Индивидуальное логопедическое занятие по устранению аграмматическои дисграфии «Состав слова»
план-конспект урока логопедии (3 класс) на тему
Подготовила и провела:
учитель начальных классов, логопед
Арженовская Е.И.
на семинаре для слушателей ИПК и ПРО
по теме:
«Организация коррекционной работы при нарушении устной и
письменной речи младших школьников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskoe_zanyatie_sostav_slova.doc | 236.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Спецшкола-интернат V вида г. Зернограда
Индивидуальное логопедическое занятие по устранению аграмматическои дисграфии «Состав слова»
Подготовила и провела:
учитель начальных классов, логопед
Арженовская Е.И.
на семинаре для слушателей ИПК и ПРО
по теме:
«Организация коррекционной работы при нарушении устной и
письменной речи младших школьников»
г. Зерноград 19.03.2008г.
Тема: Состав слова
Цели и задачи: закрепить знания детей о частях слова;
тренировать в морфологическом разборе слов; закреплять навыки словообразования при помощи суффиксов и приставок; тренировать в подборе слов к схемам; преобразовывать слова; развивать навыки построения схем слова.
Оборудование: схемы слов, схематичное изображение корня, суффикса и приставки; части слов, записанные на карточках; изображение корня, приставки и суффикса; карточки со словами, карточки для индивидуальной работы; схема и запись на доске.
Ход занятия
I. Закрепление знания о частях слова.
- Наше занятие начнем с игры «Что это такое?»
- Возьмите карточки, прочитайте и скажите: Какая часть слова это может быть?
- /изб а; груз чик/ /вагон чик; бел ый/ /изб ушк а; пере лет/
- Составьте слова из названных частей.
- Какие слова у вас получились?
/изба, грузчик, вагончик, белый, избушка, перелет/
- Что вы сейчас делали?
/составляли слова из частей слов/
Тема: Сегодня на занятии мы с вами будем закреплять знания о частях слова. Прочитаем вслух тему занятия.
II. Основная часть
самая важная? /ответы
1. Закрепление знаний о приставках.
Скажите, как вы думаете, какая часть слова /вывешиваю графическое
изображение/. ,
- Давайте вместе постараемся разрешить наш спор. Готовы?! Я приготовила для вас задания от каждой части слова. Итак, первое задание от приставок.
- Читаем слова /доска/приколол, примерз, прибил, прошил, прогрыз/
- Назовите приставки в этих словах.
- Расположите слова под надписями.
КРЕПКО
НАСКВОЗЬ
Как думаете, какое слово нужно расположить под надписью Крепко?
Теперь сами, откройте тетради.
Задание 1 - выполняйте, выделяйте в словах
Проверим как вы справились с заданием.
на доске: выполненное задание
У кого так? Исправьте ошибки.
Молодцы.
2. Закрепления знания о корне слова
- Теперь задание от корня. Внимание!!! Задание№2.
- Прочтите задание. /Отыщи корень/ Ниже, ребята, даны корни для справок.
- Читаем, какие корни есть в справке (вслух)
- Выполним вместе как образец, подберем нужный корень к слову: Посмотрите на доску, прочтите, какой сюда подходит корень. берёз
- Под овик
- Понятно, как выполнять это задание?
- Будьте внимательны, 1 раз /^ "\ берем.
- Выполняйте задание и выделяйте графически корень в словах. Проверим, какие слова получились.
- Корень - важная, главная часть слова? /Да/ Молодцы, справились с заданием.
- 3. Работа по закреплению навыков словообразования при помощи суффиксов.
- - Следующее задание от суффикса.
- Даны словосочетания, образуйте от этих словосочетаний слова - предметы,
- добавив суффикс- к -
- Выполним вместе первое задание. На какой вопрос отвечает слово, которое обозначает предмет? /кто? что?/
- Рубить лес - что? рубка
- какой суффикс добавили? - к -выделяйте суффикс.
- Задание №3 в тетради /комментирование/
- Какое задание выполняли?
- словосочетание заменяли словом которым обозначает предмет/ Какая часть слова, помогала образовывать новые слова? /суффикс -к-/
- Вы отлично справились со всеми заданиями частей слова. Я убедилась что вы эти части слова знаете. Скажите, так какая же часть слова самая важная? /Все/
- - Да. все части слова важны и нужно уметь их видеть и выделять в слове.
Задание №4 поможет мне увидеть, как хорошо вы знаете и умеете выделять
графически части слова.
- Прочитайте задание 4 .
- Что значит разобрать по составу?
- Выполните самостоятельно это задание. ПРОВЕРКА: Как разобрали слово: (выборочно)
- Я смотрела, как вы выполняли это задание, хорошо.
- III. Физминутка
- - Отдохнем, верните мяч, добавив к слову любую часть слова (новую)
- ДОМ (домик, домовой, домишко )
- !АД (садовник, садовод, садик)
- ЛЕС (лесок, лесной, лесник)
- 4, Развитие навыков морфологического анализа и синтеза слов.
- А вы любите разгадывать головоломки?
- Только очень внимательные справятся с этим заданием. Готовы?
- - Первую головоломку разгадаем вместе и составим слово из отгадок.
- 1 Приставка в слове подметать Корень, как у слова ковать Окончание в слове сова
- Что это такое? / ПОДКОВА/
- Запишите это слово в тетрадь. Задание №5
- Вы поняли как составили новое слово?
Сжушайте головоломку и запишите слово, /исправъте-черновик/
2) Приставка спряталась в слове покормить
Корень такой же, как в слове ходок
Суффикс сходный тому, что в слове глазки
А окончание, как в слове мама
Это слово ПОХОДКА
3) Корень попрошу у слова манить
Окончание у слова лиса
Суффикс у слова книжка,
Приставку возьму взаймы у слова привезти
Что получится? ПРИМАНКЛ
4) Я имею два корня, друзья.
Как кольцо, соединительная гласная моя. /Какая буква похожа на кольцо/
Первый корень возьму у пара
А второй у слова ходить
Угадайте, что я за слово? (схему) ПАРОХОД
Мы справились с трудным заданием.
Еще раз прочитайте все слова
Как получились эти новые слова? т.е. составили слова из частей слов, отгадок,
головоломок.
- Посмотрите, подумайте и скажите:
Какое слово лишнее? Почему?
/пароход - М.р. нет /
IV. Итог занятия.
- Какие части слова на занятии мы повторили?
Так какая часть слова самая важная?
Верно: Все части слова важны и нужно их знать.
5. Работа на уровне текста.
Дополнительный материал
> ■ „
Задание №6 /читайте задание/ слова для справок: еж, ежик, ежонок, ежиха. Назовите однокоренные слова
Занятие закончено
Спасибо. Раскраски на внеклассное чтение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальное логопедическое занятие по устранению аграмматическои дисграфии «Состав слова»
Индивидуальное логопедическое занятие для учащихся 3 класса...
Логопедическое занятие по устранению акустической дисграфии во 2 классе.
Данное логопедическое занятие помогает правильно организовать работу по устранению акустической дисграфии во втором классе по теме: "Дифференциация Л-Й"....
Конспект логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии "Образование слов при помощи суффиксов" на материале лексической темы "Домашние животные"
Дети, нуждающиеся в коррекции аграмматической дисграфии, имеют в своем анамнезе общее недоразвитие речи, а также несформированность ряда неречевых психических функций. Нарушение усвоения правописания ...
Конспект логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии "Образование слов при помощи суффиксов" на материале лексической темы "Профессии".
Аграмматическая дисграфия Механизмы аграмматической дисграфии: - Несформированность лексико – грамматического строя речи: морфологических и синтаксических обобщений. 1. Проявляется на уровне слова: ис...
Методическая разработка индивидуального логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии c учащимся младшего школьного возраста с логопедическим заключением общие недоразвитие речи (3 уровень ре...
Конспект индивидуального логопедического занятия по преодолению оптической дисграфии с обучающимися с ОВЗ (ЗПР) 2 класса "Дифференциация букв Б-Д"
Оптическая дисграфия одна из самых распространенных видов нарушений письменной речи. Как сделать так, чтобы сложная работа стала увлекательной и интересной? Разнообразие используемых в данном конспект...
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии с учащимся 4 класса
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии с учащимся 4 класса по теме "Предлоги"...