№ | Этап урока (методы/ приемы) | Время | Содержание | Деятельность | УУД |
1 | Самоопределение к деятельности. Рифмованное начало урока | 1 мин. | Ребята, прозвенел уже звонок. Начинается урок. Посмотрите все ли у вас на месте: учебник математики, тетрадь, пенал, линейка, дневник. Если все на месте и вы готовы работать, поднимите две ладони вверх. | Слушают учителя, настраиваются на работу.
| Р.: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
2 | Актуализация знаний и умений. Словесный- учебный диалог. | 2 мин. | Устный счет. На числовой линейке покажите число, которое: - идет при счете после числа 15; - стоит между числами 13 и 15 - стоит перед числом 14 - меньше числа 11 на 1 - больше числа 4 на 10 - Ребята, на доске даны примеры. С каждого ряда выходит ученик и решает один столбик. Каждому ответу соответствует своя буква. Как решите, получится одно слово. №4 6 + 4 + 9 = 12 – 2 -7 = 9 + 1 + 6 = 16 – 6 – 7= 8 + 2 + 7 = 19 – 9 – 7 = 17 3 16 3 16 3 З А Д А Ч А - Какое слово получилось? Прочитайте. Так, о чем будем говорить сегодня на уроке? |
Выполняют задание.
Решают примеры.
- Задача. | К.: участвовать в учебном диалоге. П.: строить логические цепи рассуждений, доказательств. К.: формулировать ответы и выводы. Р.: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
3 | Постановка учебной задачи.
Словесный- учебный диалог | 4 мин. | - Сейчас, я предлагаю вам поработать в группах. - Вам необходимо найти задачи – ловушки, исправить ошибки и решить. Что значит задача-ловушка? - Давайте вспомним, из каких четырех частей состоит задача? А в задаче-ловушке может быть пропущена какая-то часть. (Каждая группа получает по 3 задачи). Время работы 3 минуты.
- 1) На горке играли 4 девочки и 5 мальчиков. В обед 6 детей ушли домой. Сколько всего детей играло в песочнице до обеда? ловушка
- 2) У Оли 5 кукол, а у Риты 4 куклы. Сколько всего кукол у девочек?
- 3) Когда мама поставила на подоконник 4 новых кактуса, всего их стало 14. Сколько кактусов было на подоконнике сначала?
- - Сверьте себя с экраном.
- - Почему нет ответа в первой задаче? Да, там не правильный вопрос.
- Послушайте задачу и придумайте к ней второй вопрос так, чтобы получилась цепочка задач. Схема к задаче на доске. (условие, вопрос, решение, ответ)
Витя на каникулах прочитал 8 сказок, а рассказов – на 3 больше. Сколько рассказов прочитал Витя? ( Ребята, придумайте второй вопрос к задаче.) Сколько всего сказок и рассказов прочитал Витя на каникулах? - На какой вопрос будем отвечать сначала? Почему?
- Как первый ответ на вопрос поможет решить и ответить нам на второй?
- Кто назовет тему урока? Какая цель урока? О чем сегодня мы будем говорить на уроке? Тема: «Знакомство с задачей в два действия» Цель: 1) узнать как решать и составлять задачи в два действия; 2) научиться решать задачи в два действия. | Выполняют задание, отвечают на вопросы учителя.
Сверяют ответы с экраном. - Ловушка
- 9 кукол
- 10 кактусов
Придумывают второй вопрос. - Сначала надо узнать, сколько рассказов прочитал Витя, а потом мы сможем ответить на второй вопрос. -Мы узнаем, сколько рассказов прочитал Витя и поставим это число в решение второй задачи. | К.: участвовать в учебном диалоге. П.: строят речевые высказывания. П.: строить логические цепи рассуждений, доказательств.
|
4 | «Открытие» нового знания. Словесный – учебный диалог.
| 3 мин. | Решите устно: 1) На первой проволоке 10 шариков, а на второй на 3 шара меньше. Сколько шариков на второй проволоке? | 2) На первой проволоке 10 шариков, а на второй 7. Сколько всего шаров на двух проволоках? |
-Прочитайте внимательно эти задачи. -Что в них общего? -Подумайте, кто-нибудь из вас сможет составить из двух задач одну, с двумя вопросами? Открываю задачу, записанную на доске: На первой проволоке 10 шаров, а на второй на 3 шара меньше. Сколько всего шаров на двух проволоках? Сколько шаров на второй проволоке? -Прочитайте. В задаче два вопроса. Подумайте, на какой вопрос вы сможете ответить сначала, на первый или на второй? -А без него можно узнать, сколько шаров на двух проволоках? Стираю второй вопрос. -Второй вопрос был в задаче дополнительным, облегчающим решение. Теперь мы будем решать такие задачи без вопроса- помощника. -Давайте вместе с вами её решим. (ученик у доски). -Что нам известно в задаче? -Повторите вопрос задачи. Как нам обозначить это в краткой записи? -Какой вопрос в задаче будет главным? -Можем ли мы сразу на него ответить? -А на какой вопрос можем? На доске наборное полотно с шариками.
-Что мы знаем о шариках на второй проволоке? -Что значит на 3 меньше? -Где находятся шарики на второй проволоке? (по рисунку). -Как узнать сколько их? -Теперь мы можем ответить на главный вопрос задачи? Как? |
Решают задачу, слушают объяснение учителя.
- Сначала нужно ответить на второй вопрос. - Да.
- Известно, что на первой проволоке 10 шаров, а на второй на 3 шара меньше. - Первый вопрос главный. - Нет, сначала нужно ответить на второй.
- Что их на 3 меньше, чем на первой. - Их 10 без 3. - За полоской.
1) 10 – 3 = 7(ш.) 2) 10 + 7 = 17(ш). | К.: участвовать в учебном диалоге. Р.: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. П.: преобразование учебного материала, действия. П.: осознавать познавательную задачу. |
5 | Первичное закрепление во внешней речи. Словесный – учебный диалог.
| 10 мин. | -Решение этой задачи можно записать числовым выражением: -Смотрим на второе действие: 10 было в задаче? пишем 10+. -А 7 было в задаче? Как мы её нашли? 10 – 3. Записываем: 10 + (10 – 3) = 17 - Ребят, мы решили эту задачу, какой мы можем сделать вывод? -Задачи в два действия называются составными. Я предлагаю вам поработать в парах. На экране показано условие задачи: -Составьте задачу по рисунку и решите её. Серёжа нарисовал 8 зелёных квадратов, а жёлтых – на четыре квадрата больше. Сколько всего квадратов нарисовал Серёжа?
-Составим вместе план решения задачи. -О чём говорят два знака вопроса? -Какой вопрос главный? -Что мы можем узнать сначала? Каким действием? -Теперь можем ответить на главный вопрос задачи? Как? - Запишите решение задачи самостоятельно. Два ученика записывают решение задачи у доски. Проверка с объяснением. |
Было
Нет 10 – 3.
Вывод: сегодня мы рассмотрели задачу, в которой нельзя ответить на поставленный вопрос одним действием, т. к. для этого не хватает известных данных.
Составляют задачу вместе с учителем.
- Первый знак вопроса говорит о том, что желтых неизвестно сколько, но сказано, что на 4 больше. - Второй знак вопроса главный. - Сначала нам нужно узнать, сколько желтых квадратов нарисовал Сережа. 8 + 4 = 12 желтых квардратов 8+ 12= 20 квадратов всего | П.: поиск и выделение необходимой информации. Р.: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. П.: преобразование учебного материала, действия. П.: осознавать познавательную задачу. |
6 | Самостоятельная работа с самопроверкой Практический: решение задачи | 3 мин. | - В тетради, решите задачу на экране самостоятельно. «В одном ящике 8 кг яблок, а в другом – на 2 кг больше. Сколько всего килограммов яблок в этих ящиках?» -Что обозначает число 8? -В выражении 8 + 10 = 18, что обозначает число 10, а что – 8 + 10? Самопроверка по слайду | Решают самостоятельно.
8 + 2 = 10 в другом ящике 10 + 8 = 18 всего килограммов яблок
| Р.: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. К.: общение и взаимодействие. |
7 | Включение в систему знаний. Взаимопроверка. Словесный – учебный диалог.
|
| - Откройте учебник на стр.62 (№3)
- Давайте устно решим. Какова сумма чисел 6 и 10? - Что значит сумма? - Идем дальше, какова сумма 10 и 9? - Что нужно найти под цифрой 2? - Что значит разность? - Какова будет разность чисел 17 и 7? 18 и 10? - Теперь я предлагаю выполнить задание №4 по рядам. Первый ряд – первый столбик, второй ряд – второй столбик, третий ряд – третий столбик. 8+2+7 9+1+6 6+4+9 12-2-7 19-9-8 16-6-7 - Сверьте себя с экраном. Поставьте рядом плюсик, если все верно решено и минус, если не верно. | Решают примеры.
- 16 - Это результат сложения. - 19.
- Разность. - Это результат вычитания. - 10; 8.
17; 3; 16; 2; 19; 3
|
|
7 | Рефлексия. Словесный, аналитический. | 2 мин. | - Итак, какая была тема сегодняшнего урока? - Какие цели мы ставили перед собой? - Мы достигли их?
-Положите перед собой «лестницу успеха». Покажите, на какой ступеньке вы находитесь в конце нашего путешествия. Если вы хорошо усвоили все пройденные знания и научились их применять, то поставьте себя на верхнюю ступеньку. Если вы усвоили знания, но вам еще нужна помощь и у вас остались вопросы, поставьте себя на среднюю ступеньку. Ну а если тема сегодняшнего путешествия вам была не понятной, поставьте себя на нижнюю ступеньку. Учащиеся показывают свои результаты на «лестнице успеха». Кто поставил себя на верхнюю ступеньку? Кто на среднюю? Кто на нижнюю? Спасибо за такой необычный урок! Мне очень приятно было с вами поработать. | Тема: «Знакомство с задачей в два действия». Отвечают на вопросы учителя.
Оценивают свою деятельность на уроке с помощью лесенки успеха. | Л.: умение самостоятельно делать вывод в мире мыслей, чувств и отвечать за этот выбор. К.: общение и взаимодействие. |