Рабочая программа Смотрю на мир глазами художника (2 класс)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
Разработана программа по внеурочной деятельности для 2 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_smotryu_na_mir_glazami_khudozhnika_2_klass.docx | 48.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа: «Смотрю на мир глазами художника» составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Смотрю на мир глазами художника» (автор Е. И. Коротеева). (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под редакцией А. В. Горского. – М.: Просвещение, 2010, - (Стандарты второго поколения)
Автор программы: Е. И. Коротеева
Программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета
от « » 2014г., протокол №
Председатель _________ (___________)
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа «Смотрю на мир глазами художника» составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Смотрю на мир глазами художника» (автор Е. И. Коротеева). (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под редакцией А. В. Горского. – М.: Просвещение, 2010, - (Стандарты второго поколения). Программа разработана для использования в муниципальном общеобразовательном учреждении «Журавлёвская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области» во 2 классе.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому обучающемуся реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Общая характеристика программы
Мир, в котором живет человек сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, интересующей нас в данном случае, человек обращает свой взор и к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, отображение в народном искусстве.
Декоративно-прикладное творчество – удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку. В последние годы можно наблюдать следующую особенность – чем больше красивых и нужных вещей продают в магазинах, тем больше количество людей берут в руки различные инструменты и пытаются создать особые и неповторимые изделия. Таким образом, многие пытаются отойти от того стандарта, который окружает нас на протяжении жизни.
Изучение декоративно-прикладного искусства в рамках дополнительного образования способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия обучающихся, расширению кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное.
Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся средствами прикладной направленности.
Задачи:
- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
- обучить конкретным трудовым навыкам при работе с тканью, нитками, бисером, красками, природными материалами;
- привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
- воспитать нравственные качества детей;
- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи, навыки здорового образа жизни.
- развивать образное мышление, творческие способности;
- формировать эстетический и художественный вкус;
- содействовать формированию всесторонне развитой личности.
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 час в неделю по 45 минут, итого 34 часа в год.
Формы и методы работы:
-Словесные (рассказ, объяснение, беседа).
-Наглядные (иллюстрация, демонстрация, показ педагога, работа с журналами).
-Практические (упражнения, сюжетно-ролевые игры, практические работы).
-Репродуктивные (действия по образцу, предлагаемому педагогом).
-Метод стимулирования и мотивации (познавательные игры).
-Методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль и письменный контроль, методы самоконтроля).
-Ведущие формы организации занятий:
-Групповые (творческие мастерские).
-Индивидуальные (самостоятельная работа).
-Коллективные (занятия, экскурсии, игра, КТД).
Учебно-тематический план
Тема | Количество часов |
Живопись | 11 |
Графика | 10 |
Скульптура | 3 |
Аппликация | 4 |
Бумажная пластика | 3 |
Работа с природными материалами | 2 |
Организация и обсуждение детских работ | 1 |
ИТОГО | 34 |
Уровень прогнозируемых результатов работы по программе:
Приобретение обучающимися первоначальных знаний о живописи, скульптуре, аппликации и других видов прикладной деятельности. Изготовление обучающимися творческих работ, овладение навыков защищать своих работы.
Личностные результаты:
В ценностно-эстетической форме – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
В познавательной сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно – творческой деятельности.
В трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, ДПИ, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей, или их украшения.
Метапредметные результаты – видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни. Желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства. Активное использование языка ИЗО и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов. Обогащение ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием. Формирование мотивации и способность организовать самостоятельную художественно – творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла
Предметные результаты – овладеть элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности, воспитание отзывчивости и культуры восприятия произведений искусства.
Содержание курса
- Живопись
Второй год обучения. Углубление знаний об основных и о составных цветах, о тёплых и холодных, о контрасте тёплых и холодных цветов. Расширение опыта получения эмоционального изменения цвета путём насыщения его ахроматической шкалой (насыщение цвета белой и чёрной краской). Осваивается способ насыщения цвета серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов.
Практическая работа: изображение пейзажей, выразительных объектов природы, цветов, камней, сказочных персонажей.
- Графика .
Второй год обучения. Продолжение освоения выразительности графической неразомкнутой линии, развитие динамики руки (проведение пластичных, свободных линий). Расширение представлений о контрасте толстой и тонкой линий. Продолжение освоения разного нажима на мягкий графический материал (карандаш) с целью получения тонового пятна. Кроме этого, знакомство с другими графическими материалами — углём, сангиной, мелом и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях. Знакомство с техникой рисования цветными карандашами. Закрепление представлений о значении ритма, контраста тёмного и светлого пятен в создании графического образа.
Практическая работа: изображение животных и птиц, портрета человека, предметов быта.
- Скульптура.
Второй год обучения. Развитие навыка использования основных приёмов работы (защипление, заминание, вдавливание и т.д.) со скульптурными материалами — глиной и пластилином. Работа с пластикой плоской формы (изображение листьев), изучение приёмов передачи в объёмной форме фактуры.
Практическая работа: лепка листьев, объёмных форм (ваз), сказочных персонажей.
- Аппликация
Второй год обучения. Развитие навыка использования техники обрывной аппликации, навыка работы с ножницами и получения симметричных форм. Особое внимание уделяется работе с готовыми цветовыми эталонами двух или трёх цветовых гамм.
Практическая работа: изображение пейзажей, архитектурных сооружений, овощей, фруктов.
- Бумажная пластика
Второй год обучения. Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании художественного образа участвует как вырезанный белый силуэт, так и образовавшаяся после вырезания дырка. Углубление представлений о получении объёма с помощью мятой бумаги.
Практическая работа: изображение природных объектов (деревьев, кустов), отдельных фигурок.
6. Работа с природными материалами
Второй год обучения. Разнообразие природных материалов расширяется введением в работу скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян и т.д.
Практическая работа: изображение домиков в лесу, флота с парусами, уголков природы и других сюжетов (по выбору детей).
- Организация и обсуждение выставки детских работ
Второй год обучения. При организации выставки педагог активизирует общение детей, чтобы они могли воспроизвести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема учебного занятия Форма и тип урока | Всего часов | Содержание деятельности | Характеристика деятельности учащихся | Воспитатель-ная работа | План.дата | Фак. дата | ||
Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия | ||||||||
Тема «Живопись» 11ч. | |||||||||
1 | Углубление знаний об основных и о составных цветах. Создание выразительных объектов в природе «Золотая осень».Занятие -конкурс | 1 | Характеризовать художественные материалы и техники художественного творчества. Показ рисунков | Выполнение зарисовки природы цветными карандашами | Зарисовка осенней природы | Воспитывать любовь к творчеству и природе. | 02.09 | ||
2 | Углубление знаний о тёплых и холодных цветах. «Радуга и праздник красок».Занятие -конкурс | 1 | Познакомить учащихся с семью цветами радуги. | Изображение радуги семью цветами. (Гуашь) | Зарисовка радуги | Воспитывать у учащихся чувство красоты в природе | 09.09 | ||
3 | Углубление знаний о контрасте теплых и холодных цветов. «Цветовушка». Красочный отпечаток. Нарисовать увиденное, домыслить изображение. Занятие-практикум | 1 | Познакомить учащихся с цветами лета, света и тепла. | Просмотр картины И. Левитана «Золотая осень» | Классификация основных цветов, их сравнение и различение. Выполнение набросков с натуры. | Воспитывать у учащихся правильное восприятие природы. | 16.09 | ||
4 | Расширение опыта получения эмоционального изменения цвета путём насыщения его ахроматической шкалой. «Гроза», «Снежная буря» Занятие -конкурс | 1 | .Просмотр картин «Гроза», «Снежная буря» | Изображение картин природы | Анализ приема получения эмоционального изменения цвета путём насыщения его ахроматической шкалой | Прививать интерес и любовь к изобразительной деятельности. | 23.09 | ||
5 | Знакомство с эмоциональной выразительностью глухих цветов. Занятие-викторина | 1 | Характеризовать особенности глухих цветов | Зарисовка цветов | Сравнение оттенков одного цвета. Моделирование пейзажей. | Воспитывать аккуратность | 30.09 | ||
6 | Теплая цветовая гамма. «Город солнца». Занятие-экскурсия | 1 | Изучить природу родного края. | Экскурсия в природу. | Сравнение, классификация и анализ выполненных работ. Моделирование творческой выставки. | Воспитывать любовь к природе. | 07.10 | ||
7 | Холодная цветовая гамма. «Дворец Снежной королевы». Занятие-конкурс | Знакомство с цветовой гаммой. | Изображение рисунка. | Сравнение оттенков. | Воспитывать любовь к природе. | 14.10 | |||
8 | Изображение выразительных объектов природы. Создание композиции на тему: «Красота в природе».Занятие-сказка | 1 | Знакомство с композицией | Изображение природы в различных цветах | Исследование выразительных средств этого вида искусства. | Воспитывать любовь к природе. | 21.10 | ||
9 | Изображение сказочных персонажей. Занятие -сказка | 1 | Беседа о технике выполнения | Изображение героев сказок | Моделирование сказочных героев. Анализ работ | Формирование умений использовать художественные материалы | 11.11 | ||
10 | Изображение цветов. Занятие-конкурс | 1 | Беседа об особенностях работы фломастером | Изображение узоров | Исследование особенностей работы фломастером | Формирование умений использовать художественные материалы | 18.11 | ||
11 | Роспись камней. Занятие-конкурс | 1 | Беседа об особенностях этой работы | Изображение узоров | Сравнение, классификация и анализ выполненных работ. Моделирование творческой выставки. | Развитие умений видеть прекрасное | 25.11 | ||
Тема «Графика» 10 ч. | |||||||||
12 | Освоение выразительности графической неразомкнутой линии, развитие динамики руки (проведение пластичных, свободных линий.Занятие-практикум | 1 | Беседа об изображении неразомкнутой линии | Проведение свободных линий | Исследование выразительных средств этого вида работы | Развитие аккуратности, настойчивости, гибкости | 01.12 | ||
13 | Paсширение представлений о контрасте толстой и тонкой линии. Занятие-практикум | 1 | Знакомство с линиями этого вида | Изображение линий | Сравнение толстой и тонкой линий | Воспитание самостоятельности | 09.12 | ||
14 | Продолжение освоения разного нажима на мягкий графический материал (карандаш) с целью получения тонового пятна.Занятие-практикум | 1 | Характеристика нажима | Изображение пятна | Исследование особенностей нажима на мягкий графический материал | Развитие аккуратности, настойчивости, гибкости | 16.12 | ||
15 | Знакомство с техникой рисования цветными карандашами.Занятие-открытие | 1 | Беседа о технике рисования карандашами | Рисование предметов | Изображение предметов цветными карандашами | Развитие умений видеть прекрасное | 23.12 | ||
16 | Изображение животных. Занятие-сказка | 1 | Беседа о том, как научиться изображать животных | Изображение любимых игрушек | Моделирование сказочных героев. Анализ работ | Воспитание любви к животным | 13.01 | ||
17 | Изображение птиц. Занятие-сказка | 1 | Беседа о том, как научиться изображать птиц | Изображение любимых игрушек | Моделирование сказочных героев. Анализ работ | Воспитание любви к животным | 20.01 | ||
18 | Изображение предметов быта. Занятие-практикум | 1 | Названия предметов быта, их назначение | Изображение простым карандашом | Зарисовка предметов быта | Воспитание бережного отношения к предметам | 27.01 | ||
19 | Изображение предметов быта. Занятие-практикум | 1 | Названия предметов быта, их назначение | Изображение простым карандашом | Зарисовка предметов быта | Воспитание бережного отношения к предметам | 03.02 | ||
20 | Изображение портрета человека. Занятие-практикум | 1 | Техника изображения портрета | Изображение простым карандашом | Зарисовка портрета мамы | Воспитание любви и уважения к своим родителям | 10.02 | ||
21 | Изображение портрета человека. Занятие-практикум | 1 | Техника изображения портрета | Изображение простым карандашом | Зарисовка портрета папы | Воспитание любви и уважения к своим родителям | 17.02 | ||
Тема «Скульптура» | 3 | ||||||||
22 | Развитие навыка использования основных приёмов работы (защипление, заминание, вдавливание и т.д.)со скульптурными материалами. Лепка сказочных персонажей. Занятие-сказка | 1 | Беседа об основных приёмах работы | Лепка сказочных героев | Исследование особенностей данного жанра искусства
| Развитие навыков лепки по воображению | 24.02 | ||
23 | Работа с пластикой плоской формы (изображение листьев), изучение приёмов передачи в объёмной форме фактуры. Лепка листьев. Занятие-сказка | 1 | Беседа об инструментах | Лепка из пластилина | . Моделирование композиции «Осенние листья». Анализ выполненных работ, сравнений приемов выполнения. | Развитие умений создавать творческие работы | 03.03 | ||
24 | Лепка объемных форм. Занятие-сказка | 1 | Понятие «Объёмные формы» | Лепка из пластилина | Моделирование композиции «Овощи и фрукты». Анализ выполненных работ, сравнений приемов выполнения. | Развитие умений создавать творческие работы | 10.03 | ||
Тема «Аппликация« 4ч. | |||||||||
25 | Развитие навыка использования техники обрывной аппликации. Занятие-практикум | 1 | Беседа об аппликациях на бумаге | Изготовление аппликаций | Исследование свойств бумаги, особенностей ее разновидностей. Моделирование правил по ТБ при работе с ножницами | Формирование умений использовать художественные материалы | 17.03 | ||
26 | Изображение пейзажей. Занятие-практикум | 1 | Беседа о видах аппликаций | Изображение осеннего пейзажа | Анализ и сравнение техник аппликации. Моделирование порядка выполнения аппликации. Анализ приемов работы с ножницами. | Формирование умений использовать художественные материалы | 31.03 | ||
27 | Изображение архитектурных сооружений. Занятие-практикум | 1 | Беседа об архитектуре | Выполнение работы | Моделирование вырезной аппликации из цветной бумаги. | Развитие умений создавать творческие работы | 07.04 | ||
28 | Изображение овощей и фруктов. Занятие-практикум | 1 | Способы изображения | Выполнение работы | Зарисовки овощей и фруктов. Анализ и сравнение работ. | Развитие умений создавать творческие работы | 14.04 | ||
Тема «Бумажная пластика» 3 ч. | |||||||||
29 | Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы. Занятие-открытие | 1 | Беседа о бумаге | Выполнение работы | Исследование свойств бумаги, особенностей ее разновидностей. Моделирование правил по ТБ при работе с ножницами. | Формирование умений и навыков работы с ножницами | 21.04 | ||
30 | Углубление представлений о получении объёма с помощью мятой бумаги. Занятие-исследование | 1 | Беседа об инструментах | Выполнение работы | Исследование приемов работы различными инструментами. Классификация приемов. | Формирование умений использовать художественные материалы | 28.04 | ||
31 | Изображение природных объектов (деревьев, кустов). Занятие-конкурс | 1 | Способы изображения | Изображение рисунка | Моделирование сюжетной работы «Мой любимый уголок парка». Анализ приемов работы | Развитие умений видеть прекрасное | 05.05 | ||
Тема «Работа с природными материалами» | 2 | ||||||||
32 | Изображение домиков в лесу. Занятие-конкурс | 1 | Беседа об изготовлении предметов | Выполнение работы | Исследование поделок из природного материала. Подготовка материала к работе. | Развитие композиционного мышления и воображения | 12.05 | ||
33 | Изображение флота с парусами. Занятие-конкурс | 1 | Беседа о методах работы | Выполнение работы | Исследование приемов работы с природными материалами. Моделирование правил по ТБ. | Развитие композиционного мышления и воображения | 19.05 | ||
Тема «Организация и обсуждение детских работ» 1 ч. | |||||||||
34 | 1 | Организация выставки детских работ. Моделирование композиций | Развитие умений видеть прекрасное | 21.05 |
Средства контроля
Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки, научно-практических конференций, отчётного концерта или спектакля юных художников, мастеров народных промыслов и ремёсел с приглашением родителей детей, друзей, педагогов местных учебных заведений художественно-эстетического и прикладного профиля.
Условия реализации программы
1. Материально-техническая база:
предметная среда (стенды, специальное оформление, выставки готовых работ, сменная информация);
оборудование: ножницы, лекало, резцы.
шкаф для хранения изделий, материалов;
коробки для хранения остатков бумаги, ткани.
2. Методическое обеспечение:
пополнение периодической литературы и книг по темам;
дидактический материал;
наглядный материал (образцы готовых изделий, иллюстрации из журналов);
методическая литература: журналы, книги по технологии, учебные пособия для детей.
3. Наличие кадровых работников:
учитель начальных классов.
4. Организационно-педагогические условия:
сотрудничество с другими коллективами;
организация комплексных занятий.
Список литературы
Список литературы для педагогов
Алексеева В. В. Что такое искусство / В. В. Алексеева. - М., 1991.
Алексахин Н. Постичь цветовую гармонию сердцем и умом // Дошкольное воспитание. – 1988 - № 3;
Алёхин А. Д. Когда начинается искусство / А. Д. Алёхин. - М., 1994.
Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева - М., 2009.
Коротеева Е. И. Графика. Первые шаги / Е. И. Коротеева.-М., 2009.
Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Коротеева.-М., 2009.
Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1-4 классов / Е. И. Коротеева.-М., 2003.
Список литературы для обучающихся
Коротеева Е. И. Графика. Первые шаги / Е. И. Коротеева.-М., 2009.
Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Коротеева.-М., 2009.
Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1-4 классов / Е. И. Коротеева.-М., 2003.
Коротеева Е. И. Озорные подружки-нитки: аппликация из ниток / Е. И. Коротеева.-М., 2009.
живопись
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План кружка "Смотрю на мир глазами художника" 1 класс
План кружка "Смотрю на мир глазами художника" 1 класс...
Разработка занятия внеурочной деятельности пр программе "Смотрю на мир глазами художника"
Цели: - познакомить учащихся с основами цветоведения; - дать понятия цветового круга, основных, составных цветов, дополнительного цвета; - холодного и теплого цветов; светлоты, цветовог...
Внеклассная кружковая работа по программе "Смотрю на мир глазами художника"
«Смотрю на мир глазами художника» 1 год обученияКалендарно тематическое – планирование 1 раз в неделюКоличество часов в год -33 часа...
Рабочая программа "Смотрю на мир глазами художника" 3 класс
Соответствует ФГОС...
Программа "Смотрю на мир глазами художника" для 2 класса
Органиация внеурочноой деятельнсти учащихся 2 класса...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника" 1 класс
В программе представлена пояснительная записка и тематическое планирование....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Смотрю на мир глазами художника»
Адресат программы: 6-10 лет Направленность: художественная. Уровень освоения программы: базовый. Срок реализации: 2 годаДополнительная общеразвивающая программа «Смотрю на мир глазами худо...