Коррекционно – развивающая программа для детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи, с нарушением письма и чтения «Читаем и пишем»
рабочая программа по логопедии (1 класс)
Программа составлена с учетом особенностей возрастного развития детей младшего школьного возраста, степени выраженности речевых нарушений и их характера, общей готовности к школьному обучению и темпов адаптации к изменившемуся виду деятельности.
Дополнительная общеобразовательная программа по коррекции устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста «Читаем и пишем» рассчитана на детей в возрасте от 8 до 10 лет, посещающих специальные или общеобразовательные школы.
Цель программы – коррекция нарушений устной и письменной речи, у детей младшего школьного возраста.
Задачи программы:
- расширение представлений о фонетико-фонематических и лексико-грамматических категориях языка;
- развитие навыков фонематического восприятия и дифференциации фонем;
- актуализация связи звука и буквы в русском языке и опыта их практического применения в процессе чтения и письма;
- развитие чувства ритма и расширение слогоритмической организации структуры слов в предложениях и текстах;
- коррекция функции фонематического анализа и синтеза в процессе чтения и при письме;
- коррекция тонкой ручной моторики и навыков зрительно-моторной координации;
- развитие неречевых психических процессов, определяющих успешность освоения чтения и письма;
- формирование навыков самоконтроля и волевой регуляции при чтении и в процессе письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно – развивающая программа
для детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи, с нарушением письма и чтения
«Читаем и пишем»
Автор-составитель: Ботоева Ю.А.,
учитель-логопед
Пояснительная записка
За последние годы среди учащихся, поступающих в начальные классы, значительно увеличилось число детей с различными проблемами в речевом развитии, которым в дошкольном возрасте не оказали логопедической помощи в достаточной степени. С началом обучения грамоте у таких детей обнаруживается стойкое нарушение формирования письменной речи, проявляющееся в виде дисграфии и дислексии. Такие дети, как правило, испытывают затруднения в усвоении программы по русскому языку, имеют нарушения в произношении звуков, недоразвитие фонематического восприятия, звукового и речевого анализа, зрительно-пространственных представлений, мелкой моторики, с трудом запоминают и применяют на практике грамматические правила, у них снижен словарный запас и страдает лексическая сторона речи. Опыт обучения этих детей свидетельствует о необходимости и актуальности проведения работы по коррекции дисграфии и дислексии в период начального школьного обучения.
Практика показывает, что в большинстве случаев, образовательные организации не имеют в штатном расписании должности учителя-логопеда и не в силах в рамках образовательного процесса оказать коррекционную помощь детям. Но даже если в образовательной организации логопедический пункт организован, то число мест в нем ограничено и не всегда может охватить всех детей, нуждающихся в логопедической помощи. Дети младшего школьного возраста с трудом переносят нагрузки во время основной учебной деятельности, а дополнительные занятия с учителем-логопедом, которые начинаются сразу же после окончания уроков, негативно сказываются на эмоциональном и физическом развитии ребенка.
В этой связи, возникает потребность дополнительной организации логопедического сопровождения младших школьников в системе, осуществляя комплексный подход к решению проблемы школьной неуспеваемости и школьной дезадаптадаптации в рамках заявленной проблемы. Дополнительная общеобразовательная программа по коррекции нарушений устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста «Читаем и пишем» разработана для организаций осуществляющих спектр услуг по дополнительному образованию детей, и позволяет создать базу для успешного усвоения общеобразовательных предметов, во внеурочное время.
Программа составлена с учетом особенностей возрастного развития детей младшего школьного возраста, степени выраженности речевых нарушений и их характера, общей готовности к школьному обучению и темпов адаптации к изменившемуся виду деятельности.
С учетом модернизации системы общего и специального образования, переходом на ФГОС, традиционные программы, оставаясь базой в рамках профессиональной деятельности учителя-логопеда, все же утратили свою актуальность и не отвечают современным требованиям к организационно-методической структуре работы специалистов. В настоящее время в отечественной логопедической практике не представлена программа по коррекции нарушений устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста, что в очередной раз подчёркивает актуальность и практическую значимость дополнительной общеобразовательной программы по коррекции устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста «Читаем и пишем». Кроме того, представленная Программа предполагает не только реализацию традиционного, базового содержания, но и использование инновационной модели работы учителя-логопеда, основанной на применении технологии схематизации и знаково-символического замещения в процессе речевого развития младшего школьника.
Дополнительная общеобразовательная программа по коррекции устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста «Читаем и пишем» рассчитана на детей в возрасте от 8 до 10 лет, посещающих специальные или общеобразовательные школы. Дети зачисляются в логопедические группы для реализации Программы на основании заявления родителей, справки от логопеда и по результатам диагностического обследования.
Сроки коррекционной работы определяется степенью тяжести нарушения речи и динамикой коррекции нарушенных речевых функций в психической деятельности ребёнка. Комплектование групп происходит на основании дифференцированного подхода, по основному типу речевого нарушения и согласовывается с родителями.
В рамках дополнительной общеобразовательной программы по коррекции устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста «Читаем и пишем» проводятся групповые занятия с наполняемостью группы 10-12 человек. Периодичность коррекционных занятий – 4 раза в неделю. Продолжительность группового занятия – 40 минут. В структуру каждого занятия включаются упражнения по развитию всех сторон речевой деятельности, а также по развитию неречевых психических процессов.
Цель программы – коррекция нарушений устной и письменной речи, у детей младшего школьного возраста.
Задачи программы:
- расширение представлений о фонетико-фонематических и лексико-грамматических категориях языка;
- развитие навыков фонематического восприятия и дифференциации фонем;
- актуализация связи звука и буквы в русском языке и опыта их практического применения в процессе чтения и письма;
- развитие чувства ритма и расширение слогоритмической организации структуры слов в предложениях и текстах;
- коррекция функции фонематического анализа и синтеза в процессе чтения и при письме;
- коррекция тонкой ручной моторики и навыков зрительно-моторной координации;
- развитие неречевых психических процессов, определяющих успешность освоения чтения и письма;
- формирование навыков самоконтроля и волевой регуляции при чтении и в процессе письма.
Успешность коррекционно-развивающей деятельности в рамках дополнительной общеобразовательной программы по коррекции нарушений устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста «Читаем и пишем» обеспечивается реализацией следующих принципов:
- системность коррекционных, профилактических и развивающих задач. Соблюдение данного принципа не позволяет ограничиваться решением лишь актуальных на сегодняшний день трудностей в речевом развитии ребенка, и требует учета ближайшего прогноза его развития ребенка, а также создания благоприятных условий для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. Иными словами, задачи содержания коррекционной программы сформулированы как система задач трех уровней: коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей); профилактического; развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).
- единство диагностики и коррекции. Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку. Он предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуального подхода в процессе групповой работы. При этом осуществляется постоянный контроль за динамикой развития его лексики, грамматики, фонетико-фонематического компонентов языка, что позволяет внести необходимые коррективы в содержание программы, а также методы и приемы ее реализации.
- деятельностный принцип коррекции. Данный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации. Кроме того, содержание программы ориентировано на ведущий вид деятельности ребенка и строится с учетом основных направлений этой деятельности.
- учет типологических и индивидуальных особенностей ребенка. Согласно этому принципу следует учитывать соответствие хода развития ребенка, психического и личностного, нормативному, в то же время учитывая уникальность, неповторимость, своеобразие каждой личности. Среди младших школьников с речевыми нарушениями нередко встречаются дети с задержкой психического развития, резедуальными компонентами ДЦП или группы социального риска, что во многом определяет подход логопедической работы и способы коррекции речевых нарушений.
- комплексность методов педагогического воздействия. Этот принцип определяет необходимость использования всего многообразия методов, приемов и средств в процессе коррекции компонентов устной и письменной речи. Процесс коррекции должен проходить на полисенсорной основе и опираться как на общепринятые методы, так и специальные: совместное проговаривание, логопедические упражнения и распевки, прорисовывание букв на песке и т.д.
- активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком. Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении, закрепить усвоенный опыт в домашних условиях и повседневной жизни.
Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления коррекционно-развивающей деятельности и прогнозировать степень ее успешности. К концу курса обучения по дополнительной общеобразовательной программе по коррекции нарушений устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста «Читаем и пишем» учащиеся должны овладеть следующими компетенциями:
- чётко и правильно произносить все звуки родного языка не только на занятиях, но и в свободной речи,
- узнавать и точно употреблять слова, обозначающие предметы, действия, признаки,
- правильно согласовывать слова в роде, числе и падеже, употреблять предложно-падежные конструкции,
- использовать в своей повседневной речи сложные и распространенные предложения,
- узнавать, различать, выделять и называть отдельные звуки, давать им соответствующую характеристику, обозначать буквой,
- проводить фонематический анализ и синтез с опорой на вспомогательные средства и без опоры на них,
- дифференцировать фонемы, имеющие сходные характеристики и буквы, при изображении фонем;
- уметь делить слова на слоги, предложения на слова, текст на предложения.
Форма контроля ожидаемых результатов в полном объеме отражается в диагностической карте, которая составляется индивидуально на каждого ребенка и имеет соответствующую структуру. Кроме того, Программа предполагает проведение промежуточного контроля после каждого основного курса.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Содержание работы |
1. Диагностический блок (8 часов) | |||
1 | Обследование мелкой моторики ребёнка и состояния звукопроизношения | 2 | Обследование звукопроизношения, если у ребенка в процессе связной речи или по жалобам родителей обнаруживаются недостатки звукопроизношения. |
2 | Исследование лексико-грамматического строя речи | 2 | Обследование объема пассивного и активного словарного запаса; называние предмета по его описанию; обобщающие понятия; понимание сходных по звучанию слов; многозначность слова и его лексическая сочетаемость; понимание и употребление предлогов; образование падежных форм существительных; употребление приставок при образовании имен существительных и глаголов. |
3 | Обследование процесса чтения и письма | 2 | Чтение, списывание и узнавание изолированных букв; исследование состояния звуко-буквенного анализа; обследование навыка чтения; слуховой диктант. |
4 | Обследование связной речи. | 2 | Пересказ рассказа по серии сюжетных картинок «Щенок». |
2. Подготовительный блок (16часов) | |||
5 | Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания | 4 | Развитие артикуляционной моторики. Уточнение артикуляции смешиваемых звуков. Игры на развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти и логического мышления. |
6 | Звуки | 4 | Работа со звуками (речевыми и неречевыми). Дифференциация речевых и неречевых звуков |
7 | Гласные и согласные звуки. Звукобуквенный анализ слов | 8 | Работа с гласными и согласными звуками. Дифференциация гласных и согласных звуков. Знакомство с символами и «опорами» для обозначения звуков на письме |
3. Коррекционно-развивающий блок (108 часов) | |||
8 | Дифференциация гласных I и II ряда | 4 | Работа с гласными II ряда. Дифференциация гласных звуков и букв. Выбор гласных для обозначения мягкости на письме. Предлагаются игры и упражнения, способствующие формированию навыков чтения и письма. |
9 | Дифференциация гласных букв А – Я | 4 | Гласная буква Я. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Я. Дифференциация гласных букв А – Я в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте. Предлагаются игры и упражнения, способствующие формированию навыков чтения и письма. |
10 | Дифференциация гласных букв У – Ю | 4 | Гласная буква Ю. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Ю. Дифференциация гласных букв У – Ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Предлагаются игры и упражнения, способствующие формированию навыков чтения и письма. |
11 | Дифференциация гласных букв О – Е | 4 | Гласная буква Е. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Е. Дифференциация гласных букв О – Е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Предлагаются игры и упражнения, способствующие формированию навыков чтения и письма. |
12 | Дифференциация гласных букв Ы – И | 4 | Гласная буква И. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы И. Дифференциация гласных букв Ы – И в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Предлагаются игры и упражнения, способствующие формированию навыков чтения и письма. |
13 | Дифференциация гласных букв Э – Е | 4 | Гласная буква Е. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Е. Дифференциация гласных букв Э – Е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Предлагаются игры и упражнения, способствующие формированию навыков чтения и письма. |
14 | Мягкий знак | 4 | Соотнесение мягкого знака с символом и «опорой» для обозначения на письме. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Мягкий знак в функции разделения. Дифференциация мягкого знака в функции смягчения и разделения. Предлагаются игры и упражнения, способствующие формированию навыков чтения и письма. |
15 | Звонкие и глухие согласные | 4 | Дифференциация слогов и слов со звонкими и глухими согласными. Соотнесение согласных звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. Предлагаются игры и упражнения, способствующие формированию навыков чтения и письма. |
16 | Проверочная работа №1 | 4 | Выполнение письменных заданий с работой над ошибками. |
17 | Звуки Б – Б', П– П' | 4 | Дифференциация звуков изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. Предлагаются игры и упражнения, способствующие формированию навыков чтения и письма. |
18 | Звуки В– В', Ф – Ф' | 4 | Дифференциация звуков В– В', Ф –Ф' изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. Предлагаются игры и упражнения, способствующие формированию навыков чтения и письма. |
19 | Звуки Г – Г', К–К', X – X' | 4 | Дифференциация звуков Г –Г', К – К', X – X' изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. Предлагаются игры и упражнения, способствующие формированию навыков чтения и письма. |
20 | Звуки Д– Д', Т – Т' | 4 | Дифференциация звуков Д– Д', Т – Т' изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. Предлагаются игры и упражнения, способствующие формированию навыков чтения и письма. |
21 | Звуки 3 – 3', С– С' | 8 | Дифференциация звуков изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. Предлагаются игры и упражнения, способствующие формированию навыков чтения и письма. |
22 | Звуки Ж –Ш | 4 | Дифференциация звуков Ж –Ш в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. Предлагаются игры и упражнения, способствующие формированию навыков чтения и письма. |
23 | Лабиализованные гласные. Звуки О– У | 4 | Закрепление знаний о гласных звуках О, У. Соотнесение звука с символом и буквой. Сравнительная характеристика звуков. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координации движений. Предлагаются игры и упражнения, способствующие формированию навыков чтения и письма. |
24 | Лабиализованные гласные. Буквы Ё –Ю | 4 | Соотнесение букв с символами. Дифференциация гласных Ё –Ю изолированно, в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза. Предлагаются игры и упражнения, способствующие формированию навыков чтения и письма. |
25 | Дифференциация сонорных. Звуки Р–Р'-Л–Л' | 8 | Дифференциация звуков Р– Р', Л – Л' в слогах, словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. Предлагаются игры и упражнения, способствующие формированию навыков чтения и письма. |
26 | Дифференциация свистящих и шипящих звуков | 4 | Закрепление знаний о свистящих и шипящих звуках. Дифференциация свистящих и шипящих звуков. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Предлагаются игры и упражнения, способствующие формированию навыков чтения и письма. |
27 | Звуки ТС –Ц | 8 | Дифференциация звуков Ц– ТС в слогах, словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. Предлагаются игры и упражнения, способствующие формированию навыков чтения и письма. |
28 | Звуки С – С', Ш | 8 | Дифференциация звуков С – С', Ш в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. Предлагаются игры и упражнения, способствующие формированию навыков чтения и письма. |
29 | Звуки Ч – Щ | 4 | Дифференциация звуков Ч –Щ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Соотнесение звуков занятия с символами и «опорами» для обозначения на письме. Развитие фонематического анализа и синтеза. Предлагаются игры и упражнения, способствующие формированию навыков чтения и письма. |
30 | Проверочная работа №2 | 4 | Выполнение письменных заданий с работой над ошибками. |
4. Заключительный блок (12 часов) | |||
31 | Развитие монологической и диалогической связной речи | 8 | В коррекционной работе используются различные виды текстов: описание, повествование, рассуждение. Предлагаются игры и упражнения, способствующие формированию навыков чтения и письма. Составление рассказов – описания предмета, по сюжетной картине, по серии сюжетных картин и т.д. |
32 | Развитие письменной речи | 4 | В коррекционной работе используются различные виды текстов: изложение, сочинение. Вспомнить и повторить правила написания диктанта, изложения и сочинения. Предлагаются игры и упражнения, способствующие формированию навыков чтения и письма. |
Итого: 144 часа по программе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра -одно из условий успеха работы по коррекции письма и чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
материал актуален для учителей начальной школы , которые неравнодушны к проблемам здоровья детей...
Дидактическая игра -одно из условий успеха работы по коррекции письма и чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи( Приложение 1)
материал актуален для учителей начальной школы , которые неравнодушны к проблемам здоровья детей...
Развитие связной диалогической речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
В данном материале представлены этапы работы с детьми имеющими ОНР...
Значение дидактической игры в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
На современном этапе развития образования проблема адаптации детей с речевыми нарушениями к условиям общеобразовательной школы имеет приоритетное значение. В связи с данной проблемой количество детей,...
Развитие связной речи по серии сюжетных картин у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Психолого-педагогическая хариктеристика детей с общим недоразвитием речи. Методика развития речи в процессе рассказывания по серии сюжетных картин....

Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Они влияют не только на развитие умственных способностей и физического з...

Статья "Работа учителя-логопеда по коррекции полиморфных нарушений звукопроизношения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи"
В статье автор рассматривает такое нарушение речи как общее недоразвитие речи. В работе описан экпериментальный опыт по коррекции полиморфных нарушений звукопроизношения у младших школьников с общим н...