Индивидуальное логопедическое занятие по устранению аграмматическои дисграфии «Состав слова»
план-конспект урока логопедии (3 класс) на тему
Подготовила и провела:
учитель начальных классов, логопед
Арженовская Е.И.
на семинаре для слушателей ИПК и ПРО
по теме:
«Организация коррекционной работы при нарушении устной и
письменной речи младших школьников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskoe_zanyatie_sostav_slova.doc | 236.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Спецшкола-интернат V вида г. Зернограда
Индивидуальное логопедическое занятие по устранению аграмматическои дисграфии «Состав слова»
Подготовила и провела:
учитель начальных классов, логопед
Арженовская Е.И.
на семинаре для слушателей ИПК и ПРО
по теме:
«Организация коррекционной работы при нарушении устной и
письменной речи младших школьников»
г. Зерноград 19.03.2008г.
Тема: Состав слова
Цели и задачи: закрепить знания детей о частях слова;
тренировать в морфологическом разборе слов; закреплять навыки словообразования при помощи суффиксов и приставок; тренировать в подборе слов к схемам; преобразовывать слова; развивать навыки построения схем слова.
Оборудование: схемы слов, схематичное изображение корня, суффикса и приставки; части слов, записанные на карточках; изображение корня, приставки и суффикса; карточки со словами, карточки для индивидуальной работы; схема и запись на доске.
Ход занятия
I. Закрепление знания о частях слова.
- Наше занятие начнем с игры «Что это такое?»
- Возьмите карточки, прочитайте и скажите: Какая часть слова это может быть?
- /изб а; груз чик/ /вагон чик; бел ый/ /изб ушк а; пере лет/
- Составьте слова из названных частей.
- Какие слова у вас получились?
/изба, грузчик, вагончик, белый, избушка, перелет/
- Что вы сейчас делали?
/составляли слова из частей слов/
Тема: Сегодня на занятии мы с вами будем закреплять знания о частях слова. Прочитаем вслух тему занятия.
II. Основная часть
самая важная? /ответы
1. Закрепление знаний о приставках.
Скажите, как вы думаете, какая часть слова /вывешиваю графическое
изображение/. ,
- Давайте вместе постараемся разрешить наш спор. Готовы?! Я приготовила для вас задания от каждой части слова. Итак, первое задание от приставок.
- Читаем слова /доска/приколол, примерз, прибил, прошил, прогрыз/
- Назовите приставки в этих словах.
- Расположите слова под надписями.
КРЕПКО
НАСКВОЗЬ
Как думаете, какое слово нужно расположить под надписью Крепко?
Теперь сами, откройте тетради.
Задание 1 - выполняйте, выделяйте в словах
Проверим как вы справились с заданием.
на доске: выполненное задание
У кого так? Исправьте ошибки.
Молодцы.
2. Закрепления знания о корне слова
- Теперь задание от корня. Внимание!!! Задание№2.
- Прочтите задание. /Отыщи корень/ Ниже, ребята, даны корни для справок.
- Читаем, какие корни есть в справке (вслух)
- Выполним вместе как образец, подберем нужный корень к слову: Посмотрите на доску, прочтите, какой сюда подходит корень. берёз
- Под овик
- Понятно, как выполнять это задание?
- Будьте внимательны, 1 раз /^ "\ берем.
- Выполняйте задание и выделяйте графически корень в словах. Проверим, какие слова получились.
- Корень - важная, главная часть слова? /Да/ Молодцы, справились с заданием.
- 3. Работа по закреплению навыков словообразования при помощи суффиксов.
- - Следующее задание от суффикса.
- Даны словосочетания, образуйте от этих словосочетаний слова - предметы,
- добавив суффикс- к -
- Выполним вместе первое задание. На какой вопрос отвечает слово, которое обозначает предмет? /кто? что?/
- Рубить лес - что? рубка
- какой суффикс добавили? - к -выделяйте суффикс.
- Задание №3 в тетради /комментирование/
- Какое задание выполняли?
- словосочетание заменяли словом которым обозначает предмет/ Какая часть слова, помогала образовывать новые слова? /суффикс -к-/
- Вы отлично справились со всеми заданиями частей слова. Я убедилась что вы эти части слова знаете. Скажите, так какая же часть слова самая важная? /Все/
- - Да. все части слова важны и нужно уметь их видеть и выделять в слове.
Задание №4 поможет мне увидеть, как хорошо вы знаете и умеете выделять
графически части слова.
- Прочитайте задание 4 .
- Что значит разобрать по составу?
- Выполните самостоятельно это задание. ПРОВЕРКА: Как разобрали слово: (выборочно)
- Я смотрела, как вы выполняли это задание, хорошо.
- III. Физминутка
- - Отдохнем, верните мяч, добавив к слову любую часть слова (новую)
- ДОМ (домик, домовой, домишко )
- !АД (садовник, садовод, садик)
- ЛЕС (лесок, лесной, лесник)
- 4, Развитие навыков морфологического анализа и синтеза слов.
- А вы любите разгадывать головоломки?
- Только очень внимательные справятся с этим заданием. Готовы?
- - Первую головоломку разгадаем вместе и составим слово из отгадок.
- 1 Приставка в слове подметать Корень, как у слова ковать Окончание в слове сова
- Что это такое? / ПОДКОВА/
- Запишите это слово в тетрадь. Задание №5
- Вы поняли как составили новое слово?
Сжушайте головоломку и запишите слово, /исправъте-черновик/
2) Приставка спряталась в слове покормить
Корень такой же, как в слове ходок
Суффикс сходный тому, что в слове глазки
А окончание, как в слове мама
Это слово ПОХОДКА
3) Корень попрошу у слова манить
Окончание у слова лиса
Суффикс у слова книжка,
Приставку возьму взаймы у слова привезти
Что получится? ПРИМАНКЛ
4) Я имею два корня, друзья.
Как кольцо, соединительная гласная моя. /Какая буква похожа на кольцо/
Первый корень возьму у пара
А второй у слова ходить
Угадайте, что я за слово? (схему) ПАРОХОД
Мы справились с трудным заданием.
Еще раз прочитайте все слова
Как получились эти новые слова? т.е. составили слова из частей слов, отгадок,
головоломок.
- Посмотрите, подумайте и скажите:
Какое слово лишнее? Почему?
/пароход - М.р. нет /
IV. Итог занятия.
- Какие части слова на занятии мы повторили?
Так какая часть слова самая важная?
Верно: Все части слова важны и нужно их знать.
5. Работа на уровне текста.
Дополнительный материал
> ■ „
Задание №6 /читайте задание/ слова для справок: еж, ежик, ежонок, ежиха. Назовите однокоренные слова
Занятие закончено
Спасибо. Раскраски на внеклассное чтение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальное логопедическое занятие по устранению аграмматическои дисграфии «Состав слова»
Индивидуальное логопедическое занятие для учащихся 3 класса...
Логопедическое занятие по устранению акустической дисграфии во 2 классе.
Данное логопедическое занятие помогает правильно организовать работу по устранению акустической дисграфии во втором классе по теме: "Дифференциация Л-Й"....
Конспект логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии "Образование слов при помощи суффиксов" на материале лексической темы "Домашние животные"
Дети, нуждающиеся в коррекции аграмматической дисграфии, имеют в своем анамнезе общее недоразвитие речи, а также несформированность ряда неречевых психических функций. Нарушение усвоения правописания ...
Методическая разработка индивидуального логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии c учащимся младшего школьного возраста с логопедическим заключением общие недоразвитие речи (3 уровень ре...
Конспект индивидуального логопедического занятия по преодолению оптической дисграфии с обучающимися с ОВЗ (ЗПР) 2 класса "Дифференциация букв Б-Д"
Оптическая дисграфия одна из самых распространенных видов нарушений письменной речи. Как сделать так, чтобы сложная работа стала увлекательной и интересной? Разнообразие используемых в данном конспект...
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии с учащимся 4 класса
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии с учащимся 4 класса по теме "Предлоги"...
Логопедическое занятие по устранению акустической дисграфии во втором классе "Дифференциация звуков [д-т], [д’-т’] и букв Д – Т в слогах, словах и предложении".
Логопедическое занятие по устранению акустической дисграфии во втором классе "Дифференциация звуков [д-т], [д’-т’] и букв Д – Т в слогах, словах и предложении". Данное заня...