Технологическая карта урока "Пейзаж родной земли (подмалёвок для осеннего пейзажа)» ( 4 класс) "УМК Школа России"
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Кунакбаева Эльвира Равлиновна

Технологическая карта урока "Пейзаж родной земли (подмалёвок для осеннего пейзажа)» ( 4 класс) "УМК Школа России"

Цель урока: формирование у обучающихся знаний о характерных чертах композиции пейзажа; ознакомление с понятием «подмалевок»; выполнение подмалевка для осеннего пейзажа.

Задачи урока:

Дидактические:

1. познакомиться с видами пейзажа

2. изучить последовательность выполнения весеннего пейзажа

3. вспомнить художников-пейзажистов

Развивающие:

1. развивать интеллектуальные и образовательные умения

2. развивать умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя и свои ошибки

3. развивать познавательный интерес и умение использовать в работе ранее полученные знания

Воспитательные:

1.воспитывать взаимоуважение и доброжелательное отношение к товарищам

Предметные результаты:

Предметные:

1.художников, прославивших красоту русской земли; строение композиции пейзажа

2.создавать подмалевок для осеннего пейзажа, используя богатую палитру цветов, характерных для осени

Личностные:

1.эмоционально-ценностное отношение (к Родине, природе); художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства

2.способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности

3.навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках: живопись.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Технологическая карта урока

Дата:

Школа:

Класс: 4

Урок: 3

Время:                                     Кабинет:

Студент:

Группа: 201НК

Учитель: БуторинаВ.В.                                               

Методист: Буторина В.В.                                             

Тема Пейзаж родной земли (подмалёвок для осеннего пейзажа)

Тип урока:  открытие нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся знаний о характерных чертах композиции пейзажа; ознакомление с понятием «подмалевок»; выполнение подмалевка для осеннего пейзажа.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1.познакомиться с видами пейзажа,

2.изучить последовательность выполнения весеннего пейзажа,

3.вспомнить художников-пейзажистов.

 

Предметные:

1.художников, прославивших красоту русской земли; строение композиции пейзажа;

2.создавать подмалевок для осеннего пейзажа, используя богатую палитру цветов, характерных для осени.

Развивающие:

1.развивать интеллектуальные и образовательные умения,

2.развивать умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя и свои ошибки,

3.развивать познавательный интерес и умение использовать в работе ранее полученные знания. 

Личностные:

1.эмоционально-ценностное отношение (к Родине, природе); художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства;

2.способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

3.навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках: живопись.

Воспитательные:

1.воспитывать взаимоуважение и доброжелательное отношение к товарищам.

УМК: Изо 4 кл. Неменская Л.А. – УМК Неменского Б.М.; гуашь, кисти, палитра, бумага; презентация.

Этапы урока

Этап

Образова-

тельная цель

этапа урока

Формы организации учебной деятельности, методы и приёмы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающихся

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный

Фронтальный

Здравствуйте, ребята! Проведу сегодня у вас урок изобразительного искусства. Садитесь.

Приветствуют учителя, занимают свои места.

Р: личностное включение в учебную деятельность

Актуализация знаний и мотивации  (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: беседа

Фронтальная форма работы:

Повторение пройденного материала

(на слайде тема четверти: «Искусство русского народа»)

- Ребята, посмотрите на слайд и прочитайте, как будет звучать тема нашей четверти.

- Как вы понимаете эти слова?

- Молодцы! В чем величие России?

- Вы правы, всё это запечатлено художниками в произведениях искусства (показ картин на слайдах).

- О чём мы будем говорить на уроках в 1 четверти?

- Совершенно верно!

Один учащийся читает тему четверти.

- Эти слова говорят нам о том, что речь в этой четверти пойдет об искусстве русского народа: о знаменитых деятелях, русских традициях, произведениях искусства, о том, что русский народ создавал на протяжении многих лет и т.д.

- Просторы земли, природа, люди, великое прошлое, герои…

- Об искусстве русского народа, его традициях, о природе.

Личностные:

П: Выделение известной информации и структурирование знаний

слайд

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный:

формулирование темы урока;  постановка цели и задач

Фронтальная форма работы:

1.Подведение к формулировке темы и целей урока.

- А как вы думаете, с чего мы начнем знакомство с искусством русского народа? Посмотрите на слайд и подумайте. Как будет звучать тема нашего урока?

- Какие цели с вами поставим на урок?

Познакомимся….

Выполним…

Пейзаж родной земли.

- познакомимся: с художниками пейзажистами, с композицией пейзажа;

выполним: подмалевок осеннего пейзажа.

П: самостоятельное формулирование  темы и цели урока

Л: проявление активности в общей работе

слайд

«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению.

Словесный: беседа

Фронтальная форма работы:

Практический: анализ композиции

Практический: педагогический показ

Знакомство с новым материалом

- К какому жанру изобразительного искусства мы можем отнести эти картины? Кто мне скажет, что такое пейзаж?

- Посмотрите на слайд, знакомы ли вам эти картины?

 Художники всегда умели замечать, видеть удивительное в родной природе. Русские живописцы – И. Левитан, И. Шишкин, И. Грабарь, В.Поленов и другие мастера, посвятившие свое творчество русской природе (просмотр репродукций и слайдов). Так написать, изобразить, создать образ родной природы могли только люди искренне любящие свою отчизну, свою землю. О красоте природы поют песни, пишут стихи. Послушайте, как трепетно и красиво говорит поэт Н. Языков о своей Родине и родном крае:

Мой друг, что может быть милей

Бесценного родного края?

Там солнце кажется светлей,

Там радостней весна златая,

Прохладней легкий ветерок,

Душистее цветы, там холмы зеленее,

Там сладостней звучит поток,

Там соловей поет звучнее.

- Ребята, какое у нас сейчас время года? Опишите красоту неба осенью. Давайте вновь обратимся к нашим картинам и посмотрим, какие краски использует художник для изображения неба.

- Вы правы. Скажите, почему осеннюю землю сравнивают с ковром. Что это за ковер такой? Каких цветов бывает осенний ковер?

2. Анализ образов, изделий, композиций

- Давайте внимательно рассмотрим пейзаж и выделим характерные черты его композиции. Начнем с вопроса о том, что такое линия горизонта? Покажите ее на картинах.

Педагогический показ приёмов создания образа

- Сегодня мы только начнем работу над нашим пейзажем. Расположить свою работу вы можете двумя способами: горизонтально или вертикально.

- Я для вас заранее подготовила работы. Посмотрите, что выполнено на них? Это подмалёвок. Что означает это слово?

- Настоящие художники редко делают наброски карандашом, они используют технику «подмалевок», при помощи которой создают начальную разработку будущего изображения.  

- Сейчас я покажу вам, как мы будем начинать работу над пейзажем, а вы внимательно смотрите и слушайте. Работаю только я.

1 этап – на палитре смешаем белила с синей краской.

- Для какой части пейзажа я взяла эти цвета? Правильно, цвет для неба должен получиться – нежно-голубой.

2 этап – посередине листа  или чуть ниже середины проведем л.г.

- Посмотрите, как у меня получилось.

3 этап – далее широкими крупными пятнами будем выполнять небо. Можно добавить другие оттенки в небо, например красный и тогда у нас получится – сиреневый. Потом, когда краска просохнет, что можно добавить на небо? Облака можно выполнить кудрявыми белыми мазками, вот так.

- Посмотрите, как у меня получилось.

4 этап – от л.г. начинаем выполнять ковёр осенней земли. Какой цвет будет основным? Выполняем работу широкими пятнами. Переход к земле вблизи нужно показать более мелкими мазками. Как будто разноцветная листва лежит ковром.

- Цвета используем разные. Какие можно брать?

5 этап – Пока мы рисовали наш осенний ковер, краска на небе уже подсохла и мы можем приступать к изображению леса. Так как он у нас вдали, будем рисовать его невысоким. Какие краски можем взять? Выполняем работу вертикальными мазками, вот так.

- Вот что вы должны сделать за сегодняшний урок.

Пейзаж (французское paysage, от pays – местность) – жанр изобразительного искусства, в котором основной предмет изображения – природа.

Рассматривают картины и отвечают на вопрос учителя.

- Осень. Серо – голубые, желтоватые, нежно-голубые, фиолетовые, розоватые оттенки.

- Потому что осенью опадают листья и застилают собой всю землю, напоминая красочный ковер. Цвета: красный, желтый, оранжевый, коричневый, бардовый.

- Линия горизонта – граница, где небо сходится с землей.

Один учащийся выходит к доске и указкой показывает, где проходит линия горизонта на картинах.

- Подмалевок – это начальная быстрая разработка изображения.

- Небо.

Наблюдают за действиями учителя.

- Облака.

- Охра.

- Красный, бордовый, желтый…

- Зеленый,

П: поиск и выделение  признаков предметов в общей работе;

П: структурирование знания;

П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах;

К: инициативность в общем поиске нового знания;

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли;

Р: саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов

Слайд, картины

Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный: постановка задачи учителем

Фронтальная форма работы:

- Итак, ребята, сегодня ваша творческая задача состоит в том, чтобы: выполнить подмалевок для осеннего пейзажа.

- Желаю вам творческих успехов, приступайте к работе!

Слушают учителя.

Л: понимание и выражение в речи цели задания

Р: принятие учебной задачи  к исполнению

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха.

Практический: выполнение творческой задачи Индивидуальная форма работы

 Задание: изобразить в цвете пейзаж родной земли.

1) Вопросы учащимся:

–  Какой образ природы вам представляется особенно ярко?

–  Какое это время года?

–  Что будет главным в пейзаже? Река? Лес? Просторы полей? Лесное озеро?

–  Какое будет небо? Какая погода?

–  Самое главное в своей работе художник старается изобразить где?          

2) Повторение правил передачи пространства в пейзаже:

Линия горизонта может быть низкой и высокой.

То, что находится ближе к нам, будет больше по размеру и по количеству деталей.

То, что дальше – меньше по размеру и деталей мы можем не рассмотреть.

– Какие цвета вам нужно будет использовать в ваших работах?

Вывод: Это будет зависеть от того образа, который вы выберете.

– Закройте глаза и попробуйте представить себе красоту, увиденную поэтом:

Вечер ясен и тих;

Спят в тумане поля;

В голубых небесах

Ярко пышет заря.

Золотых облаков

Разноцветный узор

Накрывает леса,

Как волшебный ковер.

– Пасмурное осеннее утро попросит вас о холодных цветах и оттенках. В то время как летний луг будет переливаться всеми звонкими цветами! (Повторяем по таблице деление цветов на теплые и холодные, звонкие и глухие, контрастные и сближенные.)

– Работу можно выполнять акварелью и гуашью. Акварельная будет прозрачной и легкой, её можно выполнить по сырой бумаге.

Гуашевая живопись более плотная и цвет в такой технике можно менять, накладывая сверху новый. Краски смешиваем на палитре.2111

Самостоятельно работают

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов  выполнения;

Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение  общего  темпа

Краски, кисти и бумага для рисования

Включение в систему знаний, повторение (7-8мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная

- Итак, ребята, давайте повторим, что мы сегодня узнали на уроке. Как звучит тема первой четверти? Урока?

- Молодцы! О чем мы с вами сегодня говорили на уроке?

- Какие характерные черты композиции пейзажа вы узнали?

- С какими понятиями мы с вами сегодня познакомились?

- Что вы выполняли при помощи подмалевка?

- Какие цвета для неба вы использовали? Для земли?

«Искусство русского народа», «Пейзаж родной земли».

- Линия горизонта – граница, где небо сходится с землей.

- Пейзаж - жанр изобразительного искусства, в котором основной предмет изображения – природа.

Подмалевок – это начальная быстрая разработка изображения.

- Осенний пейзаж.

Перечисляют цвета.

П: обобщение и структурирование знаний в речи

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание методов построения, границ применения нового знания

П: доказательство качества выполнения задания;

К: умение полно и точно выражать своё мнение

Фронтальная форма работы:

Работы учащихся вывешиваются на доске. Учитель выбирает двух-трех экспертов для оценивания работ по следующим критериям:

Критерии оценки:

- композиция (линия горизонта);

- характерные черты;

- цветовая палитра (разнообразие оттенков).

– Мне очень понравилось, как вы сегодня себя проявили. Ваши намалевки осеннего пейзажа получились оригинальные и красочные! Спасибо вам за работу на уроке, вы молодцы! 

Домашнее задание. Проанализировать пейзаж с мотивом «Перед грозой»

Эксперты выбирают понравившиеся работы, аргументируя свой ответ, опираясь на критерии оценки.

П: доказательство качества выполнения задания;

К: умение полно и точно выражать своё мнение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики по теме "Площадь прямоугольника" 3 класс УМК "Школа России"

Цель урока: Выведение правила вычисления площади прямоугольника,нахождения длины или ширины по данной площади и стороне; формирование умения вычислять площадь прямоугольника по формуле, решать задачи ...

Технологическая карта урока окружающий мир "Над нашей квартирой" 2 класс, УМК "Школа России"

Класс: 2 «а»Тема урока: «Над нашей квартирой»  Э. УспенскогоЦели урока: познакомить с весёлыми произведениями русских писателей.Планируемые результаты:Предметные: формировать навык чтения стихотв...

Технологическая карта урока литературного чтения «Песенка Винни-пуха» 2 класс, УМК "Школа России"

Предмет: литературное чтениеТема урока: «Песенка Винни-пуха»Цели урока: познакомить учащихся с «Песенками Винни-Пуха» Б. Заходера; учить читать стихотворения с помощью различных интонаций и темпа чтен...

Учебно-методический комплект по математике (технологическая карта урока «Квадрат. Периметр квадрата» + учебная презентация) 2 класс. УМК "Школа России"

Предмет: математикаКласс: 2 «а»Тема урока: «Квадрат. Периметр квадрата»Цели деятельности учителя: познакомить с квадратом как частным случаем прямоугольника; сформировать у учащихся представления о су...

Учебно-методический комплект по окружающему миру (технологическая карта урока «Наша дружная семья» + учебная презентация) 2 класс. УМК "Школа России"

Предмет: окружающий мирКласс: 2 «а»Тема урока: «Наша дружная семья»Цели деятельности учителя: обсудить правила культуры общения в семье.Планируемые результаты:·...

Технологическая карта урока по литературному чтению в 1-м классе УМК «Школа России». Г. Сапгир «Про медведя». М. Бородицкая «Разговор с пчелой» 4/1

Технологическая карта урока по литературному чтению в 1-м классе УМК «Школа России». Г. Сапгир «Про медведя». М. Бородицкая «Разговор с пчелой» 4/1...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Про воздух" 2 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта к уроку окружающего мира по теме "Про воздух" 2 класс УМК "Школа России"...