Технологическая карта урока по литературному чтению в 1-м классе УМК «Школа России». Г. Сапгир «Про медведя». М. Бородицкая «Разговор с пчелой» 4/1
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему
Технологическая карта урока по литературному чтению в 1-м классе УМК «Школа России». Г. Сапгир «Про медведя». М. Бородицкая «Разговор с пчелой» 4/1
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskvya_karta_uroka.doc | 286 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
по литературному чтению в 1-м классе УМК «Школа России»
ФИО (полностью) Покшиванова Лариса Валентиновна
Место работы ГБОУ СОШ с. Екатериновка Красноярского района Самарской области
Должность Учитель начальных классов
Предмет Литературное чтение
Класс Класс 1
Тема и номер урока в теме Г. Сапгир «Про медведя». М. Бородицкая «Разговор с пчелой» 4/1
Базовый учебник «Литературное чтение» 1 класс Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова Москва, «Просвещение» 2015г.
Цель урока: Создание условий для развития интереса к чтению, фонематического слуха, воображения, творческих способностей; научить выразительно читать
Задачи:
Обучающие:
- формирование навыков полноценного чтения;
- совершенствование навыков выразительного чтения;
- владеть навыком смыслового чтения художественных текстов.
Развивающие:
- развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас;
- развивать творческое воображение.
Воспитательные:
- воспитывать умение оценивать собственные поступки через поступки литературных героев;
- воспитывать желание наслаждаться процессом чтения.
Тип урока: Комбинированный
Формы работы учащихся: Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, самостоятельная работа
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный.
Необходимое техническое оборудование: карточки с изображением предметов; словари по русскому языку; иллюстрации к произведениям; портреты поэтов и писателей; учебник; рабочая тетрадь, мультимедиа проектор, экран, компьютер, документ-камера, презентация
Структура и ход урока:
Предметные:
Учащиеся научатся:
- передавать голосом при чтении различную интонацию;
- находить слова, которые помогают представить самого героя и его речь.
Личностные:
Учащиеся научатся:
- ориентироваться в нравственном содержании своих поступков через оценку поступков литературных героев.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
- выполнять учебные действия в устной и письменной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения.
Познавательные:
Учащиеся научатся:
- выделять существенную информацию из текста и осуществлять анализ текста;
- понимать и правильно употреблять понятие «интонация».
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
- задавать вопросы по тексту произведения;
- формулировать собственное мнение и понимать мнение других людей, отличное от собственного.
Структура и ход урока
№ | Этапы урока | Название используемых технологий | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время, мин. | |
осуществляемые действия | формируемые умения | |||||
I. | Мобилизация. Организационный момент | Эмоциональная, мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | - Здравствуйте, ребята! Желаю всем крепкого здоровья, хорошего настроения на уроке! Покажите мне Ваш настрой на урок и Вашу готовность к уроку с помощью сигнальных карточек. Тихо сели девочки, тихо сели мальчики, На меня все посмотрели, и работать захотели!
| Все мы слышали звонок, начинается урок. Кто хочет хорошо читать, не будет время зря терять, и потому без промедленья начинаем мы учение! Приветствуют учителя, организуют своё рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей | Воспринимать на слух речь педагога; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей | 1 мин |
II. | Формирование навыков полноценного чтения | Развитие речевого аппарата (дыхательных упражнений) | - Мы с вами к уроку готовы, а теперь давайте подготовим к уроку наши ротики и язычки. Чтобы ваши глазки хорошо читали, язычки говорили, проведём для них зарядку. Показывает упражнения: - Вдох через нос, выдох через рот. - Вдох – задержка дыхания – выдох. - Вдох - выдох порциями. - Вдох – задуваем свечку. - Вдох – задуваем 1000 свечей. - Жужжала муха около уха. Ж-Ж-Ж -Летел комар и звенел. З-З-З -Скакала лошадка. Цок-цок -Рычал тигрёнок. Р-Р-Р -Ползла змея. Ш-Ш-Ш (Слайд 2) – Поиграем в игру «Молния». Я быстро показываю табличку со словом, а вы постарайтесь успеть про-читать её (мёд, пчела, липа, цветы, лес). -Сейчас ваши глазки превращаются в фотоаппараты. Вы должны «сфото-графировать» этот столбик слов и выдать мне «фотографию», т.е. назовите те слова, которые запомнили. Медведь Берлога Малина Лес Мёд Молодцы! Я смотрю, ваши глазки уже готовы к чтению. | Повторяют упражнения | Точно повторять упражнения за учителем | 5 мин. |
III. | Актуализация знаний, сообщение целей | Повторение темы урока 3. (Загадка). Показ слайдов Постановка цели урока | - Ребята, дома Вы должны были попробовать себя в роли поэтов и художников. А теперь давайте послушаем, у кого получились стихи о буквах и какие Вы подготовили рисунки? - Чей рисунок вам больше всего нравится? - Давайте определим три самые лучшие рисунка. - Кто желает прочесть стихотворение о буквах? - А теперь давайте отгадаем загадки: На странице я стою, - Что это? Правильно, вопросительный знак (открывает слайд) (Слайд 4) Какая погода! И снег замечательный! Поставлю в конце Знак другой —....(Слайд 5) - Кто отгадает эту загадку? Правильно, это восклицательный знак (открывает слайд) (Слайд 6) - А кто отгадает последнюю, самую сложную загадку? Я писал письмо Сережке, О делах, друзьях немножко. Не писал я много слов, Ну а вышло пять листов. В конце пятого листочка Я закончил. Ставлю....(Слайд 7) - Правильно, и эту загадку вы отгадали. Это точка (открывает слайд).(Слайд 8) - А кто знает, какую роль эти знаки выполняют в устной речи? - А в письменной? - На самом деле знаки препинания – волшебники. Давайте посмотрим, как они могут изменить интонацию На интерактивной доске предлагаются 3 предложения различных по интонации. - Кто прочтет предложения? Как вы думаете, чем будем заниматься на уроке? - Правильно. Сегодня на уроке мы будем учиться верно передавать голосом при чтении различную интонацию. Интонация - тон, манера произношения, отражающие какие-либо чувства говорящего | Читают двустишия. Показывают свои рисунки о буквах, выполненные дома. Определяют лучшие рисунки. Читают стихотворения о буквах. Отгадывают загадки. Читают предложения с различной интонацией Совместно с учителем формулируют целепологание | Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников. Взаимооценка Понимать смысл загадки и смысл текста. Осознанно строить речевое высказывание. Осуществлять поиск существенной информации (из рассказа учителя) | 6 мин |
IV. | Изучение нового материала | Чтение скороговорки. | - А теперь давайте прочтем хором скороговорку сначала медленно, чётко произнося слова, затем в быстром темпе: У пчелы, у пчёлки Почему нет чёлки? Отвечаю, почему: «Чёлка пчёлке ни к чему».(Слайд 9-10) - С какой интонацией надо читать первое предложение? | Читают скороговорку. Отвечают на вопросы учителя. | Принимать и сохранять учебную задачу. Формулировать ответы на вопросы учителя. | 12 мин |
Работа с карточками. Чтение стихотворения Г. Сапгира «Про медведя». Словарная работа в парах и анализ прочитанного произведения. Организация беседы по стихотворению | Учитель демонстрирует с помощью документ-камеры карточки с картинками и предлагает выполнить задание: - Назовите предметы, изображённые на карточках.
- А теперь давайте откроем наши учебники на странице 14 и прочтем стихотворение - Кто автор стихотворения?
- А теперь предлагаю вам поработать в парах. Найдите в стихотворении слова, которые вам незнакомы (приятель, восторг, нацарапай)? Посмотрите, на доске написаны значения этих слов (друг, радость, напиши). Какие из предложенных слов подходят к найденным словам?
- Давайте найдем и зачитаем строки, в которых говорится о том, что ответил медведь на предложение автора «...нам письмо ты нацарапай». - Можно ли, зная лишь звуки о, э, ы, у, а, произнести слово, выразить свою мысль? - Почему? | Самостоятельно выполняют задание педагога. Самостоятельно читают стихотворение, отвечают на вопросы. Запоминают значение слов, отвечают на вопросы. Находят и зачитывают ответ медведя. | Находить разнообразные способы решения задач. Владеть навыком смыслового чтения художественных текстов. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Формулировать своё мнение и позицию по заданной теме. Выделять существенную информацию из текстов разных видов. | |||
Физкультминутка (Приложение 2). Чтение стихотворения М. Бородицкой «Разговор с пчелой». Беседа по теме «Интонация» и по содержанию стихотворения |
Слово — серебро, молчание - золото. Слово дано человеку, а животному - немота.(Слайд 11)
- Какие звуки медведь произносит с восторгом, с удивлением, нежно? «О-о-о!» (Удивленно.) - А теперь давайте немного отдохнем (проводит физкультминутку). Шли наши ножки по лугу, по дорожке Шли, не устали, пчелками мы стали. Вечером пчелки собрались на полянке и уснули. (Садятся на корточки, «засыпают»). Утром пчелки все проснулись (встают, протирают глаза). Улыбнулись, потянулись (улыбаются, потягиваются) Раз - росой они умылись (умываются) Два - изящно покружились (кружатся) Три - нагнулись и присели на четыре полетели (летают и жужжат). - Прочтите фамилию автора и название стихотворения.
- Какие звуки в словах нужно произнести протяжно? | Читают пословицы и объясняют значение. Читают с различной интонацией восклицания: «Э-э-э!» (Важно.) «У-у-у!» (Обиженно.) «А-а-а!» (Нежно.) Самостоятельно читают стихотворение «Разговор с пчелой» (по выбору учителя). Отвечают на вопросы. Зачитывают слова из стихотворения, которые помогают оживить картину. (Уж-жасно, нуж-жен, уж-жин.) Зачитывают только слова пчелы, показывая голосом, что она рассердилась | Сохранять поставленную задачу. Владеть навыком смыслового чтения текста. Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки | |||
V. | Формирование навыков полноценного чтения Работа в рабочей тетради | Выработка внимания к слову и его частям. | - Посмотрите, это таблица не простая, а волшебная (открывает таблицу) И прочитать ее сможет только волшебник. Кто из вас хочет стать волшебником?
М З Л АЙКА Ш МА ЗИ СА МА РА СИ ФО А теперь запишите все «волшебные» слова в тетрадь. | Читают слова таблицы | Развивает зоркость, внимание к слову | 4 мин |
VI. | Закрепление знаний и способов действий | Игра «Продолжи рифму» (Приложение 3) | - А сейчас я буду читать стихотворение, а вы должны будете его закончить. | Заканчивают вторую строчку словом, подходящим по звучанию и смыслу | Учитывать ориентиры действия, предложенные учителем | 3 мин. |
VII. | Итог урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений и знаний |
Что интересного вы узнали на уроке? Какое задание показалось трудным? За что вы похвалили бы себя?
(Слайд 12) | Размышляют и отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке На интерактивной доске выбирают смайлики и оценивают свою работу на уроке | Вносить коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта ошибок Самооценка детьми своей работы на уроке | 4 мин. |
Приложение 1.
Ответ: сом-дом; губы – шубы, кошка – ложка
Приложение 2
Шли наши ножки по лугу, по дорожке
Шли, не устали, пчелками мы стали.
Вечером пчелки собрались на полянке и уснули. (Садятся на корточки, «засыпают»). Утром пчелки все проснулись (встают, протирают глаза).
Улыбнулись, потянулись (улыбаются, потягиваются)
Раз - росой они умылись (умываются)
Два - изящно покружились (кружатся)
Три - нагнулись и присели
на четыре полетели (летают и жужжат).
Приложение 3
В кладовой шуршала мышка,
Под сосной лежала -…(шишка) .
Живёт в нашем доме Гарик,
У него есть синий…(шарик).
Капризуля наша Маша,
У неё в тарелке …(каша).
Стоит в деревне старый дом,
В сети к нам попался -…(сом).
В библиотеке взяли том,
Зимой ребята лепят -…(ком).
Очень любят мыши сыр,
В хорошем сыре много -…(дыр).
Ветер очень сильно дул,
Стоял повсюду страшный …(гул).
Живёт у фермера баран,
В пустыне бегает -…(варан).
Мама мыла чисто пол,
Папа ждал: когда же…(гол).
На палубу упала пачка,
Потому, что была -…(качка).
Пишет маме письмо дочка,
В конце рассказа стоит-…(точка).
Приложение 4
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1. | Слайды | мультимедийное пособие | иллюстрации | |
Выберите смайлик, который показывает ваше настроение на уроке | интерактивное задание | игра | http://www.classic-music.ru/mp3-tchaikovsky-piano.html http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%DD0%BE&stype=image&lr=51&noreask=1&source=wiz |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по литературному чтению (Кычырары) в 1 классе по ФГОС УМК "Школа России"
Делюсь своим опытом работы. Представляю разработку урока по литературному чтению (Кычырары, с использованием ИКТ. Урок составлен по требованию ФГОС....
Технологическая карта урока по литературному чтению "Бунин. Матери", 2 класс (УМК "Школа России")
Тип урока: “открытие” нового знания Цель урока: создание условий для формирования читательской компетенции в процессе знакомства с произведением И.А.Бунина “Матери”. Задачи уро...
Технологическая карта урока обучения грамоте "Чтение слов с буквой М" (УМК "Школа России", Азбука: 1 кл.: Учебник: в 2ч./ В.Г.Горецкий. - М.: Просвещение, 2018.-Ч.1.)
Цель урока: фиксирование и коррекция знаний обучающихся о согласных звуках [м], [м`] и букве М. Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1 Закрепить знания о звуках [м],[м`] и буквой...
Технологическая карта урока по литературному чтению "Агния Львовна Барто "Верёвочка"" (УМК "Школа России", 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе изучения стихотворения А. Л. Барто «Веревочка"Задачи урока:Дидактические:1. Продо...
Технологическая карта урока по литературному чтению "С.Д. Дрожжин "Родине"" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цель урока: формирование читательской компетенции у обучающихся: умение анализировать произведения.Задачи урока:Дидактические:1. познакомить с биографией автора С.Д. Дрожжина, содержанием стихотворени...
Технологическая карта урока по литературному чтению "К. Булычев "Путешествие Алисы"" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цель урока: формирование читательской компетенции: знакомство обучающихся с фантастическим произведением К. Булычева «Путешествие Алисы».Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающих...
Технологическая карта урока по литературному чтению "Г.Х. Андерсен "Русалочка"" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цель урока: развитие читательской компетенции у обучающихся в процессе работы над произведением Г.Х.Андерсона "Русалочка".Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с биографией и...