Конспект логопедического занятия по устранению акустической дисграфии с подгруппой обучающихся 1 класса.Тема занятия:Дифференциация звуков «З»-«С».
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)
Конспект логопедического занятия по устранению акустической дисграфии с подгруппой обучающихся 1 класса.
Тема занятия: Дифференциация звуков «З» - «С».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия
по устранению акустической дисграфии
с подгруппой обучающихся 1 класса
ФИО: Денисова О.А., учитель-логопед первой квалификационной категории
МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №24» г.Саранск
Тема занятия: Дифференциация звуков «З» - «С».
Тип занятия: Урок актуализации знаний и умений (урок повторения).
Класс: 1 класс
Форма проведения: подгрупповое занятие
Цель занятия: Дифференциация звуков «С» - «З» в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.
Задачи занятия
Образовательные:
-закрепить умение четко проговаривать согласные звуки «з» и «с»;
-совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;
-учить выделять и обозначать буквой согласный звук «з» в слове;
-учить выделять и обозначать буквой согласный звук «с» в слове;
-учить дифференцировать согласные звуки и буквы изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях.
Коррекционно-развивающие:
-развивать слуховое и зрительное внимание, оптико-пространственные представления;
-развивать фонематическое восприятие и слуховое внимание на материале звуков, слогов, слов;
-развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
Воспитательные:
-воспитывать умение активно работать в течение всего занятия;
-воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные УУД:
формирование умения разграничивать согласные звуки и буквы;
формирование навыка звукобуквенного анализа слов с согласными звуками и буквами.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: умение планировать и выполнять действия в соответствии с поставленной познавательной задачей, умение принимать и сохранять учебную задачу, анализировать и сравнивать и обобщать языковые явления, осваивать способы деления слов на слоги, контролировать и оценивать свою деятельность.
Познавательные: осмысление приемов разграничения согласных звуков «з» и «с», умение анализировать речевую информацию и делать выводы, умение отвечать на поставленные вопросы; умение выделять и обозначать согласные звуки буквами.
Коммуникативные: формирование умение слушать и слышать собеседника, учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций, точно и грамотно выражать свои мысли, развивать навыки учебного сотрудничества в ходе парной и групповой работы.
Личностные УУД:
Проявлять интерес к новым знаниям, положительное отношение к обучению, проявлять ответственность при выполнении задания, оценивании своей деятельности и деятельности товарищей, адекватно воспринимать оценку учителя-логопеда.
Ресурсы занятия: игрушка «Незнайка», компьютер, мультимедийное устройство, предметные картинки, буквы, карточки, тетради, ручки.
Продолжительность занятия: 40 мин
Ход занятия:
I. Оргмомент.
-Сегодня к нам на занятие пришли гости. Посмотрите на них, улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу. Садитесь на свои места.
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо!
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятиях!
II. Артикуляционная гимнастика.
-Чтобы нам хорошо работать на занятии, нужно подготовиться. Давайте сделаем артикуляционную гимнастику. Придвиньте зеркала.
-Язычок проснулся, потянулся. Лег на нижнюю губу и лежит, отдыхает.
(Упр. «Лопаточка»). Одну, две, три, четыре, пять минут лежит.
-Направо посмотрел, налево посмотрел, направо – налево (5-6 раз).
(Упр. «Часики»). Побегал из стороны в сторону.
-Вверх посмотрел, вниз посмотрел, вверх – вниз (5–6 раз). (Упр. «Качели»).
-Чашечку сделал(Упр. «Чашечка»), подержал чашечку, чаю в нее налил, попил чай с конфеткой. Почувствовали, какая конфетка вкусная? (Почмокали).
-На сладкое осы налетели – З-З-З.
-За ними жуки прилетели – Ж-Ж-Ж.
-Вдалеке пароход загудел – Л-Л-Л.
-В кустах кошка зашипела –Ш-Ш-Ш.
-Собака на нее зарычала – Р-Р-Р.
-Язычок сел на лошадку и поскакал. Быстро бежит лошадка, копытами цокает. (Упр. «Поцокаем, как лошадка»).
-Сломалась лошадка. Язычок взял молоточек и починил лошадку – Д-Д-Д.
(Упр. «Барабанщики»).
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
-Сегодня к нам в гости пришёл Незнайка. Он тоже ходит в школу. С некоторыми заданиями на уроках он не справляется и просит нас помочь ему. Незнайка принёс много разных игр. А вот на какую тему будет наше занятие, мы с вами должны отгадать. Незнайка предлагает отгадать две загадки. (Слайды 2-3)
Серенький зверёк лесной,
Словно столбик под сосной,
Замер посреди травы —
Ушки больше головы!
(Заяц).
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост – ее краса.
Этот зверь лесной – ….
(Лиса)
- Ребята, какой звук в начале слова заяц?
- Какой третий звук в слове лиса?
- Кто догадался, о каких звуках мы сегодня будем говорить?
- Правильно, сегодня мы будем повторять звуки «с» и «з».
IV. Основная часть:
1.Уточнение знаний о звуках «с» и «з», буквах С и З.
- Посмотрите ещё раз в зеркала. Давайте произнесём звук «с».
Губы – «улыбаются». Зубы – сближены или сомкнуты – «заборчиком».
Язык – кончик упирается в нижние зубы. Воздушная струя – холодная.
Голосовые сладки – не работают. Звук произносится без голоса.
- Дайте характеристику звука «с».
- Правильно, звук «с» - согласный, твёрдый, глухой
- Теперь произнесем звук «з». Положение губ, зубов, языка те же, что и у звука «с». Только он произносится с голосом.
- Характеристика звука «з» - согласный, твёрдый, звонкий.
- Какими буквами на письме обозначаются звуки «с» и «з»?
- Да, буквами С и З. (Слайд 4.)
2. Определение количества слогов в словах. Игра «Рассели животных по домикам». (Слайды 5-12)
- Первое задание от Незнайки. Он просит расселить животных и птиц по домикам. В первом домике будут жить животные, в названии которых один слог, во втором домике - из двух слогов, в третьем - из трёх. Посмотрите на доску. Вот домики, а вот жильцы: сорока, зубр, сова, заяц, носорог, лиса, змея.
3. Преобразование слов – игра «Наоборот»
- Второе задание от Незнайки. Игра «Наоборот». Я называю слова со звуком «з», а вы меняете на звук «с» и произносите:
Зуб – суп коза – коса Захар – сахар
Роза – роса Лиза – лиса зайка – сайка
4. Дифференциация звуков «С» и «З» в слогах. Игра «Добавь слог»
- Незнайка подготовил карточки. На них написаны слоги «са» и «за». Я буду произносить первую часть слова, а вы должны догадаться, какой слог подходит и поднять соответствующую карточку.
Слова: ли..(са), ро..(за), поль..(за), колба..(са), зано..(за), о..(са), ва..(за), ро..(са), поло..(са), гиль..(за).
- Какие слова получились?
5. Дифференциация звуков «С» и «З» в словах. Игра «Слоги перепутались». (Слайды 13-14)
- Посмотрите на экран. Написаны слоги, но они перепутались. Вам нужно составить слова и записать их в тетради. Записывать будем в два столбика. В первый столбик – с буквой С, во второй – с буквой З. По очереди будете выходить к доске.
Слова: сум-ка, зон-тик, зво-нок, сто-лы,
- Посмотрите на экран, проверьте себя.
6. Физкультминутка
- Мы немножечко устали, я предлагаю сделать короткий перерыв.
Пальчики в замок сцепились,
Вправо, влево покрутились.
Кисти вниз, потом подняли.
Так недолго помахали.
Каждый пальчик на руке
Помассировать в руке.
Пальцы в кулачки сомкнули,
Кисти рук слегка встряхнули.
7.Дифференциация звуков «з» и «с» в словосочетаниях. Игра «Назови какие». (Слайды 15-16)
- Назовите картинки: стекло, звезда, стакан, берёзы.
- На карточках написаны слова. Прочитайте их, подумайте и назовите, к каким картинкам они подходят.
Слова: прозрачное, стройные, блестящая, одноразовый.
- Какие словосочетания у нас получились?
- Запишите их в тетради. (Дети записывают каждый своё словосочетание)
- Проверьте себя.
8. Дифференциация звуков «с» и «з» в предложениях. «Составь предложения». (Слайды 17-18)
- Следующее задание. Посмотрите на экран. Там изображены полоски разного цвета. На полосках написаны слова. Из этих слов нам нужно составить предложения. Каждое предложение имеет свой цвет. Первое предложение будет на белой полоске, второе на розовой, третье-на голубой. Давайте прочитаем все слова на белой полоске.
-Поменяйте местами слова, чтобы получилось красивое предложение. Прочитайте его.
(Такая же работа проводится с другими предложениями)
- Озаглавьте этот текст.
1. в, пошла, Зоя, сад.
2. красивые, В, розы, растут, саду.
3. в, розы, поставила, сорвала, вазу, Зоя, и.
- Сколько всего предложений в тексте?
- С какой буквы пишется первое слово в предложении?
- Как пишутся слова в предложении?
- Что ставится в конце предложения?
- Запишите первое предложение. Сколько в нём слов?
XI. Рефлексия. Итог занятия
- Какие звуки мы повторяли?
- Какие задания вам понравилось выполнять?
- Какие задания было сложные для вас?
Подарки от Незнайки.
Список использованной литературы
Алексеева О.С. Различаем звуки и буквы: Картотека заданий логопеда (1-4 классы) // С-П: КАРО, 2017. – 128 с.
- Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // М., 2001.
- Лазаренко, О. И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений / О. И. Лазаренко - изд. Айрис-пресс, 2015 - 32 с.
- Оглоблина И.Ю Логопедическая тетрадь для коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников. // М.: Гуманитар. Изд. ВЛАДОС, 2022-64 с.
- Чеботарёва Т.Г. Артикуляционная гимнастика от А до Я // Ростов-на-Дону, 2023.
- Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М.: АРКТИ, 2007. – 360 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальное логопедическое занятие по устранению аграмматическои дисграфии «Состав слова»
Индивидуальное логопедическое занятие для учащихся 3 класса...
Индивидуальное логопедическое занятие по устранению аграмматическои дисграфии «Состав слова»
Подготовила и провела:учитель начальных классов, логопедАрженовская Е.И.на семинаре для слушателей ИПК и ПРОпо теме:«Организация коррекционной работы при нарушении устной иписьменной речи младши...
Логопедическое занятие по устранению акустической дисграфии во 2 классе.
Данное логопедическое занятие помогает правильно организовать работу по устранению акустической дисграфии во втором классе по теме: "Дифференциация Л-Й"....
Конспект подгруппового занятия по коррекции акустической дисграфии для обучающихся 2-х классов
Детальный конспект логопедического занятия для обучающихся 2-х классов с акустической дисграфией....
Конспекты логопедических занятий по устранению дисграфии во 2 классе
Тема занятий: дифференциация звуков С - Ц в слогах, словах....
Конспект логопедического занятия по устранению артикуляторно – акустической дисграфии во 2 классе.
Конспект логопедического занятия по устранению артикуляторно – акустической дисграфии во 2 классе. ...
Логопедическое занятие по устранению акустической дисграфии во втором классе "Дифференциация звуков [д-т], [д’-т’] и букв Д – Т в слогах, словах и предложении".
Логопедическое занятие по устранению акустической дисграфии во втором классе "Дифференциация звуков [д-т], [д’-т’] и букв Д – Т в слогах, словах и предложении". Данное заня...