Технологическая карта урока ИЗО по теме: «О чем говорит искусство? Образ моря», класс 2, УМК: «Школа России», учебник: Изобразительное искусство: 2 класс. Учебник: Коротеева Е. И.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: формирование представления об образе моря в изобразительном искусстве и формирование изобразительных способностей учащихся в процессе выполнения образа моря.

 

Задачи урока

 

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Выполнить образ моря с разным настроением.
  2. Совершенствовать умения работать гуашью.

Предметные:

  1. Приобретать знания об затемнении цвета с помощью тёмной краски и осветление цвета. Эмоциональная выразительность цветовых состояний и отношений;
  2. Приобретать опыт преобразования изображения природы (моря) в разных контрастных состояниях погоды и соответствующих цветовых состояниях.

Развивающие:

  1. Развивать цветовое восприятие;
  2. Развивать фантазию и активные формы воображения.

Личностные:

  1. Способствовать проявлению воображения;
  2. Пробуждать ассоциации с увиденными произведениями искусства.

Воспитательные:

  1. Воспитывать адекватную самооценку;
  2. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obraz_morya.docx35.82 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Дата: 20.09.2022

Школа: МОУА СОШ №104

Класс: 2

Урок:

Время: 9:40 – 10:20   Кабинет: 307

Студент: Насырева Светлана

Группа: 31

Учитель: Моцная Наталья Викторовна

Методист: Буторина Валентина Владимировна

Тема урока «О чем говорит искусство? Образ моря»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: формирование представления об образе моря в изобразительном искусстве и формирование изобразительных способностей учащихся в процессе выполнения образа моря. 

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Выполнить образ моря с разным настроением.
  2. Совершенствовать умения работать гуашью.

Предметные:

  1. Приобретать знания об затемнении цвета с помощью тёмной краски и осветление цвета. Эмоциональная выразительность цветовых состояний и отношений;
  2. Приобретать опыт преобразования изображения природы (моря) в разных контрастных состояниях погоды и соответствующих цветовых состояниях.

Развивающие:

  1. Развивать цветовое восприятие;
  2. Развивать фантазию и активные формы воображения.

Личностные:

  1. Способствовать проявлению воображения;
  2. Пробуждать ассоциации с увиденными произведениями искусства.

Воспитательные:

  1. Воспитывать адекватную самооценку;
  2. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности.

УМК: «Школа России», учебник: Изобразительное искусство: 2 класс. Учебник: Коротеева Е. И., презентация.


Этап урока

Методы и приемы

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. Деятельности методы и приемы, формы контроля

Содержание урока

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

15  сек.

Включение в учебную деятельность

на личностно-значимом уровне

Фронтальная

беседа

Демонстрация слайдов

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Светлана Александровна, сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства.

Приветствуют учителя.

УУРД:уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам.

 Презентация, образцы, репродукции, документ камера, рабочая тетрадь и тд.

II. Актуализация знаний и мотивация

1-2мин.

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового

способа

Фронтальная

беседа

Демонстрация слайдов

- Над какой темой мы работаем в этой четверти? (Тема — на слайде)

- Тема этой четверти звучит так: «О чем говорит искусство?»

 - Посмотрите на экран, кто изображен на рисунке?

- Что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину?

- А кто изображен на этом слайде?

Какое настроение передает вам эта картина?

Действительно, картина передает радость и заряжает хорошим настроением.

Что может передать художник в своем произведении?

- Действительно, художник в своём изображении может передать разное настроение, характер, чувства с помощью разных оттенков красок, образов.

- А сейчас закройте глаза и послушайте отрывок из сказки.

- Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

- Ребята, что же это за сказка?

- Верно, а кто вспомнит, сколько раз старик ходил к рыбке с просьбой?

- Посмотрите на экран, давайте проследим, как же менялось море.

- Сначала оно «слегка разыгралось», потом «помутилося», потом стало «неспокойно», потом «почернело», а когда старик пришел в последний раз что случилось с морем?

-Верно, «видит — на море черная буря. Так и вздулись сердитые волны, Так и ходят, так воем и воют».

- Как вы поняли, что на море шторм и буря?

- Волк.

- Страх, злость.

- Дети.

- Радость, счастье.

- Художник в своём произведении передаёт разное настроение, характер, чувства.

Слушают отрывок из сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

- «Сказка о рыбаке и рыбке».

- 5 раз.

-

- Началась буря.

- Высокие волны, море темное, оно волнуется.

УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления.

Презентация

Слайд 1

Музыка (шум моря)

Презентация. Слайд 2.

III. Постановка учебной задачи

1 мин.

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Парная

Выполнение задание

- Ребята, как вы думаете, какая будет тема нашего урока?

- Обратите внимание на экран, перед вами начало задач, продолжите предложение.

1. Узнать какое бывает море.

2.Научиться изображать море в разных состояниях.

3. Выполнить изображение моря с разным настроением.

- Образ моря.

- 1. Узнать больше о море.

2. Научиться рисовать море с разным настроением.

3. Выполнить море с разным настроением.

УУПД: ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.

УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления;

Презентация

Слайд 3.

IV. Открытие нового знания

10-12мин.

Построение детьми нового способа действий и

формирование способности к его

выполнению

1. Знакомство с новым материалом

Увлекательная эвристическая беседа -сопровождается показом изделий, образцов, репродукций

-У девочки Ани была мечта, но какая никто не знал. Она ходила грустная. Однажды на улице она встретила художника, который стоял рядом с выставкой картин. Аня подошла и долго смотрела на картины с морским изображением. После этого она подошла к художнику и попросила нарисовать для нее и её куклы море.

- Какое море вам нарисовать? – спросил художник.

-Такое, чтобы понравилось моей кукле.

-А ты знаешь, что море может быть разным? Море как человек имеет характер.

-Доброе, ласковое море – когда бывает?

- Сердитое, злое море – когда бывает?

- Все, верно. Художник, задумался, какие же выбрать оттенки красок, чтобы исполнить просьбу Ани – нарисовать образ моря её мечты.

2. Анализ образов, изделий, композиций

 - Ребята, а сейчас давайте посмотрим на палитры и подумаем, какую краску добавили во все, чтобы получились нежные цвета?

-Какую краску добавили во все, чтобы получились мрачные, темные?

-Все верно, но главное не добавлять много, иначе цвет станет полностью черным.

-Какие цвета лучше использовать, чтобы море стало нежным?

- Как мы можем изобразить мрачное, темное море?

3. Педагогический показ приёмов создания образа.

- Сейчас положите перед собой маленький листочек, выполним с вами упражнения.

Посмотрите на мой образец.

Как вы думаете, какие мазки применил автор на этом рисунке? Давайте покажем руками.

-Возьмите кисть по шире и рисуем голубым или розовым цветом длинные мягкие мазки, можно добавить желтый - это солнечные блики.

-Одно из важных правил, нужно брать на кисточку как можно меньше воды и как можно больше краски.

-А какие мазки применил автор тут? Покажем руками и нарисуем синим цветом мелкие, дробные волны.

-Какие мазки применил художник на этом рисунке?

-Покажем руками и зарисуем крупные волны темно- синей или даже фиолетовой краской.

-А сейчас, ребята, посмотрите на рисунки- образцы.

-Докажите, что на этих рисунках разный характер у моря и обратите внимание на мазки и цвет моря

- Когда хорошая погода, светит яркое солнце, море спокойное.

- Когда сильный ветер, буря, шторм.

- Белую.

- Чёрную.

-Светлые цвета, нежные: голубой, розовый, желтый.

- Использовать темные цвета: синий, коричневый, фиолетовый, зелёный.

- Плавные, спокойные.

Показывают руками волны.

-Дробные, мелкие.

Показывают руками волны.

-Резкие, крупные.

Показывают руками волны.

- На одной картине показано спокойное ,нежное море потому что автор использует нежные цвета, а на второй бушующее море ,потому что автор использует резкие мазки и темные краски.

УУРД: соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания.

УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления;

УУПД: анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах;

УУКД: взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата.

Презентация. Слайд 4.

Презентация. Слайд 5.

V.Первичное закрепление во внешней речи

1мин.

Усвоение нового способа действий

А сейчас ребята, я дам задание каждому ряду.

Вам нужно будет выполнить этюд моря с заданным характером:

1 ряд- ласковое море на рассвете

2 ряд- беспокойное море на закате

3 ряд- бушующее море в грозу, бурю

- Желаю вам интересных идей, прекрасного настроения и вдохновения.

Слушают учителя.

УУПД: использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композици.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

20-25 мин.

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий,

 индивидуальная рефлексия

  Выполнение работы с музыкальным сопровождением.

Индивидуальная помощь учащимся.

Выполняют работу, слушают музыку.

УУПД: проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий;

УУКД: демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта.

VII. Включение в систему знаний

1мин.

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

-Вы хорошо поработали, теперь давайте вспомним, какая тема была у нас сегодня?

- Посмотрите на экран, продолжите предложения.

Узнали…

Научились…

Выполнили…

- Образ моря.

- Узнали какое бывает море.

Научились изображать море в разных состояниях.

Выполнили изображение моря с разным настроением.

УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления.

Презентация. Слайд 6.

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

3-5 мин.

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ

применения нового

знания

Просмотр и анализ работ.

-Теперь давайте устроим выставку работ на доске и с помощью критериев отметок на доске проанализируем работы.

-У кого получилось, правильно и творчески изобразить ласковое море?
-А беспокойное море? Почему?

-Кто смог на третьем ряду верно и творчески изобразить бушующее море в грозу?  

Критерии оценки: цветовое решение, композиция, оригинальность.

-Вы все сегодня хорошо поработали, а сейчас уберите свое рабочее место.

-Спасибо за урок, до свидания!

Просматривают и анализируют работы одноклассников.

УУКД: анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем.

 Презентация. Слайд 7.

Урок «открытия» нового знания

Название и ориентиро-вочные временные рамки этапа

1-й этап Самоопределение к деятельности

2-й этап Актуализация знаний и мотивация

3-й этап Постановка учебной задачи

4-й этап «Открытие» детьми нового знания

5-й этап Первичное закрепление

6-й этап Самостоятельная работа с самопроверкой

7-й этап Включение в систему знаний, повторение

8-й этап

Рефлексия деятельности

(1-2 мин)

(4-5 мин)

(4-5 мин)

(7-8 мин)

(4-5 мин)

(4-5 мин)

(7-8мин)

(2-3 мин)

Цель

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Готовность

мышления и

осознание потребности к построению нового способа действий

Выявление места и причины

затруднения, постановка цели урока

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Усвоение

нового

способа

действий

Интериоризация(переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Включение

«открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Самооценка

результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Опорный сигнал

прохожде-

ния

этапа

«хочу»

+

«могу»

Актуализация

+

затруднение

в индивидуальной деятельности

Где и почему?

(возникло затруднение)

Что сделать?

(для преодоления затруднения)

Цель урока

Тема урока

Как? (построить новый способ действия)

Виды «открытий»:

Факт —► единичная     информация

Правило —► алгоритм

Понятие —► существенные признаки

Закономерность —► связь между понятиями, свойство.

Внешняя

речь

Самоконтроль и самооценка

(усвоения)

+

переживание

ситуации успеха

Применение

(нового знания)

+

повторение и закрепление

(ранее изученного)

Соотнесение цели и результатов

деятельности

+

самооценка

(результатов

деятельности)

Описание

этапа

Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»).

Исходя из решенных ранее задач, выделяется содержательная область («могу»).

Воспроизводятся ЗУН, достаточные для построения нового способа действий. Активизируются соответствующие мыслительные операции, внимание, память и т.д. Предлагается индивидуальное задание, требующее нового способа действия. Возникшее затруднение фиксируется учащимися (мотив).

Учащиеся соотно-сят свои действия с используемым способом (где?), а затем выявляют и фиксируют в речи причину затрудне-ния (почему?). На этой основе они ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем.

Учащиеся выбирают метод решения учебной задачи - свойство, понятие, алгоритм, модель и т.д., и на его основе выдвигают и обосновывают гипотезы.

Используются предметные действий с моделями, схемами и пр.

В итоге, новый способ действий фиксируется в речи и знаково.

Решение типовых заданий на новый

способ действий с проговариванием

вслух

алгоритма,

понятия,

свойства:

сначала

фронтально, затем в парах или

группах.

Учащиеся самостоятельно выполняют задания на новый способ действий, сами проверяют их, пошагово сравнивая с образцом, и убеждаются, что новый способ действий ими освоен. Ситуация успеха фиксируется знаково (например, плюсом). Те, кто допустил ’ ошибки, выявляют их причину и исправляют на следующем этапе урока

Учащимся предлагаются задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными. Системно включаются задания на тренировку и доведение до уровня автоматизированного навыка ранее сформированных способностей, коррекцию ошибок, подготовку к изучению следующих тем.

На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками деятельности на уроке. В завершении фиксируется степень соответствия результатов деятельности и поставленной пели, намечаются дальнейшие шаги и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества)

Рекоменда-ции к проведению

Доброе пожелание, моральная поддержка, девиз, загадка и т.д. Беседа, обобщение, самопроверка домашнего задания по готовому образцу и т.д.

Коллективные формы работы: коммуникативное взаимодействие, беседа. Индивидуальные формы работы: задание для самостоятельного выполнения, математический диктант и т.д. Фиксация в громкой речи различных вариантов решения и отсутствия изученного способа их обоснования

Коммуникативное

взаимодействие, подводящий диалог, побуждающий диалог.  Включение эмоционального компонента: «яркое пятно», похвала и т.д.

Коммуникативное

взаимодействие,

подводящий диалог,

побуждающий диалог,

мозговой штурм и т.д.

Использование

двигательной

активности,

материальных и

материализованных

моделей.

Коммуника -тивное взаимодействие  с опорой на вербальную и знаковую фиксацию. «Цепочки», соревнования игровые ситуации и пр.

Самостоятельная работа, самоконтроль, самооценка. Письменная работа, небольшой объем, узкая типовая направленность. Индивидуальная деятельность.

Коммуникативное взаимодействие - преимущественно в группах или в парах.

Возможность выбора заданий учащимися. Включение элементов проектирования, игровых ситуаций и т.д.

Беседа, самостоятельная работа.

-Что нового узнали?

-Каким способом?

-Где используется? –

-Каковы результаты (класса, мои собствен.)?

-Что нужно сделать еще?

Возможно использование специальных сигналов - цвет, знак, шкала и т.д., для обозначения степени достижения поставленной цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока изобразительное искусство Тема: "Цвета как средство выражения. Тихие цвета." 2 класс УМК "Школа России"

Тема: цвета как средство выражения. Тихие цвета.Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с цветом как средством выражения, с понятием «тихие» цвета.Планируемые результа...

Технологическая карта урока математики на тему «Ознакомление с задачей в два действия» 1 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: знакомство с составными задачами, состоящими из простых задач на нахождениечисла на несколько единиц меньше данного и на нахождение суммы; развитие умений применять изу...

Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема урока: «Сопоставление звуков [з] - [с] по звонкости - глухости», УМК "Школа России", 1 класс.

Тип урока: “открытие” нового знания Цель урока: формирование умения правильно обозначать звуки  [з] - [с] буквами....

Технологическая карта урока труда по теме урока «Работа в технике оригами» Изделие: «Божья коровка», УМК "Школа России", 1 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование практических навыков работы с бумагой в технике оригами в процессе изготовления «Божьей коровки» Задачи урокаПл...

Технологическая карта урока труда по теме урока«Поздравительная открытка ко Дню Победы». Изделие «открытка», УМК "Школа России", 1 класс

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование у обучающихся представлений о празднике «День Победы», выполнить поздравительную открытку. Задачи урокаПл...

Технологическая карта урока ИЗО по теме: «Волшебная серая. Бабочка – скромница. Гуашь», класс 2, УМК: «Школа Неменского», учебник: Изобразительное искусство: 2 класс. Учебник: Л. А. Неменского

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся умений работать с оттенками серого цвета в процессе выполнения работыобраза бабочки. Задачи урока Планир...

Технологическая карта урока ИЗО по теме «Узорочье теремов: выполняем зарисовки народных орнаментов», класс 4, УМК: "Школа России"

Тип урока: урок «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление обучающихся с образами теремной архитектуры и развитие навыков в изображении орнамента. Задачи урока Планируемые ...