Методическая разработка логопедического занятия на тему: "Развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов различной звукослоговой структуры".
методическая разработка по логопедии (2 класс)

 Лебедева Наталья Николаевна

С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.  Большую группу речевых нарушений составляет смешанная дисграфия с таким ведущим нарушением письма, как дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Данная методическая разработка может быть использована как в целенаправленной и системной работе по коррекции этой дисграфии, так и в системе работы по устранению дисграфии смешанного вида, в которой есть место вышеуказанным нарушениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh._kart.skaz_._zolot._klyuchik.docx920.02 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ, ОБУСЛОВЛЕННОЙ НАРУШЕНИЕМ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА  (2 КЛАСС)

Тема занятия

Тип занятия. Повторение изученного материала.

Логопедическая тема: Развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов различной звукослоговой структуры.

Лексическая тема: Путешествие в сказку Алексея Толстого «Золотой ключик».

Грамматическая тема: Звуки и буквы. Слоги.

Цель: Развитие фонетико-фонематического анализа и синтеза, фонематического восприятия на материале слов различной звукослоговой структуры.

Задачи:

образовательные:

- развивать и совершенствовать связи между произносительным и слуховым образом звука;

-развивать фонематический анализ и синтез слов различной звукослоговой структуры, совершенствовать фонематические представления;

- развивать слоговой анализ и синтез.

коррекционные:

- развивать навыки аналитико-синтетической деятельности;

- развивать орфографическую зоркость;

- активизировать словарь по лексической теме занятия;

- развивать зрительно-пространственное восприятие, представления и ориентировки, учить различать основные цвета и их оттенки;

- развивать общую и мелкую моторику рук;

- развивать навык самоконтроля.

воспитательные: 

- совершенствовать навыки общения;

- воспитывать умение слушать и слышать друг друга;

- прививать любовь к путешествиям;

- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Планируемые результаты занятия

Предметные:

- различать в слове гласные и согласные звуки по их признакам, выделять звук вне слова и в слове;

- определять количество слогов в слове;

- анализировать простые распространенные предложения.

Метапредметные:

- осваивать базовые предметные понятия фонетики и графики;

- выполнять задания в соответствии с требованиями учителя;

- использовать знаково-символические средства;

- осуществлять анализ, синтез, обобщение объектов и явлений;

- уметь адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных задач;

- вступать в диалог, аргументировать свои ответы;

- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.

Личностные:

- проявлять интерес к новым знаниям;

- осваивать социальную роль обучающегося;

- оценивать свою деятельность, выявлять причины успешности (неуспешности) в учебной деятельности.

Основные ресурсы занятия:

Фигурки- персонажи «Карабас-Барабас, Буратино, кот Базилио, лиса Алиса, Артемон, Мальвина, черепаха Тортилла»;  предметные картинки: ключ, монеты, колпак, «Азбука»; карточки с заданиями для индивидуальной работы; карточки с зашифрованными именами; игра «Цветное слово»; пособие «Кувшинки»; тетради, ручки; смайлики.

Ход занятия

Содержание деятельности учителя

Виды деятельности обучающихся

I.Мотивация к деятельности.

1. Организационный момент.

- Сегодня вам предстоит найти свое рабочее место, отгадав ребус с вашим именем. Карточки – ребусы «Имена».

2.Сообщение темы занятия.

А. Сообщение лексической темы.

 Ребята, мы сегодня с вами отправимся в необычное путешествие, мы попадем в сказку, а какую, вы должны угадать. Сказка настолько старая, что с годами некоторые буквы в её названии стёрлись. Восстановите название сказки, вставив пропущенные буквы. Назовите пропущенные буквы, что их объединяет?

На доске: «З_л_т_й   кл_ч_к»

Название сказки выкладывается на доске магнитными буквами. Появляется персонаж «Карабас Барабас».

- Узнаете, ребята, что это за персонаж сказки?

Б. Развитие фонематического слуха, умения слышать звук на фоне слова, соединять звуки в слово.

- Жадный и злой Карабас- Барабас приготовил нам множество трудных заданий. Он что-то нам прислал. Угадайте.

-Сначала П', потом И, потом С', потом М, потом А.

- Но их три. Какое же наше? А вот здесь подсказка.  Прослушайте стихотворение и назовите звук, который слышали чаще других.

Заданья в школе задают,

Решаем мы задачи,

Задачник дети берегут-

Как может быть иначе.

В. Развитие зрительного восприятия, гнозиса.

- Открыв конверт, я не смогла прочитать письмо. Помогите мне его прочитать. Для этого читайте буквы только красного цвета.

- Запишите это предложение. Устный анализ предложения:

Сколько слов в предложении?

Какое первое слово, второе, третье, четвертое?

Как напишем первое слово в предложении?

Что поставим в конце предложения?

- В письме просьба о помощи. Выручим героя? Но ведь мы не знаем, кто это.

II. Организация познавательной деятельности обучающихся. 

  1. Развитие зрительно-пространственных ориентировок, звукобуквенного, слогового синтеза.

- Чтобы узнать, кто наш герой, вы должны расшифровать его имя, используя ключ. (Предлагается ключ в виде порядковых номеров букв русского алфавита).

Выставляется изображение БУРАТИНО.

- Начертите в тетради 4 столбика, в первый столбик будем записывать слова с одним слогом, во второй-с двумя слогами, в третий-с тремя слогами, в четвертый-слова из четырех слогов.

- Куда мы запишем имя героя? Почему в 4-й столбик?

2. Развитие зрительно-пространственных ориентировок, слогового анализа и синтеза.

- Что же произошло с Буратино? У него был один очень необходимый предмет, можно даже сказать волшебный. Что это за предмет, вы узнаете, выполнив следующее задание.

- Внимательно посмотрите на доску:

- Найдите предмет, в названии которого 3 слога, первый звук в слове - [а], последний звук – [а].

- В какой столбик запишем слово АЗБУКА?

- Буратино не любил учиться, вместо школы он пошел в театр. А как известно, те, кто не хочет учится обязательно попадают в различные сложные ситуации, но сейчас у него появились помощники – это вы.

- В нашей сказке были и другие герои. Злой и жадный КАРАБАС – БАРАБАС прислал нам зашифрованные карточки, разгадав которые мы узнаем тех, кто заманил БУРАТИНО в беду.

- Внимательно посмотрите на буквы в каждой строчке. Какая из четырёх букв не подходит к остальным, почему? Подчеркните лишнюю букву. Сложите из выделенных букв слово.

- Какое слово получилось? Как звали кота?

- В какой столбик запишем слово «кот»? Почему?

- У БАЗИЛИО был помощник, но чтобы понять, кто он, найдите способ прочитать слово.

- В какой столбик запишем слово «лиса»? Почему?

  1. Развитие зрительно-пространственных представлений, различение основных цветов и их оттенков, игра «Цветное слово».

- У Буратино было много верных друзей, которые не оставляли его в беде. Как зовут одного из них мы сейчас узнаем.

- Вам нужно запомнить цветовой ряд и расположить свои карточки в том же порядке.

- Теперь переверните карточки, если вы запомнили правильный порядок цветов, то у вас получится слово. Какое слово получилось?

- Сколько слогов в слове АРТЕМОН? В какой столбик запишем?

4. Развитие языковых представлений, зрительно-цветовых ориентировок.

- Упрямый БУРАТИНО вновь попадает в опасные приключения, и узнает тайну золотого ключика. Составив слово из первых звуков названий картинок, вы узнаете, кто помог БУРАТИНО.

- Молодцы!

5. Динамическая пауза.

- Сейчас сделаем паузу. Внимание на доску!

- В пруду у черепахи растут красивые кувшинки. Хлопните в ладоши столько раз, сколько белых кувшинок; подпрыгните столько раз, сколько розовых кувшинок; нагнитесь столько раз, сколько синих кувшинок.

6. Развитие зрительно-пространственной ориентировки.

- Чтобы получить один волшебный предмет, БУРАТИНО должен выполнить задание ЧЕРЕПАХИ, но он не учился в школе. Поможем ему?

- Отступите 2 клетки слева, 8 клеток сверху, поставьте точку. Начинаем рисовать.

1             1           1                  9

3             1           3                  5

1             1           6                  4

1             1           4                12

1             1           5                  1

- Изображение какого предмета получилось? В какой столбик в тетради запишем это слово?

7. Игра «Собери слово». Развитие зрительно-пространственных ориентировок, развитие языковых представлений.

- Ну, вот и открыта потайная дверь. Что помогло Буратино и его друзьям победить зло и преодолеть все опасные приключения? Сложите это слово из листьев кувшинок от самой большой к самой маленькой.

- В какой столбик мы его запишем? Почему?

- Молодцы!!!

III. Организационное окончание урока, оценка деятельности учащихся, рефлексия.

- Вот и подошло к концу наше путешествие. Зло наказано. Победила дружба. Молодцы! Вы все славно потрудились, теперь оцените свою работу на занятии. Выберите себе смайлик.

Учащиеся отгадывают ребусы «Имена».

«Золотой ключик». Пропущены гласные звуки.

           https://24smi.org/public/media/resize/660x-/person/2017/11/22/vgv8zvce4ixi-karabas-barabas.jpg  Ответы детей.

На доске: 3 конверта с письмами «С», «З», «Ц».

Учащиеся выбирают письмо, где написана буква «З».

Я БПУОКПВАБЛ В КБДЕВДМУ.

Учащиеся выделяют буквы определенного цвета и читают текст письма.

Четыре.

Учащиеся отвечают.

С большой буквы.

Поставим точку.

Учащиеся выполняют задание в тетради, получают слово «БУРАТИНО».

                      http://printonic.ru/uploads/images/2016/02/22/img_56cab91a4b0e2.jpg

Учащиеся в тетрадях выполняют задание.

В четвертый столбик. Четыре гласные – четыре слога.

На доске:

   https://openclipart.org/image/800px/svg_to_png/43969/coin-pile-gold.png    http://decorys.ru/wp-content/uploads/2017/04/%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE-7-1024x576.jpg http://decorys.ru/wp-content/uploads/2017/04/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-14-1024x576.jpg https://static.my-shop.ru/product/f5/199/1980270.jpg

Выполняется слоговой анализ слов.

Учащиеся выполняют задания на карточках:

 О А К И –все гласные, к-согласный

 О З Г С – все согласные, о-гласный

 Н М Л Т – все непарные, т-парный

Получилось слово «кот». Базилио.

     

http://book.sibverk.ru/image/trumb/500x500/13-674124.jpg

Записывают в тетрадь.

На доске:

аЛлИиСсАа

                                          https://24smi.org/public/media/resize/660x-/person/2018/01/15/be6soffzppys-lisa-alisa.jpg

 

Объясняют, записывают в тетрадь.

На доске:  цветовой ряд (разноцветные квадраты – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. У учащихся карточки тех же цветов, с обратной стороны которых написаны буквы).

АРТЕМОН

Три слога. Запишем в третий столбик.

На доске:

http://printonic.ru/uploads/images/2016/03/01/img_56d57f581b773.jpg http://webinar8.ru/images-content/2546/cc3a6bc2572ecbe22e01774b340d2f01.jpg http://vospitatel.com.ua/images/r/rybki-ranniy-vozrast6.png http://printonic.ru/uploads/images/2016/04/04/img_5702b6d7cc45b.jpg https://i.ytimg.com/vi/_qagA23u1c0/maxresdefault.jpg https://st.depositphotos.com/2033993/2646/v/950/depositphotos_26468709-stock-illustration-a-beautiful-stork-stands-in.jpg  http://torgmagvrn.ru/media/W1siZiIsIjIwMTYvMTEvMjkvMWg0eG5kY3JoYV9fLmpwZyJdLFsicCIsInRodW1iIiwiNDU2eCJdXQ/%D1%85%D0%BB%D0%BE%D0%BF%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%20%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%BC%D0%B0%D0%B3.jpg?sha=b4bc1c7daec876e6 http://idrawing.ru/images/articles/106-arbuz/arbuz.jpg

ЧЕРЕПАХА ТОРТИЛЛА

http://listok-perm.ru/image/cache/data/product/125437-800x800.jpg

На доске:

http://clipart-library.com/img1/791831.png  http://clipart-library.com/img1/791831.png http://clipart-library.com/img1/791831.png

Учащиеся выполняют графический диктант:

    Ключ

    Запишем слово в первый столбик, потому что оно состоит из одного слога.

http://s46.radikal.ru/i114/0905/0a/9bc177c433ac.pnghttp://s46.radikal.ru/i114/0905/0a/9bc177c433ac.pnghttp://s46.radikal.ru/i114/0905/0a/9bc177c433ac.pnghttp://s46.radikal.ru/i114/0905/0a/9bc177c433ac.png  http://s46.radikal.ru/i114/0905/0a/9bc177c433ac.pnghttp://s46.radikal.ru/i114/0905/0a/9bc177c433ac.png

                 Д           А           Ж            Б                Р                       У

https://i.pinimg.com/736x/47/04/51/4704516e9e7a78cbca4ada69e3f376d3--face-pictures-facebook-emoticons.jpghttps://i.pinimg.com/736x/47/04/51/4704516e9e7a78cbca4ada69e3f376d3--face-pictures-facebook-emoticons.jpghttps://i.pinimg.com/736x/47/04/51/4704516e9e7a78cbca4ada69e3f376d3--face-pictures-facebook-emoticons.jpghttps://i.pinimg.com/736x/47/04/51/4704516e9e7a78cbca4ada69e3f376d3--face-pictures-facebook-emoticons.jpg   

https://banner2.kisspng.com/20180326/vce/kisspng-smiley-face-computer-icons-clip-art-face-5ab8791325d638.987101691522039059155.jpghttps://banner2.kisspng.com/20180326/vce/kisspng-smiley-face-computer-icons-clip-art-face-5ab8791325d638.987101691522039059155.jpghttps://banner2.kisspng.com/20180326/vce/kisspng-smiley-face-computer-icons-clip-art-face-5ab8791325d638.987101691522039059155.jpghttps://banner2.kisspng.com/20180326/vce/kisspng-smiley-face-computer-icons-clip-art-face-5ab8791325d638.987101691522039059155.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная презентация-игра "В царстве Снежной королевы" к логопедическому занятию "Развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов различной звукослоговой структуры".

Презентация-игра для работы на интерактивной доске к конспекту   "Развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов различной звукослоговой структуры"....

Конспект логопедического занятия "Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры. Весна, весенние месяцы."

Конспект  логопедического занятия для учащихся, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Лексическая тема: "Весна, весенние месяцы"....

Методическая разработка по логопедии на тему: Развитие слогового анализа и синтеза на уровне слова (из серии "Птицы Петербурга")

Данная методическая разработка представлена в форме конспекта логопедического занятия. Адресована учителям - логопедам. Речевой материал, предложенный к разработке, ориентирован на учащихся второго кл...

Методическая разработка логопедического занятия для 1 класса "Развитие фонематического анализа на материале слов различной звукослоговой структуры"

Логопедическое занятие направлено на решение задач: формирование фонематических представлений, развитие слогового анализа и синтеза, расширение словарного запаса....

Тема: «Развитие сложных форм фонематического анализа на материале слов различной звуко-слоговой структуры»

Цели:Образовательная: закрепление навыков звукового анализа и синтеза.Развивающая: развитие фонематического восприятия, слуховой и зрительной памяти, внимания.Воспитательная: развитие умения...