Конспект группового логопедического занятия с учениками 3 класса специальной коррекционной школы VIII вида с СНР средней степени по теме: «Зимующие птицы».
план-конспект урока по логопедии (3 класс) на тему
Закрепление навыка диалогической речи, обогащение словарного запаса по теме "Зимующие птицы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimuyushchie_pticy_viii_vida.docx | 21.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект группового логопедического занятия
с учениками 3 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
с СНР средней степени
по теме: «Зимующие птицы»
(Обобщающее занятие)
Цель:
Закрепить навык диалогической речи в самостоятельной постановке вопроса по теме «Зимующие птицы» с опорой на ключевое слово или наглядный материал.
Задачи:
Образовательная :закрепление и уточнение названий зимующих птиц, их характерных внешних признаков, мест обитания, питания; развитие диалогической речи; упражнение в словообразовании сложных прилагательных; обогащение словаря по данной теме.
Коррекционная: развитие мышления при составлении разрезной картинки, при работе с карточками-шифровками; развитие зрительного восприятия в ходе соотнесения изображения на разрезной картинке с птицей на столе учителя; развитие слухового восприятия в результате определения и различения голосов птиц; развитие памяти в ходе припоминания основных особенностей внешнего вида птиц, различных видов кормов, мест обитания; развитие внимания.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к птицам, закреплять эмоциональную адекватность поведения на занятиях.
Оборудование: на доске- картина зимнего леса; изображения зимующих птиц: снегиря, клеста, синицы, свиристеля, воробья, вороны; таблички с ответами на кроссворд; записи голосов зимующих птиц; блюдце с различными видами корма;
раздаточный материал: разрезные картины с изображением зимующих птиц, карточки-шифровки.
I Оргмомент.
Встали, подравнялись, у всех хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу и начнем занятие. Садитесь.
1) Речевая разминка.
Чтобы мы четко и правильно говорили на занятии, проведем речевую разминку.
В парке мы зимой гуляем,
За природой наблюдаем.
Белка на сосне сидит,
Снег под санками хрустит,
Птицы весело поют,
В гости нас к себе зовут.
-Молодцы, подготовили язычки к работе.
II Основная часть.
(На доске нарисован зимний парк)
-Ребята, давайте сегодня на занятии пойдем в парк.
(Стук в дверь)
-Кто это? Все гости к нам уже пришли. Сидите на местах, я открою дверь.
(Голос за дверью: - Вам письмо.)
-Sos! Sos! Sos! Спасите ! На помощь! Погибаем! Ребята, это сигнал бедствия. Кто же ждет нашей помощи?
1) Работа с разрезной картинкой.
-Это мы сможем узнать после того, как вы сложите разрезные картинки.
( Дети складывают разрезные картинки с изображением зимующих птиц.)
- Кто получился у вас на картинках? (снегирь, свиристель, клест)
-Ребята, одним словом, кто получился? (птицы)
-Какие это птицы? (зимующие)
-Почему мы их называем зимующими птицами? (прилетают зимовать в наши леса)
-Отодвиньте разрезную картинку на другую часть парты. Ребята, посмотрите, здесь еще один конверт. А в нем зимующие птицы, которые просят нас о помощи.
(Логопед на стол кладет изображения зимующих птиц: снегиря, клеста, синицу, свиристеля, воробья, ворону )
2) Обобщающая беседа о зимующих птицах.
-Чтобы помочь этим птицам, мы должны вспомнить: в каких лесах они обитают, как выглядят, чем питаются. Поможем этим птицам?
(Логопед спрашивает у учеников )
- Изображение какой птицы ты составил? (клеста) Найди такую же картинку на столе и покажи её нам.
- В каких лесах обитают клесты?
- Как выглядят клесты? ( У клеста крестовидный клюв, короткий хвост, малиновое оперенье)
-Чем питаются клесты? (семенами шишек)
- Как называют самку клеста?
-А как называют птенцов клеста?
-Что происходит в феврале у клестов? (высиживают птенцов)
- На какое дерево в парке посадим клеста? Почему?
- Кто расскажет стихотворение о клесте?
Клюв, как клещи у клеста.
Вот так клюв! Вот это да!
Шишки запросто лущит
Птица грозная на вид.
- Какую картину ты составил? (снегиря)
-Иди, найди эту картинку на столе. Кто это? (Это снегирь)
- Ребята, почему эту птицу назвали снегирь?
-В каких лесах обитает снегирь? ( Снегири живут в смешанных лесах)
-Как он выглядит? ( У снегиря красная грудка, длинный хвост, короткий клюв, черная голова, серая спинка)
- Чем питается снегирь? ( Снегирь питается ягодами калины, рябины, почками растений, семенами сирени, семенами арбуза, дыни)
- Как называют птенцов снегирей? (снегирята)
-На какое дерево в парке посадим снегиря? Почему?
-Кто знает стихотворение о снегире?
Вот на ветках, посмотри,
В красных майках снегири.
Распушили перышки,
Нежатся на солнышке.
- Какую птицу, ты собрала из разрезной картинки? (свиристеля)
- Покажи на доске свиристеля. Кто это? (Это свиристель)
- В каких лесах обитают свиристели? ( Свиристели обитают в смешанных лесах.)
- Как выглядят свиристели? ( У него красноватая голова, большой хохолок на голове, короткий клюв, короткий хвост, длинные крылья, сильные лапы)
- Чем питаются свиристели? (ягодами рябины, калины, шиповника)
-Какую пользу приносят свиристели?
-На какое дерево в парке посадим свиристеля? Почему?
-Кто расскажет нам стихотворение о свиристеле?
В день, когда мела метель,
Прилетел к нам свиристель.
Мы ему насыплем крошек.
Свиристель такой хороший.
-А у тебя кто получился получился на картинке? (синица)
-Найди её изображение на столе. Кто это? (Это синица)
-В каких лесах обитает синица? (в лиственных лесах)
- Как она выглядит? ( У синицы черная голова, тонкий клюв, белые щеки, желтая грудка, короткий хвост, сильные ноги)
- Чем питается синица? ( Питается синица ягодами рябины, калины, личинками вредных насекомых, семенами, салом).
- Каким салом можно кормить синицу? ( несоленым салом)
- Какую пользу приносят синицы зимой? (Поедают личинки вредных насекомых из коры деревьев)
- На какое дерево посадим в парке синицу?
Кто знает стихотворение о синице?
В желтой футболке и черной жилетке
Птица-синица расселась на ветке.
Тенькает звонко птица-синица,
Лютых морозов она не боится.
-Ну вот, всех птиц мы перенесли в парк, разместили по нужным деревьям.
- Давайте отдохнем.
Физминтука.
Мы выходим на крыльцо,
Ветер дует нам в лицо,
На дворе стоит мороз,
Мерзнут щеки, мерзнет нос.
На кормушку посмотри,
Прилетели снегири.
Черным клювом тук-тук-тук
Ягодки они клюют.
Скачут ловкие синицы,
Им без дела не сидится,
Над кормушкою шумят,
Зернышек они хотят.
3) Работа с карточками – составление вопросов.
-Ребята, вам нужно отгадать слово, которое зашифровано в карточке, и задать с этим словом классу вопрос по изученным зимующим птицам.
( на карточках зашифрованы слова: корм, хвост, ноги, клюв, грудка, крылья, спинка)
4) Игра «Покормите птиц зимой» ( упражнение на самостоятельное составление вопросов)
- Очень часто птицы голодают. Особенно им трудно во время метели, снегопада, сильного мороза.
Стужа, на дворе мороз.
Прилетел к кормушке клест.
Семя шишек поклевал
Снегирей к себе позвал.
Тут синички появились
Свиристели закружились.
Надо им помочь, детишки,
Так написано и в книжке.
Птичек надо покормить,
Веселей им будет жить.
- Ребята, нужно взять корм. Определить, что это за корм, и задать вопрос классу о том, кто питается этим кормом.
(дети с закрытыми глазами из тарелки достают корм: семена, ягоды, сало, орехи и т.д.)
-Молодцы, справились с этим заданием. Каждой птице дали нужный корм.
5) «Пение птиц»- развитие фонематического слуха.
- Когда птицы сыты, то даже среди зимы могут петь песни. Послушайте и определите, кто это поет?
(детям дается прослушать пение зимующих птиц)
- Кто догадался?
-Хорошо, и с этим задание справились.
III Итог занятия- кроссворд
-Итак, сегодня на занятии мы говорили о зимующих птицах. А сейчас вам надо разгадать кроссворд и тогда вы узнаете, с какой птицей мы познакомимся в следующем триместре.
- Отгадаем его?
1.Что за птица, тонкоклюва, желтогруда? (синица)
2.Кто там прыгает, шуршит?
Клювом шишки потрошит? (клест)
3.Птичка - невеличка
Серая и бойкая.
Весело чирикает,
Прыгает и скачет. (воробей)
4.Окраской –сероватая,
Повадкой –вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Это- …….ворона.
5. На дворе метет метель
Прилетел к нам …свиристель.
6.Красногрудый, чернокрылый
Любит ягодки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (снегирь)
7. Как называют детёнышей птиц?
-Прочитайте слово, выделенное зелеными буквами ( по вертикали). Кто получился? (скворец)
-На следующем занятии к нам прилетит новый гость- скворец.
(В конце занятия логопед благодарит детей и дарит им книжки -раскраски с изображением зимующих птиц).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока ручного труда в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида
Урок показан на профессиональном конкурсе "Сердце, отданное детям" в 2009 году...
Внеклассное занятие в 4 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида "Прощание с начальной школой"
Внеклассное мероприятие проведено по окончании учебного года. В разработке представлен монтах стихов, сценок....
Конспект подгруппового логопедического занятия во 2 классе специальной (коррекционной школы) V вида на тему "Дифференциация акустически близких фонем "г" - "к", "гь" - "кь".
Занятие направлено на развитие фонематического восприятия и формирование навыков звукового анализа. Материал может использоваться на логопедических занятиях в коррекционной школе V вида и в логопедиче...
Конспект урока развития речи для 4 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Конспект урока развития речи "Зимние забавы", разработан для обучающихся 4 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида...
Конспект урока математики для учащихся 4 класса специальной коррекционной школы VIII вида.
Конспект урока математики по теме: "Простая арифметическая задача на увеличение или уеньшение числа в несколько раз"....
Конспект урока математики для учащихся 4 класса специальной коррекционной школы VIII вида.
Конспект урока метематики составлен на тему: "Деление на 8"....
Конспект урока письма и развития речи в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по программе В. В. Воронковой. Тема: «Установление связи слов в предложении.»
Тема урока: «Установление связи слов в предложении.»Цели:· Обобщение и закрепление знаний учащихся о предложении;· Ф...
Комментарии
В помощь логопедам