Технологическая карта и презентация урока изо УМК Л. А. Неменский 4 класс Тема урока Художественная культура Древней Греции. Керамика
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Цель деятельности учителя:
формирование условий для создания у обучающихся представлений о классических сосудах и навыков изображения узоров на сосудах Древней Греции.
Задачи:
Дидактические:
1) познакомить обучающихся с традиционными видами орнамента древнегреческих керамических сосудов;
2) познакомить с декоративно-прикладным искусством Древней Греции.
Развивающие:
1) развивать навыки владения художественными материалами и средствами;
2) развивать способности к творческому самовыражению.
Воспитательные:
1) воспитывать художественно-эстетический вкус на основе духовных ценностей древнегреческой культуры;
2) продолжать формирование уважительного отношения к культуре другого народа, аккуратноси, оригинальности в работе.
Планируемые результаьы:
Предметные:
1) расширить представление о произведениях искусства Древней Греции;
2) уметь работать гуашью.
Личностные:
1) осознавать необходимость новых знаний;
2) проявлять интерес к произведениям искусства, построенным на принципах уважительного отношения к культурным традициям и творчеству других народов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГОИСКУССТВА
Дата: 14.02.2023 Школа: Многопрофильный лицей № 104 Класс: 4 А Урок: 6 Время: 12:35-13:15 Кабинет: 201 | Студент: Ершова Анна Группа: 31 Учитель: Регель Надежда Васильева Методист: Подгорская Татьяна Алексеевна |
Тема урока: «Художественная культура Древней Греции. Керамика»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование условий для создания у обучающихся представлений о классических сосудах и навыков изображения узоров на сосудах Древней Греции.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) познакомить обучающихся с традиционными видами орнамента древнегреческих керамических сосудов; 2) познакомить с декоративно-прикладным искусством Древней Греции. | Предметные: 1) расширить представление о произведениях искусства Древней Греции; 2) уметь работать гуашью. |
Развивающие: 1) развивать навыки владения художественными материалами и средствами; 2) развивать способности к творческому самовыражению. | Личностные: 1) осознавать необходимость новых знаний; 2) проявлять интерес к произведениям искусства, построенным на принципах уважительного отношения к культурным традициям и творчеству других народов. |
Воспитательные: 1) воспитывать художественно-эстетический вкус на основе духовных ценностей древнегреческой культуры; 2) продолжать формирование уважительного отношения к культуре другого народа, аккуратноси, оригинальности в работе. |
УМК: учебник ИЗО, 4 класс, 2 часть, Л. А. Неменский, гуашь, заготовки – эскизы сосудов, учебная презентация.
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1 – 2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф. р. Словесный: беседа | - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анна Александровна, и сегодня урок изобразительного искусства у вас проведу я. - Занимайте свои места. |
| Л: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | Презентация |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Беседа-обобщение Наглядный | -Над какой темой вы работаете в 3 четверти? -С культурой какой страны Древнего мира вы продолжаете знакомство? -Расскажите о трех ордерах архитектуры Древней Греции, как их различают? -Как древние греки изображали красоту человека? -Почему стульптуры Древней Греции называются идеалом? -Назовите пропорции тела человека. Какая должна быть голова? Где будет середина тела? Из скольких частей состоят ноги и руки? -Почему архитектуру древних Греков называют классической? | - Каждый народ Земли – художник. -Древней Греции. -1.Дорический – колонна с капителью в виде прямоуг. Подушки – абаки(а). 2.Ионический – колонна с капителью в виде завитка – волюты(а). 3.Коринфский – колонна с капителью в форме цветов. -Эталоном красоты человека. -В них идеальные пропорции, на них хотели похожими быть люди. -Голова это 1/7 всего тела. Середина тела будет там, где начинаются бедра. Ноги и руки состоят из трех частей. -Она признанна во всём Мире. Во всех странах мира есть здания, построенные в греческом стиле. | Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи П: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления. | Презентация |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф.р. Словесный: беседа, рассказ | Подведение к формулировке темы и целей урока -Сегодня мы с вами продолжим говорить о художественной культуре Древней Греции и керамики. -Рассмотрите изделия посуды, которые я вам принесла. Ребята, оказывается самые распространенные виды сосудов также придуманы в Древней Греции. -Итак, ребята, предположите, какая будет тема нашего урока? -А точнее, керамика. Тема: «Художественная культура Древней Греции. Керамика». -Давайте поставим цель на урок. Что узнаем, и, как думаете, что выполним? сражения греков с амазонками и кентаврами, битвы богов с гигантами изображены на его фронтонах, метопах, фризах. Греки считали, что неподвижны только мертвецы, поэтому богов и людей они изображали обычно в движен | Определяют тему урока, ставят задачи на урок совместно с учителем -Художественная культура Древней Греции. Украшения эскиза сосуда. -Цель: узнать что такое керамика, выполнить сосуд с изображением традиционного орнамета Древней Греции. | П: научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель М: научатся составлять план и последовательность действий Л: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; взаимодействовать и находить общие способы работы | Презентация |
"Открытие" детьми нового знания (7 – 8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф.р., Наглядный: демонстрация опытов Словесный: беседа, учебный диалог | 4.1. Учитель организует эвристическую беседу -Как вы понимаете, что такое керамика? -Согласно самой распространенной версии, в Древней Греции это слово произошло от названия афинского района Керамик, где селились гончары. -Посмотрите еще раз на сосуды, которые я вам принесла, эти формы очень распространённые. -Древние греки создали основные типы керамических сосудов, которые используются во многих странах и сегодня. -Первый сосуд, посмотрите вниматеьно, называется амфора, чем он отличается от других? Верно, ребята, также сосуды имеют не толоько названия, но и предназначение, амфоры предназначены для хранения зерна, оливкого масла, мёда, вина. -В чем отличие формы летифа от амфоры? Он предназначен, ребята, для душистого масла и духов (благовоний). -Опишите особенности формы кратера? Такие сосуды, ребята, использовали для смешивания вина с водой. -Мы с вами говорили о классике. Говорили, что архитектура классическая. Значит искусство керамики тоже...? -Да, это действительно так, керамика, как и архитектура является классической. 4.2. Учитель проводит анализ образов -Также Древние Греки использовали различные виды росписи, давайте рассмотрим, какой фон может быть у сосудов? -Верно, данные виды росписи называются чёрнофигурный стиль и краснофигурный стиль. -Обратите вниманиена изображения на светлом (красном) фоне и на черном? -Совершенно верно, ребята, также Древние Греки использовали традиционные орнаменты для украшения керамических сосудов. -Давайте вспомним, что называется орнаментом? -Верно, посмотрите на изображение, этот орнамент называется меандр. Это самый распространённый элемент. Опишите его форму. -Хорошо, также обратите внимание, ребята, на то, что меандр бесконечен. Греки хотели показать в нем лабиринт царя Миноса (лабиринт Менотавра). -Следующий орнамент, называется пальметта. Как вы думаете, почему он так называется, на что он похож? -Верно этот элемент назывался пальметта, такжеего мы можем сравнить с ладонью. -Верно, именно поэтому он так и называется. -Посмотрите, что ещё изображали в орнаменте Древней Греции? -Верно, также в орнаменте сосудов изображали виноградную гроздь- это изображение кисти винограда с листочками и завитками. -Как вы думаете почему Древние греки изображали виноградную гроздь? -Кого ещё изображали на сосудах? -Какие части можно выделить в сосуде? -Где изображён самый крупный элемент? -На тулове вазы изображены сцены из жизни древних греков и их мифы. -А как определить горлышко и дно? 4.3. Учитель проводит педагогический показ приёмов выполнения практического задания. - Вы правильно догадались в начале урока, что сегодня мы выполним сосуд с изображением традиционного орнамета Древней Греции. - Внимательно посмотрите на мой показ. Я вам покажу порядок работы. -1 этап: -Начнем с первого элемента меандр, напомните мне, что это? -Верно, его я буду изображать черной краской. -Берем кисть и ведем линию непрерывной изломанной под прямым углом, что делаем далее? -Затем не отрывая кисть от листа ведем линию вниз и снова поднимаем вверх и так до конца. Помним, что меандр – бесконечен. -Здесь же покажу орнамент волна, являющаяся разновиднотью меандера, который также бесконечен. -Беру кисть и ставлю кисть под наклоном, закругляя веду вверх, отставляю кисть и заостряя закругляю в обратном направлении, недоводя и неотрывая кисть выполняю соединительную дугу и повторяю элемент, так до конца. 2 этап: -Теперь приступим к следующему элементу, как он называется? -Верно, для начала нам нужно изобразить элементы похожие на лепестки пальмы, будем изображать в виде капель. -Его я буду изображать красной краской, берем кисть и ведем каплю вверх, затем постепенно нажимая на кисть, тем самым рисуя наш лепесток шире. -Таким образом вы рисуете данные лепестки. -Также не забудьте, что должна быть композиция, то есть, где мы расположим мелкие детали на нашем сосуде? А где будет главный элемент? -Теперь возьмите заготовленный вами сосуд. | Слушают учителя. -Керамика- изделия и обоженой глины. 1. амфора – сосуд овальной формы с узкой шейкой и двумя ручками. 2. Лекиф-высокий, удлинённый сосуд. 3. Кратер – большие сосуды, широкие, схож с кратером вулкана. -Классическое.
-Красный и черный. -На светлом (красном) фоне и чёрные изображения. На черном фоне изображения имели цвет обожжённой глины (красновато-коричневатый). -Орнамент – это повторяющийся рисунок. -Меандр – узор в виде ломаной или кривой линии с завитками. -Данный элемент похож на лист пальмы. -Виноградную гроздь. -Так как в древней Греции производят вино, поэтому и на вазах они изображают виноград. -На вазах изображали различных людей и их жизнь. -В каждом сосуде есть горло, тулово и дно. -На тулове сосуда. -На нем изображен орнамент. -Меандр- узор в виде ломаной или кривой линии с завитками. -Ведем линию вниз. -Пальметта. -Мелкие детали будут на горлышке и дне. А главный элемент будет на тулове. | П: формирование представления об эталоне красоты древнегреческого человека М: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами
| Презентация |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Ф.р. Словесный: учебный Диалог | - Ребята, сформулируйте задание. - Верно. Ваша задача на этот урок – украсить сосуд росписью, точно распределить что и где нужно изобразить. -Перед тем, как вы приступите к работе, прочитайте внимательно критерии оценивания: 1.Роспись сосуда состоит из элементов Древнегреческой росписи. 2.Аккуратность выполнения эскиза сосуда. 3.Соответствует эталону красоты Древней Греции. Всем понятно? Тогда приступайте. | Формулируют задание. -Украсить сосуд росписью. | М: готовность слушать собеседника и вести диалог Л: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. П: устанавливать причинно- следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения | Презентация |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Индивидуальная работа Практический: выполнение теста | -Учитель организует индивидуальную продуктивную работу, поощряет активность и творчество -Осуществляет наблюдение и контроль темпа выполнения задания -Демонстрирует классу удачные работы с кратким пояснением | П: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе полученных знаний. М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи | Презентация Листы а5 Гуашь | |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф.р. Словесный: беседа | Учитель организует закрепление полученных по теме знаний, понятий, приёмов -Итак, ребята, давайте закрепим изученное. -Сегодня мы с вами продолжили знакомство с художественной культурой Древней Греции и керамикой. Давайте повторим изученное. -Какие виды сосудов вы знаете? -Какие виды росписи вы знаете? Расскажите о них подробнее. В чем их различие? -С какими видами традиционных орнатентов вы сегодня познакомились? | -Амфора, лекиф, кратер. -Краснофигурная и чернофигурная: 1.чёрнофигурный стиль( светлый (красный)фон и чёрные изображения). 2.краснофигурный стиль(фон был черным, а изображения имели цвет обожжённой глины (красновато-коричневатый)). -Пальметта, меандр(волна),виноградная гроздь. | П: устанавливать причинно- следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи Л: формирование уважительного отношения к иному мнению. | Презентация, раздаточный материал |
Рефлексия деятельности | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф.р. Словесный : беседа | Учитель организует выставку всех работ учащихся - Ребята, вы закончили свою работу, подойдите к доске и вывесьте свои сосуды. Экспертам сегодня будут…, так как у них лучше всех получилось соответствовать критериям. -Оцени работы других учеников по названным критериям: 1.Роспись сосуда состоит из элементов Древнегреческой росписи. 2.Аккуратность выполнения эскиза сосуда. 3.Соответствует эталону красоты Древней Греции. -Спасибо за работу, урок окончен. | Выбранные дети оценивают работы в соответствии с критериями оценивания | М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия; Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи П: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. | Презентация |
сражения греков с амазонками и кентаврами, битвы богов с гигантами изображены на
его фронтонах, метопах, фризах. Греки считали, что неподвижны только мертвецы,
поэтому богов и людей они изображали обычно в движении.
сражения греков с амазонками и кентаврами, битвы богов с гигантами изображены на
его фронтонах, метопах, фризах. Греки считали, что неподвижны только мертвецы,
поэтому богов и людей они изображали обычно в движении.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по изобразительному искусству для 4 класса на тему "Художественная культура Древней Греции. Архитектура. Ордер"
Конспект урока по изобразительному искусству для 4 класса на тему "Художественная культура Древней Греции. Архитектура. Ордер"...
Технологическая карта и презентация урока технологии "УМК Школа России" 1 класс Тема урка: Текстиль. Швейные приспособления. Аппликация из ткани Гриб
Цель деятельности учителя:формирование у обучающихся представления о видах ткани, их строение и свойства, а также о правилах работы со швейными инструментами и приспособлениями.Задачи урока:Дидактичес...
Технологическая карта и презентация урока технологии "УМК Школа России" 1 класс Тема урока Образец, анализ конструкции образца изделия. Изделие по образцу. Изделие: Закладка для книги
Цель:формирование у обучающихся умений изготовления закладки для книги.Задачи:Дидактические:1.Расширить представление о правилами бережного отношения с книгой;2.Познакомить обучающихся с понятием о за...
Технологическая карта и презентация урока технологии "УМК Школа России" 1 класс Тема урока Прогнозирование порядка действий в зависимости от желаемого результата. Аппликация: Подснежники
Цель:формирование у обучающихся умений прогнозирования порядка действий в зависимости от желаемого результата и выполнения аппликации: подснежники, согласно составленному плану.Задачи:Дидактические:1....
Технологическая карта и презентация урока технологии "УМК Школа России" 4 класс Тема урока: Конструирование динамической игрушки из бросового материала» Изделие: Дед мороз
Цель:освоение технологии конструирования динамической игрушки из бросового материала.Задачи:Дидактические:1.Освоение приёмов работы с бросовым материалом.2.Изготовление изделия из бросового материала....
Технологическая карта и презентация урока технологии "УМК Школа России" 4 класс Тема урока: Оразец, анализ конструкции образца изделия. Изделие по образцу из бумажных салфеток» Изделие: Сердце для мамы
Цель: освоение технологии работы с бумажными салфетками.Задачи:Дидактические:1.Освоение приёмов работы с бумажными салфетками2.Изготовление изделия из бросового материала Развивающие:1....
Технологическая карта и презентация урока математики УМК «Школа России» 1 класс Тема урока Присчитывание и отсчитывание единиц на числовом отрезке
Цель:формирование знаний и умений использовать способ присчитывания и отсчитывания на числовом отрезке.Задачи:Дидактические:1. Познакомить с действием присчитывания и отсчитывания на числовом отрезке....