ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Смотрю на мир глазами художника»
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3, 4 класс)

Елена Ивановна Власова

 

Адресат программы: 6-10 лет Направленность: художественная. Уровень освоения программы: базовый. Срок реализации: 2 года

Дополнительная общеразвивающая программа «Смотрю на мир глазами художника» (далее - программа) составлена на основе многолетнего теоретического и практического опыта работы педагога, в соответствии с документами в сфере образования:

Дополнительная общеразвивающая программа «Смотрю на мир глазами художника» имеет художественную направленность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon smotryu_na_mir_glazami_hudozhnika._-_h.doc278.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Центр развития творчества «Народные ремесла» р.п.Чунский

Рассмотрена                                                                                                  Утверждена

МС МБОУДО ЦРТ                                                                              Приказом директора

«Народные ремесла»                                                                                    МБОУДО ЦРТ

Протокол №         «Народные ремесла»

от        .2020 года                                                                                         Приказ №  

                                                                                                                         от          .2020 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Смотрю на мир глазами художника»

Адресат программы: 6-10 лет

Направленность: художественная

Уровень освоения программы: базовый

Срок реализации: 2 года

Разработчик программы:

Власова Елена Ивановна,

педагог дополнительного образования

 

р.п.Чунский, 2020 год

СОДЕРЖАНИЕ

I

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1

Информационные материалы

3

1.2

Направленность программы

3

1.3

Актуальность педагогическая целесообразность программы

3

1.4

Отличительные особенности программы

4

1.5

Адресат программы

4

1.6

Срок освоения программы

4

1.7

Форма обучения

5

1.8

Режим занятий

5

1.9

Цель и задачи программы

5

II

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

2.1

Объем программы

5

2.2

Содержание программы

6

2.3

Планируемые результаты освоения программы

8

III

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

3.1

Учебный план

11

3.2

Календарный учебный график

14

3.3

Оценочные материалы

14

3.4

Методические материалы

14

IV

ИНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

4.1. Условия реализации программы

16

4.2. Список литературы

16

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        1.1. Информационные материалы

Дополнительная общеразвивающая программа «Смотрю на мир глазами художника» (далее - программа) составлена на основе многолетнего теоретического и практического опыта работы педагога, в соответствии с документами в сфере образования: 

  • ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
  • Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Иркутской области;
  • СанПиН 2.4.4.3172–14, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 41 от 04.07.2014 г.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования Центре развития творчества «Народные ремесла» р.п.Чунский (далее Центр). Центр вправе реализовывать программу при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

1.2 Направленность программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Смотрю на мир глазами художника» имеет художественную направленность.

        1.3. Актуальность и педагогическая целесообразность программы

Программа кружка «Смотрю на мир глазами художника» ориентирована на освоения знаний и практических навыков, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной.

        Доминирующее значение имеет направленность программы на развитие эмоционально-ценностного отношения воспитанника к миру. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим воспитанникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, к окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

        Новизана

        Направленность на деятельностный и проблемный  подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа, разнообразие художественных материалов и техник, используемых на занятиях, будет

 Актуальность программы  обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

      Педагогическая целесообразность в системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

     Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

     Данное направление привлекает широкий круг занимающихся своей доступностью, эмоциональностью, многообразием форм, которые отвечают различным интересам и уровню подготовленности.

1.4 Отличительные особенности программы

      Отличие дополнительной общеразвивающей программы заключается в комплексном решении задач художественного развития, в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств при одновременном развитии их интеллектуальных и креативных способностей, эмоциональной сферы, психических процессов.

      Занятия воспитывают коммуникативные качества, коллективизм, стремление к лидерству, и, в то же время, толерантное отношение к возможностям сверстников. Кроме этого, ребята получают необходимые знания, умения  и навыки в таких дисциплинах как – изобразительное искусство, окружающий мир, компенсируя недостаточность указанных знаний в основном образовании по этим предметам.

1.5  Адресат программы

        Программа рассчитана на обучающихся в возрасте 6-10 лет, имеющих огромное желание к занятиям. Группы формируются одновозрастные с учѐтом физических, физиологических возможностей. Дети в группы проходят без специального отбора и подготовки. Единственное условие – желание.

         По данной программе могут обучаться разные категории детей: одаренные, инвалиды, дети с ОВЗ. Для них разрабатываются индивидуальные планы работы.

         Группы формируются из разно-возрастных детей, имеющих базовые знания разного уровня, поэтому на занятиях большое внимание уделяется индивидуальной работе с каждым ребенком и используется личностно-ориентированный подход.

        Численный состав группы:

1 года обучения - 10 -12 обучающихся;

2 года обучения – 10-12 обучающихся.

Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него обучающихся с ОВЗ или детей-инвалидов.

1.6 Срок освоения программы

          Программа реализуется 2 года (68 недель).

1.7 Форма обучения

          Форма обучения: очная, при необходимости - в дистанционной форме.

          Формы проведения занятий: аудиторные и внеаудиторные.

          Форма организации занятий: индивидуальная, парная, подгрупповая, групповая                                и коллективная.

1.8 Режим занятий

Занятия проводятся по утвержденному расписанию.

Продолжительность занятий: для детей от 6-10 лет - 40 мин.;

1.9 Цель и задачи программы

Цель программы - создание условий для реализации творческих способностей ребенка посредством обучения изобразительному искусству.

Задачи программы:

Образовательные:

  • развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в изобразительном искусстве и творческой деятельности.
  • научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
  • научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства;
  • обучить конкретным изобразительным  навыкам при работе с художественными материалами, красками, природными материалами;
  • обучить   основным правилам изображения;

Развивающие:

  • развивать образное мышление, творческие способности;
  • формировать эстетический и художественный вкус;
  • содействовать формированию всесторонне развитой личности.
  • развивать стремления к общению с искусством способствовать развитию желания ребенка к самопознанию и самоопределению, самореализации и выработке адекватной самооценки;

Воспитательные:

  • прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
  • формировать эстетическое отношение к красоте окружающего мира
  • воспитать нравственные качества детей;
  • формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи, навыки здорового образа жизни.

2. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

2.1 . Объѐм программы

Общее количество учебных часов, необходимых для освоения программы, составляет 136 часов, в которые входит как теоретическая часть, так и практическое выполнение работы.

Год

обучения

1 полугодие

2 полугодие

Всего кол-во

часов по

учебному плану

сентябрь

 октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

1 год обучения

недель

4

4

3

4

3

4

4

4

4

34

часов

8

8

6

8

6

8

8

8

8

68

2 год обучения

недель

4

4

3

4

3

4

4

4

4

34

часов

8

8

6

8

6

8

8

8

8

68

2.2 Содержание программы

Учебный план 1-го года обучения

  1. Живопись (20 часов)

Теория: Начальные сведения об основах живописи, развитие умения получать световое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Первичные представления о контрасте  тёплых и холодных, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщенности белой и чёрной краской.

Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений трав.

 2 . Графика (18часов)

Теория: Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Отработка выразительности линии, которую можно получить путём разного нажима на графические материал. Первичные представления о контрасте тёмного      и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.

Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.

3.Скульптура (8часа)

Теория: Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки – глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как о трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.

Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц. Сладостей.

4. Аппликация (8час)

Теория: Знакомство с различными техниками аппликации. Знакомство со свойствами бумаги. А так же с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации. В технике «вырезная аппликация» дети осваивают приём работы ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными травами, фантиками ит. д.

Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций)

5. Бумажная пластика (6часа)

Теория: Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а так же сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа.

Практическая работа: изображение уголка парка. Отдельных пышных форм, детских горок, качелей и т.д.

6. Работа с природным материалом (6 часа)

Теория: В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, и т. д.

Практическая работа: изображение уголков природы.

7. Подведение итогов (2час).

Теория: Организация и обсуждение выставки детских работ 

Учебный план 2-го года обучения

  1. Живопись (22 часов)

Теория: Углубление знаний об основных и составных цветах, о тёплых и холодных, о контрасте тёплых и холодных. Расширение опыта получения эмоционального изменения цвета путём насыщения его ахроматической шкалой. Освоение способа насыщения цвета серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов.

Практическая работа: изображение пейзажей, выразительных объектов природы, цветов, камней, сказочных персонажей.

2 . Графика (20часов)

Теория: Продолжение освоения выразительности графической неразомкнутой линии, развитие динамики руки. Расширение представлений о контрасте толстой и тонкой линий. Продолжение освоения разного нажима на мягкий графический карандаш с целью получения тонового пятна. Знакомство с другими графическими материалами – углём, сангиной, мелом. Закрепление представлений о значение ритма, контраста тёмного и светлого пятен в создании графического образа.

Практическая работа: изображение животных, портрета человека, предметов быта

3.Скульптура (6часа)

Теория: Развитие навыка использования основных приёмов лепки (защипление, заминание, вдавливание и т. д.) со скульптурным материалом. Работа с пластикой плоской формы. Изучение передачи в объёмной форме фактуры.

Практическая работа: лепка листьев, объёмных форм (ваз), сказочных персонажей.

4. Аппликация (8 час)

Теория: Развитие навыка использования техники обрывная аппликация, навыка работы с ножницами и получение симметричных форм. Особое внимание уделяется работе с готовыми цветовыми эталона и двух или трёх цветовых гамм.

Практическая работа: изображение пейзажей, архитектурных сооружений, овощей, фруктов.

5. Бумажная пластика (6 часа)

Теория: Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании художественного образа участвует как вырезанный белый силуэт, так и  вырезанная дырка. Углубление представлений о получении объёма с помощью мятой бумаги.

Практическая работа: изображение природных объектов (деревьев, кустов), отдельных фигурок

6. Работа с природным материалом (4часа)

Теория: Разнообразие природных материалов расширяется введением в работу скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян ит. д.

Практическая работа: изображение домиков в лесу, флота с парусами, уголков природы и других сюжетов (по выбору детей).

7. Подведение итогов (2час).

Теория: Организация и обсуждение выставки детских работ 

2.3 . Планируемые результаты

Планируемые результаты 1-го года обучения:

Личностные УУД:

У обучающегося будут проявляться:

  • интерес (мотивация) к обучению;
  • трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление добиться желаемого результата при выполнении работы;
  • ценностное и бережное отношение к окружающему миру и результату творческой деятельности человека;

-    умение работать в коллективе;

-    способность оценивать свою деятельность.

Регулятивные УУД:

Умения и навыки:

  • организовывать свое рабочее место под руководством педагога;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, под руководством учителя;
  • использовать в своей деятельности простейшие инструменты, материалы для выполнения работы

Познавательные УУД:

Умения и навыки:

  • ориентироваться в различных источниках и находить нужную информацию, при помощи педагога;
  • определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного материала (темы);
  • сравнивать и группировать предметы, объекты, на основе существующих признаков: находить общее и различие

Коммуникативные УУД:

Умения и навыки:

  • участвовать в диалоге на занятии и в жизненных ситуациях;
  • отвечать на вопросы педагога, товарищей по группе;
  • соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Предметные:

Обучающиеся будут знать:

  • материалы и инструменты, применяемые для работы;
  • основы композиции;
  • способы и приемы работы с  различными художественными материалами и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
  • знать  значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж.
  • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками;
  • основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
  • знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
  • способы и приёмы обработки различных материалов;

Обучающиеся должны уметь:

  • подбирать материалы для работы;
  • организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;
  • передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
  • составлять композиции с учётом замысла;
  • конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания; конструировать из природных материалов;
  • пользоваться простейшими приёмами лепки.
  • применять полученные знания на практике;
  • работать и общаться в коллективе.

Планируемые результаты 2-го года обучения:

Личностные УУД:

У обучающегося будут проявляться;

  • устойчивый интерес (мотивация) к обучению;
  • ценностное и бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности человека;
  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь, ответственность)

Регулятивные УУД:

Умения и навыки:

  • самостоятельно организовывать свое рабочее место;
  • формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения;
  • корректировать работу по ходу ее выполнения;
  • отличать верно выполненное задание от неверного;
  • совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • пользоваться языком изобразительного искусства;

Познавательные УУД:

Умения и навыки:

  •  добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятие;
  • определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы;
  • определять круг своего незнания;
  • находить необходимую информацию, в различных источниках (книга, журнал, Интернет);

Коммуникативные УУД:

Умения и навыки:

  • участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
  • сотрудничать с обучающимися и педагогом, в совместном решении проблемы (задачи);
  • учитывать мнения других участников деятельности;
  • предлагать разные способы решения конфликтных ситуаций и эффективно их разрешать

Предметные УУД:

В результате освоения программы обучающиеся будут знать:

- что такое деятельность художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события

  • знать основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно - прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;
  • правила по технике безопасности при работе с инструментами и материалами;

материалы и инструменты при выполнении работы;

Обучающиеся будут уметь:

  • уметь сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
  • уметь изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками;
  • использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);
  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению);
  • пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);
  • выполнять  композиции из бумаги и природного материала
  • работать с материалами и инструментами, соблюдая правила по технике безопасности;
  • применять полученные теоретические и практические знания на практике;
  • самостоятельно выполнять работу в изученных техниках.

Выпускник получит возможность для формирования:

внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

3. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

3.1. Учебный план

        

Названия разделов, тем

1-го года обучения

Количество часов

Формы промежуточной (итоговой)  аттестации

Всего

Теория

Практика

1 Живопись

20

4

16

Участие в школьной выставке рисунков.

1.1

Экскурсия на природу. Моделирование сюжетов будущих работ.

2

-

2

1.2

Палитра художника осенью

2

2

-

1.3

Ветка рябины

2

-

2

1.4

Рисование осенних листьев.

2

-

2

1.5

Пейзаж.

2

2

-

1.6

Сказочные цветы, травы.

2

-

2

1.7

Осенний букет.

2

-

2

1.8

Сказочные птицы.

2

-

2

1.9

Фантастические животные

2

-

2

1.10

«Узоры Деда Мороза»

2

-

2

2 . Графика

18

4

14

Выставка работ

2.1

Язык графики. Выразительность линий.

2

2

-

2.2

Ветки деревьев.

2

-

2

2.3

Пейзаж. Натюрморт.

2

-

2

2.4

Изображение насекомых.

2

-

2

2.5

Кляксография. «Сказочный лес»

2

2

-

2.6

«Для любимой мамочки» - составление эскиза для росписи ткани.

2

-

2

2.7

«Африка»

2

-

2

2.8

Рисование по замыслу

2

-

2

2.9

Выставка работ обучающихся

2

-

2

3.Скульптура

8

2

6

Композиция

3.1

Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении. Особенности жанра

2

2

-

3.2

Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки. Инструменты и приемы работы с пластилином.

2

-

2

3.3

Лепка с натуры овощей и фруктов Формирование композиции несложной формы

2

-

2

3.4

Лепка по памяти фигурок птиц.

2

-

2

4. Аппликация

8

2

6

Сюжетная аппликация

4.1

Знакомство со свойствами бумаги. Беседа «Что делают из бумаги?»

2

1

-

4.2

Знакомство с разными техниками аппликации.

2

-

2

4.3

Симметричное вырезание.

2

-

2

4.4

Сюжетная аппликация «времена года»

2

-

2

5. Бумажная пластика

6

2

4

Проект

5.1

Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей

2

2

-

5.2

Упражнение в сминании бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа

2

-

2

5.3

Коллективная работа. «Мой любимый уголок парка». Проект.

2

-

2

6. Работа с природным материалом

6

2

4

Участие в школьной выставке.

6.1

Техника работы. Составление правил по ТБ. Композиция «Грибная пора

4

2

2

6.2

Пейзаж

2

2

7. Подведение итогов

2

2

-

По итогам учебного года

Итоговая  выставка

Итого

68

18

48

Названия разделов, тем

2-го года обучения

Количество часов

Формы промежуточной (итоговой)  аттестации

Всего

Теория

Практика

1 Живопись

22

2

20

Участие в школьной выставке рисунков.

1.1

Экскурсия на природу. Моделирование сюжетов будущих работ.

2

-

2

1.2

«Волшебные серые». Изображение пейзажей

2

2

-

1.3

«Осенние листья»

2

-

2

1.4

Ветки деревьев.

2

-

2

1.5

Рисование по памяти и представлению осенних пейзажей

2

-

2

1.6

Рисование с натуры цветов.

2

-

2

1.7

Рисование на тему «Осенний букет».

2

-

2

1.8

Сказочные птицы. Работа гуашью.

2

-

2

1.9

Изображение камней. Эмоциональная выразительность глухих цветов.

2

-

2

1.10

«Сказочные персонажи»

2

-

2

1.11

Выставка работ обучающихся

2

-

2

2 . Графика

20

2

18

Выставка работ

2.1

Изображение пейзажей без отрыва руки.

2

2

-

2.2

Рисование ведра.

2

-

2

2.3

Рисование по замыслу  натюрмортов.  (Предметы быта)

4

-

4

2.4

Изображение животных.

2

-

2

2.5

Изображение птиц.

2

-

2

2.6

Портрет человека

2

-

2

2.7

Пейзаж с изображением животных.

2

-

2

2.8

«Время суток»

2

-

2

2.9

Выставка работ обучающихся

2

-

2

3.Скульптура

6

0

6

Выставка работ

3.1

Лепка сказочных персонажей

2

-

2

3.2

Лепка листьев.

2

-

2

3.3

Лепка вазы.

2

-

2

4. Аппликация

8

2

6

Выставка работ

4.1

«Фрукты», «Овощи»

2

-

2

4.2

Изображение пейзажа.

2

-

2

4.3

Архитектурное сооружение.

2

2

-

4.4

Тематические композиции

2

-

2

5. Бумажная пластика

6

0

6

Коллективный проект

5.1

«Я парикмахер»

2

-

2

5.2

Деревья, кустарники. Открытка.

2

-

2

5.3

Коллективная работа. «Весёлые друзья». Фигурки фантастических существ

2

-

2

6. Работа с природным материалом

4

0

4

Коллективный проект

6.1

«На опушке»

4

-

4

7. Подведение итогов

2

2

-

По итогам учебного года

Отчётная выставка

Итого

68

8

60

3.2. Календарный учебный график

Продолжительность учебного года - 34 недели

Начало занятий – 01.09.2020 г., окончание - в соответствии с учебным планом ДОП.

Режим организации учебных занятий:

  • 1-й год обучения: 68 часа (2 часа в неделю: 2 раза по 1 часу);
  • 2-й год обучения: 68 часа (2 часов в неделю: 2 раза по 1 часа)

Занятия проводятся по расписанию. Продолжительность занятий - 40 мин.

.

Режим работы в период школьных каникул

Занятия детей в учебных группах проводятся по временно-утвержденному расписанию, составленному на период каникул, в форме экскурсий, походов, соревнований, мастер-классов, творческих мастерских.

3.3 Оценочные материалы

В целях оценки и контроля результатов обучения в течение учебного года проводятся:

  • школьные выставки, конкурсы;
  • защита проектов

Обучающиеся, показавшие уверенные результаты в обучении, привлекаются к участию в выставках, конкурсах, акциях: (школьные, городские, областные)

3.4 Методические материалы

Форма организации образовательной деятельности: индивидуальная, подгрупповая, групповая и коллективная

Виды занятий:

  • пленер
  • самостоятельная работа
  • коллективная работа
  • конкурс

Методы обучения:

  • словесные - способствуют получению новых знаний, (устное изложение информации педагогом)
  • наглядные - задействуют зрительную память занимающихся, способствуют лучшему пониманию и запоминанию (личный пример педагога, видеоматериалов)
  • практические - закрепление и отработка навыков и их коррекция (игровые, круговые, повторные, равномерные, соревновательные, показательные)
  • исследовательский; направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества.
  • эвристический; направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии

Современные педагогические технологии:

  • информационно-коммуникативные технологии: визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал), при изучении нового материала, при закреплении, интерактивный демонстрационный материал;
  • здоровьесберегающая технология: физкультминутки во время занятия; положительная эмоционально-психологическая обстановка на занятии; оказание своевременной помощи детям при их затруднениях в процессе образовательной деятельности; отсутствие переутомление детей во время занятий и иных мероприятий,; мотивация детей на здоровый образ жизни;
  •  проблемно–поисковый - совместный с детьми поиск решений творческих задач.

Алгоритм учебного занятия. 

1 этап: организационный.

Задача: подготовка детей к работе на занятии.

Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

2 этап: подготовительный (подготовка к новому содержанию).

Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.

Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей.

3 этап: основной.

1) Усвоение новых знаний и способов действий.

Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения.  

2) Первичная проверка понимания.

Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием

3) Закрепление знаний и способов действий.

Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Применяют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми.

4) Обобщение и систематизация знаний.

Задача: формирование целостного представления знаний по теме.

3 этап: контрольный.

Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.

6 этап: итоговый.

Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

7 этап: рефлективный.

Задача: мобилизация детей на самооценку. Оценивается работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы

Основные формы воспитательной деятельности

Воспитательная работа в объединении основывается на формах, связанных с коллективным обучением и включает в себя: коллективные творческие дела в ходе подготовки к выставкам, коллективные работы.

4. Иные компоненты

4.1 Условия реализации программы

Для реализации дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Смотрю на мир глазами художника» имеется:

помещение, площадки: учебный кабинет;

техническое оснащение:  магнитная доска,ноутбук, м\м установка.

материальное обеспечение:

  • чертёжно измерительные инструменты: линейки, угольники
  • принадлежности для выполнения творческих работ: палитры, стаканы для воды, кисти
  • наглядный дидактический материал: плакаты, таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;  лучшие работы обучающихся прошлых лет

информационные ресурсы:

4.2 Список литературы

Для педагога:

  1. Графика. Первые шаги / Е.И. Коротеева. – М.. 2009.
  2. Живопись. Первые шаги / Е.И. Коротеева. – М.. 2009.
  3. Ионина, М.А. 100 великих картин. – М.: Вече, 2000.
  4. Ионина, Н.А. 100 великих музеев мира. – М.: Вече, 1990.
  5. Когда начинается искусство / А.Д.Алёхин. - М., 1994.
  6. Коротеева Е.И. Азбука аппликации / Е.И. Коротеева. – М.. 2009.
  7. Коротеева Е.И. Весёлые друзья фантики: аппликация из фантиков / Е. И. Коротеева. – М. 2009.
  8. Курбатова Н.В. Современная энциклопедия начальной школы. Рисование / Н.В.Курбатова. – М.: Слово; Эксмо, 2006.
  9. Методическое пособие. Под. Редакцией Б.М. Неменского – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008.
  10. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского  - М.: Просвещение 2009.
  11. «Рисуем без кисточки». Практическое приложение. А.А. Фатыкова. Ярославль: Академия развития, 2006.
  12. Голубева Н.Н. Аппликации из природных материалов.- М.: Культура и традиции, 2002.
  13. Савиных В.П. Поделочные материалы. Справочник мастера. Мн.: ООО «ХЭЛТОН», 1999.
  14. https://hudozhnikov.ru/slovar-terminov-po-izobrazitelnomu-iskusstv-zhivopis-grafika-skulptura-uchebnoe-posobie
  15. http://www.mtdesign.ru/archives/category/uroki-risovaniya-guashyu
  16. http://www.kalyamalya.ru/modules/myarticles/topics.php?op=listarticles&topic_id=4&ob=6&sn=20&st=40

Для обучающихся и родителей:

  1. Пособие/книга "Мурзина А.: Учебник рисования для детей", автором которой является Мурзина А., издана "АСТ". 2011.
  2. Издание "Как стать художником за 20 уроков. полный самоучитель для начинающих", создано издательством "АСТ", в рамках серии "Искусство рисования" 2016.
  3. Пособие/книга "Кубышева Е.: Зоки и Бада. Большая книга для рисования", автором которой является Кубышева Е., издана "Манн, Иванов и Фербер". 2014.
  4. Пособие/книга "Мурзина А.: Большой учебник рисования для детей", автором которой является Мурзина А., издана "Академия развития". 2011.
  5. Пособие/книга "Антуан Сент-Экзюпери: Рисунки: акварель, пастель, перо, карандаш", автором которой является Сент-Экзюпери А., издана "КоЛибри". 2003.
  6. https://hudozhnikov.ru/risuem-krug-risuem-vse
  7. https://hudozhnikov.ru/aleksandr-tyshler-zhivopis-grafika-skulptura
  8. https://hudozhnikov.ru/natalya-tereshchenko-uchebnik-risovaniya-dlya-nachinayushchih


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка занятия внеурочной деятельности пр программе "Смотрю на мир глазами художника"

Цели: - познакомить учащихся с основами цветоведения; - дать понятия цветового круга, основных, составных цветов, дополни­тельного цвета; -  холодного и теплого цветов; светлоты, цветовог...

Дополнительные авторские программы художественно - эстетической направленности: «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА», «СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА», «ВОЛШЕБНЫЕ СЕКРЕТЫ ХУДОЖНИКА», «В МИРЕ ХУДОЖНИКА - СКАЗОЧНИКА».

Хочу вашему вниманию представить мною разработанные 4 программы.Авторская программа«ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»Авторская программа«СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА»Авторская п...

Внеклассная кружковая работа по программе "Смотрю на мир глазами художника"

«Смотрю на мир глазами художника» 1 год обученияКалендарно тематическое – планирование 1 раз в неделюКоличество часов в год -33 часа...

Программа "Смотрю на мир глазами художника" для 2 класса

Органиация внеурочноой деятельнсти учащихся 2 класса...

Рабочая программа Смотрю на мир глазами художника (2 класс)

Разработана программа по внеурочной деятельности для 2 класса...

Рабочая программа по дополнительному образованию 4 класс. Кружок "Смотрю на мир глазами художника"

Рабочая программа по дополнительному образованию с календарно-тематическим планированием для 4 класса по кружку "Смотрю на мир глазами художника"...