Технологическая карта урока по литературному чтению в 1-м классе УМК «Школа России». Г. Сапгир «Про медведя». М. Бородицкая «Разговор с пчелой» 4/1
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Покшиванова Лариса Валентиновна

Технологическая карта урока по литературному чтению в 1-м классе УМК «Школа России». Г. Сапгир «Про медведя». М. Бородицкая «Разговор с пчелой» 4/1

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskvya_karta_uroka.doc286 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

по литературному чтению в 1-м классе УМК «Школа России»

ФИО (полностью)                     Покшиванова Лариса Валентиновна

Место работы           ГБОУ СОШ с. Екатериновка Красноярского района Самарской области

Должность           Учитель начальных классов

Предмет           Литературное чтение

Класс                                             Класс 1

Тема и номер урока в теме           Г. Сапгир «Про медведя». М. Бородицкая «Разговор с пчелой» 4/1

Базовый учебник           «Литературное чтение» 1 класс Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова  Москва, «Просвещение» 2015г.

Цель урока: Создание условий для развития интереса к чтению, фонематического слуха, воображения, творческих способностей; научить выразительно читать

Задачи:

Обучающие:

  • формирование навыков полноценного чтения;
  • совершенствование навыков выразительного чтения;
  • владеть навыком смыслового чтения художественных текстов.

Развивающие:  

  • развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас;
  • развивать творческое воображение.

Воспитательные:

  • воспитывать умение оценивать собственные поступки через поступки литературных героев;
  • воспитывать желание наслаждаться процессом чтения.

Тип урока: Комбинированный

Формы работы учащихся: Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, самостоятельная работа

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный.

Необходимое техническое оборудование: карточки с изображением предметов; словари по русскому языку; иллюстрации к произведениям; портреты поэтов и писателей; учебник; рабочая тетрадь, мультимедиа проектор, экран, компьютер, документ-камера, презентация

Структура и ход урока:

Предметные: 

Учащиеся научатся:

  • передавать голосом при чтении различную интонацию;
  • находить слова, которые помогают представить самого героя и его речь.

Личностные: 

Учащиеся научатся:

  • ориентироваться в нравственном содержании своих поступков через оценку поступков литературных героев.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Регулятивные:

Учащиеся научатся:

  • выполнять учебные действия в устной и письменной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения.

Познавательные: 

Учащиеся научатся:

  • выделять существенную информацию из текста и осуществлять анализ текста;
  • понимать и правильно употреблять понятие «интонация».

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

  • задавать вопросы по тексту произведения;
  • формулировать собственное мнение и понимать мнение других людей, отличное от собственного.

Структура и ход урока

Этапы урока

Название используемых технологий

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время, мин.

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I.

Мобилизация. Организационный момент

Эмоциональная, мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

- Здравствуйте, ребята! Желаю всем крепкого здоровья, хорошего настроения на уроке! Покажите мне Ваш настрой на  урок и Вашу готовность к уроку с помощью сигнальных карточек.

Тихо сели девочки, тихо сели мальчики,

На меня все посмотрели, и работать захотели!

 

Все мы слышали звонок, начинается урок. Кто хочет  хорошо читать, не будет время зря терять, и потому без промедленья начинаем мы учение!

Приветствуют учителя, организуют своё рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей

Воспринимать на слух речь педагога; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

1 мин

II.

Формирование навыков полноценного чтения

Развитие речевого аппарата (дыхательных упражнений)

- Мы с вами к уроку готовы, а теперь давайте подготовим к уроку наши ротики и язычки. Чтобы ваши глазки хорошо читали, язычки говорили, проведём для них зарядку.

Показывает упражнения:

- Вдох через нос, выдох через рот.

- Вдох – задержка дыхания – выдох.

- Вдох  - выдох порциями.

- Вдох – задуваем свечку.

- Вдох – задуваем 1000 свечей.

- Жужжала муха около уха. Ж-Ж-Ж

-Летел комар и звенел. З-З-З

-Скакала лошадка. Цок-цок

-Рычал тигрёнок. Р-Р-Р

-Ползла змея. Ш-Ш-Ш (Слайд 2)

– Поиграем в игру «Молния».

Я быстро показываю табличку со словом, а вы постарайтесь успеть про-читать её (мёд, пчела, липа, цветы, лес).

-Сейчас ваши глазки превращаются в фотоаппараты. Вы должны «сфото-графировать» этот столбик слов и выдать мне «фотографию», т.е. назовите те слова, которые запомнили.

Медведь

Берлога

Малина

Лес

Мёд

Молодцы! Я смотрю, ваши глазки уже готовы к чтению.

Повторяют упражнения

Точно повторять упражнения за учителем

5 мин.

III.

Актуализация знаний, сообщение целей

Повторение темы урока 3.

 (Загадка).

Показ слайдов

Постановка цели урока

- Ребята, дома Вы должны были попробовать себя в роли поэтов и художников. А теперь давайте послушаем, у кого получились стихи о буквах и какие Вы подготовили рисунки?

- Чей рисунок вам больше всего нравится?

- Давайте определим три самые лучшие рисунка.

- Кто желает прочесть стихотворение о буквах?

- А теперь давайте отгадаем загадки:

На странице я стою,
Всем вопросы задаю,
Согнут я всегда в дугу – 
Разогнуться не могу. (Слайд 3)

- Что это? Правильно, вопросительный знак (открывает слайд) (Слайд 4)

Какая погода!

И снег замечательный!

Поставлю в конце

Знак другой —....(Слайд 5)

- Кто отгадает эту загадку? Правильно, это восклицательный знак (открывает слайд) (Слайд 6)

- А кто отгадает последнюю, самую сложную загадку?

Я писал письмо Сережке,

О делах, друзьях немножко.

Не писал я много слов,

Ну а вышло пять листов.

В конце пятого листочка

Я закончил. Ставлю....(Слайд 7)

- Правильно, и эту загадку вы отгадали. Это точка (открывает слайд).(Слайд 8)

- А кто знает, какую роль эти знаки выполняют в устной речи?

- А в письменной?

- На самом деле знаки препинания – волшебники. Давайте посмотрим, как они могут изменить интонацию

На интерактивной доске предлагаются 3 предложения различных по интонации.

- Кто прочтет предложения?

Как вы думаете, чем будем заниматься на уроке?

- Правильно. Сегодня на уроке мы будем учиться верно передавать голосом при чтении различную интонацию.

Интонация - тон, манера произношения, отражающие какие-либо чувства говорящего

Читают двустишия.

Показывают свои рисунки о буквах, выполненные дома.

Определяют лучшие рисунки.

Читают стихотворения о буквах.

Отгадывают загадки.

Читают предложения с различной интонацией

Совместно с учителем формулируют целепологание

Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.

Взаимооценка

Понимать смысл загадки и смысл текста.

Осознанно строить речевое высказывание.

Осуществлять поиск существенной информации (из рассказа учителя)

6 мин

IV.

Изучение нового материала

Чтение скороговорки.

- А теперь давайте прочтем хором скороговорку сначала медленно, чётко произнося слова, затем в быстром темпе:

У пчелы, у пчёлки

Почему нет чёлки?

Отвечаю, почему:

«Чёлка пчёлке ни к чему».(Слайд 9-10)

- С какой интонацией надо читать первое предложение?

Читают скороговорку.

Отвечают на вопросы учителя.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Формулировать ответы на вопросы учителя.

12 мин

Работа с карточками.

Чтение стихотворения Г. Сапгира «Про медведя».

Словарная работа в парах и анализ прочитанного произведения.

Организация беседы по стихотворению

Учитель демонстрирует с помощью документ-камеры  карточки с картинками и предлагает выполнить задание:

- Назовите предметы, изображённые на карточках.

  • Разложите карточки парами, выбрав предметы, названия которых звучат похоже, то есть рифмуются (Приложение 1).

- А теперь давайте откроем наши учебники на странице 14 и прочтем стихотворение

- Кто автор стихотворения?

  • Как называется произведение?
  • Как вы думаете, о ком это стихотворение?

- А теперь предлагаю вам поработать в парах. Найдите в стихотворении слова, которые вам незнакомы (приятель, восторг, нацарапай)? Посмотрите, на доске написаны значения этих слов (друг, радость, напиши). Какие из предложенных слов подходят к найденным словам?

  • Как выражал свои чувства медведь?
  • Какие звуки он произносил? Что выражал звуками?
  • Какие звуки не могут передать рёв медведя? Просит произнести звуки, которые издавал медведь.

- Давайте найдем и зачитаем строки, в которых говорится о том, что ответил медведь на предложение автора «...нам письмо ты нацарапай».

- Можно ли, зная лишь звуки о, э, ы, у, а, произнести слово, выразить свою мысль?

- Почему?

Самостоятельно выполняют задание педагога.

Самостоятельно читают стихотворение, отвечают на вопросы.

Запоминают значение слов, отвечают на вопросы.

Находят и зачитывают ответ медведя.

Находить  разнообразные способы решения задач.

Владеть навыком смыслового чтения художественных текстов.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Формулировать своё мнение и позицию по заданной теме.

Выделять существенную информацию из текстов разных видов.

Физкультминутка (Приложение 2).

Чтение стихотворения М. Бородицкой «Разговор с пчелой».

Беседа по теме «Интонация» и по содержанию стихотворения

  • Прочтите пословицы:

Слово — серебро, молчание - золото.

Слово дано человеку, а животному - немота.(Слайд 11)

  • Какая пословица отражает идею стихотворения?
  • Объясните смысл этой пословицы.
  • Объясните значение пословиц на с. 15 (часть 1) учебника.

- Какие звуки медведь произносит с восторгом, с удивлением, нежно?

«О-о-о!» (Удивленно.)

- А теперь давайте немного отдохнем (проводит физкультминутку).

Шли наши ножки по лугу, по дорожке

Шли, не устали, пчелками мы стали.

Вечером пчелки собрались на полянке и уснули. (Садятся на корточки, «засыпают»). Утром пчелки все проснулись (встают, протирают глаза).

Улыбнулись, потянулись (улыбаются, потягиваются)

Раз - росой они умылись (умываются)

Два - изящно покружились (кружатся)

Три - нагнулись и присели

на четыре полетели (летают и жужжат).

- Прочтите фамилию автора и название стихотворения.

  • Как называется стихотворение?
  • Как вы понимаете название стихотворения?
  • Как вы думаете, о ком это стихотворение?
  • Обратите внимание во время чтения на пунктуационные знаки.

  • Кто участвует в разговоре? (Мальчик и пчела.)
  • С какой интонацией надо прочитать слова мальчика? (Возмущенно.)
  • Как надо прочитать слова пчелы? (Сердито.)
  • Почему поссорились мальчик и пчела?

- Какие звуки в словах нужно произнести протяжно?

Читают пословицы и объясняют значение.

Читают с различной интонацией восклицания: «Э-э-э!» (Важно.) «У-у-у!» (Обиженно.) «А-а-а!» (Нежно.)

Самостоятельно читают стихотворение «Разговор с пчелой» (по выбору учителя).

Отвечают на вопросы. Зачитывают слова из стихотворения, которые помогают оживить картину. (Уж-жасно, нуж-жен, уж-жин.) Зачитывают только слова пчелы, показывая голосом, что она рассердилась

Сохранять поставленную задачу.

Владеть навыком смыслового чтения текста.

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

V.

Формирование навыков полноценного чтения

Работа в рабочей тетради

Выработка внимания к слову и его частям.

- Посмотрите, это таблица не простая, а волшебная (открывает таблицу)

И прочитать ее сможет только волшебник. Кто из вас хочет стать волшебником?

         

        М

З                

Л                 АЙКА

Ш

      МА

      ЗИ                

     СА                     МА

      РА

       СИ

       ФО

А теперь запишите все «волшебные» слова в тетрадь.

Читают слова таблицы

Развивает зоркость, внимание к слову

4 мин

VI.

Закрепление знаний и способов действий

Игра «Продолжи рифму» (Приложение 3)

- А сейчас я буду читать стихотворение, а вы должны будете его закончить.

Заканчивают вторую строчку словом, подходящим по звучанию и смыслу

Учитывать ориентиры действия, предложенные учителем

3 мин.

VII.

Итог урока. Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений и знаний

  • С произведениями каких авторов мы познакомились?
  • Что объединяет эти произведения?
  • Как можно передать чувства говорящего?
  • Какое стихотворение понравилось больше всего? Что у вас особенно получилось?

Что интересного вы узнали на уроке?

Какое задание показалось трудным?  За что вы похвалили бы себя?

  • Выберите смайлик и оцените свою работу  на уроке

(Слайд 12)

Размышляют и отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке

На интерактивной доске выбирают смайлики и оценивают свою работу на уроке

Вносить коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта ошибок

Самооценка детьми своей работы на уроке

4 мин.


Приложение 1.

 

Ответ: сом-дом; губы – шубы, кошка – ложка

Приложение 2

Шли наши ножки по лугу, по дорожке
Шли, не устали, пчелками мы стали.

Вечером пчелки собрались на полянке и уснули. (Садятся на корточки, «засыпают»). Утром пчелки все проснулись (встают, протирают глаза).

Улыбнулись, потянулись (улыбаются, потягиваются)
Раз - росой они умылись (умываются)
Два - изящно покружились (кружатся)
Три - нагнулись и присели
на четыре полетели (летают и жужжат).

Приложение 3

В кладовой шуршала мышка,

Под сосной лежала -…(шишка) .

Живёт в нашем доме Гарик,

У него есть синий…(шарик).

Капризуля наша Маша,

У неё в тарелке …(каша).

Стоит в деревне старый дом,

В сети к нам попался -…(сом).

В библиотеке взяли том,

Зимой ребята лепят -…(ком).

Очень любят мыши сыр,

В хорошем сыре много -…(дыр).

Ветер очень сильно дул,

Стоял повсюду страшный …(гул).

Живёт у фермера баран,

В пустыне бегает -…(варан).

Мама мыла чисто пол,

Папа ждал: когда же…(гол).

На палубу упала пачка,

Потому, что была -…(качка).

Пишет маме письмо дочка,

В конце рассказа стоит-…(точка).

Приложение 4

                

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Слайды

мультимедийное пособие

иллюстрации

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0&img_url=http%3A%2F%2Fimages.moneysavingexpert.com%2Fimages%2Fquestion.jpg&pos=0&rpt=simage&lr=51&noreask=1&source=wiz

http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&uinfo=sw-1263-sh-899-fw-1038-fh-598-pd-1&p=1&text=%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0&noreask=1&pos=48&rpt=simage&lr=51&img_url=http%3A%2F%2Fnesvetai.donland.ru%2FData%2FSites%2F51%2Fmedia%2Fcab3359s-1.gif

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0&img_url=http%3A%2F%2Fi.i.ua%2Fphoto%2Fimages%2Fpic%2F6%2F6%2F2889666_5cc5df19.jpg&pos=1&rpt=simage&lr=51&noreask=1&source=wiz

Выберите смайлик, который показывает ваше настроение на уроке

интерактивное задание

игра

http://www.classic-music.ru/mp3-tchaikovsky-piano.html

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%DD0%BE&stype=image&lr=51&noreask=1&source=wiz


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению (Кычырары) в 1 классе по ФГОС УМК "Школа России"

Делюсь своим опытом работы. Представляю разработку урока по литературному чтению (Кычырары, с использованием ИКТ. Урок составлен по требованию ФГОС....

Технологическая карта урока по литературному чтению "Бунин. Матери", 2 класс (УМК "Школа России")

Тип урока: “открытие” нового знания Цель урока: создание условий для формирования читательской компетенции в процессе знакомства с произведением И.А.Бунина “Матери”. Задачи уро...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Чтение слов с буквой М" (УМК "Школа России", Азбука: 1 кл.: Учебник: в 2ч./ В.Г.Горецкий. - М.: Просвещение, 2018.-Ч.1.)

Цель урока: фиксирование и коррекция знаний обучающихся о согласных звуках [м], [м`] и букве М. Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1 Закрепить знания о звуках [м],[м`] и буквой...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Агния Львовна Барто "Верёвочка"" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе изучения стихотворения А. Л. Барто «Веревочка"Задачи урока:Дидактические:1. Продо...

Технологическая карта урока по литературному чтению "С.Д. Дрожжин "Родине"" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование читательской компетенции у обучающихся: умение анализировать произведения.Задачи урока:Дидактические:1. познакомить с биографией автора С.Д. Дрожжина, содержанием стихотворени...

Технологическая карта урока по литературному чтению "К. Булычев "Путешествие Алисы"" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование читательской компетенции: знакомство обучающихся с фантастическим произведением К. Булычева «Путешествие Алисы».Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающих...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Г.Х. Андерсен "Русалочка"" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: развитие читательской компетенции у обучающихся в процессе работы над произведением Г.Х.Андерсона "Русалочка".Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с биографией и...