Рабочая программа по коррекции недостатков устной и письменной речи учащихся 1 – 4 классов, имеющих ФНР, ФФНР и ОНР
рабочая программа по логопедии на тему

Попова Наталия Валериевна

Рабочая программа отражает направления деятельности школьного логопеда. Содержит календарно-тематическое планирование  с указанием количества часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_logopedii_2017-2018_novaya.doc276.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Домодедовская средняя общеобразовательная школа №10

РАССМОТРЕНО                         на заседании методического совета школы

№ 1 от «30» августа 2017 г

СОГЛАСОВАНО                        

«28» августа 2017 г        

Заместитель директора по УВР /Попова Е.С./

_________________

УТВЕРЖДАЮ                         Директор МАОУ Домодедовской СОШ №10

Шматкова Н.А. ____________

Приказ № 129

от «01» сентября 2017 г

Рабочая программа

по коррекции недостатков устной и письменной речи учащихся 1 – 4 классов, имеющих ФНР, ФФНР и ОНР

Срок реализации 3 года

 

Составитель:  Попова Наталия Валериевна

                                                                           учитель-логопед

                                                                                               высшая квалификационная      

                                                                                               категория

2017 г

Пояснительная записка

Данная Программа коррекционно - развивающей работы в начальной школе   направлена на создание системы комплексной помощи  учащимся, имеющим нарушения или предпосылки к нарушениям  письменной речи и обусловленной ими неуспеваемости по родному языку и другим предметам; а также на создание условий для реализации личностно-ориентированного подхода к учебному процессу, обеспечивающего овладение учащимися базового уровня образованности, формирование у обучающихся устойчивой мотивации к разнообразной интеллектуальной деятельности.

Рабочая программа составлена на основе:

Федерального закона от 29 декабря 2012 г N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» №35847 от 03.-2.2015 г;

Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» № 1015 от 30.08.2013 г;

Письма  Минобразования РФ от 22 января 1998 г № 20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»

Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

Учебному плана МАОУ Домодедовской СОШ №10  на 2017-2018 учебный год.

Разработана с опорой на методические системы и на основе  методических пособий: Ефименковой Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: Просвещение,1991 г

Садовниковой И.Н.  Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Аркти, 2005 г

Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников. КАРО, 2006 г

Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе, М.:Сфера, 2005 г

 В работе использованы  методические разработки А.В.Ястребовой,  Р.И.Лалаевой, Бессоновой Т.П., Е.В. Мазановой, Коноваленко В.В.

Рабочая программа  рассчитана на несколько этапов:

подготовительный этап- 60 часов (1 класс),

I этап-  62 часа (2 класс),

II этап - 62 часа (3 класс),

III этап- 60 часов (4 класс),

Цели и задачи курса (в целях курса учитываются цели и задачи
школы, МО):

  • Обеспечить высокий уровень речевого развития личности учащихся;
  • Активизировать мыслительную и речевую деятельность через определенные методы обучения;
  • Создать в образовательном учреждении благоприятные условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального развития личности.

Содержание программы коррекционно – развивающей работы определяют следующие принципы:

  • Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка;
  • Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка,  участия в данном процессе всех участников образовательного процесса.
  • Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определенного подхода к ее решению.

Новизна данной программы заключается в следующем:

  • наличие для её реализации комплекта дидактического и

раздаточного материала, занимательного игрового материала на каждом этапе обучения;

  • возможность гибкого использования данного комплекта: детьми,

педагогами, родителями;

  • возможность использования данных пособий полностью или

частично, в зависимости от конкретных условий, что создает альтернативу жесткой зарегламентированной модели обучения;

  • создание условий для оптимального сочетания индивидуальной  и

совместной деятельности учащихся.

Формы организации деятельности учащихся:

  • - групповая
  • - работа в парах
  • - индивидуальная

Направления работы:

  • Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи. Проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им помощи в условиях ОУ.
  • Коррекционно – развивающая работа обеспечивает своевременную помощь и коррекцию недостатков устной и письменной речи; Способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, познавательных, коммуникативных).
  • Консультативная работа. Обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей по вопросам оказания логопедической помощи.
  • Информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанных с особенностями логопедической работы для детей; со всеми участниками  образовательного процесса – обучающимися, их родителями (законными представителями), учителями начальных классов.

Задачи:

  1. Развитие связной речи, фонематического восприятия, пространственного ориентирования, артикуляционной моторики, речевого дыхания у младших школьников с нарушением письма.
  2. Формирование умения уточнять и сопоставлять звуки в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.
  3. Формирование умение различать на слух, в произношении и на письме смешиваемые звуки.
  4. Закрепление умения самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты с использованием оппозиционных звуков.

Критерии оценивания различных видов работ:

Программа предполагает безотметочную систему проведения занятий

Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты: используется технология коррекционно-развивающего обучения, целью которой является: научить детей  использовать полученные знания в самостоятельной речи, в письменных работах.

Ожидаемые результаты:

  • ученик, с положительной мотивацией к изучению русского языка;
  • ученик, умеющий самостоятельно писать слуховые, зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.

Основные методы работы на занятии - методы обучения в группе:

  • игровые,
  • наглядно - демонстрационные,
  • словесные.

Сводная таблица по видам контроля во 2, 3 ,4 классах

Виды контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

итого

Проведение диагностик речи и письма

1

1 (промежуточная)

1

3

Количество плановых проверочных работ

1

1

1

3

Характеристика содержания

Диагностическая работа включает:

  • Своевременное выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи (с 1 – 15 сентября и 15 -30 мая).
  • Системный контроль за уровнем и динамикой развития речи детей.

Коррекционно – развивающая работа включает:

  • Выбор оптимальных методов и приемов обучения.
  • Организацию проведения индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий, необходимых для преодоления недостатков устной и письменной речи.

Консультативная работа включает:

  • Выработку рекомендаций по основным направлениям работы.

Информационно – просветительская работа предусматривает:

  • Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическом работникам, - вопросов связанных с особенностью логопедической работы.
  • Проведение тематических выступлений для педагогов, логопедов и родителей по разъяснению причин, методов и особенностей логопедической работы.

Этапы реализации программы:

Коррекционно – развивающая работа реализуется поэтапно:

  • Этап сбора и анализа информации (информационно – аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся, нуждающихся в логопедической помощи.

  • Этап планирования и организации коррекционно – развивающей деятельности. Результатом работы является организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно – развивающую направленность. Логопедическая работа (в зависимости от логопедического заключения) проводится в три этапа. Для детей, имеющих дефекты произношения фонем, работа проводится по постановке и автоматизации поставленных звуков. Для детей имеющих диагноз фонетико – фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), фонематическое недоразвитие (ФНР) и общее недоразвитие (ОНР III ур.) работа проводится по первому этапу. Для детей, имеющих ОНР III ур. далее работа продолжается по второму и третьему этапу.

  • Этап регуляции и корректировки. Результатом является внесение необходимых изменений и корректировка методов и приемов работы.

Требования к условиям реализации программы:

Психолого – педагогическое обеспечение

  • Обеспечение психолого – педагогических условий (коррекционно – развивающая направленность в логопедической работы; учет индивидуальных особенностей ребенка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для эффективности образовательного процесса).
  • Обеспечение специализированных условий (использование специальных методов и приемов, средств обучения, ориентированных на особые образовательные потребности детей; индивидуальное обучение с учетом специфики речевого нарушения; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятиях).
  • Обеспечение здоровьесберегающих условий (профилактика умственных и психологических перегрузов обучающихся; соблюдение санитарно – гигиенических ном и правил).

Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

  1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
  2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
  4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
  5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты

  1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
  3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
  4. способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
  5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
  6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.
  7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве — Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
  8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
  9. Овладение следующими логическими действиями:
  • сравнение;
  • анализ;
  • синтез;
  • классификация и обобщение по родовидовым признакам;
  • установление аналогий и причинно-следственных связей;
  • построение рассуждений;
  • отнесение к известным понятиям.
  1. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
  2. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.

Предметные результаты

  1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
  2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
  3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
  4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
  5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
  6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
  7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Календарно-тематическое планирование подготовительного этапа

(коррекционная работа с учащимися, имеющими НВОНР /предпосылки к дисграфии, дислексии)

Количество диагностических работ - 3

№ урока

Тема логопедического занятия

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме

Плановые сроки прохожде

ния

Скоррек

тирован

ные сроки прохождения

64 занятия:   ( 2 занятия в неделю)

1-2

Входная диагностическая работа

2

Определить уровень подготовки детей для дальнейшего планирования коррекционной работы

 01.09 – 08.09.2017

3-4

Предложение.

Речь и предложение

2

Уточнить понятия «речь» и «предложение», границы предложения в устной и письменной речи.

 04.09- 08.09

5

Предложение и слово.

Дифференциация понятий «предложение» - «слово»

1

Уточнить понятия «предложение», «слово», дифференцировать эти понятия, учить составлять и анализировать предложение.

 11.09-15.09

6-7

Распространение предложения определением

2

11.09-15.09

18.09-22.09

8 -10

Предложение. Порядок слов в предложении

3

Закрепить  умение работать с предложением, состоящим из 3-4 слов, с предлогами и без.

 18.09-22.09

25.09 – 29.09

25.09 -29.09

11.

Составление текста из предложений

1

Отличать предложение от группы слов, записанных как предложение.

Определять порядок слов в предложении и предложений в тексте.

02.10-06.10

12.

Определение границ предложения

1

Формировать умение находить границы предложения и обозначать их соответствующим знаком пунктуации. Совершенствовать знания о заглавной букве в начале предложения.

02.10-06.10

13

Звуки речи

1

Уточнить понятие о звуке и букве. Развивать слуховое восприятие.

 09.10- 13.10

14-15

Уточнение гласных [а], [о], [у],[ ы], [и]. Слогообразующая роль гласных

2

Учить выделять гласные  из речи. Развивать фонематический слух. Уточнить артикуляцию и звучание звука, соотнести с буквой.

  09.10- 13.10

 16-20

Гласные и согласные звуки (слоговой анализ и синтез, ударение)

5

Учить делить слова на слоги и составлять слова из слогов.

Уточнить слогообразующую роль гласной.

16.10-20.10

16.10-20.10

23.10-27.10

23.10-27.10

06.11-10.11

21.

Буквы «о-а» в слогах и  словах

Устанавливать пространственные связи;

Правильно отображать на письме зрительно-пространственный образ графемы;

Осуществлять анализ и синтез элементов букв;

Писать прописные и строчные буквы;

Сличать написанное с образцом

06.11-10.11

22.

Буквы «и-у» в слогах и словах

13.11-17.11

23.

Буквы «и-у» в словах и предложениях

13.11-17.11

24.

Буквы «и-ш» в слогах и словах

20.11-24.11

25.

Буквы «и-ш» в словах и предложениях

20.11-24.11

26.

Буквы «л-м» в слогах и словах

27.11-01.12

27.

Буквы «л-м» в словах и предложениях

27.11-01.12

28.

Буквы «п-т» в слогах, словах

04.12-08.12

29.

Буквы «п-т» в словах и предложениях

04.12-08.12

30.

Буквы «б-д» в словах, словах

11.12-15.12

31.

Буквы «б-д» в словах и предложениях

11.12-15.12

 32-35

Согласные звуки.

Согласные звуки звонкие и глухие, твердые и мягкие.

4

 Формирование умения правильно давать характеристику согласному звуку.

Развивать устойчивое  внимание  к языковым явлениям.

 18.12-22.12

18.12-22.12

08.01-12.01

08.01-12.01

36

Диагностическая работа (промежуточная)

1

Определить уровень подготовки детей для дальнейшего планирования коррекционной работы, уровень усвоения детьми программы курса.

 

15.01-19.01

37-40

Звуко-буквенный анализ и синтез

4

Закрепление знаний о звуках и буквах, их характеристиках

15.01-19.01

22.01-26.01

22.01-26.01

29.01-02.02

41-45

Обозначение мягкости согласных с помощью гласных второго ряда.

5

Уточнить понятие о твердых и мягких согласных.

Учить пользоваться двумя способами обозначения мягкости на письме, различать на слух твердые и мягкие согласные.

Развивать фонематический слух.

 29.01-02.02

05.02-09.02

05.02-09.02

19.02-22.02

19.02-22.02

 46-47

Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака.

Ь знак в середине слова.

2

Закреплять навык  различения согласных по твердости-мягкости и обозначать мягкость согласного буквой Ь.

 

26.02-02.03

26.02-02.03

 48-49

Дифференциация согласных.

Звуки [п],[пʼ] и буквы П п.

Звуки [б],[бʼ] и буквы Б б.

Дифференциация звуков [п],[пʼ]-[б],[бʼ] и букв П п-Б б.

2

Выделять звук  в слогах,  словах и в предложениях.

Развивать навыки наблюдения над языковыми явлениями, навыки самоконтроля.

Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов (анализ слов в 2-5 слогов, место нужного звука в слове, характеристика звука).

 

05.03-09.03

05.03-09.03

 50-51

Звуки [т], [тʼ] и буквы Тт.

Звуки [д], [дʼ] и буквы Дд.

Дифференциация звуков [т], [тʼ],[д], [дʼ] и букв Тт-Дд.

2

Выделять звук  в слогах, словах и в предложениях.

Развивать  навыки  наблюдения над языковыми явлениями, навыки самоконтроля.

Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов (анализ слов в 2-5 слогов, место нужного звука в слове, характеристика звука).

 

12.03-16.03

12.03-16.03

 52-53

Звуки [к], [кʼ] и буквы Кк.

Звуки [г], [гʼ] и буквы Гг.

Дифференциация звуков [к], [кʼ],[г], [гʼ] и букв Кк-Гг.

2

Выделять звук  в слогах, словах и в предложениях.

Развивать  навыки  наблюдения над языковыми явлениями, навыки самоконтроля.

Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов (анализ слов в 2-5 слогов, место нужного звука в слове, характеристика звука).

 

19.03-23.03

19.03-23.03

 54-55

Звуки [с], [сʼ] и буквы Сс.

Звуки [з], [зʼ] и буквы Зз.

Дифференциация звуков [с], [сʼ],[з], [зʼ] и букв Сс-Зз.

2

Выделять звук в слогах, словах и в предложениях.

Развивать  навыки  наблюдения над языковыми явлениями, навыки  самоконтроля.

Совершенствование навыки звукового анализа и синтеза слов (анализ слов в 2-5 слогов, место нужного звука в слове, характеристика звука).

 

04.04-06.04

04.04-06.04

 56-57

Звук [ш] и буквы Шш.

Звук [ж] и буквы Жж.

Дифференциация звуков [ш], [ж] и букв Шш-Жж.

2

Выделять  звук в слогах, словах и в предложениях.

Развивать навыки наблюдения над языковыми явлениями, навыки самоконтроля.

Совершенствовать  навыки звукового анализа и синтеза слов (анализ слов в 2-5 слогов, место нужного звука в слове, характеристика звука).

 09.04-13.04

09.04-13.04

58-59

Оглушение согласных на конце слова

2

Определять парный согласный; находить орфограмму; подбирать проверочное слово

16.04-20.04

16.04-20.04

60-61

Оглушение согласных в корне слова

2

23.04-27.04

23.04-27.04

62

Итоговая диагностическая работа

1

Определить уровень усвоения детьми программы курса.

 07.05 – 11.05

63-64

Резервное занятие

2

14.05-18.05

14.05-18.05

Календарно-тематическое планирование I этапа

Количество контрольных работ – 4, количество диагностических работ - 3

№ урока

Тема логопедического занятия

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме

Плановые сроки прохожде

ния

Скорректированные сроки прохождения

64 занятия, 32 учебные недели по 2 занятия в неделю.

1

Входная диагностическая работа

1

Определить уровень подготовки детей для дальнейшего планирования коррекционной работы

01.09-08.09

04.09-08.09

2

Предложение.

Речь и предложение

1

Уточнить понятия «речь» и «предложение», границы предложения в устной и письменной речи.

11.09-15.09

3-4

Предложение и слово

2

Уточнить понятие «слово», раздельное написание слов в предложении.

11.09-15.09

18.09-22.09

5-6

Дифференциация понятий «предложение» - «слово»

2

Уточнить понятия «предложение», «слово», дифференцировать эти понятия, учить составлять и анализировать предложение.

18.09-22.09

25.09-29.09

7-8

Предложение

2

Закрепить  умение работать с предложением, состоящим из 3-4 слов, с предлогами и без.

25.09-29.09

02.10-06.10

9-10

Звуки речи.

Звуки речи. Алфавит

2

Уточнить понятие о звуке и букве. Развивать слуховое восприятие, учить соотносить звуки с буквами.

02.10-06.10

09.10-13.10

11

Контрольная  работа по теме: «Речь. Предложение. Слово»

1

Применять полученные знания по теме «Речь. Предложение. Слово.»

Делить текст на предложения, выделять главную мысль текста.

Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки в оформлении предложения, раздельном написании слов в предложении, правильном.

 

09.10-13.10

12-14

Уточнение гласных [а], [о], [у], [ы], [и]

Слогообразующая роль гласных

3

Учить выделять гласные  из речи. Развивать фонематический слух. Уточнить артикуляцию и звучание звука, соотнести с буквой.

 16.10-20.10

16.10-20.10

23.10-27.10

15-18

Гласные и согласные звуки (слоговой анализ и синтез, ударение)

4

Учить делить слова на слоги и составлять слова из слогов.

Уточнить слогообразующую роль гласной.

 23.10-27.10

07.11-10.11

07.11-10.11

13.11-17.11

 

 

19-20

Согласные звуки.

Согласные звуки звонкие и глухие, твердые и мягкие.

2

Научить правильно давать характеристику согласному звуку.

Развивать устойчивое  внимание  к языковым явлениям.

 13.11-17.11

20.11-24.11

21-24

Обозначение мягкости согласных с помощью гласных второго ряда.

4

Уточнить понятие о твердых и мягких согласных.

Учить пользоваться двумя способами обозначения мягкости на письме, различать на слух твердые и мягкие согласные.

Развивать фонематический слух.

 

 20.11-24.11

27.11-01.12

27.11-01.12

04.12-08.12

25-26

Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака.

2

Закреплять навык  различения согласных по твердости-мягкости и обозначать мягкость согласного буквой Ь.

 04.12-08.12

11.12-15.12

27-28

Ь знак в середине слова.

2

Закреплять навык  различения согласных по твердости-мягкости и обозначение мягкости согласного буквой Ь.

 

11.12-15.12

18.12-22.12

29

Контрольная работа «Обозначение мягкости согласных на письме»

1

Применять полученные знания по теме: «Обозначение мягкости согласных на письме»

Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки на различение твердых и мягких согласных, правильное обозначение мягкости согласных на письме.

 

18.12-22.12

30-32

Дифференциация согласных.

Звуки [п], [пʼ] и буквы Пп.

Звуки [б], [бʼ] и буквы Бб.

Дифференциация звуков [п], [пʼ],[б], [бʼ] и букв Пп-Бб.

3

Выделять звук  в слогах,  словах и в предложениях.

Развивать навыки наблюдения над языковыми явлениями, навыки самоконтроля.

Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов (анализ слов в 2-5 слогов, место нужного звука в слове, характеристика звука).

08.01-12.01

08.01-12.01

15.01-19.01

33-36

Звуки [т], [тʼ] и буквы Тт.

Звуки [д], [дʼ] и буквы Дд.

Дифференциация звуков [т], [тʼ],[д], [дʼ] и букв Тт-Дд.

4

Выделять звук  в слогах, словах и в предложениях.

Развивать  навыки  наблюдения над языковыми явлениями, навыки самоконтроля.

Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов (анализ слов в 2-5 слогов, место нужного звука в слове, характеристика звука).

 

15.01-19.01

22.01-26.01

22.01-26.01

29.01-02.02

 

37-40

Звуки [к], [кʼ] и буквы Кк.

Звуки [г], [гʼ] и буквы Гг.

Дифференциация звуков [к], [кʼ],[г], [гʼ] и букв Кк-Гг.

4

Выделять звук  в слогах, словах и в предложениях.

Развивать  навыки  наблюдения над языковыми явлениями, навыки самоконтроля.

Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов (анализ слов в 2-5 слогов, место нужного звука в слове, характеристика звука).

 

 29.01-02.02

05.02-09.02

05.02-09.02

12.02-16.02

41-44

Звуки [с], [сʼ] и буквы Сс.

Звуки [з], [зʼ] и буквы Зз.

Дифференциация звуков [с], [сʼ],[з], [зʼ] и букв Сс-Зз.

4

Выделять звук в слогах, словах и в предложениях.

Развивать  навыки  наблюдения над языковыми явлениями, навыки  самоконтроля.

Совершенствование навыки звукового анализа и синтеза слов (анализ слов в 2-5 слогов, место нужного звука в слове, характеристика звука).

 12.02-16.02

19.02-22.02

19.02-22.02

26.02-02.03

 

45-47

Звук [ш] и буквы Шш.

Звук [ж] и буквы Жж.

Дифференциация звуков [ш], [ж] и букв Шш-Жж.

3

Выделять  звук в слогах, словах и в предложениях.

Развивать навыки наблюдения над языковыми явлениями, навыки самоконтроля.

Совершенствовать  навыки звукового анализа и синтеза слов (анализ слов в 2-5 слогов, место нужного звука в слове, характеристика звука).

 26.02-02.03

05.03-09.03

05.03-09.03

48

Контрольная работа «Правописание парных согласных».

1

Применять полученные знания по теме: «Правописание парных согласнных»

Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки на различение и написание букв, обозначающих парные согласные звуки.

 

12.03-16.03

49-50

Дифференциация звуков [с], [ш] и букв Сс-Шш.

2

Учить различать звуки [с],[ш] и буквы Сс-Шш в устной и письменной речи.

Развивать слуховое восприятие, внимание, память.

Развивать фонематический слух, совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа, слогового анализа и синтеза.

 

12.03-16.03

51-52

Дифференциация звуков [ж], [з] и букв Жж-Зз.

2

Учить различать звуки [ж],[з] и буквы Жж-Зз  в устной и письменной речи.

Развивать слуховое восприятие, внимание, память.

Развивать фонематический слух, совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа, слогового анализа и синтеза.

 

19.03-23.03

19.03-23.03

53

Диагностическая работа (промежуточная)

1

Определить уровень подготовки детей для дальнейшего планирования коррекционной работы, уровень усвоения детьми программы курса.

 

04.04-06.04

54-56

Звуки [р], [рʼ] и буквы Рр.

Звуки [л], [лʼ] и буквы Лл.

Дифференциация звуков [р], [рʼ],[л], [лʼ] и букв Рр-Лл.

3

Учить различать звуки [р],[л] [рʼ], [лʼ] и буквы Рр-Лл  в устной и письменной речи.

Развивать слуховое восприятие, внимание, память.Развивать фонематический слух, совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа, слогового анализа и синтеза.

 04.04-06.04

09.04-13.04

09.04-13.04

57-58

Звук [ч] и буквы Ч ч.

2

Учить выделению звука в слогах, словах, предложениях.

Развивать навыки самоконтроля, память, внимание.

 

16.04-20.04

16.04-20.04

59-60

Звук [щ] и буквы Щ щ.

2

Учить выделению звука в слогах, словах, предложениях.

Развивать навыки самоконтроля, память, внимание.

 

23.04-27.04

23.04-27.04

61

Итоговая контрольная работа

1

Применять полученные знания .

Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки на понимание морфемного анализа слова, правильное понимание и практическое применение слов с различным лексическим значением.

 

07.05-11.05

62-63

Дифференциация звуков [ч], [щ],[сʼ], [тʼ] и букв Чч- Щщ- Сс-Тт.

2

Учить различению звуков в слогах (ча-ща, чу-щу), словах, предложениях.

Развитие навыков переключения внимания, памяти, объяснения языковых явлений.

 07.05-11.05

14.05-18.05

64

Итоговая диагностическая работа

1

Определить уровень усвоения детьми программы курса

 14.05-18.05

Календарно-тематическое планирование II  и  III этапов

Количество контрольных работ – 4, количество диагностических работ - 3

№ урока

Тема логопедического занятия

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме

Плановые сроки прохожде

ния

Скоррек

Тирован

ные сроки прохождения

                                   64 занятия, 32 учебные недели по 2 часа в неделю.

 1-2

Входная диагностическая работа.

1

Определить уровень подготовки детей для дальнейшего планирования коррекционной работы.

 

01.09-08.09

11.09-15.09

3-4

Родственные слова

2

Создать основу знаний для выделения корня.

Формировать умения осознанно подбирать однокоренные слова, учитывая 2 их признака: смысловое родство и наличие общей, одинаковой части.

Проводить наблюдения над единообразным написанием корня в родственных словах.

Отрабатывать различные виды высказываний по ходу учебной работы, учебные диалоги, доказательства, рассуждения.

 18.09-22.09

18.09-22.09

5-6

Корень слова. Однокоренные слова

2

Дать учащимся понятие о родственных и неродственных  словах.

Упражнять в подборе родственных слов и в определении корня.

 25.09-29.09

25.09-29.09

7-8

Корень слова. Однокоренные слова и слова с омонимичными корнями

2

 02.10-06.10

9-10

Сложные слова

2

Формировать практический навык нахождения, разбора и правописания сложных слов.

 09.10-13.10

11

Контрольная работа по теме: «Корень слова»

1

Применять полученные знания по теме: «Корень слова»

Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки на понимание морфемного анализа слова.

 16.10-20.10

12

Приставка. Общее понятие о приставках.

1

Показать, что приставка – значимая часть слова, которая выполняет определенную роль (уточняют смысловое значение слова).

Развивать умение пользоваться морфемным анализом в целях раскрытия его лексического значения.

Формировать орфографические навыки.

Показать антонимию приставок (глаголы, отглагольные существительные).

Формировать навык префиксального словообразования.

16.10-20.10

13

Приставки пространственного значения.

1

 

23.10-27.10

14

Приставки временного значения.

1

23.10-27.10

15

Многозначные приставки

1

 06.11-10.11

06.11-10.11

16

Приставки, сходные по буквенному составу.

1

17

Закрепление понятия о приставках

1

 

13.11-17.11

18-19

Разделительный твёрдый знак

2

Формировать практический навык написания слов с разделительным твёрдым знаком.

 13.11-17.11

20.11-24.11

20-21

Разделительный мягкий знак

2

Формировать практический навык написания слов с разделительным мягким знаком.

 20.11-24.11

27.11-01.12

22

Предлог

1

Формировать навык правильного использования предлогов в речи, навык правильного грамматического оформления словосочетаний, предложений с предлогами. Формировать понимание пространственного и смыслового значения предлогов.

27.11-01.12

23-24

Значение предлогов.

2

 04.12-08.12

04.12-08.12

25-26

Правильное употребление предлогов. Написание предлогов

2

 

11.12-15.12

11.12-15.12

27-28

Дифференциация приставок и предлогов

2

Формировать навык правильного использования приставок и предлогов в речи, их различие.

Учить различать приставку как часть слова и предлог как отдельное слово.

Показать связь отдельных предлогов и приставок (в-в, от-от, за-за, с-с).

 18.12-22.12

29

Контрольная работа «Приставки и предлоги»

1

Применять полученные знания по теме: «Приставки и предлоги»

Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки на различение и написание предлогов и приставок.

 08.01-12.01

30

Суффиксы. Общее понятие о суффиксах

1

Показать, что суффиксы выполняют в слове определенную роль: уточняют смысловое значение слова. Подвести к осознанию связи между лексическим значением  слова и его структурой. Формировать навык суффиксального словообразования, закрепление знаний о роли суффиксов, о правописании суффиксов.

08.01-12.01

31

Суффиксы , указывающие на величину предметов

1

15.01-19.01

32

Суффиксы профессий

1

15.01-19.01

33

Суффиксы прилагательных

1

22.01-26.01

34

Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени.

1

22.01-26.01

35-37

Упражнения в словообразовании (суффиксальный способ)

3

 29.01-02.02

05.02-09.02

38

Закрепление и обобщение понятия «суффикс»

1

 05.02-09.02

39

Диагностическая работа (промежуточная)

1

Определить уровень подготовки детей для дальнейшего планирования коррекционной работы, уровень усвоения детьми программы курса.

12.02-16.02

40-41

Окончание. Понятие об окончании и его роли в речи

2

Уточнить знания об окончании как части слова и его отличий от приставки и суффикса.

Показать место окончания в слове и его роль (средство передачи грамматического значения слова).

Показать единственное и множественное число существительных и глаголов настоящего времени, учить пользоваться формой Р.п. мн.ч.существительных, показать родовые окончания прилагательных, изменение по родам и числам глаголов прошедшего времени.

 

12.02-16.02

19.02-22.02

42-43

Связь предлогов и окончаний

2

Показать роль окончаний в речи (связь слов в предложении).

Показать связь предлогов и окончаний.

Показать вариативность окончаний в зависимости от предлога.

 

19.02-22.02

26.02-02.03

44

Контрольная работа «Состав слова»

1

Применять полученные знания по теме: «Состав слова»

Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки на понимание морфемного анализа слова.

 26.02-02.03

45-46

Уточнение и расширение словарного запаса путём усвоения смыслового значения слов. Лексическое значение слова.

2

Уточнить и расширить словарный запас детей, упражняясь в определении и сравнении лексического значения слов, выделении корня, как основного носителя смыслового значения слова.

 

05.03-09.03

47-48

Синонимы.

2

Учить практическому овладению навыком подбора синонимов.

Учить способам употребления синонимов.

 12.03-16.03

49-50

Антонимы.

2

Учить практическим навыкам подбора антонимов.

Учить способам употребления антонимов (существительные, прилагательные, глаголы, наречия).

 19.03-23.03

51-52

Омонимы.

2

Показать в практическом плане, что многие слова имеют несколько значений.

Показать, что слова переходят в другую грамматическую категорию.

Закреплять представление о многообразии русского языка.

 04.04-06.04

53-54

Многозначные слова

2

 09.04-13.04

55

Обобщение темы «Лексика»

1

Повторить понятия – лексическое значение слова, антонимы, синонимы, омонимы, многозначные слова. Применять свои знания при работе с текстом.

 16.04-20.04

56

Итоговая контрольная работа.

1

Применять полученные знания .

Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки на понимание морфемного анализа слова, правильное понимание и практическое применение слов с различным лексическим значением.

16.04-20.04

57

Деление текста на предложения

1

Формировать умение делить текст на предложения. Повторить понятия «предложение», «текст».

 23.04-27.04

58

Составление рассказа из  деформированных предложений

1

Совершенствовать умение устанавливать логическую последовательность предложений в тексте.

23.04-27.04

59

Составление связного текста из деформированных предложений.

1

Формировать навык семантического образования словосочетаний, умение различать тонкие смысловые оттенки синонимов, выраженных прилагательными.

 07.05-11.05

07.05-11.05

60

Обучение письменному ответу на вопросы

1

Формировать умение в точном соответствии с вопросами давать ответы (своими словами или словами текста).

61

Составление рассказа по предложенному плану

1

Совершенствовать обобщающую и коммуникативную функцию речи.

 14.05-18.05

62

Составление плана рассказа. Составление сокращенного рассказа

1

Формировать умение кратко излагать основную мысль прочитанного текста.

14.05-18.05

63

Составление изложения по самостоятельно составленному плану.

1

Формирование  умения кратко излагать основную мысль прочитанного текста.

 21.05-25.05

64

Итоговая диагностическая работа

1

Определить уровень усвоения детьми программы курса.

6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Книгопечатная продукция:

Для учителя:

1. И.Н.Садовникова «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников»  М. Изд. «Владос»

2.А.В.Ястребова, Т.П.Бессонова «Обучаем читать и писать без ошибок» М. Изд. «АРКТИ» 2015 г

3.Л.Г.Кобзарева, М.П.Резунова, Г.Н.Юшина «Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР» Воронеж 2015 г

Для учащихся:

4. Е.В.Мазанова «Учусь работать со словом» М., «ГНОМ» 2016

5. Е.В.Мазанова «Учусь не путать буквы» М., «ГНОМ» 2016

6.Е В. Мазанова «Учусь не путать звуки» М., «ГНОМ» 2016

Технические средства обучения

Классная доска.  Монитор Персональный компьютер. Принтер. Ксерокс.

Логотренажер Дэльфа-142

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Направления логопедической работы при коррекции недостатков устной и письменной речи у младших школьников.

Направления логопедической работы при коррекции недостатков устной и письменной речи у младших школьников....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предупреждению и коррекции недостатков устной и письменной речи у учащихся 1 – 3 классов с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам учителя – логопеда

Программа направленна на оказание логопедической помощи детям с речевыми нарушениями, обучающихся в классах по адаптированной программе с ОВЗ, у которых выявлены недостатки чтения и письма, обусловлен...

Программа коррекции недостатков устной и письменной речи учащихся 1 – 4 классов, имеющих ФНР, ФФН, Дислалия и ОНР

Программа коррекционно - развивающей работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям в предупреждении и своевременном преодолении дефектов устной и письменн...

Рабочая программа коррекции недостатков устной и письменной речи учащихся 1-4 классов

Программа направлена на обеспечение коррекции речевых недостатков младших школьников и оказание помощи детям с различными нарушениями устной и письменной речи в освоении основной образовательной прогр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предупреждению и коррекции недостатков устной и письменной речи у учащихся 1 – 3 классов с ОВЗ

Весь материал, представленный в программе, рассчитан на три года обучения и составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся. Объем часов представлен согласно «Положению об организации раб...