Логопедическое занятие в 3 классе.
план-конспект урока по логопедии (3 класс) по теме

Козлова Надежда Сергеевна

Лексическая тема:                     Путешествие в страну родственных слов

Грамматическая тема:             Морфологический разбор слов.

Цель:                                             Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в 3 классе.

Логопедическая тема:    Закрепление изученного материала по теме «Состав слова»

Лексическая тема:          Путешествие в страну родственных слов

Грамматическая тема:    Морфологический разбор слов.

Цель:

Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова.

Образовательные задачи:

  1. Закрепить знания детей об однокоренных и родственных словах
  2. Закрепить знания детей о частях слова
  3. Закреплять навык разбирать слова по составу
  4. Развивать навыки словообразования при помощи суффиксов и приставок
  5. Учить детей работе со словарными словами

Коррекционные задачи:

  1. Тренировать в морфологическом разборе слов
  2. Развивать связную речь
  3. Развивать память, внимание, мышление, зрительное восприятие

Воспитательные:

  1. Совершенствовать умение детей четко отвечать на вопросы
  2. Воспитывать в детях осуществлять контроль и самоконтроль
  3. Прививать бережное отношение к окружающему миру

Ход занятия

Этап

Учитель – логопед

Обучающиеся

ИКТ

Организационный

Здравствуйте. Подойдите к своим местам.

Сообщение темы и целей урока

   Сегодня на уроке мы продолжим выделять группы родственных слов и образовывать из них новые слова.

Повторение ранее изученного материала

   Сейчас мы отправимся в удивительный сад.

Как – то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым,

Был он только словом.

Это слово, слово – корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада

Вам рассада,

Вот ещё посадки рядом,

А вот садовод, к ним садовник идет.

Очень интересно

Гулять в саду словесном!

  Какие слова выросли из корня – сад?

  Как называются эти слова?

 Почему?

На нашем волшебном дереве найдите «лишнее» слово. (часть речи).

  Разберите по составу существительное рассада, посадки в своих листочках, и объясните, какая часть слова образовала новое слово.

Как пишутся корни в родственных словах?

Посмотрите внимательно на наше дерево. Какая безударная гласная встречается во всех этих словах?

Рассада, садовод, садовник, посадки.  

Родственные или однокоренные .

У этих слов один корень, и они сходны по смыслу.

Посадили – глагол

Окончание, корень, приставка, суффикс.

Одинаково

  «А»

Динамическая пауза

Как красив цветущий сад:

Вишня, слива, виноград…

Но цветочки опадут,

А плоды к нам в дом придут!!!

Восхищение

Радость

Огорчение

Радость

(мимикой лица)

Повторение ранее изученного материала

Игра  «Волшебное дерево»

Какие волшебные веточки могут вырасти на дереве с корнем –цвет- ?

Запишите эти слова

Как называются эти слова?

Почему?

А сейчас каждый из вас превратиться в садовода и вырастит свой цветок. А для того чтобы узнать что это за цветок, я загадаю вам загадку.

Стоит в поле кудряшка  -

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое?

Это будет необычная ромашка – ее лепестки будут состоять из родственных слов.

Составьте ромашку из родственников слова осина.

Самостоятельно к словам   вод, гора.

Какие лепестки оказались лишними? Почему?

А теперь следующее задание: части слова рассыпались, нужно собрать из них слово.

-а-   -к-   -по-   -езд-

-к-  -гул-  -а-  -про-

Разберите по составу.

А сейчас предлагаю послушать сказку о любопытной елочке, но слушать вы должны внимательно т.к. должны найти и выписать из нее все родственные слова.

В густом зеленом ельнике жила маленькая Елочка. Как и все маленькие, она была очень любопытная и часто задавала взрослым вопросы.

- Почему, - спрашивала Елочка у мамы Елки, - на твоих ветках растут шишки, а на моих – нет?

- Не огорчайся, - отвечала мама. – подрастешь, и на твоих ветках появятся красивые твердые еловые  шишки.

- Почему. – спрашивала Елочка у бабушки Старой Ели, - к тебе часто в гости прибегают рыжие белки, прилетают дятлы и клесты?

- И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, - успокаивала Елочку бабушка.

Вот такая сказка. Так почему же к бабушке Ели прилетают дятлы, клесты?

Какие родственные слова вы выписали?

Разберите слова по составу.

Какие части слова образовали новые слова?

Цветной , цветок, зацвел…

Родственные или однокоренные

Ромашка

Водить, провод. Горе.

Не связаны по смыслу.

Поездка, прогулка

В шишках – еловые семена. Для белок, дятлов, клестов – это самая лакомая еда.

Елочка, елка, ель, ельник, еловые.

При помощи суффикса.

№ 2

№ 3

№4,5

№  6

№7

Динамическая пауза

Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

(посмотрим вправо, влево)

Руки подняли и покачали,

Словно деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В сторону руки,

Плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем -

Крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься  тихо сели.

Словарно – орфографическая работа.

- Птицы обитатели леса, а кто еще живет в лесу?

-            Запишите в столбик животных, которых вы сейчас увидите, объясняя орфограммы.

- Назовите, которые из этих животных дикие.

- Домашние.

- Назовите их детенышей.

Будут ли в этих парах слова родственными?

- Какая часть слова помогла образовать новые слова?

- обратите внимание на написание этих суффиксов. Они пишутся всегда одинаково.

-Запишите названия животных, во второй столбик, выделите суффикс.

- животные

-заяц, лисица

-собака, корова

Щенок, зайчонок, теленок, лисенок

Заяц – зайчонок, лисица – лисенок

Суффиксы – енок-, -онок-

№8

№9

Что это?

Пока дети – каждый в берете.

Повзрослели – шляпы надели.

Запишите.

- как называют людей, которые собирают грибы?

Запишите.

-Какая часть слова помогла образовать новое слово? Выделите суффикс.

-какие родственные слова еще можно образовать?

- А сейчас мы заглянем в корзинку грибника. Что же мы там найдем?

1. Серенькие шапки,

Рябенькие ножки,

Под березою растут.

Как их зовут?

2. В сухое лето, когда в березняке или в хвойном лесу ни одного гриба не встретишь, в сырых лесах всегда найдешь этот красный гриб.

3. Я стою на ножке толстой,

Я стою на ножке гладко

Под  коричневою шапкой

С нежной бархатной подкладкой.

-Какое слово по со ставу отличается от других?

Грибы

Грибники

Суффикс – ник-

Грибной, грибница, грибок

Подберезовик

Подосиновик

Боровик

Боровик

Итог занятия

Что мы сегодня повторяли на уроке?

Однокоренные слова


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия (1 класс). Дифференциация звуков[с-з], [ш -ж]

Конспект фронтального логопедического занятия (1 класс) Тема: "Дифференциация звуков [ c-з ], [ ш -ж ]"....

Календарно - тематическое планирование логопедических занятий , 1 класс (ОНР)

Календарно-тематическое планирование является более точным и конкретным по сравнению с перспективным планом. Предлагаю коллегам воспользоваться материалом....

Календарно-тематическое планирование логопедических занятий 2 класс

Предлагаю календарно - тематическое планирование логопедических занятий в группе детей с нарушением чтения и письма, обусловленным общим недоразвитием речи, 2 класс...

Конспект логопедического занятия. 2 класс

Конспеккт логопедического занятия. Тема: "Связь слов в предложении. Кому? Чему? (дательный падеж)....

Тема : «Полезные суффиксы». ГРУППОВОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3 класс ТРЕТИЙ ЭТАП КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ.

Предварительная работа: - усвоены понятия «части речи»: существительное, прилагательное, глагол.- усвоено понятие «состав слова» (приставка, корень, суффикс, окончание).- усвоены понятия  «с...

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ (1 КЛАСС) ТЕМА: «ЗВУКИ [Ж] – [Ш]. БУКВЫ Ж ж и Ш ш»

Логопедическое занятие посвящено теме дифференциации парных согласных ш и ж в группе первоклассников с общим недоразвитием речи. Оно способствует развитию фонематического слуха, фонематического воспри...

План-конспект логопедического занятия (2 класс, группа смешанной дисграфии) Тема: Дифференциация мягких и твердых согласных перед буквами А-Я. Приставки пространственного значения.

Цели:  1. Образовательные 1.1. Закреплять у учащихся  умения дифференцировать твердые и мягкие согласные перед буквами «а» - «я»; 1.2. Формировать умение образовывать слова приставочным спос...