рабочая программа по коррекции ФФНР
рабочая программа по логопедии (1 класс) по теме
программа призвана помочь детям с ФФНР овладеть следующими навыками:
- владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне;
- различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
- определять ударные и безударные гласные, слоги
- производить звукобуквенный разбор слогов и слов;
- подбирать слова на заданный звук;
- сравнивать слова со сходными звуками;
- определять в словах место и последовательность звука; гласных и согласных звуков;
- определять количество звуков и слогов в словах
- производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов
- восстанавливать предложения с заданными звуками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ffn_moya.docx | 37.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Молодёжнинская СОШ
Забайкальский край Приаргунский район
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по коррекции
фонетико-фонематического недоразвития
речи учащихся
Составитель: Учитель-логопед Мироманова Н.В
- Пояснительная записка
Устная речь школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием характеризуется несформированностью всей звуковой стороны речи. Типичным для произношения являются замены и смешения фонем, сходных по звучанию или артикуляции (шипящих-свистящих; звонких-глухих; Р-Л; твёрдых-мягких). В некоторых случаях при отсутствии выраженных дефектов отдельных звуков отмечается недостаточная четкость их произнесения.
Школьники данной группы имеют выраженные отклонения не только в произношении, но и в дифференциации звуков. Дети испытывают затруднения в восприятии на слух близких звуков, определении их акустического и артикуляционного сходства и различия, не учитывают смысло-различительного значения этих звуков в словах. Всё это осложняет формирование устойчивых представлений о звуковом составе слова.
Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и нередко служит причиной появления вторичного дефекта, проявляющегося в специфических нарушениях письменной речи (дисграфия, дислексия).
Дисграфические ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества не только письма и чтения, но и других предметов. Для предупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.
Данная программа имеет социально-педагогическую и коррекционно-развивающую направленность.
Цель программы: освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами.
Задачи программы:
- Обучающая
Обучить детей основным видам речевой деятельности, слуховому восприятию речи, формированию навыков анализа и синтеза звукового состава слова, овладению навыками построения предложений в соответствии с грамматическими нормами родного языка, построению связных высказываний.
- Воспитательная
- Прививать доброжелательное отношение к окружающим, способствовать воспитанию принятых обществом манер поведения, воспитывать чувства дружеского отношения между людьми, взаимовыручки, любви к окружающему миру, вырабатывать положительную мотивацию к изучению русского языка.
- Развивающая
- Формировать полноценные произносительные навыки
- Развивать фонетическое восприятие, фонематические представления
- Формировать навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова
- Обогащать словарь детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов
- Развивать связную речь в процессе работы над рассказом, пересказом с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем.
Основные методы работы на занятии - методы обучения в группе:
- игровые,
- наглядно - демонстрационные,
- словесные.
Принципы логопедической работы:
- наглядность,
- доступность,
- системность,
- комплексность,
- принцип развития,
- онтогенетический принцип.
Формы организации деятельности учащихся:
- групповая;
- работа в парах;
- индивидуальная.
Ведущая технология, ее цели и задачи:
Используется технология коррекционно-развивающего обучения, целью которой является: научить детей использовать полученные знания в самостоятельной речи, в письменных работах.
Программа составлена на основе программ «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза»; «Коррекция акустической дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова, 2006 г.). Количество часов в примерной учебной программе не совпадает с количеством часов в авторской программе (более чем на 6 часов в год). Производится корректировка авторской программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения, перераспределения часов, отводимых на изучение тем, поэтому возникла необходимость создания рабочей программы.
Таблица тематического распределения количества часов:
№ п\п | Разделы, темы | Количество часов | |
авторская программа | рабочая программа | ||
1. | Звуки гласные и согласные | 1 | 2 |
2. | Звуко-буквенный анализ слов. Гласные звуки. | 10 | 10 |
3. | Согласные звуки и буквы. Дифференциация твердых и мягких согласных. | 11 | 20 |
4. | Звонкие и глухие согласные. Дифференциация звонких и глухих согласных | 11 | 14 |
5. | Дифференциация свистящих-шипящих звуков. | 6 | 4 |
6. | Дифференциация сонорных звуков | 3 | 6 |
7. | Лабиализованные гласные звуки | 6 | 4 |
Всего: | 48 | 60 |
- Содержание обучения.
В течение учебного года изучается 7 тем. При изучении каждой из тем используется различный речевой материал: детские рифмовки, считалки, чистоговорки, стихи, игры и задания на развитие логики и мышления.
- Звуки гласные и согласные (2часа).
Усвоение признаков гласных и согласных звуков. Дифференциация гласных и согласных звуков. Знакомство с символами и «опорами» для обозначения звуков на письме.
2. Звуко-буквенный анализ слов. Гласные звуки (10 часов).
Знакомство с гласными звуками и буквами. Выделение гласных звуков в словах (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова, определение последовательности и количества звуков в слове. Работа над ритмической стороной речи. Знакомство со слогообразующей ролью гласных.
3. Согласные звуки и буквы. Дифференциация твердых и мягких согласных (20 часов).
Знакомство с согласными звуками и буквами. Выделение согласных звуков в словах (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова, определение последовательности и количества звуков в слове, определение места звука в слове относительно других звуков
- Звонкие и глухие согласные. Дифференциация звонких и глухих согласных (14 часов).
Знакомство со звонкими и глухими согласными. Дифференциация звуков, слогов и слов со звонкими и глухими согласными. Дифференциация звонких и глухих согласных в словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение согласных звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.
- Дифференциация свистящих и шипящих звуков (4 часа)
Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков С-Ш, З-Ж. Закрепление знаний о свистящих и шипящих звуках. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация свистящих и шипящих звуков в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Развитие фонематического слуха, языкового анализа и синтеза.
- Дифференциация сонорных звуков (6 часов)
Знакомство с нормой произношения сонорных звуков, характеристикой. Дифференциация звуков Р-РЬ, Л-ЛЬ в слогах, словах, в словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, фонематического слуха, внимания, анализа и синтеза.
- Лабиализованные гласные звуки (4 часа)
Закрепление знаний о гласных звуках О,У; Ё-Ю. Соотнесение звука с символом и буквой. Сравнительная характеристика звуков. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза, зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координации движений.
Рабочая программа рассчитана на 60 ч. (количество часов может меняться, как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от степени тяжести нарушения).
III. Перечень практических работ
- анализ и оценка функционального состояния артикуляционного аппарата;
- составление алгоритма по работе со смешиваемыми звуками (оппозиционными) и буквами (сходными графически), по работе с текстом, по подготовке к списыванию и письму под диктовку;
- работа в логопедических тетрадях;
- организация и проведение занятий в игровой форме.
IV.Требования к подготовке учащихся
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
- учиться работать по предложенному учителем плану
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме
- - слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя, героя и т.д).
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы подгруппы и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Предметными результатами прохождения данной программы является сформированность следующих умений:
- владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне;
- различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
- определять ударные и безударные гласные, слоги
- производить звукобуквенный разбор слогов и слов;
- подбирать слова на заданный звук;
- сравнивать слова со сходными звуками;
- определять в словах место и последовательность звука; гласных и согласных звуков;
- определять количество звуков и слогов в словах
- производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов
- восстанавливать предложения с заданными звуками;
V.Список рекомендуемой учебно-методической литературы:
- УМК для учителя
- Волина В.В. Занимательное азбуковедение., М.: Просвещение, 1991.
- Волкова Л.С. Логопедия, М., 1995.
- Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии., М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» ВОИ, 2001.
- Письмо Министерства образования РФ от 14 декабря 2000г.
- Методическое пособие для учителя-логопеда по программе «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза» (автор: Е.В. Мазанова, 2006 г.).
- А.В. Ястребова, Т.П.Бессонова. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М.: «Когито-Центр», 1996.
- УМК для обучающегося
- Рабочая тетрадь «Учусь работать с текстом» Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
- Рабочие тетради №1, № 2 «Учусь не путать звуки» для обучающихся по программе «Коррекция акустической дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова, 2006 г.).
Номер занятия | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Даты про- ведения | Оборудование занятия |
1. | Вводное занятие. Речь устная и письменная. Различение понятий «звук» и «буква» | 1 | картинки | |
2. | Звуки гласные и согласные | 1 | Сюжетные и предметные картинки, карточки-сигналы | |
3. | Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква А. | 1 | Индивидуальные зеркала, элементы рукописной строчной буквы А, предметнае картинки, | |
4. | Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква У. | 1 | Стилизованная буква У, карточки с картинками со звуком У,доска, индивидуальные зеркала | |
5. | Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква О. | 1 | Стилизованная буква О,, предметные картинки, индивидуальные зеркала | |
6. | Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Э. | 1 | Стилизованная буква Э, предметные картинки, индивидуальные зеркала | |
7. | Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Ы. | 1 | Стилизованная буква Э, предметные картинки, индивидуальные зеркала | |
8. | Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква И. | 1 | Стилизованная буква И, предметные картинки, индивидуальные зеркала | |
9. | Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Я. | 1 | Стилизованная буква Я,, предметные картинки, индивидуальные зеркала | |
10. | Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Ю. | 1 | Стилизованная буква Ю, предметные картинки, индивидуальные зеркала | |
11. | Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Е. | 1 | Стилизованная буква Е, предметные картинки, индивидуальные зеркала | |
12. | Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Ё. | 1 | Стилизованная буква Ё, предметные картинки, индивидуальные зеркала | |
13. | Звуки Б-Б* Буква Б | 2 | Карточка с буквой Б (тактильная) предметные картинки, индивидуальные зеркала | |
14. | Звуки П-П* Буква П | 2 | Карточка с буквой П (тактильная) предметные картинки, индивидуальные зеркала | |
15. | Дифференциация звуков П-Б, П*-Б* | 2 | Карточки Б-П (тактильные), предметные картинки, материал для развития мелкой моторики | |
16. | Звуки В-В* Буква В | 2 | Карточка с буквой В(тактильная) предметные картинки, индивидуальные зеркала, материал для развития мелкой моторики | |
17. | Звуки Ф-Ф* Буква Ф | 2 | Карточка с буквой Ф(тактильная), предметные картинки, индивидуальные зеркала, материал для развития мелкой моторики | |
18. | Дифференциация звуков В-Ф, В*-Ф* | 2 | Карточки В-Ф (тактильные), предметные картинки, , материал для развития мелкой моторики | |
19. | Звуки Г-Г* Буква Г | 2 | Карточка с буквой Г(тактильная, предметные картинки, индивидуальные зеркала, материал для развития мелкой моторики | |
20. | Звуки К-К* Буква К | 2 | Карточка с буквой К (тактильная) предметные картинки, индивидуальные зеркала, материал для развития мелкой моторики | |
21. | Дифференциация звуков К-Г, К*-Г* | 2 | Карточки Г-К (тактильные), предметные картинки, , материал для развития мелкой моторики | |
22. | Звуки Д-Д* Буква Д | 2 | Карточка с буквой Д (тактильная) предметные картинки, индивидуальные зеркала, материал для развития мелкой моторики | |
23. | Звуки Т-Т* Буква Т | 2 | Карточка с буквой Т (тактильная) предметные картинки, индивидуальные зеркала, материал для развития мелкой моторики | |
24. | Дифференциация звуков Т-Д, Т*-Д* | 2 | Карточки Д-Т (тактильные), предметные картинки, , материал для развития мелкой моторики | |
25. | Звуки З-З* Буква З | 2 | Карточка с буквой З (тактильнаяпредметные картинки, индивидуальные зеркала, материал для развития мелкой моторики | |
26. | Звуки С-С* Буква С | 2 | Карточка с буквой С (тактильная), предметные картинки, индивидуальные зеркала, материал для развития мелкой моторики | |
27. | Дифференциация звуков С-З, С*-З* | 2 | Карточки С-З (тактильные), предметные картинки, , материал для развития мелкой моторики | |
28. | Звук и буква Ж | 1 | карточка с буквой Ж (тактильная) предметные картинки, индивидуальные зеркала, материал для развития мелкой моторики | |
29. | Звук и буква Ш | 1 | карточка с буквой Ш (тактильная), предметные картинки, индивидуальные зеркала, материал для развития мелкой моторики | |
30. | Дифференциация звуков Ш-Ж | 2 | Карточки Ш-Ж (тактильные), предметные картинки, , материал для развития мелкой моторики | |
31. | Дифференциация звуков С-Ш | 2 | Карточки С-Ш (тактильные), предметные картинки, , материал для развития мелкой моторики | |
32. | Дифференциация звуков З-Ж | 2 | Карточки З-Ж (тактильные), предметные картинки, , материал для развития мелкой моторики | |
33. | Звук и буква Р | 1-2 | карточка с буквой Ш (тактильнаяпредметные картинки, индивидуальные зеркала, материал для развития мелкой моторики | |
34. | Звук и буква Л | 1-2 | , карточка с буквой л(тактильная), предметные картинки, индивидуальные зеркала, материал для развития мелкой моторики | |
35. | Дифференциация звуков Р-Л | 2 | Карточки Р-Л (тактильные), предметные картинки, , материал для развития мелкой моторики | |
36. | Дифференциация звуков О - У | 1-2 | Карточки О-У (тактильные), предметные картинки, , материал для развития мелкой моторики | |
37. | Дифференциация звуков Ё - Ю | 1-2 | Карточки Ё-Ю (тактильные), предметные картинки, , материал для развития мелкой моторики |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по коррекции 2 класс
Адаптированная рабочая программа составлена для учащихся с задержкой психического развития органического генеза с недостаточной сформированной познавательной и эмоционально-волевой сферами на фоне отк...
Рабочая программа по коррекции заикания.1-2 кл
Данная программа по коррекции заикания может быть полезна для начинающих логопедов, дефектологов, отдельные темы программы могут использовать учителя начальных классов и воспитатели ДОУ....
Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников.
Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников на логопункте образовательноо учреждения, 1 класс....
Рабочая программа по коррекции письменной речи, обусловленная фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Рабочая программа по коррекции нарушения чтения и письма, обусловленная фонетико-фонематическим недоразвитием речи младших школьников....
Рабочая программа ИЗО (коррекц.) для 1 класса по программе Воронковой
Рабочая программе по ИЗО составлена по коррекционной программе Воронковой для детей 8 вида...
Рабочая программа по коррекции недостатков устной и письменной речи учащихся 1 – 4 классов, имеющих ФНР, ФФНР и ОНР
Рабочая программа отражает направления деятельности школьного логопеда. Содержит календарно-тематическое планирование с указанием количества часов....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По коррекции нарушений устной и письменной речи (ОНР, ФФНР, ФНР)
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и направлена на оказание помощи учащимся начальных классов с нарушениями устной речи в освоении ими об...