Конспект урока математики для учащихся 4 класса специальной коррекционной школы VIII вида.
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему
Конспект урока метематики составлен на тему: "Деление на 8".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_matematiki.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
МКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»
Тема: Отсчитывание по 8. Деление на 8 в пределах 100.
Выполнила:
Учитель
МСКОУ «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа VIII вида»
Окунева Анна Валерьевна
Балахна
2013
Цель: формирование положительной мотивации к учебной деятельности в процессе закрепления вычислительных приемов умножения и деления на 8.
Задачи:
образовательные:
1.актуализировать имеющиеся у учащихся знания при решении примеров, задач;
2.закрепить навыки устного счета при проведении игры «Разноцветные цифры»;
3.закрепить умение решать задачи на деление в одно действие.
4. формировать регулятивные УУД: умение оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности при выполнении графического диктанта, решения задачи.
5. формировать регулятивные УУД: умение находить ошибки, устанавливать их причины.
6. формировать познавательные УУД: умение классифицировать объекты объединять в группы по существенному признаку.
7. формировать коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Коррекционные:
1. развивать мыслительные процессы анализа, синтеза, сравнения при решении примеров и задач, составлении слова из букв;
2. развивать зрительно-моторную координацию, слуховое и зрительное восприятие, пространственную ориентировку при выполнении графического диктанта;
3.развивать связную устную речь в процессе беседы;
4.развивать мелкую и крупную моторику при выполнении физкультминутки;
5. развивать слуховую память, расширять объем внимания при проведении игры «Разноцветные цифры».
Воспитательные:
1.формировать у учащихся личностные УУД: умение оценивать свои и чужие поступки, анализировать и характеризовать эмоциональные состояния; формировать умение оценивать собственную учебную деятельность;
2.воспитывать у учащихся положительные качества личности: отзывчивость, желание прийти на помощь другу;
Здоровьесберегающие:
1. Следить за осанкой во время письма.
2. Проводить динамическую паузу.
3. Создать условия для сохранения здоровья учащихся в процессе учебной деятельности путем своевременного чередования различных видов деятельности.
Технические средства обучения: проектор, экран, ноутбук.
Оборудование: карта Страны невыученных уроков, карточки с примерами, конверт с письмом, фишки с буквами, индивидуальные конверты с цифрами, карточки с названиями городов.
Этапы урока | Ход урока |
I Орг- момент | - Здравствуйте, ребята! Разрешите сегодня мне провести у вас урок математики. Напомню, меня зовут Анна Валерьевна. У нас на уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем их и начнем работать. |
II Геометрическое задание | - Ребята, я получила необычное письмо. Оно адресовано ученикам вашего класса. Юра, прочитай письмо. - Давайте узнаем, как же это случилось (просмотр отрывка №1 из мультфильма). -Вы хотите помочь Вите? Тогда нам нужна карта. Давайте ее правильно начертим, чтобы не заблудиться в Стране невыученных уроков. Мы будем смотреть на карту и поможем Вите справиться с заданиями. Откройте в тетради, запишите 13 февраля, классная работа. Отступите одну клетку вниз, одну вправо, поставьте точку. 1 клетка вправо, 1 вниз, 2 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 4 вверх. -Сравните с доской: у вас так получилось? В Стране невыученных уроков есть города, на карте они обозначены красными кружочками, Витя будет делать там остановки, выполнять задания, а мы будем ему помогать. |
III Устный счёт Физкульт- минутка Закрепление Решение задачи IV Подведение итогов урока | - Первая остановка в городе Считайка (учитель прикрепляет табличку с названием города к карте на доске). Приготовьте конверты, мы посчитаем устно и поиграем в игру «Разноцветные цифры». За правильные ответы, я буду давать вам жетоны, на жетонах написаны буквы, когда мы их сложим, то узнаем: какую тему не выучил Витя. 1) сложите все синие цифры, сколько получится? 2) из самого большого числа отнимите самое маленькое, покажите ответ. 3) покажите самое большое однозначное число, которое есть на плакате. 4) умножьте красное число на зеленое, сколько получится? 5) разделите черное число на 2, покажите ответ. 6) сложите круглые десятки, покажите ответ. 7) вычтите из самого большого однозначного числа 10, сколько получится? - Молодцы! На все вопросы ответили, давайте сложим жетоны так, чтобы у нас получилось слово, расставим числа от меньшего к большему. - Какое слово у нас получилось? - Деление. На какую букву падает ударение? Как проверить безударную? Запомните написание этого слова. Витя, делить совсем не умеет. Мы сегодня закрепим тему табличного деления на 8. - Зачем в жизни нам нужно уметь делить? Что мы обычно делим? (деньги, пирог, торт, бумагу, тетради, карандаши, ленту). - Сейчас, ребята, мы немного отдохнем и поедем в следующий город на поезде. Учитель включает музыку «Голубой вагон». -Встаньте около своих парт, задвиньте стулья. - Давайте представим, что мы идем на платформу (шаг на месте), поднимаемся по лестнице (высоко поднимаем колени), представим, как колеса у поезда крутятся (вращаем локтями вперед, назад), прицепимся друг за другом, превратимся в паровоз, поедем между рядов (звучит музыка «Голубой вагон»). - Вот мы с вами добрались до следующего города. «Исправляйка». Ребята, помогите Вите исправить ошибки в примерах. Карандашом напишите правильные ответы. Теперь поменяйтесь друг с другом тетрадями, выполним взаимопроверку. Кто не ошибся? - Молодцы!
Незаметно мы оказались в городе Решайка. Витя неправильно решил задачу, и у него произошла неожиданная встреча с жителями Страны невыученных уроков. Посмотрим на экран (учитель включает отрывок №2 из мультфильма). - Ребята, как вы думаете: важно правильно решить задачу? Почему? - Мы с вами постараемся решить задачу правильно. Открывайте учебник на с.127, у.9. Послушайте внимательно задачу (чтение задачи учителем). - О чем задача? - Прочитайте задачу самостоятельно. - Сколько было мальчиков? - Сколько ведер? - Что нужно узнать? - Каким действием мы сможем узнать? Запишем решение задачи в тетради, а Ваня на доске. - Молодцы! - Помогли мы Вите преодолеть трудности? Давайте узнаем, а Витя сам смог исправить свои ошибки. (Просмотр мультфильма отрывка №3). - Почему Витя оказался в Стране невыученных уроков? - Ребята, вы рады, что Витя вернулся домой? - Какие трудности сегодня преодолели вы? - Что бы вы пожелали Вите? - Кто у нас лучше всех решал устно? - Кто легко справился с задачей? - Какую оценку мы им поставим? - Кому еще нужно подучить таблицу деления на 8? - Какую оценку вы поставите мне за урок? Счастливый Витя благодарит вас за помощь, он прислал вам конфеты. Их в пакете 16, а вас 8. Посчитайте: сколько конфет достанется каждому? - Молодцы! Спасибо за урок! |
Самоанализ урока.
Урок построен с учетом основных положений общей концепции специального государственного стандарта для детей с ОВЗ, где каждая область образования включает 2 компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции. Для математики особое значение имеет практическое применение математических знаний.
«Академический» компонент предполагает накопление ребенком знаний, умений и навыков для личного и социального развития.
Компонент жизненной компетенции – овладение ЗУН, необходимых ребенку в обыденной жизни.
Содержательной линией в математике является овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (уметь делить целое на части, совокупность предметов на части).
Урок запланирован и проведен в соответствии с календарно-тематическим планом, соответствует поставленным целям и задачам обучения.
При постановке цели учитывались уровень развития мышления и ведущий канал восприятия учащихся класса. Учебные задачи поставлены в соответствии с интеллектуальными способностями детей (у большинства учащихся наглядно-действенное мышление). В развивающих задачах отражена коррекционная направленность с учетом уровня развития психических процессов, речевого развития.
Место урока в системе уроков – третий. Тип урока – урок закрепления полученных знаний.
Методы и приемы, используемые на уроке, были педагогически оправданы, соответствовали структурным элементам урока, возрастным особенностям учащихся, оказывали развивающее, коррекционное, воспитательное воздействие.
Средства обучения (задания, дидактические пособия) использовались адекватно целям и задачам урока.
В процессе урока реализовываются основные принципы обучения: доступности знаний (излагаемый материал понятен учащимся), системности (соответствие программе, календарно - тематическому плану), поэтапного формирования знаний и умений (обеспечена связь с ранее усвоенными знаниями, проведена подготовка к изучению последующих тем), индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся (на основе данных психолого-педагогической диагностики развития учащихся), научности и доступности знания, которые соответствуют современным требованиям, наглядность в обучении.
В процессе урока использовались различные формы обучения: индивидуальная и фронтальная.
Структурные этапы урока соблюдались, соответствовали цели и типу урока.
Время на каждом этапе урока распределено оправданно. Материал урока постепенно усложнялся.
Активность и работоспособность учащихся на уроке обеспечивалась интересными заданиями, созданием мотивационной основы действий, своевременной сменой видов деятельности (написание графического диктанта, решение примеров, проведение игры «Разноцветные цифры», решение задачи), проведением динамической паузы, включением игровых моментов, яркой наглядностью.
Приемы стимуляции учащихся: поощрение, похвала, создание ситуации успеха.
Урок построен на основе применения положения Л.С.Выготского о зонах актуального и ближайшего развития, теории П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, личностно-ориентированного подхода в обучении. Первый этап: «Мотивационно – ориентировочный»:
- рапорт дежурных;
- создание положительного настроя;
- для создания мотивационной основы действий показан отрывок мультфильма «В стране невыученных уроков» и организован запрос на оказание помощи герою мультфильма в решении примеров и задач на деление;
- информирование о цели предстоящего урока проведено в игровой форме.
Второй этап: «Закрепление изученного материала»:
- сообщение цели урока с указанием на практическую значимость учебного материала;
- применение полученных знаний в процессе выполнения задания по исправлению ошибок, что способствовало формированию критичности мышления.
- динамическая пауза (коррекционное упражнение с использованием кинезиологических упражнений) проведена целью предупреждения умственного переутомления;
- самостоятельная работа учащихся (реализация дифференцированного подхода при подборе карточек с примерами).
Третий этап: «Рефлексивно – оценочная часть» (контроль, оценка результатов, подведение итогов).
Применялись технологии, используемые в педагогическом процессе:
1. Здоровьесберегающие (Н.К.Смирнов).
2. Педагогической дифференциации учащихся СКОШ VIII вида (В.В.Воронкова).
3. Технология формирования вычислительных навыков (М.Н.Перова).
Учащиеся самостоятельно решали задания на карточках, выполняли взаимопроверку. Учащимся второй группы (по классификации Воронковой В.В.) оказывалась помощь. Атмосфера урока была спокойной, доброжелательной.
Урок имел выраженную коррекционно-развивающую направленность. На материале урока развивались устойчивость и переключаемость внимания, слуховое и зрительное восприятие, мыслительные процессы анализа и синтеза, сравнения, пространственная ориентировка, мелкая и крупная моторика, лексико-грамматический строй речи.
Урок имел практическую направленность, способствовал закреплению вычислительных навыков умножения и деления на 8 в пределах 100.
На уроке были отражены межпредметные связи с уроками письма (при проверке безударной гласной в слове «деление», с уроками чтения – чтение письма и условий задачи, уроками труда – изготовление карточек с цифрами). Приобретаемые детьми знания и умения, благодаря уроку, становятся личностно-значимыми, такой подход к изменению организационных условий полностью соответствует компетентностному образованию.
Атмосфера урока доброжелательная.
В результате урока, обладающего подобной структурой, с использованием мультимедийного оборудования удовлетворяет основным признакам личностно-ориентированного обучения и позволило добиться следующих результатов:
- достигнуть поставленные цели и задачи урока;
- повысить интерес учащихся к урокам математики и познавательную активность;
- построить учебный процесс с учетом личностной компоненты, т.е. учесть личностные особенности каждого учащегося, а также ориентироваться на развитие их познавательных способностей и активизацию творческой, познавательной деятельности;
- создать условия для самостоятельного управления ходом обучения;
- дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс;
- создать условия для систематического контроля (рефлексии) усвоения знаний учащимися;
- вносить своевременные корректирующие воздействия учителя по ходу учебного процесса;
- повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза; усовершенствовать контроль знаний;
- проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимция).
Цель и задачи урока достигнуты. Учащиеся показали знания по изученной теме и получили представление о способах практического применения полученных знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока математики во 2 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида.
Урок математики на тему: "Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся по теме: Приёмы сложения и вычитания с переходом через разряд". урок представлен в форме путешествия с капелькой вод...
Конспект урока математики во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Урок математики на тему: "Разложение двузначного числа на десятки и единицы. Вычитание из двузначного числа всех единиц ". Урок направлен на решение не только коррекционно-обучающих и воспитател...
Календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.
КТП составлено в соответствии с программой для специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида под редакцией В. В. Воронковой....
Урок математики в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении"
Цель: - закреплять вычислительные навыки в пределах 20 с числами полученными при измерении времени, длины, стоимости;- корректировать мышление на основе упражнений в анализе и синтезе, сравнении...
Календарно-тематическое планирование по математике для 3 класса специальных(коррекционных) школ VIII вида.
КТП по математике для 3 класса специальных(коррекционных) школ VIII вида....
Конспект урока письма в 1 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по программе В. В. Воронковой
рекомендован для учителей начальных классов специальной коррекционной школы VIII вида...
конспект урока чтения в 1 классе специальной коррекционной школы VIII вида «Знакомство с буквой и звуком Ж»
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЧТЕНИЯ В 1 КЛАССЕ специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII видаТЕМА: «Знакомство с буквой и звуком Ж» ( Путешествие в олимпийскую деревню)Урок обучения гр...