Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа составлена для учащихся с задержкой психического развития органического генеза с недостаточной сформированной познавательной и эмоционально-волевой сферами на фоне отклонений в развитии моторной и речемоторной деятельности.
Психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения необходимо для выявления индивидуальных вариантов развития и оказания своевременной помощи.
Осообенно это важно в начальной школе, так как именно здесь учеба – ведущий вид деятельности учащихся. Не готовые к школе дети обречены на неуспеваемость.
Психологическая служба в системе образования призвана способствовать созданию условий для оптимального развития каждого ребенка. Особенно важны эти условия в начальной школе, а главное в первом классе, так как именно первый класс – стартовая площадка всего школьного пути ученика, его успешности, развития, личностного становления. Развитие подразумевает реализацию возможностей заложенных в человеке. Только добившись того, чтобы ребенок сам пожелал учиться тому, что ему предлагают, можно решить задачи, поставленные в группе развития.
Группы развития позволяют существенно снизить процент учащихся, не справляющихся с программой первого класса, и как следствие – уменьшить количество ребят, нуждающихся в коррекционно-развивающем обучении.
Цель программы
Создание оптимальных условий для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию; содействие социально-культурной адаптации в современном социуме.
Задачи:
- Актуализация и развитие познавательных процессов и мыслительных операций с учетом уровня актуального развития учащихся;
- Создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, посредством внедрения современных здоровьесберегающих технологий;
- Содействие становлению и развитию личностных качеств и эмоционально-волевых особенностей учащихся, способствующих нормальному протеканию процесса обучения и воспитания и осуществлять их коррекцию;
- Развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для продуктивного взаимодействия с социумом;
- Создание условий для эффективной социально-психологической адаптации школьников к новым условиям жизни, помощь в решении проблем социального взаимодействия, улучшение климата межличностных взаимоотношений.
Основные направления психологического сопровождения учащихся обусловлены особыми образовательными потребностями детей с ОВЗ:
Диагностическое направление – заключается в проведении первичного обследования школьников, организованного в рамках комплексного изучения развития учащихся с ОВЗ специалистами школьного ПМПк, и дальнейшего динамического наблюдения за развитием учащихся.
Коррекционно-развивающее направление – предполагает разработку и реализацию коррекционных программ, планирование содержания занятий, комплектование групп учащихся.
Аналитическое направление – определяет взаимодействие специалистов в работе, а также позволяет корригировать программы занятий в соответствии с достижениями учащихся.
Консультативно-просветительское и профилактическое направление – обеспечивает оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребенка, предполагает разработку рекомендаций в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, способствует повышению профессиональной компетенции учителей, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.
Организационно-методическое направление – включает подготовку и участие психолога в консилиумах, методических объединениях, педагогических советах, оформлении документации.
Программа рассчитана на три года обучения (начальная школа) и состоит из четырех основных этапов.
Первый этап ориентирован на развитие познавательных возможностей школьников с учетом их актуального развития и потенциальных возможностей; формирование положительной учебной мотивации.
Основное содержание работы первого этапа:
- совершенствование различных характеристик произвольного внимания: объема, устойчивости, переключения и распределения;
- развитие зрительной и слуховой памяти;
- развитие логического мышления, интеллектуальных операций: сравнения, анализа, синтеза, умения проводить обобщение, отыскивать закономерности, проводить классификацию по заданному или найденному признаку;
- развитие умения формулировать свои суждения, умозаключения, доказательства;
- расширение общего кругозора;
- формирование положительного отношения к школе, к учебе.
Второй этап ориентирован на развитие и становление личностной сферы учащихся и эмоционально-волевых особенностей.
Основное содержание работы:
- развитие умения называть, обозначать свои чувства, а также, различать их по степени интенсивности переживания;
- формировать умения управлять своими эмоциями, осознавая и принимая их;
- развитие чувства эмпатии и сопереживания, умения распознавать и адекватно реагировать на эмоциональные состояния других людей;
- коррекция трудностей в эмоционально-волевой сфере.
Третий этап – на развитие коммуникативных умений. Четвероклассники – это завтрашние подростки. Проблема общения становится (или станет в ближайшее время) актуальной и как ведущая деятельность общение потеснит учебу и другие виды деятельности. Поэтому работа, организуемая на занятиях третьего блока, поможет сделать переход к новой ведущей деятельности и возникающий кризис менее болезненным.
Содержание работы третьего года обучения:
- формирование навыков позитивного взаимодействия и сотрудничества с другими людьми;
- развитие личностных качеств, необходимых для продуктивных взаимоотношений с окружающими;
- развитие умений и навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций;
- создание и поддержание благоприятного эмоционально-психологического климата, сплочение и развитие классного коллектива.
Четвертый этап – реализуется на протяжении трех лет обучения и направлен на сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Необходимость проведения работы в данном направлении обусловлена состоянием здоровья современных школьников.
Основное содержание работы:
- проведение на занятиях игр и упражнений на регуляцию психофизиологического состояния, снятие нервно-психического напряжения, обучение дыхательной гимнастике;
- внедрение и использование современных здоровьесберегающих технологий: метода игрового биоуправления и саморегуляции. В ходе психофизиологического тренинга учащиеся обучаются навыкам эффективной саморегуляции, вырабатывая их под контролем изменения физиологических параметров (дыхательная аритмия сердца), отражающих общее состояние организма.
Все этапы взаимосвязаны и направлены на реализацию поставленных целей и задач программы сопровождения.
Принципы построения коррекционно-развивающих занятий:
- Системность и последовательность.
- Индивидуально-дифференцированный подход.
- Максимальное использование игровых методов обучения.
- Психологическая безопасность.
Структура занятий:
Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных технологий.
Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий.
Примерная структура коррекционно-развивающего занятия:
1
| Ритуал приветствия.
| Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Ритуал может быть придуман самой группой
| 2
| Разминка – воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. (Психогимнастика, музыкотерапия, танцевальная терапия, телесная терапия, пальчиковые игры.)
| Разминка выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение; или, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения
| 3
| Основное содержание занятия – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия. (Игротерапия, сказкотерапия, проигрывание ситуаций, этюды, групповая дискуссия.)
| Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. Упражнения располагаются в порядке от сложного к простому (с учетом утомления детей).
| 4
| Рефлексия занятия – оценка занятия.
Арт-терапия, беседы.
| Две оценки: эмоциональное отреагирование (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему) и осмысление (почему это важно, зачем мы это делали).
| 5
| Ритуал прощания.
| По аналогии с ритуалом приветствия
|
Диагностические процедуры в программе
Важным аспектом реализации программы сопровождения детей с ОВЗ является проведение психодиагностических исследований с целью получения информации о динамике психического развития детей и планирования дальнейшей сопровождающей работы, выработки рекомендаций по оптимизации учебно-воспитательного процесса, оценки эффективности коррекционно-развивающей работы.
Диагностическая работа включает:
– своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
– раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
– комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
– определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;
– изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
– изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
– изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;
– системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;
– анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Комплексное психодиагностическое обследование необходимо проводить два раза в год с использованием диагностического минимума.
Диагностический минимум подобран в соответствии с направлениями работы, поставленными целями и задачами.
Диагностические процедуры в программе.
Класс
| Диагностический инструментарий
| Цель
| 2 класс
| – методика Э.Ф.Замбицявичене (сокращенный вариант, первая серия) “Определение уровня умственного развития младших школьников”;
– методика “Таблицы Шульте”;
– методики “Узнавание фигур”, “Заучивание десяти слов” А.Р.Лурии
| – изучение уровня умственного развития учащихся и определение их актуального состояния;
– оценка параметров внимания и работоспособности учащихся: распределения, объема, врабатываемости, устойчивости и истощаемости;
– изучение особенностей памяти (непосредственного запоминания), утомляемости, активного внимания; определение ведущего типа запоминания
| 3 класс
| – методика “Цветовой тест М.Люшера”;
– проективный тест “ДДЧ”;
– методика “Прогрессивные матрицы Равенна”;
– рисуночная проективная методика “Школьная тревожность” А.М.Прихожан | – оценка психо-эмоционального состояния учащихся;
– изучение личностных особенностей школьников;
– определение особенностей развития невербального интеллекта учащихся;
– диагностика уровня школьной тревожности учащихся;
| 4 класс
| – “Диагностика структуры интеллекта”. Тест Д.Векслера;
– методика “Личностный опросник Кеттелла” (модификация Л.А.Ясюковой);
– анкета “Эмоционально-психологический климат класса”;
– Социометрия классного коллектива.
| – определение уровня интеллектуального развития школьников;
– изучение личностных особенностей младших школьников;
– изучение эмоционально-психологического климата классного коллектива.
|
Консультативная работа включает:
– выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;
– консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;
– консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;
– различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
– проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
Мероприятие 1. Практико-ориентированный семинар «Организация психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного учреждения»
Презентация программы. Понятие «психолого- медико-педагогического сопровождения». Основные принципы, цели и задачи психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного коррекционно-развивающего процесса. Гарантия прав родителей, воспитывающих детей-инвалидов, имеющих множественные нарушения, на организацию индивидуального психолого-медико-педагогического сопровождения в рамках образовательного процесса. Анкетирование родителей с целью определения уровня гражданско-правовой компетенции в рамках реализации образовательного коррекционно-развивающего процесса. Семья и образовательное учреждение – партнеры в воспитании и развитии ребенка. Информация о типах образовательных учреждений и формах коррекционно-развивающего обучения.
Мероприятие 2. Круглый стол на тему «Семья и ее роль в развитии и воспитании ребенка»
Типы семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка. Основные периоды развития семьи и функции членов семьи. Психологическая безопасность (безопасная семья, безопасная школа, социальное окружение) – необходимое условие нормального развития ребенка.
Мероприятие 3. Групповой тренинг «Взрослые и дети»
Разминка «Цветок настроения». Выработка и принятие правил группы. Упражнение «Знакомство с семьей». Самостоятельная работа с бланком анкеты «Внутренний мир». Информативный блок. Упражнение «Пойми чувства ребенка». Упражнение «Я-сообщение». Рефлексия, обратная связь. Домашнее задание.
Мероприятие 4. Лекция на тему «Особенности семейного воспитания детей с нарушениями развития и пути их преодоления»
Возможности семьи в развитии детей с нарушениями интеллектуального развития. Показатели успеха коррекционно-педагогической работы. Семейное воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями интеллектуального развития (умственное воспитание, трудовое воспитание, эмоционально-личностное развитие, физическое воспитание) Семейное воспитание детей школьного возраста с нарушениями интеллектуального развития. Вопросы и задания.
Мероприятие 5. Групповой тренинг «Общение с ребенком»
Приветствие «Комплимент». Обсуждение домашнего задания. Информационный блок. Упражнение «Активное слушание». Упражнение «Никто не знает, что…». Творческая работа «Портрет моего ребенка». Рефлексия чувств. Домашнее задание.
Мероприятие 6. Групповой тренинг «Покажи мне любовь»
Приветствие. Обсуждение домашнего задания. Информационный блок. Психогимнастическое упражнение «Передай эмоцию». Упражнение «Искатели». Упражнение «Мне в тебе нравится…». Рефлексия.
Мероприятие 8. Круглый стол на тему «Организация помощи семьям, воспитывающих детей-инвалидов»
Информационный блок по юридическим и правовым аспектам. Анкетирование родителей. Дискуссия по основным проблемам инвалидности. Роль общественных объединений родителей детей-инвалидов.
Мероприятие 9. Групповой тренинг «Родительская эффективность»
Занятие № 1 «Я – родитель» Приветствие «Знакомство руками». Упражнение «Пантомима». Групповая работа «Цели воспитания». Упражнение «Родитель-ребенок». Упражнение «Слепой и поводырь». Упражнение «Возрастная регрессия». Упражнение «Диалог сторон моего Я». Домашнее задание. Рефлексия занятия.
Занятие № 2 «Учимся требовать и контролировать» Разминка «Ассоциации». Упражнение «Разожми кулак». Обсуждение домашнего задания. Информационный блок. Работа в парах «Зоны контроля». Упражнение «Родительские требования». Упражнение «Анализ общения матери с ребенком». Упражнение «Испорченный телефон». Домашнее задание. Рефлексия.
Занятие № 3 «Счастливая семья» Упражнение «Ластик». Упражнение «Привет». Упражнение «Положительные и отрицательные качества ребенка». Упражнение «Я – ребенок». Упражнение «Безоценочное восприятие». Упражнение «Я забочусь …». Упражнение «Я-высказывание». Упражнение «Передай сигнал». Арт-терапия «Мой ребенок». Музыкальная релаксация. Работа по подгруппам «Права родителей и детей». Рефлексия занятия. Прощание.
Мероприятие 10. Тематический практикум «Класс родительского мастерства» (5 занятий)
«Формирование моторных навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ». «Развитие коммуникативной сферы у детей-инвалидов». «Формирование психических процессов у детей с ОВЗ». «Формирование игровой деятельности у детей».
Коррекционно-развивающая работа включает:
– выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
– организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
– системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
– коррекцию и развитие высших психических функций;
Направление работы
| Содержание работы
| Кол-во часов
| Раздел I. “Давайте поиграем!”
Цель: профилактики школьной дезадаптации, снятия нервно-психического напряжения, сплочения классного коллектива.
| Занятие 1. Способствовать сплочению детского коллектива, учить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Занятие 2-3. Обучение детей эффективным способам общения.
Занятие 4. Развитие навыков сотрудничества, доверительного отношения друг другу.
Занятие 5. Сплочение классного коллектива.
| 5 часов
| Раздел II. “Путешествие в Солнечный город”.
Цель: формирование положительной учебной мотивации
| Занятие 6. Формирование у детей мотивации на совместную работу, способствовать развитию навыков коллективного сотрудничества.
Занятие 7-8. Формирование положительной учебной мотивации.
| 3 часа
| Раздел III
“Поможем Незнайке”
Цель: развитие произвольного внимания и поведения.
| Занятие 9. Развитие произвольного внимания и произвольности движений.
Занятие 10-11. Развитие концентрации внимания, саморегуляции и самоконтроля.
Занятие 12. Развитие переключения внимания и умения действовать по правилу.
Занятие 13. Развитие объема внимания, произвольности, умения действовать по правилу.
Занятие 14. Увеличение объема внимания и кратковременной памяти.
Занятие 15. Тренировка распределения внимания.
| 7 часов
| Раздел IV
“Письмо жителей Солнечного города”
Цель: развитие мнемических способностей детей.
| Занятие 16-17. Развитие объема кратковременной оперативной памяти
Занятие 18-19. Развитие механической зрительной и слуховой памяти.
Занятие 20. Развитие ассоциативной памяти.
Занятие 21-22. Обучение способам эффективного запоминания.
| 7 часов
| Раздел V
“Знайкина олимпиада”
Цель: развитие мыслительных процессов и зрительно-моторной координации
| Занятие 23. Развитие логического и понятийного мышления.
Занятие 24. Развитие логического мышления и сообразительности.
Занятие 25-26. Развитие умения устанавливать причинно–следственные отношения.
Занятие 27-28. Развитие умения обобщать и находить противоположности.
Занятие 29-30. Развитие умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать.
| 8часов
| Раздел VI. “Путешествие в Вообразилию”
Цель: развитие воображения учащихся; навыков совместной творческой деятельности, стимулирование креативных возможностей детей.
| Занятие 31. Упорядочить представления детей о том, что такое воображение и фантазия.
Занятие 32. Развитие навыков совместной творческой деятельности.
Занятие 33-34. Развитие воображения учащихся.
| 4 часа
| II Этап
|
|
| Раздел I. “Удивительный мир эмоций и чувств”
Цель:
– знакомство с чувствами и эмоциями,
– развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства социально приемлемыми способами;
– формировать умение различать и принимать эмоции других людей;
– обучать приемам регуляции и саморегуляции.
| Занятие 1-2. “Мир эмоций”.
Занятие 3. “Радость”. Познакомить детей с эмоцией радости; развивать умение проявлять радость, используя мимику, жесты, пантомимику; научить отражать радость в рисунке.
Занятие 4. “Удивление”. Познакомить детей с эмоцией удивления; научить узнавать ее на различных изображениях; научить выражать эту эмоцию; научить отражать это эмоциональное состояние в рисунках, при разыгрывании этюдов.
Занятие 5. “Грусть”. Познакомить детей с эмоцией; научить определять эмоции на пиктограммах и иллюстрациях; научить передавать заданное эмоциональное состояние с помощью рисунка; развивать у детей эмпатию.
Занятие 6. “Гордость”.
Занятие 7. “Страдание и печаль”. Развивать способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выразить свое отношение.
Занятие 8. “Чувство обиды”. Способствовать созданию у детей положительного эмоционального состояния; развивать мимику, пантомимику, жесты; помочь детям снять эмоциональное напряжение; развивать коммуникативные навыки, внимание, память, воображение.
Занятие 9. “Отвращение”.
Занятие 10. “Гнев”. Познакомить детей с эмоцией гнева; развивать умение выражать эту эмоцию; научить определять эмоцию гнева на различных изображениях; развивать интонационную выразительность.
Занятие 11. “Вина и стыд”.
Занятие 12. “Страх”. Познакомить детей с эмоцией страха; научить узнавать эту эмоцию по схематическому изображению и на рисунках; научить передавать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимики, жестов, пантомимики, художественных средств); развивать воображение
Занятие 13. “Интерес”. Продолжить знакомство детей с разными эмоциями; развивать внимание, воображение, эмпатию, коммуникативные способности.
Занятие 14-20. “Большое путешествие в страну сказок и приключений” Закрепить знания детей об основных эмоциях; способствовать осознанию своих эмоций; развивать способность выражать эмоции вербально и невербально; учить сопереживать героям, обучать приемам регуляции и саморегуляции.
| 20 часов
| Раздел II. “Умею ли я владеть собой?”
Цель: обучение эффективной совместной деятельности детей в условиях различных модельных ситуаций.
| Занятие 20-25. Формирование умения переносить усвоенные способы поведения и регулирования своего эмоционального состояния из одной ситуации – в другую.
| 5 часов
| Раздел III. “Веселое путешествие”
Цель: коррекция индивидуальных отклонений в развитии эмоционально-волевой сферы.
| Проведение индивидуальных и групповых занятий по развитию и коррекции эмоционально-волевых нарушений у детей в соответствии с выявленными проблемами.
| 5 часов
| III Этап
Реализация программы Т.А. Аржакаевой, И.В. Вачкова “Психологическая азбука”. Начальная школа (Третий год обучения).
|
|
| Раздел I. “Учимся сотрудничать”
| Занятие 1. “Как и почему начинаются ссоры?”. Мотивировать учащихся на осмысление причин своих ссор, развивать навыки взаимодействия и сотрудничества.
Занятие 2. “Качества, важные для общения”. Содействие осознанию учащимися качеств, необходимых для эффективного общения.
Занятие 3. “Какие мы в общении?”. Формирование коммуникативных умений, развитие личностных особенностей.
Занятие 4. “Я – общительный или замкнутый?”. Мотивировать учащихся на осмысление и развитие своих коммуникативных потенциалов.
Занятие № 5. “Свои и чужие”. Развивать толерантное отношение к окружающим.
Занятие № 6. “Девчонки = мальчишки = …?”. Способствовать формированию у мальчиков и девочек позитивных установок друг к другу в ходе принятия совместного решения.
Занятие № 7 “Друзья и недруги”. Содействовать осмыслению ценности дружеских отношений между людьми; развитие толерантного отношения к окружающим.
| 7 часов
| Раздел II. “Тайны дружбы”
| Занятие 8. “Дружба – это…?”. Содействие осмыслению ценности дружеских отношений между людьми; развивать навыки совместной деятельности.
Занятие 9. “Правила дружбы”. Формировать умения эффективного общения, развивать навыки взаимодействия и сотрудничества.
Занятие 10-11. “Мы – дружная команда!”. Развивать у учащихся навыки взаимодействий в команде. Закрепить правила доброго и эффективного общения; содействовать осознанию учащимися состава круга ближайшего общения.
Занятие 12. “Как мы все похожи!”. Показать ценность сходных характеристик людей; развивать навыки взаимодействия и сотрудничества.
Занятие 13. “Какие мы все разные!”. Показать ценность различий между людьми, содействовать осознанию учащимися своих ценностей.
Занятие 14-15. “Скажи мне, кто твой друг…”. Помочь каждому ученику осознать себя как друга и отношение одноклассников к нему.
| 8 часов
| Раздел III. “Поддержка в общении”
| Занятие 16. “Комплимент – это…”. Показать значение комплимента для поддержания комфортных взаимоотношений, способствовать актуализации чувства самоценности и самоуважения учащихся.
Занятие 17. “Что другие ценят во мне и, что я ценю в себе?”. Мотивировать учащихся на самораскрытие и содействовать осознанию ими собственных достоинств, способностей, достижений.
Занятие 18-19. “Давайте говорить друг другу комплименты!”. Обеспечить каждого учащегося минимумом психологической поддержки.
Занятие 20. “Ребята, давайте жить дружно!”. Заключительное занятие.
| 5 часов
| Раздел IV.
“Непредсказуемая мозаика”, автор М.Р. Битянова
| Психологическая игра.
Учащимся предоставляется возможность вступить во взаимодействие с одноклассниками, прожить ситуации сотрудничества, взаимоподдержки, создать модели эффективного общения. Игровое действие развивает также способность к самоконтролю, критичность к себе и другим, способность анализировать свои действия.
| 3 часа
|
Ожидаемые результаты реализации программы:
Осознание роли семьи и её влияния на формирование личности ребенка с ОВЗ.
Создание условий для обеспечения психологической безопасности семьи, воспитывающей ребенка с особыми потребностями.
Повышение уровня знаний о состоянии развития и здоровья детей с ОВЗ, реальных возможностях и механизмах их адаптации в обществе.
Овладение навыками коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком.
Формирование эмоционального принятия индивидуальности ребенка с ОВЗ и изменения уровня родительских притязаний.
Литература:
- Безруких М.М. Знаете ли вы своего ученика? /М.М. Безруких, С.П. Ефимова. – М.: Просвещение, 1991. – 179с.
- Бурмистрова Е.В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и социальная помощь / Вестник практической психологии образовании №4 (17), октябрь-декабрь 2008.
- Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьника. /К.М. Гуревич. – М.: Дрофа, 1988. – 244 с.
- Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И Лубовского, Н. А. Ципиной. – М., 1984.
- Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно – развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. – 1999. – №6 – с.25-29.
- Елфимова Н.В. Диагностики и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. /Н.В. Елфимова. – М.: Просвещение, 1991. – 256 с.
- Зобков В.А. Психология отношения и личности учащегося. /В.А. Зобков. – Казань, 1992. – 127 с.
- Залевский Г.В., Галажинский Э.В., Бохан Т.Г. Психическая ригидность как фактор школьной дезадаптации учащихся младших классов: диагностика, коррекция, профилактика. – Томск: Изд-тво Том. ун-та, 1999. – 128 с.
- Ледина В.Ю. ИБИС. Игровое биоуправление и саморегуляция.Антистрессовый тренинг для детей и подростков: методическое пособие. – СПб., 2000.
- Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. / Н.А. Менчинская. – М.: Просвещение, 1989. – 311 с.
- Мухина В.С. Детская психология. / В.С. Мухина. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. – 352 с.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. / Р.В. Овчарова. – М.: Просвещение, 1995. – 201 с.
- Основы специальной психологии: Учеб. пособие/Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др. ; Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 480 с.
- Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития / Пособие для педагогов-психологов. – Москва «Владос», 2008.
- Токарева С.Н. Социальные и психологические аспекты семейного воспитания / С.Н. Токарева. – М.: МГУ, 1989. – 97 с.
- Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических заведений / Г.А. Урунтаева. – М.: Издательский центр “Академия”, 1996. – 336 с.
- Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы – Москва, Творческий Центр «Сфера», 2007.
|