Методическая разработка логопедического занятия на тему: "Развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов различной звукослоговой структуры".
методическая разработка по логопедии (2 класс)
С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. Большую группу речевых нарушений составляет смешанная дисграфия с таким ведущим нарушением письма, как дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Данная методическая разработка может быть использована как в целенаправленной и системной работе по коррекции этой дисграфии, так и в системе работы по устранению дисграфии смешанного вида, в которой есть место вышеуказанным нарушениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh._kart.skaz_._zolot._klyuchik.docx | 920.02 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ, ОБУСЛОВЛЕННОЙ НАРУШЕНИЕМ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА (2 КЛАСС)
Тема занятия | Тип занятия. Повторение изученного материала. | |||
Логопедическая тема: Развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов различной звукослоговой структуры. | ||||
Лексическая тема: Путешествие в сказку Алексея Толстого «Золотой ключик». | ||||
Грамматическая тема: Звуки и буквы. Слоги. | ||||
Цель: Развитие фонетико-фонематического анализа и синтеза, фонематического восприятия на материале слов различной звукослоговой структуры. | ||||
Задачи: образовательные: - развивать и совершенствовать связи между произносительным и слуховым образом звука; -развивать фонематический анализ и синтез слов различной звукослоговой структуры, совершенствовать фонематические представления; - развивать слоговой анализ и синтез. коррекционные: - развивать навыки аналитико-синтетической деятельности; - развивать орфографическую зоркость; - активизировать словарь по лексической теме занятия; - развивать зрительно-пространственное восприятие, представления и ориентировки, учить различать основные цвета и их оттенки; - развивать общую и мелкую моторику рук; - развивать навык самоконтроля. воспитательные: - совершенствовать навыки общения; - воспитывать умение слушать и слышать друг друга; - прививать любовь к путешествиям; - воспитывать доброжелательное отношение к окружающим. | ||||
Планируемые результаты занятия | ||||
Предметные: - различать в слове гласные и согласные звуки по их признакам, выделять звук вне слова и в слове; - определять количество слогов в слове; - анализировать простые распространенные предложения. | Метапредметные: - осваивать базовые предметные понятия фонетики и графики; - выполнять задания в соответствии с требованиями учителя; - использовать знаково-символические средства; - осуществлять анализ, синтез, обобщение объектов и явлений; - уметь адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных задач; - вступать в диалог, аргументировать свои ответы; - отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения. | Личностные: - проявлять интерес к новым знаниям; - осваивать социальную роль обучающегося; - оценивать свою деятельность, выявлять причины успешности (неуспешности) в учебной деятельности. | ||
Основные ресурсы занятия: Фигурки- персонажи «Карабас-Барабас, Буратино, кот Базилио, лиса Алиса, Артемон, Мальвина, черепаха Тортилла»; предметные картинки: ключ, монеты, колпак, «Азбука»; карточки с заданиями для индивидуальной работы; карточки с зашифрованными именами; игра «Цветное слово»; пособие «Кувшинки»; тетради, ручки; смайлики. | ||||
Ход занятия | ||||
Содержание деятельности учителя | Виды деятельности обучающихся | |||
I.Мотивация к деятельности. | ||||
1. Организационный момент. - Сегодня вам предстоит найти свое рабочее место, отгадав ребус с вашим именем. Карточки – ребусы «Имена». 2.Сообщение темы занятия. А. Сообщение лексической темы. Ребята, мы сегодня с вами отправимся в необычное путешествие, мы попадем в сказку, а какую, вы должны угадать. Сказка настолько старая, что с годами некоторые буквы в её названии стёрлись. Восстановите название сказки, вставив пропущенные буквы. Назовите пропущенные буквы, что их объединяет? На доске: «З_л_т_й кл_ч_к» Название сказки выкладывается на доске магнитными буквами. Появляется персонаж «Карабас Барабас». - Узнаете, ребята, что это за персонаж сказки? Б. Развитие фонематического слуха, умения слышать звук на фоне слова, соединять звуки в слово. - Жадный и злой Карабас- Барабас приготовил нам множество трудных заданий. Он что-то нам прислал. Угадайте. -Сначала П', потом И, потом С', потом М, потом А. - Но их три. Какое же наше? А вот здесь подсказка. Прослушайте стихотворение и назовите звук, который слышали чаще других. Заданья в школе задают, Решаем мы задачи, Задачник дети берегут- Как может быть иначе. В. Развитие зрительного восприятия, гнозиса. - Открыв конверт, я не смогла прочитать письмо. Помогите мне его прочитать. Для этого читайте буквы только красного цвета. - Запишите это предложение. Устный анализ предложения: Сколько слов в предложении? Какое первое слово, второе, третье, четвертое? Как напишем первое слово в предложении? Что поставим в конце предложения? - В письме просьба о помощи. Выручим героя? Но ведь мы не знаем, кто это. II. Организация познавательной деятельности обучающихся.
- Чтобы узнать, кто наш герой, вы должны расшифровать его имя, используя ключ. (Предлагается ключ в виде порядковых номеров букв русского алфавита). Выставляется изображение БУРАТИНО. - Начертите в тетради 4 столбика, в первый столбик будем записывать слова с одним слогом, во второй-с двумя слогами, в третий-с тремя слогами, в четвертый-слова из четырех слогов. - Куда мы запишем имя героя? Почему в 4-й столбик? 2. Развитие зрительно-пространственных ориентировок, слогового анализа и синтеза. - Что же произошло с Буратино? У него был один очень необходимый предмет, можно даже сказать волшебный. Что это за предмет, вы узнаете, выполнив следующее задание. - Внимательно посмотрите на доску: - Найдите предмет, в названии которого 3 слога, первый звук в слове - [а], последний звук – [а]. - В какой столбик запишем слово АЗБУКА? - Буратино не любил учиться, вместо школы он пошел в театр. А как известно, те, кто не хочет учится обязательно попадают в различные сложные ситуации, но сейчас у него появились помощники – это вы. - В нашей сказке были и другие герои. Злой и жадный КАРАБАС – БАРАБАС прислал нам зашифрованные карточки, разгадав которые мы узнаем тех, кто заманил БУРАТИНО в беду. - Внимательно посмотрите на буквы в каждой строчке. Какая из четырёх букв не подходит к остальным, почему? Подчеркните лишнюю букву. Сложите из выделенных букв слово. - Какое слово получилось? Как звали кота? - В какой столбик запишем слово «кот»? Почему? - У БАЗИЛИО был помощник, но чтобы понять, кто он, найдите способ прочитать слово. - В какой столбик запишем слово «лиса»? Почему?
- У Буратино было много верных друзей, которые не оставляли его в беде. Как зовут одного из них мы сейчас узнаем. - Вам нужно запомнить цветовой ряд и расположить свои карточки в том же порядке. - Теперь переверните карточки, если вы запомнили правильный порядок цветов, то у вас получится слово. Какое слово получилось? - Сколько слогов в слове АРТЕМОН? В какой столбик запишем? 4. Развитие языковых представлений, зрительно-цветовых ориентировок. - Упрямый БУРАТИНО вновь попадает в опасные приключения, и узнает тайну золотого ключика. Составив слово из первых звуков названий картинок, вы узнаете, кто помог БУРАТИНО. - Молодцы! 5. Динамическая пауза. - Сейчас сделаем паузу. Внимание на доску! - В пруду у черепахи растут красивые кувшинки. Хлопните в ладоши столько раз, сколько белых кувшинок; подпрыгните столько раз, сколько розовых кувшинок; нагнитесь столько раз, сколько синих кувшинок. 6. Развитие зрительно-пространственной ориентировки. - Чтобы получить один волшебный предмет, БУРАТИНО должен выполнить задание ЧЕРЕПАХИ, но он не учился в школе. Поможем ему? - Отступите 2 клетки слева, 8 клеток сверху, поставьте точку. Начинаем рисовать. 1 1 1 9 3 1 3 5 1 1 6 4 1 1 4 12 1 1 5 1 - Изображение какого предмета получилось? В какой столбик в тетради запишем это слово? 7. Игра «Собери слово». Развитие зрительно-пространственных ориентировок, развитие языковых представлений. - Ну, вот и открыта потайная дверь. Что помогло Буратино и его друзьям победить зло и преодолеть все опасные приключения? Сложите это слово из листьев кувшинок от самой большой к самой маленькой. - В какой столбик мы его запишем? Почему? - Молодцы!!! III. Организационное окончание урока, оценка деятельности учащихся, рефлексия. - Вот и подошло к концу наше путешествие. Зло наказано. Победила дружба. Молодцы! Вы все славно потрудились, теперь оцените свою работу на занятии. Выберите себе смайлик. | Учащиеся отгадывают ребусы «Имена». «Золотой ключик». Пропущены гласные звуки. Ответы детей. На доске: 3 конверта с письмами «С», «З», «Ц». Учащиеся выбирают письмо, где написана буква «З». Я БПУОКПВАБЛ В КБДЕВДМУ. Учащиеся выделяют буквы определенного цвета и читают текст письма. Четыре. Учащиеся отвечают. С большой буквы. Поставим точку. Учащиеся выполняют задание в тетради, получают слово «БУРАТИНО».
Учащиеся в тетрадях выполняют задание. В четвертый столбик. Четыре гласные – четыре слога. На доске:
Выполняется слоговой анализ слов. Учащиеся выполняют задания на карточках: О А К И –все гласные, к-согласный О З Г С – все согласные, о-гласный Н М Л Т – все непарные, т-парный Получилось слово «кот». Базилио.
Записывают в тетрадь. На доске: аЛлИиСсАа
Объясняют, записывают в тетрадь. На доске: цветовой ряд (разноцветные квадраты – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. У учащихся карточки тех же цветов, с обратной стороны которых написаны буквы). АРТЕМОН Три слога. Запишем в третий столбик. На доске:
ЧЕРЕПАХА ТОРТИЛЛА На доске:
Учащиеся выполняют графический диктант: Ключ Запишем слово в первый столбик, потому что оно состоит из одного слога.
Д А Ж Б Р У
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов различной звукослоговой структуры.Путешествие в сказку Г.Х. Андерсена «Снежная королева»".
Игра-презентация по коррекции дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза....
Мультимедийная презентация-игра "В царстве Снежной королевы" к логопедическому занятию "Развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов различной звукослоговой структуры".
Презентация-игра для работы на интерактивной доске к конспекту "Развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов различной звукослоговой структуры"....
Конспект логопедического занятия "Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры. Весна, весенние месяцы."
Конспект логопедического занятия для учащихся, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Лексическая тема: "Весна, весенние месяцы"....
Конспект логопедического занятия-игры "Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры. Дифференциация звуков [Р-Л]"
Конспект логопедического занятия-игры по коррекции дисграфии смешанного вида....
«Развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов различной звукослоговой структуры. В царстве Снежной королевы»
Использование современных развивающих образовательных технологий....
Методическая разработка по логопедии на тему: Развитие слогового анализа и синтеза на уровне слова (из серии "Птицы Петербурга")
Данная методическая разработка представлена в форме конспекта логопедического занятия. Адресована учителям - логопедам. Речевой материал, предложенный к разработке, ориентирован на учащихся второго кл...
Методическая разработка логопедического занятия для 1 класса "Развитие фонематического анализа на материале слов различной звукослоговой структуры"
Логопедическое занятие направлено на решение задач: формирование фонематических представлений, развитие слогового анализа и синтеза, расширение словарного запаса....