Технологическая карта урока ИЗО по теме «Узорочье теремов: выполняем зарисовки народных орнаментов», класс 4, УМК: "Школа России"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Тип урока: урок «открытие» нового знания
Цель урока: ознакомление обучающихся с образами теремной архитектуры и развитие навыков в изображении орнамента.
Задачи урока
| Планируемые результаты |
Дидактические:
| Предметные:
|
Развивающие:
| Личностные:
|
Воспитательные:
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uzoroche_teremov.docx | 39.49 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Дата: 02.02.24 Школа: МАОУ «Многопрофильный лицей №148 г. Челябинска» Класс: 4г Урок: 4 Время: 10:45 – 11:25 Кабинет: 203 | Студент: Насырева Светлана Александровна Группа: 31 Учитель: Симинихина Юлия Алексеевна Методист: Буторина Валентина Владимировна |
Тема урока «Узорочье теремов: выполняем зарисовки народных орнаментов»
Тип урока: урок «открытие» нового знания
Цель урока: ознакомление обучающихся с образами теремной архитектуры и развитие навыков в изображении орнамента.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические:
| Предметные:
|
Развивающие:
| Личностные:
|
Воспитательные:
|
УМК: «Школа России», учебник: Изобразительное искусство: 4 класс. Учебник: Коротеева Е.И, презентация, раздаточный материал.
Этап урока Методы и приемы | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. Деятельности методы и приемы, формы контроля | Содержание урока | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование | |||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||||
I. Этап самоопределения к деятельности 15 сек. | Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Фронтальная беседа Демонстрация слайдов | Учитель мобилизует внимание класса и приветствует учащихся. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Александровна, сегодня я у вас проведу урок изобразительного искусства. - Проверьте, чтобы у вас на партах были бумага, гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка или салфетка. Давайте начнем. | Дети проверяют готовность к уроку. | УУРД: уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам. | Презентация, слайд №1 | ||
II. Актуализация знаний и мотивация 1-2мин. | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа | Фронтальная беседа Демонстрация слайдов | Учитель организует обобщение материалов предшествующих уроков, активизирует учащихся, убеждает в верности их знаний. - Над какой темой вы начали работать в 3 четверти? - О чём могут рассказать произведения искусства? - Вы совершенно правы. Ребята, сегодня мы прогуляемся по улицам Древней Руси. А что увидим, узнаете, когда прослушаете стихотворение: Что ни терем, ни изба- Позолота, да резьба Терем, терем, теремок, Он затейлив и высок, В нем окошки слюдяные, Все наличники резные, А на крыше — петушки, Золотые гребешки. А в перилах на крылечке Мастер вырезал колечки, Завитушки да цветки И раскрасил от руки. В терему резные двери, На дверях цветы и звери, В изразцах на печке в ряд Птицы райские сидят. - Ребята, о чём это стихотворение? - Правильно, о тереме. | - О чём говорит искусство. - О том какое настроение передаёт это произведение. Слушают стихотворение. - О тереме. | УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления. | Презентация, слайд №2, №3 | ||
III. Постановка учебной задачи 1 мин. | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Фронтальная беседа Демонстрация слайдов | Учитель в занимательной форме или ситуации подводит учащихся к самостоятельному определению темы и учебных задач. - Ребята, а что такое терем, как вы думаете? - А где вы впервые услышали упоминание о нем? - Вы совершенно правы, в русских народных сказках. - Ребята, предположите какая тема урока? - Вы правы, тема урока «Узорочье теремов». - Итак, любая деятельность без цели бессмысленна, поэтому предположите цель сегодняшнего урока. Для этого нам помогут слова подсказки, которые представлены на экране: «Узнать…и выполнить…». | - Жилое строение. - В русских народных сказках. - Узорочье теремов. - Узнать, что такое терем, его строение и выполнить зарисовку орнамента на тереме. | УУПД: ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания. УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения. | Презентация, слайд №4, №5 | ||
IV. Открытие нового знания 10-12мин. | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Фронтальная беседа Демонстрация слайдов | Учитель организует проблемную беседу по открытию нового знания. - Отлично, ребята, а как вы понимаете слово «узорочье»? - Послушайте, как об этом слове говорится в толковом словаре: Узорочье – резные, богатые, роскошные, украшения в архитектуре, как вид декоративного искусства. - Т.е. мы можем сказать, что узорочье – это украшение построек. - Ребята, а что такое «орнамент»? - Верно, орнамент – это тоже украшение, узор, который состоит из ритмически повторяющихся элементов. - Сейчас я приглашаю вас прогуляться по улице Древней Руси и полюбоваться старинными теремами и узнать о них. - Терем – в Древней Руси: жилое помещение в верхней части здания или отдельный дом в виде башни. Строили терема знатные бояре, разбогатевшие горожане, купцы. А рядом возводили такие же разукрашенные, похожие на терема церкви. Терем украшали резными расписными ставнями, причудливыми решётками на окнах, резьбой на наличниках окон, точёными фигурками, позолотой и рисунками. Русские мастера превращали дерево то в легенду, то в песню. Карнизы, подзоры, наличники украшали дворец словно кружевом. Над входом в терем возводились арочные колонны. - Посмотрите на эти иллюстрации, где изображен терем: В. М. Васнецов «Заречная слободка Берендеевка», 1885 г.; «Подводный терем», 1884 г.; «Спящая царевна», 1926 г.; «Сивка-бурка», 1926 г. - На мой взгляд, это замечательные иллюстрации сказок. - Как украшались терема? - Ребята, а какие виды орнаменты вы знаете и почему они так называются? - Что в тереме можно украсить орнаментом? - Отлично. Посмотрите на образец (образец на доске). Такой рисунок вы будете выполнять сегодня. - Ребята, но перед тем, как приступить к работе, давайте с вами вспомним правила работы с красками и кистями. - Превосходно. - Когда вы выполните работу, мы оценим ее по следующим критериям: аккуратность, композиция орнамента, креативность. | Внимательно слушают учителя. - Украшение. - Орнамент – это узор с повторяющими элементами. - Украшались терема различными орнаментами. - Геометрический орнамент - состоит из геометрических фигур. Растительный орнамент - составлен из трав, листьев, цветов. Русские мастера изображали красоту именно русской природы, любили и уважали свою Родину. Зооморфный орнамент - всегда состоит из стилизованных птиц, зверей. - Двери, окна, лестниц. Вспоминают правила работы с красками и кистями. | УУРД: соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания. УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления; УУПД: анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах; УУКД: взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата. | Презентация, слайд №6, №7, №8, №9, №10, №11, №12, №13 | ||
V.Первичное закрепление во внешней речи 1мин. | Усвоение нового способа действий | Учитель предлагает учащимся сформулировать практическое задание и уточняет его. - Итак ребята, вам предстоит выполнить зарисовку терема. - Но сначала скажите, какая главная задача стоит перед вами на сегодняшнем уроке? - Правильно, а сейчас я предлагаю вам размять свои глаза. Сядьте прямо, держите голову прямо и повторяйте за мной движения. | Внимательно слушают задание. - Нарисовать терем с интересным и красивым орнаментом. | УУПД: использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиции. | ||||
Динамическая пауза | ||||||||
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой 20-25 мин. | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия | Индивидуальная Самостоятельно рисуют | Индивидуальная работа под музыкальное сопровождение. - Ребята, я уверена, что ваши рисунки будут прекрасны и интересны. На протяжении вашей работы я включу тихую и спокойную музыку. - А теперь можете приступать к работе. | Приступают к работе. | УУПД: проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий; УУКД: демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта. | Презентация, слайд №14 | ||
VII. Включение в систему знаний 1мин. | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изучен. | Фронтальная беседа Демонстрация слайдов | Учитель организует закрепление полученных по теме знаний, понятий, приёмов. - Ребята, я считаю до трёх, и мы перестаём работать. - Вы хорошо поработали, теперь давайте вспомним, о чем сегодня мы говорили. - Что такое терем? - Верно, а что такое орнамент? | Заканчивают работать. Отвечают на вопросы. - Жилое строение. - Орнамент – это узор с повторяющими элементами. | УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения. | Презентация, слайд №15, №16 | ||
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) 3-5 мин. | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Фронтальная беседа Демонстрация слайдов | Учитель организует выставку всех работ учащихся. Выбирает экспертов и помогает им в соответствии с критериями провести анализ работ. - Давайте покажем наши работы друг другу. Для этого первый ряд выйдите к доске и покажите свои работы. -Ученики, на экране появились критерии оценивания: аккуратность, композиция орнамента, креативность, какая работа наиболее соответствует критериям? - Первый ряд присаживайтесь, теперь второй ряд. - Оцените работу, которая вам больше всего нравится по критериям. - Второй ряд присаживайтесь, третий ряд. - Итак, чья работа больше всего соответствует всем критериям? Почему? - Замечательно, давайте вспомним какая тема и цель была сегодня на уроке? - Превосходно, покажите класс, если вы достигли цели урока, ладошку – вы не до конца поняли тему, палец вниз – вы не справились с заданием и не поняли тему. - Отлично, а сейчас нам нужно аккуратно убрать свое рабочее место. Ребята, спасибо за работу. | Рассматривают и анализируют работы друг друга. Убирают рабочее место. - Тема: «Узорочье теремов: выполняем зарисовки народных орнаментов». Цель: узнать, что такое терем, его строение и выполнить зарисовку орнамента на тереме. | УУКД: анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем. | Презентация, слайд №17, №18, №19 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока математики на тему «Решение задач в два действия» 1 класс УМК «Школа России»
Цели деятельности учителя: ознакомление с составными задачами, состоящими из простых задач на нахождение числа на несколько единиц меньше данного и на нахождение суммы. Планируемые рез...
Технологическая карта урока математики по теме: «Деление двузначного числа на однозначное» 3 класс УМК «Школа России».
Технологическая карта урока математики по теме: «Деление двузначного числа на однозначное» 3 класс УМК «Школа России». Урок изучения и первичного закрепления новых з...
Технологическая карта урока литературного чтения. Тема:"М.В.Дружинина "Мамочка-мамуля""(3 класс, УМК "Школа России").
Тип урока: “открытие” нового знания. Цель урока: формирование читательской компетенции при чтении и анализе произведения С.В.Михалкова “Если”.Задачи урокаДидактические:Поз...
Технологическая карта урока литературного чтения. Тема: "Обобщение знаний по разделу «Люблю природу русскую. Весна." (УМК "Школа России", 2 класс)
Тип урока: рефлексияЦель урока: обобщение знания учащихся по разделу. Задачи урокаДидактические:ориентироваться в прочитанных произведениях, знать их авторов;проверить знания, полученные при изуч...
Технологическая карта урока «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?» 3 класс, по программе "Школа России"
Технологияеская карта урока «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»...
Технологическая карта урока математики на тему "Прибавление чисел 7,8,9" (1 класс, УМК "Начальная школа 21 века)
Тех.карта и презентация...
Технологическая карта урока ИЗО по теме: «О чем говорит искусство? Образ моря», класс 2, УМК: «Школа России», учебник: Изобразительное искусство: 2 класс. Учебник: Коротеева Е. И.
Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование представления об образе моря в изобразительном искусстве и формирование изобразительных способностей учащихся в процессе вы...