рабочая программа по коррекции ФФНР
рабочая программа по логопедии (1 класс) по теме

программа призвана помочь детям с ФФНР овладеть следующими навыками:

  • владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне;
  • различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
  • определять ударные и безударные гласные, слоги
  • производить звукобуквенный разбор слогов и слов;
  • подбирать слова на заданный звук;
  • сравнивать слова со сходными звуками;
  • определять в словах место и последовательность звука; гласных и согласных звуков;
  • определять количество звуков и слогов в словах
  • производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов
  • восстанавливать предложения с заданными звука­ми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ffn_moya.docx37.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Молодёжнинская СОШ

Забайкальский край Приаргунский район

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по коррекции

фонетико-фонематического недоразвития

 речи учащихся

Составитель: Учитель-логопед  Мироманова Н.В

  1. Пояснительная записка

Устная речь школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием характеризуется несформированностью всей звуковой стороны речи. Типичным для произношения являются замены и смешения фонем, сходных по звучанию или артикуляции (шипящих-свистящих; звонких-глухих; Р-Л; твёрдых-мягких). В некоторых случаях при отсутствии выраженных дефектов отдельных звуков отмечается недостаточная четкость их произнесения.

Школьники данной группы имеют выраженные отклонения не только в произношении, но и в дифференциации звуков. Дети испытывают затруднения в восприятии на слух близких звуков, определении их акустического и артикуляционного сходства и различия, не учитывают смысло-различительного значения этих звуков в словах. Всё это осложняет формирование устойчивых представлений о звуковом составе слова.

Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и нередко служит причиной появления вторичного дефекта, проявляющегося в специфических нарушениях письменной речи (дисграфия, дислексия).

Дисграфические ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества не только письма и чтения, но и других предметов. Для предупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.

Данная программа имеет социально-педагогическую и коррекционно-развивающую направленность.

Цель программы: освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами.

Задачи программы:

  1. Обучающая

Обучить детей основным видам речевой деятельности, слуховому восприятию речи, формированию навыков анализа и синтеза звукового состава слова, овладению навыками построения предложений в соответствии с грамматическими нормами родного языка, построению связных высказываний.

  1. Воспитательная
  1. Прививать доброжелательное отношение к окружающим, способствовать воспитанию принятых обществом манер поведения, воспитывать чувства дружеского отношения между людьми, взаимовыручки, любви к окружающему миру, вырабатывать  положительную мотивацию к изучению русского языка.
  1. Развивающая
  1. Формировать полноценные произносительные навыки
  2. Развивать фонетическое восприятие, фонематические представления
  3. Формировать навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова
  4. Обогащать словарь детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов
  5. Развивать связную речь в процессе работы над рассказом, пересказом с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем.

Основные методы работы на занятии - методы обучения в группе:

  1. игровые,
  2. наглядно - демонстрационные,
  3. словесные.

Принципы логопедической работы:

  1. наглядность,
  2. доступность,
  3. системность,
  4. комплексность,
  5. принцип развития,
  6. онтогенетический принцип.

Формы организации деятельности учащихся:

  1. групповая;
  2. работа в парах;
  3. индивидуальная.

Ведущая технология, ее цели и задачи:

Используется технология коррекционно-развивающего обучения, целью которой является: научить детей  использовать полученные знания в самостоятельной речи, в письменных работах.

Программа составлена на основе программ «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза»; «Коррекция акустической дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова, 2006 г.).  Количество часов в примерной учебной программе не совпадает с количеством часов в авторской программе (более чем на 6 часов в год). Производится корректировка авторской программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения, перераспределения часов, отводимых на изучение тем, поэтому возникла необходимость создания рабочей программы.

Таблица тематического распределения количества часов:

№ п\п

Разделы,

темы

Количество часов

авторская

программа

рабочая

программа

1.

Звуки гласные и согласные

1

2

2.

Звуко-буквенный анализ слов. Гласные звуки.

10

10

3.

Согласные звуки и буквы. Дифференциация твердых и мягких согласных.

11

20

4.

Звонкие и глухие согласные. Дифференциация звонких и глухих согласных

11

14

5.

Дифференциация свистящих-шипящих звуков.

6

4

6.

Дифференциация сонорных звуков

3

6

7.

Лабиализованные гласные звуки

6

4

Всего:

48

60

  1. Содержание обучения.

В течение учебного года изучается 7 тем. При изучении каждой из тем используется различный речевой материал: детские рифмовки, считалки, чистоговорки, стихи, игры и задания на развитие логики и мышления.

  1. Звуки гласные и согласные (2часа).

Усвоение признаков гласных и согласных звуков. Дифференциация гласных и согласных звуков. Знакомство с символами и «опорами» для обозначения звуков на письме.                                                                              

2. Звуко-буквенный анализ слов. Гласные звуки (10 часов).

Знакомство с гласными звуками и буквами. Выделение гласных звуков в словах (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова, определение последовательности и количества звуков в слове. Работа над ритмической стороной речи. Знакомство со слогообразующей ролью гласных.

3. Согласные звуки и буквы. Дифференциация твердых и мягких согласных (20 часов).

Знакомство с согласными звуками и буквами. Выделение согласных звуков в словах (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова, определение последовательности и количества звуков в слове, определение места звука в слове относительно других звуков

  1. Звонкие и глухие согласные. Дифференциация звонких и глухих согласных (14 часов).

Знакомство со звонкими и глухими согласными. Дифференциация звуков, слогов и слов со звонкими и глухими согласными.  Дифференциация звонких и глухих согласных в словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение согласных звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.

  1. Дифференциация свистящих и  шипящих звуков (4 часа)

Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков С-Ш, З-Ж. Закрепление знаний о свистящих и шипящих звуках. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация свистящих и  шипящих звуков в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Развитие фонематического слуха, языкового анализа и синтеза.

  1. Дифференциация сонорных звуков (6 часов)

Знакомство с нормой произношения сонорных звуков, характеристикой. Дифференциация звуков Р-РЬ, Л-ЛЬ в слогах, словах, в словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, фонематического слуха, внимания, анализа и синтеза.

  1. Лабиализованные гласные звуки (4 часа)

Закрепление знаний о гласных звуках О,У; Ё-Ю. Соотнесение звука с символом и буквой. Сравнительная характеристика звуков. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза,  зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координации движений.                                                                    

Рабочая программа  рассчитана на 60 ч. (количество часов может меняться, как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от степени тяжести нарушения).

III. Перечень практических работ

  1. анализ и оценка функционального состояния артикуляционного аппарата;
  2. составление алгоритма по работе со смешиваемыми звуками (оппозиционными) и буквами (сходными графически), по работе с текстом, по подготовке к списыванию и письму под диктовку;
  3. работа в логопедических тетрадях;
  4. организация и проведение занятий в игровой форме.

                

                                        IV.Требования к подготовке учащихся

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

  1. учиться работать по предложенному учителем плану

  Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме

  1. - слушать и понимать речь других;
  2. учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя, героя и т.д).

    Познавательные УУД:

  1. находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  2. делать выводы в результате совместной работы подгруппы и учителя;
  3. преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Предметными результатами прохождения данной программы  является сформированность следующих умений:

  1. владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне;
  2. различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
  3. определять ударные и безударные гласные, слоги
  4. производить звукобуквенный разбор слогов и слов;
  5. подбирать слова на заданный звук;
  6. сравнивать слова со сходными звуками;
  7. определять в словах место и последовательность звука; гласных и согласных звуков;
  8. определять количество звуков и слогов в словах
  9. производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов
  10. восстанавливать предложения с заданными звуками;

V.Список рекомендуемой учебно-методической литературы:

  1. УМК для учителя
  1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение., М.: Просвещение, 1991.
  2. Волкова Л.С. Логопедия, М., 1995.
  3. Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии., М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» ВОИ, 2001.
  4. Письмо Министерства образования РФ от 14 декабря 2000г.
  5. Методическое пособие для учителя-логопеда по программе «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза»  (автор: Е.В. Мазанова, 2006 г.).
  6. А.В. Ястребова, Т.П.Бессонова. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М.: «Когито-Центр», 1996.

  1. УМК для обучающегося 
  1.  Рабочая тетрадь «Учусь работать с текстом» Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
  2.   Рабочие тетради №1, № 2 «Учусь не путать звуки» для обучающихся по программе «Коррекция акустической дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова, 2006 г.).

Номер занятия

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во

часов

Даты про-

ведения

Оборудование

занятия

1.

Вводное занятие. Речь устная и письменная. Различение понятий «звук» и «буква»

1

 картинки

2.

Звуки гласные и согласные

1

Сюжетные и предметные картинки, карточки-сигналы

3.

Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква А.

1

Индивидуальные зеркала, элементы рукописной строчной буквы А, предметнае картинки,

4.

Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква У.

1

Стилизованная буква У, карточки с картинками со звуком У,доска, индивидуальные зеркала

5.

Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква О.

1

Стилизованная буква О,, предметные картинки, индивидуальные зеркала

6.

Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Э.

1

Стилизованная буква Э, предметные картинки, индивидуальные зеркала

7.

Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Ы.

1

Стилизованная буква Э, предметные картинки, индивидуальные зеркала

8.

Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква И.

1

Стилизованная буква И, предметные картинки, индивидуальные зеркала

9.

Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Я.

1

Стилизованная буква Я,, предметные картинки, индивидуальные зеркала

10.

Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Ю.

1

Стилизованная буква Ю, предметные картинки, индивидуальные зеркала

11.

Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Е.

1

Стилизованная буква Е,  предметные картинки, индивидуальные зеркала

12.

Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Ё.

1

Стилизованная буква Ё, предметные картинки, индивидуальные зеркала

13.

Звуки Б-Б* Буква Б

2

Карточка с буквой Б (тактильная) предметные картинки, индивидуальные зеркала

14.

Звуки П-П* Буква П

2

Карточка с буквой П (тактильная) предметные картинки, индивидуальные зеркала

15.

Дифференциация звуков

 П-Б, П*-Б*

2

Карточки Б-П (тактильные), предметные картинки, материал для развития мелкой моторики

16.

Звуки В-В* Буква В

2

Карточка с буквой В(тактильная) предметные картинки, индивидуальные зеркала, материал для развития мелкой моторики

17.

Звуки Ф-Ф* Буква Ф

2

Карточка с буквой Ф(тактильная), предметные картинки, индивидуальные зеркала, материал для развития мелкой моторики

18.

Дифференциация звуков

 В-Ф, В*-Ф*

2

Карточки В-Ф (тактильные), предметные картинки, , материал для развития мелкой моторики

19.

Звуки Г-Г* Буква Г

2

Карточка с буквой Г(тактильная, предметные картинки, индивидуальные зеркала, материал для развития мелкой моторики

20.

Звуки К-К* Буква К

2

Карточка с буквой К (тактильная) предметные картинки, индивидуальные зеркала, материал для развития мелкой моторики

21.

Дифференциация звуков

К-Г, К*-Г*

2

Карточки Г-К (тактильные), предметные картинки, , материал для развития мелкой моторики

22.

Звуки Д-Д* Буква Д

2

Карточка с буквой Д (тактильная) предметные картинки, индивидуальные зеркала, материал для развития мелкой моторики

23.

Звуки Т-Т* Буква Т

2

Карточка с буквой Т (тактильная) предметные картинки, индивидуальные зеркала, материал для развития мелкой моторики

24.

Дифференциация звуков

 Т-Д, Т*-Д*

2

Карточки Д-Т (тактильные), предметные картинки, , материал для развития мелкой моторики

25.

Звуки З-З* Буква З

2

Карточка с буквой З (тактильнаяпредметные картинки, индивидуальные зеркала, материал для развития мелкой моторики

26.

Звуки С-С* Буква С

2

Карточка с буквой С (тактильная), предметные картинки, индивидуальные зеркала, материал для развития мелкой моторики

27.

Дифференциация звуков

 С-З, С*-З*

2

Карточки С-З (тактильные), предметные картинки, , материал для развития мелкой моторики

28.

Звук и буква Ж

1

 карточка с буквой Ж (тактильная) предметные картинки, индивидуальные зеркала, материал для развития мелкой моторики

29.

Звук и буква Ш

1

карточка с буквой Ш (тактильная), предметные картинки, индивидуальные зеркала, материал для развития мелкой моторики

30.

Дифференциация звуков

 Ш-Ж

2

Карточки Ш-Ж (тактильные), предметные картинки, , материал для развития мелкой моторики

31.

Дифференциация звуков

 С-Ш

2

Карточки С-Ш (тактильные), предметные картинки, , материал для развития мелкой моторики

32.

Дифференциация звуков

З-Ж

2

Карточки З-Ж (тактильные), предметные картинки, , материал для развития мелкой моторики

33.

Звук и буква Р

1-2

карточка с буквой Ш (тактильнаяпредметные картинки, индивидуальные зеркала, материал для развития мелкой моторики

34.

Звук и буква Л

1-2

, карточка с буквой л(тактильная), предметные картинки, индивидуальные зеркала, материал для развития мелкой моторики

35.

Дифференциация звуков

 Р-Л

2

Карточки Р-Л (тактильные), предметные картинки, , материал для развития мелкой моторики

36.

Дифференциация звуков

 О - У

1-2

Карточки О-У (тактильные), предметные картинки, , материал для развития мелкой моторики

37.

Дифференциация звуков

 Ё - Ю

1-2

Карточки Ё-Ю (тактильные), предметные картинки, , материал для развития мелкой моторики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по коррекции 2 класс

Адаптированная рабочая программа составлена для учащихся с задержкой психического развития органического генеза с недостаточной сформированной познавательной и эмоционально-волевой сферами на фоне отк...

Рабочая программа по коррекции заикания.1-2 кл

Данная программа по коррекции заикания может быть полезна для начинающих логопедов, дефектологов, отдельные темы программы могут использовать учителя начальных классов и воспитатели ДОУ....

Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников.

Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи  у младших школьников на логопункте образовательноо учреждения, 1 класс....

Рабочая программа по коррекции письменной речи, обусловленная фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Рабочая программа по коррекции нарушения чтения и письма, обусловленная фонетико-фонематическим недоразвитием речи младших школьников....

Рабочая программа ИЗО (коррекц.) для 1 класса по программе Воронковой

Рабочая программе по ИЗО составлена по коррекционной программе Воронковой для детей 8 вида...

Рабочая программа по коррекции недостатков устной и письменной речи учащихся 1 – 4 классов, имеющих ФНР, ФФНР и ОНР

Рабочая программа отражает направления деятельности школьного логопеда. Содержит календарно-тематическое планирование  с указанием количества часов....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По коррекции нарушений устной и письменной речи (ОНР, ФФНР, ФНР)

Рабочая программа составлена   в  соответствии с требованиями ФГОС НОО и направлена на оказание помощи  учащимся начальных классов с нарушениями  устной речи в освоении ими об...