Конспект индивидуального логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков [Л] - [Л’] в словах".
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему
Занятие проводилось учителем-логопедом Бельчиковой Е.Ф. с ребенком семи лет, имеющем недоразвитие речи лёгкой степени тяжести при умственной отсталости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadachi_1.docx | 22.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие проводилось учителем-логопедом Бельчиковой Е.Ф. с ребенком семи лет, имеющем недоразвитие речи лёгкой степени тяжести при умственной отсталости.
Тема: Дифференциация звуков
[Л] - [Л’] в словах.
Цель: закрепить правильное произношение звуков [Л]-[Л’] в словах.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
- уточнить представления об артикуляционном укладе звуков[Л]-[Л’]
-дифференциация звуков[Л]-[Л’] в речи
- развитие навыков звукового анализа, словообразования
- обогащение словарного запаса.
- Коррекционно-развивающие:
- развитие органов артикуляции с помощью общих и специальных (статических и динамических) артикуляционных упражнений.
- развитие силы и направленности воздушной струи в ходе работы
над дыханием.
- развитие фонематического восприятия
- увеличение объема зрительной памяти, произвольного внимания
-совершенствование меткой моторики рук посредством массажного шарика и сопутствующих упражнений.
Основные задачи логопедического массажа:
- нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата
- подготовка условий к формированию произвольных координированных движений органов артикуляции
- уменьшение степени проявления речедвигательного дефекта
3. Коррекционно-воспитательные:
- формировать положительную мотивацию к занятиям
- воспитывать самоконтроль за речью
- умение воспринимать вербальные инструкции
Оборудование: игрушечные фигурки двух белочек, индивидуальное зеркало, толстая нить, тренажеры, для развития речевого выдоха(пластиковые бабочки, цветок-вертушка), объёмное пособие с тактильной поверхностью и муляжи яблок, клубники и малины, две коробочки, тематические картинки, массажный шарик с эластичным кольцом, плоскостное изображение- пособие «логопедический мяч» с синими и зелеными вкладышами, раскраска с белочками.
- Орг. Момент. Установление контакта с ребенком.
Посмотри, кто у нас в гостях? (Две белочки). Их зовут Лана и Ляна.
Чем отличаются их имена? (Первые звуки в именах: твердый и мягкий.)
На этом занятии мы будем учиться правильно выговаривать звуки [Л] [Л’], чтобы не путать их. А с чего мы всегда начинаем занятие? Правильно - с зарядки. Сейчас мы покажем её белочкам.
- Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры.
| Расположить ладони обеих рук на области головы, на лбу. Соединить пальцы в корзиночку, и затем, погладить ладонями по лбу, волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. |
| Исходное положение рук то же. Погладить лоб от центра лба в стороны к ушам, затем по передней части шей к яремной ямке. |
| Легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лицу. |
| Круговое разминание щек, начиная от жевательных мышц к уголкам рта и в обратную сторону. |
- Артикуляционные упражнения.
Теперь зарядка для язычка: «улыбка», « хоботок», «вкусное варенье», «индюк», «качели», «почистим зубки», «вкусная конфета».
- Дыхательные упражнения (развитие физиологического и речевого дыхания).
А) Игра «Ниточка»: вдох носом, воздух набираем в живот и на выдохе длительно произносим звук [Л], наматывая нитку на руку.
Б) Использование игровых тренажеров на развитие силы и глубины выдоха: сдувание бабочек, вертушка цветок.
- Теперь угостим белочек (пособие «малина, клубника, яблоко»).
Какое угощенье можно приготовить ещё из малины, клубники и яблок?
- варенье (какое?) малиновое, клубничное, яблочное;
- сок ( какой?) малиновый, клубничный, яблочный;
- конфета (какая?) малиновая, клубничная, яблочная;
Лана и Ляна любят ягоды и фрукты. Помоги им назвать их ласково.
(яблочко, клубничка, малинка).
Ты почувствовал язычком, как отличаются звуки [ Л] и [Л’]?
[Л] - твердый язычок касается верхних зубов, а при звуке [Л’] язычок мягкий. Разложим картинки в две коробочки: Ляне – картинки с мягким [Л’] в зелёную коробочку с мягким дном (вложен мягкий материал). Лане - картинки с твердым[ Л] в синюю коробочку с твердым дном.
- Массаж рук с элементами су-джок терапии.
А) Массируя ладони и пальцы рук, проговариваем чистоговорки:
Лы-ли-лы- наши белочки малы
Ла-ля-ла- белочка мала
Лу-лю-лу- увидела пчелу
Б) Массаж пальцев эластичным кольцом. Ребенок поочерёдно надевает массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики:
Этот пальчик самый сильный самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
Вот мизинчик-хоть и мал, очень ловок и удал.
- Дифференциация звуков в словах.
Белочки любят играть с мячом. Сейчас мы поможем его найти.
(пособие «логопедический мяч»). Ребенок называет картинки. Если в названии есть звук [Л] фрагмент мяча закрывается синим вкладышем, если звук[Л’], то зеленым.
- Итог занятия.
А теперь попрощаемся с белочками, наше занятие заканчивается.
О каких звуках мы сегодня говорили на занятии?
Что ты о них узнал?
Что тебе понравилось на занятии?
Что было сложно?
Мне очень понравилось, что ты старался. Ты- молодец. Это
тебе на память раскраска «белочки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: Постановка звука [Ш]
Цель:- уточнение артикуляции звука [Ш];- постановка звука;- уточнение изолированного положения;- развитие речевой моторики;- развитие фонематического слуха;- развитие точных движений кисть руки....
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Л
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [л]Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.Задачи:Образовательные:- закреплять прав...
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука С
Представляю конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука С с применением нейропсихологических упражнений....
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Ш]
Постановка звука Ш....
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [ш]
Выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука [Ш]....
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] изолированно, в слогах и словах на тему «В гости к Смешарикам!»
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] изолированно, в слогах и словах.на тему «В гости к Смешарикам!»...
Конспект индивидуального логопедического занятия «Этап постановки звука [Ш]»
В этом конспекты рассморены этапы: постановки звука [Ш]....