Рабочая программа по теме "Нарушение письма и чтения, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием."
рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_narushenie_chteniya_i_pisma_2017-2018.doc | 258 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 им. Героя Советского Союза В.П.Ферапонтова г.Белебея муниципального района Белебеевский район
Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов Протокол №__ от ___2017г. Руководитель МО ______ / Бушуева О.Н./ | СОГЛАСОВАНО зам. директора по УВР ______ О.М.Селькина _______ 2017 г. | УТВЕРЖДЕНО приказом директора МАОУ СОШ №1 №____ от _______2017 г. |
Рабочая программа коррекционного обучения младших школьников с нарушениями речи.
Группа учащихся с фонетико-фонетическим недоразвитием
Нарушение письма и чтения, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием.
Количество часов в неделю: 2
Общее количество часов: 60часов
Содержание
- Пояснительная записка 3стр.
- Содержание учебного курса 5стр.
- Организационно – содержательные аспекты коррекционного курса 6стр
- Результаты освоения коррекционного курса 7стр.
- Тематический план программы 23стр.
- Рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому
обеспечению 23стр.
- Календарно-тематическое планирование 27стр.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания начального образования и нормативных документов:
1. Данная программа разработана в соответствии Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования.
2. Законом Российской Федерации «Об образовании» - Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. №124-ФЗ, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. №196, Проектом типового положения о логопедическом пункте при общеобразовательном учреждении (Решение коллегии Министерства образования Российской Федерации от 12.04.1995 г.), Инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
3.Инструктивно-методического письма о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» А.В. Ястребова, Т.Б.Бессонова, М.:КОГИТО-ЦЕНТР,1991 г.
Цель программы: освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами. Устранить недостатки нарушения письменной речи у младших школьников.
Задачи программы:
- различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
- развитие лексического запаса;
- формировать связную речь;
- развивать и совершенствовать психологические предпосылки и коммуникативную готовность к обучению;
- обеспечивать условия для приобретения учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для успешного усвоения материала по родному языку;
- развивать фонематические процессы;
- формировать полноценные представления о звукобуквенном составе слова;
- развивать навыки анализа и синтеза звукослогового состава слова;
- развивать пространственно-временные представления;
- развивать психологические предпосылки и коммуникативную готовность к обучению.
Основные методы работы на занятии - методы обучения в группе:
- игровые;
- наглядно – демонстрационные;
- практические;
- словесные;
Принципы логопедической работы:
- наглядность,
- доступность,
- системность,
- комплексность,
- принцип развития,
- онтогенетический принцип.
Формы организации деятельности учащихся:
- групповая;
- работа в парах;
- индивидуальная.
- Фронтальная
Содержание учебного курса
Коррекция нарушений речи обучающихся требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения предусмотрены часы логопедических занятий.
Учитель-логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся одного класса.
На занятие с группой обучающихся отводится, как правило, 40 минут, на индивидуальное занятие – 20 минут на каждого ребёнка.
Занятия проводятся: 2 раза в неделю.
Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта
обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.
Программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне (усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза).
Программа состоит из следующих разделов:
- этап формирования техники нормативной речи;
- этап активных речевых тренировок;
- этап закрепления навыков организованной речи;
В структуру занятия могут входить:
- дыхательные, релаксационные и голосовые упражнения;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- упражнения по сопряженному и отраженному произнесению предложений, чистоговорок и считалок;
- упражнения на расчленение предложения на связные отрезки (синтагмы), работа над паузацией;
- работа над пересказом;
- работа над спонтанной речью;
Организационно-содержательные аспекты коррекционного курса
Работа по компенсации нарушенного речевого развития строится в несколько этапов.
№ этапа | Назначение этапа | Цель этапа | Содержание деятельности |
I | Диагностический | Выявление индивидуальных речевых нарушений |
|
II | Подготовительный | Подготовка к коррекции нарушенного звукопроизношения, к обучению чтению и письму |
|
III | Основной | Коррекция нарушенного речевого развития |
|
Содержание курса «Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа» имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки обучающихся к восприятию нового, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное воздействие на формирование средств языка (фонетики, фонематики, лексики, грамматики) и связной речи.
Мозаичный состав обучающихся с нарушениями речи по степени тяжести, влиянию на образовательные и коммуникативные возможности детей, требуют дифференцированных и индивидуальных форм организации логопедической работы, поэтому для каждого конкретного обучающегося составляется перспективный план индивидуальной и подгрупповой логопедической работы в соответствии со специфическими нарушениями речи этого ребенка.
Тематическое планирование индивидуальной и подгрупповой логопедической работы включает следующие разделы:
- звукопроизношение;
- просодика;
- фонематические процессы;
- лексико-грамматический строй;
- связная речь.
Количество часов, отведенное на изучение каждой темы является примерным и может варьироваться в зависимости от индивидуального темпа усвоения учебного материала.
Результаты освоения коррекционного курса
Личностные результаты
Универсальные учебные действия | У выпускника будут сформированы на минимальном уровне | У выпускника будут сформированы на достаточном уровне |
Самоопределение | - основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; - чувство прекрасного и эстети-ческие чувства на основе знаком-ства с мировой и отечественной художественной культурой | - компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; - адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности; - осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни |
Смыслообразование | - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | - внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; - устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; - положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика» |
Нравственно-этическое оценивание | - ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню; - развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им | - морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; - установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках; - эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия |
Метапредметные результаты
Вид УУД/ составляющие | Выпускник научится на минимальном уровне | Выпускник научится на достаточном уровне |
Регулятивные | ||
Целеполагание | -принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - преобразовывать практическую задачу в познавательную |
Планирование | - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; - учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения | - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале |
Прогнозирование | - осуществлять предвосхищающий контроль по результату и по способу действия | |
Учебные действия | - выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме | - проявлять познавательную инициативу в учебном Сотрудничестве |
Контроль | - учитывать установленные правила в контроле способа решения; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); - различать способ и результат действия | - осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания |
Коррекция | - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском и иностранном языках | - вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия |
Оценка | - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области | - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия |
Саморегуляция | - использовать речь для регуляции своего действия | - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности |
Коммуникативные | ||
Инициативное сотрудничество и взаимодействие | - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - задавать вопросы; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи | - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; - адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач |
Управление коммуникацией | - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; - контролировать действия партнера; - использовать речь для регуляции своего действия | - учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников; - с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности |
Познавательные | ||
Общеучебные | - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; - строить сообщения в устной и письменной форме; - ориентироваться на разнообразие способов решения задач; - основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); - владеть рядом общих приемов решения задач | - записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач |
Логические | - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; - обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; - устанавливать аналогии | - осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей |
Знаково-символические | - использовать знаково- символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач | - создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач |
Информационные | - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета | - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета |
Предметные результаты
Задача реализации курса | Планируемые результаты освоения курса | |
Выпускник научится на минимальном уровне | Выпускник научится на достаточном уровне | |
1. Развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: а) оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания, б) голоса, в) артикуляторной моторики, г) чувства ритма |
|
|
2. Развитие слухового восприятия, функций фонематической системы. | ||
а) смыслоразличи-тельная функция |
| |
б) слухопроизноси-тельная дифференциация фонем |
|
|
в) фонематический анализ и синтез |
|
слова со стечением согласных;
|
3. Обучение нормативному (компенсированному) произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова). |
|
|
4. Коррекция нарушений звукослоговой структуры слова. |
|
|
5. Формирование просодических компонентов речи: а) темпа б) ритма, в) паузации, г) интонации д) логического ударения |
|
|
6. Профилактика нарушений чтения и письма |
|
|
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате прохождения программы, обучающиеся должны:
знать:
- правильную артикуляцию и характеристику звуков;
- определения понятий: имя существительное, гдагол, имя прилагательное.
уметь:
- различать речевые и неречевые звуки;
- называть и графически изображать слова, обозначающие предметы;
- ставить вопросы к словам предметам;
- называть и графически изображать слова, обозначающие действия;
- подбирать слова действия и ставить вопросы к словам предметам;
- называть и графически изображать слова, обозначающие признаки предметов;
- согласовывать существительное с прилагательным в роде и числе;
- выполнять звукобуквенный, слоговой анализ и синтез слова, соотносить звуки с буквами и символами;
- делить слова на слоги, определять ударный слог;
- соотносить звуки с символами и буквами;
- дифференцировать гласные в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.
- различать и дифференцировать буквы по оптическим и кинетическим признакам.
Содержание учебного предмета, курса.
Программа групповых занятий включает три раздела:
- • восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;
- • обогащение словарного запаса;
- • развитие грамматического строя и связной речи.
Все перечисленные направления работы осуществляются одновременно, то есть на одном занятии должна идти работа как по коррекции пробелов в развитии звуковой стороны речи, так и по обогащению словаря и развития грамматического строя.
Первая четверть посвящена развитию различных форм звукового анализа, начиная с выделения звука из слова. Обучение начинается с узнавания и выделения из слова гласных звуков, их сравнения и различения. Дети выделяют гласные звуки А, О, У из начала слова под ударением и в безударном положении, гласные звуки А, О, У, Э, Ы из середины слова и из конца слова под ударением. Из согласных звуков вводятся сонорные согласные М, Л, Р, Н. Логопедические занятия проводятся в игровой форме. В играх на развитие звукового анализа применяются буквы, соответствующие выделяемым звукам, и таким образом происходит закрепление графического образа букв. В первой четверти дети знакомятся с гласными буквами А, О, У, Э, Ы, с согласными буквами М, Л, Р, Н.
Во второй четверти главная тема — различение твердых и мягких согласных звуков. Вводятся гласные буквы, с помощью которых обозначается мягкость согласных звуков: Я, Е, Е, Ю, Ь (смягчитель). Чтение слогов и слов с этими буквами показывается практически, без проведения полного звукобуквенного анализа и установления несоответствия в звукобуквенном составе слова. Широко используются слоговые таблицы, на которых написаны слоги СГ; имеется несколько вариантов слоговых таблиц: сначала одна согласная буква сочетается по порядку со всеми гласными, причем, парные гласные находятся рядом (ма—мя—мо— ме—му—мю и т. д.); затем несколько согласных сочетается с одной гласной (ма—на—ла—ра; мя—ня—ля— ря). При чтении слогов логопед обращает внимание детей на буквенный состав читаемого слога: «Читаем ма, согласный звук звучит твердо, читаем мя — согласный звучит мягко. С буквой А согласный звучит твердо, с буквой Я согласный звучит мягко». Отказ от проведения полного звукобуквенного анализа слов типа «мяч» в начале обучения в первом классе детей группы риска по дисграфии основывается на том, что практического значения этот анализ не дает, он не оказывает влияния на формирование навыка чтения слогов и слов с данными буквами; а к тому же, являясь объективно трудным для понимания в этом возрасте, может осложнить становление первоначального навыка чтения. Для становления грамотного письма данный вид анализа является также помехой: неискушенные в тонкостях звукобуквенных несоответствий дети начинают писать по следам анализа в слоге СГ после согласной буквы гласные А, У, О, Э и на тех местах, где надо писать буквы Я, Е, Е, Ю. Сначала детей нужно научить отчетливо различать твердые и мягкие согласные звуки в этих слогах, ведь установление отличия является для детей более легким действием, чем нахождение общего, а также добиться четкой дифференциации понятий «звук» и «буква». С гласными буквами И и Ы звукобуквенный анализ слов с твердыми и мягкими согласными звуками проводить нужно, так .как в словах типа «мыл — мил» гласные звуки в словах разные, и мы не будем провоцировать ошибку в написании гласной буквы (в отличие отданных слов, в словах типа «мак—мяч» гласные звуки в словах одинаковые, и дети начинают писать букву А там, где имеется только звук А, так как им еще непонятна разница между терминами «звук» и «буква». А на уроке в классе от них учительница постоянно добивается, чтобы они отвечали: звук А. Вот и получаем мы на письме ошибки типа «лубит», «мач», «мод»).
В позиции начала слова и в положении после гласной и разделительных Ь и Ъ буквы Я, Е, Е, Ю обозначают два звука. В данном случае стоит познакомить детей с секретом этих букв: обозначать два звука, один из которых — согласный [И]. Этот звук хорошо выделяется, его можно произнести длительно и таким образом развивать фонематический слух учащихся.
В данной теме показывается также буква Ь в роли смягчителя (на конце слов и в середине). Со словами типа «конь» проводится полный звукобуквенный анализ, так как здесь очень удобно показать разницу между твердыми и мягкими согласными звуками (мягкий знак как раз и указывает на эту мягкость). Выкладывая схемы звукового состава слов с мягким знаком, обязательно показываем букву Ь в нужном месте слова, таким образом преобразуя звуковую схему в звукобуквенную. Делается это для предупреждения ошибок на пропуск буквы Ь на письме. Если ограничиваться только звуковой схемой, в которой, естественно, нет места букве Ь, как не обозначающей самостоятельного звука, мы будем провоцировать детей на пропуск этой буквы при написании, так как дети не дифференцируют четко понятия «звук» и «буква». Новых согласных звуков и букв во второй четверти не вводится, весь речевой материал состоит из слов и первых коротких предложений, составленных из сонорных и гласных букв.
Третья четверть отводится дифференциации глухих и звонких согласных звуков в устной речи и соответствующих им букв при чтении и на письме. Рассматриваются все 6 пар глухих и звонких согласных: П—Б, Т—Д, К—Г, Ф—В, С—3, Ш—Ж- Порядок работы следующий: вначале знакомимся с глухим звуком и буквой, при этом речевой материал не содержит парных звонких звуков; затем вводится звонкий звук при отсутствии оппозиционного ему глухого варианта. После усвоения каждого из.членов пары начинается сравнение данных звуков и букв с установлением как сходства, так и различия.
Четвертая четверть посвящается непарным по глухости-звонкости согласным звукам и буквам X, Ц, Ч, Щ (глухие), И (звонкий), а также буквам Ь и Ъ. Дети читают небольшие стихотворные тексты; пословицы.
Грамматические темы вводятся в содержание занятий интегрирование, выбор темы зависит от рассматриваемого лексического материала. Предполагается чисто практическое усвоение грамматического материала, без использования избыточной терминологии, хотя вводится понятие «предлог»
Таблица тематического распределения количества часов
п\п № | Разделы, темы | Количество часов |
1 | Звуки гласные и согласные | 2 |
2. | Звуко-буквенный анализ слов. Гласные звуки. | 10 |
3. | Согласные звуки и буквы. Дифференциация твердых и мягких согласных. | 20 |
4. | Звонкие и глухие согласные.Дифференциация звонких и глухих согласных | 14 |
5. | Дифференциация свистящих и шипящих звуков | 4 |
6. | Дифференциация сонорных звуков | 6 |
7. | Лабиализованные гласные | 4 |
Всего: | 60 |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
|
|
Календарно-тематическое планирование
для 2 класса, имеющих нарушения чтения и письма, обусловленными фонематическим недоразвитием
Тема занятия | Содержание коррекционной работы | Основные требования умений и навыков | Развитие психологических предпосылок и навыков учебной деятельности | Часы |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Речь. Предложение. Слово. | ||||
Речь. | Звуки речи. Способы | Знать строение артикуляционного аппарата. Уметь различать речевые | Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие; устойчивость внимания, способность | 2 |
Имя существительное. | Слово как часть предложения. Лексическое значение слова. Слова, обозначающие живые | Владеть термином «слово». Уметь называть и графически изображать слова, обозначающие предметы (живые и неживые). Уметь ставить вопросы к словам-предметам. | Развивать коммуникативные навыки, способность | 2 |
Глагол. | Обогащение глагольного словаря. Графическое изображение слов-действий. Подбор действия к предмету. | Уметь называть и графически изображать слова, обозначающие действия. Уметь подбирать слова-действия | Развивать зрительное, слуховое внимание и память. | 2 |
Дифференциация имени существительного и глагола. | Практическое овладение навыками составления простого нераспространенного предложения. Графическое изображение простых предложений. Подбор слов | Уметь различать и графически изображать слова-предметы | Развивать мыслительные операции. | 1 |
Имя прилагательное. | Развитие словаря признаков. Подбор признаков | Уметь называть и графически изображать слова, обозначающие признаки предметов (цвет, величину, форму, вкус и т.д.). Уметь согласовывать существительное с прилагательным в роде | Формировать умение отвечать на вопросы по ходу учебной деятельности. | 1 |
Дифференциация имени существительного и имени прилагательного. | Практическое овладение навыками согласования слов-предметов и слов признаков. Графическое изображение простых предложений. Подбор слов к графическим схемам. | Уметь различать и графически изображать слова-предметы | Развивать коммуникативные навыки. | 1 |
Распространение простого двусоставного предложения определением. | Сочетание прилагательных | Уметь согласовывать существительное с прилагательным в роде и числе и правильно ставить вопрос | Развивать слуховое внимание и память. | 1 |
Анализ предложения. | Определение последовательности слов | Уметь интонационно правильно произносить предложение | Формировать монологическую речь, внимание, зрительное восприятие. | 1 |
Проверочная работа. | Проверка знаний | Уметь определять части речи, определять количество слов в предложении, согласовывать части речи. | Развивать функции самоконтроля и самоконтроля за ходом своей деятельности. | 1 1 1 |
Звукослоговой анализ и синтез. Ударение. | ||||
Гласные звуки. Дифференциация гласных | Наблюдение за работой органов речи: образование гласных первого ряда, согласных. | Сравнивать звуки по способу их образования (гласные, согласные). | Активизировать мыслительную деятельность, наблюдательность. Развивать тактильные ощущения. | 1 |
Звукобуквенный анализ | Звукобуквенный, слоговой анализ и синтез слова (выделение первого, последнего звука, места звука в слове, количество звуков в слове). Соотнесение между звуками и буквами. Соотнесение звуков с символами. | Уметь выполнять звукобуквенный, слоговой анализ и синтез слова, соотносить звуки с буквами и символами. | Формировать условно-рефлекторные связи между графемой и кинемой | 1 |
Слогообразующая роль гласных. Деление слов | Деление слов на слоги, выделение ударного слога, слогоритмическая схема слова. Слогообразующая роль гласных. | Уметь делить слова на слоги. Выделять ударный слог в словах, воспроизводить ритмический рисунок слова. Составлять схему слова с выделением ударного слога, подбирать слова к заданной схеме слова. | Формировать условно-рефлекторные связи между графемой и кинемой | 1 |
Слоговой анализ | Слоговой анализ и синтез слов (определение количества и последовательности слогов в слове, составление слова из слогов). Виды слогов. | Уметь выполнять слоговой анализ и синтез слогов. | Формировать условно-рефлекторные связи между графемой и кинемой | 1 |
Ударение. Смыслоразли-чительная роль ударения. | Деление слов на слоги. Смыслоразличительная и фонетическая роль ударения. Определение ударного слога в словах. Соотнесение слова со схемой. | Уметь делить слова на слоги, определять ударный слог. Уметь объяснять значение слова в зависимости от ударения. | Развивать зрительное восприятие и оптические представления | 1 |
Проверочная работа. | Проверка знаний по пройденным темам. | Уметь дифференцировать гласные и согласные звуки и буквы, определять количество звуков, букв и слогов в слове, находить ударный слог. | Развивать функции самоконтроля и самоконтроля за ходом своей деятельности. | 1 1 1 |
Гласные 2-го ряда. Твердые и мягкие согласные. | ||||
Обозначение мягкости согласных гласными 2-го ряда. | Гласные 2-го ряда. Дифференциация согласных звуков перед гласными 2-го ряда. Соотнесение количества звуков и букв в слове. | Уметь обозначать на письме мягкость согласных при помощи гласных 2-го ряда. Уметь анализировать слова с йотированными гласными в разных позициях. | Развивать слуховое внимание и память | 1 |
Обозначение мягкости согласных буквой ь в конце, в середине слова. | Соотнесение количества звуков и букв в слове. Смыслоразличительная роль ь. | Уметь на письме обозначать мягкость согласных при помощи ь. уметь анализировать слова с ь на конце и в середине слова. Уметь соотносить слова с ь со схемой. | Развивать слуховое внимание и логическое мышление. | 1 |
Разделительный ь. | Соотнесение количества звуков и букв в слове. Уточнение правил правописания разделительного ь | Уметь соотносить произношение слова и его написание. Уметь анализировать слова с разделительным ь. | Развивать слуховое внимание и логическое мышление. | 1 |
Дифференциация а-я. | Уточнение и сравнение артикуляции гласных а – я. Дифференциация гласных а – я. Соотнесение звуков с буквами. | Уметь дифференцировать гласные а – я в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной я. | Развивать зрительно-моторную и пространственную координацию, слуховое восприятие. | 2 |
Дифференциация у – ю. | Уточнение и сравнение артикуляции гласных у – ю. Дифференциация гласных у – ю. Соотнесение букв со звуками. | Уметь дифференцировать гласные у - ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной ю. | Развивать зрительно-моторную и пространственную координацию, слуховое восприятие. | 2 |
Дифференциация о – ё. | Уточнение и сравнение артикуляции гласных о - ё. Дифференциация гласных о - ё. Соотнесение букв со звуками. | Уметь дифференцировать гласные о - ё в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной ё. | Развивать зрительно-моторную и пространственную координацию, слуховое восприятие. | 2 |
Дифференциация ы – и. | Уточнение и сравнение артикуляции гласных ы - и. Дифференциация гласных ы - и. Соотнесение букв со звуками. | Уметь дифференцировать гласные ы - и в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной и. | Развивать слухопроизносительные дифференцировки. | 2 |
Дифференциация э – е. | Уточнение и сравнение артикуляции гласных э - е. Дифференциация гласных э - е. Соотнесение букв со звуками. | Уметь дифференцировать гласные э – е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной е. | Развивать зрительно-моторную координацию и слуховое восприятие. | 2 |
Дифференциация ё – ю. | Уточнение и сравнение артикуляции гласных ё - ю. Дифференциация гласных ё - ю. Соотнесение букв со звуками. | Уметь дифференцировать гласные ё - ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласных ё – ю. | Развивать наблюдательность. Функции контроля и самоконтроля. | 2 |
Проверочная работа. | Проверка навыков письма под диктовку и списывания с печатного текста. | Уметь обозначать мягкость согласных при письме при помощи гласных 2-го ряда и ь. уметь грамотно записывать и списывать слова различной звукослоговой структуры. Уметь правильно оформлять предложения при письме. | Развивать функции контроля и самоконтроля за ходом своей деятельности. | 4 |
Звонкие и глухие согласные. | ||||
Дифференциация [с] – [з]. | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [с] – [з]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [с] – [з] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Работа со словами-паронимами. | Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | Развивать мыслительные операции. | 2 |
Дифференциация [ш] – [ж]. | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [ш] – [ж]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [ш] – [ж] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Работа со словами-паронимами. | Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | Развивать логическое мышление. | 2 |
Дифференциация [в] – [ф]. | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [в] – [ф]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [в] – [ф] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Работа со словами-паронимами. | Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | Развивать способности к переключению. | 2 |
Дифференциация [б] – [п]. | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [б] – [п]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [б] – [п] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Работа со словами-паронимами. | Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | Формировать контроль за ходом своей деятельности | 2 |
Дифференциация [д] – [т]. | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [д] – [т]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [д] – [т] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Работа со словами-паронимами | Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | Развивать умения применять полученные знания в новых ситуациях. | 2 |
Дифференциация [г] – [к]. | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [г] – [к]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [г] – [к] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Работа со словами-паронимами | Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | Развивать устойчивость внимания, способность к запоминанию, переключению. | 2 |
Проверочная работа. | Проверка навыков письма под диктовку. | Уметь дифференцировать звонкие и глухие согласные при письме под диктовку. Уметь грамотно записывать слова различной звукослоговой структуры. Уметь правильно оформлять предложения при письме. | Развивать функции контроля и самоконтроля за ходом своей деятельности. | 1 1 1 |
Свистящие и шипящие звуки. Аффрикаты. | ||||
Дифференциация [с] – [ш]. | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [с] – [ш]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [с] – [ш] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Работа со словами-паронимами | Уметь четко произносить звуки [с] – [ш]. Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах | Развивать слуховое восприятие и познавательную активность. | 2 |
Дифференциация [з] – [ж]. | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [з] – [ж]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [з] – [ж] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Работа со словами-паронимами | Уметь четко произносить звуки [з] – [ж]. Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах | Развивать слуховое восприятие и навыки самоконтроля. | 2 |
Дифференциация [ч] – [т’]. | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [ч] – [т’]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [ч] – [т’] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Работа со словами-паронимами | Уметь четко произносить звуки [ч] – [т’]. Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах | Развивать слуховое восприятие и регуляторно-коммуникативные умения. | 2 |
Дифференциация [щ] – [с’]. | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [щ] – [с’]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [щ] – [с’] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Работа со словами-паронимами. | Уметь четко произносить звуки [щ] – [с’]. Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | Развивать слуховое восприятие и способность к запоминанию. | 2 |
Дифференциация [щ] – [ч]. | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [щ] – [ч]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [щ] – [ч] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Работа со словами-паронимами. | Уметь четко произносить звуки [щ] – [ч]. Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | Развивать слуховое восприятие и способность к переключению. | 2 |
Дифференциация [ц] – [с]. | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [ц] – [с]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [ц] – [с] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Работа со словами-паронимами. | Уметь четко произносить звуки [ц] – [с]. Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах | Развивать слуховое восприятие. | 2 |
Дифференциация [ц] – [ч]. | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [ц] – [ч]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [ц] – [ч] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Работа со словами- паронимами. | Уметь четко произносить звуки [ц] – [ч]. Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | Развивать индивидуальные умения при решении совместных задач. | 2 |
Проверочная работа. | Проверка навыков письма под диктовку. | Уметь различать на слух звуки, схожие по способу образования и звучанию, не путать на письме. | Развивать функции самоконтроля и самоконтроля за ходом своей деятельности. | 3 |
Буквы, сходные по кинетическим и оптическим признакам. | ||||
Дифференциация букв б – д, а – о, и – у, п – т, и – ш, л – м, к – н, н – п. | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Различение букв по оптическим и кинетическим признакам. | Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию звуков. Уметь устанавливать связь между произнесенным звуком и его графическим изображением. Уметь дифференцировать буквы по оптическим и кинетическим признакам, опираясь на количественное и пространственное расположение элементов букв. | Развивать зрительное, оптико-пространственное восприятие, моторную координацию и мыслительные операции. | 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Проверочная работа. | Проверка навыков письма под диктовку. | Уметь различать буквы по оптическому и кинетическому принципам. | Развивать функции контроля и самоконтроля за ходом своей деятельности. | 1 |
Проверка знаний, умений и навыков. | ||||
Итоговая контрольная работа. | Проверка усвоения навыков сформированности письма под диктовку и списывания | Уметь списывать с печатного текста и сличать написанное с образом. Уметь писать под диктовку в соответствии с программными требованиями. | Выявить сформированность действия самоконтроля. | 1 |
Формы и средства контроля
Поурочный контроль ведется в виде устного опроса учащихся по основным направлениям изученного материала. Тематический контроль проходит в конце каждого раздела, который направлен на обобщение полученных знаний
и выявление уровня усвоения пройденного материала.
В конце изучения программы учащимся предлагаются контрольные задания, целью которых является выявление уровня полученных знаний, умений и навыков. В завершении дается качественная оценка полученных результатов
и дальнейшие рекомендации.;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нарушение письма и чтения, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием.
СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ Г МОСКВЫ Государственное бюджетное учреждение гимназия №1573...
Рабочая программа по коррекции письменной речи, обусловленная фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Рабочая программа по коррекции нарушения чтения и письма, обусловленная фонетико-фонематическим недоразвитием речи младших школьников....
Рабочая программа по коррекции нарушения письменной речи, обусловленной нерезко-выраженным общим недоразвитием речи, 2 класс
Рабочая программа по коррекции нарушения чтения и письма, обусловленной нерезко-выраженным общим недоразвитием речи, 2 класс...
рабочая программа "Обучение грамоте" (письмо и чтение) 1 класс ФГОС УМК ПНШ
Рабочая программа по предмету "Обучение грамоте" (письмо и чтение)для 1 класса. Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образо...
Рабочая программа по предмету "Письмо и чтение" для обучающихся 3 класса с ОВЗ
Чтение и письмо являются сложными видами интеллектуальной деятельности, поэтому их элементами может овладеть только некоторая часть детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития....
Рабочая программа по предмету "Письмо и чтение" для обучающихся 2 класса с ОВЗ
Рабочая программа по предмету «Письмо и чтение» составлена основании следующих документов:1. Федеральный закон Российской ...
Рабочая программа по предмету "Письмо и чтение" для обучающихся 1 класса с ОВЗ
Конечная цель обучения грамоте заключается в том, чтобы научить более способных детей писать самостоятельно на слух, по памяти короткие предложения из 2-4 слов, уметь писать своё имя, фамилию, ...
- Мне нравится (1)