Индивидуальное занятие по РСиФП
план-конспект по логопедии по теме
Индивидуальное занятие по развитию слуха и формированию произношенияс использованием аппарата для реабилитации и обучения лиц с нарушениями слуха и коррекции речевых расстройств по верботональному методу «Верботон ВТ15». Материалы были представлены на конкурс "Урок года" (2 место).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Модель индивидуального занятия по развитию слуха и формированию произношения.
- Тема: Дифференциация звуков В – Ф. Диалог «У окна».
- Методическая цель: показ освоения верботонального метода реабилитации детей с нарушениями слуха и речи с использованием аппарата «Верботон ВТ 15» в рамках школьного МО учителей индивидуальных занятий по развитию слуха и формированию произношения.
- Обучающийся: ученица 1 класса (2 отделение, 3 вариант) Наташа Т. Диагноз – Сенсоневральная тугоухость IV степени
- Общая дидактическая цель:
Создать условия для усвоения дифференцированного произношения звуков в речи, развития слухового восприятия.
- ТДЦ:
- Образовательная:
- учить различать на слух и правильно произносить звуки В – Ф;
- формировать умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения;
- формировать умение вести диалог.
- Коррекционно-развивающая
- развивать слуховое восприятие;
- активизировать словарный запас;
- уточнять лексическое значение слов;
- развивать интонационную сторону речи;
- развивать словесно-логическое мышление.
- Воспитательная:
- способствовать формированию мотивации к речевой коммуникации;
- способствовать формированию мотивации к учению.
- Уровневая цель:
- правильное воспроизведение речевого материала;
- правильное воспроизведение речевого материала + соблюдение интонации;
- правильное воспроизведение речевого материала с интонационной окраской + осуществление переноса в новую ситуацию.
- Форма проведения занятия: индивидуальная.
- Методы: практические методы логопедического воздействия; верботональный метод.
- Средства: карточки, содержащие иллюстрации предметов и речевой материал для усвоения дифференцированного произношения звуков В – Ф; серия сюжетных картинок «У окна»; аппарат «Верботон ВТ 15».
Предварительный просмотр:
Этапы | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Прогнозируемый результат | Примечание |
I Организационный момент. Мотивация и целеполагание. | Подготовить учащегося к работе на уроке. Создать эмоционально благоприятную обстановку для общения на уроке. | Приветствие учителя. Сообщение темы и цели урока. | Приветствие. Внутреннее осознание цели своей деятельности. Осмысление личной цели урока. | Полная готовность ученика к работе. Организация внимания. Эмоциональный настрой на урок. Мотивационная готовность к активной учебно-познавательной деятельности. | |
II Работа за экраном с «десятком слов». | Диагностика. | Читает слова за экраном. | Воспринимает на слух, воспроизводит. | Количество слов. | Ученик работает с индивидуальными слуховыми аппаратами на расстоянии 6 м. |
III Работа над произношением. 1. Фонетическая ритмика. | Коррекция произношения звуков ф, в. | Учитель произносит изолированные звуки и слоги с движениями, демонстрирует карточки с изображением данных движений. | Произносит речевой материал и выполняет движения по подражанию. | Правильное произношение звуков. | |
2. Артикуляционная гимнастика. | Подготовка артикуляционного аппарата к произношению звуков ф, в. | Показывает специальные упражнения. | Выполняет упражнения. | Готовность артикуляционного аппарата к произношению звуков. | Специальные упражнения для усвоения звуков В – Ф выполняются перед зеркалом. |
3. Изолированное произношение звуков В – Ф. | Научить различать звуки при сопоставлении их по основным качественным признакам – акустическим и артикуляционным. | Учитель показывает картинки (ёж, ветер), задаёт вопросы: - Как воет ветер? Как фыркает ёж? Учитель произносит звуки. Учитель показывает картинки. | Произносит данные звуки, подключая тактильно-вибрационный контроль (В__-голос «поёт», Ф__- голос «спит». Ученик показывает картинки. Ученик произносит соответствующие звуки. | Различение на слух и правильное произношение изолированных звуков. | |
4. Произношение звуков В – Ф в открытом слоге и между гласными. | Научить различать звуки при их сопоставлении. | Даёт инструкцию. Корректирует произношение, при необходимости подключает тактильно-вибрационный контроль. | Читает слоги. | Различение звуков на слух и правильное произношение в слоге. | |
5. Произношение звуков В – Ф в словах. | Научить выделять дифференцируемые звуки из слова и не смешивать их при произношении. | Даёт инструкцию. Корректирует произношение. | Называет предметы, изображённые на карточках. Выделяет дифференцируемые звуки. Выкладывает соответствующие буквы на карточки. Объясняет свои действия. | Различение звуков на слух, умение выделять дифференцируемые звуки из слова, правильное произношение. | Слово футболист предлагается на карточке для дактильного проговаривания. |
6. Произношение звуков В – Ф во фразовой речи. | Формировать умения и навыки безошибочного употребления данных звуков речи в ситуациях общения. | Даёт инструкцию. Корректирует произношение. Задаёт вопросы. | Составляет предложения по его началу и картинке. Проговаривает чистоговорки. Отвечает на вопросы. | Дифференцированное произношение звуков в речевом материале, ситуациях общения. | |
II. Работа над развитием слухового восприятия. 1. Пёстрый материал. | Развивать слуховое восприятие. Активизировать кору головного мозга. Развивать слуховую память. | Даёт инструкцию. Задаёт вопросы на правое ухо, на левое ухо. Регулирует расстояние. | Снимает аппараты, закладывает уши ватой поочерёдно. Отвечает на вопросы. | Расстояние и объём воспринимаемого материала. Расширение слухового поля. Формирование «слуховых картинок». | Расстояние: Правое ухо – 5 см, Левое ухо – 7-10 см. Работа ведётся без индивидуальных слуховых аппаратов. |
2. Работа с диалогом «У окна» с использованием аппарата «Верботон ВТ 15». А) Восстановление серии сюжетных картинок. Б) Воспроизведение диалога по серии сюжетных картинок. В) Восприятие частей диалога на слух, показ соответствующей картинки и воспроизведение. Г) Отработка речевого материала с индивидуальными слуховыми аппаратами. Д) Перенос в новую ситуацию. | Развивать слуховое восприятие. Развивать интонационную сторону речи. Формировать коммуникативную функцию речи. | Учитель настраивает работу аппарата. Даёт инструкцию за экраном. Даёт инструкцию за экраном. Учитель говорит часть диалога в микрофон за экраном. Обучает правильной интонации. Даёт инструкцию за экраном. Распределяет роли. Корректирует произношение. Даёт инструкцию. Ведёт диалог от своего лица. | Надевает наушники, фиксирует под ногой вибрационную кнопку. Раскладывает по порядку серию сюжетных картинок. Воспроизводит диалог в микрофон. Ученик узнаёт часть диалога на слух, показывает соответствующую картинку, воспроизводит в микрофон с нужной интонацией. Надевает индивидуальные слуховые аппараты. Воспроизводит речевой материал по ролям. Прячет в руке предмет на выбор, который открывается в конце диалога. Ведёт диалог от своего лица. Строит предложения, общаясь с учителем на «вы». | Умение вести диалог. Соблюдение интонации при ведении диалога. Осуществление переноса в новую ситуацию. | Учитель ведёт диалог за экраном. |
V Работа за экраном с «десятком слов». | Диагностика. | Читает слова за экраном. | Воспринимает на слух, воспроизводит. | Количество слов. | Ученик работает с индивидуальными слуховыми аппаратами на расстоянии 6 м. |
VI Итог урока. Рефлексия. | Мобилизация учащегося на рефлексию своей деятельности. Оценка успешности. Мотивация на следующий урок. | Оценочная деятельность. | Оценивание эмоционального состояния на уроке и личностно значимой цели. | Осмысление своей деятельности. Самооценка эмоционального состояния. |
Предварительный просмотр:
Самоанализ индивидуального занятия по развитию слуха и
формированию произношения.
Тема: Дифференциация звуков В – Ф. Диалог «У окна».
Общая дидактическая цель:
Создать условия для усвоения дифференцированного произношения звуков в речи, развития слухового восприятия.
ТДЦ:
- Образовательная:
- учить различать на слух и правильно произносить звуки В – Ф;
- формировать умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения;
- формировать умение вести диалог.
- Коррекционно-развивающая
- развивать слуховое восприятие;
- активизировать словарный запас;
- уточнять лексическое значение слов;
- развивать интонационную сторону речи;
- развивать словесно-логическое мышление.
- Воспитательная:
- способствовать формированию мотивации к речевой коммуникации;
- способствовать формированию мотивации к учению.
В школе II вида согласно учебному плану выделяется 3 часа в неделю на одного обучающегося для обязательных индивидуальных занятий по развитию слуха и формированию произношения.
В 2007 г. школа принимала участие во Всероссийском конкурсе среди специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-II видов, реабилитационных центров, внедряющих инновационные образовательные программы, в том числе верботональный метод реабилитации детей с нарушениями слуха и речи. Школой приобретён аппарат для реабилитации и обучения лиц с нарушениями слуха и коррекции речевых расстройств по верботональному методу «Верботон ВТ15».
Методическая цель открытого занятия – показ освоения верботонального метода реабилитации детей с нарушениями слуха и речи с использованием аппарата «Верботон ВТ 15» в рамках школьного МО учителей индивидуальных занятий по развитию слуха и формированию произношения.
Индивидуальное занятие проведено с учащейся 1 класса (2 отделение, 3 вариант) Наташей Т. Диагноз – Сенсоневральная тугоухость IV степени. Девочка поступила в школу с полным отсутствием речи и обучается 4-ый год (2 года – дошкольная группа, подготовительный класс, 1 класс); слухопротезирована двумя индивидуальными аппаратами «Отикон».
Состояние слуха:
С аппаратом | Без аппарата | ||||||
шепотная речь | разговорная речь | шепотная речь | разговорная речь | ||||
правое ухо | левое ухо | правое ухо | левое ухо | правое ухо | левое ухо | правое ухо | левое ухо |
0 | 0 | 5 м | 5 м | 0 | 0 | 5 см | 10 см |
Основные программные требования к умениям учащихся по развитию слухового восприятия и обучению произношению относительно данного урока следующие: учащиеся к концу 1 класса должны уметь воспринимать на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без них речевой материал (знакомые по значению слова, словосочетания, фразы) обиходно-разговорного характера и относящейся к учебной деятельности учащихся, типа Возьми мяч. У тебя есть кукла? Возьми семь палочек. Сколько в классе учеников?; воспринимать на слух указанный речевой материал а) без аппарата 5 – 7 см, б) с аппаратом 0,5 – 0,7 м.; дифференцированно произносить звуки, родственные по артикуляции, в ходе их усвоения.
Формирование интонационной стороны речи начинается с обучения учащихся выделять ритмическую структуру слова, фразы, а затем – с воспроизведения повествовательной и вопросительной интонации.
Расстояние при работе над слуховым восприятием на данном занятии без аппарата – соответствует программным требованиям, с аппаратом – значительно превышает программные требования для 1 класса.
Цели учебного занятия конкретны; коррекционно-развивающие цели поставлены с учётом структуры дефекта обучающегося.
Структура урока, распределение времени традиционные и являются оптимальными для решения поставленных задач.
Тема урока в части обучения произношению выбрана в соответствии с календарно-тематическим планирование, которое составляется на каждого обучающегося индивидуально. Соответственно этапам работы по дифференциации звуков в занятие включены 4 вида работы: изолированное произношение звуков В – Ф, произношение звуков В – Ф в открытом слоге и между гласными, произношение звуков В – Ф в словах, произношение звуков В – Ф во фразовой речи. Использование карточек-символов при изолированном произношении дифференцируемых звуков позволило в игровой форме (звукоподражание) сопоставить звуки по акустическим и артикуляционным признакам. На протяжении обучения произношению при необходимости подключался тактильно-вибрационный контроль. Осуществлялась работа по формированию самоконтроля при произношении. При обучении различению звуков на слух и умению выделять дифференцируемые звуки из слова осуществлялась связь с уроками обучения грамоте.
Успешной работе по реализации ТДЦ способствовал выбор практических методов логопедического воздействия:
- Подражательно-исполнительские упражнения – выполнялись в соответствии с образцом, например, артикуляционные упражнения, изолированное произношение звуков с тактильно-вибрационным контролем, «Повтори чистоговорку».
- Упражнения творческого характера – усвоенные способы использовались в новой ситуации, на новом речевом материале, например, «Составь предложения по его началу и картинке».
Методы обеспечили эффективное сотрудничество педагога и обучающегося, мотивацию деятельности обучающегося.
Формированию умения дифференцированного произношения звуков В – Ф способствовали:
- чёткие инструкции, правильный показ способов выполнения;
- осознание учащимся цели;
- постепенное усложнение речевого материала;
- осознанное выполнение учащимся практических и речевых действий.
Для артикуляционной гимнастики были подобраны специальные упражнения для усвоения звуков В – Ф, что обеспечило готовность артикуляционного аппарата к произношению звуков.
В этап обучения произношению традиционно включён метод фонетической ритмики. Использовались специальные движения, характер которых определён особенностями артикуляции звуков В – Ф. Предложены карточки с изображением движений. При использовании движений обучающийся безошибочно произнёс речевой материал фонетической ритмики.
Речевой материал аудиовизуального курса подобран с частотным употреблением звуков В – Ф.
Созданные условия для дифференцированного произношения звуков В – Ф способствовали формированию умения и навыка безошибочного употребления данных звуков речи во всех ситуациях общения.
Целью работы по развитию слухового восприятия является формирование у слабослышащего школьника навыков восприятия (на слухо-зрительной и слуховой основе) и воспроизведения устной речи. Работа по развитию слухового восприятия на данном уроке велась при использовании индивидуальных слуховых аппаратов и аппарата «Верботон ВТ 15» (работа с диалогом «У окна»), а также на слух без аппаратуры («пёстрый материал»). Проводилась работа по увеличению расстояния воспринимаемого речевого материала. Расстояние и объём воспринимаемого «пёстрого материала» соответствовал программным требованиям. Соблюдены требования к речи педагога (произнесение речевого материала голосом раз говорной громкости, в нормальном темпе, с правильным вы делением ударного слова, с соблюдением норм орфоэпии; интонированность и эмоциональная окраска речи). При работе над диалогом с использованием аппарата «Верботон ВТ 15» обучающиеся получают возможность более точно и в большем объёме воспринять на слух речевой материал и воспроизвести его с соблюдением интонации. Т.о., речевой материал на данном занятии был успешно закреплён при его отработке с индивидуальными слуховыми аппаратами. Построение работы над диалогом способствовало развитию словесно-логического мышления.
Речевой материал данного занятия можно считать усвоенным. Прогнозируемый результат этапа достигнут. Обучающимся правильно воспроизведён диалог, соблюдена интонация при ведении диалога. Осуществлён перенос в новую ситуацию.
Для специального этапа «десятки слов», который проводится с целью диагностики, отобран материал из текстов аудиовизуального курса. Результаты, зафиксированные в таблицах, показывают положительную динамику (5 – 10). Обучающийся воспринял на слух (без зрительной основы) и безошибочно воспроизвёл в полном объёме речевой материал на расстоянии 6 м после обучения (V этап – повторная диагностика).
Индивидуальное занятие было эмоционально окрашено, создан благоприятный психологический климат. Обучающегося отличала активность, высокая мотивация к обучению.
Обучение по верботональному методу с использованием аппарата «Верботон ВТ 15» является эффективным для развития слухового восприятия и правильного воспроизведения устной речи, развития интонационной стороны речи слабослышащих учащихся со значительной потерей слуха (IV степень). Способствует формированию мотивации к речевой коммуникации; формированию мотивации к учению и в результате формированию коммуникативной функции речи.
Методическая цель показа занятия достигнута. В рамках школьного МО учителей индивидуальных занятий по развитию слуха и формированию произношения предложено дальнейшее распространение и обобщение опыта педагогов по освоению верботонального метода реабилитации детей с нарушениями слуха и речи с использованием аппарата «Верботон ВТ 15».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальное занятие "Дифференциация звуков С - С\' в слогах, словах, предложениях"
Разработка урока содержит практический материал по дифференциации звуков С, С\', артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастику....
Индивидуальное занятие с использованием элементов песочной сказкотерапии «Путешествие в сказочную страну Гномию. Автоматизация звука С в слогах, словах»
Индивидуальное занятие с использованием элементовпесочной сказкотерапии «Путешествие в сказочную страну Гномию. Автоматизация звука С в слогах, словах»...
Индивидуальное занятие по теме «Коррекция навыка чтения на основе рассказа И.С.Тургенева «Воробей».
Индивидуальное занятие по теме «Коррекция навыка чтения на основе рассказа И.С.Тургенева «Воробей»....
Индивидуальное занятие по РРС и ФПСР. Тема: Спорт.звуки т-д.
Восприятие незнакомых фраз и вопросов по теме на слух, слухо-зрительно. Опознавание на слух и слухо-зрительно нового речевого материала по теме:"Спорт". Работа над звуками т-д....
Конспект занятия индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения.4 класс УО
Тема: Звуки [о-у].Цель: дифференциация звуков [о-у], учить слышать звуки в речевом потоке. Тема: Звук [т].Цель: авто...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ, проведённого с учеником 2в класса (вариант 2.2) по теме: «Автоматизация Р»; рассказ «Скоро зима» (1 занятие).
Тема: «Автоматизация Р»; 1 занятие по рассказу «Скоро зима».Цель: автоматизация звука Р в слогах, словах, словосочетаниях и во фразах; восприятие рассказа &la...
Конспект индивидуального занятия Тема занятия: «Представление о времени».
Цель занятия: сформировать представление о времени (час, минута, секунда), познакомить с разными видами часов, сформировать чувство времени, развивать навык определения времени и закрепить умение...