Рабочая программа Смотрю на мир глазами художника (2 класс)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Черниюк Надежда Борисовна

Разработана программа по внеурочной деятельности для 2 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

               

  Рабочая программа: «Смотрю на мир глазами художника»  составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления  «Смотрю на мир глазами художника» (автор Е. И. Коротеева). (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под редакцией А. В. Горского. – М.: Просвещение, 2010, - (Стандарты второго поколения)

Автор программы: Е. И. Коротеева

Программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета

от «  »                2014г., протокол №

Председатель  _________                                   (___________)

                                       

     

                                                       

                                                       Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа «Смотрю на мир глазами художника» составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления  «Смотрю на мир глазами художника» (автор Е. И. Коротеева). (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под редакцией А. В. Горского. – М.: Просвещение, 2010, - (Стандарты второго поколения). Программа разработана для использования в муниципальном общеобразовательном учреждении «Журавлёвская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области» во 2  классе.

Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому обучающемуся реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

   

                                               Общая характеристика программы

Мир, в котором живет человек сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, интересующей нас в данном случае, человек обращает свой взор и к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, отображение в народном искусстве.

Декоративно-прикладное творчество – удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку. В последние годы можно наблюдать следующую особенность – чем больше красивых и нужных вещей продают в магазинах, тем больше количество людей берут в руки различные инструменты и пытаются создать особые и неповторимые изделия. Таким образом, многие пытаются отойти от того стандарта, который окружает нас на протяжении жизни.

Изучение декоративно-прикладного искусства в рамках дополнительного образования способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия обучающихся, расширению кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное.

Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся  средствами прикладной направленности.

Задачи:

 - научить слушать,  видеть,  понимать и анализировать произведения искусства;

- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.

- обучить конкретным трудовым навыкам при работе с тканью, нитками, бисером, красками, природными материалами;

- привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;

- воспитать нравственные качества детей;

- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи, навыки здорового образа жизни.

- развивать образное мышление, творческие способности;

- формировать эстетический и художественный вкус;

- содействовать формированию всесторонне развитой личности.

       Место курса в учебном плане

Программа рассчитана на 1 час в неделю по 45 минут, итого 34 часа в год.

                Формы и методы работы:

-Словесные (рассказ, объяснение, беседа).

-Наглядные  (иллюстрация, демонстрация, показ педагога, работа с журналами).

-Практические (упражнения, сюжетно-ролевые игры, практические работы).

-Репродуктивные (действия по образцу, предлагаемому  педагогом).

-Метод стимулирования и мотивации (познавательные игры).

-Методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль и письменный контроль, методы самоконтроля).

-Ведущие формы организации занятий:

-Групповые (творческие мастерские).

-Индивидуальные (самостоятельная работа).

-Коллективные (занятия, экскурсии, игра, КТД).

                         Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Живопись

11

2

Графика

10

3

Скульптура

3

4

Аппликация

4

5

Бумажная пластика

3

6

Работа с природными материалами

2

7

Организация и обсуждение детских работ

1

8

ИТОГО

34

Уровень прогнозируемых результатов работы по программе:

Приобретение обучающимися первоначальных знаний о живописи, скульптуре, аппликации и других видов прикладной деятельности. Изготовление обучающимися творческих работ, овладение навыков защищать своих работы.

Личностные  результаты:

В ценностно-эстетической  форме – эмоционально-ценностное  отношение к  окружающему  миру (семье,  Родине,  природе,  людям); толерантное  принятие  разнообразия  культурных  явлений,  национальных  ценностей и духовных  традиций; художественный  вкус  и  способность  к  эстетической  оценке  произведения  искусства,  нравственной  оценке своих  и  чужих  поступков,  явлений  окружающей  жизни.

В  познавательной сфере – способность  к  художественному  познанию  мира; умение  применять  полученные знания в собственной  художественно – творческой  деятельности.

В  трудовой  сфере – навыки  использования  различных  художественных  материалов  для  работы  в  разных  техниках (живопись,  графика,  скульптура,  ДПИ,  художественное конструирование); стремление  использовать  художественные  умения для  создания  красивых  вещей,  или их  украшения.

Метапредметные  результаты – видеть  и  воспринимать  проявления  художественной  культуры в  окружающей  жизни. Желание  общаться  с  искусством,  участвовать  в  обсуждении содержания  и  выразительных  средств произведений  искусства. Активное  использование  языка ИЗО и различных  художественных  материалов  для  освоения  содержания  разных  учебных предметов. Обогащение  ключевых  компетенций художественно-эстетическим  содержанием. Формирование  мотивации и способность  организовать  самостоятельную  художественно – творческую  деятельность,  выбирать  средства для  реализации  художественного  замысла

Предметные результаты – овладеть элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности, воспитание отзывчивости и культуры восприятия произведений искусства.

                                                                 

                                   

                                                             

                                                     Содержание курса

  1. Живопись

Второй год обучения. Углубление знаний об основных и о составных цветах, о тёплых и холодных, о контрасте тёплых и холодных цветов. Расширение опыта получения эмоционального изменения цвета путём насыщения его ахроматической шкалой (насыщение цвета белой и чёрной краской). Осваивается способ насыщения цвета серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов.

Практическая работа: изображение пейзажей, выразительных объектов природы, цветов, камней, сказочных персонажей.

  1. Графика . 

Второй год обучения. Продолжение освоения выразительности графической неразомкнутой линии, развитие динамики руки (проведение пластичных, свободных линий). Расширение представлений о контрасте толстой и тонкой линий. Продолжение освоения разного нажима на мягкий графический материал (карандаш) с целью получения тонового пятна. Кроме этого, знакомство с другими графическими материалами — углём, сангиной, мелом и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях. Знакомство с техникой рисования цветными карандашами. Закрепление представлений о значении ритма, контраста тёмного и светлого пятен в создании графического образа.

Практическая работа: изображение животных и птиц, портрета человека, предметов быта.

  1. Скульптура. 

Второй год обучения. Развитие навыка использования основных приёмов работы (защипление, заминание, вдавливание и т.д.) со скульптурными материалами — глиной и пластилином. Работа с пластикой плоской формы (изображение листьев), изучение приёмов передачи в объёмной форме фактуры.

Практическая работа: лепка листьев, объёмных форм (ваз), сказочных персонажей. 

  1. Аппликация 

Второй год обучения. Развитие навыка использования техники обрывной аппликации, навыка работы с ножницами и получения симметричных форм. Особое внимание уделяется работе с готовыми цветовыми эталонами двух или трёх цветовых гамм.

Практическая работа: изображение пейзажей, архитектурных сооружений, овощей, фруктов.

  1.  Бумажная пластика 

Второй год обучения. Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании художественного образа участвует как вырезанный белый силуэт, так и образовавшаяся после вырезания дырка. Углубление представлений о получении объёма с помощью мятой бумаги.

Практическая работа: изображение природных объектов (деревьев, кустов), отдельных фигурок.

        6.     Работа с природными материалами 

Второй год обучения. Разнообразие природных материалов расширяется введением в работу скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян и т.д.

Практическая работа: изображение домиков в лесу, флота с парусами, уголков природы и других сюжетов (по выбору детей).

  1.  Организация и обсуждение выставки детских работ 

Второй год обучения. При организации выставки педагог активизирует общение детей, чтобы они могли воспроизвести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях.


                                                                   Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема учебного занятия

Форма и тип урока

Всего часов

Содержание деятельности

Характеристика деятельности учащихся

Воспитатель-ная работа

План.дата

Фак. дата

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

Тема «Живопись» 11ч.

1

Углубление знаний об основных и о составных цветах. Создание выразительных объектов в природе «Золотая осень».Занятие -конкурс                

1

Характеризовать художественные материалы и техники художественного творчества. Показ рисунков

Выполнение зарисовки природы цветными карандашами

Зарисовка осенней природы

Воспитывать любовь к творчеству и природе.

02.09

2

Углубление знаний о тёплых и холодных цветах. «Радуга и праздник красок».Занятие -конкурс

1

Познакомить учащихся с семью цветами радуги.

Изображение радуги семью  цветами. (Гуашь)

Зарисовка радуги

Воспитывать у учащихся чувство красоты в природе

09.09

3

Углубление знаний о контрасте теплых и холодных цветов. «Цветовушка». Красочный отпечаток. Нарисовать увиденное, домыслить изображение. Занятие-практикум

1

Познакомить учащихся с цветами лета, света  и тепла.

Просмотр картины И. Левитана «Золотая осень»

Классификация  основных цветов, их сравнение и различение. Выполнение набросков с натуры.

Воспитывать у учащихся правильное восприятие природы.

16.09

4

Расширение опыта получения эмоционального изменения цвета путём насыщения его ахроматической шкалой. «Гроза», «Снежная буря» Занятие -конкурс

1

.Просмотр картин «Гроза», «Снежная буря»

Изображение картин природы

Анализ приема получения эмоционального изменения цвета путём насыщения его ахроматической шкалой

Прививать интерес и любовь к изобразительной деятельности.

23.09

5

Знакомство с эмоциональной выразительностью глухих цветов. Занятие-викторина

1

Характеризовать особенности глухих цветов

Зарисовка цветов

Сравнение оттенков одного цвета.

 Моделирование пейзажей.

Воспитывать аккуратность

30.09

6

Теплая цветовая гамма. «Город солнца». Занятие-экскурсия

1

Изучить природу родного края.

Экскурсия в природу.

Сравнение,  классификация и анализ

 выполненных работ. Моделирование творческой выставки.

Воспитывать любовь к природе.

07.10

7

Холодная цветовая гамма. «Дворец Снежной королевы». Занятие-конкурс

Знакомство с цветовой гаммой.

Изображение рисунка.

Сравнение оттенков.

Воспитывать любовь к природе.

14.10

8

Изображение выразительных объектов природы. Создание композиции на тему: «Красота в природе».Занятие-сказка

1

Знакомство с композицией

Изображение природы в различных цветах

Исследование выразительных средств

этого вида искусства.

Воспитывать любовь к природе.

21.10

9

Изображение сказочных персонажей. Занятие -сказка

1

Беседа о технике выполнения

Изображение героев сказок

Моделирование сказочных героев. Анализ работ

Формирование умений использовать художественные материалы

11.11

10

Изображение цветов. Занятие-конкурс

1

Беседа об особенностях работы фломастером

Изображение узоров

Исследование особенностей работы фломастером

Формирование умений использовать художественные материалы

18.11

11

Роспись камней. Занятие-конкурс

1

Беседа об особенностях этой работы

Изображение узоров

Сравнение,  классификация и анализ

выполненных работ. Моделирование творческой

выставки.

Развитие умений видеть прекрасное

25.11

Тема «Графика» 10 ч.

12

Освоение выразительности графической неразомкнутой линии, развитие динамики руки (проведение пластичных, свободных линий.Занятие-практикум

1

Беседа об изображении неразомкнутой линии

Проведение свободных линий

Исследование выразительных средств этого вида работы

Развитие аккуратности, настойчивости, гибкости

01.12

13

Paсширение представлений о контрасте толстой и тонкой линии. Занятие-практикум

1

Знакомство с линиями этого вида

Изображение линий

Сравнение толстой и тонкой линий

Воспитание самостоятельности

09.12

14

Продолжение освоения разного нажима на мягкий графический материал (карандаш) с целью получения тонового пятна.Занятие-практикум

1

Характеристика нажима

Изображение пятна

Исследование особенностей нажима на мягкий графический материал

Развитие аккуратности, настойчивости, гибкости

16.12

15

Знакомство с техникой рисования цветными карандашами.Занятие-открытие

1

Беседа о технике рисования карандашами

Рисование предметов

Изображение предметов цветными карандашами

Развитие умений видеть прекрасное

23.12

16

Изображение животных. Занятие-сказка

1

Беседа о том, как научиться изображать животных

Изображение любимых игрушек

Моделирование сказочных героев. Анализ работ

Воспитание любви к животным

13.01

17

Изображение птиц. Занятие-сказка

1

Беседа о том, как научиться изображать птиц

Изображение любимых игрушек

Моделирование сказочных героев. Анализ работ

Воспитание любви к животным

20.01

18

Изображение предметов быта. Занятие-практикум

1

Названия предметов быта, их назначение

Изображение простым карандашом

Зарисовка предметов быта

Воспитание бережного отношения к предметам

27.01

19

Изображение предметов быта. Занятие-практикум

1

Названия предметов быта, их назначение

Изображение простым карандашом

Зарисовка предметов быта

Воспитание бережного отношения к предметам

03.02

20

Изображение портрета человека. Занятие-практикум

1

Техника изображения портрета

Изображение простым карандашом

Зарисовка портрета мамы

Воспитание любви и уважения к своим родителям

10.02

21

Изображение портрета человека. Занятие-практикум

1

Техника изображения портрета

Изображение простым карандашом

Зарисовка портрета папы

Воспитание любви и уважения к своим родителям

17.02

Тема «Скульптура»

3

22

Развитие навыка использования основных приёмов работы (защипление, заминание, вдавливание и т.д.)со скульптурными материалами. Лепка сказочных персонажей. Занятие-сказка

1

Беседа об основных приёмах работы

Лепка сказочных героев

Исследование особенностей данного жанра искусства

 

Развитие навыков лепки по воображению

24.02

23

 Работа с пластикой плоской формы (изображение листьев), изучение приёмов передачи в объёмной форме фактуры. Лепка листьев. Занятие-сказка

1

Беседа об инструментах

Лепка из пластилина

.

Моделирование композиции «Осенние листья».

 Анализ выполненных работ, сравнений приемов

 выполнения.

Развитие умений создавать творческие работы

03.03

24

Лепка объемных форм. Занятие-сказка

1

Понятие «Объёмные формы»

Лепка из пластилина

Моделирование композиции «Овощи и фрукты».

 Анализ выполненных работ, сравнений приемов

 выполнения.

Развитие умений создавать творческие работы

10.03

Тема «Аппликация«  4ч.

25

Развитие навыка использования техники обрывной аппликации. Занятие-практикум

1

Беседа об аппликациях на бумаге

Изготовление аппликаций

Исследование свойств бумаги, особенностей ее

разновидностей. Моделирование правил по ТБ

 при работе с ножницами

Формирование умений использовать художественные материалы

17.03

26

Изображение пейзажей. Занятие-практикум

1

Беседа о видах аппликаций

Изображение осеннего пейзажа

Анализ и сравнение техник аппликации. Моделирование порядка выполнения

аппликации. Анализ приемов работы с ножницами.

Формирование умений использовать художественные материалы

31.03

27

Изображение архитектурных сооружений. Занятие-практикум

1

Беседа об архитектуре

Выполнение работы

Моделирование вырезной аппликации из цветной бумаги.

Развитие умений создавать творческие работы

07.04

28

Изображение овощей и фруктов. Занятие-практикум

1

Способы изображения

Выполнение работы

Зарисовки овощей и фруктов. Анализ и сравнение работ.

Развитие умений создавать творческие работы

14.04

Тема «Бумажная пластика»  3 ч.

29

Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы. Занятие-открытие

1

Беседа о бумаге

Выполнение работы

Исследование свойств бумаги, особенностей ее разновидностей. Моделирование правил по ТБ

при работе с ножницами.

Формирование умений и навыков работы с ножницами

21.04

30

Углубление представлений о получении объёма с помощью мятой бумаги. Занятие-исследование

1

Беседа об инструментах

Выполнение работы

Исследование приемов работы различными инструментами. Классификация приемов.

Формирование умений использовать художественные материалы

28.04

31

Изображение природных объектов (деревьев, кустов). Занятие-конкурс

1

Способы изображения

Изображение рисунка

Моделирование сюжетной работы «Мой любимый уголок парка». Анализ приемов работы

Развитие умений видеть прекрасное

05.05

Тема «Работа с природными материалами»

2

32

 Изображение домиков в лесу. Занятие-конкурс

1

Беседа об изготовлении предметов

Выполнение работы

Исследование поделок из природного материала. Подготовка материала к работе.

Развитие композиционного мышления и воображения

12.05

33

Изображение флота с парусами. Занятие-конкурс

1

Беседа о методах работы

Выполнение работы

Исследование приемов работы с природными

 материалами. Моделирование правил по ТБ.

Развитие композиционного мышления и воображения

19.05

Тема «Организация и обсуждение детских работ»  1 ч.

34

Обобщение изученного. Занятие-викторина

1

Организация выставки детских работ.

 Моделирование композиций

Развитие умений видеть прекрасное

21.05


                                                          Средства контроля

Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки, научно-практических конференций, отчётного концерта или спектакля юных художников, мастеров народных промыслов и ремёсел с приглашением родителей детей, друзей, педагогов местных учебных заведений художественно-эстетического и прикладного профиля.

                                     Условия реализации программы

1. Материально-техническая база:

предметная среда (стенды, специальное оформление, выставки готовых работ, сменная информация);

оборудование: ножницы, лекало, резцы.  

шкаф для хранения изделий, материалов;

коробки для хранения остатков бумаги, ткани.

2. Методическое обеспечение:

пополнение периодической литературы и книг по темам;

дидактический материал;

наглядный материал (образцы готовых изделий, иллюстрации из журналов);

методическая литература:  журналы, книги по технологии,  учебные  пособия для детей.

3. Наличие кадровых работников:

учитель начальных классов.

4. Организационно-педагогические условия:

сотрудничество с другими коллективами;

организация комплексных занятий.

                                                Список литературы

Список литературы для педагогов

Алексеева В. В. Что такое искусство / В. В. Алексеева. - М., 1991.

Алексахин Н. Постичь цветовую гармонию сердцем и умом // Дошкольное воспитание. – 1988 - № 3;

Алёхин А. Д. Когда начинается искусство / А. Д. Алёхин. - М., 1994.

Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева - М., 2009.

Коротеева Е. И. Графика. Первые шаги / Е. И. Коротеева.-М., 2009.

Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Коротеева.-М., 2009.

Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1-4 классов / Е. И. Коротеева.-М., 2003.

Список литературы для обучающихся

Коротеева Е. И. Графика. Первые шаги / Е. И. Коротеева.-М., 2009.

Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Коротеева.-М., 2009.

Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1-4 классов / Е. И. Коротеева.-М., 2003.

Коротеева Е. И. Озорные подружки-нитки: аппликация из ниток / Е. И. Коротеева.-М., 2009.

живопись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План кружка "Смотрю на мир глазами художника" 1 класс

План кружка "Смотрю на мир глазами художника" 1 класс...

Разработка занятия внеурочной деятельности пр программе "Смотрю на мир глазами художника"

Цели: - познакомить учащихся с основами цветоведения; - дать понятия цветового круга, основных, составных цветов, дополни­тельного цвета; -  холодного и теплого цветов; светлоты, цветовог...

Внеклассная кружковая работа по программе "Смотрю на мир глазами художника"

«Смотрю на мир глазами художника» 1 год обученияКалендарно тематическое – планирование 1 раз в неделюКоличество часов в год -33 часа...

Программа "Смотрю на мир глазами художника" для 2 класса

Органиация внеурочноой деятельнсти учащихся 2 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника" 1 класс

В программе представлена пояснительная записка  и тематическое планирование....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Смотрю на мир глазами художника»

Адресат программы: 6-10 лет Направленность: художественная. Уровень освоения программы: базовый. Срок реализации: 2 годаДополнительная общеразвивающая программа «Смотрю на мир глазами худо...