Логопедическое занятие в 3 классе.
план-конспект урока по логопедии (3 класс) по теме
Лексическая тема: Путешествие в страну родственных слов
Грамматическая тема: Морфологический разбор слов.
Цель: Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Путешествие в страну родственных слов | 23.91 КБ |
sostav_slova.ppt | 1.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия в 3 классе.
Логопедическая тема: Закрепление изученного материала по теме «Состав слова»
Лексическая тема: Путешествие в страну родственных слов
Грамматическая тема: Морфологический разбор слов.
Цель:
Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова.
Образовательные задачи:
- Закрепить знания детей об однокоренных и родственных словах
- Закрепить знания детей о частях слова
- Закреплять навык разбирать слова по составу
- Развивать навыки словообразования при помощи суффиксов и приставок
- Учить детей работе со словарными словами
Коррекционные задачи:
- Тренировать в морфологическом разборе слов
- Развивать связную речь
- Развивать память, внимание, мышление, зрительное восприятие
Воспитательные:
- Совершенствовать умение детей четко отвечать на вопросы
- Воспитывать в детях осуществлять контроль и самоконтроль
- Прививать бережное отношение к окружающему миру
Ход занятия
Этап | Учитель – логопед | Обучающиеся | ИКТ |
Организационный | Здравствуйте. Подойдите к своим местам. | ||
Сообщение темы и целей урока | Сегодня на уроке мы продолжим выделять группы родственных слов и образовывать из них новые слова. | ||
Повторение ранее изученного материала | Сейчас мы отправимся в удивительный сад. Как – то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым, Был он только словом. Это слово, слово – корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов. Вот из сада Вам рассада, Вот ещё посадки рядом, А вот садовод, к ним садовник идет. Очень интересно Гулять в саду словесном! Какие слова выросли из корня – сад? Как называются эти слова? Почему? На нашем волшебном дереве найдите «лишнее» слово. (часть речи). Разберите по составу существительное рассада, посадки в своих листочках, и объясните, какая часть слова образовала новое слово. Как пишутся корни в родственных словах? Посмотрите внимательно на наше дерево. Какая безударная гласная встречается во всех этих словах? | Рассада, садовод, садовник, посадки. Родственные или однокоренные . У этих слов один корень, и они сходны по смыслу. Посадили – глагол Окончание, корень, приставка, суффикс. Одинаково «А» | |
Динамическая пауза | Как красив цветущий сад: Вишня, слива, виноград… Но цветочки опадут, А плоды к нам в дом придут!!! | Восхищение Радость Огорчение Радость (мимикой лица) | |
Повторение ранее изученного материала | Игра «Волшебное дерево» Какие волшебные веточки могут вырасти на дереве с корнем –цвет- ? Запишите эти слова Как называются эти слова? Почему? А сейчас каждый из вас превратиться в садовода и вырастит свой цветок. А для того чтобы узнать что это за цветок, я загадаю вам загадку. Стоит в поле кудряшка - Белая рубашка, Сердечко золотое. Что это такое? Это будет необычная ромашка – ее лепестки будут состоять из родственных слов. Составьте ромашку из родственников слова осина. Самостоятельно к словам вод, гора. Какие лепестки оказались лишними? Почему? А теперь следующее задание: части слова рассыпались, нужно собрать из них слово. -а- -к- -по- -езд- -к- -гул- -а- -про- А сейчас предлагаю послушать сказку о любопытной елочке, но слушать вы должны внимательно т.к. должны найти и выписать из нее все родственные слова. В густом зеленом ельнике жила маленькая Елочка. Как и все маленькие, она была очень любопытная и часто задавала взрослым вопросы. - Почему, - спрашивала Елочка у мамы Елки, - на твоих ветках растут шишки, а на моих – нет? - Не огорчайся, - отвечала мама. – подрастешь, и на твоих ветках появятся красивые твердые еловые шишки. - Почему. – спрашивала Елочка у бабушки Старой Ели, - к тебе часто в гости прибегают рыжие белки, прилетают дятлы и клесты? - И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, - успокаивала Елочку бабушка. Вот такая сказка. Так почему же к бабушке Ели прилетают дятлы, клесты? Какие родственные слова вы выписали? Разберите слова по составу. Какие части слова образовали новые слова? | Цветной , цветок, зацвел… Родственные или однокоренные Ромашка Водить, провод. Горе. Не связаны по смыслу. Поездка, прогулка В шишках – еловые семена. Для белок, дятлов, клестов – это самая лакомая еда. Елочка, елка, ель, ельник, еловые. При помощи суффикса. | № 2 № 3 №4,5 № 6 №7 |
Динамическая пауза | Мы с вами входим в лес. Сколько здесь вокруг чудес! (посмотрим вправо, влево) Руки подняли и покачали, Словно деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. В сторону руки, Плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они тихо садятся, покажем - Крылья сложили назад. Наклонились и присели, Заниматься тихо сели. | ||
Словарно – орфографическая работа. | - Птицы обитатели леса, а кто еще живет в лесу? - Запишите в столбик животных, которых вы сейчас увидите, объясняя орфограммы. - Назовите, которые из этих животных дикие. - Домашние. - Назовите их детенышей. Будут ли в этих парах слова родственными? - Какая часть слова помогла образовать новые слова? - обратите внимание на написание этих суффиксов. Они пишутся всегда одинаково. -Запишите названия животных, во второй столбик, выделите суффикс. | - животные -заяц, лисица -собака, корова Щенок, зайчонок, теленок, лисенок Заяц – зайчонок, лисица – лисенок Суффиксы – енок-, -онок- | №8 №9 |
Что это? Пока дети – каждый в берете. Повзрослели – шляпы надели. Запишите. - как называют людей, которые собирают грибы? Запишите. -Какая часть слова помогла образовать новое слово? Выделите суффикс. -какие родственные слова еще можно образовать? - А сейчас мы заглянем в корзинку грибника. Что же мы там найдем? 1. Серенькие шапки, Рябенькие ножки, Под березою растут. Как их зовут? 2. В сухое лето, когда в березняке или в хвойном лесу ни одного гриба не встретишь, в сырых лесах всегда найдешь этот красный гриб. 3. Я стою на ножке толстой, Я стою на ножке гладко Под коричневою шапкой С нежной бархатной подкладкой. -Какое слово по со ставу отличается от других? | Грибы Грибники Суффикс – ник- Грибной, грибница, грибок Подберезовик Подосиновик Боровик Боровик | ||
Итог занятия | Что мы сегодня повторяли на уроке? | Однокоренные слова |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия (1 класс). Дифференциация звуков[с-з], [ш -ж]
Конспект фронтального логопедического занятия (1 класс) Тема: "Дифференциация звуков [ c-з ], [ ш -ж ]"....
Календарно - тематическое планирование логопедических занятий , 1 класс (ОНР)
Календарно-тематическое планирование является более точным и конкретным по сравнению с перспективным планом. Предлагаю коллегам воспользоваться материалом....
Календарно-тематическое планирование логопедических занятий 2 класс
Предлагаю календарно - тематическое планирование логопедических занятий в группе детей с нарушением чтения и письма, обусловленным общим недоразвитием речи, 2 класс...
Конспект логопедического занятия. 2 класс
Конспеккт логопедического занятия. Тема: "Связь слов в предложении. Кому? Чему? (дательный падеж)....
Тема : «Полезные суффиксы». ГРУППОВОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3 класс ТРЕТИЙ ЭТАП КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ.
Предварительная работа: - усвоены понятия «части речи»: существительное, прилагательное, глагол.- усвоено понятие «состав слова» (приставка, корень, суффикс, окончание).- усвоены понятия «с...
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ (1 КЛАСС) ТЕМА: «ЗВУКИ [Ж] – [Ш]. БУКВЫ Ж ж и Ш ш»
Логопедическое занятие посвящено теме дифференциации парных согласных ш и ж в группе первоклассников с общим недоразвитием речи. Оно способствует развитию фонематического слуха, фонематического воспри...
План-конспект логопедического занятия (2 класс, группа смешанной дисграфии) Тема: Дифференциация мягких и твердых согласных перед буквами А-Я. Приставки пространственного значения.
Цели: 1. Образовательные 1.1. Закреплять у учащихся умения дифференцировать твердые и мягкие согласные перед буквами «а» - «я»; 1.2. Формировать умение образовывать слова приставочным спос...