Конспект индивидуального логопедического занятия с учеником 2 класса. Тема: Дифференциация букв Ш – Щ, звуков [Ш] –[Щ]
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)
Занятие разработано для обучающихся со смешанной формой дисграфии (дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза с элементами акустической и оптической дисграфии).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_individualnogo_zanyatiya._zvuki_i_bukvy_sh-shch.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия с учеником 2 класса.
Тема: Дифференциация букв и звуков Ш – Щ.
Цель занятия: учить дифференцировать звуки и буквы Ш - Щ в словах, словосочетаниях и предложениях.
Коррекционно-образовательные задачи:
-уточнить и сравнить артикуляции звуков [ш], [щ];
-уточнить сходство и различие в написании букв Ш и Щ;
-закрепить зрительного образа букв Ш и Щ;
-сформировать умение дифференцировать буквы и звуки в словах, словосочетаниях и предложениях.
Коррекционно-развивающие задачи:
-развивать фонематическое восприятие, зрительно-пространственные представления;
-развивать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза;
-развивать навык словообразования (образовывать название профессии человека с помощью суффикса –ЩИК);
-развивать навык образования и употребления слов-паронимов;
-развивать навык согласования слов (согласование существительного с порядковым числительным, согласование существительных с прилагательными);
-развивать умение составлять предложения;
-корригировать и развивать связную устную речь ребенка;
-развивать логическое мышление, память, внимание ребенка.
Воспитательные задачи:
-воспитывать познавательный интерес к логопедическим занятиям через использование игровых приёмов;
-воспитывать навык самоконтроля;
-воспитывать уверенность в своих силах.
Оборудование: электронная презентация, предметные картинки, картинка «Ёлочка» с буквами занятия, индивидуальное зеркало, карточки с напечатанными заданиями.
Продолжительность занятия 20 мин.
Ход занятия.
Этапы занятия. Содержание работы логопеда. | Деятельность ученика. |
Эмоциональный настрой, активизация и побуждение интереса к занятию. -Здравствуй, Б. Сегодня к тебе пришли два гостя из разных сказок. А кто они, ты попробуй догадаться сам. Чтобы узнать имя первой гости отгадай загадку: Всё узнает, всё достанет. Всем мешает и вредит. У нее подружка - крыска, В дамской сумочке сидит. (В случае затруднения, назвать других персонажей из этой сказки - Чебурашку и крокодила Гену) -Молодец! Правильно, это Шапокляк.
Картинки: щит, ералаш, ложки, кормушка, уши, неваляшка, черешня, ищейка, карандаш. Итак, кто наши гости? - Правильно! Это Шапокляк и Щелкунчик (слайд 1)
2. Знакомство со звуками занятия. -С каких звуков начинаются имена наших героев? -Умница, со звуков Ш и Щ. 3. Формулировка темы занятия. - Какие звуки и буквы мы будем учиться различать? Правильно (слайд 2).
1.Уточнение и сравнение артикуляции (перед зеркалом). -Давай расскажем нашим героям, как правильно произнести первые звуки в их именах. При описании будем использовать схему. Наблюдаем за «работой» губ, положением зубов, положением и формой языка; послушаем и почувствуем, работают ли у нас голосовые складки (внимание ребенка обращается на то, что при произнесении звука [Щ] мышцы языка и губ более напряжены) (слайд 3). 2. Сравнительная характеристика звуков занятия. - Помоги Щелкунчику объяснить Шапокляк, чем звук Щ отличается от звука Ш, а поможет тебе вот эта схема (слайд 4). Выводы о сходстве и различии звуков по опорной схеме. 3. Сравнение букв Ш и Щ. -Давай рассмотрим буквы Ш и Щ и их элементы (слайды 5,6). Обведём буквы на листке, одновременно будем называть каждый элемент буквы. (вывод о сходстве и различии букв). Шапокляк и Щелкунчик сочинили стихотворение, послушай и повтори: «Буква Ш и Щ родные сестры, но у Щ есть хвостик острый.» (слайд 7) 4. Развитие внимание, умение дифференцировать буквы Ш и Щ. - Наши гости Шапокляк и Щелкунчик растеряли буквы Ш и Щ, помоги их найти и сосчитать. Сначала найди и сосчитай все буквы Ш. Как только найдешь, сосчитай их по порядку: «Вот первая буква Ш, вот вторая буква Ш и т. д.». (картинка «Елочка», на которой рассыпаны строчные буквы Ш и Щ). 5. Работа со словами-паронимами. -Прочитай написанные слова. Поменяй букву Ш на Щ и наоборот (слова: чаша, прошу, зашита, помешать, прошение, плющ, пищу, щелк, укрощать). Какие пары слов у тебя получились? Что обозначает это слово? Индивидуальная карточка со словами и слайд 8. 6. Образование существительных с помощью суффикса –ЩИК. Щелкунчик очень трудолюбивый, он знает много профессий, давай подскажем ему еще несколько профессий. Образуй из слова название профессии человека с помощью суффикса - ЩИК: Уголь - угольщик Камень - Баня - Паром – Дрессировка - Приём - 7. Физминутка. Повторяй за мной движения. Дотронься вначале левой рукой до правого уха, а правой – до левого. А теперь поменяем руки, переведём левую руку на правое плечо, правую – на левое; поменяли руки. Дотронулись до талии, затем до колен, а потом до щиколоток. 8.Дифференциация звуков и букв Ш и Щ на уровне слов. А) Слуховой диктант. -Я буду произносить слово, а ты запишешь только буквы Ш или Щ в строку через запятую. Ноша, кошка, помещение, крещение, слаще, слушать, ещё, прошмыгнула, Кощей. Б) От Шапокляк сбежала крыска Лариска и съела все буквы Ш и Щ. Помоги нашим гостям вставить буквы Ш или Щ, прочитай слова. По__ада за__ёлка за__ёл малы__и помо__ь __ала__ __ёпот но__у и__ейка 9. Дифференциация букв Ш и Щ на уровне словосочетаний. -Исправь ошибки, которые сделала Шапокляк и составь словосочетания со словами из первого и второго столбика: Летяший плюш Поюший щегол Вьюший шенок Пущистый щар 10.Дифференциация звуков и букв занятия на уровне предложений. - Шапокляк разрезала карточку, на которой было записано предложение. Составь из слов предложение. Составь предложение, подчеркни буквы Ш и Щ зеленым и синим карандашом. Вспомни, какой звук бывает только мягким? твердым? (слова: в нашем шкафу много вещей). 11.Объяснение домашнего задания. Щелкунчик диктовал Шапокляк предложения, она не учила правила, поэтому сделала много ошибок. Найди и исправь ошибки в предложении. Вспомни правила написания сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. «Сушы мокрые вещи. Паша идёт в рощю. У Гришы щенок. У Даши болит шека. Мы наловили лещей и ершей. Хороща уха из щюки и ершей. На площяди шумит народ. Птичка верещяла, думать мне мещала. Под кувшынками в тишы ходят важные лещи»
1.Рефлексия деятельности и содержания занятия. -Напомни Шапокляк, чем отличаются буквы Ш и Щ, а звуки? -Какие задания тебе понравились больше всего? -Ты сегодня молодец, нашим гостям очень понравилось , как ты занимался и выполнял задания, но им пора домой. Давай посмотрим, что гости пожелали тебе (слайд14) | Ребенок отгадывает загадку, называет имя первого гостя Ребенок выделяет первый звук и записывает в клеточку соответствующую букву. Называет Шапокляк и Щелкунчик. Называет звуки Ш и Щ. Ответ ребенка, постановка темы занятия. Перед зеркалом ребенок повторяет звуки занятия, отвечает на вопросы о характере звуков, фиксирует внимание на положение губ, зубов, языка, на работу голосовых складок, используя зрительный, слуховой и тактильный анализаторы. Составляет связное монологическое описание звуков по опорной схеме. Делает выводы о сходстве и различии звуков занятия, используя схему на слайде. Обводит буквы, называя составляющие элементы. Отвечает на вопросы о сходстве и различии букв. Самостоятельно формулирует вывод. Ребенок находит букву и обводит её, сопровождая действие фразами, в которых отрабатывается навык согласования сущ. с порядковым числительным. Ребенок читает слово, заменяет букву, произносит слова-паронимы. Слова, значения которых ребенок не знает, объясняются с помощью иллюстраций (слайд 9) или дается толкование слова, используются синонимы. Ребенок образует название профессий с помощью суффикса –щик. Проверяет (слайд 10) Ребенок выполняет перекрестные, переменные движения руками. Записывает буквы Ш и Щ в строчку. Проверка (слайд 11) Читает слово, подбирает букву, записывает, проверяет (слайд 12) Работа на карточке. Читает слова, исправляет ошибки, вспоминает правило написания сочетаний: ШИ, ЩА, ЩУ, составляет словосочетание, соединяя слова первого и второго столбика. Работа на карточке. Проверяет (слайд 13). Составляет предложение, вспоминает, что звук Ш – всегда твердый, а Щ – всегда мягкий, подчеркивает буквы. Ребенок получает д/з на карточке. Ребенок отвечает на вопросы, делает выводы, вспоминает выполняемые задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [с] в слогах
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме "Автоматизация звука [с] в слогах....
Конспект индивидуального логопедического занятия в 4 классе на тему: "Дифференциация звуков [з] - [с], [з\'] - [с\']"
Индивидуальное логопедическое занятие...
Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука [р]
Конспектиндивидуального логопедического занятия Тема: звук [р]Цель: совершенствование произношения звука [р] в слогах и словах.Задачи:Образовательные: расширять активный с...
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме "Автоматизация звука [Ч]. Дифференциация звуков [Д-Т].
Данный материал можно использовать в работе с детьми с нарушение слуха....
Конспект индивидуального логопедического занятия с учеником 2 класса на тему "Дифференциация твердых и мягких согласных"
Тема «Дифференциация твердых и мягких согласных» (2 класс)Цели:Образовательные:- формировать умение дифференцировать на слух и в собственном произношении твердые и мягкие согласные звуки;-...
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 7 лет с логопедическим заключением ФФНР по дифференциации звуков [Р] – [Л] в предложениях.
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 7 лет с логопедическим заключением ФФНР по дифференциации звуков [Р] – [Л] в предложениях. Тема: дифференциация звуко...