Рабочая программа "Смотрю на мир глазами художника" 3 класс
рабочая программа (изобразительное искусство, 3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Закутчанская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области»
РАССМОТРЕНА: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании педагогич. совета Директор МОУ «Закутчанская СОШ» Протокол №___
от «__»_______2013 ____________/ДенисенкоН.И. / Председатель_______/ / приказ №__ от «__»________2013 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
художественно-эстетического направления
«Смотрю на мир глазами художника»
Возраст – 9-10 лет
Программа составлена на основании Примерной программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления Е.И.Коротаевой.
«Смотрю на мир глазами художника». – М.: «Просвещение» 2010.
Срок реализации программы: 2013 – 2014 учебный год
Количество учебных часов в год – 3 класс -34 часа
Количество учебных часов в неделю – 1час
Педагог: Прокопенко Ирина Александровна
Класс: 3
2013 -2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа составлена на основании Примерной программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Смотрю на мир глазами художника», разработанной Е. И. Коротаевой в соответствии с учебным планом начального общего образования, концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Срок реализации программы – 1 год. Программа составлена в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения из расчёта 1 час в неделю.
Цель программы:
Дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного, декоративно-прикладного искусства.
Задачи
Учебные:
- освоение детьми основных правил изображения;
- овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности;
- развитие стремления к общению с искусством.
Воспитательные:
- формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
- развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
Творческие:
- умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;
- развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Возраст обучающихся – 9-10 лет.
Число обучающихся – 14 человек.
Технологии обучения: разноуровневое обучение, игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные технологии, технология развития критического мышления.
Формы занятий – беседа, практические занятия, экскурсии.
Режим занятий – в группе продлённого дня, 1 час в неделю.
Специфика реализации программы:
программа рассчитана на обучающихся третьего класса, увлекающихся изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью. Занятия проходят во второй половине дня в рамках часов внеурочной деятельности. Занятия направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами.
Планируемые результаты реализации программы:
«Ученик научится» Личностные результаты:
- эмоционально - ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художестйснно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
- осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающею мира и жизненных явлений.
Мeтaпредметные результаты:
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия; планировать и выполнять практическое: задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту, образец; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей; отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
- применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
- распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам;
- анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
- изготавливать несложные конструкции изделий но рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Предметные результаты:
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла; различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности; создавать простые композиции на заданную тему;
- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ животного, передавать на плоскости и в объёме пропорции фигуры; передавать характерные черты внешнего облика;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента.
Требования к уровню подготовки
В результате работы по программе учащиеся должны
3 класс
Предметные:
Обучающиеся в ходе изучения курса «Мир глазами художника» должны
Знать:
-разнообразные материалы, способы их обработки и выразительные средства, которыми пользуется художник;
-термины: живопись, портрет, пейзаж, натюрморт, гуашь, палитра, пастель, шаблон, аппликация, художник, композиция, искусство.
Уметь:
-пользоваться кистью и гуашью;
-работать в определённой цветовой гамме, различать основные цвета и их оттенки;
-работать в технике оригами: выполнять несложные предметы, сувениры, персонажей из бумаги;
-работать с природными материалами (овощами, ягодами, фруктами);
-сотрудничать друг с другом при создании коллективных работ;
-наблюдать натуру с целью передачи в рисунке её формы, изображать сказочных персонажей и человека в движении;
-описывать предметы сложной формы, правильно изображать их на листе бумаги.
Метапредметные:
- формулировать цель, составлять план достижения цели, оценивать результат своих действий;
- осуществлять действия по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
- соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его;
- понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Коммуникативные УУД:
- работать в группах;
- составлять план своих действий;
- умение выражать свои идеи в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации;
- структурирование знаний;
- выполнение инструкций, несложных алгоритмов при решении учебных задач;
- проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла.
Личностные УУД:
- оценивать свои поступки и поступки других людей;
- объяснять смысл своих оценок;
- осознавать себя ценной частью многоликого изменяющегося мира;
Эффективность реализации программы:
- стабильность состава занимающихся;
- результаты участия в выставках изобразительного и декоративно-прикладного искусства
- Формы контроля результативности реализации программы – участие в выставках изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Формы подведения итогов реализации программы - участие в выставках изобразительного и декоративно-прикладного искусства
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Живопись
Углубление знаний об основных и о составных цветах, о тёплых и холодных, о контрасте тёплых и холодных цветов. Расширение опыта получения эмоционального изменения цвета путём насыщения его ахроматической шкалой (насыщение цвета белой и чёрной краской). Осваивается способ насыщения цвета серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов.
Практическая работа: изображение пейзажей, выразительных объектов природы, цветов, камней, сказочных персонажей.
Личностные УУД: формирование интереса (мотивации) к изобразительному искусству;
использование полученных умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Регулятивные УУД: организация рабочего места под руководством учителя; определение плана выполнения заданий; использовать в своей деятельности художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, бумагу, ластик, кисти.
Познавательные УУД: развивать способность смыслового восприятия художественного текста; осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
Коммуникативные УУД: адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации; задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
2. Графика
Продолжение освоения выразительности графической неразомкнутой линии, развитие динамики руки (проведение пластичных, свободных линий). Расширение представлений о контрасте толстой и тонкой линий. Продолжение освоения разного нажима на мягкий графический материал (карандаш) с целью получения тонового пятна. Кроме этого, знакомство с другими графическими материалами — углём, сангиной, мелом и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях. Знакомство с техникой рисования цветными карандашами. Закрепление представлений о значении ритма, контраста тёмного и светлого пятен в создании графического образа.
Практическая работа: изображение животных и птиц, портрета человека, предметов быта.
Личностные УУД: умение использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем; адекватно воспринимать оценку учителя.
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные УУД: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
3. Скульптура
Второй год обучения. Развитие навыка использования основных приёмов работы (защипление, заминание, вдавливание и т.д.) со скульптурными материалами — глиной и пластилином. Работа с пластикой плоской формы (изображение листьев), изучение приёмов передачи в объёмной форме фактуры.
Практическая работа: лепка листьев, объёмных форм (ваз), сказочных персонажей.
Личностные УУД: формирование интереса к выполнению поделок из пластилина; осмысление собственной деятельности.
Регулятивные УУД: освоение приемов работы с пластилином: скатывание, раскатывание, вытягивание, прилепливание, прищипывание, сплющивание; освоение организации рабочего места для работы с пластилином; умение осуществлять действие по образцу; действовать по плану
Познавательные УУД: выделять существенную информацию при работе с пластилином, умение осуществлять анализ изделия под руководством учителя.
Коммуникативные УУД: выслушивать и слышать учителя, одноклассников; развитие способности к совместному обсуждению заявленных вопросов способность формулировать вопросы.
4. Аппликация
Развитие навыка использования техники обрывной аппликации, навыка работы с ножницами
и получения симметричных форм. Особое внимание уделяется работе с готовыми цветовыми эталонами двух или трёх цветовых гамм.
Практическая работа: изображение пейзажей, архитектурных сооружений, овощей, фруктов.
Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу способам решения новой задачи.
Регулятивные УУД: организация рабочего места для работы с бумагой, клеем, ножницами; навык работы с ножницами; соблюдение правил безопасной работы; освоение видов аппликации: обрывная, вырезанная, симметричная; организовывать свою деятельность: постановка цели, составление плана, выполнение учебной задачи по образцу; проведение самооценки.
Познавательные УУД: устанавливать аналогии; владеть рядом общих приемов решения задач.
Коммуникативные УУД: уметь взаимодействовать с учителем и коллективом: слушать собеседника, излагать свое мнение, уметь договариваться; осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль.
5. Бумажная пластика
Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании художественного образа участвует как вырезанный белый силуэт, так и образовавшаяся после вырезания дырка. Углубление представлений о получении объёма с помощью мятой бумаги.
Практическая работа: изображение природных объектов (деревьев, кустов), отдельных фигурок.
Личностные УУД: формирование интереса к выполнению поделок из бумаги; формирование позитивного отношения к труду, способность к пониманию причин успеха, в том числе способность к самоанализу и самоконтролю.
Регулятивные УУД: формирование умения организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия; принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; составлять композицию по образцу; планировать практическую деятельность по плану.
Познавательные УУД: исследовать свойства бумаги; понимать условные знаки; проводить сравнение по заданным критериям.
Коммуникативные УУД: навык работы в группе; контроль своих действий при коллективной работе; развитие способности к совместному обсуждению заявленных вопросов; умение точно выражать свои мысли.
6. Работа с природным материалом
Разнообразие природных материалов расширяется введением в работу скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян и т.д.
Практическая работа: изображение домиков в лесу, флота с парусами, уголков природы и других сюжетов (по выбору детей).
Личностные УУД: понимание значения бережного отношения к природе, формирование интереса к выполнению поделок из засушенных листьев и дальнейшее их использование.
Регулятивные УУД: освоение организации рабочего места для работы с природными материалами; умение осуществлять действие по образцу; освоить некоторые приемы работы с природным материалом: создание аппликационной композиции из засушенных листьев, используя клеевой способ соединения деталей.
Познавательные УУД: проводить анализ изделия по заданным критериям.
Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, взаимодействовать с учителем, умение прислушиваться к мнению других, оценивать и принимать чужое мнение.
7. Организация и обсуждение выставки детских работ
При организации выставки педагог активизирует общение детей, чтобы они могли воспроизвести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях
Личностные УУД: положительное отношение к школе, принятие всех видов школьной действительности, способность к пониманию причин успеха, в том числе способность к самоанализу и самоконтролю.
Регулятивные УУД: оценивание пройденного материала, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные УУД: проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные УУД: обсуждение творческих работ; высказывания собственного мнения и умение прислушиваться к мнению других.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА»
3 класс
№ п/п | Темы | |
3 класс | ||
1 | Живопись | 12 |
2 | Графика | 2 |
3 | Скульптура | 4 |
4 | Аппликация | 11 |
5 | Бумажная пластика | 3 |
6 | Работа с природными материалами | 1 |
7 | Организация выставки и обсуждение выполненных работ | 1 |
Итого: | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс
Месяц | № п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата по плану | Дата фактически |
Сентябрь | 1. | Рисование с натуры букетов осенних цветов (акварель). | 1 | ||
2. | Наброски по памяти и представлению осенних кустарников. | 1 | |||
3. | Рисуем композицию из фруктов. | 1 | |||
4. | Теплые и холодные цвета. Рисуем костер. | 1 | |||
5. | Поделки из овощей и фруктов. | 1 | |||
Октябрь | 6. | Выполнение аппликации из мятой бумаги. | 1 | ||
7. | Коллективная работа «Создаём сказочный город». | 1 | |||
8. | Лепка грибов и других даров природы. | 1 | |||
9. | Учимся рисовать персонажей из сказки «Снегурочка». | 1 | |||
Ноябрь | 10. | Работа цветными карандашами. Рисуем натюрморт из овощей. | 1 | ||
11. | Передаем мир сказки (снежная баба, снеговик). | 1 | |||
12. | Учимся создавать цветочное панно из гофрировки. | 1 | |||
Декабрь | 13. | Коллективное создание композиции из бумаги «Цветочная поляна». | 1 | ||
14. | Рисуем наброски домашних животных (кошка, собака, кролик). | 1 | |||
15. | Создание подставки из бумаги в технике оригами. | 1 | |||
16. | Создаем открытку из бумаги (оригами) к Новому году. | 1 | |||
Январь | 17. | Снежная баба, снеговик из бумаги. | 1 | ||
18. | Рисуем разных животных. | 1 | |||
19. | Лепка героев мультфильмов способом вытягивания. | 1 | |||
Февраль | 20. | Рисование весенних пейзажей. | 1 | ||
21. | Сувениры из бумаги ко Дню защитника Отечества. | 1 | |||
22. | Зарисовки с натуры насекомых (божьей коровки, пчелы). | 1 | |||
Март | 23. | Создаём игрушки из конусов и цилиндров. | 1 | ||
24. | Изготавливаем сувениры из разных материалов ко Дню 8 Марта. | 1 | |||
25. | Лепка и украшение матрёшек. | 1 | |||
26. | Аппликация из полос. | 1 | |||
Апрель | 27. | Коллективная работа. Рисуем перелётных птиц. | 1 | ||
28. | Расписываем игрушки в разной технике. | 1 | |||
29. | Конструирование из бумаги цветов. | 1 | |||
30. | Создаём героев сказки в технике оригами «Репка». | 1 | |||
Май | 31. | Рисуем декорации к сказке «Репка». | 1 | ||
32. | Птицы из бумаги (оригами). | 1 | |||
33. | Аппликация на тему «Здравствуй, лето!». | 1 | |||
34. | Организация выставки и обсуждение детских работ | 1 |
ОБОРУДОВАНИЕ
Оборудование кабинета: ученические столы и стулья, доска, компьютер, интерактивная доска, проектор, магнитофон.
Материалы и оборудование для обучающегося: альбом; краски художественные (гуашевые или акварельные); кисти круглые (белка, пони) №1,2,3; карандаши простые (М, ТМ), ластик; стаканчики для воды; палитры пластиковые; клей (карандаш, ПВА); цветная бумага, цветной и белый картон; ножницы; пластилин, коврик для лепки, стек; кусочки ткани; природный материал (семена растений, засушенные листья, цветы, ракушки).
- Алексеева В. В. Что такое искусство / В. В. Алексеева. - М., 1991.
- Алёхин А. Д. Когда начинается искусство / А. Д. Алёхин. - М., 1994.
- Барадулин В.А, Основы художественного ремесла. В 2 т. М.: Просвещение. – 1979;
- Белецкая Л.Б. Прессованная флористика: картины из цветов и листьев - М.: Эксмо. – 2006;
- Гасюк Е.О., Степан М.Г, Художественное вышивание . Киев: Высшая школа. – 1989;
- Глинская И.П. Декоративное растение: методическая разработка. – Л.: 1971;
- Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства / Н. А. Горяева. - М., 1991.
- Гусакова М.А. Аппликация. М.: Просвещение. 1987;
- Держава Рериха. – М.: Изобразительное искусство. – 1994;
- Елизарова Е. Декоративно-прикладное искусство // Дошкольное образование. 1997. - №3;
- Кирилло А. Учителю об изобразительных материалах. – М.:. Просвещение. – 1971;
- Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева - М., 2009.
- Коротеева Е. И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков/ Е. И. Коротеева - М., 2009.
- Коротеева Е. И. Графика. Первые шаги / Е. И. Коротеева.-М., 2009.
- Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Коротеева.-М., 2009.
- Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1-4 классов / Е. И. Коротеева.-М., 2003.
- Коротеева Е. И. Озорные подружки-нитки: аппликация из ниток / Е. И. Коротеева.-М., 2009.
- Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров: пособие для руководителей общеобразовательных школ и внешкольных учреждений. М.:. Просвещение. – 1990;
- Новикова Е.Ф. Вдохновение: аранжировка цветов. Флористика. – Минск.: ПП «МЕТ». – 1994;
- Неменский Б. М. Педагогика искусства / Б.М. Неменский.-М., 2007.
- Неменский Б. М. Познание искусством / Б.М. Неменский. – М., 2000.
- Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В, Декоративное искусство. – М: - 1976;
- Психология процессов художественного творчества. – Л.: Наука. – 1980;
- Пучков А.С. Методика работы над натюрмортом. М.: Просвещение. – 1982;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час с применением ИКТ посвящённый Дню Победы «Этот праздник со слезами на глазах» 4 класс
Цели данного урока:формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 года, её защитниках и подвигах; развитие у детей представления о том, что защита Родины – священная обязанность...
Сценарий праздника «Этот праздник со слезами на глазах». (4 класс)
Большое красочное мероприятие ко Дню Победы можно подготовить учениками 3 - 4 классов....
Тест по русскому языку "Зоркий глаз" (3 класс)
Задания теста помогут учителю определить уровень сформированности у учащихся орфографической зоркости и умения применять теоретические знания на практике по теме "Имя существительное"....
Рабочая программа по дополнительному образованию 4 класс. Кружок "Смотрю на мир глазами художника"
Рабочая программа по дополнительному образованию с календарно-тематическим планированием для 4 класса по кружку "Смотрю на мир глазами художника"...
Рабочая программа студии "Мир глазами ребёнка"
Рабочая программа студии "Мир глазами ребёнка" разработана на 4 учебных года....
Конспект урока "У неё голубые глаза", 2 класс, английский язык, Spotlight
Конспект урока с элементами групповой технологией....