Индивидуальное логопедическое занятие по устранению аграмматическои дисграфии «Состав слова»
план-конспект урока логопедии (3 класс) на тему

 

Подготовила и провела:

учитель начальных классов, логопед

Арженовская Е.И.

на семинаре для слушателей ИПК и ПРО

по теме:

«Организация коррекционной работы при нарушении устной и

письменной речи младших школьников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prakticheskoe_zanyatie_sostav_slova.doc236.41 КБ

Предварительный просмотр:

Спецшкола-интернат V вида г. Зернограда

Индивидуальное логопедическое занятие по устранению аграмматическои дисграфии «Состав слова»

Подготовила и провела:

учитель начальных классов, логопед

Арженовская Е.И.

на семинаре для слушателей ИПК и ПРО

по теме:

«Организация коррекционной работы при нарушении устной и

письменной речи младших школьников»

г. Зерноград 19.03.2008г.


Тема: Состав слова

Цели и задачи: закрепить знания детей о частях слова;

тренировать в морфологическом разборе слов; закреплять навыки словообразования при помощи суффиксов и приставок; тренировать в подборе слов к схемам; преобразовывать слова; развивать навыки построения схем слова.

Оборудование: схемы слов, схематичное изображение корня, суффикса и приставки; части слов, записанные на карточках; изображение корня, приставки и суффикса; карточки со словами, карточки для индивидуальной работы; схема и запись на доске.

Ход занятия

I.        Закрепление знания о частях слова.

  1. Наше занятие начнем с игры «Что это такое?»
  2. Возьмите карточки, прочитайте и скажите: Какая часть слова это может быть?
  1. /изб а; груз чик/ /вагон чик; бел ый/ /изб ушк а; пере лет/
  1. Составьте слова из названных частей.
  2. Какие слова у вас получились?

/изба, грузчик, вагончик, белый, избушка, перелет/

-        Что вы сейчас делали?
/составляли слова из частей слов/

Тема: Сегодня на занятии мы с вами будем закреплять знания о частях слова. Прочитаем вслух тему занятия.

II.        Основная часть

самая важная? /ответы

1. Закрепление знаний о приставках.
Скажите, как вы думаете, какая часть слова /вывешиваю графическое
изображение/.        ,

- Давайте вместе постараемся разрешить наш спор. Готовы?! Я приготовила для вас задания от каждой части слова. Итак, первое задание от приставок.

  1. Читаем слова /доска/приколол, примерз, прибил, прошил, прогрыз/
  2. Назовите приставки в этих словах.
  3. Расположите слова под надписями.

КРЕПКО

 НАСКВОЗЬ


Как думаете, какое слово нужно расположить под надписью Крепко?

Теперь сами, откройте тетради.

Задание 1 - выполняйте, выделяйте          в словах

Проверим как вы справились с заданием.

на доске: выполненное задание

У кого так? Исправьте ошибки.

Молодцы.

2. Закрепления знания о корне слова

  1. Теперь задание от        корня. Внимание!!! Задание№2.
  2. Прочтите задание. /Отыщи корень/ Ниже, ребята, даны корни для справок.
  3. Читаем, какие корни есть в справке (вслух)
  1. Выполним вместе как образец, подберем нужный корень к слову: Посмотрите на доску, прочтите, какой сюда подходит корень. берёз
  1. Под        овик
  1. Понятно, как выполнять это задание?
  1. Будьте внимательны, 1 раз   /^   "\ берем.
  1. Выполняйте задание и выделяйте графически корень в словах. Проверим, какие слова получились.
  1. Корень - важная, главная часть слова? /Да/ Молодцы, справились с заданием.
  1. 3. Работа по закреплению навыков словообразования при помощи суффиксов.
  1. -        Следующее задание от суффикса.
  1. Даны словосочетания, образуйте от этих словосочетаний слова - предметы,
  1. добавив суффикс- к -
  1. Выполним вместе первое задание. На какой вопрос отвечает слово, которое обозначает предмет? /кто? что?/
  1. Рубить лес - что? рубка
  1. какой суффикс добавили? - к -выделяйте суффикс.
  2. Задание №3 в тетради /комментирование/
  3. Какое задание выполняли?
  1. словосочетание заменяли словом которым обозначает предмет/ Какая часть слова, помогала образовывать новые слова? /суффикс -к-/
  1. Вы отлично справились со всеми заданиями частей слова. Я убедилась что вы эти части слова знаете. Скажите, так какая же часть слова самая важная? /Все/

  1. -        Да. все части слова важны и нужно уметь их видеть и выделять в слове.
    Задание №4 поможет мне увидеть, как хорошо вы знаете и умеете выделять
    графически части слова.
  1. Прочитайте задание 4 .
  1. Что значит разобрать по составу?
  2. Выполните самостоятельно это задание. ПРОВЕРКА: Как разобрали слово: (выборочно)
  1. Я смотрела, как вы выполняли это задание, хорошо.
  1. III.     Физминутка
  1. -        Отдохнем, верните мяч, добавив к слову любую часть слова (новую)
  1. ДОМ (домик, домовой, домишко )
  1. !АД (садовник, садовод, садик)
  1. ЛЕС (лесок, лесной, лесник)
  1. 4,   Развитие навыков морфологического анализа и синтеза слов.
  1. А вы любите разгадывать головоломки?
  1. Только очень внимательные справятся с этим заданием. Готовы?
  1. -        Первую головоломку разгадаем вместе и составим слово из отгадок.
  1. 1 Приставка в слове     подметать Корень, как у слова   ковать Окончание в слове    сова
  1. Что это такое? / ПОДКОВА/
  1. Запишите это слово в тетрадь. Задание №5
  2. Вы поняли как составили новое слово?

Сжушайте головоломку и запишите слово, /исправъте-черновик/

2) Приставка спряталась в слове покормить

   Корень такой же, как в слове ходок

   Суффикс сходный тому, что в слове глазки

   А окончание, как в слове мама

Это слово ПОХОДКА


3) Корень попрошу у слова манить

Окончание у слова лиса

Суффикс у слова книжка,

Приставку возьму взаймы у слова привезти

Что получится? ПРИМАНКЛ

4) Я имею два корня, друзья.

Как кольцо, соединительная гласная моя. /Какая буква похожа на кольцо/

Первый корень возьму у пара

А второй у слова ходить

Угадайте, что я за слово? (схему) ПАРОХОД

Мы справились с трудным заданием.

Еще раз прочитайте все слова

Как получились эти новые слова? т.е. составили слова из частей слов, отгадок,

головоломок.

- Посмотрите, подумайте и скажите:

Какое слово лишнее? Почему?

/пароход - М.р. нет                /

IV.     Итог занятия.

- Какие части слова на занятии мы повторили?

Так какая часть слова самая важная?

Верно: Все части слова важны и нужно их знать.

5. Работа на уровне текста.

Дополнительный материал

>        ■ „

Задание №6 /читайте задание/ слова для справок: еж, ежик, ежонок, ежиха. Назовите однокоренные слова

Занятие закончено

Спасибо. Раскраски на внеклассное чтение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по устранению акустической дисграфии во 2 классе.

Данное логопедическое занятие помогает правильно организовать работу по устранению акустической дисграфии во втором классе по теме: "Дифференциация Л-Й"....

Конспект логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии "Образование слов при помощи суффиксов" на материале лексической темы "Домашние животные"

Дети, нуждающиеся в коррекции аграмматической дисграфии, имеют в своем анамнезе общее недоразвитие речи, а также несформированность ряда неречевых психических функций. Нарушение усвоения правописания ...

Методическая разработка индивидуального логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии

Конспект индивидуального логопедического занятия по  коррекции оптической дисграфии c учащимся младшего школьного возраста с логопедическим заключением  общие недоразвитие речи (3 уровень ре...

Конспект индивидуального логопедического занятия по преодолению оптической дисграфии с обучающимися с ОВЗ (ЗПР) 2 класса "Дифференциация букв Б-Д"

Оптическая дисграфия одна из самых распространенных видов нарушений письменной речи. Как сделать так, чтобы сложная работа стала увлекательной и интересной? Разнообразие используемых в данном конспект...

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии с учащимся 4 класса

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии с учащимся 4 класса по теме "Предлоги"...

Логопедическое занятие по устранению акустической дисграфии во втором классе "Дифференциация звуков [д-т], [д’-т’] и букв Д – Т в слогах, словах и предложении".

Логопедическое занятие по устранению акустической дисграфии во втором классе "Дифференциация звуков [д-т], [д’-т’] и букв Д – Т в слогах, словах и предложении". Данное заня...