Конспект подгруппового логопедического занятия
план-конспект урока по логопедии (4 класс) по теме
Занятие по уточнению представлений о звуке и букве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki_i_bukvy._zima.doc | 75.5 КБ |
prezentaciya.zvuki_i_bukvy.ppt | 744 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия с использованием ИКТ
Город: Магнитогорск
ОУ: МС(к)ОУ шк.-инт. № 4
Учитель: Калинина Е.А.
Класс: 4
Предмет: логопедия
Тема урока: Звуки и буквы
Продолжительность урока: 40 мин.
Цель: уточнение представлений учащихся о звуке и букве.
Задачи: 1) развитие слухового восприятия (дифференциация звуков); 2) различение понятий «звук» и «буква»; 3) обогащение словарного запаса; 4) коррекция лексико-грамматического строя речи; 5) развитие связной речи; 6) развитие мелкой моторики рук, психических процессов.
Оборудование: Презентация «Звуки и буквы», магнитофонная запись со звуками леса, палочки для выкладывания букв, индивидуальные карточки.
Ход занятия:
1. Организация начала занятия 2 мин.
Цель этапа: подготовка учащихся к работе, эмоциональный настрой, ориентировка во времени.
Компетенции | Методы | Формы | Использование ИКТ | |
Знания | Умения | |||
Организация внимания, внутренней готовности к уроку. | - умение организовываться; - развитие фонематического восприятия; - развитие выразительности речи. | Словесный, наглядный | Групповая, индивидуальная | Презентация |
Деятельность учителя | Деятельность учеников | |||
Организационный момент. – Здравствуйте, ребята. Какое сегодня число? Какой день недели? Расскажем о сегодняшней погоде. Какая сегодня погода? Погода солнечная или пасмурная? Были ли осадки? Дует ли ветер? Кто может рассказать о сегодняшней погоде? | – Ответы детей. |
2. Фонетическая зарядка 3 мин.
Цель этапа: развитие произносительных навыков и слухоречевой памяти.
Компетенции | Методы | Формы | Использование ИКТ | |
Знания | Умения | |||
Неречевые звуки. | - умение отраженно повторять заданную фразу | Словесный, наглядный | Групповая | Презентация |
Деятельность учителя | Деятельность учеников | |||
– Вспомните скороговорку: Зимним утром от мороза На заре звенят берёзы – Отхлопаем ритмический рисунок скороговорки без слов. – Отхлопаем ритмический рисунок скороговорки вместе со словами, выделяя ударный слог. – Произнесите скороговорку без хлопков. - Какое задание мы сейчас выполняли? | – Дети выполняют соответствующие движения. – Дети проговаривают скороговорку. - Ответы детей. |
3. Введение в тему урока 5 мин.
Цель этапа: подготовка учащихся к предстоящей учебной деятельности.
Компетенции | Методы | Формы | Использование ИКТ | |
Знания | Умения | |||
Гласные и согласные звуки | Умение воспринимать речевую информацию на слух | словесный, | групповая | |
Деятельность учителя | Деятельность учеников | |||
– Хочу рассказать вам историю: однажды звуки А, О, У, И, Э, Ы отправились в зимний лес на прогулку. Вокруг стояли заснеженные деревья. Солнышко освещало их своими лучами и от этого снег искрился и блестел. Звуки А, О, У, И, Э, Ы наслаждались красотой зимнего леса. Вдруг из-за куста послышалось грозное рычание Р-Р-Р, шипение Ш-Ш-Ш, пронзительный свист С-С-С и какой-то непонятный шум. Испугались А, О, У, И, Э, Ы, заглянули за куст и обрадовались. Оказалось, что это разговаривали между собой согласные звуки, тоже гулявшие по зимнему лесу. - Какие звуки отправились в зимний лес на прогулку? Какие это звуки? - Какие звуки встретились им в лесу? - Чем отличаются гласные звуки от согласных? – Гласные тянутся к песенке звонкой, Могут заплакать и зарыдать, В темном лесу звать и аукать, Но не желают свистеть и ворчать. А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь. – Сегодня мы будем говорить о звуках и буквах, которые их обозначают. Тема нашего урока – звуки и буквы. Назовите тему нашего урока. | – Звуки А, О, У, И, Э, Ы – Это гласные звуки. – Им встретились согласные звуки. – При произнесении гласных звуков выходящий воздух не встречает преграды и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствие. - Звуки и буквы. |
4. Звуковой анализ слов 4 мин.
Цель этапа: формирование фонематических процессов
Компетенции | Методы | Формы | Использование ИКТ | |
Знания | Умения | |||
Место звука в слове | Умение выделять заданный звук в слове | Словесный, наглядный | Индивидуальная. | Презентация |
Деятельность учителя | Деятельность учеников | |||
– Назовите картинку и выделите первый звук. – Что общего в этих словах? Какие звуки слышатся в начале этих слов? – Какое задание мы сейчас выполняли? – Назовите картинку и выделите последний звук в слове. – Что общего в этих словах? Какие звуки слышатся в конце этих слов? – Что вы сейчас делали? – Составьте слово из звуков: В'-Ю-Г-А, С-Н'-Е-Г-О-В'-И-К, К-А-Т-О-К, С-А-Н-К-И, К-А-Н'-К'-И. - К какому времени года относятся все эти слова? - Какое задание мы выполняли? | – горка, первый звук Г. – снег, первый звук С. – варежки, первый звук В. – клюшка, первый звук К. - шуба, первый звук Ш. – Все слова начинаются на согласный звук. – Мы определяли первый звук в слове. - сосулька, последний звук А. - санки, последний звук И. – лыжи, последний звук Ы. – облако, последний звук О. – Эти слова заканчиваются гласными звуками. – Определяли последний звук в слове. - Вьюга, снеговик, каток, санки, коньки. - Эти слова относятся к зиме. - Ответы детей. |
5. Физминутка 3 мин.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Зарядка Все мы делаем зарядку Раз, два, три, четыре, пять. Руки вверх, затем на пояс Раз, два, три, четыре, пять. На носочки и на пятки, Раз, два, три, четыре, пять. Так мы делаем зарядку Раз, два, три, четыре, пять. | Выполняют движение в соответствии с текстом. |
6. Пальчиковая гимнастика 4 мин.
Цель: развитие мелкой моторики рук
Компетенции | Методы | Формы | Использование ИКТ | |
Знания | Умения | |||
Буквы | Умение воспроизводить графический образ букв | Словесный, наглядный | Индивидуальная. | |
Деятельность учителя | Деятельность учеников | |||
– Выложите букву А под деревом. Выложите букву И около куста. Выложите букву У на облаке. Выложите букву П на дереве. Выложите Л над деревом. Выложите букву Т над кустом. Где находится буква А? Где находится буква И? Где находится буква У? Где находится буква П? Где находится буква Л? Где находится буква Т? – Что вы сейчас делали? – Чем буквы отличаются от звуков? - Запишите эти буквы в тетрадь. Напишите на первой строчке заглавные буквы, а на второй строчные прописные. - Какое задание мы выполняли? | – А под деревом. – И около куста. – У на облаке. – П на дереве. – Л над деревом. – Т над кустом. – Мы выкладывали буквы. – Звуки мы говорим и слышим, а буквы – читаем и пишем. Дети записывают буквы в тетрадь. - Ответы детей. |
7. Работа со словом 4 мин.
Цель этапа: расширение и активизация словарного запаса учащихся.
Компетенции | Методы | Формы | Использование ИКТ | |
Знания | Умения | |||
Звуки и буквы. | Определение количества звуков, последовательное называние букв в слове. | Словесный, наглядный | Групповая | Презентация |
Деятельность учителя | Деятельность учеников | |||
– Назовите картинки, определите количество звуков в слове. – Прочитайте названия деревьев и назовите буквы последовательно. | – Клен – 4 звука. – Береза – 6 звуков. – Дуб – 3 звука. – Рябина – 6 звуков. – К, Л, Ё, Н. – Б, Е, Р, Ё, З, А. – Д, У, Б. – Р, Я, Б, И, Н, А. |
8. Письмо по памяти 4 мин.
Цель этапа: развитие навыков самостоятельного письма.
Компетенции | Методы | Формы | Использование ИКТ | |
Знания | Умения | |||
Умение писать слова по памяти, развитие самоконтроля при письме. | Словесный, наглядный | Групповая, индивидуальная. | ||
Деятельность учителя | Деятельность учеников | |||
– Прочитайте слова еще раз и запомните их. Запишите слова в тетрадь по памяти. – Проверьте, правильно ли запомнили и записали слова. - Какое задание мы выполняли? | – Дети читают слова и записывают их в тетради. - Дети сверяют запись в тетради с образцом на экране. - Ответы детей. |
9. Работа над предложением, выход в связную речь 10 мин.
Цель этапа: формирование связного высказывания
Компетенции | Методы | Формы | Использование ИКТ | |
Знания | Умения | |||
Смыслоразличительная роль букв в слове, смысловое программирование высказывания | Умение восстанавливать деформированные предложения, текст. | Словесный, наглядный | Групповая | Презентация |
Деятельность учителя | Деятельность учеников | |||
- Сейчас перед вами появятся предложения. В них пропущены буквы. Ваша задача вставить нужные буквы, объяснив их правописание и прочитать получившееся предложение. - Расставьте предложения так, чтобы получился рассказ. Какое предложение будет первым? Какое предложение будет вторым? Какое предложение будет третьим? Какое предложение будет четвертым? Какое предложение будет пятым? - Что мы делали? Прочитаем по цепочке получившийся рассказ. О ком в нем говорится? Как еж готовился к зиме? Где еж проводит зиму? Придумайте название к рассказу. Запишите рассказ в тетрадь, подчеркните вставленные буквы. Какое задание мы выполняли? | Т.скает он в н.ру л.сточки и мох. Наступила х. лодная .сень. З.мой накроет его н.ру глубокий сугро.. Под пуш.стым одеялом т.пло ежу. Хл.потливый ежик готовит ж.лище на з.му. - Наступила холодная осень. - Хлопотливый ежик готовит жилище на зиму. - Таскает он в нору листочки и мох. - Зимой накроют его нору глубокий сугроб. - Под пушистым одеялом тепло ежу. - Определяли последовательность предложений. - Чтение текста - Ответы на вопросы Письмо в тетради. Мы вставляли пропущенные буквы, составляли рассказ, записывали его в тетрадь. |
10. Подведение итогов 1 мин.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
-Наш урок подошел к концу. Какую тему мы сегодня изучали? - Какие задания мы сегодня выполняли? | Ответы на вопросы |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия по теме "Знакомство с предлогами"
Логопедическое подгрупповое занятие во 2 классе по теме: знакомство с предлогами....
Конспект подгруппового логопедического занятия
Данный конспект логопедического занятия предназначен для детей с ОНР....
Конспект подгруппового логопедического занятия во 2 классе специальной (коррекционной школы) V вида на тему "Дифференциация акустически близких фонем "г" - "к", "гь" - "кь".
Занятие направлено на развитие фонематического восприятия и формирование навыков звукового анализа. Материал может использоваться на логопедических занятиях в коррекционной школе V вида и в логопедиче...
Конспект подгруппового логопедического занятия по профилактике оптической дисграфии в первом классе
Данное занятие направлено на формирование умения различать на письме рукописные буквы "и" и "у";дифференциация "и", "У" на письме...
Конспект подгруппового логопедического занятия с использованием ИКТ "Путешествие по селу Кулунда"
Программное содержание:Активизировать словарь по теме «Наше село».Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, в ед. ч., в Им. п..Формировать умение составлять прос...
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции звукопроизношения. « Автоматизация звука «Л».
Данное занятие предназначено для обучающихся начальных классов, имеющих нарушения звукопроизношения....
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции звукопроизношения. «Дифференциация звуков «Л» и «Р».
Данное занятие предназначено для обучающихся начальных классов, имеющих ОНР, СНР, ФФН...