЕЗ,2016 г.; Парциальной программой логопедической работы по преодолению фонетического дефекта «Программа обучения и воспитания детей с фонетико – фонематическим недоразвитием» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, М., 1993г. и Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи». – М., 1986 г.
Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а также его социализации.
В основе создания программы использован опыт работы на дошкольном логопункте, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства образования РФ, научно-методическими рекомендациями, в частности, программы «Программа обучения и воспитания детей с фонетико – фонематическим недоразвитием» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.
В методической литературе отсутствуют специальные программы для работы на логопункте в ДОУ. Данные причины обуславливают необходимость составления программы, более приспособленной к условиям работы логопункта в ДОУ.
- Цель, задачи программы
Цель программы – формирование полноценной фонетической системы языка.
Достижению данной цели будут способствовать задачи:
- своевременно выявлять и предупреждать речевые нарушения у воспитанников;
- автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях;
- формировать фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза;
- осуществлять подготовку к обучению грамоте, овладению элементами грамоты;
- формировать навыки учебной деятельности;
- осуществлять преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудников ДОУ и медицинских учреждений;
- развивать слуховое и зрительное внимание, слуховую и зрительную память, мыслительные операции.
- Принципы, обеспечивающие успешность коррекционно-развивающей деятельности в работе с детьми с речевыми нарушениями
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:
- принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия – с другой;
- принцип развивающего подхода, (основывается на идее Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
- принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
- принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт.
- принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса.
- принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения навыком и закрепления формирующихся навыков;
- принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
Основными направлениями работы по развитию речи детей являются:
- формирование полноценных произносительных навыков;
- развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
- развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
- обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
- воспитание у детей умений правильно составлять простое распространённое предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи; - развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем.
1.4. Характеристика речи детей с фонетическим недоразвитием
Состояние звукопроизношения характеризуется следующими особенностями: искажённое произношение звуков, при котором сохраняется некоторая сходность звучания с нормальным звукопроизношением. Хотя восприятие при этом не страдает. Сущность фонетических нарушений заключается в том, что у ребёнка под влиянием различных причин (например, отклонений в строении или подвижности артикуляционного аппарата - зубов, челюсти, языка, нёба – или подражание неправильной речи) складывается и закрепляется искажённое артикулирование отдельных звуков, которое влияет лишь на внятность речи и не мешает нормальному развитию других её компонентов. Типичные примеры нарушений, относящих к данной группе - велярное, увулярное или одноударное произношение звука р, мягкое произношение шипящих при нижнем положении языка, межзубное произношение свистящих, т.е. различные искажения. При фонетических нарушениях уделяют внимание артикуляционному аппарату, мелкой и общей моторики.
- Характеристика речи детей с фонетико - фонематическим недоразвитием
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:
- заменой звуков более простыми по артикуляции;
- трудностями различения звуков;
- особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.
Ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи, что влечёт за собой затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи.
На недостаточную сформированность фонематического восприятия также указывают затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.
Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.
- Содержательный раздел программы
2.1. Особенности организации деятельности логопеда по коррекции речевых нарушений в условиях дошкольного логопункта.
Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителей и педагогов.
Зачисление воспитанников в логопедический пункт осуществляется на основании приказа руководителя образовательного учреждения, заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии муниципального образования «Город Архангельск», заявления родителей (законных представителей) в течение всего учебного года.
В первую очередь в логопедический пункт зачисляются воспитанники подготовительных и старших групп муниципального образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования (5-6-летние воспитанники).
Предельная наполняемость логопедического пункта не более 25 человек. На каждого воспитанника, зачисленного в логопедический пункт, учитель-логопед заполняет речевую карту.
Организация деятельности логопеда, воспитателей и других специалистов в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы. Логопедическое обследование проводится первые две недели сентября. Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с третей недели сентября.
В соответствии с п. 2.8. раздела ɪɪ «Примерного положения о логопедическом пункте муниципального образовательного учреждения, реализующего образовательные программы дошкольного образования», утвержденного приказом директора департамента образования Администрации муниципального образования «Город Архангельск» от 22.03.2016 г. № 194 «О функционировании логопедических пунктов в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, выпуск воспитанников из логопедического пункта осуществляется на основании, заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии муниципального образования «Город Архангельск», заявления родителей (законных представителей) приказа руководителя образовательного учреждения в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии речи.
В случае, если родители (законные представители) не согласны проходить ПМПК с целью вывода ребенка из логопедического пункта и согласны с итогом работы учителя – логопеда по коррекции нарушения речи у ребенка, вывод из логопедического пункта осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей) по мере устранения у ребенка нарушения речи. На основании заявления родителей (законных представителей) руководителем МДОУ издается приказ о выводе ребенка из логопедического пункта.
Данная программа может быть успешно реализована при условии включения в коррекционно-развивающую деятельность родителей (или лиц, их заменяющих), а также педагогов и специалистов детского сада (музыкальный руководитель, руководитель по физической культуре). Работа по речевому развитию детей проводится не только логопедом, но и в нерегламентированной деятельности воспитателей: на прогулках, в вечерние и утренние часы по рекомендациям логопеда. Родители ребёнка и педагоги детского сада постоянно закрепляют сформированные у ребёнка умения и навыки.
2.2. Формы и средства организации образовательной деятельности.
Форма организации обучения – подгрупповая и индивидуальная. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, по принципу сходности структуры речевого нарушения и особенностей развития детей. Периодичность занятий – 2 раза в неделю, не более 30 минут.
Индивидуальные логопедические занятия проводятся 2- 3 раза в неделю. Продолжительность индивидуальных логопедических занятий зависит от речевого диагноза, возраста ребёнка, индивидуальных особенностей воспитанника, его психофизических особенностей – 15- 20 минут.
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль за качеством звучащей речи, скорригировать некоторые личностные особенности дошкольника: речевой негативизм, фиксация на дефекте, сгладить невротические реакции. На индивидуальных занятиях ребёнок должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегчённых фонетических условиях, т.е. изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.
Основная цель подгрупповых занятий – усвоение произношения ранее поставленных звуков в любых фонетических позициях и активное использование их в различных формах самостоятельной речи. Воспитание навыков коллективной работы. На этих занятиях дети должны научиться адекватно оценивать качество речевых высказываний сверстников. Одновременно обеспечивается дальнейшее расширение речевой практики детей в процессе ознакомления с окружающим миром.
2.3. Содержание логопедической работы на логопункте по преодолению ФН у детей старшей группы.
Произношение:
- Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. - Развитие точности произвольных движений артикуляционного аппарата
- Развитие речевого дыхания. - Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки, на наглядно-графическую символику.
- Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей).
- Автоматизация поставленных звуков в составе слогов, слов, предложений, текстов.
- Дифференциация на слух сохранных звуков (с проговариванием), различающихся:
- по твердости — мягкости ([п] — [пь], [т] — [ть] и т. д.);
- по глухости — звонкости ([п] — [б], [к] — [г] и т. д.);
- в обратных слогах;
- в слогах со стечением двух согласных;
- в словах и фразах.
- Дифференциация звуков по месту образования:
- [с] — [ш], [з] — [ж];
- [р] — [л];
- в прямых и обратных слогах;
- в слогах со стечением трех согласных;
- в словах и фразах;
- в коротких текстах и стихах;
- закрепление умений, полученных ранее, на новом речевом материале.
- Воспитание правильной ритмико-интонационной и мелодической окраски речи.
- Совершенствование дикции.
- Совершенствование интонационной выразительности речи.
Фонематическое восприятие:
- Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.
- Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса.
- Различение слов, близких по звуковому составу.
- Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти.
- Выделение звука из ряда других звуков.
- Выделение ударного, безударного гласного в начале слова; выделение последнего согласного в конце слова.
- Знакомство с анализом и синтезом обратных слогов.
- Выделение начального согласного в слове, выделение среднего звука в односложном слове (мак).
- Анализ и синтез прямых слогов.
- Анализ односложных слов (кот).
- Определение наличия звука в слове.
- Распределение картинок, название которых включает: дифференцируемые звуки; определенный заданный звук.
- Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи.
- Дифференциация на слух и в произношении сохранных звуков, различающихся:
- по твердости — мягкости ([п] — [пь], [т] — [ть] и т. д.);
- по глухости — звонкости ([п] — [б], [к] — [г] и т. д.);
- в слогах;
- в словах и фразах;
- составление предложения с определенным словом.
- Преобразование слогов за счет замены одного звука.- Преобразование слов за счет замены одного звука.
Грамматический строй речи:
Закрепление в самостоятельной речи навыка:
- согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
- образования относительных прилагательных;
- согласования количественныхчислительных с существительными;
- закрепление навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами;
- образовании глаголов с приставками (машина поехала к дому, отъехала от дома, объехала вокруг дома);
- употребление простых предлогов (под, на, над, в, из, за, между, с).
Развитие связной речи:
- Пересказ рассказа.
- Составление предложений по сюжетной картинке по вопросам.
- Распространение и употребление предложений за счет введения однородных членов: сказуемых, подлежащих, дополнений, определений.
- Оформление речевых высказываний в соответствии с фонетическими нормами русского языка.
- Повышение мотивации детей к активному употреблению в высказываниях усвоенных грамматических форм речи.
Планируемые результаты логопедической работы
- правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
- дифференцировать все изученные звуки;
- находить картинки, в предложении слова с заданным звуком;
- овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.
2.4. Содержание логопедической работы на логопункте по преодолению ФН и ФФН у детей подготовительной группы.
I ПЕРИОД
Произношение:
-Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата.
- Развитие речевого дыхания.
- Постановка отсутствующих звуков.
- Закрепление правильно произносимых звуков.
- Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков.
- Усвоение слов различной звуко-слоговой сложности в связи с закреплением правильного произношения звуков.
- Развитие отчетливого произношения слов и словосочетаний с естественной интонацией.
Фонематическое восприятие:
- Формирование умения дифференцировать на слух и в речи звуки [а] - [у]; [п] - [пь]; [к] - [кь]; [п] - [т]; [п] - [т] -[к]; с опорой на их акустические и артикуляционные признаки.
- Выделение начального ударного, безударного гласного из слов типа: ива, утка, автобус.
- Воспроизведение звуковых рядов из двух-трех гласных (аи, уиа).
- Анализ звуковых рядов из двух – трех гласных.
-Выделение согласного звука в обратных слогах: ап, ик. – Выделение согласного звука в конце слов: мак, крот.
- Анализ и синтез обратных слогов (ап, уик).
- Выкладывание из цветных фишек звуковых рядов (аи, аау, ит, уип, па).
- Преобразование слоговых рядов (па-пя, пи-пы, по-то, тэ-пэ).
- Усвоение терминов: звук, буква, слово, гласный звук, согласный звук, твердый звук, мягкий звук.
- Умение давать качественную характеристику звуку.
- Формирование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов.
- Знакомство с буквами – У, А, И, Э, П, Т, К.
Грамматический строй речи:
- Употребление существительных в винительном падеже единственного числа. - Употребление существительных в косвенных падежах единственного числа (Мама варит компот из абрикосов.Дети рисуют красками в альбоме).
- Усвоение форм множественного числа именительного падежа существительных (стулья, деревья).
- Усвоение форм множественного числа родительного падежа существительных (много — стульев, деревьев).
- Согласование притяжательных местоимений – мой, моя, мои с существительными в роде, числе (мой шар, моя кепка, мои туфли).
- Согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже (два платья… пять платьев… две рубашки… пять рубашек).
- Образование притяжательных прилагательных с суффиксами – ин- (Это Колин петух. Это Томина утка).
- Употребление в речи предлога – под, на.
Развитие связной речи:
- Договаривание простых предложений по картинкам.
- Составление простых предложений по вопросам; по демонстрации действий; по сюжетным картинкам.
- Составление предложений с местоимением – (это), с предлогом – (под, на) по картинкам.
- Пересказ знакомых сказок, коротких рассказов.
II ПЕРИОД
Произношение:
-Развитие точности произвольных движений артикуляционного аппарата.
- Развитие речевого дыхания.
- Закрепление правильного произношения ранее пройденных звуков. - Исправление недостатков речи в соответствии с индивидуальными особенностями детей.
- Усвоение слов сложного слогового состава в связи с закреплением правильного произношения.
- Совершенствование дикции и интонационной выразительности речи.
Фонематическое восприятие:
- Формирование умения дифференцировать на слух и в речи звуки [х] - [хь];
[к] -[х]; [м] - [мь]; [о] - [у]; [ы] - [и]; [б] - [бь]; [п] - [б]; [й] - [ль]; [д] - [дь]; [д] - [т];
[г] - [гь]; [к] - [г]; [с] - [сь]; с опорой на их акустические и артикуляционные признаки.
- Усвоение терминов: звонкий звук, глухой звук, часть слова (слог). - Умение давать качественную характеристику звуку. - Выделение начального согласного звука из слов типа: папа, муха, хата. - Анализ и синтез прямых слогов (па, ку).
- Воспроизведение слоговых рядов (па-по-пу; ам-ом-ум).
- Преобразование слоговых рядов, слов (ка-ха, по-бо, дом-том, мой-моль). - Выделение гласного звука в середине односложных слов: кот, суп, лак.
- Анализ односложных слов типа: мак, пух. - Выделение гласного звука в конце двусложных слов (муха, киты).
- Выделение двух гласных в двусложных словах.
- Анализ двусложных слов типа: дуга, папа.
- Составление схемы слов из цветных фишек.
- Деление слов на слоги. - Развитие умения подбирать слова с заданным звуком.
- Закрепление умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами.
- Знакомство с буквами – Х, М, О, Ы, Б, Й, Д, Н, Г, С.
Грамматический строй речи:
- Закрепление навыков изменения грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа.
- Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже (синий шар, красная майка, зеленое платье, длинные ленты).
- Образование слов способом присоединения приставки (наливает, поливает, выливает…); (выезжает, объезжает, переезжает…).
- Привлечение внимания к словам с уменьшительно-ласкательным значением (пенек, лесок, колесико).
Образование названий детенышей, употребление в различных падежах единственного и множественного числа (у кошки котята; у утки много утят). - Образование существительных, обозначающих лица по их деятельности, профессии (учитель, учительница, футболист, хоккеист, пианист).
- Употребление в речи предлогов – на - под, в, из, в – из, с - со.
Развитие связной речи:
- Закрепление навыков составления простых предложений по предметным, сюжетным картинкам, с данными словами. - Закрепление навыков составления полного ответа на поставленный вопрос.
- Распространение простых предложений дополнением, определением (Валя читает газету. Валя читает газету на диване. На кухне папа чистит рыбу. На кухне папа чистит большую рыбу ножом.).
- Преобразование предложений по данному образцу. - Формирование умения исправлять деформированное предложение (Коля, играть, мяч).
- Составление предложений с предлогами (на, под, в, из, с – со) с опорой и без опоры на картинку.
- Заучивание наизусть стихотворных текстов.
- пересказ коротких рассказов.
III ПЕРИОД
Произношение:
- Закрепление правильного произношения ранее пройденных звуков. - Исправление недостатков речи в соответствии с индивидуальными особенностями детей.
- Усвоение слов сложного слогового состава в связи с закреплением правильного произношения.
- Совершенствование дикции и интонационной выразительности речи.
Фонематическое восприятие:
- Формирование умения дифференцировать на слух и в речи звуки [з] - [зь]; [с] - [з]; [сь] - [зь]; [с] - [ц]; [с] - [ш]; [з] - [ж]; [ч] - [с]; [ч] - [ть]; [ч] - [ц]; [щ] - [сь]; [щ] - [ч]; [щ] - [ш]; [л] - [ль]; [р] - [рь]; [л] - [р]; [ль] - [рь] с опорой на их акустические и артикуляционные признаки.
- Воспроизведение слоговых рядов (са-со-су-сы; ач-оч-уч-ич). - Преобразование слоговых рядов, слов (са-за, оч-ос, маска-Машка, лук -люк).
- Анализ односложных слов со стечением согласных в начале или в конце слов типа: мост, стоп.
- Анализ двусложных слов типа: Зина, замок, камыш, ужин. - Анализ двусложных слов со стечением двух согласных типа: кошка, крыша.
- Составление схемы слов из цветных фишек.
-Определение различий и качественных характеристик звуков: гласный -согласный, твердый - мягкий, звонкий - глухой.
- Определение места звука в слове.
- Деление слов на слоги.
- Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком, с заданным количеством слогов.
- Совершенствование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами.
- Знакомство с буквами – З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р.
Грамматический строй речи:
- Закрепление навыков изменения и образования грамматических форм слов.
-Образование слов способом присоединения суффиксов (образование относительных прилагательных (деревянный, -ая, -ое, -ые).
- Образование притяжательных прилагательных с суффиксами – ий, ья, ьи, ье (заячий хвост, волчьи уши, лисья нора, медвежье ухо).
- Образование действительных причастий настоящего времени (здоровающийся человек, рычащий пес, топающий мальчик).
- Образование отчеств мужского рода (Иванович, Юрьевна).
- Образование отглагольных прилагательных (раненый боец, перевязанная девочка, спасенный ребенок).
- Употребление в речи предлогов – за, из-за, из-под, между, над.
Развитие связной речи:
- Договаривание сложно – подчиненных предложений по образцу.
- Закрепление навыков составления полного ответа на поставленный вопрос.
- Закрепления навыков составления простых и распространенных предложений. - Составление предложений с предлогами -за, из-за, из-под, между, над с опорой и без опоры на картинку.
- Формирование умения исправлять деформированное предложение (Катя, книга, читать, новая).
- Составление сложносочиненных предложений (по образцу, с союзом – а): (Катя веселая, а Настя грустная).
- Составление сложноподчинённых предложений (по образцу, с союзами: чтобы, если, потому что и др): (Мы не пойдём гулять, потому что на улице идёт дождь. Чтобы стать хорошим футболистом, надо каждый день тренироваться). - Пересказ коротких рассказов.
Планируемые результаты логопедической работы
- правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
- четкодифференцировать все изученные звуки;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- находить слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
- различать понятия звук, согласный звук, гласный звук, твердый звук, мягкий звук, глухой звук, звонкий звук, слог, предложение на практическом уровне;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- производить элементарный звуковой анализ и синтез;
- овладеть интонационными средствами выразительности речи.
2.5. Взаимодействие логопеда и воспитателей
Особое внимание следует обратить на организацию работы с воспитателями во всех группах детского сада, начиная со второй младшей группы.
Организация профилактической работы способствует снижению количества фонетических нарушений у детей. Логопед проводит для воспитателей консультации, на которых предлагает различные упражнения по развитию речевого дыхания и голоса, артикуляционной и мелкой моторики, по развитию грамматического строя и связной речи.
Для осуществления взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя рекомендуется использовать тетрадь взаимодействия. Тетрадь поможет воспитателю увидеть, над какими звуками работает логопед с каждым ребёнком группы, и проконтролировать правильное произношение этих звуков детьми в режимных моментах, в ходе занятий, экскурсий, а также в свободной деятельности.
Воспитатели по рекомендации логопеда совершенствуют у детей артикуляционную, мелкую и общую моторику. Целенаправленно активизируют и обогащают словарь: актуализация лексики, расширение семантико-синтаксических конструкций. Упражняют в правильном употреблении грамматических категорий. Закрепляют навыки звуко – слогового анализа и синтеза.
2.6. Работа с родителями
После проведения логопедического обследования логопед предоставляет родителям (или лицам, их заменяющим) полную и подробную информацию о речевых и неречевых нарушениях, выявленных у ребёнка. Подробно разъясняет индивидуальную коррекционно – развивающую программу, предназначенную для занятий с ребёнком, делает акцент на необходимость совместной, согласованной работы педагогов детского сада и родителей.
В своей работе логопед планирует следующие формы взаимодействия с семьей:
-индивидуальное консультирование (анализ результатов психолого-педагогического обследования);
-групповое консультирование по формированию у детей лексико-грамматических категорий, связной речи и обучению грамоте;
-планирование выступлений на родительских собраниях;
-проведение индивидуальных занятий по звукопроизношению, групповых занятий: «День открытых дверей»;
-проведение мастер-классов; -введение тетрадей с индивидуальными рекомендациями для родителей, дети которых занимаются на логопункте (в доступной форме предлагаются игровые упражнения по автоматизации звука, по развитию фонематического слуха и др.); -оформление информационного стенда «Уголок логопеда»;
-подготовка папок-передвижек на группы; -введение страницы «Советы логопеда» на сайте образовательного учреждения.
3. Организационный раздел программы
3.1. График работы учителя – логопеда
ГРАФИК РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА
ПОНЕДЕЛЬНИК 15:00 – 19:00
ВТОРНИК 15:00 – 19:00
СРЕДА 15:00 – 19:00
ЧЕТВЕРГ 15:00 – 19:00
ПЯТНИЦА 15:00 – 19:00
3.2. Циклограмма деятельности учителя-логопеда
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
15.00 - 19.00 15.00 - 15.15 динамическое наблюдение за детьми (вторая группа ран. возраста «Колокольчик») 15.15 - 16.10 индивид. работа с детьми 16.10 - 16.25 динамическое наблюдение за детьми (старш. группа «Ромашка») 16.25 - 19.00 индивид. работа с детьми | 15.00 - 19.00 15.00 - 15.15 динамическое наблюдение за детьми (младшая группа «Красная шапочка» 15.15 - 15.50 занятие (группа ФФН) 15.50 - 16.25 индивид. работа с детьми 16.25 - 16.40 динамическое наблюдение за детьми (подг. группа «Белочка») 16.40 - 19.00 индивид. работа с детьми | 15.00 - 19.00 15.00 - 15.15 динамическое наблюдение за детьми (средняя группа «Чебурашка») 15.15 - 16.20 индивид. работа с детьми 16.20 - 16.35 динамическое наблюдение за детьми (подг. группа «Аленушка») 16.35 - 18.30 индивид. работа с детьми 18.30 - 19.00 индивид. работа в режимных моментах с детьми в присутствии родителей | 15.00 - 19.00 15.00 - 15.15 динамическое наблюдение за детьми (средняя группа «Малинка») 15.15 - 15.50 занятие (группа ФФН) 15.50 - 16.25 индивид. работа с детьми 16.25 - 16.40 динамическое наблюдение за детьми (подг. группа «Белочка» 16.40 - 19.00 индивид.работа с детьми | 15.00 - 19.00 15.00 - 15.15 динамическое наблюдение за детьми (старшая группа «Рябинка») 15.15 - 16.15 индивид. работа с детьми 16.15 - 16.30 динамическое наблюдение за детьми (подг. группа «Аленушка») 16.30 - 19.00 индивид. работа с детьми |
3.3. Расписание специально организованной деятельности учителя – логопеда
(с сентября 2020 года по январь 2021год)
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
15:00 - 15:15 Динамическое наблюдение за детьми (вторая группа ран. возраста- «Колокольчик») | 15:00 – 15:15 Динамическое наблюдение за детьми (младшая группа- «Красная шапочка») | 15:00 – 15:15 Динамическое наблюдение за детьми (средняя группа- «Чебурашка») | 15:00 – 15:15 Динамическое наблюдение за детьми (средняя группа- «Малинка») | 15:00 – 15:15 Динамическое наблюдение за детьми (старшая группа- «Рябинка») |
15:15 - 15:30 Индивид. работа в режимных моментах Государев М. (подг. гр. 1) | 15:15 - 15:50 Занятие (подготовит. группа ФФНР) | 15:15 - 15:30 Индивид. работа в режимных моментах Дерябин А. (подг. гр. 2) | 15:15 - 15:50 Занятие (подготовит. группа ФФНР) | 15:15 - 15:35 Индивид. работа в режимных моментах Рокшина В. (подг. гр. 1) |
15:30 – 15:50 Индивид - подгруп. работа в режимных моментах Рокшина В. Гришин В. (подг. гр. 1) | 15:50 – 16:10 Индивид – подгруп. работа в режимных моментах Таротина У, Керницкая П. (подг.гр. 1) | 15:30 - 15:45 Индивид. работа в режимных моментах Яручик В. (подг. гр. 2) | 15:50 – 16:10 Индивид - подгруп. работа в режимных моментах Юдинцева Э. Чулков М. (подг. гр. 1) | 15:35 – 15:55 Индивид - подгруп. работа в режимных моментах Плотников А., Лапина А. (подг. гр. 1) |
15:50 - 16:10 Индивид. работа в режимных моментах Антипкина В. (подг. гр. 2) | 16:10 - 16:25 Индивид. работа в режимных моментах Житнухин А. (подг.гр.1) | 15:55 - 16:05 Индивид. работа в режимных моментах Корюнова Д. (подг. гр. 2) | 16:10 - 16:25 Индивид. работа в режимных моментах Таротина У. (подг.гр. 1) | 15:55 - 16:15 Индивид. работа в режимных моментах Стрекаловский Р. (подг. гр. 1) |
16:10 - 16:25 Динамическое наблюдение за детьми (старшая группа- «Ромашка») | 16:25 - 16:40 Динамическое наблюдение за детьми (подг. группа- «Белочка») | 16:05 - 16:20 Индивид. работа в режимных моментах Чучалов Н. (подг. гр. 2) | 16:25 - 16:40 Динамическое наблюдение за детьми (подг. группа- «Белочка») | 16:15 - 16:30 Динамическое наблюдение за детьми (подгот. группа- «Аленушка») |
16:25 - 16:40 Индивид. работа в режимных моментах Попов С. (подг. гр. 2) | 16:40 - 17:00 Индивид. работа в режимных моментах Юдинцева Э. (подг. гр. 1) | 16:20 – 16:35 Динамическое наблюдение за детьми (подгот. группа- «Аленушка») | 16:40 - 17:00 Индивид. работа в режимных моментах Житнухин А. (подг. гр. 1) | 16:30 - 16:45 Индивид. работа в режимных моментах Дерябин А. (подг. гр. 2) |
16:40 - 17:00 Индивид. работа в режимных моментах Поспелов Д. (подг. гр. 2) | 17:00 - 17:20 Индивид. работа в режимных моментах Ушакова Э. (подг. гр. 1) | 16:35 - 16:55 Индивид. работа в режимных моментах Жуков А. (подг. гр. 2) | 17:00 - 17:20 Индивид. работа в режимных моментах Мухарицын Д. (подг. гр. 2) | 16:45 - 17:05 Индивид. работа в режимных моментах Корюнова Д. (подг. гр. 2) |
17:00 - 17:20 Индивид. работа в режимных моментах Жуков А. (подг. гр. 2) | 17:20 - 17:40 Индивид. работа в режимных моментах Стрекаловский Р. (подг. гр. 1) | 16:55 - 17:10 Индивид. работа в режимных моментах Шабаров М., (подг. гр. 2) | 17:20 - 17:40 Индивид. работа в режимных моментах Чучалов Н. (подг.гр. 2) | 17:05 - 17:25 Индивид. работа в режимных моментах Яручик В. (подг. гр. 2) |
17:20 - 17:40 Индивид. работа в режимных моментах Мухарицын Д. (подг. гр. 2) | 17:40 - 18:00 Индивид. работа в режимных моментах Чулков М. (подг. гр. 1) | 17:10 - 17:30 Индивид. работа в режимных моментах Гришин В. (подг. гр. 1) | 17:40 - 18:00 Индивид. работа в режимных моментах Попов С. (подг. гр. 2) | 17:25 - 17:45 Индивид. работа в режимных моментах Барболин Д. (подг. гр. 1) |
17:40 - 18:00 Индивид. работа в режимных моментах Дерябин А. (подг. гр. 2) | 18:00 – 18:20 Индивид. работа в режимных моментах Лапина А. (подг. гр. 1) | 17:30 - 17:50 Индивид – подгруп. работа в режимных моментах Ушакова Э., Барболин Д. (подг.гр. 1) | 18:00 – 18:20 Индивид. работа в режимных моментах Варакин М. (подг. гр. 2) | 17:45 - 18:05 Индивид. работа в режимных моментах Житнухин А. (подг. гр. 1) |
18:00 – 18:20 Индивид. работа в режимных моментах Варакин М. (подг. гр. 2) | 18:20 - 18:40 Индивид. работа в режимных моментах Куроптева М. (подг. гр. 1) | 17:50 - 18:10 Индивид. работа в режимных моментах Рокшина В. (подг. гр. 1) | 18:20 - 18:40 Индивид. работа в режимных моментах Поспелов Н. (подг. гр. 2) | 18:05 - 18:25 Индивид. работа в режимных моментах Керницкая П. (подг. гр. 1) |
18:20 – 18:40 Индивид. работа в режимных моментах Чучалов Н. ( подг. гр. 2) | 18:40 - 19:00 Индивид. работа в режимных моментах Плотников А. (подг. гр. 1) | 18:10 - 18:30 Индивид. работа в режимных моментах Государев М. (подг. гр. 1) | 18:40 - 19:00 Индивид. работа в режимных моментах Антипкина В. (подг. гр. 2) | 18:25 - 18:45 Индивид. работа в режимных моментах Куроптева М. (подг. гр. 1) |
18:40 - 19:00 Индивид. работа в режимных моментах Шабаров М. (подг.гр. 2) | 18:30 -19:00 Индивид. работа в режимных моментах с детьми в присутствии родителей | 18:45 - 19:00 Индивид. работа в режимных моментах Гришин В. (подг.гр. 1) |
Расписание специально организованной деятельности учителя – логопеда
(с февраля 2021 года по май 2021год)
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
15:00 - 15:15 Динамическое наблюдение за детьми (вторая группа ран. возраста- «Колокольчик») | 15:00 – 15:15 Динамическое наблюдение за детьми (младшая группа- «Красная шапочка») | 15:00 – 15:15 Динамическое наблюдение за детьми (средняя группа- «Чебурашка») | 15:00 – 15:15 Динамическое наблюдение за детьми (средняя группа- «Малинка») | 15:00 – 15:15 Динамическое наблюдение за детьми (старшая группа- «Рябинка») |
15:15 - 15:30 Индивид. работа в режимных моментах Государев М. (подг. гр. 1) | 15:15 - 15:50 Занятие (подготовит. группа ФФНР) | 15:15 - 15:30 Индивид. работа в режимных моментах Дерябин А. (подг. гр. 2) | 15:15 - 15:50 Занятие (подготовит. группа ФФНР) | 15:15 - 15:35 Индивид. работа в режимных моментах Рокшина В. (подг. гр. 1) |
15:30 – 15:50 Индивид - подгруп. работа в режимных моментах Рокшина В. Гришин В. (подг. гр. 1) | 15:50 – 16:10 Индивид . работа в режимных моментах Керницкая П. (подг.гр. 1) | 15:30 - 15:45 Индивид. работа в режимных моментах Яручик В. (подг. гр. 2) | 15:50 – 16:10 Индивид. работа в режимных моментах Юдинцева Э. (подг. гр. 1) | 15:35 – 15:55 Индивид - подгруп. работа в режимных моментах Плотников А., Лапина А. (подг. гр. 1) |
15:50 - 16:10 Индивид. работа в режимных моментах Антипкина В. (подг. гр. 2) | 16:10 - 16:25 Индивид. работа в режимных моментах Житнухин А. (подг.гр.1) | 15:55 - 16:05 Индивид. работа в режимных моментах Корюнова Д. (подг. гр. 2) | 16:10 - 16:25 Индивид. работа в режимных моментах Таротина У. (подг.гр. 1) | 15:55 - 16:15 Индивид. работа в режимных моментах Стрекаловский Р. (подг. гр. 1) |
16:10 - 16:25 Динамическое наблюдение за детьми (старшая группа- «Ромашка») | 16:25 - 16:40 Динамическое наблюдение за детьми (подг. группа- «Белочка») | 16:05 - 16:20 Индивид. работа в режимных моментах Чучалов Н. (подг. гр. 2) | 16:25 - 16:40 Динамическое наблюдение за детьми (подг. группа- «Белочка») | 16:15 - 16:30 Динамическое наблюдение за детьми (подгот. группа- «Аленушка») |
16:25 - 16:40 Индивид. работа в режимных моментах Дружинина А. (подг. гр. 2) | 16:40 - 17:00 Индивид. работа в режимных моментах Юдинцева Э. (подг. гр. 1) | 16:20 – 16:35 Динамическое наблюдение за детьми (подгот. группа- «Аленушка») | 16:40 - 17:00 Индивид – подгруп. работа в режимных моментах Житнухин А. Тисленко К. (подг. гр. 1) | 16:30 - 16:45 Индивид. работа в режимных моментах Дерябин А. (подг. гр. 2) |
16:40 - 17:00 Индивид. работа в режимных моментах Борисова Д. (подг. гр. 2) | 17:00 - 17:20 Индивид. работа в режимных моментах Ушакова Э. (подг. гр. 1) | 16:35 - 16:55 Индивид. работа в режимных моментах Жуков А. (подг. гр. 2) | 17:00 - 17:20 Индивид. работа в режимных моментах Мухарицын Д. (подг. гр. 2) | 16:45 - 17:05 Индивид. работа в режимных моментах Корюнова Д. (подг. гр. 2) |
17:00 - 17:20 Индивид. работа в режимных моментах Жуков А. (подг. гр. 2) | 17:20 - 17:40 Индивид. работа в режимных моментах Стрекаловский Р. (подг. гр. 1) | 16:55 - 17:10 Индивид. работа в режимных моментах Шабаров М., (подг. гр. 2) | 17:20 - 17:40 Индивид. работа в режимных моментах Чучалов Н. (подг.гр. 2) | 17:05 - 17:25 Индивид. работа в режимных моментах Яручик В. (подг. гр. 2) |
17:20 - 17:40 Индивид. работа в режимных моментах Мухарицын Д. (подг. гр. 2) | 17:40 - 18:00 Индивид. работа в режимных моментах Тисленко К. (подг. гр. 1) | 17:10 - 17:30 Индивид. работа в режимных моментах Гришин В. (подг. гр. 1) | 17:40 - 18:00 Индивид. работа в режимных моментах Дружинина А. (подг. гр. 2) | 17:25 - 17:45 Индивид. работа в режимных моментах Барболин Д. (подг. гр. 1) |
17:40 - 18:00 Индивид. работа в режимных моментах Дерябин А. (подг. гр. 2) | 18:00 – 18:20 Индивид. работа в режимных моментах Лапина А. (подг. гр. 1) | 17:30 - 17:50 Индивид – подгруп. работа в режимных моментах Ушакова Э., Барболин Д. (подг.гр. 1) | 18:00 – 18:20 Индивид. работа в режимных моментах Варакин М. (подг. гр. 2) | 17:45 - 18:05 Индивид. работа в режимных моментах Житнухин А. (подг. гр. 1) |
18:00 – 18:20 Индивид. работа в режимных моментах Варакин М. (подг. гр. 2) | 18:20 - 18:40 Индивид – подгруп. работа в режимных моментах Куроптева М. Таротина У. (подг. гр. 1) | 17:50 - 18:10 Индивид. работа в режимных моментах Рокшина В. (подг. гр. 1) | 18:20 - 18:40 Индивид. работа в режимных моментах Борисова Д. (подг. гр. 2) | 18:05 - 18:25 Индивид. работа в режимных моментах Керницкая П. (подг. гр. 1) |
18:20 – 18:40 Индивид. работа в режимных моментах Чучалов Н. ( подг. гр. 2) | 18:40 - 19:00 Индивид. работа в режимных моментах Плотников А. (подг. гр. 1) | 18:10 - 18:30 Индивид. работа в режимных моментах Государев М. (подг. гр. 1) | 18:40 - 19:00 Индивид. работа в режимных моментах Антипкина В. (подг. гр. 2) | 18:25 - 18:45 Индивид. работа в режимных моментах Куроптева М. (подг. гр. 1) |
18:40 - 19:00 Индивид. работа в режимных моментах Шабаров М. (подг.гр. 2) | 18:30 -19:00 Индивид. работа в режимных моментах с детьми в присутствии родителей | 18:45 - 19:00 Индивид. работа в режимных моментах Гришин В. (подг.гр. 1) |
3.4. Предметно – пространственная среда
- Центр коррекции звукопроизношения
-зеркало с лампой дополнительного освещения, стол и стулья для занятий у зеркала; индивидуальные зеркала; комплект зондов для постановки звуков, комплект зондов для артикуляционного массажа; соски, вата, ватные палочки, ватные диски; спирт; -логопедический альбом для обследования звукопроизношения; -комплексы артикуляционных упражнений в картинках и сказках;
- картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков (слоги слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты); -предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков; -настольно-печатные дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков: «Логопедическое лото», «В мире звуков» и др.
- Центр развития речевого дыхания
- соломинки для коктейля, вертушки, дудочки, воздушные шары, пузыри, перышки, сухие листочки, вата - дидактические игры «Узорчатые снежинки», «Посади бабочку на цветок», «Прятки», «Осенние листочки» и др.
-картотека дыхательных упражнений.
- Центр развития фонематического слуха и обучения грамоте
-звучащие игрушки, предметы (колокольчики, бубен, дудочки, погремушка, пищалки…);
-кассеты с записью «звуки природы»; -логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи;
-картотека упражнений для формирования фонематического восприятия; -раздаточный материал и материал для групповой работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза (круги синего, зеленого, красного цвета; «светофорчики» для определения места звука в слове; касса букв) -настольно-печатные дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза: «Делим слова на слоги», «Моя первая азбука», «А –арбуз, Б-барабан», «Живые слова» и др.
- Центр развития лексико-грамматической стороны речи
-логопедический альбом для обследования лексико-грамматических категорий; -предметные картинки по лексическим темам;
-настольно-печатные дидактические игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи: «Кто что делает», «Речевое лото», «Посчитай-ка», «Кто какой?» и др.;
-картотека заданий по лексическим темам.
- Центр развития связной речи
-сюжетные картинки, серии сюжетных картин
-схемы составления описательных рассказов
-настольно-печатные дидактические игры для развития монологической формы речи: «Мои первые предложения», «Истории в картинках», «Короткие истории» и др.;
-наборы игрушек для инсценировки трех-четырех сказок.
- Центр моторного развития
-картотека упражнений для развития пальчиковой гимнастики;
- игрушки-шнуровки;
-мелкая мозаика и схемы выкладывания узоров из нее;
-мелкий конструктор;
-пальчиковые бассейны с различными наполнителями (фасолью, горохом, камешками);
-массажные мячики, шишки;
-средние мячи; -трафареты; плоскостные изображения предметов для обводки; раскраски; цветные и простые карандаши.
- Центр развития психологической базы речи
-разрезные картинки, кубики; -пирамидка, матрешка;
-счетные палочки и схемы выкладывания предметов; - настольно-печатные дидактические игры для развития восприятия, внимания, памяти, мышления: «4-й лишний», «Аналогии», «Найди половинку», «Сложи узор», «Запомни пары» и др.;
-серия пособий с заданиями для развития восприятия, внимания, мышления, памяти.
Приложение № 1
Документация учителя - логопеда
Для коррекционного процесса учитель- логопед ведет следующие виды документов:
- График работы учителя - логопеда, утверждённый заведующим образовательного учреждения
- Расписание специально – организованной деятельности учителя - логопеда
- Циклограмма деятельности учителя- логопеда
- Журнал учета посещаемости логопедических занятий воспитанниками, зачисленными в логопедический пункт
- Годовой план работы
- Перспективный план коррекционной работы в подготовительной группе для детей с фонетико – фонематическим недоразвитием
- Календарный план коррекционной работы с детьми
- Перспективный и календарный план индивидуального сопровождения ребенка
- Речевая карта на каждого ребёнка
- Выписки ПМПК
- Тетрадь с индивидуальными рекомендациями для родителей по коррекции речи воспитанников
- Журнал учета движения детей логопедического пункта (отчёты о воспитанниках, прошедших курс коррекционных занятий на логопункте)
- Журнал обследования речи воспитанников
- Журнал регистрации воспитанников, нуждающихся в коррекционной помощи
- Журнал учета мероприятий (посещаемых семинаров, занятий воспитателей и логопедов города; подготовленных выступлений на родительских собраниях; открытых занятий для родителей; бесед, консультаций для родителей)
- Тетрадь по выдаче направлений родителям
- Тетрадь взаимосвязи с воспитателями
- Журнал взаимосвязи с узкими специалистами (рекомендации невролога)
- Паспорт кабинета
Приложение № 2
Речевая карта
1.Фамилия, имя ребенка ________________________________
2.Возраст, дата рождения_______________________________
3.Группа_______________________________________________
4.Домашний адрес, телефон ______________________________________________________________________________________________________________
5.Дата зачисления в логопедический пункт ______________
6.Освоение программы муниципального образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования______________________
_______________________________________________________
7.Жалобы педагогов или родителей_______________________
_______________________________________________________
8.Состояние слуха______________________________________
9.Состояние зрения_____________________________________
10.Заключение психиатра________________________________
11.Анамнез:____________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
12.Состояние артикуляционного аппарата:
губы______________________ прикус _____________________
твердое небо______________ мягкое небо_________________
зубы______________________ язык________________________
состояние подъязычной связки___________________________
13.Общее звучание речи:
разборчивость_______________ темп______________
дыхание____________________ голос_______________
14.Звукопроизношение:
Гласные звуки__________________________________________
Свистящие: С______ СЬ______ З______ ЗЬ_______ Ц________
Шипящие: Ш________ Ж_________ Ч________ Щ______________
Соноры: Р_________ РЬ________ Л________ ЛЬ_____________
Йотированные:__________________________________________
Другие:________________________________________________
15.Фонематический слух
Различение: С-З_________ С-Ш________ Ш-Ж___________ Й-ЛЬ_________
Ж-З_________ Ш-Щ________ Ч-СЬ__________
Ц-С_________ Ц-ТЬ_______ Ч-С __________
Ч-ТЬ________ Щ-СЬ________ Ч-Щ___________
Л-Р_________ П-Б________ Т-Д___________
ЛЬ-РЬ_________ В-Ф________ К-Г___________
Твердые-мягкие______________________
Повторение рядов:
пу-бу-пу_______________ до-то-то______________
ка-га-га_______________ ты-ды-ты______________
па-ва-па_______________ ка-ха-ка______________
том-дом-ком___________ утка-дудка-будка___________
16.Произношение слов сложного слогового состава:
строительство_______________ аквариум________________
пингвин____________________ скатерть________________
велосипед__________________ гнездо _________________
Экскурсовод проводит экскурсию_________________________
Чистильщик чистит обувь________________________________
17.Анализ звуков составов речи:
а) выделение начального гласного из слов:
Ира__________ Утка__________ Оля________ Эхо_________
б) выделение конечного гласного из слов:
банка_______ очки______ окно______ киты________
кенгуру_______
в)выделение конечного согласного из слов:
Пух___________ кот__________ дом_________
г) выделение начального согласного из слов:
Волк_______ банка_________ танк__________
д) определение звука в ряду других звуков- хлопни в ладоши, если услышишь заданный звук____________________
ж) отбор картинок с заданным звуком_____________________
з) придумывание слов с заданным звуком__________________
18.Состояние словаря:
а) знает ли названия различных предметов_______________
_______________________________________________________
б) объяснение значения слов:
холодильник_____________________________________________________________
пылесос ________________________________________________________________
в) обобщающие понятия:
свитер, платье, юбка, шорты______________________
сапоги, тапки, туфли, валенки______________________
блюдце, сковородка, ложка, тарелка________________
шкаф, кресло, стул, тумбочка_______________________
помидор, огурец, морковь, репа_____________________
яблоко, груша, лимон, персик_______________________
малина, клубника, смородина, черника______________
кошка, собака, волк, лиса__________________________
утка, голубь, воробей, дятел_______________________
комар, муха, пчела, бабочка________________________
машина, автобус, самолет, лодка____________________
г) словарь признаков:
лимон- какой?__________________________________________
лиса- какая?___________________________________________
платье- какое?_________________________________________
д) подбор антонимов:
широкий___________ высокий___________ веселый__________
прямой____________ длинный___________ светлый__________
сухой_____________ больной___________ холодный_________
ж) глагольный словарь: Что делает?
повар_______________________ врач ____________________
учительница_________________ строитель_________________
Кто, как голос подает?
кошка_____________ утка____________ ворона_____________
собака____________ лягушка_________ мышь_______________
гусь______________ свинья__________ корова_____________
19.Словообразование
а) образование названий детенышей животных
У собаки______________ у кошки_______________
У белки_______________ у козы________________
У волчицы_____________ у коровы_______________
У лошади______________ у льва_________________
б) образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
лента______________ звезда________________
дом________________ стакан________________
топор______________ ведро_________________
кольцо_____________
в) образование относительных прилагательных
стол из дерева_________________
стакан из стекла________________
сумка из кожи___________________
шапка из меха___________________
сок из яблок____________________
крыша из соломы_________________
сапоги из резины________________
ручка из пластмассы_____________
г) образование притяжательных прилагательных
чей хвост?_______________________________________
чьи уши?_________________________________________
д) образование приставочных глаголов
______________________________________________________________________
20.Состояние грамматического строя
а) употребление существительных в именительном падеже множественного числа
паук__________ дом______________ лист______________
стул__________ пень_____________ сова______________
ухо___________ колесо___________ окно______________
б) употребление имен существительных в косвенных падежах_______________________________________________________________
в) употребление существительных в родительном падеже множественного числа
книга_____________ вилка_____________ окно____________
ведро_____________ ключ______________ лист____________
стакан____________
г) согласование прилагательных с существительными
красный флаг___________ синий автобус_____________
красная роза___________ синяя сумка_______________
красное кресло_________ синее полотенце__________
д) согласование существительных с числительными
ухо_______________ ведро___________ кукла____________
ручка_____________ банан___________ карандаш_________
стул______________
ж) употребление предлогов
на__________ под________ в_________ из_________
над_________ за_________ с/со________
из-за________ из-под________
21.Связная речь-составление предложений по картинке
__________________________________________________________________________
22.Проявление заикания:
Предполагаемая причина, выраженность заикания
23.Краткая характеристика ребенка по данным педагога-психолога и воспитателя________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
24.Заключение учителя-логопеда:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
25.Динамика
Приложение № 3
Кружок «В мире предлогов»
Цель: обучение детей правильному употреблению предлогов в речи.
Задачи:
- познакомить с термином слова – предметы, слова-признаки, слова-действия, предложение;
- уточнить значение предлогов (в- на- под –за-перед - к- от- по- из- с/со- над- из-под- из-за- между - через), познакомить со схемой данных предлогов;
- упражнять в правильном употреблении простых предлогов в речи (в –на- под-за - перед- к- от- по- из- с/со- над- между -через);
- упражнять в правильном употреблении сложных предлогов в речи (из-под, из-за);
- учить детей слышать заданный предлог в разговорной речи;
- учить различать следующие пары предлогов и правильно употреблять их в речи (в-на, к-от, в-из, с-из, над-под, из - из-за, из – под);
- закреплять умение составлять предложения с заданным предлогом;
- развивать умение составлять схему предложений;
- формировать навык самоконтроля и самооценки;
- воспитывать умение говорения и слушания.
Кружок проводится с детьми 6-7 лет в игровой форме. Продолжительность занятия 25 - 30 минут.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
месяц | №занятия | Тема занятия |
октябрь | 1. | «Знакомство со словом» |
2. | «Слова- действия» | |
3. | «Слова - признаки» | |
4. | «Знакомство с предложением» | |
ноябрь | 5. | «Предлог НА» |
6. | «Предлог ПОД» | |
7. | «Дифференциация предлогов НА - ПОД» | |
8. | «Предлог В» | |
декабрь | 9. | «Дифференциация предлогов В - НА» |
10. | «Предлог ПЕРЕД» | |
11. | «Предлог ЗА» | |
12. | «Предлог К» | |
январь | 13. | «Предлог ОТ» |
14. | «Дифференциация предлогов К - ОТ» | |
15. | «Предлог ПО» | |
февраль | 16. | Закрепление пройденного материала |
17. | «Предлог ИЗ» | |
18. | «Дифференциация предлогов В - ИЗ» | |
19. | «Предлог С - СО» | |
март | 20. | «Дифференциация предлогов С - ИЗ» |
21. | «Предлог НАД» | |
22. | «Дифференциация предлогов НАД - ПОД» | |
23. | «Предлог ИЗ - ПОД» | |
апрель | 24. | «Дифференциация предлогов ИЗ – ИЗ-ПОД» |
25. | «Предлог ИЗ - ЗА» | |
26. | «Дифференциация предлогов ИЗ – ИЗ-ЗА» | |
27. | Закрепление сложных предлогов | |
май | 28. | «Предлог МЕЖДУ» |
29. | «Предлог ЧЕРЕЗ» | |
30. | Закрепление пройденного материала |
Приложение № 5
Список литературы
- Волина В.В. Праздник букваря
- Волкова Г.А. Методика психолого – логопедического обследования детей с нарушениями речи.
- Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования.
- Громова О.Е. Инновации в логопедическую практику.
- Игры в логопедической работе с детьми/ под ред. В.И. Селиверстова
- Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи.
- Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи».
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Закрепление произношения звука у дошкольников (серии по звукам)
- Краузе Е. Логопедия.
- Крупенчук О.И. Стихи для развития речи.
- Косинова Е.М. Грамматическая тетрадь № 1,2.
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.
- Логопедия/ под ред. Л.С. Волковой
- Лопухина И.С. Логопедия речь-ритм-движение.
- Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие.
- Нищева Н.В. Будем говорить правильно.
- Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки.
- Рау Е.Ф., Синяк В.А. Логопедия.
- Руководство по организации работы логопеда в ДОУ.
- Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей.
- Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись говорить правильно.
- Сухин И.Г. Веселые скороговорки для непослушных звуков.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа обучения и воспитания детей с фонетико – фонематическим недоразвитием»
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.
- Чевелева Н.А. Исправление речи у заикающихся дошкольников.
- Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод социального проектирования как условие социализации детей старшего школьного возраста с нарушением интеллекта
Процесс социализации детей с нарушением интеллекта будет проходить успешно, если в образовательный процесс будет введен метод социального проектирования, который дает возможность детям с н...
Формирование психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, через тренинговые занятия, в условиях ФГОС ДО
В материале представлена программа "Учимся быть вместе", направленная на профилактику и коррекцию психологических изменений личности ребёнка, оказание помощи в преодоление барьеров в общении. Материал...
Опыт работы: Активизация и развитие речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями посредством ИКТ
Развитие речемыслительной деятельности одна из важных задач подготовки к школьному обучению....
Программа курса " Дошколёнок"по обучению детей старшего дошкольного возраста (предшкольная пора)
В настоящее время в соответствии с условиями жизни и требованиями, которые определены Федеральными Государственными Образовательными Стандартами, большое внимание уделяется социализации детей старшего...
«РЕЧЕВИЧОК» программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения
laquo;Речевичок» программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения....
Дистанционное обучение. Презентация диагностической программы: "Экспресс-диагностика: Комплексное обследование детей старшего дошкольного возраста и учащихся 1-х классов образовательных учреждений.
В данной диагностической программе соединены обследования речевых и психических функций, что дает ускорение процесса обследования, удобство использования как логопедами, так и учителями начальны...
Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы логопункта ДОУ.
Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы ло...