Конспект логопедического занятия "Развитие зрительных дифференцировок на материале букв О-А, звуков [О-А]"
план-конспект урока логопедии (2 класс) по теме

Белозерцева Татьяна Васильевна

Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии. Лексическая тема "Дикие животные северных и южных стран".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Дифференциация о-а54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия по коррекции оптической дисграфии .      2 класс

       

Логопедическая тема: Развитие зрительных дифференцировок на материале букв О-А, звуков [О-А]

Лексическая тема:  Дикие животные северных и южных стран.        

Грамматическая тема: Ударение.

Цели: 1. Развитие зрительно-пространственной ориентировки.

            2. Развитие зрительного гнозиса и мнезиса.

           3. Развитие конструктивной деятельности.

           4. Закрепление словаря по теме: «Животные северных и южных стран».

           5. Дифференциация звуков [О-А], букв «О-А».

           6. Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза.

           7. Развитие внимания, памяти, мыслительных процессов, связной речи.

           8. Развитие общей и мелкой моторики рук.

           9. Воспитание навыка самоконтроля.

          10. Воспитание умения слушать и слышать друг друга.

          11. Воспитание вежливого отношения к товарищу.

Оборудование: Магнитная доска, картинки с изображением животных (8: лось, волк, енот, слон, панда, гепард, лиса, жираф), карточки с названиями животных, символы букв: А -    , О -       , проволока, бумажные элементы букв «А», «О», индивидуальные карточки с заданиями, картинки-контуры животных для динамической паузы, зеркала, панно «Зоопарк».

Содержание занятия

Организационный момент.

- Здравствуйте! Первым сядет тот, в чем имени 2 гласные «А», в чем имени звук «А» стоит на 4-ом месте.

- Сегодня мы отправимся в очень интересное место. Отгадайте, на чем мы отправимся в путешествие?

- Сначала М, потом А, потом Ш, потом И, потом Н, потом А.

I. Развитие фонематического анализа, синтеза, фонематических представлений.

- Выдаю вам билеты. Расшифруйте, на какое число выписаны билеты.

О

Е

Е

И

21  

2005 года

(на билете изображены картинки: фонарь, ель, ворона, роза, арбуз, лимон, яблоко)

На обратной стороне билета:

- Какой день недели зашифрован?

- Для того чтобы узнать месяц, нужно запомнить первые буквы названий предметов, которые изображены на билете.

- Итак, какая же дата здесь зашифрована?

- А куда же я вас приглашаю? На обратной стороне билета – схема. Подобрав к этой схеме слово, вы узнаете куда мы поедем. Слушайте, я вам буду говорить разные слова. Выбирайте нужное слово.

А) – Сначала КЬ, потом И, потом Н, потом О.

- Подходит по количеству звуков?

Б) – Сначала ТЬ, потом Е, потом А, потом Т, потом Р.

- Подходит ли это слово к схеме?

В) Аналогично: ЗООПАРК.

II. Развитие связной речи.

- Закройте глаза. 1,2,3. Откройте глаза. Мы в зоопарке (на доске – панно «Зоопарк»). Клетки животных пусты. Сейчас каждый из вас будет выходить к доске, отбирать картинки с заданным животным, называть это животное, коротко рассказывать о нем: в какой стране обитает, чем питается.

- Куда поместить картинку я скажу.

Размещение на стенде:

Слон – верхний правый угол

Панда – нижний правый угол  

Жираф – между слоном и пандой

Волк – центр зоопарка

Енот – верхний левый угол

Лось – нижний левый угол

Гепард – слева от слона

Лиса – справа от енота

Слон – 4 м., 7 тонн, плавает, травоядный, умное животное, помогает человеку.

Волк – хищник, острый слух, зрение, нюх. Нападает на овец, домашних оленей (вред). Польза – уничтожает слабых, больных животных (санитары леса).

III. Сообщение логопедической темы.

- Чтобы правильно написать названия животных, надо хорошо потрудиться. Поможет нам в этом ударение.

- Какое животное в левом нижнем углу?

- На какой гласный звук падает ударение?

- В названии каких животных [о] под ударением?

- Какое животное в правом нижнем углу?

- На какой гласный звук падает ударение?

- В названии каких животных [а] под ударением?

- Какими гласными под ударением отличаются названия животных?

- Сегодня мы будем продолжать тренироваться различать звуки [о] - [а] и строчные буквы «О – А».

IV. Уточнение связи звука и буквы.

1. Уточнение по артикуляции звуков [о] - [а] с голосом, без голоса.

2. – Какая строчная буква обозначает звук [о]?, звук [а]? (у логопеда в руках строчные буквы О, А.

- В какой руке держу букву О? букву А?

3. Сравнение букв «О – А» по начертанию.

А) Какой элемент одинаковый?

Б) Каким элементом отличаются?

В) С какой стороны у буквы «А» палочка с закруглением?

4. Произнесение и письмо букв в воздухе ручкой.

5. Условные обозначения букв «О» -     , «А» -      

V. Конструирование и реконструирование букв.

(бумажные элементы букв, проволока)

А) Выбрать нужные элементы для букв, сложить буквы.

Б) Разобрать, оставить только одинаковые элементы.

- Какой элемент нужен для буквы «О», «А»?

В) Работа на индивидуальных карточках (отбросить лишние элементы у «О», «А»)

VI. Развитие буквенного гнозиса.

На карточке написаны буквы «О», «А» в разном направлении. Учащимся дается задание узнать эти буквы:

А) Обвести правильно написанные буквы («О» -  красным цветом, «А» - синим цветом).

Б) Допишите недостающие элементы букв.

В) Зачеркнуть неправильно написанные буквы.

VII. Динамическая пауза.

По контуру узнать животное и изобразить его.

VIII. Работа на индивидуальных карточках.

А) Обвести «А» -       , «О» -  

Б) Расшифровать символы:

В) – Какие буквы написаны на карточке? Прочитайте с помощью зеркала:

- Продолжите ряд букв до конца строки в том же порядке (поиск закономерности).

Г) Подчеркнуть буквы «О», «А» среди других букв:

А

О А Д У А И У Б

О

О Ю В О С Б У О

X. Работа в тетрадях.

- В тетрадях разделите страницу вертикальной чертой. На доске написаны названия животных, в них пропущена гласная буква. Вставьте нужную гласную под ударением «О» - «А». Запишите названия в нужную колонку под соответствующей буквой.

XI. Итог занятия.

1) – Какие гласные звуки под ударением вставляли в названия животных?

2) – Проверяем, какие слова записали в колонку под гласной «О», «А».

3) – В зоопарке возле каждой клетки – таблички с названием животного. Подпишите правильно названия животных и прикрепите таблички возле картинок животных в зоопарке.

4) – Какие звуки сравнивали? буквы?

    -  Какие элементы нужны для буквы «О»? «А»?

5) – В конце нашего занятия мне хочется вам сказать:

Таблица:

6) Д/з: Найти контур заданного животного среди других контуров животных.

Примерные ответы учащихся

- Даша.

- Вера, Дима.

- Машина (на доске выставляется картинка «машина»).

-Понедельник

- 21 февраля 2005 года (запись числа в тетрадь)

- Кино.

-Нет, 4 звука.

-Театр.

- Не подходит, так как в нем 5 звуков, 2 гласные.

- Зоопарк. Подходит, в нем 7 звуков, 4 согласных, 3 гласных.

- Енот всеядный (пища – мелкие грызуны, рыба, семена, плоды, растения орехи, овощи), обитает в северных странах, в густых лугах возле болот, озер. Трусливый, плавает, зиму спит, при опасности притворяется мертвым.

Жираф длина 5-6 м., 3 м.- шея, 750 кг. Травоядный.

Панда травоядный (бамбук, грибы, цветы, корешки), ночное животное живет в горных лесах.

Лось живет на севере, в лесах, около озер. Травоядный, плавает, выносливый.

Гепард в пустынях, хищник (грызуны, антилопы, больные животные), гибкое тело, высокие лапы, ловкие, лазят по деревьям.

Лиса – хищник (лягушки, ящерицы, мыши, крупные насекомые, разоряет гнезда). Уничтожая мышей, приносит пользу сельскому хозяйству.

- Лось.

- На гласный [о].

- Слон, волк, енот.

- Панда.

- На гласный [а].

- Лиса, жираф, гепард.

- [о] - [а].

(учащиеся записывают тему занятия в тетради)

- буква О

- буква А

- В левой руке, в правой руке.

- Овал.

- Палочка с закруглением.

- С правой стороны.

- Для «О» - овал, для «А» - овал, палочка с закруглением.

- АОАООАОАОО

- ОАОАО

             О

              А

Бобр

Заяц

Бегемот

Кабан

Морж

Лама

Сурок

Шакал

- [О], [А]

- Молодцы! Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Розова Ю.Е. конспект логопедического занятия. Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п - т в словах, предложениях.

Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии направлен на отработку фифференциации рукописных букв п-т в словах, предложениях, тексте. Занятие - увлекательная игра-путешест...

Конспект логопедического занятия "Дифференциация оптически схожих строчных букв и - у".

Данное занятие направлено на преодоление оптической дисграфии ( смешиваемых на письме оптически сходных строчных букв и - у). Задания предполагают развитие внимания к элементам смешиваемых букв, нахож...

Конспект логопедического занятия для детей с ОВЗ 1 класс "Автоматизация звука [ ш ] в слогах, словах и предложениях."

В данном занятии представлены приемы автоматизации звука [ш ] в слогах, словах и предложениях. Задания даются с использованием игровых приемов с использованием доступного речевого материала. Проводитс...

Конспект логопедического занятия с учащимися 2 класса Тема: Дифференциация согласных звуков и букв Б – П на слух и на письме.

Цель: Закрепление и совершенствование навыков дифференциации согласных Б – П в устной и письменной речи.Задачи:совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза;формирование связн...