Рабочая программа по дополнительному образованию 4 класс. Кружок "Смотрю на мир глазами художника"
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочая программа по дополнительному образованию с календарно-тематическим планированием для 4 класса по кружку "Смотрю на мир глазами художника"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_klass_dop.obraz_._smotryu_na_mir_glazami_khudozhnika_.docx | 34.52 КБ |
Предварительный просмотр:
СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа дополнительного образования кружка «Смотрю на мир глазами художника» составлена на основе письма Минобразования России от 18.06.2003 № 28 – 02 – 484 и Программы дополнительного художественного образования детей. Автор Е. И. Коротеева Москва. «Просвещение» 2011 год., в соответствии с Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ.
Количество занятий в неделю- 1 час
Количество занятий за год-34часа
Рабочая программа кружка разработана в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы внеурочной деятельности младших школьников художественно-эстетического направления «Смотрю на мир глазами художника» автора Е.И.Коротеевой, доктора педагогических наук.
При доминирующей социальной направленности этот кружок является полифункциональным по своим целям. Социальное значение кружка обусловлено тем, что ученики приобретают и совершенствуют опыт творческой преобразовательной деятельности, получают возможность творческого саморазвития; обучаются полезным и социально ценным видам практической деятельности; учатся продуктивному взаимодействию.
Помимо этого, работа детей имеет ярко выраженный нравственный смысл, поскольку она направлена на других людей, повышение их положительного эмоционального состояния.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Общекультурное значение кружка обусловлено тем, что учащиеся расширяют свой культурный кругозор, приобретая знания о традициях, обычаях, в соответствии с которыми люди устраивают свой быт и оформляют те или иные события своей жизни; о правилах этикета, о правилах создания гармоничного предметного мира.
В содержание работы детей входит изготовление подарков, сувениров, предметов бытовой среды различного назначения, устройство и оформление праздников.
Занятия направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами.
По ходу занятий обучающиеся посещают виртуальные музеи, выставки, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области искусства выдающихся художников. Занимаются живописью, графикой, лепкой из пластилина и бумажной пластикой. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами.
Цели и задачи:
развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
научить приёмам исполнительского мастерства;
научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
научить грамотно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров;
учить владеть материалами и инструментами изобразительной деятельности;
формировать эстетическое отношение к красоте окружающего мира;
развивать умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
формировать чувство радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
формировать умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;
развивать стремление к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
II. Тематическое планирование
№ | Содержание деятельности | Формы контроля и варианты его проведения | Количество часов | Дата | ||||
План | Факт | |||||||
Теоретические занятия | Практические занятия | 34ч | ||||||
1 | Беседа об основах живописи и умения получать цветовое пятно | Рисунок «Моя семья» | Отчётные выставки по четвертям | 1 | ||||
2 | Беседа о природных материалах в аппликации. | Аппликация из листьев «Сказочный лес» | Участие в различных конкурсах | 1 | ||||
3 | Беседа: «Эмоциональное изменение цвета в завиcимости от характера его насыщения белой или чёрной краской». | Живопись. «Мой котик» | 1 | |||||
4 | Беседа о выразительных возможностях мягкого материала для лепки — глины и пластилина | Скульптура. Уточка | 1 | |||||
5 | Беседа: «Изучаем основные, тёплые и холодные цвета. | Живопись. «Солнечный день» | 1 | |||||
6 | Беседа: «Знакомство с выразительными средствами графики. | Графика. «Идет дождь» | 1 | |||||
7 | Беседа об основных и дополнительных цветах в живописи | Живопись. «Красивый коврик» | 1 | |||||
8 | Беседа о разных техниках аппликации и различных материалах | Аппликация. «Сказочный цветок». | 1 | |||||
9 | Беседа о видах изобразительного искусства | Экскурсия в музей. Графика. | 1 | |||||
10 | Беседа: « Изучаем основные, тёплые и холодные цвета». | Живопись. «Красивая бабочка» | 1 | |||||
11 | Беседа: « Изучаем основные, тёплые и холодные цвета». | Живопись. «Красивая рыбка» | 1 | |||||
12 | Беседа о технике «вырезанная аппликация». | Аппликация. «Сказочная птица» | 1 | |||||
13 | Беседа: «Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал». | Графика. «Ажурная ограда» | 1 | |||||
14 | Беседа: «Контраст тёплых и холодных цветов». | Живопись. «Дед Морозов» | 1 | |||||
15 | Беседа: «Контраст тёплых и холодных цветов». | Живопись. «Снегурочка» | 1 | |||||
16 | Беседа о трансформации плоского листа бумаги и освоении его возможностей. | Бумажная пластика. «Гирлянда» | 1 | |||||
17 | Беседа о трансформации плоского листа бумаги и освоении его возможностей. | Бумажная пластика. «Елка» | 1 | |||||
18 | Беседа о вариантах создания тонового пятна в графике. | Графика. «Мой дом» | 1 | |||||
19 | Беседа о первичных представлениях контраста темного и светлого пятен. | Графика. «Зимний сад» | 1 | |||||
20 | Беседа о первичных представлениях контраста темного и светлого пятен. | Графика. «Узор на окне» | 1 | |||||
21 | Беседа о скульптуре как трёхмерном изображении. | Скульптура. «Сказочный дом» | 1 | |||||
22 | Беседа о выразительных возможностях пластилина. | Скульптура. «Сказочный дом» | 1 | |||||
23 | Беседа о выразительных возможностях пластилина. | Скульптура. «Сказочный герой» | 1 | |||||
24 | Беседа о работе создания небольших объёмных пейзажей из природных материалов. | Природный материал. «Уголок природы» | 1 | |||||
25 | Беседа об аппликации из природных материалов | Природный материал. «Узор из семян» | 1 | |||||
26 | Беседа о вариантах работы цветными карандашами и фломастерами. | Графика. «Мой дом - буква» | 1 | |||||
27 | Беседа о вариантах работы цветными карандашами и фломастерами. | Графика. «Мой дом - буква» | 1 | |||||
28 | Беседа о трансформации плоского листа бумаги и освоении его возможностей. | Строим дом из бумаги | 1 | |||||
29 | Беседа о трансформации плоского листа бумаги и освоении его возможностей. | Строим дом из бумаги | 1 | |||||
30 | Беседа о технике «вырезанная аппликация». | Аппликация. «Сказочный лебедь» | 1 | |||||
31 | Беседа: «Контраст тёплых и холодных цветов». | Живопись. «Сады цветут» | 1 | |||||
32 | Беседа о человечности, доброте и дружбе. Смешанная техника в рисунке | Живопись. «Дружат дети на планете» | 1 | |||||
33 | Беседа об основах живописи и умения получать цветовое пятно. | Живопись. «Здравствуй, лето» | 1 | |||||
34 | Отчётная выставка |
| 1 |
Учебно-тематический план
№ | Разделы | Количество часов |
1 | Живопись. 10 часов. | 10 |
2 | Графика. 9часов. | 9 |
3 | Скульптура. 4 часа | 4 |
4 | Аппликация. | 8 |
5 | Бумажная пластика. | 3 |
Итого: | 34 |
III. Содержание программы и требования к уровню подготовки
Живопись. 10 часов. Начальные представления об основах живописи, развитие умения
получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.
Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.
1. Графика. 9часов. Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте темного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.
Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.
3. Скульптура. 4 часа. Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки — глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон. Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.
4. Аппликация. 4 часа. Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации и техникой «вырезанная аппликация». Знакомство с засушенными цветами и травами и с необычными материалами, например с фантиками.
Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).
5. Бумажная пластика. 3 часа. Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также смятие бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа.
Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.
6. Работа с природными материалами. 3 часа. В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д.
Практическая работа: изображение уголков природы.
7. Организация и обсуждение выставки детских работ. 1 час. Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся.
Оборудование и приборы
Акварельные краски, гуашь, кисти, цветная бумага, ножницы, клей, пластилин, природные материалы. Работы педагога по указанным темам.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ:
В результате работы по программе «Смотрю на мир глазами художника» ученик должен:
освоить основные правила изображения;
овладеть материалами и инструментами изобразительной деятельности;
развить стремление к общению с искусством;
формировать эстетическое отношение к красоте окружающего мира;
уметь контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
формировать чувство радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
уметь осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;
развить стремление к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Обучающиеся должны знать и уметь:
Знать: основные правила изображения
Понимать: образный язык живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и бумажной пластики.
Уметь: владеть материалами и инструментами изобразительной деятельности; осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; работать с природными материалами.
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту, образец; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы)
анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
создавать простые композиции на заданную тему;
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру.
IV. Литература:
Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства Н. А. Горяева. — М., 1991.
Коротеева Е. И. Азбука аппликации Е. И. Коротеева. — М., 2009.
Коротеева Е. И. Изобразительное искусство:
учебно-наглядное пособие для учащихся 1 — 4 классов Е. И. Коротеева — М., 2003.
Неменский Б. М. Мудрость красоты Б. М. Неменский — М., 1987.
Коротеева Е.И. Азбука аппликации / Е.И. Коротеева. –М., 2009.
Коротеева Е.И. Весёлые друзья – фантики: аппликация из фантиков / Е.И. Коротеева. – М., 2009.
Коротеева Е.И. Графика. Первые шаги /Е.И. Коротеева . – М., 2009.
Коротеева Е.И. Живопись. Первые шаги /Е.И. Коротеева . – М., 2009.
Коротеева Е.И. Изобразительное искусство: учебно – наглядное пособие для учащихся1 – 4 классов /Е.И. Коротеева . – М., 2003.
Коротеева Е.И. Озорные подружки - нитки: аппликация из ниток /Е.И. Коротеева . – М., 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Мастерилка" 1 класс
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Мастерилка" 1 класс...
Рабочая программа по дополнительному образованию "Занимательная грамматика" 1-4 классы
Программа составлена с учетом требований ФГОС....
Рабочая программа по дополнительному образованию "Я познаю мир" 1-4 класс
Программа по дополнительному образованию для обуающихся 1-4 классов....
Рабочая программа по дополнительному образованию 4 класс. Кружок "Музыкальная мозаика"
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием для 4 класса по кружку "Музыкальная мозаика"(допобразование)...
Рабочая программа по дополнительному образованию 4 класс. Кружок "Вдумчивое чтение"
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием для 4 класса по кружку "Вдумчивое чтение"(допобразование)...
Рабочая программа курса дополнительного образования «Занимательная математика» для 3 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духов...
Рабочая программа по дополнительному образованию "Развитие логического мышления" 2 класс. Составитель Рудакова И. В. учитель ГБОУ 2122
Курс кружка «развитие логического мышления» во 2-ом классе разработан как дополнение к следующим дисциплинам: математика, русский язык, окружающий мир.Он призван решить следующие задачи:Ра...