Технологическая карта и презентация урока изо УМК Л. А. Неменский 4 класс Тема урока Художественная культура Древней Греции. Керамика
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Ершова Анна Александровна

Цель деятельности учителя:

формирование условий для создания у обучающихся представлений о классических сосудах и навыков изображения узоров на сосудах Древней Греции.  

Задачи:

Дидактические:

1) познакомить обучающихся с традиционными видами орнамента древнегреческих керамических сосудов;

2)  познакомить с декоративно-прикладным искусством Древней Греции. 

Развивающие:

1) развивать навыки владения художественными материалами и средствами;

2) развивать способности к творческому самовыражению.

Воспитательные:

1) воспитывать художественно-эстетический вкус на основе духовных ценностей древнегреческой культуры;  

2) продолжать формирование уважительного отношения к культуре другого народа, аккуратноси, оригинальности в работе.

Планируемые результаьы:

Предметные:

1) расширить представление о произведениях искусства Древней Греции;

2) уметь работать гуашью. 

Личностные:

1) осознавать необходимость новых знаний;

2) проявлять интерес к произведениям искусства, построенным на принципах уважительного отношения к культурным традициям и творчеству других народов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГОИСКУССТВА

Дата: 14.02.2023

Школа: Многопрофильный лицей № 104

Класс: 4 А

Урок: 6

Время: 12:35-13:15

Кабинет: 201

Студент: Ершова Анна

Группа: 31

Учитель: Регель Надежда Васильева

Методист: Подгорская Татьяна Алексеевна

Тема урока: «Художественная культура Древней Греции. Керамика»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование условий для создания у обучающихся представлений о классических сосудах и навыков изображения узоров на сосудах Древней Греции.  

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) познакомить обучающихся с традиционными видами орнамента древнегреческих керамических сосудов;

2)  познакомить с декоративно-прикладным искусством Древней Греции.

Предметные:

1) расширить представление о произведениях искусства Древней Греции;

2) уметь работать гуашью.

Развивающие:

1) развивать навыки владения художественными материалами и средствами;

2) развивать способности к творческому самовыражению.

Личностные:

1) осознавать необходимость новых знаний;

2) проявлять интерес к произведениям искусства, построенным на принципах уважительного отношения к культурным традициям и творчеству других народов.

Воспитательные:

1) воспитывать художественно-эстетический вкус на основе духовных ценностей древнегреческой культуры;  

2) продолжать формирование уважительного отношения к культуре другого народа, аккуратноси, оригинальности в работе.

УМК: учебник ИЗО, 4 класс, 2 часть, Л. А. Неменский, гуашь, заготовки – эскизы сосудов, учебная презентация.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1 – 2 мин)  

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф. р.

Словесный: беседа

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анна Александровна, и сегодня урок изобразительного искусства у вас проведу я.

- Занимайте свои места.

  1. Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку.
  2. Сосредотачивают внимание на речи учителя.

Л: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и

самообразованию на основе

мотивации к обучению и познанию;

организовывать учебное

сотрудничество и совместную

деятельность с учителем и

сверстниками

Презентация

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Беседа-обобщение

Наглядный

-Над какой темой вы работаете в 3 четверти?

-С культурой какой страны Древнего мира вы продолжаете знакомство?

-Расскажите о трех ордерах архитектуры Древней Греции, как их различают?

-Как древние греки изображали красоту человека?

-Почему стульптуры Древней Греции называются идеалом?

-Назовите пропорции тела человека. Какая должна быть голова? Где будет середина тела? Из скольких частей состоят ноги и руки?

-Почему архитектуру древних Греков

называют классической?

- Каждый народ Земли – художник.

-Древней Греции.

-1.Дорический – колонна с капителью в виде прямоуг. Подушки – абаки(а).

2.Ионический – колонна с капителью в виде завитка – волюты(а).

3.Коринфский – колонна с капителью в форме цветов.

-Эталоном красоты человека.

-В них идеальные пропорции, на них хотели похожими быть люди.

-Голова это 1/7 всего тела. Середина тела будет там, где начинаются бедра. Ноги и руки состоят из трех частей.

-Она признанна во всём Мире. Во всех странах мира есть здания, построенные в греческом стиле.

Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои

мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи

П: перерабатывать полученную информацию:

сравнивать и группировать факты и явления.

Презентация

Постановка учебной задачи
(4 – 5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф.р.

Словесный: беседа, рассказ

Подведение к формулировке темы и целей урока

-Сегодня мы с вами продолжим говорить о

художественной культуре Древней Греции и

керамики.

-Рассмотрите изделия посуды, которые я вам принесла. Ребята, оказывается самые распространенные виды сосудов также придуманы в Древней Греции.

-Итак, ребята, предположите, какая будет

тема нашего урока?

-А точнее, керамика. Тема: «Художественная культура Древней Греции. Керамика».

-Давайте поставим цель на урок. Что узнаем, и, как думаете, что выполним?

сражения греков с амазонками и кентаврами, битвы богов с гигантами изображены на

его  фронтонах,  метопах,  фризах.  Греки  считали,  что  неподвижны  только  мертвецы,

поэтому богов и людей они изображали обычно в движен

Определяют тему урока, ставят задачи на урок совместно с учителем

-Художественная культура Древней Греции. Украшения эскиза сосуда.

-Цель: узнать что такое керамика, выполнить сосуд с изображением традиционного орнамета Древней Греции.

П: научатся

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

М: научатся

составлять план и последовательность действий

Л: организовывать учебное

сотрудничество и       совместную

деятельность с учителем и сверстниками;

взаимодействовать  и находить общие способы работы

Презентация

"Открытие" детьми нового знания

(7 – 8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф.р., Наглядный: демонстрация опытов Словесный: беседа,

учебный диалог

4.1. Учитель организует эвристическую беседу

-Как вы понимаете, что такое керамика?

-Согласно самой распространенной версии, в Древней Греции это слово произошло от названия афинского района Керамик, где селились гончары.

-Посмотрите еще раз на сосуды, которые я вам принесла, эти формы очень распространённые.

-Древние греки создали основные типы керамических сосудов, которые используются во многих странах и сегодня.

-Первый сосуд, посмотрите вниматеьно, называется амфора, чем он отличается от других? Верно, ребята, также сосуды имеют не толоько названия, но и предназначение, амфоры предназначены для хранения зерна, оливкого масла, мёда, вина.

 -В чем отличие формы летифа от амфоры? Он предназначен, ребята, для душистого масла и духов (благовоний).

-Опишите особенности формы кратера? Такие сосуды, ребята, использовали для смешивания вина с водой.

-Мы с вами говорили о классике. Говорили, что архитектура классическая. Значит искусство керамики тоже...?

-Да, это действительно так, керамика, как и архитектура является классической.

4.2. Учитель проводит анализ образов

-Также Древние Греки использовали различные виды росписи, давайте рассмотрим, какой фон может быть у сосудов?

-Верно, данные виды росписи называются чёрнофигурный стиль и краснофигурный стиль.

-Обратите вниманиена изображения на светлом (красном) фоне и на черном?

-Совершенно верно, ребята, также Древние Греки использовали традиционные орнаменты для украшения керамических сосудов.

-Давайте вспомним, что называется орнаментом?

-Верно, посмотрите на изображение, этот орнамент называется меандр. Это самый распространённый элемент. Опишите его форму.

-Хорошо, также обратите внимание, ребята, на то, что меандр бесконечен. Греки хотели показать в нем лабиринт царя Миноса (лабиринт Менотавра).

-Следующий орнамент, называется пальметта. Как вы думаете, почему он так называется, на что он похож?

-Верно этот элемент назывался пальметта, такжеего мы можем сравнить с ладонью.

-Верно, именно поэтому он так и называется.

-Посмотрите, что ещё изображали в орнаменте Древней Греции?

-Верно, также в орнаменте сосудов изображали

виноградную гроздь- это изображение кисти винограда с листочками и завитками.

-Как вы думаете почему Древние греки

изображали виноградную гроздь?

-Кого ещё изображали на сосудах?

-Какие части можно выделить в сосуде?

-Где изображён самый крупный элемент?

-На тулове вазы изображены сцены из жизни древних греков и их мифы.

-А как определить горлышко и дно?

4.3. Учитель проводит педагогический показ приёмов выполнения практического задания.

- Вы правильно догадались в начале урока, что сегодня мы выполним сосуд с изображением традиционного орнамета Древней Греции.

 - Внимательно посмотрите на мой показ. Я вам покажу порядок работы.

-1 этап:

-Начнем с первого элемента меандр, напомните мне, что это?

-Верно, его я буду изображать черной краской.

-Берем кисть и ведем линию непрерывной

изломанной под прямым углом, что делаем далее?

-Затем не отрывая кисть от листа ведем линию вниз и снова поднимаем вверх и так до конца. Помним, что меандр – бесконечен.

-Здесь же покажу орнамент волна, являющаяся разновиднотью меандера, который также бесконечен.

-Беру кисть и ставлю кисть под наклоном, закругляя веду вверх, отставляю кисть и заостряя закругляю в обратном направлении, недоводя и неотрывая кисть выполняю соединительную дугу и повторяю элемент, так до конца.

2 этап:

-Теперь приступим к следующему элементу, как он называется?

-Верно, для начала нам нужно изобразить

элементы похожие на лепестки пальмы, будем изображать в виде капель.

-Его я буду изображать красной краской, берем кисть и ведем каплю вверх, затем постепенно нажимая на кисть, тем самым рисуя наш лепесток шире.

-Таким образом вы рисуете данные лепестки.

-Также не забудьте, что должна быть композиция, то есть, где мы расположим мелкие детали на нашем сосуде? А где будет главный элемент?

-Теперь возьмите заготовленный вами сосуд.

Слушают учителя.

-Керамика- изделия и обоженой глины.

1. амфора – сосуд овальной формы с узкой шейкой и двумя ручками.

2. Лекиф-высокий, удлинённый сосуд.

3. Кратер – большие сосуды, широкие, схож с кратером вулкана.

-Классическое.

 

-Красный и черный.

-На светлом (красном) фоне и чёрные изображения. На черном фоне изображения имели цвет обожжённой глины (красновато-коричневатый).

-Орнамент – это повторяющийся

рисунок.

-Меандр – узор в виде ломаной или кривой линии с завитками.

-Данный элемент похож на лист пальмы.

-Виноградную гроздь.

-Так как в древней Греции производят вино, поэтому и на вазах они изображают виноград.

-На вазах изображали различных людей и их жизнь.

-В каждом сосуде есть горло, тулово и дно.

-На тулове сосуда.

-На нем изображен орнамент.

-Меандр-  узор в виде ломаной или кривой линии с завитками.

-Ведем линию вниз.

-Пальметта.

-Мелкие детали будут на

горлышке и дне. А главный

элемент будет на тулове.

П: формирование представления об эталоне красоты древнегреческого человека

М: овладение

базовыми предметными и

межпредметными понятиями, отражающими

существенные

связи и отношения между объектами и процессами

 

Презентация

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф.р.

Словесный: учебный

Диалог

- Ребята, сформулируйте задание.

- Верно. Ваша задача на этот урок – украсить сосуд росписью, точно распределить что и где нужно изобразить.

-Перед тем, как вы приступите к работе, прочитайте внимательно критерии оценивания:

1.Роспись сосуда состоит из элементов

Древнегреческой росписи.

2.Аккуратность выполнения эскиза сосуда.

3.Соответствует эталону красоты Древней Греции.

Всем понятно? Тогда приступайте.

Формулируют задание.

-Украсить

сосуд росписью.

М: готовность слушать собеседника и вести диалог Л: развитие навыков

сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не

создавать конфликтов и

находить выходы из спорных ситуаций.

П: устанавливать причинно-

следственные связи; строить логические

рассуждении, умозаключения

Презентация

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)


Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Индивидуальная работа Практический:

выполнение теста

  -Учитель организует индивидуальную

продуктивную работу, поощряет активность и

творчество

-Осуществляет наблюдение и контроль темпа

выполнения задания

-Демонстрирует классу удачные работы с

кратким пояснением

П: перерабатывать полученную информацию:

делать выводы на основе полученных знаний. М:

адекватно оценивать правильность или ошибочность

выполнения учебной задачи

Презентация

Листы а5

Гуашь

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф.р.

Словесный: беседа

Учитель организует закрепление полученных по теме знаний, понятий, приёмов

-Итак, ребята, давайте закрепим изученное.

-Сегодня мы с вами продолжили знакомство с художественной культурой Древней Греции и

керамикой. Давайте повторим изученное.

-Какие виды сосудов вы знаете?

-Какие виды росписи вы знаете? Расскажите о них

подробнее. В чем их различие?

-С какими видами традиционных орнатентов вы сегодня познакомились?

-Амфора, лекиф, кратер.

-Краснофигурная и чернофигурная:

1.чёрнофигурный стиль( светлый (красный)фон и чёрные изображения).

2.краснофигурный стиль(фон был черным, а изображения имели цвет обожжённой глины (красновато-коричневатый)).

-Пальметта, меандр(волна),виноградная гроздь.

П: устанавливать причинно-

следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения

М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения

учебной задачи

Л: формирование уважительного отношения к иному мнению.

Презентация, раздаточный материал

Рефлексия деятельности

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф.р. Словесный

: беседа

Учитель организует выставку всех работ учащихся

- Ребята, вы закончили свою работу, подойдите к доске и вывесьте свои сосуды. Экспертам сегодня будут…, так как у них лучше всех получилось соответствовать критериям.

-Оцени работы других учеников по названным

критериям:

1.Роспись сосуда состоит из элементов

Древнегреческой росписи.

2.Аккуратность выполнения эскиза сосуда.

3.Соответствует эталону красоты Древней Греции.

-Спасибо за работу, урок окончен.

Выбранные дети оценивают работы в соответствии с критериями оценивания

М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения

учебной задачи; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;

Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои

мысли в устной речи

П: развитие навыков

сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Презентация

сражения греков с амазонками и кентаврами, битвы богов с гигантами изображены на

его  фронтонах,  метопах,  фризах.  Греки  считали,  что  неподвижны  только  мертвецы,

поэтому богов и людей они изображали обычно в движении.

сражения греков с амазонками и кентаврами, битвы богов с гигантами изображены на

его  фронтонах,  метопах,  фризах.  Греки  считали,  что  неподвижны  только  мертвецы,

поэтому богов и людей они изображали обычно в движении.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изобразительному искусству для 4 класса на тему "Художественная культура Древней Греции. Архитектура. Ордер"

Конспект урока по изобразительному искусству для 4 класса на тему "Художественная культура Древней Греции. Архитектура. Ордер"...

Технологическая карта и презентация урока технологии "УМК Школа России" 1 класс Тема урка: Текстиль. Швейные приспособления. Аппликация из ткани Гриб

Цель деятельности учителя:формирование у обучающихся представления о видах ткани, их строение и свойства, а также о правилах работы со швейными инструментами и приспособлениями.Задачи урока:Дидактичес...

Технологическая карта и презентация урока технологии "УМК Школа России" 1 класс Тема урока Образец, анализ конструкции образца изделия. Изделие по образцу. Изделие: Закладка для книги

Цель:формирование у обучающихся умений изготовления закладки для книги.Задачи:Дидактические:1.Расширить представление о правилами бережного отношения с книгой;2.Познакомить обучающихся с понятием о за...

Технологическая карта и презентация урока технологии "УМК Школа России" 1 класс Тема урока Прогнозирование порядка действий в зависимости от желаемого результата. Аппликация: Подснежники

Цель:формирование у обучающихся умений прогнозирования порядка действий в зависимости от желаемого результата и выполнения аппликации: подснежники, согласно составленному плану.Задачи:Дидактические:1....

Технологическая карта и презентация урока технологии "УМК Школа России" 4 класс Тема урока: Конструирование динамической игрушки из бросового материала» Изделие: Дед мороз

Цель:освоение технологии конструирования динамической игрушки из бросового материала.Задачи:Дидактические:1.Освоение приёмов работы с бросовым материалом.2.Изготовление изделия из бросового материала....

Технологическая карта и презентация урока технологии "УМК Школа России" 4 класс Тема урока: Оразец, анализ конструкции образца изделия. Изделие по образцу из бумажных салфеток» Изделие: Сердце для мамы

Цель: освоение технологии работы с бумажными салфетками.Задачи:Дидактические:1.Освоение приёмов работы с бумажными салфетками2.Изготовление изделия из бросового материала Развивающие:1....

Технологическая карта и презентация урока математики УМК «Школа России» 1 класс Тема урока Присчитывание и отсчитывание единиц на числовом отрезке

Цель:формирование знаний и умений использовать способ присчитывания и отсчитывания на числовом отрезке.Задачи:Дидактические:1. Познакомить с действием присчитывания и отсчитывания на числовом отрезке....