Технологическая карта урока ИЗО по теме «Узорочье теремов: выполняем зарисовки народных орнаментов», класс 4, УМК: "Школа России"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Тип урока: урок «открытие» нового знания

Цель урока: ознакомление обучающихся с образами теремной архитектуры и развитие навыков в изображении орнамента.

 

Задачи урока

 

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Выполнить зарисовку народного орнамента;
  2. Совершенствовать умения работать гуашью.

Предметные:

  1. Приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
  2. Расширить представления о красоте деревянного зодчества Руси.

Развивающие:

  1. Развивать цветовое восприятие;
  2. Развивать фантазию и активные формы воображения.

Личностные:

  1. Овладевать навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий;
  2. Воспитание у детей интереса и любви к Родине.

Воспитательные:

  1. Воспитывать адекватную самооценку;
  2. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uzoroche_teremov.docx39.49 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Дата: 02.02.24

Школа: МАОУ «Многопрофильный лицей №148 г.

Челябинска»

Класс:

Урок: 4

Время: 10:45 – 11:25    Кабинет: 203

Студент: Насырева Светлана Александровна

Группа: 31

Учитель: Симинихина Юлия Алексеевна

Методист: Буторина Валентина Владимировна

Тема урока «Узорочье теремов: выполняем зарисовки народных орнаментов»

Тип урока: урок «открытие» нового знания

Цель урока: ознакомление обучающихся с образами теремной архитектуры и развитие навыков в изображении орнамента.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Выполнить зарисовку народного орнамента;
  2. Совершенствовать умения работать гуашью.

Предметные:

  1. Приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
  2. Расширить представления о красоте деревянного зодчества Руси.

Развивающие:

  1. Развивать цветовое восприятие;
  2. Развивать фантазию и активные формы воображения.

Личностные:

  1. Овладевать навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий;
  2. Воспитание у детей интереса и любви к Родине.

Воспитательные:

  1. Воспитывать адекватную самооценку;
  2. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики.

УМК: «Школа России», учебник: Изобразительное искусство: 4 класс. Учебник: Коротеева Е.И, презентация, раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. Деятельности методы и приемы, формы контроля

Содержание урока

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

15  сек.

Включение в учебную деятельность

на личностно-значимом уровне

Фронтальная

беседа

Демонстрация слайдов

Учитель мобилизует внимание класса и приветствует учащихся.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Александровна, сегодня я у вас проведу урок изобразительного искусства.

- Проверьте, чтобы у вас на партах были бумага, гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка или салфетка. Давайте начнем.

Дети проверяют готовность к уроку.

УУРД: уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам.

Презентация, слайд №1

II. Актуализация знаний и мотивация

1-2мин.

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового

способа

Фронтальная

беседа

Демонстрация слайдов

Учитель организует обобщение материалов предшествующих уроков, активизирует учащихся, убеждает в верности их знаний.

- Над какой темой вы начали работать в 3 четверти?

- О чём могут рассказать произведения искусства?

- Вы совершенно правы. Ребята, сегодня мы прогуляемся по улицам Древней Руси. А что увидим, узнаете, когда прослушаете стихотворение:

Что ни терем, ни изба-

Позолота, да резьба

Терем, терем, теремок,

Он затейлив и высок,

В нем окошки слюдяные,

Все наличники резные,

А на крыше — петушки,

Золотые гребешки.

А в перилах на крылечке

Мастер вырезал колечки,

Завитушки да цветки

И раскрасил от руки.

В терему резные двери,

На дверях цветы и звери,

В изразцах на печке в ряд

Птицы райские сидят.

- Ребята, о чём это стихотворение?

- Правильно, о тереме.

- О чём говорит искусство.

- О том какое настроение передаёт это произведение.

Слушают стихотворение.

- О тереме.

УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления.

Презентация, слайд №2, №3

III. Постановка учебной задачи

1 мин.

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

беседа

Демонстрация слайдов

Учитель в занимательной форме или ситуации подводит учащихся к самостоятельному определению темы и учебных задач.

- Ребята, а что такое терем, как вы думаете?

- А где вы впервые услышали упоминание о нем?

- Вы совершенно правы, в русских народных сказках.

- Ребята, предположите какая тема урока?

- Вы правы, тема урока «Узорочье теремов».

- Итак, любая деятельность без цели бессмысленна, поэтому предположите цель сегодняшнего урока. Для этого нам помогут слова подсказки, которые представлены на экране: «Узнать…и выполнить…».

- Жилое строение.

- В русских народных сказках.

- Узорочье теремов.

- Узнать, что такое терем, его строение и выполнить зарисовку орнамента на тереме.

УУПД: ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.

УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения.

Презентация, слайд №4, №5

IV. Открытие нового знания

10-12мин.

Построение детьми нового способа действий и

формирование способности к его

выполнению

Фронтальная

беседа

Демонстрация слайдов

Учитель организует проблемную беседу по открытию нового знания.

- Отлично, ребята, а как вы понимаете слово «узорочье»?

- Послушайте, как об этом слове говорится в толковом словаре:

Узорочье – резные, богатые, роскошные, украшения в архитектуре, как вид декоративного искусства.

- Т.е. мы можем сказать, что узорочье – это украшение построек.

- Ребята, а что такое «орнамент»?

- Верно, орнамент – это тоже украшение, узор, который состоит из ритмически повторяющихся элементов.

- Сейчас я приглашаю вас прогуляться по улице Древней Руси и полюбоваться старинными теремами и узнать о них.

- Терем – в Древней Руси: жилое помещение в верхней части здания или отдельный дом в виде башни. Строили терема знатные бояре, разбогатевшие горожане, купцы. А рядом возводили такие же разукрашенные, похожие на терема церкви. Терем украшали резными расписными ставнями, причудливыми решётками на окнах, резьбой на наличниках окон, точёными фигурками, позолотой и рисунками. Русские мастера превращали дерево то в легенду, то в песню. Карнизы, подзоры, наличники украшали дворец словно кружевом. Над входом в терем возводились арочные колонны.

- Посмотрите на эти иллюстрации, где изображен терем: В. М. Васнецов «Заречная слободка Берендеевка», 1885 г.; «Подводный терем», 1884 г.; «Спящая царевна», 1926 г.; «Сивка-бурка», 1926 г.

- На мой взгляд, это замечательные иллюстрации сказок.

- Как украшались терема?

- Ребята, а какие виды орнаменты вы знаете и почему они так называются?

- Что в тереме можно украсить орнаментом?

- Отлично. Посмотрите на образец (образец на доске). Такой рисунок вы будете выполнять сегодня.

- Ребята, но перед тем, как приступить к работе, давайте с вами вспомним правила работы с красками и кистями.

- Превосходно.

- Когда вы выполните работу, мы оценим ее по следующим критериям: аккуратность, композиция орнамента, креативность.

Внимательно слушают учителя.

- Украшение.

- Орнамент – это узор с повторяющими элементами.

- Украшались терема различными орнаментами.

- Геометрический орнамент - состоит из геометрических фигур.

Растительный орнамент - составлен из трав, листьев, цветов. Русские мастера изображали красоту именно русской природы, любили и уважали свою Родину.

Зооморфный орнамент - всегда состоит из стилизованных птиц, зверей.

- Двери, окна, лестниц.

Вспоминают правила работы с красками и кистями.

УУРД: соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания.

УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления;

УУПД: анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах;

УУКД: взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата.

Презентация, слайд №6, №7, №8, №9, №10, №11, №12, №13

V.Первичное закрепление во внешней речи

1мин.

Усвоение нового способа действий

Учитель предлагает учащимся сформулировать практическое задание и уточняет его.

- Итак ребята, вам предстоит выполнить зарисовку терема.

- Но сначала скажите, какая главная задача стоит перед вами на сегодняшнем уроке?

- Правильно, а сейчас я предлагаю вам размять свои глаза. Сядьте прямо, держите голову прямо и повторяйте за мной движения.

Внимательно слушают задание.

- Нарисовать терем с интересным и красивым орнаментом.

УУПД: использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиции.

Динамическая пауза

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

20-25 мин.

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия

Индивидуальная

Самостоятельно рисуют

Индивидуальная работа под музыкальное сопровождение.

- Ребята, я уверена, что ваши рисунки будут прекрасны и интересны. На протяжении вашей работы я включу тихую и спокойную музыку.

- А теперь можете приступать к работе.

Приступают к работе.

УУПД: проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий;

УУКД: демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта.

Презентация, слайд №14

VII. Включение в систему знаний

1мин.

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изучен.

Фронтальная

беседа

Демонстрация слайдов

Учитель организует закрепление полученных по теме знаний, понятий, приёмов.

- Ребята, я считаю до трёх, и мы перестаём работать.

- Вы хорошо поработали, теперь давайте вспомним, о чем сегодня мы говорили.

- Что такое терем?

- Верно, а что такое орнамент?

Заканчивают работать.

Отвечают на вопросы.

- Жилое строение.

- Орнамент – это узор с повторяющими элементами.

УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения.

Презентация, слайд №15, №16

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

3-5 мин.

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ

применения нового

знания

Фронтальная

беседа

Демонстрация слайдов

Учитель организует выставку всех работ учащихся.

Выбирает экспертов и помогает им в соответствии с критериями провести анализ работ.

- Давайте покажем наши работы друг другу. Для этого первый ряд выйдите к доске и покажите свои работы.

-Ученики, на экране появились критерии оценивания: аккуратность, композиция орнамента, креативность, какая работа наиболее соответствует критериям?

- Первый ряд присаживайтесь, теперь второй ряд.

- Оцените работу, которая вам больше всего нравится по критериям.

- Второй ряд присаживайтесь, третий ряд.

- Итак, чья работа больше всего соответствует всем критериям? Почему?

- Замечательно, давайте вспомним какая тема и цель была сегодня на уроке?

- Превосходно, покажите класс, если вы достигли цели урока, ладошку – вы не до конца поняли тему, палец вниз – вы не справились с заданием и не поняли тему.

- Отлично, а сейчас нам нужно аккуратно убрать свое рабочее место. Ребята, спасибо за работу. 

Рассматривают и анализируют работы друг друга.

Убирают рабочее место.

- Тема: «Узорочье теремов: выполняем зарисовки народных орнаментов».

Цель: узнать, что такое терем, его строение и выполнить зарисовку орнамента на тереме.

УУКД: анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем.

Презентация, слайд №17, №18, №19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики на тему «Решение задач в два действия» 1 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: ознакомление с составными задачами, состоящими из простых задач на нахождение числа на несколько единиц меньше данного и на нахождение суммы. Планируемые  рез...

Технологическая карта урока математики по теме: «Деление двузначного числа на однозначное» 3 класс УМК «Школа России».

Технологическая карта урока математики по теме:  «Деление двузначного числа на однозначное» 3 класс УМК «Школа России». Урок изучения и первичного закрепления новых з...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема:"М.В.Дружинина "Мамочка-мамуля""(3 класс, УМК "Школа России").

Тип урока: “открытие” нового знания. Цель урока: формирование читательской компетенции при чтении и анализе произведения С.В.Михалкова “Если”.Задачи урокаДидактические:Поз...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема: "Обобщение знаний по разделу «Люблю природу русскую. Весна." (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: рефлексияЦель урока: обобщение знания учащихся по разделу. Задачи урокаДидактические:ориентироваться в прочитанных произведениях, знать их авторов;проверить знания, полученные при изуч...

Технологическая карта урока «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?» 3 класс, по программе "Школа России"

Технологияеская карта урока «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»...

Технологическая карта урока ИЗО по теме: «О чем говорит искусство? Образ моря», класс 2, УМК: «Школа России», учебник: Изобразительное искусство: 2 класс. Учебник: Коротеева Е. И.

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование представления об образе моря в изобразительном искусстве и формирование изобразительных способностей учащихся в процессе вы...