Конспект индивидуального логопедического занятия с учеником 2 класса. Тема: Дифференциация букв Ш – Щ, звуков [Ш] –[Щ]
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Путько Надежда Анатольевна

Занятие разработано для обучающихся со смешанной формой дисграфии (дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза с элементами акустической  и оптической дисграфии). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия с учеником 2 класса.

Тема:  Дифференциация  букв и звуков Ш – Щ.

Цель занятия: учить дифференцировать звуки и буквы Ш - Щ в словах, словосочетаниях и предложениях.

Коррекционно-образовательные задачи:

-уточнить и сравнить артикуляции звуков [ш], [щ];

-уточнить сходство и различие в написании букв Ш и Щ;

-закрепить зрительного образа букв Ш и Щ;

-сформировать умение дифференцировать буквы и звуки в словах, словосочетаниях и предложениях.

Коррекционно-развивающие задачи:

-развивать фонематическое восприятие, зрительно-пространственные представления;

-развивать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза;

-развивать навык словообразования (образовывать название профессии человека с помощью суффикса –ЩИК);

-развивать навык образования и употребления слов-паронимов;

-развивать навык согласования слов (согласование существительного с порядковым числительным, согласование существительных с прилагательными);

-развивать умение составлять предложения;

-корригировать и развивать связную устную речь ребенка;

-развивать логическое мышление, память, внимание ребенка.

Воспитательные задачи:

-воспитывать познавательный интерес к логопедическим занятиям через использование игровых приёмов;

-воспитывать навык самоконтроля;

-воспитывать уверенность в своих силах.

Оборудование: электронная презентация, предметные картинки, картинка «Ёлочка» с буквами занятия, индивидуальное зеркало, карточки с напечатанными заданиями. 

Продолжительность занятия 20 мин.

Ход занятия.

Этапы занятия. Содержание работы логопеда.

Деятельность ученика.

  1. Организационный момент.    
  1. Знакомство с героями занятия.

Эмоциональный настрой, активизация и  побуждение интереса к занятию.                                                                                                            

-Здравствуй, Б. Сегодня к тебе пришли два гостя из разных сказок. А кто они, ты попробуй догадаться сам.  Чтобы узнать имя первой гости отгадай загадку:

Всё узнает, всё достанет.

Всем мешает и вредит.

У нее подружка - крыска,

В дамской сумочке сидит.

(В случае затруднения, назвать других персонажей из этой сказки - Чебурашку и крокодила Гену)

-Молодец! Правильно, это Шапокляк.

  1. -Имя второго героя зашифровано в названии картинок. По первым буквам картинок ты сможешь составить имя второго гостя.

Картинки: щит, ералаш, ложки, кормушка, уши, неваляшка, черешня, ищейка, карандаш.

Итак, кто наши гости?

- Правильно! Это Шапокляк и Щелкунчик (слайд 1)

 

2. Знакомство со звуками занятия.

-С каких звуков начинаются имена наших героев?

-Умница, со звуков Ш и Щ.

3. Формулировка темы занятия.

- Какие звуки и буквы мы будем учиться различать?

Правильно (слайд 2).

  1.       Основная часть.

1.Уточнение и сравнение артикуляции (перед зеркалом). 

-Давай расскажем нашим героям,  как правильно произнести первые звуки в их именах. При описании будем использовать схему. Наблюдаем за «работой» губ, положением зубов,  положением и формой языка; послушаем и почувствуем, работают ли у нас  голосовые складки (внимание ребенка обращается на то, что при произнесении звука [Щ] мышцы языка и губ более напряжены) (слайд 3).

2. Сравнительная характеристика звуков занятия.

  - Помоги Щелкунчику объяснить Шапокляк, чем звук Щ отличается от звука Ш, а поможет тебе вот эта схема (слайд 4). Выводы о сходстве и различии звуков по опорной схеме.

3. Сравнение букв Ш и Щ.

-Давай рассмотрим буквы Ш и Щ и их элементы  (слайды 5,6). Обведём буквы на листке, одновременно будем называть каждый элемент буквы. (вывод о сходстве и различии букв). Шапокляк и Щелкунчик сочинили стихотворение, послушай и повтори:

«Буква Ш и Щ родные сестры,

 но у Щ есть хвостик острый.» (слайд 7)

4. Развитие внимание, умение дифференцировать буквы Ш и Щ.

- Наши гости Шапокляк и Щелкунчик растеряли  буквы Ш и Щ, помоги их найти и сосчитать. Сначала найди и сосчитай все буквы Ш. Как только найдешь, сосчитай их по порядку: «Вот первая буква Ш, вот вторая буква Ш и т. д.». (картинка «Елочка», на которой рассыпаны строчные буквы Ш и Щ).

5. Работа со словами-паронимами.

-Прочитай написанные слова. Поменяй букву Ш на Щ  и наоборот (слова: чаша,  прошу,  зашита, помешать, прошение, плющ, пищу, щелк, укрощать). Какие пары слов у тебя получились? Что обозначает это слово? Индивидуальная карточка со словами и слайд 8.

6.  Образование существительных с помощью суффикса –ЩИК.

Щелкунчик очень трудолюбивый, он знает много профессий, давай подскажем ему  еще несколько профессий. Образуй из слова название профессии человека с помощью суффикса - ЩИК:

Уголь - угольщик

Камень -

Баня -

Паром –

Дрессировка -

Приём -

7. Физминутка.

Повторяй за мной движения.

Дотронься вначале левой рукой до правого уха, а правой – до левого. А теперь поменяем руки, переведём левую руку на правое плечо, правую – на левое; поменяли руки. Дотронулись до талии, затем до колен, а потом  до щиколоток.

8.Дифференциация звуков и букв Ш и Щ на уровне слов.

А) Слуховой диктант.

-Я буду произносить слово, а ты запишешь только буквы Ш или Щ  в строку через запятую.

Ноша, кошка, помещение, крещение, слаще, слушать, ещё, прошмыгнула, Кощей.

Б) От Шапокляк сбежала крыска Лариска и съела все буквы Ш и Щ. Помоги нашим гостям вставить буквы Ш или Щ, прочитай слова.

По__ада         за__ёлка         за__ёл

малы__и        помо__ь          __ала__

 __ёпот            но__у              и__ейка

9. Дифференциация букв Ш и Щ на уровне словосочетаний.

-Исправь ошибки, которые сделала Шапокляк и составь словосочетания со словами из первого и второго столбика:

Летяший                          плюш

Поюший                          щегол  

Вьюший                           шенок

Пущистый                       щар

10.Дифференциация  звуков и букв  занятия на уровне предложений. 

- Шапокляк разрезала  карточку, на которой было записано предложение. Составь из слов предложение. Составь предложение, подчеркни буквы Ш и Щ зеленым и синим карандашом. Вспомни,  какой звук бывает только мягким? твердым?

(слова: в   нашем   шкафу   много  вещей).

11.Объяснение домашнего задания.

Щелкунчик диктовал Шапокляк предложения, она не учила правила, поэтому сделала много ошибок. Найди и исправь ошибки в предложении. Вспомни правила написания сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

«Сушы мокрые вещи. Паша идёт в рощю. У Гришы щенок. У Даши болит шека. Мы наловили лещей и ершей. Хороща уха из щюки и ершей. На площяди шумит народ. Птичка верещяла, думать мне мещала. Под кувшынками в тишы ходят важные лещи»

  1. Итог занятия.

1.Рефлексия деятельности и содержания занятия.

-Напомни Шапокляк, чем отличаются буквы Ш и Щ, а звуки?

-Какие задания тебе понравились больше всего?

-Ты сегодня молодец, нашим гостям очень понравилось , как ты занимался и выполнял задания, но им пора домой.

Давай посмотрим, что гости пожелали тебе (слайд14)

Ребенок отгадывает загадку,

называет имя первого гостя

Ребенок выделяет первый звук и записывает в клеточку соответствующую букву.

Называет  Шапокляк и Щелкунчик.

Называет звуки Ш и Щ.

Ответ ребенка, постановка темы занятия.

Перед зеркалом ребенок повторяет звуки занятия, отвечает на вопросы о характере звуков, фиксирует внимание на положение  губ, зубов, языка, на работу голосовых складок, используя зрительный, слуховой и тактильный анализаторы.

Составляет связное монологическое описание звуков по опорной схеме.

Делает выводы о сходстве и различии звуков занятия, используя схему на слайде.

Обводит буквы, называя составляющие элементы.

Отвечает на вопросы о сходстве и различии букв. Самостоятельно формулирует вывод.

Ребенок находит букву и обводит её, сопровождая действие фразами, в которых  отрабатывается навык согласования сущ. с порядковым  

числительным.

Ребенок читает слово, заменяет букву, произносит слова-паронимы. Слова, значения которых ребенок не знает, объясняются с помощью иллюстраций (слайд 9) или дается толкование слова, используются синонимы.

Ребенок образует название профессий с помощью суффикса –щик. Проверяет (слайд 10)

Ребенок выполняет перекрестные, переменные движения руками.

Записывает буквы Ш и Щ в строчку. Проверка (слайд 11)

Читает слово, подбирает букву, записывает, проверяет (слайд 12)

Работа на карточке.

Читает слова, исправляет ошибки, вспоминает правило написания сочетаний: ШИ, ЩА, ЩУ, составляет словосочетание, соединяя слова первого и второго столбика. Работа на карточке. Проверяет (слайд 13).

Составляет предложение, вспоминает, что звук Ш – всегда твердый, а Щ – всегда мягкий, подчеркивает буквы.

Ребенок получает д/з на карточке.

Ребенок отвечает на вопросы, делает выводы, вспоминает выполняемые задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [с] в слогах

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме "Автоматизация звука [с] в слогах....

Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука [р]

Конспектиндивидуального  логопедического занятия  Тема: звук [р]Цель: совершенствование произношения звука  [р] в слогах и словах.Задачи:Образовательные: расширять  активный с...

Конспект индивидуального логопедического занятия с учеником 2 класса на тему "Дифференциация твердых и мягких согласных"

Тема «Дифференциация твердых и мягких согласных» (2 класс)Цели:Образовательные:- формировать умение дифференцировать на слух и в собственном произношении твердые и мягкие согласные звуки;-...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 7 лет с логопедическим заключением ФФНР по дифференциации звуков [Р] – [Л] в предложениях.

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 7 лет с логопедическим заключением ФФНР по дифференциации звуков [Р] – [Л] в предложениях.  Тема: дифференциация звуко...