Рабочая программа по теме "Нарушение письма и чтения, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием."
рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему

Дорофеева  Люция Анваровна
Коррекция нарушений речи обучающихся требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения предусмотрены часы логопедических занятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 им. Героя Советского Союза В.П.Ферапонтова г.Белебея муниципального района Белебеевский район

Республики Башкортостан

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей начальных классов

Протокол №__ от ___2017г.

Руководитель МО

______ / Бушуева О.Н./

СОГЛАСОВАНО

зам. директора по УВР

______ О.М.Селькина

_______ 2017 г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора МАОУ СОШ №1

№____ от _______2017 г.

                                        

Рабочая программа коррекционного обучения младших школьников с нарушениями речи.

           Группа учащихся с фонетико-фонетическим недоразвитием

Нарушение письма и чтения, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием.

Количество часов в неделю: 2

Общее количество часов: 60часов

Содержание

  1. Пояснительная записка                                                                                                                                                                                   3стр.
  2. Содержание учебного курса                                                                                                                                                                          5стр.
  • Организационно – содержательные аспекты коррекционного курса                                                                                           6стр
  • Результаты освоения коррекционного курса                                                                                                                                   7стр.
  1. Тематический план программы                                                                                                                                                                     23стр.
  2. Рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому

обеспечению                                                                                                                                                                                                    23стр.

  1. Календарно-тематическое планирование                                                                                                                                                     27стр.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания начального образования и нормативных документов:

1. Данная программа  разработана в соответствии Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования.

2. Законом Российской Федерации «Об образовании» - Федеральным законом  «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. №124-ФЗ, Типовым  положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. №196,  Проектом типового положения о логопедическом пункте при общеобразовательном учреждении (Решение коллегии Министерства образования Российской Федерации  от 12.04.1995 г.),  Инструктивным  письмом  Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000 г. №2 «Об организации  работы логопедического пункта общеобразовательного  учреждения».

3.Инструктивно-методического письма о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» А.В. Ястребова, Т.Б.Бессонова, М.:КОГИТО-ЦЕНТР,1991 г.

Цель программы: освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами. Устранить недостатки нарушения письменной речи у младших школьников.

Задачи программы:

  • различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
  • развитие лексического запаса;
  • формировать связную речь;
  • развивать и совершенствовать психологические предпосылки и коммуникативную готовность к обучению;
  • обеспечивать условия для приобретения учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для успешного усвоения материала по родному языку;
  • развивать фонематические процессы;
  • формировать полноценные представления о звукобуквенном составе слова;
  • развивать навыки анализа и синтеза звукослогового состава слова;
  • развивать пространственно-временные представления;
  • развивать психологические предпосылки и коммуникативную готовность к обучению.

Основные методы работы на занятии - методы обучения в группе:

  • игровые;
  • наглядно – демонстрационные;
  • практические;
  • словесные;

        Принципы логопедической работы:

  • наглядность,
  • доступность,
  • системность,
  • комплексность,
  • принцип развития,
  • онтогенетический принцип.

        Формы организации деятельности учащихся:

  • групповая;
  • работа в парах;
  • индивидуальная.
  • Фронтальная

Содержание учебного курса

Коррекция нарушений речи обучающихся требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения предусмотрены часы логопедических занятий.

Учитель-логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся   одного класса.

На занятие с группой обучающихся отводится, как правило, 40 минут, на индивидуальное занятие – 20 минут на каждого ребёнка.

Занятия проводятся: 2  раза в неделю.

Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта

обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.

Программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне (усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза).

Программа состоит из следующих разделов:

 -  этап формирования техники нормативной речи;

 - этап активных речевых тренировок;

 - этап закрепления навыков организованной речи;

В структуру занятия могут входить:

- дыхательные, релаксационные и голосовые упражнения;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

- дыхательная гимнастика;

- упражнения по сопряженному и отраженному произнесению предложений, чистоговорок и считалок;

- упражнения на расчленение предложения на связные отрезки (синтагмы), работа над паузацией;

- работа над пересказом;

- работа над спонтанной речью;

Организационно-содержательные аспекты коррекционного  курса

Работа по компенсации нарушенного речевого развития строится в несколько этапов.

№ этапа

Назначение этапа

Цель этапа

Содержание деятельности

I

Диагностический

Выявление индивидуальных речевых нарушений

  • обследование речи детей;
  • постановка логопедического заключения

II

Подготовительный

Подготовка к коррекции нарушенного звукопроизношения, к обучению чтению и письму

  • развитие мелкой и речевой моторики, просодических компонентов речи;
  • уточнение артикуляции правильно произносимых звуков;
  • дифференциация сохранных звуков на слух и в произнесении;
  • развитие речеслухового восприятия, элементарных форм фонематического анализа;
  • развитие зрительно-пространственных функций

III

Основной

Коррекция нарушенного речевого развития

  • постановка, автоматизация звуков в речи;
  • дифференциация фонетически близких звуков;
  • дальнейшее развитие речевой моторики, слогового и фонематического анализа и синтеза;
  • формирование лексики и грамматического строя речи

Содержание курса «Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа» имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки обучающихся к восприятию нового, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное воздействие на формирование средств языка (фонетики, фонематики, лексики, грамматики) и связной речи.  

Мозаичный состав обучающихся с нарушениями речи  по степени тяжести,  влиянию на образовательные и коммуникативные возможности детей, требуют дифференцированных и индивидуальных форм организации логопедической работы, поэтому для каждого конкретного обучающегося составляется перспективный план индивидуальной и подгрупповой логопедической работы в соответствии со специфическими нарушениями речи этого ребенка.

Тематическое планирование индивидуальной и подгрупповой логопедической работы включает следующие разделы:

  •  звукопроизношение;
  •  просодика;
  •  фонематические процессы;
  •  лексико-грамматический строй;
  •  связная речь.

Количество часов, отведенное на изучение каждой темы является примерным и может варьироваться в зависимости от индивидуального темпа усвоения учебного материала.

Результаты освоения коррекционного курса

Личностные результаты

Универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы на минимальном уровне

У выпускника будут сформированы на достаточном уровне

Самоопределение

- основы гражданской идентичности, своей этнической

принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи,

представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

- чувство прекрасного и эстети-ческие чувства на основе знаком-ства с мировой и отечественной художественной культурой

- компетентности в реализации основ гражданской

идентичности в поступках и деятельности;

- адекватного понимания причин успешности/

неуспешности учебной деятельности;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений

и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни

Смыслообразование

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»

Нравственно-этическое оценивание

- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как

регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им

- морального сознания на конвенциональном уровне,

способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках,

направленных на помощь и обеспечение благополучия

Метапредметные результаты

Вид УУД/ составляющие

Выпускник научится на минимальном уровне

Выпускник научится на достаточном уровне

Регулятивные

Целеполагание

-принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную

Планирование

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- учитывать установленные правила в планировании и

контроле способа решения

- самостоятельно учитывать выделенные учителем

ориентиры действия в новом учебном материале

Прогнозирование

-  осуществлять предвосхищающий

контроль по результату и по способу действия

Учебные действия

- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме

- проявлять познавательную инициативу в учебном

Сотрудничестве

Контроль

- учитывать установленные правила в контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

- различать способ и результат действия

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий

контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания

Коррекция

- вносить необходимые коррективы в действие после его

завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском и иностранном языках

- вносить необходимые коррективы

в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия

Оценка

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области

- самостоятельно адекватно оценивать правильность

выполнения действия и вносить необходимые коррективы

в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия

Саморегуляция

- использовать речь для регуляции своего действия

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

Коммуникативные

Инициативное сотрудничество и взаимодействие

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

-  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

-  задавать вопросы;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- задавать вопросы, необходимые для организации

собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

Управление коммуникацией

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

-  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

- контролировать действия партнера;

- использовать речь для регуляции своего действия

- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

- аргументировать свою позицию и координировать её

с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке

общего решения в совместной деятельности;

- продуктивно содействовать разрешению конфликтов

на основе учета интересов и позиций всех участников;

- с учетом целей коммуникации достаточно точно,

последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

Познавательные

Общеучебные

- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

-  владеть рядом общих приемов решения задач

- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной

и письменной форме;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов

решения задач в зависимости от конкретных условий;

- произвольно и осознанно владеть общими приемами

решения задач

Логические

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию по

заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их

синтеза;

- устанавливать аналогии

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

-  осуществлять сравнение, сериацию и классификацию,

самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Знаково-символические

- использовать знаково- символические средства, в том

числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач

Информационные

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

Предметные результаты

Задача реализации курса

Планируемые результаты освоения курса

Выпускник научится на минимальном уровне

Выпускник научится на достаточном уровне

1. Развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи:

а) оптимального для речи типа физиологического дыхания,  речевого дыхания,

б) голоса,

в) артикуляторной моторики,

г) чувства ритма

  • регулировать  плавный продолжительный выдох при произнесении предложений и текстов
  • регулировать оптимальную силу голоса
  • называть основные органы артикуляционного аппарата
  • четко и правильно выполнять артикуляциионные движения в соответствии с речевой инструкцией,
  • удерживать артикуляционную позу и переключаться на другую
  • воспроизводить несложный ритм
  • воспроизводить интонационно верно, с соблюдением пауз и логических ударений предложения и тексты
  • демонстрировать сформированные произносительные навыки (четкое произношение, адекватную интонацию, соблюдение ритма) на материале стихотворений и связных текстов

2. Развитие слухового восприятия, функций фонематической системы.

а) смыслоразличи-тельная функция

  • различать на слух слова с близкими по артикуляционным и акустическим признакам фонемами

б) слухопроизноси-тельная дифференциация фонем

  • повторять воспринятый на слух слоговой ряд из 2 слогов
  • дифференцировать твердые/мягкие, звонкие/глухие, свистящие/шипящие согласные
  • повторять воспринятый на слух слоговой ряд из 3 слогов

в) фонематический анализ и синтез

  • выделять и сравнивать языковые единицы (звук, буква, слово)
  • давать характеристику звукам русского языка: дифференцировать гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, твердые/мягкие, звонкие/глухие согласные;
  • определять последовательность, количество, место звука в словах простой  звукослоговой структуры
  • выделять ударные слоги и ударные гласные в словах из 4-5 слогов, сравнивать две формы одного и того же слова с различным ударением.
  • составлять схему дву- и трехсложного слова
  • синтезу слов из 3-4 слогов, 3-5 звуков
  • определять последовательность, количество, место звука в словах сложной звукослоговой структуры
  • осуществлять перенос ударения с одного слога на другой при образовании грамматических форм;
  • составлять схему четырехсложного

слова со стечением согласных;

  • синтезу слов из 5-6 слогов, 6-7 звуков

3. Обучение нормативному (компенсированному) произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова).

  • правильно произносить гласные и «простые» согласные (заднеязычные, переднеязычные, губные) звуки

  • произносить свистящие, шипящие, аффрикаты, сонорные звуки в прямых, обратных, закрытых слогах и слогах со стечением согласных

4. Коррекция нарушений звукослоговой структуры  слова.

  • воспроизводить слоговые ряды (из 3 слогов) с меняющимся ударением,
  • воспроизводить серии слогов со стечением согласных  (шва-ста-зва)
  • самостоятельному употреблению слов сложной звукослоговой структуры (сковородка, скворечники, представление).
  • воспроизводить слоговые ряды (из 4-5 слогов) с меняющимся ударением с  оппозиционными звуками
  • воспроизводить серии слогов со стечением согласных и оппозиционными свуками   (шос-шус-шас, рал-лар-рал)
  • четко и правильно произносить звуки в многосложных словах с закрытыми слогами, стечением согласных и наличием оппозиционных звуков  (кораблекрушение,  мороженщица, подтверждение)

5. Формирование просодических компонентов речи:

 а) темпа

б) ритма,

в) паузации,

г) интонации

д) логического ударения

  • воспроизводить простой стихотворный текст в заданном темпе;
  • воспроизводить простые ритмы ( // - // ) ( / - ///)
  • использовать паузу для ритмической организации речи;
  • различать  на слух типы предложений (вопросительные, побудительные, повествовательные)
  • научится воспроизводить сложный ритмический рисунок (// - // - / - ///) и составлять простой, выделяя сильную долю (используя знакомое стихотворение)
  • использовать паузу для интонационной организации речи;
  • воспроизводить предложения и тексты плавно,  эмоционально выразительно;
  • интонационно верно, с соблюдением пауз и логических ударений воспроизводить предложения и тексты

6. Профилактика нарушений чтения и письма

  • различать зрительные образы букв и графически правильно воспроизводить их;
  • дифференцировать графически сходные рукописные буквы: строчные и-ш, ш-т, в-д, у-д-з, г-р, х-с, э-е, э-с и др.; заглавные Г-П-Т, В-Д, И-Ш, Л-М, Е-З и др.
  • делить слова на слоги для переноса
  • обозначать мягкость согласных звуков с помощью Ь, букв и, е, ё, ю, я.
  • сравнивать звуковой и буквенный состав слова

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате прохождения программы, обучающиеся должны:

        знать:

  • правильную артикуляцию и характеристику звуков;
  • определения понятий: имя существительное, гдагол, имя прилагательное.

          уметь:

  • различать речевые и неречевые звуки;
  • называть  и графически изображать слова, обозначающие предметы;
  • ставить вопросы к словам предметам;
  • называть  и графически изображать слова, обозначающие действия;
  • подбирать слова действия и ставить вопросы к словам предметам;
  • называть  и графически изображать слова, обозначающие признаки предметов;
  • согласовывать существительное с прилагательным в роде и числе;
  • выполнять звукобуквенный, слоговой анализ и синтез слова, соотносить звуки с буквами и символами;
  • делить слова на слоги, определять ударный слог;
  • соотносить звуки с символами и буквами;
  • дифференцировать гласные в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.
  • различать и дифференцировать буквы по оптическим и кинетическим признакам.

Содержание учебного предмета, курса.

Программа групповых занятий включает три раздела:

  • • восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;
  • • обогащение словарного запаса;
  • • развитие грамматического строя и связной речи.

Все перечисленные направления работы осуществляются одновременно, то есть на одном занятии должна идти работа как по коррекции пробелов в развитии звуковой стороны речи, так и по обогащению словаря и развития грамматического строя.

Первая четверть посвящена развитию различных форм звукового анализа, начиная с выделения звука из слова. Обучение начинается с узнавания и выделения из слова гласных звуков, их сравнения и различения. Дети выделяют гласные звуки А, О, У из начала слова под ударением и в безударном положении, гласные звуки А, О, У, Э, Ы из середины слова и из конца слова под ударением. Из согласных звуков вводятся сонорные согласные М, Л, Р, Н. Логопедические занятия проводятся в игровой форме. В играх на развитие звукового анализа применяются буквы, соответствующие выделяемым звукам, и таким образом происходит закрепление графического образа букв. В первой четверти дети знакомятся с гласными буквами А, О, У, Э, Ы, с согласными буквами М, Л, Р, Н.

Во второй четверти главная тема — различение твердых и мягких согласных звуков. Вводятся гласные буквы, с помощью которых обозначается мягкость согласных звуков: Я, Е, Е, Ю, Ь (смягчитель). Чтение слогов и слов с этими буквами показывается практически, без проведения полного звукобуквенного анализа и установления несоответствия в звукобуквенном составе слова. Широко используются слоговые таблицы, на которых написаны слоги СГ; имеется несколько вариантов слоговых таблиц: сначала одна согласная буква сочетается по порядку со всеми гласными, причем, парные гласные находятся рядом (ма—мя—мо— ме—му—мю и т. д.); затем несколько согласных сочетается с одной гласной (ма—на—ла—ра; мя—ня—ля— ря). При чтении слогов логопед обращает внимание детей на буквенный состав читаемого слога: «Читаем ма, согласный звук звучит твердо, читаем мя — согласный звучит мягко. С буквой А согласный звучит твердо, с буквой Я согласный звучит мягко». Отказ от проведения полного звукобуквенного анализа слов типа «мяч» в начале обучения в первом классе детей группы риска по дисграфии основывается на том, что практического значения этот анализ не дает, он не оказывает влияния на формирование навыка чтения слогов и слов с данными буквами; а к тому же, являясь объективно трудным для понимания в этом возрасте, может осложнить становление первоначального навыка чтения. Для становления грамотного письма данный вид анализа является также помехой: неискушенные в тонкостях звукобуквенных несоответствий дети начинают писать по следам анализа в слоге СГ после согласной буквы гласные А, У, О, Э и на тех местах, где надо писать буквы Я, Е, Е, Ю. Сначала детей нужно научить отчетливо различать твердые и мягкие согласные звуки в этих слогах, ведь установление отличия является для детей более легким действием, чем нахождение общего, а также добиться четкой дифференциации понятий «звук» и «буква». С гласными буквами И и Ы звукобуквенный анализ слов с твердыми и мягкими согласными звуками проводить нужно, так .как в словах типа «мыл — мил» гласные звуки в словах разные, и мы не будем провоцировать ошибку в написании гласной буквы (в отличие отданных слов, в словах типа «мак—мяч» гласные звуки в словах одинаковые, и дети начинают писать букву А там, где имеется только звук А, так как им еще непонятна разница между терминами «звук» и «буква». А на уроке в классе от них учительница постоянно добивается, чтобы они отвечали: звук А. Вот и получаем мы на письме ошибки типа «лубит», «мач», «мод»).

В позиции начала слова и в положении после гласной и разделительных Ь и Ъ буквы Я, Е, Е, Ю обозначают два звука. В данном случае стоит познакомить детей с секретом этих букв: обозначать два звука, один из которых — согласный [И]. Этот звук хорошо выделяется, его можно произнести длительно и таким образом развивать фонематический слух учащихся.

В данной теме показывается также буква Ь в роли смягчителя (на конце слов и в середине). Со словами типа «конь» проводится полный звукобуквенный анализ, так как здесь очень удобно показать разницу между твердыми и мягкими согласными звуками (мягкий знак как раз и указывает на эту мягкость). Выкладывая схемы звукового состава слов с мягким знаком, обязательно показываем букву Ь в нужном месте слова, таким образом преобразуя звуковую схему в звукобуквенную. Делается это для предупреждения ошибок на пропуск буквы Ь на письме. Если ограничиваться только звуковой схемой, в которой, естественно, нет места букве Ь, как не обозначающей самостоятельного звука, мы будем провоцировать детей на пропуск этой буквы при написании, так как дети не дифференцируют четко понятия «звук» и «буква». Новых согласных звуков и букв во второй четверти не вводится, весь речевой материал состоит из слов и первых коротких предложений, составленных из сонорных и гласных букв.

Третья четверть отводится дифференциации глухих и звонких согласных звуков в устной речи и соответствующих им букв при чтении и на письме. Рассматриваются все 6 пар глухих и звонких согласных: П—Б, Т—Д, К—Г, Ф—В, С—3, Ш—Ж- Порядок работы следующий: вначале знакомимся с глухим звуком и буквой, при этом речевой материал не содержит парных звонких звуков; затем вводится звонкий звук при отсутствии оппозиционного ему глухого варианта. После усвоения каждого из.членов пары начинается сравнение данных звуков и букв с установлением как сходства, так и различия.

Четвертая четверть посвящается непарным по глухости-звонкости согласным звукам и буквам X, Ц, Ч, Щ (глухие), И (звонкий), а также буквам Ь и Ъ. Дети читают небольшие стихотворные тексты; пословицы.

Грамматические темы вводятся в содержание занятий интегрирование, выбор темы зависит от рассматриваемого лексического материала. Предполагается чисто практическое усвоение грамматического материала, без использования избыточной терминологии, хотя вводится понятие «предлог»

Таблица тематического распределения количества часов

п\п

Разделы, темы

Количество часов

1

Звуки гласные и согласные

2

2.

Звуко-буквенный анализ слов. Гласные звуки.

10

3.

Согласные звуки и буквы. Дифференциация твердых и мягких согласных.

20

4.

Звонкие и глухие согласные.Дифференциация звонких и глухих согласных

14

5.

Дифференциация свистящих и шипящих звуков

4

6.

Дифференциация сонорных звуков

6

7.

Лабиализованные гласные

4

Всего:

60

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

  1. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: метод пособие для учителя-логопеда // Коррекционная педагогика. — М.: ВЛАДОС. —  224 с.
  2. Чиркина Г. В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. Г. В. Чиркиной. — М.: Аркти. — 240 с.
  3. Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (I—IV классы). — М. : МСГИ, Е. В. Карпов. — 200 с.
  4. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 т. / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. — М.: ВЛАДОС. – 560 с.
  5. Поварова И. А. Коррекция заикания в играх и тренингах: Практическое руководство для заикающихся и логопедов. – СПб.: Союз. — 287 с.
  6. Селиверстов В. И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений //  Коррекционная педагогика. — М.: ВЛАДОС. — 208 с.
  7. Ястребова А. В. Коррекция заикания детей младшего школьного возраста // Библиотека практикующего логопеда. — М.: АРКТИ. — 96 с.
  8. Соломатина Г. Н., Водолацкий В. М.  Устранение открытой ринолалии у детей: Методы обследования и коррекции. — М.: ТЦ Сфера. — 160 с.
  9. Диагностика письма и чтения у младших школьников (сборник материалов) / Н. В. Струнина, Т. А. Яцук. —  Челябинск. — 60 с.
  10. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. — М.: ВЛАДОС. — 280 с.
  11. Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: метод. пособие / Т. А. Фотекова // Библиотека логопеда-практика. — М.: Айрис-пресс. — 96 с.
  12. Архипова Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии / Е.Ф. Архипова //  Библиотека логопеда. — М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ. – 123 с.
  13. Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС. — 112 с.
  14. Дьякова Е. А. Логопедический массаж: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия. — 96 с.
  15. Краузе Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. — СПб. : КОРОНА – Век. — 80 с.
  16. Веселые скороговорки для «непослушных» звуков \ Автор-составитель И. Г.Сухин. — Ярославль: Академия развития. — 192 с.
  17. Ткаченко Т. А. Логопедический букварь / Т. А. Ткаченко. — М.: Эксмо. — 104 с.
  18. Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учитесь правильно говорить. Кн. для учащихся. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение. — 224 с.
  19. Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учитесь правильно говорить. Кн. для учащихся. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение. — 319 с.
  1. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки [З] [З’] [Ц]. Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5—7 лет. — М.: ТЦ Сфера.
  2. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки [Л] [Л’]. Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5—7 лет. — М.: ТЦ Сфера.
  3. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки [Р] [Р’] [Л] [Л’]. Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5—7 лет. — М.: ТЦ Сфера.
  4. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки [Р] [Р’]. Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5—7 лет. — М.: ТЦ Сфера.
  5. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки [С] — [Ш], [З] — [Ж], [С] — [Ч], [Ч] — [Ц], [С’] — [Ш]. Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5—7 лет. — М.: ТЦ Сфера.
  6. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки [С] [С’]. Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5—7 лет. – М.: ТЦ Сфера.
  7. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки [Ч] [Щ]. Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5—7 лет. — М.: ТЦ Сфера.
  8. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки [Ш] [Ж].Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5—7 лет. — М.: ТЦ Сфер.
  9. Алмазова, А. А. Русский язык в школе для детей с нарушениями речи / А. А. Алмазова, В. И. Селиверстов. – М..: ВЛАДОС, 2011.
  10. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2017.
  11. Ткаченко Т. А. ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИМ ЗВУК Л. Логопедический альбом. — Екатеринбург: Издательский дом Литур. — 24 с.
  12. Ткаченко Т. А. ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИМ ЗВУК С. Логопедический альбом. — Екатеринбург: Издательский дом Литур. — 24 с.
  13. Ткаченко Т.А. ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИМ ЗВУК Р. Логопедический альбом. — Екатеринбург: Издательский дом Литур. — 24 с.
  14. Ткаченко Т.А. ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИМ ЗВУК Ш. Логопедический альбом. — Екатеринбург: Издательский дом Литур. — 24 с.
  15. Чиркина Г. В. Визуальный тренажер / Г. В. Чиркина, М. Н. Русецкая. — М.: Аркти.

Календарно-тематическое планирование

для 2 класса, имеющих нарушения  чтения и письма, обусловленными фонематическим  недоразвитием

Тема занятия

Содержание коррекционной работы

Основные требования
к формированию

умений и навыков

Развитие психологических предпосылок и навыков учебной деятельности

Часы

1

2

3

4

Речь. Предложение. Слово.

Речь.

Звуки речи. Способы
их образования. Органы речи. Речевые и неречевые звуки. Основные единицы времен.

Знать строение артикуляционного аппарата. Уметь различать речевые
и неречевые звуки. Знать основные единицы времени.

Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие; устойчивость внимания, способность
к запоминанию.

2

Имя существительное.

Слово как часть предложения. Лексическое значение слова. Слова, обозначающие живые
и неживые предметы. Обозначение изучаемых слов при помощи схемы.

Владеть термином «слово». Уметь называть и графически изображать слова, обозначающие предметы (живые и неживые). Уметь ставить вопросы к словам-предметам.

Развивать коммуникативные навыки, способность
к переключению.

2

Глагол.

Обогащение глагольного словаря. Графическое изображение слов-действий. Подбор действия к предмету.

Уметь называть и графически изображать слова, обозначающие действия. Уметь подбирать слова-действия
и ставить вопросы к словам-предметам.

Развивать зрительное, слуховое внимание и память.

2

Дифференциация имени существительного и глагола.

Практическое овладение навыками составления простого нераспространенного предложения. Графическое изображение простых предложений. Подбор слов
к графическим схемам.

Уметь различать и графически изображать слова-предметы
и слова-действия. Уметь составлять простые нераспространенные предложения.

Развивать мыслительные операции.

1

Имя прилагательное.

Развитие словаря признаков. Подбор признаков
к предметам. Соотнесение слов, обозначающих признаки со схемой. Развитие навыков постановки вопросов
к словам-признакам. Роль имен прилагательных в речи.

Уметь называть и графически изображать слова, обозначающие признаки предметов (цвет, величину, форму, вкус и т.д.). Уметь согласовывать существительное с прилагательным в роде
и числе.

Формировать умение отвечать на вопросы по ходу учебной деятельности.

1

Дифференциация имени существительного и имени прилагательного.

Практическое овладение навыками согласования слов-предметов и слов признаков. Графическое изображение простых предложений. Подбор слов к графическим схемам.

Уметь различать и графически изображать слова-предметы
и слова-признаки.

Развивать коммуникативные навыки.

1

Распространение простого двусоставного предложения определением.

Сочетание прилагательных
с существительными. Правильное употребление окончаний прилагательных. Распространение двусоставного предложения прилагательными.

Уметь согласовывать существительное с прилагательным в роде и числе и правильно ставить вопрос
к слову.

Развивать слуховое внимание и память.

1

Анализ предложения.

Определение последовательности слов
в предложении. Составление схем предложений. Составление предложений
по схемам.

Уметь интонационно правильно произносить предложение
и правильно оформлять
на письме.

Формировать монологическую речь, внимание, зрительное восприятие.

1

Проверочная работа.

Проверка знаний
по пройденным темам.

Уметь определять части речи, определять количество слов в предложении, согласовывать части речи.

Развивать функции самоконтроля и самоконтроля за ходом своей деятельности.

1

1

1

Звукослоговой анализ и синтез. Ударение.

Гласные звуки. Дифференциация гласных
и согласных звуков.

Наблюдение за работой органов речи: образование гласных первого ряда, согласных.

Сравнивать звуки по способу их образования (гласные, согласные).

Активизировать мыслительную деятельность, наблюдательность. Развивать тактильные ощущения.

1

Звукобуквенный анализ
и синтез слова.

Звукобуквенный, слоговой анализ и синтез слова (выделение первого, последнего звука, места звука в слове, количество звуков в слове). Соотнесение между звуками и буквами. Соотнесение звуков с символами.

Уметь выполнять звукобуквенный, слоговой анализ и синтез слова, соотносить звуки с буквами и символами.

Формировать условно-рефлекторные связи между графемой и кинемой

1

Слогообразующая роль гласных. Деление слов
на слоги.

Деление слов на слоги, выделение ударного слога, слогоритмическая схема слова. Слогообразующая роль гласных.

Уметь делить слова на слоги. Выделять ударный слог в словах, воспроизводить ритмический рисунок слова. Составлять схему слова с выделением ударного слога, подбирать слова к заданной схеме слова.

Формировать условно-рефлекторные связи между графемой и кинемой

1

Слоговой анализ
и синтез.

Слоговой анализ и синтез слов (определение количества и последовательности слогов в слове, составление слова из слогов). Виды слогов.

Уметь выполнять слоговой анализ и синтез слогов.

Формировать условно-рефлекторные связи между графемой и кинемой

1

Ударение. Смыслоразли-чительная роль ударения.

Деление слов на слоги. Смыслоразличительная и фонетическая роль ударения. Определение ударного слога в словах. Соотнесение слова со схемой.

Уметь делить слова на слоги, определять ударный слог. Уметь объяснять значение слова в зависимости от ударения.

Развивать зрительное восприятие и оптические представления

1

Проверочная работа.

Проверка знаний по пройденным темам.

Уметь дифференцировать гласные и согласные звуки и буквы, определять количество звуков, букв и слогов в слове, находить ударный слог.

Развивать функции самоконтроля и самоконтроля за ходом своей деятельности.

1

1

1

Гласные 2-го ряда. Твердые и мягкие согласные.

Обозначение мягкости согласных гласными 2-го ряда.

Гласные 2-го ряда. Дифференциация согласных звуков перед гласными 2-го ряда. Соотнесение количества звуков и букв в слове.

Уметь обозначать на письме мягкость согласных при помощи гласных 2-го ряда. Уметь анализировать слова с йотированными гласными в разных позициях.

Развивать слуховое внимание и память

1

Обозначение мягкости согласных буквой ь в конце, в середине слова.

Соотнесение количества звуков и букв в слове. Смыслоразличительная роль ь.

Уметь на письме обозначать мягкость согласных при помощи ь. уметь анализировать слова с ь на конце и в середине слова. Уметь соотносить слова с ь со схемой.

Развивать слуховое внимание и логическое мышление.

1

Разделительный ь.

Соотнесение количества звуков и букв в слове. Уточнение правил правописания разделительного ь

Уметь соотносить произношение слова и его написание. Уметь анализировать слова с разделительным ь.

Развивать слуховое внимание и логическое мышление.

1

Дифференциация а-я.

Уточнение и сравнение артикуляции гласных а – я. Дифференциация гласных

а – я. Соотнесение звуков с буквами.

Уметь дифференцировать гласные а – я в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной я.

Развивать зрительно-моторную и пространственную координацию, слуховое восприятие.

2

Дифференциация у – ю.

Уточнение и сравнение артикуляции гласных у – ю. Дифференциация гласных

у – ю. Соотнесение букв со звуками.

Уметь дифференцировать гласные у - ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной ю.

Развивать зрительно-моторную и пространственную координацию, слуховое восприятие.

2

Дифференциация о – ё.

Уточнение и сравнение артикуляции гласных о - ё. Дифференциация гласных

о - ё. Соотнесение букв со звуками.

Уметь дифференцировать гласные о - ё в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной ё.

Развивать зрительно-моторную и пространственную координацию, слуховое восприятие.

2

Дифференциация ы – и.

Уточнение и сравнение артикуляции гласных ы - и. Дифференциация гласных

ы - и. Соотнесение букв со звуками.

Уметь дифференцировать гласные ы - и в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной и.

Развивать слухопроизносительные дифференцировки.

2

Дифференциация э – е.

Уточнение и сравнение артикуляции гласных э - е. Дифференциация гласных

э - е. Соотнесение букв со звуками.

Уметь дифференцировать гласные э – е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной е.

Развивать зрительно-моторную координацию и слуховое восприятие.

2

Дифференциация ё – ю.

Уточнение и сравнение артикуляции гласных ё - ю. Дифференциация гласных

ё - ю. Соотнесение букв со звуками.

Уметь дифференцировать гласные ё - ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласных ё – ю.

Развивать наблюдательность. Функции контроля и самоконтроля.

2

Проверочная работа.

Проверка навыков письма под диктовку и списывания с печатного текста.

Уметь обозначать мягкость согласных при письме при помощи гласных 2-го ряда и ь. уметь грамотно записывать и списывать слова различной звукослоговой структуры. Уметь правильно оформлять предложения при письме.

Развивать функции контроля и самоконтроля за ходом своей деятельности.

4

Звонкие и глухие согласные.

Дифференциация [с] – [з].

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков

[с] – [з]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков

[с] – [з] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Работа со словами-паронимами.

Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.

Развивать мыслительные операции.

2

Дифференциация [ш] – [ж].

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков

[ш] – [ж]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков

[ш] – [ж] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Работа со словами-паронимами.

Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.

Развивать логическое мышление.

2

Дифференциация [в] – [ф].

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков

[в] – [ф]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков

[в] – [ф] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Работа со словами-паронимами.

Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.

Развивать способности к переключению.

2

Дифференциация [б] – [п].

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков

[б] – [п]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков

[б] – [п] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Работа со словами-паронимами.

Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.

Формировать контроль за ходом своей деятельности

2

Дифференциация [д] – [т].

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков

[д] – [т]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков

[д] – [т] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Работа со словами-паронимами

Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.

Развивать умения применять полученные знания в новых ситуациях.

2

Дифференциация [г] – [к].

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков

[г] – [к]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков

[г] – [к] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Работа со словами-паронимами

Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.

Развивать устойчивость внимания, способность к запоминанию, переключению.

2

Проверочная работа.

Проверка навыков письма под диктовку.

Уметь дифференцировать звонкие и глухие согласные при письме под диктовку. Уметь грамотно записывать слова различной звукослоговой структуры. Уметь правильно оформлять предложения при письме.

Развивать функции контроля и самоконтроля за ходом своей деятельности.

1

1

1

Свистящие и шипящие звуки. Аффрикаты.

Дифференциация [с] – [ш].

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков

[с] – [ш]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков

[с] – [ш] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Работа со словами-паронимами

Уметь четко произносить звуки [с] – [ш]. Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах

Развивать слуховое восприятие и познавательную активность.

2

Дифференциация [з] – [ж].

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков

[з] – [ж]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков

 [з] – [ж] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Работа со словами-паронимами

Уметь четко произносить звуки [з] – [ж]. Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах

Развивать слуховое восприятие и навыки самоконтроля.

2

Дифференциация [ч] – [т’].

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков

[ч] – [т’]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков

[ч] – [т’] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Работа со словами-паронимами

Уметь четко произносить звуки [ч] – [т’]. Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах

Развивать слуховое восприятие и регуляторно-коммуникативные умения.

2

Дифференциация [щ] – [с’].

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков

[щ] – [с’]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков

 [щ] – [с’] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Работа со словами-паронимами.

Уметь четко произносить звуки [щ] – [с’]. Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.

Развивать слуховое восприятие и способность к запоминанию.

2

Дифференциация [щ] – [ч].

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков

[щ] – [ч]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков

 [щ] – [ч] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Работа со словами-паронимами.

Уметь четко произносить звуки [щ] – [ч]. Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.

Развивать слуховое восприятие и способность к переключению.

2

Дифференциация [ц] – [с].

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков

[ц] – [с]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков

[ц] – [с] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Работа со словами-паронимами.

Уметь четко произносить звуки [ц] – [с]. Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах

Развивать слуховое восприятие.

2

Дифференциация [ц] – [ч].

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков

[ц] – [ч]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков

[ц] – [ч] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Работа со словами- паронимами.

Уметь четко произносить звуки [ц] – [ч]. Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.

Развивать индивидуальные умения при решении совместных задач.

2

Проверочная работа.

Проверка навыков письма под диктовку.

Уметь различать на слух звуки, схожие по способу образования и звучанию, не путать на письме.

Развивать функции самоконтроля и самоконтроля за ходом своей деятельности.

3

Буквы, сходные по кинетическим и оптическим признакам.

Дифференциация букв б – д, а – о,

и – у, п – т, и – ш, л – м, к – н, н – п.

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Различение букв по оптическим и кинетическим признакам.

Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию звуков. Уметь устанавливать связь между произнесенным звуком и его графическим изображением. Уметь дифференцировать буквы по оптическим и кинетическим признакам, опираясь на количественное и пространственное расположение элементов букв.

Развивать зрительное, оптико-пространственное восприятие, моторную координацию и мыслительные операции.

1

1

1

1

1

1

1

1

Проверочная работа.

Проверка навыков письма под диктовку.

Уметь различать буквы по оптическому и кинетическому принципам.

Развивать функции контроля и самоконтроля за ходом своей деятельности.

1

Проверка знаний, умений и навыков.

Итоговая контрольная

работа.

Проверка усвоения навыков сформированности письма под диктовку и списывания

Уметь списывать с печатного текста и сличать написанное с образом. Уметь писать под диктовку в соответствии с программными требованиями.

Выявить сформированность действия самоконтроля.

1

Формы и средства контроля

Поурочный контроль ведется в виде устного опроса учащихся по основным направлениям изученного материала. Тематический контроль проходит в конце каждого раздела, который направлен на обобщение полученных знаний
и выявление уровня усвоения пройденного материала.

В конце изучения программы учащимся предлагаются контрольные задания, целью которых является выявление уровня полученных знаний, умений и навыков. В завершении дается качественная оценка полученных результатов
и дальнейшие рекомендации.;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нарушение письма и чтения, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием.

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ Г МОСКВЫ  Государственное бюджетное учреждение гимназия №1573...

Рабочая программа по коррекции письменной речи, обусловленная фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Рабочая программа по коррекции нарушения чтения и письма, обусловленная фонетико-фонематическим недоразвитием речи младших школьников....

Рабочая программа по коррекции нарушения письменной речи, обусловленной нерезко-выраженным общим недоразвитием речи, 2 класс

Рабочая программа по коррекции нарушения чтения и письма, обусловленной нерезко-выраженным общим недоразвитием речи, 2 класс...

рабочая программа "Обучение грамоте" (письмо и чтение) 1 класс ФГОС УМК ПНШ

Рабочая программа по предмету "Обучение грамоте" (письмо и чтение)для 1 класса. Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образо...

Рабочая программа по предмету "Письмо и чтение" для обучающихся 3 класса с ОВЗ

Чтение и письмо являются сложными видами интеллектуальной деятельности, поэтому их элементами может овладеть только некоторая часть детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития....

Рабочая программа по предмету "Письмо и чтение" для обучающихся 2 класса с ОВЗ

Рабочая программа по предмету «Письмо и чтение»  составлена основании следующих документов:1.           Федеральный закон Российской ...

Рабочая программа по предмету "Письмо и чтение" для обучающихся 1 класса с ОВЗ

Конечная цель обучения грамоте заключается в том, чтобы научить более способных детей писать самостоятельно на слух, по памяти короткие предложения из 2-4 слов, уметь писать своё имя, фамилию, ...